Агнцы божьи
- 21 июл 2019
- 27 мар 2019
Острова Территориально творение Джеффри Уокера «Агнцы Божьи» относится не к материковой Австралии, а к островной — Тасмании — раздробленной на сотню мельчайших островков. С первых кадров зрителя захватывает невиданная доселе красота (часто ли вас балуют тасманийским кинематографом?) Намеренно ли, но режиссер не подчеркивает названий в титрах, и мы так и не узнаем на каком именно острове велись съемки «Агнцев Божьих». Так как многие из них не заселены, режиссеру ничего не стоило закадрировать экзальтированность окружающей среды, которая, как нигде в другом мире, созвучна доступному в описании к сериалу сюжету. Три монахини ведут затворнический образ жизни в удаленной местности, но совсем скоро их покой нарушит незваный гость. Это описание первых двенадцати минут, и Джеффри Уокеру мастерски удается замаскировать часы, календари и время, дать зрителю шанс определить временные рамки в голове и ловко, будто он всю жизнь занимался фокусами, достать конфетку из-за уха смотрящего. Мне понравился этот фокус. Сразу почувствовала себя ребенком, которого кино еще умеет удивлять. После двенадцатой минуты сериал стало смотреть еще интереснее. Но кого-то он может разочаровать, особенно, если на вас оказало влияние сравнение «Агнцев Божьих» с «Ведьмой» Эггерса. Мне кажется, каждое произведение заслуживает быть уникальным и ни на что не похожим, поэтому при вопросе, на что похож тот или иной фильм (или книга), я не спешу с ответом — всегда хочется отыскать изюминку, какой бы она ни была — вкусной или подгорелой. Невозможность сравнения «Агнцев Божьих» с «Ведьмой» кроется все в той же территориальности. Тасманийские острова оказались «отброшенными» от всего «цивилизованного» мира настолько далеко, во времени и пространстве, да и малы, так что старосветским миссионерам, в эпоху их просветительской деятельности, просто негде было разгуляться, поэтому единственный дьявол, проживающий в Тасмании, это сумчатый зверек на грани исчезновения. В сериале всего четыре серии, а сюжетных поворотов столько, что хватило бы на полноценный сезон, но режиссеру удалось сделать то, что доступно лишь настоящему художнику — завуалированно, ненавязчиво влюбить зрителя в неизвестный удивительный мир, в его родную землю, не тот участок суши, где ты формально родился, а общую для всех, единую миллионы лет назад, еще не делимую на космополитов и эндемиков, природу. Которую стоит защищать. Которая стоит того, чтобы ее защищали. Ангелы Агнессы Не думаю, что это будет спойлером, но если погуглить «орден святой Агнессы», можно убедиться, что такого ордена не существует. В христианском мире, как оказалось, было много святых Агнесс, но та, которой поклоняются героини «Агнцев Божьих» — сестра Ифигения, сестра Маргарита и сестра Карла — звалась Агнессой Римской и жила она в IV веке нашей эры. Жила недолго, около тринадцати лет, и умерла в мучениях. Известна тем, что стала самой юной святой. То, что монахини относят себя к ордену святой, которая олицетворяет времена, когда церковь не имела безграничной власти над умами и душами людей, а осознанного папства еще не существовало, все это не случайно. Легенда о святой Агнессе в сериале рассказывается кратко, суровыми фактами, но они, вторя сюжетной канве собственносочиненных сказок трех монахинь, западают в память, как рыболовные крючки. Срабатывает метод символизма. В этом сериале есть жизнь. В нем есть проблема. Единая для церкви и светской власти. Это репутация. Ради ее сохранения, власть, имея влияние, деньги и верных «цепных псов», пойдет на любые преступления. И вот, вроде бы все готово к тому, чтобы открыть циничный финал, прозу жизни. И если бы это был европейский режиссер, то так бы оно и выглядело, но не этого желает Джеффри Уокер. Он не придумывает, он создает легенду, чудо, то, что люди создавали испокон веков — древнегреческих героев, христианских святых — из земли и звездной пыли. Для того, чтобы созидать и защищать наш далеко не безграничный мир.