Шахта
- 16 дек 2013
- 28 ноя 2010
А что, на западных экранах такие сюжеты существуют давно, почему бы и нам чем-то подобным не обзавестись? Так решили на канале НТВ в 2010, когда в западные сюжеты, переточенные под наши реалии, еще кто-то верил. Обычно ничем хорошим такие эксперименты не заканчиваются, но «Шахта» оказалась приятным исключением, о котором, к сожалению, уже мало кто помнит. Уральский городок Каменск уже давно существует в основном за счет якобы угольной (на самом деле урановой) шахты. Существует спокойно и без эксцессов, пока однажды не случается сразу несколько вещей. Сначала в город приезжает местный уроженец, спецназовец Леша. И в ту же ночь на шахте происходит взрыв. Но вместо спасателей шахту оцепляют военные во главе с хромой женщиной-майором Зориной. А вскоре выясняется (неожиданно для всех, включая Зорину), что оцеплен весь город. А дальше — погодные аномалии, эпидемия, криминал, шпионские страсти… И главным героям предстоит со всем этим разобраться, а заодно выяснить отношения. Да, с динамикой у сериала все на уровне. Ни одного проходного эпизода, даже «мыльные» сцены что-то значат. Собственно, их не так много, экшена заметно больше. Герои все время стреляют, преследуют кого-то или просто ищут решение очередной проблемы (сцены обсуждения решений напряжены не хуже, чем боевые). Даже крайне скромные спецэффекты (которых, к счастью, мало) их не портят. Потому что даже в таких сценах в сериале главное — не пальба и беготня, а реакция героев, которые со всем этим столкнулись. А с этим все прекрасно — герои в большинстве своем вышли живые, убедительные и качественно сыгранные. Пожалуй, единственное исключение — все та же Зорина, похожая не на офицера, а на офисную начальницу в военной форме. А слишком рафинированный ученый Доронин вообще выглядит манекеном. А ведь самыми интересными персонажами, по логике, должны быть именно они! Но вот не вышло, и отдуваются за них другие, более типичные герои — спецназовец, бандит, мать-одиночка, честный участковый, героический спасатель… Весь калейдоскоп российского ТВ, короче. Но за счет хороших актеров и прописанных характеров они выглядят не ходячими стереотипами, а скорее старыми знакомыми — таких мы все время встречаем на улице, в магазине, в автобусе, где угодно. Способствует живости и атмосфера типичной российской провинции, в которой, не смотря ни на какой творящийся трэш, остается что-то родное и уютное. А все аномалии и эпидемии — так, бонус (эх, кто бы знал, что через десять лет серия про эпидемию станет настолько актуальной! Ну, а шпионы, конспирология и прочее — вещи непреходящие). Создатели «Шахты» явно понимали, что сделать свою версию типичного голливудского триллера в закрытом городке мало. Надо, чтобы он на нашей почве не выглядел чужеродным элементом. И решили проблему самым лучшим способом — сделали акцент на героях. И получилось почти идеально. 8 из 10
Смотрели дома и взахлёб. По 4 серии за раз. Первую серию или две смотреть было смешно. Персонажи выглядели и вели себя лубочно, спецэффекты и реквизит зашкаливали примитивностью. Но потом посетила мысль, что это и есть Россия: 1. Люди, весьма условно относящиеся к европейской культуре, но от этого не перестающие быть современными. 2. Городок, где все друг другу «дяди» и «тёти». 3. «Хорошие» персонажи ездят на отечественных авто, «плохие» — на иномарках. 4. Секретные военные разработки, кажущиеся выдумкой, и когда до конца не ясно, существуют ли они на самом деле. Герои всё-таки не оказались картонными: злобные и эгоистичные могли проявить любовь и заботу, добрые и правильные могли быть холодными или глупыми. Отличить предателя не удалось до развязки его линии. Сюжет интересный, закольцованный. С отсылками от более ранних эпизодов к более поздним эпизодам и наоборот. Пересказывали «Шахту» друзьям минут 5. Они всё выслушали и спросили: «Это что-то типа «Лоста», но наше, современное?» Когда узнали, что сериал 2010 года, то сильно удивились. Хотелось бы увидеть 2 сезон! 2 балла минусую за отсутствие военного консультанта. 8 из 10
Интригующее и интересное начало: загадочная катастрофа в провинциальном городке, загадочный карантин, какие-то загадочные солдаты в противогазах, загадочный человек, похищенный незагадочными бандитами, нападение загадочных наемников на шахту… И никаких догадок не возникает! Но дальше, что очень характерно, становится всё неинтересней и неинтересней… Сюжет, как в компьютерной игре, равномерно подбрасывает героям новые и новые испытания, иногда — совершенно притянутые за уши. Когда ключевые загадки раскрываются — всё становится предсказуемым и банальным. Конечно, и куча традиционных ляпов и неправдоподобий. Чувствуется влияние западных сериалов. 6 из 10
Не являюсь поклонником русских сериалов, но «Шахта» дала четкое понимание того, что все таки в нашей стране могут придумывать отличные интересные идеи. Почти год назад я пытался посмотреть первую серию, но минут через 5 выключил, уж очень резало глаз то, что происходит на экране — качество исполнения. К сожалению, для такого сценария выделили либо очень маленький бюджет либо взяли не особо вдумчивую команду либо поленились либо времени было мало поэтому хорошая идея на экране выглядит как бы «схематично», но все таки увлекательно. Да много технических недочетов, ошибки, знакомые звуки с известных компьютерных игр в озвучке, да и реально органично играет буквально 4—6 актеров, но к этому стоит просто привыкнуть и смотреть дальше — сюжет того стоит… постепенно русский боевик переходит в научную фантастику, которая ближе к концу заставляет задуматься над своими собственными ценностями и приоритетами в жизни. Если брать в общем, то «Шахта» симбиоз идей с элементами «Под куполом», «Грань» и «Остаться в живых»… но лишь с элементами, а не копированием! Да и представленные научные идеи имеют под собой реальные исторические обоснования (опыты Тесла и Эйнштейна и тд). Сезон единственный, что позволяет посмотреть историю за пару дней и ни в одной серии нет воды, как это обычно бывает в многолетних «тянучках». Можно было конечно немного «соплей» поубавить, но так к сериал русский, и женский пол так же является аудиторией будем считать всё в норме. Что классно, так это введение зрителя в заблуждение в течение многих серий. Нет скуки и вопиющей предсказуемости. Зритель думает, предполагает, что-то угадывает, а что-то нет. В любом случае, лично я разочарован не остался. Конец сериала открытый — дает зрителю шанс самому придумать, что могло было быть дальше, но вполне можно было снять продолжение. Жаль, что таких сериалов в стране не снимают больше, больно надоела многолетняя тенденция чисто криминальной и военной тематики. Ставлю сериалу самый высокий бал за очень интересную историю, закрывая глаза на «любительство», допущенной при съемках. 10 из 10
Удивительно. Если честно, но с фантастикой в нашем кинематографе, мягко говоря, тяжеловато. Не хватает бюджета на съёмки высококачественных фильмов, сценарии, как правило, «недодуманные», актёрский состав тяжеловато подобрать. А про сериалы так и вообще сказать даже нечего. Фантастики нет! Только мыльные оперы да бандитско-ментовские разборки. Но… Сериал «Шахта» поразил меня почти с первой серии. Не скажу про отличную работу актёров, но сюжет — просто завораживает. Так-же, по моему мнению, умело совместили жанры той-же «мыльной оперы» и собственно — фантастики. Непредсказуемое развитие событий в сериале: ещё один неплохой ход. Конечно сериал мне напомнил «Иерихон» (наверное из-за происходящих событий вокруг маленького городка), но с таким… русским подходом к делу. Концовка, конечно, произвела неизгладимые впечатления. Просто ах! Ждал второго сезона, но, чуда не произошло. В общем-сериал смотреть однозначно. Это хорошее начало для нашего кинематографа. И буду надеяться, что не конец 10 из 10
Ну вот! Можем же, если захотим. Дайте толковому режиссеру хороший сценарий, мало-мальски талантливых актеров и парочку лямов на съемки, и вуаля — «Лост» и «Иерихон» в одном в флаконе. Шутка. Тягаться с представителями зарубежной фантастики «Шахта» не может. Тем более с такими монстрами. Однако проект однозначно можно назвать успешным, даже не смотря на его явные огрехи. Главный козырь «Шахты» — это сильный сценарий. Подан он явно не лучшим образом, и порой создается ощущение, что многое писалось на скорую ручку, комком да в кучку. Но он хорош, и это нельзя не признать. Где вы еще найдете российский фильм, в котором широко применяются термины «электромагнетизм», «аномалия», «сейсмическое оружие», а на мирный городок внезапно обрушиваются затмения, туманы и прочие бедствия. И все это на фоне загадочного карантина… Бесспорно, сценаристы вдохновлялись идеями зарубежных кинопроектов, но копией «Шахту» назвать все же нельзя. Не смотря на явное сходство, сценарий пошел совсем другим путем, и ближе к концу эта разница становится все более очевидной. Вопросов при просмотре возникает немало, и вот тут «Шахта» выкладывает на стол еще один козырь в виде грамотных ответов на интересующие нас вопросы. И именно это заставляет закрыть глаза на дешевые спецэффекты, доходящее до идиотизма поведение некоторых индивидуумов и блеклую игру актеров. Не всех, конечно, обобщать не буду, но тем не менее, выделить кого-то очень сложно. Пожалуй, только рэмбо-герл Зорина, да бравый Швейк по фамилии Петров были наиболее заметными из серой массы «простолюдинов». Первые серии создают немалую интригу, но она умирает едва успев начаться. Зрителю дают ответ на один из главных вопросов, и он наивно полагая, что кроме стычек с военными и никому не нужных розовых соплей, ничего больше не увидит, может попросту прекратить просмотр сие кина — явная оплеуха режиссеру. И вот тут награда ждет терпеливых, ибо самое вкусное начинается уже потом, когда мы оказываемся посвящены в основные детали. Повествование набирает обороты и выливается в мощный камбэк, завершающий произведение на мажорной ноте. Итог. Местами глупая, местами скучная, но по большей части чертовски интересная история. Удачное внедрение научно-фантастических идей в российское кино и одновременно с этим большой шаг на пути выздоровления нашего кинематографа. Ждем дальнейших проектов. 7 из 10
Если честно, со мной еще такого не было, чтобы я села и просмотрела целый сериал из 16 серий, не отрываясь! Вообще, Илья Куликов — мой любимый из отечественных сценаристов. До «Шахты» моими самыми любимыми сериалами были «Игра» и «Меч». Была рада увидеть знакомых актеров из сериала «Меч». Сюжет о том, как маленький шахтерский городок оказался изолированным от остального мира солдатами, якобы из-за карантина после аварии на шахте. Никакой радиации в городе не оказалось, и жителям города было непонятно, почему солдаты проявляют к ним такую жестокость. Вплоть до того, что ворвались в город и стреляли в мирных жителей, а потом стали забирать их «для опытов». Все станет известно в конце сериала! Сюжет закручен так, что многим американским детективам стоит позавидовать нашему! Элементы фантастики порадовали (вначале фильм кажется обычным русским боевиком). И смотрится эта фантастика так, что веришь в ее существование, а не как в дешевых американских фильмах про инопланетян. Наш фильм снят потрясающе, несмотря на небольшой его бюджет! Авторам удалось воплотить свою задумку. В конце все интриги раскрыты, на все вопросы получен ответ — а это самое главное. Я очень не люблю «недосказанностей» в конце какого-нибудь мистического или фантастического фильма, сюжет у которых «высосан из пальца» и логически не продуман. Здесь очень умный и захватывающий сюжет! Для отечественного кино это прорыв! «Мы все стремимся к своей судьбе, так или иначе,' — возможен другой сценарий реальности. В каждой точке, совершая свой выбор, мы можем отклонить свой путь в какую-либо сторону, и события пойдут иначе. Тема, которая раскрыта в «Эффекте бабочки», в «Шахте» тоже будет затронута. Каким образом, сказать не могу. Скажу только, что сюжетному повороту в конце сериала можно поставить 15 из 10. Если человек должен был погибнуть, он погибает, и именно таким же образом. То есть вносится элемент «Судьбы», а это заставляет посмотреть и на свою жизнь по-философски и с позиции Вечности! Мне очень понравилась игра актеров Ильи Носкова (Леша), Дмитрия Ермака (его брат Сергей), Нины Гогаевой (Катя). Характер Сергея раскрывается по мере развития событий. Мы видим не отмороженного бандита, каким он показан вначале, а человека, готового отдать жизнь за любимых людей. А вот из жизни Леши всплывают вполне неоднозначные подробности, которые показывают, что он вовсе не ангел. Но, тем не менее, он настоящий герой и очень храбрый человек, настоящий мужчина, пример для подражания младшим телезрителям. Понравилась игра актрисы, сыгравшей мать Лехи и Сергея (Елена Антипова). Очень живо показана ее боль и переживания за своих близких. Не очень понравилась роль Светланы Устиновой, ее истеричность. Сама актриса отлично играла в «Бумере». Отдельно скажу об игре Елены Морозовой в ее роли Ольги Зориной. Зорина — женщина-майор, настоящий солдат! И мужества ей не занимать, несмотря на то, что она женщина. Понравилась ее сила воли, особенно в конце сериала, она готова выживать любым путем, способна хладнокровно принимать решения в ситуации полной паники, когда уже практически все потеряно. Она действует напролом. И актриса сыграла эту воистину мужественную женщину выше всех похвал! На эту героиню, действительно, стоит равняться. Она берет на себя отвественность за все, когда мужчины опускают руки. Она действует так, как надо, без напускной «моральности». Таких людей стоит уважать! А вот генерал Петров (Дмитрий Титов) — настоящий злодей, мерзкая личность. Иногда кажется, что он садист по натуре и творит зло даже там, где нет необходимости убивать. Артист неплохо справился со своей ролью. Было искренне жаль тех героев, кто погиб. Переживала за каждого, будто за своего товарища или соседа. Действительно, в фильме создана «наша», «своя», русская провинциальная атмосфера. Люди все друг друга знают, все соседи. У актеров хорошо получилось передать атмосферу обычного маленькго городка. Фильм превосходный! Побольше бы таких в нашем прокате! 10 из 10
Я не смотрю сериалы. Жалко время терять. Да и вообще телевизор смотрю крайне редко, только когда бываю в гостях. А впечатление, сложившееся у меня о российских сериалах, когда я всё-таки на них натыкалась, было крайне негативное. Наше телевидение буквально заполонили бесконечные истории про ментов, следователей и бандитов, глупые любовные истории для домохозяек, да дурацкие комедийные ситкомы. Плюс ещё псевдоисторические многосерийные фильмы. О «Шахте» я узнала от сестры, которая посмотрела этот сериал по телевизору и расхвалила его так, что даже мне стало интересно. Научную фантастику я люблю и уважаю, поэтому стало любопытно, что же такого невероятного могут снять наши на эту тему. Добралась я до сериала не сразу, всё-таки сериал — не фильм на вечер, надо убить уйму времени на просмотр. Но добралась-таки. Скажу честно, не пожалела. За идею фильма смело могу поставить пятёрку с плюсом. Хоть она и не нова, но преподнесена интересно, захватывающе и со вкусом. Режиссура, постановка, актёрская игра — на твёрдую четверку. В общем, авторы сериала молодцы, действительно постарались сделать что-то интересное и качественное. Как всегда, не хватило бюджета на хорошие спецэффекты, массовку, масштабные сцены, но в данном конкретном случае, картину это портит не сильно. Немного о минусах. Наверное, минус любого сериала, как жанра, — излишняя затянутость. «Шахта» не стала исключением. В сериале множество сцен, которые можно смело вычеркнуть, и он от этого ничего не потеряет. Первые три серии я посмотрела друг за другом, буквально на одном дыхании. Следующие две тоже хорошо пошли, но где-то после эпидемии неизвестного вируса смотреть стало скучно. Бандитские разборки, террористические захваты и операции спецназа никогда у меня особой любви не вызывали, в первых сериях они хоть и присутствовали, но на фоне разворачивающейся мистическо-таинственной истории ещё были терпимы, а потом мистики резко убавилось, а количество перестрелок и всевозможных следственно-розыскных и военно-разведывательных операций резко увеличилось. Вплоть до двенадцатой серии меня не покидало чувство, что сериал к концу попросту выродится в банальную криминальную ерунду — построили секретный объект, а плохие дядьки решили секрет этот украсть. Но резкий поворот событий в конце двенадцатой серии вернул надежду, что сериал всё-таки не окажется пустышкой на ровном месте. После тринадцатой серии практически все ниточки, казавшиеся нелепыми и оборванными в предыдущих сериях, связались в единое полотно, и захотелось пожать руки автору сериала Илье Куликову и режиссёрам — могут ведь наши ребята придумать интересную историю и показать её так, чтобы почти до самого конца было не ясно, что же на самом деле произошло! В последних сериях фильм возвращается к темпу и уровню, заданному первыми сериями, и скучать больше не приходится. События следуют друг за другом, не давая расслабиться, хотя, в принципе, уже становится понятно, каким образом создатели распутают клубок, который запутывали на протяжении шестнадцати серий. В общем, концовка для меня была ожидаема и предсказуема, но не настолько, чтобы стало неинтересно смотреть. Мои аплодисменты! После просмотра осталось лёгкое сожаление, что такой замечательный сценарий растянули на целых 16 серий. Какой бы мог получиться динамичный и захватывающий фильм, настоящий фантастический триллер! Но со всеми этими флэшбэками, воспоминаниями героев о прошлом и высосанными из пальца ненужными сценами, занимающими добрую треть, а то и половину экранного времени, фильм превратился в нечто странное — эдакую смесь криминально-детективного военно-террористического боевика, мыльной оперы и фантастики. Не смогли обойтись без этого, не сумели… Тут уже кто-то писал о ляпах и несуразицах в сценах расследования и боевых операций, а будь этих сцен поменьше, то и ляпов, может быть, удалось бы избежать или хотя бы свести их к минимуму. Ну и ещё любовный треугольник туда вписали со всеми вытекающими последствиями… (впрочем, любовный треугольник мог бы вписаться и в обычный полнометражный фильм, но без излишнего соплежуйства). Отдельно хочется сказать об актёрской игре. Тут она очень хороша, а местами даже великолепна. Особенно понравились Александр Баринов (главврач больницы Куприянов) и Елена Антипова (мать главных героев), в свои роли они вжились просто потрясающе, в словах и поступках их персонажей не чувствуешь никакой фальши. Сергей Петров в роли учёного тоже весьма хорош, внешность и типаж у него как раз те, что надо. Неплохо справились со своими ролями и актёры первого плана — Илья Носков и Дмитрий Ермак (братья Журавлевы). Дмитрий Ермак, играющий недоноска-бандюгана, того самого урода, без которого ни одна семья не обходится, по мере развития событий из совершеннейшего отморозка превращается в человека, к которому начинаешь испытывать симпатию. Весьма похвально. Отлично раскрыл своего персонажа. Игорь Носков отыграл свою роль на четвёрку с плюсом, вполне достойно. Нина Гогаева (Катя), третья составляющая любовного треугольника, играла хоть и не гениально, но довольно прилично, а под конец выдала такую драматическую игру, что я прониклась к ней уважением (в сцене, где она разговаривает на крыльце с матерью Журавлевых, здесь обе актрисы заслуживают наивысших похвал). Понравилась также сестренка Журавлевых, хоть роль у неё и небольшая, да дружки-бандиты Хорёк с Гариком повеселили в паре-тройке моментов. А вот кто не понравился совсем, так это Александр Доронин (Антон Куприянов) и его жена: не получилось у них выйти за сериальный уровень плоской игры. Да еще майор Зорина (Елена Морозова) раздражала своими истеричными криками на протяжении всего фильма. Но в моментах, где она не орала, была вполне терпима. Мой приговор: «Шахта» — фильм, безусловно, достойный и сильно выделяющийся на общем фоне наших сериалов. Илье Куликову моя отдельная благодарность: так держать! Спасибо актерам за хорошую игру и достоверность, а сценаристов стоит поругать за то, что превратили хорошую фантастику во второсортный боевик с элементами мыльной оперы. 7 из 10
Лично у меня общее восприятие складывается из мелочей, если у человека на идеальном костюме есть пятно от кетчупа, а он делает вид, что так и надо, то я не смогу этого не заметить, если же он весь в пятнах, то это будет по крайней мере смешно. Так и с этим сериалом, каждая серия состоит из кучи недочетов разного калибра. Смешно становится уже на первой минуте, когда некий «спецназ» «штурмует» квартиру (поверьте, вся эта сцена смешна от начала и до конца). И это при том, что ГГ данного фильма как раз один из этих, прости господи, покемонов. Т. е. режиссер сходу действует «тяп ляп», хотя узнать об основах тактики ведения боя в помещении, оружии и аммуниции спец подразделений не так уж и сложно и может занять минут 5—10, ведь сценарий же кто-то писал, даже деньги за это получил. Ну а дальше уже режиссер работает по накатанной, смело разбавляя происходящее на экране бредом. Один из примеров — друг ГГ (мили… полицейский), который вызывает его к заднему входу в шахту, чтоб тот утер ему сопли и мудро указал на «след армейского ботинка» — «человек десять прошло», вместе с ним пощупал гильзы, следы крови и еще как можно больше натоптался на уликах. Сам же доблестный слуга закона и порядка эти очевидные вещи увидеть не мог. Офицер разведки, которая строит из себя радистку Кэт и сидит в потайной комнате со старой армейской рацией — у кого в голове родился такой чудесный образ??? Колонна людей в химзащите, топающая по улице города, с распахнутыми капюшонами, но в противогазах. Фраза одного полисмена другому — «дай ему пистолет» — у любого, кто хоть чуть чуть понимает что такое табельное оружие, вызовет… ну скажем, недоумение. И вот такие сюрпризы на каждом шагу. В общем смешно и нелепо.
На это сериал я набрела бальным путем: слабое женское сердце уже давно было покорено мефистофельским обаянием полковника Карпова, а холодный разум требовал увидеть Владислава Котлярского в других ролях. Уже первые серии «Шахты» показали, что интересен это сериал будет не только присутствием в нем данного актера. Маленький шахтерский городок в результате взрыва на уранодобывающей шахте оцеплен военными и отрезан от остального мира. Нет электричества, не работают мобильные, Интернет. «Блин, меня на Одноклассниках уже заждались». (Пока это главное, что волнует.) Дальше больше: ураган, эпидемия, перестрелки с военными, мародерство, предательство, голод. Медленно город погружается в вязкое болото непонимания. Рассчитывать приходится только на самих себя. Казалось бы, это отечественный вариант «Lost», есть таинственный объект, свой ученый и даже бункер, непонятно как появившийся в лесу, и таинственные цифры, оставленные в квартирах жителей города, которых увели с собой солдаты. Но неожиданно в последней серии все приобретает глубокий смысл и мораль: «Мы все стремимся к своей судьбе, так или иначе…» Действительность изменена, положительные герои спасены, отрицательные наказаны, город не исчез, но высшая точка действия приходится на последнюю сцену: герои встречаются с альтернативным вариантом развития событий, найдя диск с обращением из оцепленного города. Немая сцена…. Драматургия соблюдена…. И теперь интересно: А если посмотреть последнюю серию первой? Мы тоже получим свой альтернативный вариант? А, в общем и целом, мы имеем неплохой отечественный сериал, с добротным актерским составом, небанальной концовкой. Можно, конечно, критиковать отдельные диалоги и сцены, которые не несут в себе никакой информации для раскрытия характеров героев, отсюда и определенное провисание сюжета, и снижение напряжения в середине. (Может быть, стоило уменьшить количество серий). Однако этот сериал может служить ориентиром на убого развитом сериальном пространстве нашего телевидения, забитого бестолковыми ситкомами, слизанными с западных пропахшим нафталином проектов. Мне нравится, стремление Ильи Куликова, автора сценарии, соединять проверенные временем традиции американских сериалов с аутентичными сюжетами и образами героев. Не всегда это получается ровно и гладко, но как говаривал Петр I: «Радуйся малому, тогда и большее придет». Ему верить можно, я думаю. 7 из 10
Когда хвалят нынешнее российское кино, то относишься к этим похвалам более чем настороженно, ибо хорошие фильмы можно пересчитать по пальцам. О приличных отечественных сериалах, казалось бы, и речи быть не может. Тем поразительнее феномен «Шахты» — сумели-таки наши состряпать интересное, завлекательное 16-серийное действо, да ещё в жанре фантастики! Блудный сын Лёша Журавлёв (Илья Носков) возвращается в родные пенаты — уранодобывающий шахтёрский городок Каменск — в тот самый день, когда там происходит необычное землетрясение. После землетрясения Каменск оказывается отрезанным ото всего мира — телевидение, радио, телефоны не работают, да и электричества тоже нет. Военные, объявив город карантинной зоной, окружают его плотной цепью, никого не пропуская ни вовнутрь, ни наружу. Загадка происходящего разрешится не скоро, а пока что события разворачиваются стремительно и невероятно. Два кита, на которых опирается российский сериал «Шахта» — это «Иерихон» (наиболее заметно влияние в 1—10 сериях) и LOST (11—16 серии). Вы знаете, несмотря на то, что аллюзий и с тем, и с другим сериалом предостаточно, нет ощущения, что российские сценаристы слямзили у американцев сюжет. Во-первых, сюжет целиком наш, из «Иерихона» взяты начальные условия: маленький городок, изолированность, семья вернувшегося главного героя — в центре всех событий, и многое другое, у LOSTа позаимствованы некоторые сценические приёмы. Во-вторых, плагиат раздражает, когда видишь точки пересечения с оригинальным произведением, но «Шахта» не только не пытается скрыть влияние «Иерихона», но даже словно нарочито подчёркивает его, будто даже пародирует, и это вызывает симпатию — в самом деле, произведение получилось совершенно российское, творческий опыт американцев переработан на нашей национальной основе. Приятно, что несмотря на закрытие «Иерихона» в американском прокате из-за неудачного рейтинга, наши именно его взяли как учебную основу. А какой красивый, можно сказать, гоголевский финал у «Шахты»! Ему даже LOST позавидует. У сериала есть недостатки, вызванные во многом малобюджетностью картины, но есть и чисто сценические промахи: провисают некоторые диалоги, логика поведения персонажей не всегда обоснована, местами она дана схематично. Сценарий, конечно, надо было доработать. Но, когда смотришь «Шахту», ошибки ей прощаешь, потому что смотреть её интересно и оторваться сложно.
На сериал наткнулась излюбленным мной способом — полезла изучать фильмографию любимого актера Владислава Котлярского и нашла сериал Шахта. Заинтересовало то, что он русского производства но при этом в описании было написано фантастика. Жанр фантастика заинтересовал меня совсем не так давно, но я уже успела пересмотреть множество зарубежных качественных фантастических сериалов, такие как Лост, Событие, ФлэшФорвард и т. д. И зная, на каком уровне наш отечественный кинематограф, мне стало интересно, что за такую фантастику мы могли снять? Ожидания и предположения меня обманули, так как я готовилась к полнейшему разочарованию. Сериал очень затягивает уже со второй серии и до самого конца. Сюжет закрученный и запутанный, в течении всего просмотра в голове возникали десятки различных догадок и предположений. В сериале почти с самого начала все так лихо крутится и как снежный ком набирает обороты. Одним словом сюжет очень динамичен и правда фантастичен. Это очень порадовало. Сериал не шедевр с множеством минусов: не хочется говорить о спец эффектах и актерской игре некоторых отдельных персонажей, и о бюджете; не смотря на это смотрится очень не плохо, и смотрим мы не из-за минусов, а из-за достоинств, особенно если учесть что русской фантастики с хорошим сюжетом очень мало, и если честно, в голову приходит только сериал хиромант (1 часть) и то это скорее мистика, чем фантастика, есть ещё «Девять неизвестных», ну и очень не плохой фильм «… в руках автомат, потому что солдат…» — «Мы из будущего». И опять же главный уклон там не на фантастический сюжет, а на военную драму. Поэтому можно назвать сериал Шахта на сегодняшний день одним из лучших «фантасторусскихсериалов». Сценарий вобрал в себя многое из обожаемого мною и самого любимого сериала «Иерихон». Тоже маленький провинциальный городок с простыми людьми, где сплошные родственники, небольшая больница, где работают друзья и близкие, переплетения отношений, давняя порушенная любовная история. Так же после катастрофы остались изолированы от всего мира. Тоже вирус. Тоже не глобальные боевые действия с военными. Анархия и хаос, нехватка топлива для генераторов и всего остального, нападения бандитов, мародерство, человеческая паника, дорожные баррикады. Когда понабилось место для эвакуации, больничное бомбоубежище оказалось завалено, точно так же как и в ИЕРИХОНЕ. И самое существенное сходство — это главный герой, который в прошлом служил в спецвойсках и теперь приехав в родной город «первый воин на деревне», бегает по городу и участвует во всем, в чем только можно. Если коротко, то атмосфера сериала ну просто один в один как в Иерихоне. И во время просмотра меня не покидало желание вновь пересмотреть Иерихон после Шахты. Кстати! Что до Владислава Котлярского, только из-за которого я, прочем, и наткнулась на Шахту, я получила истинное удовольствие, увидев его не только в роли Карпова. А в Шахте я нашла ещё и МЧСника — Евгенийя Самарина, который тоже засветился в Глухаре, играл в роли сводного брата Коли. Так же из актерского состава очень понравился Ярослав Жалнин сыгравший роль Дениса, он показался очень перспективным мальчиком, не смотря на далеко не самую главную роль в фильме. К просмотру рекомендую, особенно любителям фильмом-катастроф или постапокалиптических фильмов. Шахта для русского сериала такого направления оказалась очень даже не плохим проектом. Очень хочется верить, что наш кинематограф начнет снимать больше подобных и более качественных фильмов и сериалов.
Намеренно упомянул в заголовке слово российская, т. к. хоть сериал вышел первым в Украине снимался он вроде бы по заказу Первого канала, да и действие происходит в России. Сериал «заруливает» крутизной событий даже многие американские сериалы, что уж говорить про российские. Не буду упоминать множество перестрелок, сцен с бронетехникой и солдатами, сцен погодных аномалий и катаклизмов, даже обмена ядерными ударами!!! Но больше всего меня поразила как ни странно сцена разговора Кати с матерью главного героя в начале 15 серии. Мальчик, долгое время не видевший маму (которая была в плену), ни в какую не хочет отпускать ее из вида. Казалось бы, зачем подобные мелочи в научно-фантастическом фильме? Однако именно подобное внимание к мелочам делает сериал правдоподобным, именно от этого он оживает и смотрится на одном дыхании. Люди поступают именно так, как поступали бы они в реальной жизни, а не на экране. Нет правых и виноватых, нет хороших и злых. Даже военные, обрекающие пять тысяч человек на уничтожение тоже правы. После просмотра сериала остается только сожаление, что такую красоту не растянули по крайней мере на 2 сезона. В сериале остается много недосказанности о прошлом главных героев, по примеру Lost флэшбэки можно было бы расширить. Ну а что можно было бы напридумывать, если не заканчивать сериал так как он закончился (привет сериалу Новый день (Day Break), кто смотрел тот поймет)! Но видать сегодня действительно выгоднее снимать 100 серийные соплежуйные жизнеописания о судьбах советских династий, чем снять один дополнительный сезон РОССИЙСКОЙ фантастики. 10 из 10
Когда я досмотрела, сидела минуту или две нервно хихикала, и до сих пор не выходит из головы этот сериал. Я уж не говорю о том, что, пока не досмотрела, разные варианты происходящего на экране мучили меня по ночам.) Сюжет превосходный. Сериал интересный, смотреть можно на одном дыхании. Есть, да, множество мелких деталей-недочетов, но их можно не замечать, их видишь, подмечаешь, но говоришь себе, что это мелочи, и гордишься, что наконец-то у нас есть настоящий сериал, русский, а какой первый блин не комом? Да и комом-то не назовёшь: ком — это когда совсем не получилось, а здесь малюсенькие комочечки в огромном жирном плюсе для нашего кинематографа. Перейду к своей паршивой овце (судя по другим отзывам, актёрский состав всех порадовал, поэтому овца моя): «актер» Александр Доронин портил мне всю картину на протяжении 12 серий. Если бы всех 16, наверное, не писала бы так спокойно и ласково, но 13—16 серии позволили погрузиться в мир этого городка, принесли настоящее удовольствие от просмотра, и я поостыла. Но всё ж я посоветовала бы этому человеку заняться чем-нибудь другим! Как только он появлялся на экране, мне сразу становилось понятно — это кино, я сижу и смотрю фильм. Я не Станиславский, и это был не театр, но если бы это было так, то я, наверное, сорвала бы себе горло, криками «Не верю!» И даже было желание закидать помидорами, тухлыми! Первые серии ещё старалась не замечать его, а в последних я буквально отводила взгляд от монитора, или фокусировала свое зрение на других персонажах, таким образом следя за сюжетом, от которого не хотелось пропустить ни крупинки. Соглашусь ещё с вышесказанным насчёт актрисы, что играла его жену. Но её, что порадовало, показывали очень мало, а что показывали, смело можно было перематывать. Так что моё мнение насчёт актёрского состава — не очень удачно подобран. Но только наполовину. Например, игра Ильи Носкова и Елены Морозовой безупречна. Ещё хочу добавить, что я не фанатка писать отзывы к фильмам, это мой первый. Это я к тому, насколько сильно меня зацепило, что сижу ночью и строчу сие послание (даже ещё и остальные отзывы почитала). Так что же сделать с этим фильмом? Однозначно — смотреть! Не откладывая. 10 из 10
Наконец-то у нас в России поэкспериментировали с жанром сериала. Может быть это и не первый раз, но на моей памяти первый удачный. Сериал мне посоветовали посмотреть друзья с Украины, так как там он прошел раньше. Сначала я отнесся к нему скептически и долго не хотел начинать смотреть. Но вот выдалось свободное время и я приступил. Первое что удивило, сериал русский, но не про ментов. Значит должен быть про бандитов. И не про бандитов. Одно это уже заставило меня прильнуть к экрану. Начало оказалось вполне «домашним». Парень, он же главный герой Алексей, возвращается с военной службы в родной городок. Его встречают мать, отец и сестра. Есть ещё младший брат, с которым он видимо в контрах. И между братьями стоит женщина, которую они давно не могут поделить. Городок шахтерский, урановая шахта что-то типа градообразующего предприятия. Больше половины жителей работают там, если я правильно понял. Я уж было подумал, что сейчас начнутся любовно-семейные перипетии, но не тут-то было. Авторы оглушают меня аварией на шахте, мощным землетрясением и рядом загадочных событий, начинающих происходить в городе. Город оказывается оцепленным военными и закрытым на карантин, а то что происходит внутри заставило меня на 16 часов (серий) приклеиться к монитору. Но это уже будет спойлер. Прекрасные актерские работы, почти все на своих местах. Картинка радует тем, что много неба, много натурных съемок, где-то явно не в Москве. Да и само действие не в столице уже радует. Виден иногда дефицит бюджета, мало массовки, техники, ну и так всякая экономия видна, однако, глаз это не режет, а когда увлечен сюжетом, то и вовсе незаметно. Настоящая победа это сюжет. Закрученный, продуманный и каждым новым витком удивляющий, непредсказуемый сюжет. Фильм держит в напряжении до самой концовки, а концовка, чем я был потрясен, не разочаровывает. А жанр при всем этом, вы не поверите — триллер, фантастика. Вот примерно то же самое, что вы сейчас прочитали, мне сказали друзья перед просмотром. Если бы сериал был американским с тем чтобы поверить не было бы проблем. Но в то, что наши могут такое сделать я поверить не мог. Тем больше получил удовольствия. Может всё у нас не так уж и плохо?
Вчера досмотрел сериал, и до сих пор не оставляет впечатление от фильма! Для меня это удивительно, ибо большинство фильмов, даже самые впечатлительные, на следующий день и не вспоминаются… Интрига фильма и сюжет потрясающи! Очень лихо закрученный сюжет, постоянные захватывающие детективные расследования, перестрелки, чрезвычайные ситуации, личные драмы. По сути на экране идёт война, в условиях жёсткого карантина, когда солдаты оцепления стреляют на поражение, и много внутренних коварных врагов. Правых в сериале вообще мало, за правду борются и живут честно лишь несколько персонажей, в то время как остальные всегда «держат карту в рукаве», весь фильм не покидает интрига. Последняя серия вообще «добивает», — казалось бы, уж куда круче «завернуть» сюжет, но нет… — развязкой серии зритель повергается в шок, и долго из шока не выходит!.. «Шахта» похожа на знаменитый сериал «Иерихон» — о выживании жителей американского городка в дикой местности после атомной гражданской войны, уничтожившей более 20 крупных городов США. В «Шахте» похожая ситуация, тоже отдалённый маленький городок России, но атомная трагедия случилась не вне города, а внутри, и внешний мир отверг город, окружив тотальным физическим и радио- карантином. Игра актёров может вызвать ряд нареканий, например статисты в эпизодах похожи на манекенов, движения и реплики механичны, стоят и ждут своей очереди сказать… — это заметно и бросается в глаза. Но стоит заметить, что подобный стиль актёрской игры свойственен вообще жанру фантастики и сериалам. При всём этом, некоторые актёры сыграли очень драматично, харизматично, увлекательно! За игру актёров ставлю 5—8 из 10. За сюжет и интригу 15 из 10. Общая оценка 10 из 10
Оказывается, в России научились такому жанру, как мини-сериал. Похвально. И то, что это сериал фантастический, похвально вдвойне. А ведь он ещё и оригинальный — тут уже хочется встать и похлопать. Пожалуй, давненько я не увлекался так сильно, что страсть как хотелось узнать что же будет дальше. Каждая серия динамична, каждая следующая интереснее предыдущей. Во всех шестнадцати постоянно задаются расшевеливающие любопытство загадки и — самое главное — всем им постепенно находится удовлетворительный ответ. Браво! Даже не хочется припоминать повисшую в воздухе судьбу жены Куприянова и незаконченную любовную линию Журавлёвой-младшей. Несмотря на повышенную смотрибельность, есть и издержки. Много наивностей типа создания искусственной шаровой молнии и простого патологического везения. Актёрской игры было мало, зато наигранных ушераздирающих криков достаточно. Ещё некая Светлана Устинова отличилась на этом поприще. Но актёрская стезя, вероятно, не её профиль. Также не понравилась музыка в заставке. Она не отражает нужного настроя и поэтому кажется неуместной. В целом же — спасибо. Было здорово. Особенно последняя немая сцена. :) 7 из 10
Потрясающий сериал! Фильм смотрится на одном дыхании… сперва, кажется, что это банальная драма/мелодрама о возвращении блудного сына Алексея в родные края, где осталась его семья, друзья… любовь. Затем, может появиться много разных мнений и впечатлений о фильме, до такой степени автор всё закрутил. Очень радует, что в фильме с одной стороны раскрыты все мелочи, а с другой стороны на них мало концентрируют внимание. В фильме приятно переплетено такие жанры как драма, мелодрама, детектив и естественно фантастика, но фантастики в ее прямом понимании всё-таки мало, и она открывается ближе к концу фильма, когда становиться ясно, что ничего не ясно. Большое спасибо автору сценария, что сделал специальную серию, где раскрыл все карты. До нее были только догадки и воображение о правде, что же на самом деле произошло? Конец фильма оставил предпосылки для 2-й части. Будет она или нет? Сложно сказать. Я бы хотел посмотреть. Если не будет. Также расстраиваться не буду. Ведь очень важно вовремя остановиться, и не переборщить в продолжениях. Но, если 2-я часть будет, думаю, она абсолютно не будет похожа на 1-ю. И, надеюсь, бюджет у нее будет гораздо больший, тот который заслуживает фильм такого уровня. Один минус, в этом фильме. Это, скорее всего, условно не большой бюджет. Я обратил внимание на некоторые моменты… например, в одном эпизоде актер второго или даже третьего плана играет, например, медсестру, в другом эпизоде или серии кого-то другого. Но, это всего лишь маленькие моменты, на которые даже не стоит обращать внимание. Помимо всего порадовала игра актеров. Фильм стоит того, что бы его посмотреть. 9 из 10
Смотрю еще никто не успел написать рецензию на данный сериал. Приятно быть первопроходцем. Хотелось бы сказать одно — сериал не просто отличный, а превосходный, как для российских сериалов. Но надо что-то все-таки написать для приличия. Так вот начну с того, что в сериале прекрасно все сбалансировано: сюжет, актерская игра, драматическая часть. А теперь по порядку. Сюжет Данный сериал стоит даже не то что особняком от многосерийных фильмов выдаваемых в огромном количестве, а просто громаднейшим замком. В нем нет честных ментов и плохих бандитов, нет проституток, нет жестокой молодежи, нет всяких саг рассказывающих об одной семье на протяжении 30 лет, начиная с советских времен и нет этих соплей, растянутых на 100, а то и более серий. В «Шахте» очень много действия, которое сменяется одно другим, много тайн и загадок, которые очень не прост разгадать, пока создатели сами их не открывают следуя дальше по сюжету. Под конец фильм делает просто крутейшие виражи, которые совсем не ожидаешь увидеть, при этом каждая серия, каждое действие персонажей достаточно логично и связно. Нет такого чтобы все персонажи в разных ситуациях просто брали и соглашались друг с другом, порой они стоят на грани драки, а в условиях замкнутого города, так вообще на грани гражданской войны. И кажется, что кто-то кто будет с героями до конца может оказаться предателем и наоборот. Актерская игра Я думаю, что не надо говорить, что обычно в сериалах она оставляет желать лучшего, да и подбор актеров не всегда удачен. Исключением является, пожалуй, только «Мастер и Маргарита». Я бы не сказал, что с «Шахтой» все идеально, но именно в нем есть приятное исключение, когда актеры подобраны очень даже неплохо и каждый находится на своем месте и прекрасно справляется со своей ролью, делая трансформации в ходе сюжета, становясь или героем, или предателем, или безжалостным монстром. Отдельно об актерах мужчинах и женщинах. Мужчины, не перекачанные тестостероном качки, которые взмахом бровей кладут на лопатки женщин, это самые обычные люди, которых можно просто толпами увидеть на увидеть на улицах, заводах и т. д. Женщины, не первостатейные красавицы, которых мы привыкли видеть (особенно в американских сериалах), но именно своей простотой они и привлекательны. Драматическая часть У каждого героя своя судьба, своя драма, которая очень хорошо отражена во флэшбеках, но у них есть не только прошлое, но и настоящее, в котором они тоже страдают переживают, борются. Обычно когда смотришь американский фильм или сериал, то видишь героя, который стреляет в своих же сограждан и им не сочувствуешь, здесь все наоборот. Солдаты охраны шахты и милиционеры стреляют в таких же пацанов и при этом до последнего не веришь, что такое возможно, ведь они исполняют один и тот же долг. Есть и классическая схема любовного треугольника, но она так органично вписана, что почти не обращаешь внимания на нее. Ведь в фильме показана не просто трагедия отдельных семей, а целого города, то как людям приходится страдать из-за чьей-то жажды власти. Это еще один положительный аспект «Шахты», в ней есть мораль. Мой вывод «Шахта» — это фильм, который выделяется среди огромной массы сериалов, который однозначно стоит посмотреть, хотя бы просто для ознакомления, чтобы сделать свои выводы. 8 из 10
Уникальную станцию? В этом городе живет девушка Катя, вот она — уникальна. Интерес вызвало имя автора сериала — Ильи Куликова. Он придумал «Глухаря» и «Меч». В «Глухаре» я видел пару серий, на фоне остальных милицейских сериалов он показался достаточно свежим, с уклоном в социалку, а не в доморощенные расследования. А вот «Меч» с интересом посмотрел целиком — хоть и очередные разборки с бандитами, но сюжет напряженный, идея острая, даже некую полемику сериал вызвал, увы, в узких кругах. Так что сценарист себя зарекомендовал, даром что всего на 5 лет старше меня, а тут еще и за фантастику вроде взялся — чем не повод дать очередной шанс нашему ТВ? Итак, «Шахта». Действие происходит в провинциальном городке Каменске, единственной достопримечательностью которого является собственно шахта. Туда возвращается «блудный сын» Леха Журавлев (Илья Носков) — несколько лет назад он уехал, никому ничего не сказав, служил в спецназе, заработал пару наград и вот соскучился по дому. Во время его отсутствия жизнь шла своим чередом — родители постарели, сестренка школу заканчивает, младший брат Сергей (Дмтрий Ермак) пошел по кривой дорожке и стал первым бандитом на деревне, а бывшая девушка гуляет в парке с сыном. И в первую же ночь на малой родине случается ЧП — землетрясение, сильная гроза без дождя и в довершение — авария на шахте. В городе начинается паника, во время которой Сергей похищает бессменного героя фантастических историй — гениального профессора, за него дает много денег серьезный человек в райцентре. Власть в городе фактически переходит к начальнику шахты — майору Зориной (Елена Морозова), которая начинает выяснять причины взрыва. А утром на Каменск опускается туман… Правда, быстро рассеивается — увы или ура, монстров во мгле не будет. Странные явления продолжаются, но главной проблемой становится то, что город берут в кольцо военные в химзащите и без каких-либо объяснений объявляют карантин. Скоро с военными начинаются столкновения, и Каменск оказывается в осаде. В итоге получился увлекательный фантастический сериал-катастрофа, причем действительно фантастический, хоть по первым сериям так не скажешь. Основная идея раскрывается во второй половине, вызывает недоверчивый смех, но работает. Смотришь и думаешь: «В нашем сериале произносят такие слова? Серьезно?!» Этак годика через два мы «в космос полетим», взяв на борт для «дружбы народов» чернокожего паренька Джимми Сэлинджера. Да, конечно, кусками все это было, и ходить далеко не надо. Но в целом сюжет оригинальный, продуманный, цепляет. Актеры большей частью неплохие, постановка чуть хромает, может быть, ну и спецэффекты, естественно, отечественные. Финал — ожидаемый после раскрытия главной тайны, опять-таки уже было, но за находку под занавес — 5+. Шедевр? Нет, но ведь интересно! Прорыв? Наверное, тоже нет, но в целом тенденция делать телефантастику появилась, а это уже радует. А прорыв будет, если «Шахта» выстрелит, и на том же уровне сделают второй сезон. Он не особо нужен, история вполне закончена, хотя ниточки для продолжения есть, но тут дело принципа. Если мы начнем про наши сериалы говорить в терминах «шоураннер», «сезон», «мифология» — это будет прорыв. А пока советую посмотреть, пожалуй, самый интересный наш сериал за последние лет пять. 8 из 10