Большая перемена
- 29 апр 1973
Закидайте меня тапками, но я совершенно не понимаю всенародной любви к этому недоразумению. Затянуто, скучно, неоправданно. Слишком заказной, слишком ненатуральный, неинтересный и непоучительный. Главный герой действует как манипулятор, причем не особенно-то и успешно, если поместить его в реальные жизненные обстоятельства. Что за странное стремление перелить именно свою кровь? Я весь фильм пыталась поставить себя на место тех, для кого это все — ностальгия. Но в других фильмах об этом времени показана реальность. А здесь искусственный шаблон, не выдерживающий критики. Ничего милого я не вижу ни в Полине, ни в супруге Ганжи (любой мужик уже бы сбежал от такой «мамочки», измеряющей все оценками). Ничего мужественного ни в ком из мужских героев, разве что здравое решение послать к чертям Полину, отпустить эту нездравую влюбленность со стороны Федоскина. Собрали великовозрастных и незрелых притом детей. За которыми ходят и порицают, порицают, порицают. Проблемы из ничего (урок на 10 минут раньше, вот, трагедия же). Понравился начальник Леднёва, его ответ работникам по телефону был единственной здравой мыслью:' нянек за вами нет. Вот, всем героям этого и хотелось пожелать, чтобы без нянек справлялись и стали самостоятельными. Женщины поголовно, взбрыкнув на время, возвращаются к тем, кто обманул их надежды, кто никак не исправил своих ошибок. Нипочему. Просто от большой любви. Увы и ах. Простите все влюбленные в этот фильм. Я обожаю советские фильмы, но не этот. 1 из 10
Впервые пишу отзыв, пересмотрев фильм. Обычно, вопреки логике, я сначала пишу, а затем, не в силах противостоять искушению, начинаю пересматривать. Это, кстати, давно стало опасным, потому что, связавшись с данным ресурсом, я теперь только и делаю, что пялюсь на экран, рассматривая давно знакомые мне картины и действия. «Большая перемена» никогда не была (за исключением глубокого детства) в списке моих любимых фильмов. Действительно, посмотрев послужной список режиссера Алексея Коренева, констатирую, что в основной своей массе работы у него довольно дурацкие. ТВ-версии и какая-то нелепая, оторванная от реальности атмосфера. Но, может быть, при нынешнем положении вещей, это совсем и неплохо. О фильме нет смысла рассказывать, все его видели, но, пересмотрев его в какой уж по счету раз, впервые обратил внимание на то, какой интересный образ и какую нестандартную роль сыграла Валентина Талызина. Может это единственный реальный учитель на экране. Все остальные передергивают даже с учетом того, что на дворе было начало 70-х, самый расцвет вычурной советской показухи. Ученики тоже производят не лучшее впечатление, такое ощущение, что они не живут, а играют на киноэкране. Но смешно, да. В фильме невозможно ткнуть пальцем куда-нибудь в воздух, чтобы не зашибить ненароком какую-нибудь случайную звезду советского экрана. Такое сейчас часто встречается, но здесь нечто особенное. Гениальный образ, как всегда, создал Евгений Леонов, он вообще, тот самый актер, что прекрасно отобразил менталитет, пусть и без сонной вялотекучести Емели, ожидающего на печи свою щуку. Если отключить разум и логику, то фильм воспринимается на ура, от него веет духом какой-нибудь французской комедии того времени. Кстати, режиссер в итоге снял «французский» фильм в 1990 году, «Ловушка для одинокого мужчины», который очень точно отобразил его форму, хотя уже и был отягощен приближающимися девяностыми. Странно, что этого он не сделал раньше. Кстати, по поводу «аттракциона невиданной щедрости». Однажды мне довелось услышать женскую версию на тему, что, если мужчина слишком на нее тратится в первые дни знакомства, то это признак того, что у него несерьезные намерения. А еще одна версия (от другой девушки), что мужчина должен мало зарабатывать, иначе он сможет позволить себе что-то на стороне. Это я на тему Крамарова-ухажера. Интересно, он привлекает кого-нибудь как мужчина, а не как известный актер?
Легендарный фильм «Большая перемена» знакомит зрителя с категорией учеников и учителя, которые являются ровесниками. Нестор Петрович Северов, не поступив в аспирантуру, становится классным руководителем выпускного класса вечерней школы. Подопечные работают на заводах, растят детей и создают семьи. Молодой учитель следует принципу: «Учёба прежде всего». Но, со временем, он вникает в проблемы взрослых учеников и сам пытается определиться в отношениях с одной из учениц. Оказалось, что преподавать школьные дисциплины очень разным взрослым людям, большинство из которых старше самого преподавателя, не так-то просто, особенно если некоторые из них не хотят учиться. Некоторые взрослые, казалось бы, ученики доставляют своему классному руководителю массу хлопот. В довершение ко всем проблемам, в нового учителя влюбляется ученица Нелли Леднёва, отец которой учится в том же классе. Фильм режиссёра Алексея Коренева по праву стал одним из лучших фильмов советского кино. Эта смешная и трогательная история о взрослых школьниках и их неопытном учителе завоевала всенародную любовь, а для современных зрителей стала «окном» в светлую идеалистическую юность 1970-х годов. Старомодный и высокомерный историк Нестор Северов устраивается работать в вечернюю школу, где учатся взрослые работающие люди, а преподают исключительно женщины. На фоне безответной любви и семейных ссор, учащиеся 9 «А» весело постигают азы школьной программы. Здесь и Нелька в одном классе со своим отцом, который заставляет девушку краснеть, бесшабашный Ганжа со своей женой учительницей, халявщик Тимохин, многодетный отец Отто, строгая Светлана и многие другие. Каждый персонаж имеет свой неповторимый характер и непревзойдённый юмор. Нестор мало отличается от своих учеников, тут и выдуманная обида на предавшую его девушку, и отчаянная любовь к ней. Фильм разобран на цитаты, а образы персонажей стали синонимами человеческих слабостей. Очень люблю этот фильм. Великолепный актёрский состав, даже в эпизодах, не говоря уже о главных героях. Светлана Крючкова хорошенькая, молоденькая. Наталья Гвоздикова — красавица, куда до неё современным «звёздам». Леонов, Крамаров, Кононов, Ролан Быков! А сколько крылатых фраз вышло из этого фильма — не перечесть! Музыка лёгкая, весёлая. Смотришь — и все проблемы забываешь! В конце даже плачу всегда от радости за счастье Нестора Петровича и Полины, и Ганжи со Светланой. Этот фильм входит в десятку моих самых любимых советских фильмов. Такого фильма уже не снимут никогда, обидно, за наше российское кино. Смотрите обязательно всей семьёй, наслаждайтесь просмотром, улыбайтесь, грустите, любите вместе с героями фильма. Приятного просмотра! 10 из 10
Перед нами один из самых любимых советских фильмов. Один из тех, который может раскрасить собой серые будни, не важно, покажут ли все четыре серии в один день или разнесут по одной серии на четыре дня. Здесь, как и во многих других советских фильмах, сюжет в общем-то простой, даже наивный, но благодаря плеяде великих актёров хочется смотреть снова и снова, даже если знаешь сюжет наизусть. Вот уж и правду говорят — талантливый человек талантлив во всём. Нестор Северов проваливается при поступлении в аспирантуру, более того — от него уходит любимая девушка. Любой бы сломался на его месте, запил бы, начал курить. Нестор Петрович наоборот бросил! Направили, было его, читай сослали, в школу рабочей молодёжи учителем истории. Классным руководителем сумасшедшего 9 «А». В котором один Ганжа чего стоит. Но умный человек на то и умный! Нестор Петрович не только стойко выдержал нападки великовозрастных шалопаев, но и добился того, чтобы весь класс его полюбил. А чего стоило ему перевоспитать жмота Петрыкина, начальника Ляпишева? А перевести на свою сторону соперника Федоскина, чья изначально была Полина, просто высший пилотаж, на мой взгляд! Да, в фильме полно нелепостей. Например, Светлана Афанасьевна пишет на доске тему сочинения и говорит «Думайте!», как будто это не 30—40-50-летние тётки и дядьки а 5-классники, сами не знают, что надо делать. Или как Нестор Петрович хотел вызвать родителей Нелли Леднёвой, а папа вот он, в одном классе! Да и просто, в наши дни немного странно смотрится, как учитель бегает за учениками и уговаривает ходить в школу, улаживает рабочие, семейные, бытовые проблемы. И так рьяно берётся за дело, что не боится даже прыгнуть в воду или встать в ворота. Да и сам Нестор Петрович выглядит непроходимым занудой. Или что Светлана Афанасьевна и Ганжа — муж и жена, но почему-то скрывают это от всех. Зачем? Но всё это смотрится так мило, душевно! И такую ностальгию навевает. По временам, когда школа воспитывала, а не пускала всё и всех на самотёк. Когда Учитель с большой буквы считал своим долгом не только научить, но и воспитать, и даже в каких-то ситуациях помочь. Но фильм не о том, какие хорошие учителя в советских школах. Он о том, как важно, кто у тебя учитель. Какая он личность. Конечно же, и тогда всякие учителя были, и хорошие и плохие. Но только такие как Нестор Петрович могут даже находясь не в самом лучшем душевном состоянии, сплотить класс, заинтересовать, да не просто заинтересовать, а прямо-таки влюбить учеников в свой предмет. Актёрская игра, разумеется, бесподобна! Ещё бы, ведь, как я уже говорил, здесь собрана целая плеяда. Михаил Кононов, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Светлана Крючкова, Татьяна Богунова, Валентина Сперантова. И это не полный список. Большинство из них уже на небесах. Светлая им память. Ну тут даже оценки не надо! Это классика! На все времена!
Нестор Петрович Северов (М. Кононов) — талантливый выпускник института, историк должен поступать в аспирантуру, а значит его профессиональный путь ведет глубоко в историческую науку. Так полагает и его профессор. Но внезапно на экзамене в аспирантуру Нестора обходит его девушка Полина. В аспирантуре теперь будет учиться она. А Нестору Петровичу ничего не остается как идти преподавать историю в общеобразовательную школу. Имя Нестор отсылает к знаменитому летописцу, возможно. Оно символизирует то, что человек наделен знанием абстрактной, теоретической науки, мудростью. Но отчество Петрович словно «спускает с небес на землю», приближая человека ближе к народу. Путь в народ совершает и Нестор, придя работать в школу, сразу получая предупреждение: «Съедят они Вас» (в переносном значении). Коллектив в школе в основном женский. Надежда, что с приходом учителя — мужчины у кого-то можно будет попросить закурить, скоро обрывается. Но Нестору Петровичу в вечерней школе дают старший класс: 9 а. Ситуация становится не совсем обычной, поскольку с некоторыми учениками учитель оказывается примерно одного возраста, а некоторые ученики класса (Е. Леонов) по возрасту учителю просто в отцы годятся. Контингент класса — рабочая молодежь, которая днем работает на предприятиях на рабочих специальностях, а вечером учится. Понятно, какими они приходят после трудового дня в школу, но учиться нужно. Но здесь у учащихся возникает вопрос: «А зачем это нужно?» Зачем нужно учиться людям, у которых уже есть практическая работа, они зарабатывают себе на жизнь, зачем им нужны далекие от реальности, обыденности абстрактные знания о том, как развивалась Германия в прошлом или о императоре Нероне. Им хорошо в реальном, сегодняшнем дне, они отработали — все хорошо. И здесь Нестору Петровичу приходится столкнуться с проблемой о том, как убедить, заинтересовать учеников изучать этот предмет — далекую историю. В фильме показано на что должен пойти учитель, чтобы обеспечить явку учащегося на урок. Класс 9 а необычен. В одном классе учатся отец, человек уже немолодого возраста (Е. Леонов) и дочь (С. Крючкова), которая влюбляется в своего учителя Нестора Петровича, хотя поначалу назвала его черствым. Для одного из учеников, рубахи-парня учительницей по русскому языку и литературе является собственная супруга. Но как вести себя жене, оценивая своего мужа, не выдав тайны, как быть объективной, не завысить лишний раз оценку, всегда относится очень, чрезмерно строго. В фильме показан труд, работа и в школе и на производстве. Но фильм о юности, поэтому он очень светлый: молоды и подавляющее большинство учеников, молод и сам учитель. Когда, так неинтересно и скучно, когда некто начинает воспитывать человека, водя по нудным лекциям, так хочется бежать на танцы, радоваться, ведь это юность. Очень прекрасна и символична сцена, когда 9 а едет в автобусе, напевая песню: «ждет нас что-то новое», а на соседнем сидении сидит с грустной улыбкой профессор истории, едущий на работу в институт. Фильм прекрасен тем, что показывает представителей разных поколений: отцов и детей, и представителей разных профессий: ученых, учителей, рабочих, как одно единое и неделимое целое — коллектив, где все друг друга уважают. Это важно и сегодня, в современное время. Также как и роль учителя в жизни. Этот фильм повышает престиж профессии учителя, когда в роли учителя молодой, обаятельный, светлый и внешне и внутренне Михаил Конов, показав в этой роли, как замечательно, если в школе работает мужчина в самом расцвете своих сил, причем на гуманитарном предмете — истории. Когда все же на нем лежит ответственность за мировоззрение, воспитание этих людей, их будущее. Важна и сцена выпускного бала, которая утверждает, что все же: «ждет нас что-то новое». Они молоды, они пойдут в будущее, ведь «молодость прекрасна тем, что у нее есть будущее» как писал Н. Гоголь. 10 из 10
Мои родители часто рассказывали про СССР. Говорили как там было хорошо и счастливо, люди были добрее, а работу можно было найти любому человеку, а кто не желал работать, сажали в тюрьму. Не то что сегодня, работу найти тяжело, государство толком не помогает, а вечерних школ уже вовсе не существует. А в СССР были вечерние школы, для людей, которые работали и учились или же просто, которые не окончили девять классов. Раньше государство заставляло учиться. Для этого и существовали вечерние школы. Именно об этом и рассказывает советский мини-сериал «Большая Перемена». Стоит сперва подчеркнуть, что многая нынешняя молодёжь не поймёт много в этом мини-сериале. Только те, кто пришел с девяностых найдут всё что им надо. Например я не понимал, почему в «9 а» учатся взрослые дядьки и тётки, которые еще и работают. Лишь только, когда рассказала мне об этом мама я понял всю суть и иронию. Так что, кто не понял этот прибывший из советского союза сериал, спросите своих родителей или бабушек, дедушек, они вам всё поведают в подробностях. Ну с понятиями разобрались, перейдём к сюжету. Сюжет таков: Нестор Северов-умный и образованный человек, который провалился в аспирантуре, и ему пришлось идти учителем истории в ту самую вечернюю школу, где и начинаются его «весёлые» приключения. Знакомства с коллективом женщин, любовь и дружба между классом «9 а». Всё это сопровождается смешными персонажами, отличными шутками и интересным повествованием, который сдобрили несколькими сюжетными линиями и песнями. Актёры фильма, некоторые уже покойные, являются огромным плюсом всей истории. Столько замечательных актёров и прекрасных персонажей, что глаза вначале разбегались во все стороны. Главный герой, учитель по истории хорош, его исполнил отличный актёр Михаил Кононов, который вписался в сериал отлично. Евгений Леонов прекрасно исполнил рабочего человека. А главный хулиган и прогульщик, сыгранный Александром Збруевым вписался просто отлично. На него было больше всего интереснее смотреть. Он такой забавный и смешной. Множество знаменитых советских актёров я увидел за фильм. А если после просмотра вы скажете: «А что они такие наивные и добрые»? И посчитаете это минусом, то это будет глупо, потому что в советское время, именно таки люди и были, они называли друг друга товарищами, не били морду, не издевались над учителем и одноклассниками. Были добрые и интеллигентные люди, которые в любой ситуации придут на помощь. А сейчас что? Без комментариев. Именно этот сериал, в котором шикарные актёры, прекрасные песни и добрые люди, позволяет «окунуться» в то счастливое советское время, хоть там и не было интернета, больших телевизоров, видео игр, зато люди были хорошими и честными, добрыми и не жадными. К старшим и учителям относились с большим уважением, никогда не обращались на «ты». Поэтому такой сериал грех пропускать, пускай там наивные персонажи, пускай сюжет про школу, пускай идёт в общем 4 часа. Это всё не отменяет того факта, что фильм добрый, очень интересный и попросту приятный. Про актёров и говорить нечего. Сериал позволяющий «окунуться» в тот самый советский союз. 7 из 10
Очень давно хочется поговорить об этом фильме, но все как-то не находится на это времени, как всегда бывает с тем, что кажется нам само собой разумеющимся в жизни. Пожалуй, начало нового учебного — достойный повод вспомнить искрометную комедию Алексея Коренева «Большая перемена» (1972). История захватывающая и парадоксальная с самого начала сначала кажется комедией положений, потом лирической комедией, а к середине повествования понимаешь, что, несмотря на этот настрой, это история взаимоотношений совершенно разных людей. И актерам удалось создать на экране не комические маски, а портреты живых людей, с собственной судьбой и характером. Они влюбляются, дружат, разочаровываются, ошибаются — они живут, и живут интересной жизнью. Юмор фильма выходит далеко за пределы комедии положений и простирается до масштабов российской истории, задевая многочисленный культурные факты и создавая тем самым тонкую цепь ассоциаций и аллюзий. Все, что приключается с учителем Нестором Петровичем Северовым (как много исторических ассоциаций рождает даже одно только имя), вызывает у зрителя улыбку — понимающую, сочувствующую, ироничную. Он умеет заставить поверить человека в себя, но при этом боится признаться любимой девушке в своих чувствах, может превратить занятие практически в театр одного актера, но не научился справляться с бытовыми проблемами. И конечно же, после всех его тревог и побед, мы проникаемся любовью к герою, в котором помимо доброты и честности встречаем столь редко культивируемое в кино качество — интеллектуальность. Учитель и ученики, класс и педсовет, личность и общество — всех этих конфликтов нет в мире, который выстраивает картина «Большая перемена», здесь все живут большой семьей, умея принимать близко к сердцу проблемы и радости друг друга. Здесь можно вспомнить и общую обеспокоенность необходимостью перевоспитания Григория Ганжи, и частыми прогулами уроков Генки Ляпишева, и неловкость семейно-школьной ситуации Ледневых. Четыре серии ничем не омраченного удовольствия — вот что такое «Большая перемена». Здесь и искусно подобранные песни, и возможность следить за эволюцией чувств героев, и россыпь диалогов. Всегда есть соблазн превратить любой разговор об этом фильме в бесконечное цитирование — какой-то безусловной и привычной частью нашей речи стали фразы из картины. Но самое изысканное удовольствие фильма — это игра актеров. Кажется, даже такие мастера, как Евгений Леонов, Людмила Касаткина, Валентина Талызина, Михаил Яншин или Валентина Сперантова, превзошли себя, не пренебрегая жанром комедии. Более молодое поколение (на момент выхода фильма) уверенно поддерживает этот карнавал. Не случайно, многим из нас в первую очередь приходит на ум именно большя перемена, когда мы слышим фамилии таких замечательных артистов как Михаил Конкин, Александр Збруев, Светлана Крючков, Виктор Проскурин и многие, многие другие, которые превратили вечернюю школу рабочей молодежи в школу нашей мечты.
На моей памяти не так много советских фильмов, которые я ждал с нетерпением, чтобы их повторили по телевизору. «Большая перемена», как раз один из них. Случайно наткнувшись на диалог Нестора Петровича Северова и Петра Тимохина, в котором последний убеждал учителя, что его подруга форменная тунеядка, то есть проще говоря настрочил донос на свою возлюбленную, я понял что наш народ непобедим, как бы сказал Задорнов. Самое интересное, что свой пасквиль, Пьер Тимохин назвал анонимкой. Если у кого-то, это не вызывает улыбки, значит этот человек начисто лишён юмора. С первой серии режиссёр Алексей Коренев задаёт такой жар, такую шипучку из фонтана прекрасных диалогов, ситуаций и проводит нас по каждому герою, что влюбиться в это кино просто невозможно. Возьмите к примеру Степана Семёныча Леднёва (Евгений Леонов). Строгий отец, который уже давно окончил школу, но ходит на занятия своей дочери, дабы последняя стала грамотной и образованной девушкой. Излишняя опека бывает вредит, но когда ты видишь, как простой водитель берёт портфель и после рабочей смены, втайне от своей дочуры идёт за ней по пятам и усаживается за парту, это не может не вызвать умиления. А когда идёт сочинение на тему на кого я хочу быть похожим, Степан Семёныч тихо, но уверенно говорит соседу, что хотел бы быть похожим на министра промышленности лёгкой. Такой вот это человек, добряк и трудяга, любящий отец. Бунтарь Григорий Ганжа в исполнении Александра Збруева готов свести с ума всех учителей, включая собственную жену и по совместительству учителя русского языка и литературы. С ним никто не может справиться. Даже когда в школу приходит Северов, Ганжа ровным счётом не обращает на него никакого внимания. Он лидёр, он играет рабочий человек и гордится этим. А ещё он играет на гитаре и в волейбол. Кроме того этот малый уверен в себе, ни чета молодому педагогу. Но какие сюрпризы ожидают Нестора Петровича от Ганжы и компании! Монолог Ляпишева уже вошёл в историю и сделал известным артиста Виктора Проскурина. А ведь народная любовь, это не фунт изюма, это дорогого стоит. И конечно сам виновник всей этой школьной истории, учитель истории в исполнении Михаила Кононова. Думаю одна из лучших его ролей в кино, не считая «На войне, как на войне». А какие удивительные песни звучат в этой картине. По ним можно писать пособия для влюблённых, честное слово! Спасибо всем создателям этого прекрасного фильма ! Думаю ещё ни одно поколение посмотрит это кино ! 10 из 10
Разочаровавшись в своем желании стать ученым, Нестор Петрович разрывает отношения с любимой девушкой и приходит в вечернюю школу. Там его ждут трудности, связанные со взрослыми учениками, которые ведут себя как дети. Актерский состав просто звездный, даже в советском кино на один фильм редко приходилось такое соцветие. Одеяло никто не тянет на себя, все гармоничны в ансамбле, каждый на своем месте, никто не прячется и каждый выложился на все 100. Нестор Петрович, будто пришедший из глубины веков Ментор (недаром наш герой историк), возится с каждым учеником, прививая им любовь к знаниям и устраивая их личную жизнь. А ученики платят ему заботой и вниманием. Он учит их, а они его и наступает у всех в жизни большая перемена. Остроумный сценарий дополняют замечательные песни, ностальгия по старой советской школе. 10 из 10
Удачная вышла комедия, такая задористая, насыщенная, очень хороша для поднятия настроения. Признаться, не безупречная, но всё равно хорошая. Чуть ли не у каждого ученика появляется своя весёлая история, целый класс весёлых историй. Один только Ганжа чего стоит, или Генка Ляпишев, или трогательный Леднёв с дочкой, да перечислять можно долго. Очень много идей внесли в фильм, комичных, забавных, интересных. Какие-то свои приключения есть у каждого заметного персонажа. Именно это многообразие ситуаций и персонажей делает этот фильм замечательной комедией. Конечно, она местами наивна, местами там присутствуют ненужные сцены, отдельным минусом идёт Полина, никогда она мне не нравилась. А чувство, что пора бы закрыть сцену появляется несколько раз за время просмотра. Ну вот, скажем, помирил Леднёв Петрыкиных, они говорят «да у нас всё в порядке», ну и всё, завершите сцену, так ведь нет, далее идёт идейно верное продолжение про то, что «это же товарищеский суд, а мы же все товарищи». Приторно. Но это всё ерунда, несколько ненужных кадров в довольно длительном фильме — это капля в море. Фильм-то хороший. 8 из 10
Не знаю как так получилось, но мне удалось посмотреть эту картину только на днях. Фильм конечно получился великолепный, простота и легкость сюжета делают просмотр ненапряженным и очень интересным. Более чем 4 часа пролетают почти незаметно, отвлекался лишь чтобы налить кружку чая. По-моему самая главная заслуга всех тех кто работал над фильмом это великолепно подобранный актерский состав. Я даже представить себе не могу эту картину например без Леонова, Краморова, Збруева, Кононова. Именно их заслуга в том, что кино не надоело после 30 минут просмотра. Отдельно очень хотелось бы упомянуть Леонова и Краморова. Это несомненно бриллианты советского кино, картины с их участием заведомо обречены на успех. Из минусов, лично для меня, могу отметить иногда немного скучную, даже можно сказать нудную игру Кононова. Конечно, это скорее не его недостаток, а задумка режиссера, но все же я думаю было интереснее видеть «главного учителя» немного по-бодрее, иногда по-веселее и т. д. В целом, как я уже говорил, картина великолепная и я не пожалел ни минуты из потраченного времени на просмотр. 10 из 10
Ну почему мне так нравятся старые советские фильмы? Эти киноленты настолько добрые, искренние и тонкие, пронизанные юмором, что у меня просыпается ностальгия по тем временам, когда меня еще на свете не было. К таким киношедеврам я отношу «Большую перемену». Всё начинается с того, что один из самых лучших студентов Нестор Северов (Михаил Кононов) проваливает экзамен в аспирантуру. И кого же взяли вместо него? Его невесту Полину! Такого поворота событий Нестор уж никак не ожидал, было задето самолюбие «большого ребенка». Поняв, что он не достоен многоуважаемой Полины, Нестор Петрович устраивается на работу в вечернюю школу. И тут начинается самое интересное, когда учитель с головой окунается в свое классное руководство! Ах, этот удивительный, прекрасный, сумасшедший 9-А! Каких только «детей» тут нет :) Это и Нелька Леднёва, безнадежно влюбленная в своего преподавателя, и её отец, который учится с дочерью в одном классе, чем доставляет ей массу неудобств и стеснений. Тут Григорий Ганжа, несносный ученик и жена, а по совместительству его учитель, Светлана Афанасьевна, постоянно призывающая его к дисциплине и порядку. Гена Ляпишев, который ходит-ходит в школу, а потом у него, бац, и вторая смена. Здесь и Тимохин, любитель халявы, и Отто Фукин, отец дружного семейства, вратарь. И другие не менее смешные персонажи, порой появляющиеся лишь в эпизодах — Петрыкин, который жмот, Федоскин, староста, ставший братом по крови с Нестором, тетя Глаша — добрая бабушка-уборщица с характерным прищуром, фотограф, милиционер, инженер. Эти большие дети решают логарифмы, учат таблицу Менделеева и рассказывают об Отто фон Бисмарке и немецком милитаризме на фоне работы, любви и прочих проблем. Они пытаются брать пример со своего педагога, хотя Нестор Петрович сам недалеко от них ушел. Актеры воссоздали те образы, которые встречаются практически в любом классе. Блестящая игра Кононова, Леонова, Крючковой, Гвоздиковой, Быкова, Збруева, Крамарова, Проскурина, Носика, Дурова и других талантливых актеров, принявших участие в киноленте. Фильм уже давно разобрали на цитаты, фамилии героев стали синонимами человеческих пороков или определенных ситуаций, песни, звучащие в фильме, уже не один раз спели у костра под гитару. Очень хочется, чтобы молодежь смотрела побольше таких фильмов и видела, что людям было просто хорошо и весело, невзирая на проблемы, возникающие у них. За детскую непосредственность фильма - 10 из 10 P.S. «Всё! Концерт окончен!»
Убейте, не знаю, в чем подвох, но все мои попытки полюбить этот фильм не привели ни к чему. Во-первых, мне было неприятно смотреть на пришибленное выражение инфантильного лица гражданина Нестора. Что в нем находили героини этого фильма? Это недоразумение, позволяющее говорить женщине что-то вроде «я тут подумал и решил, что вы меня достойны», попросту противно. И созерцать его неумение общаться с людьми мне быстро надоело. Во-вторых, фильм затянут и скучен, так как пересыщен маловажными эпизодами и ненужными «шутками». Вот «Весна на Заречной улице» — тематика та же, а смотрится прекрасно. А тут… нет, это не забавно, смотреть, как Ганжа со своей женушкой (плохая из нее Авелин Валлен, кстати) три раза повторяют одну и ту же мысль на разные лады. «Все останется как есть», да, да, я поняла уже. Прием «три раза повторим одно и то же и посмеемся над этим» в фильме эксплуатируется не один раз. В-третьих, там очень много где переигрывают. Директриса, машущая руками; дамы-учительницы «о-у-нас-в-коллективе-мужчина»; профессора из пролога. Собственно, вся лента производит впечатление какой-то искусственной. Хотя, вроде бы, нормальная ситуация: не приняли в аспирантуру, пошел учителем в вечернюю школу, но подано как-то ненатурально. Особенно странно начало с этой девицей, объединившей в себе гламурную кису самого неприятного разлива, способную сказать своему парню «я решила выйти замуж, но не за тебя, а вот за этого, так что подбери ему костюм» и архиботаничку, которая знает историю лучше трех профессоров вместе взятых. В общем, еще один случай парадоксальной нелюбви. Вроде бы должен был понравится, а не понравился, прямо как с «Хороший, плохой, злой». Увы.
Так случилось, что этот мини-сериал ни разу не смотрела целиком, до нынешнего времени. Именно теперь я смогла оценить всю прелесть этого фильма, который дарит всем своим зрителям неоценимый урок жизни. «Большая перемена» — по-настоящему доброе и светлое кино, но не без намёка на грусть. Это творение повествует о школьной жизни взрослых детей, об их заботах и разочарованиях, о приключениях и любовных грёзах, о минутах радости и печали… Множество разных эмоций несёт в себе это кино, которые созвучны жизни любого человека на земле. «- Но вы знаете, ведь у вас может не совпасть группа крови… - Доктор, если нужно, моя группа крови совпадёт с его группой.» Что самое удивительное в этом сериале, это даже не сама история, которая бесспорно интересная, зажигательная и увлекательная, а идеально прописанные персонажи фильма. Каждый со своим индивидуальным, озорным и непростым характером и внутренним миром. Здесь присутствуют и бунтари, и тунеядцы, и массовики-затейники, и конечно же, главный персонаж картины, молодой и талантливый учитель, который обеспокоен жизнью своих подопечных. «- У вашего знакомого личная драма. Коварство и любовь, так сказать. - Скорее, утраченные иллюзии.» Обязательно стоит отметить и юморные диалоги, и знаменитую композицию на стихи Михаила Танича и музыку Эдуарда Колмановского «Чёрное и Белое». А её создателям хочется отвесить глубокий поклон, ведь в этих строчках вечность и немая истина. Необыкновенная композиция, которая всегда будет своевременной и живой. «- А чувство юмора у вас есть? - У меня? Сарказм.» Про актёрские таланты даже и говорить не стоит, они исключительно хороши. К сожалению, великолепного Михаила Кононова я узнала только теперь. Раньше его работ не видела, сравнить не с чем…, но у меня такое чувство, что и не стоит. Его персонаж, Нестор Северов до невероятия отзывчивый, добрый и чуткий человек, который готов ринуться в пучину проблем и сложностей своих учеников. Это образ идеального человека, которому чуждо равнодушие души. Необыкновенные Александр Збруев и Евгений Леонов — комментарии излишни. Я уверена, что этих актёров знает каждый и их имена говорят сами за себя. Ганжа и Леднев — это одни из самых запоминающихся образов в фильме. Столько замечательных имён и фамилий открыла эта удивительная кинолента: Савелий Крамаров, Нина Маслова, Валерий Носик, Юрий Кузьменков, Светлана Крючкова и многие другие… Это отменные актёры, которых хочется лицезреть. Из-за которых нужно смотреть кинотворения. Народный и просто хороший фильм. Который многому может научить… Который способен поднять настроение и зажечь лучик надежды, который теплится в каждом из нас! Вечное кино. 9 из 10
Замечательный фильм про замечательных советских людей — это картина «Большая перемена». В этом фильме показана будничная жизнь обычных людей: они трудятся, они переживают, они любят, они жертвуют, они думают. Фильм очень трогает и задевают светлые, теплые чувства. «Большая перемена» фильм лекарство от плохого настроения и дурных мыслей. Смотрите и наслаждайтесь, где-то призадумайтесь, а где-то посмейтесь легкую и очень теплую и уютную комедию!
Я очень люблю фильмы советского производства. Особое место занимает фильм «Большая перемена». Первый раз я посмотрела его года два назад и сразу влюбилась! В этом фильме мною не было замечено ни одного минуса! Одни плюсы. Начнем по порядку. 1. Актерская игра: на наивысшем уровне! Кононов, Збруев, Леонов, Быков, Проскурин, Крючкова, Богунова, Гвоздикова, Кузьменков, Крамаров… Одни известные фамилии. Каждый справился со своей ролью безукоризненно! Каждый образ проработан и отыгран: разочарованный Нестор Петрович, влюбленная воспитательница своего отца Леднева или эгоист с добрым сердцем Петрыкин — не вызывают сомнения в том, что это несуществующие люди… Хотя по-моему образы были списаны с обычных реальных людей. 2. Сценарий и постановка:сценарий многогранен в своих смыслах. То есть в фильме рассматриваются разные сферы нашей жизни: любовная, образовательная, рабочая и др. В каждой есть проблемы, которые показаны такими какие они есть и которые до сих пор остаются актуальными! Постановка — без комментариев — просто убедительна и на высшем уровне! 3. Музыка: прекрасная, легкая, светлая! Светлая печаль или радость… А сама песня: «Мы выбираем, нас выбирают…» чего стоит? До сих пор она вызывает восхищение, мурашки по коже и слезы в глазах. Поэтому я говорю всем: кто не смотрел — смотрите! Кто смотрел — пересмотрите! При каждом просмотре для меня открывается маленькая завеса сложной штуки под названием — жизнь! Жалко, что нельзя поставить больше, поэтому 10 из 10
Признаюсь честно, я большой фанат советского кинематографа. «Большая перемена» — добрый, веселый сериал. Нестор — проваливший аспирантуру молодой историк, приходит учительствовать в вечернюю школу. Он еще сам в душе ребенок, к тому же маленького роста и очень юной внешности. Даже «дети» принимают его за своего: «Ну чего встал? Проходи!». Тут ему предстоит погрузится в «недетские» проблемы своих учеников: один прогуливает школу и бегает на танцы, второй не отличается хорошим поведением, третий и вовсе кинул школу и к тому же одна из учениц влюблена в него. Нестору Петровичу предстоит взвалить на себя не только ношу преподавания, но и принять на себя непростой труд общения со «взрослыми детьми», погруженными в семейные проблемы, работу и учебу. Конечно самая главная тема, так популярная в СССР — рабочий класс. Союз сгибался под рабочими буднями и некоторым приходилось посещать вечерние школы. Михаил Кононов в роли молодого историка умиляет. Особенно, когда он ходил за Петрыкиным и просил для Ляпишева вторую смену, когда ему снился сон, где он кричал: «Полиииина, он не взлетит!», когда первый раз увидел Полину и попросил «Ею восхищаться». Очень добрый и немного наивный учитель истории Нестор Северов в исполнении Кононова. «Первая по красоте» в классе Нелли Леднева — красавица Светлана Крючкова с удивительными глазами и прекрасной улыбкой, влюбленная в учителя ученица, переживающая каждый раз, что ей приходится учиться в одном классе с собственным отцом. Только за исполнение душевной песни «Черное и белое» ей сразу можно поставить пятерку! Александр Збруев в роли непослушного Григория Ганжи просто каждый раз вызывал улыбку. Чтобы привлечь внимание совей жены (учительницы русского и литературы) он всякий раз что-нибудь вытворял на уроках и вообще был первым хулиганов в классе. На самом деле проблемы зарыта глубже, как говорит Светлана Афанасьевна: «Я никогда не смогу поставить тебе пятерку». Муж и жена — ученик и учитель должны уживаться в стенах школы, да еще и скрывать свое замужество. Бедный Ганжа лишен общения с собственной женой-учительницей, которая получила «статус» выше его. Генка Ляпишев (Виктор Проскурин) — ленивый ученик, который пользуется доверием Нестора Петровича и просит вторую смену: «Ходишь, ходишь в школу потом, бац, вторая смена…». Но и на него в скорее находит прозрение, даже его девушка Люся согласна сесть с ним за парту, только чтобы «Генка исправился». Тимохин (Савелий Крамаров) — пожалуй один из самых комичных персонажей. Он верит, что в аспирантуру можно прийти без образования и любит выиграть деньги на спор самыми нелепыми способами. «Большие дети» — вот главная тема сериала. Как сказала директор школы: «Взрослые — это те же дети. Только курят больше. А еще взрослые пьют!», а значит и проблем у них больше. «Большая перемена» это глубокая правда перекликающиеся с социальными нотками. Нестору предстоит переучивать «взрослых людей», тем самым опуская их до социального положения детей. Ведь дети — самая подчиненная (и неуправляемая) социальная группа. Сериал пронизан тонким юмором, несет в себе яркую смысловую нагрузку и заставляет улыбаться и надеется на хорошее. Кстати, фраза «Петрыкин» сразу же стала обиходной в обществе. Так стали называть вредных людей. Помните как говорил сам Петрыкин: «Я жмот!». Теперь уже давно «жмот» — синоним слова «Петрыкин». Никогда не устану пересматривать этот замечательный сериал и напевать «Черное и белое» в караоке! 10 из 10
Замечательный представитель наших старых добрых фильмов, гордость советского кинематографа. Нет человека, который посмотрел бы его и не оценил по достоинству. Великолепно все: сюжет, музыкальное сопровождение, герои и их характеры, шутки, коронные фразки («Нестор Петрович, ходишь-ходишь в школу, а потом бац!..»), ситуации и положения. Каждый кадр на весь золота! И важнее всего игра актеров. Их талант, обаяние, фантазия и вживание в образ еще сильнее видны в разных мелочах, в малейшем жесте, улыбке, взгляде. Евгений Леонов, Михаил Кононов, Александр Збруев, Лев Дуров, Савелий Крамаров, Светлана Крючкова и другие столь же известные, выдающиеся актеры делают фильм бесконечно притягательным, и каждый раз, как его показывают по телевизору, мы не устаем смотреть его. Такие великие картины можно смотреть хоть пять, десять или сто раз! Я очень люблю этот фильм. За остроумные диалоги и оригинальные реплики. За сердечность и теплоту, которую он дарит. За лучших персонажей, ставших нам такими родными! За добрый, светлый юмор, когда Нестор Петрович стоит на воротах, когда он изображает утопленника и доказывает Петрыкину, что он «замечааательный человек», когда он на весь музей орет: «Убей меня!», когда Тимохин участвует во всем, где фигурирует волшебное слово «Бесплатно». Да даже одни моменты с Ганжой чего стоят! Если вы смотрели этот фильм — пересмотрите! Если вы не смотрели — посмотрите! 10 из 10
Замечательный фильм! Советские фильмы совсем не похожи на те, которые у нас снимают сейчс. Никакого кровопролития, боев, драк… Старое, доброе кино. Немного наивное, но такое хорошее. Так же замечательная музыка, замечательные песни. «Черное и белое» — очень трогательная песня о превратностях любви. Актеры — не чета нашим, сегодняшним. Отличное мастерство, много знаменитых актеров собралось в этом фильме. 10 из 10
Вот он — фильм о великой стране! идейный! «кЛассовый»! а главное — массовый (во всех отношениях)! Фильм удивительно точно, можно сказать обнаженно, демонстрирует «большую школу» советской действительности. И, что считаю немаловажным, способен стать своего рода опознавательным радаром, с помощью которого нам во веки веков не заблудится ни в одной из западных культур, потому что и сегодня в нас столько общего с героями «Перемены». Эпохальный фильм-«параллель» (!): уникальное в своем роде повествование о взаимоотношениях одного большого Коллектива. Уж не знаю, что на самом деле преследовал режиссер, но то, что увидела в свое время я, меня поразило до глубины души. Так что низкий поклон вам, Алексей Коренев и Георгий Садовников! PS: Почему-то вспомнились переливные календарики с изменяющимися картинками: смотришь на одну картинку, наклоняешь — и перед тобой уже другая. Как ни странно, но для меня именно «Большая перемена» и эти календарики — символ советского времени. --------9 из 10---------- Всем, кто любит путешествовать во времени.