Убийство
- 28 сен 2011
- 07 янв 2007
Добро пожаловать в мир «Убийства». И хотя скандинавские сериалы имеют особый статус, мне показалось, что «Убийство» снято по классическим канонам английского детектива в стиле Агаты Кристи, когда вроде бы приличные и благополучные с виду люди хранят друг от друга страшные, неприятные, мрачные, постыдные тайны — дети от родителей, подчиненные — от начальников, а начальники от подчиненных, жены от мужей, а мужья от жен, и так до бесконечности. А когда развязка следует, и скелеты начинают выниматься из шкафов, то мы узнаем зачастую шокирующие подробности, которые не должны были всплыть на поверхность, пока их не выудили из мутных глубин. Мотив совершить преступление здесь присутствует практически у каждого. Только убийство здесь не чисто английское, а чисто датское. В «Убийстве» перед нами предстает неприглядный мир политики, где цель оправдывает средства, и мы в который раз убеждаемся, что профессия политика очень даже сродни второй древнейшей профессии, ибо подчиняется она тем же законам — как бы подороже продаться и пожирнее кусок отхватить. Правда, есть в стане политиков и «белые вороны», но они настолько бесят мейнстримных коллег, что от конкурентов, старающихся сохранить человеческий облик, стараются всеми силами избавиться, не гнушаясь никакими средствами. В центре первого сезона сериала — молодой, амбициозный политик Троэлс Хартман — человек с приятной, располагающей к себе внешностью, участвующий в предвыборной борьбе за пост мэра Копенгагена. В отличие от других, Троэлс настолько принципиален и щепетилен, что на ум сразу приходит песня Талькова про Россию: «Но золотые купола кому-то черный глаз слепили, ты раздражала силы зла, и, видно, так их доняла, что ослепить тебя решили». Хартман так донял всех своей прямолинейностью, что его всеми силами пытаются «ослепить», чтобы он выбыл из предвыборной гонки, а привычка Хартмана не сдаваться только еще больше разжигает пыл его врагов, заставляя их идти на все большие ухищрения. Хартман напоминает мне Гамлета (и, кстати, с гамлетовских времен мало что изменилось — все те же интриги и злодейства). Попадая в бесконечные злоключения, Хартман уже порой и сам начинает сомневаться в себе и размышлять на тему: «Быть или не быть», но потом его внутренняя закалка и азарт в политической борьбе побеждают, и он все же решает быть, что приводит просто таки к гоголевским сценам между ним и действующим мэром Копенгагена Брэмером. Параллельно с первой сюжетной линией развиваются несколько других линий, постоянно переплетаясь между собой. В центре второй сюжетной линии мы видим на вид счастливую семью Брик Ларсенов с собственным бизнесом, двумя шаловливыми мальчишками, почти взрослой старшей дочкой и домом «полной чашей». И вдруг в один ужасный вечер эта чаша раскалывается и распадается на осколки, откуда и закручивается спираль экшена, и начинается лабиринт со множественными ходами-выходами. К делу подключается детектив Сара Лунд, которая бы и рада им не заниматься по причине приближающегося отъезда к жениху в соседнюю Швецию, но вынужденная заняться им по просьбе начальника управления криминальной полиции Копенгагена. Постепенно Сара так втягивается в это дело, и чувство долга настолько берет в ней верх, что ее приоритеты полностью смещаются. И вот вместо звона свадебных колоколов и обустройства нового дома ее уделом становятся морги, допросы, погони, перестрелки, перекусы наспех и полное отсутствие личной жизни. Лунд работает в паре с инспектором Яном Майером. Как и в снятом позже шведско-датском «Мосте», эта пара построена на контрасте, и мы видим, что Сара и Ян абсолютно не похожи друг на друга как по человеческим качествам, так и методам работы. Они полны разногласий, и между ними часто пролетает искра, но в ходе дела они несколько сближаются, и между ними возникает даже что-то вроде дружбы. Лунд и Майер хорошо дополняют друг друга. Сара отвечает за идейную составляющую дела, а Ян — за техническую поддержку. Очень часто они находятся буквально на миллиметр от истины и вот-вот должны схватить преступника если и не за руку, то хотя бы за рукав или за полу плаща, но настоящий злодей постоянно ускользает о них, как песок сквозь пальцы, и правосудие уже в который раз отсрочивается. Скандинавов принято считать сдержанными, сухими и даже «отмороженными», но мы видим, как бурлят страсти в котле их жизней, и какие эмоции их раздирают — так, что они даже дают фору взбалмошным итальянцам и страстным испанцам. Зритель получит еще и эстетическое наслаждение от свидания со старушкой Европой, любуясь видами одной из европейских столиц — ее ратушей, церквями, мостами, витринами магазинов. Также хочется отметить сильную драматическую составляющую фильма. Герои сериала ни в коей мере не производят впечатления статичных. Они меняются с каждой серией, реагируя на внешние раздражители, поскольку произошедшее в городе событие затронет практически всех и каждого — кого напрямую, кого рикошетом. Развязка у истории непременно будет, и несколько приятных, захватывающих вечеров зрителю тоже будут обеспечены. Вы будете бороться с искушением смотреть сериал всю ночь напролет (если смотрите в записи), и «отклеиться» от телевизора будет очень трудно. Вы будете строить многочисленные догадки, иногда они будут подтверждаться, иногда — нет, но вы ни за что не пожалеете, что решили посмотреть «Убийство», настолько качественный досуг обеспечивает этот сериал. Один из минусов, который я для себя отметила, это то, что актеры в Дании «кочуют» из сериала в сериал так же, как и в России. Наверное, Дания — страна маленькая, актеров там не хватает, да и неплохой это, судя по всему, заработок, если сериалы длятся по 3, а то и 4 сезона, и «капусты нарубить» шанс выпадает очень выдающийся. Ну и сюжет к концу первого сезона был несколько «перекручен», и некоторые детали между собой плохо стыковались. Видимо, создатели сериала так увлеклись, что не смогли уже вовремя остановиться. Но это уже мелочи. Внимание, занавес поднимается! Итак, господа, перед вами «Убийство». 10 из 10
В понимании затюканного неурядицами и произволом властей европейца крошечное датское королевство — уголок безмятежного рая. Островная страна, колыбель нордической сказочности, шекспировского «Гамлета» и конструктора «Лего» традиционно держится в стороне от очагов мировой напряжённости и живёт тихими заботами. Датчане небезосновательно полагают, что свою чашу горя и страданий они испили за время немецкой оккупации, и теперь имеют право красоваться на вершинах рейтингов самых счастливых жителей планеты. Тем разительнее контраст между рисующимся благополучием и безрадостной действительностью, без стука вторгающейся в двери. «Место преступления: Копенгаген», как следовало бы назвать сериал, живописует пейзажи совсем другой Дании: пасмурной, депрессивной, недоверчивой, беспросветной и… доблестной, куда без этого. На всяких возмутителей ночного спокойствия по законам правоохранительного жанра должна найтись бессонная валькирия. С безликим хвостиком, в скромном свитере и табельным пистолетом, который она почему-то вечно забывает в бардачке. Знакомьтесь: Сара Лунд. Умна, настойчива, методична, непривередлива. Гроза копенгагенского криминалитета, кость в горле у начальства, заноза в филейных частях политиков, прескверная невеста и никудышная мать. Для госпожи Лунд не существует слова «невозможно», она появилась на свет в служебном кабинете, а первые шаги делала по кладовой с запахом пороховых газов и запёкшейся крови. Своенравная женщина-детектив с изящной фигурой, милым лицом и огромными глазами могла бы найти себя на высокой административной должности, но предпочитает по-бойскаутски составлять список подозреваемых, лезть на рожон и идти по следу. Голос инстинкта он такой — не заглушишь. В трёх сезонах, по одному громкому убийству на каждый, Сара тщится наладить личную жизнь, разобраться с будущим, восстановить отношения с сыном, но всякий раз чувство долга замещает интимные обстоятельства. Сложно заподозрить в героине наркоманку от сыска — скорее она до зубовного скрежета правильная, и этим вносит ощутимый шторм в чужие судьбы. Каждый сезон датского аналога CSI, это законченная история из цепочки страшных событий, вызванных появлением нового трупа. Дела затрагивают интересы семей потерпевших (что логично) и влиятельных политиков (что необычно) примерно в равных долях, и заставляют воспринимать Копенгаген гигантской коммунальной квартирой, где все друг друга знают и чаще недолюбливают. Как-то так получается, что очередная безвинно убиенная, либо похищенная жертва нарушает покой не последних в Дании господ, и в раскрытии преступлений заинтересована отнюдь не только полиция. Знаменитое нордическое хладнокровие — так себе помощник в розыскных операциях и неизбежных перестрелках, но на специфическую атмосферу действует безотказно. Датское «Убийство» создано для поклонников Стига Ларссона, Ю Несбё либо полицейских процедуралов в принципе. Засасывая в себя по заветам старины Линча, скандинавское творение отнюдь не стремится понравиться с первого же эпизода. Колючее обаяние картины проявляется ближе к середине, а то и концовке сезона, которая роднит её с «Настоящим детективом». Не в той, правда, степени сходства, чтобы утратить национальную самобытность. По дню на серию — самая узнаваемая фишка «Убийства» словно создана для неспешного знакомства. Частить с просмотрами нежелательно: есть риск заблудиться в лабиринтах политических интриг и несогласованностей между подразделениями. Подчёркнутая обычность персонажей, граничащая с заурядностью, буквально требует, чтобы общение было дозированным. Возникновению эмпатии такая выдержанность ничуть не мешает, а позволяет воспринимать напряжённую обстановку, находясь в шкуре главной героини. Детектив Лунд — ключевая фигура и центр разветвленной сети чужих интересов, амбиций и переживаний. В сравнении с массой других персонажей, помешанных на работе и не приспособленных для семейной жизни, драма Сары по-настоящему естественная. Проклятие профессионала своего дела не развеять никакими пасами, и, кажется, скорее начальство отправится в отставку, чем она признает поражение. Эта холодная, медитативная одержимость передается всему сериалу, делая его обособленным явлением на криминальном небосводе мировой ТВ-индустрии. Разумный минимализм в деталях, сдержанность подачи и доскональность в проработке характеров — проекту с родины викингов есть чем увлечь. Всё вышесказанное конечно не делает «Убийство» идеальным сериалом. Как и его предшественники, от «Твин Пикса» до «Костей», он является зрелищем для ценителей жанра, чьё число ещё и ограничивается скандинавской сухостью. Не единожды возникает ощущение чрезмерной разжёванности и притянутой неторопливости, а от мямлей отдельных джентльменов немудрено озвереть. Терпение, внимательность и заинтересованность — вот три кита, на которых держится симпатия к неординарному, но весьма любопытному сериалу, предоставляющему возможность устроить экскурсию по местам недоброй датской славы и осуществить заплыв по гавани скандинавских противоречий. В этом Копенгагене и его окрестностях день не спешит идти на смену ночи, а в шкафу каждого уважающего себя земляка Андерсена — парочка скелетов. Публика своеобразная, одним словом, но решив уделить ей своё время, вы наверняка не прогадаете.
У Сары Лунд ноги спортсменки, лицо аскета и глаза цвета самого древнего из скандинавских льдов. Такого же льда (без пламени) исполнен и мир вокруг: серо-синие дни коротки, а из тени ранних вечеров выходит всё самое тёмное, потаённое, скрываемое годами. В ночи строят планы и прячут секреты, в ночи раздают поцелуи и оплеухи, в ночи встречаются на время и расстаются навсегда. И умирают тоже ночью, вдали от солнца, от любви, от надежды; когда связь с миром живых предельно тонка, и одиночество нависает над тобой свинцовыми звёздами. Но нет забвения на дне печальных вод. Ангел смерти придёт за холодным телом, Сара Лунд — за его тайнами. И зашагает по следу, как по тонкому льду, падая и поднимаясь, к разгадке, которую больше никто не ищет и которая больше никому не нужна. Живые поплачут над фотографиями, обнимут детей, посмотрят новости, объявят вознаграждение, забудутся работой, заново научатся спать, строить дома и планировать отдых на выходные. Жить дальше — это нелегко, но надо перевернуть страницу, оставить мёртвое мёртвым и принять любую точку в этой истории, чтобы начать новую. Политик, учитель, сосед, случайный прохожий — со временем не так уж и важно: живым подойдёт любой подозреваемый (успокоению, как надгробию, нужно лишь имя). Только Сара пойдёт до конца, единственная, кто не способен забыться и заснуть, пока оплаканные, но неотмщённые жертвы молчаливо ждут финала. Маленькая охотница в дизайнерском свитере, последняя валькирия в стране одомашненных викингов, она будет искать вопреки всему, даже собственной личной жизни, потому что не бывает любви и тепла на границе с вечной замогильной мерзлотой. Её настойчивость сродни одержимости, её медлительность — лишь сценарная уловка, чтобы продлить это путешествие в страну мёртвых, где холодно, сыро и темно, словно накануне творения (или в фильме жанра нуар). Весь сериал — это погружение во мрак человеческих душ, в непроглядный туман благих намерений и тёмных инстинктов. Всё в этой истории — словно взгляд с обратной стороны зеркала, сквозь которое мир живых видится скопищем уродливых фигур. Здесь журналисты обсуждают, как твоя смерть повлияет на результаты выборов; политики достают из шкафов свои скелеты и зарывают поглубже; полиция пытается угодить тем и этим, куда больше заботясь о собственном спокойствии, чем о торжестве закона. В таком мире — относительных истин, подковёрных игр и лжи ради спасения — любая правда, даже правда о преступлении, становится фишкой, поставленной на кон. В игру вступает всё больше народу, вокруг толпятся зрители, каждый ход обсуждается и тщательно фиксируется, — но это лишь суета, призванная скрыть внутреннее равнодушие. Этим людям безразличны и жертвы, и их судьбы; убийство — лишь громкий заголовок в газете, которую можно прочесть за завтраком и обсудить с соратниками как раздражающую помеху на пути к великим делам. Мёртвых снова и снова заставляют «жить», ведь они себе уже не принадлежат: и они послушно заполняют телевизионные эфиры, голосуют против кандидатов, увольняют полицейских, волнуют, тревожат, тяготят и попросту мешают. Круг вовлечённых растёт, но разгадка не становится ближе. Каждая зацепка приводит к новым, каждый персонаж имеет свою версию событий, каждый шаг скован запретами и предостережениями. Здесь все несвободны, у всех есть, что терять, и даже оказаться под подозрением уже опасно, ибо недоказанная вина — клеймо не менее страшное, чем приговор суда. А, значит, — замять, забыть, спрятать концы в воду, где и так покоится слишком много тайн. И вся эта человеческая (без человечности) масса обретает очертания единого бездушного хтонического чудовища, гигантского, пожирающего силы монстра о ста головах, которого нельзя победить, потому что ты внутри него, ты против воли впаян в его тело наравне со всеми. Зима близко, но рагнарёк отменяется, потому что в мире не осталось богов, только связанные по рукам и ногам люди, за которых поздно — и ни к чему — сражаться. И только убийцы, как волки, бегут с подветренной стороны, неуловимые тени в вечных скандинавских сумерках. Про них уже почти забыли, почти позволили уйти от погони, обрести свободу, которая больше не доступна никому. Мир накануне творения и мир накануне конца, — в сущности, одно и то же. Ты один в темноте, и растопить этот холод может лишь пламя, яркий всплеск света в ночи. Всего один выстрел подарит спокойствие, а, возможно, и освобождение. Как устоять перед искушением свободой? Этого не знает даже маленькая охотница, что идёт по стынущему следу. «Убийство» — трудная история о том, что после смерти ты уже не будешь прежним, даже если останешься жить. Смерть ломает и калечит всех, без исключений; но она же суть избавление, если хватит силы найти в себе свет. А иначе рассвета не будет, и ты навсегда застынешь в самой тёмной точке самого длинного дня в году. Где есть лишь небо, самолёт, девушка… и долгая-долгая ночь.
Этот сериал — неудачная попытка соединить детектив, политику и любовную драму. В итоге не получилось ничего. Особенно банально получилась сюжетная линия, связанная с личной жизнью главной героини. Уже с первых кадров было понятно, что она принесёт свою личную жизнь в жертву своей работе. Сама же главная героиня — это самое слабое звено в сериале. Неинтересная как внешне, так и по качеству игры. Складывается впечатление, что она просто засыпает на ходу. Сам сериал затянут как мыльная опера. Много ненужных повторяющихся сюжетов. Всем любителям скандинавских детективных сериалов могу порекомендовать сериал «Мост», политических сериалов — «Правительство».
Что так влечёт зрителя к триллерам и детективам? Ответов на этот вопрос может быть множество: для кого-то это дух тайны и расследования, для кого-то столь похожие на них герои, приземлённые и непримечательные, а для кого-то это невероятная атмосфера и вот тут скандинавов никто не обставит. То, как из серых будней таких же серых людей складывается шедевр, и есть подлинная магия севера, его колорита. Перейдём ближе к делу. Как и, наверное, многих, посмотреть этот сериал меня побудил американский ремейк. И, если честно, то не дано американцам снимать такое кино. Разумеется, американский вариант неплох, но ему так и не удалось передать всю атмосферу и глубину ориганала. К сожалению, оригинал у нас далеко не так популярен, чем ремейк. В ВК нет НИ ОДНОГО сообщества, посвящённого данному сериалу, а какие-нибудь арты или цитаты найти сложнее, чем пальму в тайге. Каждый сезон рассказывает о жестоких преступлениях (термин «убийство» не совсем точен, да и сам сериал в оригинале переводится как «преступление» и вы поймёте почему не стоило так вольно переводить, добравшись до 3 сезона). Каждое идеально спланировано и осуществлено. В отличие от большинства детективов, здесь нет вечной пары полицейских. Здесь есть лишь главная героиня в превосходном исполнении Софи Гробёль и её напарник, который «меняется» каждый раз (там будут разные причины). Сара Лунд, так зовут героиню — блестящий детектив, одна из лучших в своём деле. Но у неё есть и свои переживания и проблемы, которые сразу делают из её живым человеком в холодном и неуютном скандинавском мире. Первый сезон повествует нам об убийстве молодой девушки, Наны Бирк-Ларсен. Поиск убийцы растянулся аж на 20 серий по 55 минут. Лично я, до последнего не догадывался, то убийца, но это просто отходит на второй план. В первую очередь вас поглотит история. История героев, такую, какой нельзя увидеть ни в каком голливудском фильме или сериале. Невероятная игра актёров и невероятно трагичная атмосфера заставляют тебя сопереживать и, главное, понимать чувства героев, сливаться с ними. Второй сезон и, как по мне, более слабый, чем первый и третий, рассказывает нам об убийстве военного адвоката Анны Драксхольм. Это также очень интригующий и цепляющий детективный сюжет, но… Его герои так не цепляют. Нам не показали переживаний семьи жертвы, и из действительно замечательных персонажей остались лишь сама Лунд и её начальник-Брикс. Этот сезон хоть и не погубили, но подпортили попытки погнаться за злободневными и насущными проблемами. Нам хоть и показали захватывающий сюжет и интригу, но забыли про неповторимые истории, и мы больше не чувствуем этой невероятной силы этих людей, у нас забрали главное… Третий сезон получился, как по мне, лучшим из всех. Поработав над ошибками 2 сезона, кооператив из шведов, норвежцев и датчан выдали нам по праву одно из лучших произведений на ТВ за всё время его существования. Начинается всё с убийства моряков неизвестным человеком. Накануне выборов в правительство и в условиях кризиса это взбудоражило всю общественность и СМИ… На первое время… Через некоторое время неизвестный похищает маленькую девочку, дочь исполнительного директора одной из крупнейших датских компаний. Похититель выдвигает условия возвращения девочки, каждое из которых всё жестче и жёстче… Смог ли это сериал передать колорит и атмосферу? Да, чёрт возьми, он смог!!! Чувства и переживания переданы настолько сильно, что право, выжимает слёзы… Искусство кинематографа никогда не было заложено в красоте картинки и, как по мне, основная его суть даже не в сюжетах. Чувства, оставшиеся от этого сериала настолько неописуемы, что не один язык мира не смог бы сполна их выразить. Да, 2 сезон немного слабоват и именно он сбивает первоклассный балл этому шедевру, но любой, кто посмотрит этот шедевр нуара, поймёт, что суть искусства кинематографа в персонажах и актёрах. В том, как «нарисованы» и исполнены герои, а скандинавов в этом превзойти вряд ли кто-то сможет. Серые люди, серое небо, серые истории… Серые, но такие живые… 9 из 10
Что ни говори, а европейский кинематограф, в своём большинстве, выпускает качественный продукт. Наверное, отсутствие многомиллионных бюджетов и некоторая отдалённость от Голливуда, в том числе, позволяет создавать хорошие фильмы и сериалы. Но больше всего мне хочется верить, что Европа и Азия ещё не забыли о важности искусства, а не только что и умеют считать деньги. Вышел на «Убийство» в общем-то случайно, хотел посмотреть что-то осмысленное, не слишком долгое и обязательно, чтобы проект был завершён. Знаете, мне уже порядком надоела эта шарманка с сериалами последних лет — с каждым сезоном всё хуже и хуже, но сериал никак не заканчивается. В первую очередь, это касается американских работ — вот оно, зарабатывание денег во всей красе. Данный сериал представляет собой 3-сезонный 40 серийный проект, где каждая серия имеет хронометраж около часа и соответствует одному дню расследования. В первом сезоне у нас аж 20 серий, во 2 и 3 — по 10 серий. Может легко посчитать сколько дней длится каждое расследование. Пожалуй я примкну к тем, кто считает первый сезон затянутым, а второй и третий более содержательным и более экшеновым. Но это на вкус и цвет, тем более, что, на мой взгляд, 1 сезон был наиболее сильным в плане сценария и актёрской игры. Отдельно отмечу Софи Гробёль (Сара Лунд) и Мортена Суурбалле (Леннарт Брикс). А Сёрен Маллинг в роли Яна Майера, безусловно, лучший напарник Лунд из всех имеющихся. Не смотря на то, что в процессе создания сериала участвовало аж 10 режиссёров, армада сценаристов и и операторов в итоге вышел очень ровный, сбалансированный продукт, который сохраняет свою атмосферу и самобытность от первой до последней серии. Нет явного перекоса в худшую или лучшую сторону между сезонами, нет этой негативной тенденции, когда с каждым сезоном повествование скатывается всё ниже и ниже, пока не превратиться в откровенный бред. Молодцы, удержали планку на уровне. Говоря о целостности сериала, стоит отметить интересный факт — сценарий всех 3-х сезонов, в своей сути, построен по одной схеме. Может для кого-то это не очень хорошо, а для кого-то, наоборот, плюс, так как мы точно знаем, что увидим понравившиеся нам моменты снова, просто немного в другой подаче. Разве не это любят многие зрители? Я же где-то посередине между этими двумя мнениями. В каких-то моментах предсказуемость докучала, а в каких-то была к месту. О какой схеме идёт речь? Например: 1. Каждый раз мы сталкиваемся с тем, что в делах об убийствах замешаны политики высокого ранга — от будущего мэра Копенгагена до премьер-министра страны. Этот главный политик — моралист, старается во всём разобраться, поступить по чести, но являясь политиком это оказывается сложно сделать. У этого самого политика всегда два помощника, и в этой датской семье из 3-х человек, все постоянно друг с другом ссорятся, и не доверяют, а ещё обязательно кто-то с кем-то спит. 2. Действия полиции очень однообразны и предсказуемы — каждый сезон мы видим одно и тоже: сначала в убийстве подозревают одного, потом другого, потом третьего, потом четвертого и так далее, их отпускают, потом снова задерживают для допроса, потом снова отпускают… В итоге в деле фигурирует с десяток человек, один из которых всё-таки тот самый убийца. Сказать по правде, вот эти мытарства «он — не он», «арестовали-отпустили-оправдали-снова арестовали» и вечное желание верхов в полиции всё свалить на начальника отдела и рядовых оперативников порядком утомляет. Всё же можно было как-то оригинальнее разыграть эту карту, разнообразнее. Однако, это выглядит достаточно правдоподобно, и лучше, чем та смехотворная пародия на расследование, которую нам впаривают в большинстве мейнстримовых сериалов. 3. Каждый раз под прицел попадает семья, у которой есть дети, и где серьёзные проблемы в отношениях между мужем, женой и детьми. 4. Схема соблюдается даже в мельчайших подробностях. Я вот заметил, что во всех трёх сезонах присутствую красивые актрисы на ролях третьего плана, все молодые и блондинки. В 3 сезоне это оказалась маленькая девочка модельной внешности. На второстепенные роли пригласили женщин постарше, но тоже привлекательных. После просмотра «Убийства» я прямо повысил своё мнение о красоте скандинавских женщин… Больше не буду углубляться, и так местами немного заспойлерил. Этих примеров достаточно, чтобы понять всю стройность и выверенность повествования. Наверное, в числе недостатков ещё укажу финальные серии каждого сезона — в них есть недосказанность, на мой взгляд, не то чтобы обязательная, а в первом сезоне концовка вышла немного смазанной. Также любителей мейнстримовых работ может удивить отсутствие обилия перестрелок и пафосных эмоций, по сути, того на чём они и базируются. Здесь ставка на реалистичность и обыденность происходящего. При просмотре таких сериалов ощущаешь будто ты читаешь какой-то классический роман Толстого или Достоевского, вроде бы и местами скучно и затянуто, но написано искренне, о наболевшем, и за всем этим чувствуется какая-то мощь. 8 из 10
Начало интересное сериала, игра актеров великолепная. Особенно Бьярне Хенриксен убедителен в роли отца. И психологически грамотно выстроена линия переживаний семьей трагедии. А вот дальше начинается какая-то странная история, потому как полицейские занимаются только подозрениями, причем порой довольно тупыми, в итоге мы назвали их собаками-подозреваками и в других фильмах, как только видим похожие нотки сразу начинаем становится подозрительными в том стоит ли смотреть фильм. Каждая новая серия это подозрение и каждый подозреваемый становится потенциально жертвой, поскольку от подозревак ничего хорошего ждать не надо, подставляют только своими подозрениями. В итоге ближе к концу первого сезона, мы его смотрели уже как комедийный, смеясь над глупостью сценаристов. А уж концовка и того хуже, поскольку ощущение, что сценаристы поссорились с продюсерами и вот так им отомстили. Концовка притянутая за уши. Скучная и неправдоподобная. Очень жаль, что скандинавский сериал, в отличие от хорошего сериала «Мост» здесь оказался такой ерундой. Если ищете хорошие детективные сериалы, то посмотрите «Убийство на пляже» или «Пропавший без вести».
Я не знаю какая счастливая случайность привела меня к этому сериалу, но мне очень повезло! Я вообще-то не люблю детективы, тем более криминальные, о полицейских расследованиях, и признаю в этом жанре разве бабушку Кристи. Но тем не менее — как-то этот сериал оказался у меня и я… Просто выпала из жизни. Первый сезон сериала — это, пожалуй, лучшая его часть. Школьники на экскурсии нашли выброшенные у обочины вещи. Проститутка повздорила с клиентом и он выбросил ее из машины? В поле тело не обнаружили… Но потом была найдена машина с трупом в багажнике. И то, что 19-летняя Нана из благополучной семьи, хорошо училась в школе и была на хорошем счету у всех знакомых, делает расследование все более запутанным. А каково родителям? Отец выкупил новый дом для всей семьи и рассчитывал что в нем они все будут счастливы. Но потеря старшего ребенка для Тяйса и Пернелле — это настолько ужасный удар, что сама эта жизнь, счастливая и светлая, трещит по швам, грозя погрести под обломками участников этой ужасной трагедии. До сих пор не могу понять, как можно растянуть историю на 20 серий, но фильм абсолютно не затянут. В каждой серии Сара Лунд, следователь, ведущий расследование убийства Наны Бирк Ларсен, разрабатывает новое направление, и каждый раз оказывается, что история Наны — еще сложнее. При этом, над зрителем давлеет мрачноватый, дождливый Копенгаген, ставший, в некотором роде, полноправным участником событий. Ниточка за ниточкой, Сара Лунд ищет правду… И разгадка для меня была совершенно непредсказуемой, но вполне себе достойной доверия. Второй сезон уже не вызвал таких восторгов. Для меня сюжет показался немного скомканным, но это, вполне возможно, субъективная оценка. Расследование военного преступления и методичное уничтожение возможных свидетелей событий из числа датского миротворческого контингента мне показались не такими захватывающими, как предыдущая история. Тетий сезон реабилитировал сериал. Он очень силен эмоционально и в какой-то мере очень реален, страшен и правдив. Либо ты серьезно относишься к работе и принимаешь все близко к сердцу и когда-нибудь сломаешься, либо ты с циничной усмешкой комментируешь чужое горе и тебе становится наплевать на чужую боль. В общем, великолепная история! Если бы все детективные сериалы были такими — я была бы самым горячим поклонником жанра! 10 из 10
Один из самых увлекательных и интересных сериалов из всех просмотренных. Мрачный, временами даже гнетущий (не в последнюю очередь из-за главной героини), но тем не менее затягивающий. Отличий от других детективных лент здесь достаточно: во-первых, неторопливость и обстоятельность повествования, никаких тебе озарений, наоборот, рутинная работа, и, как следствие, ошибки, ложно обвиненные люди и прочие сопутствующие расследованию факторы. Во-вторых, весьма осмысленная и достаточно драматичная линия, связанная с личной жизнью главной героини. Она развивается параллельно основной детективной и делает сюжет еще более реалистичным. В-третьих, еще одна, очень мощная ветка связана с предвыборной кампанией мэра, в ходе которой кандидаты показывают себя с разных сторон, порой весьма неприятных, и оказываются втянуты, пусть и поневоле, в расследование. И, наконец, четвертая сюжетная нить связана с семьей погибшей девушки, и здесь уже всё сплетено в тугой клубок страдания, отчаяния и желания отомстить убийце. Все эти линии сходятся в одной точке: поисках мерзавца, убившего юную девушку, которую любили родители, друзья, окружающие, и поэтому совершенно непонятно, у кого поднялась рука лишить её жизни. Первый сезон (все 20 серий) посвящены только раскрытию этого преступления, и тем не менее действие ничуть не кажется затянутым. Я бы сравнила «Убийство» с прекрасным английским сериалом «Бродчёрч», по крайней мере с первой его частью. Некоторое опасение вызывала у меня политическая составляющая ленты (просто не люблю подобные картины), но здесь и эта часть сюжета на высоте. Ларс Миккельсен прекрасно сыграл роль Тройлса Хартмана, и лишний раз показал, насколько «хождение во власть» может изменить даже очень неплохого человека. Честно говоря, самое сложное отношение у меня к центральному прсонажу — детективу датской полиции Саре Лунд, причем это не относится к актерской игре. Софи Гробель создала прекрасный глубокий образ, и к ней претензий нет. Меня пугает сама героина, фанатичная, просто зомбированная своей работой, порой безжалостная по отношению к самым близким, матери и сыну. Её личная жизнь летит в тартарары, а она озабочена только поисками убийцы, её сын прогуливает школу, отдаляется от матери, а ей важнее поймать преступника. Но тем сложнее и неоднозначнее героиня и тем интереснее следить за поворотами сюжета. P.S. После первого сезона сделала паузу- слишком много эмоций по поводу увиденного. Да и мрачность и безысходность происходящего на экране сделали свое дело. Хочется увидеть что-то более позитивное. Но всем любителям хорошего умного детектива искренне рекомендую познакомиться с Сарой Лунд и самим вынести вердикт относительно ее профессиональных и личностных качеств.
Начну с того, что это первый сериал, который вызвал желание написать рецензию. Посмотрела я только два сезона (первый и третий), а второй решила пропустить так как тема политики и военных действий для меня всегда была второстепенна и малоинтересна. 1 сезон С этим телевизионном шедевром судьба свела меня после просмотра английского «Убийства на пляже». После того как я проглотила два сезона за два дня, мне срочно пришлось искать что-то подобное, дабы утолить образовавшуюся «детективную» пустоту. И вот из списка предложенных рекомендаций я выбираю американское «Убийство», попутно узнавая, что это всего лишь ремейк датско-шведско-норвежского сериала. Признаюсь честно, я никогда не смотрела сериалы «северных народов», фильмы — да, а вот до сериалов руки, или вернее сказать- глаза, не доходили. Бегло пробежавшись по отзывам, я поняла, что оригинал гораздо лучше американского ремейка, и решила, что если уж смотреть, так первоисточник. Окончательно все сомнения отпали после прочтения короткого, но емкого отзыва: «Это лучшее, что было за всю эру телевизионных сериалов!» Естественно, что после такого комментария, ничто не могло удержать меня от просмотра Forbrydelsen. Так как смотреть я начала в 2016, а первый сезон был выпущен в 2007, первое что меня смутило — это легкое веянье старины почти десятилетней давности. Картинка показалась безжизненной, а до середины первой серии я уже боролась с желанием досрочно завершить просмотр и перекинуться на что-то более свежее и динамичное. Но все же я решила дать шанс себе и этому сериалу и впоследствии ничуть не пожалела об этом. Forbrydelsen настолько захватывает, что я просто не могла удержаться и включала серию за серию, пока не поняла, что выходные безвозвратно прошли, а я практически не отрываясь просмотрела все 20 серий одну за одной. Кто убийца я начала подозревать где-то с третьей серии. Но не потому что все было настолько очевидно или потому что я супер наблюдательная «мисс Марпл». Практически все детективные сериалы с закрученным сюжетом грешат одним приемом. Они настолько сильно запутывает поимку реального преступника, наводят подозрение на других, чтобы в конце зритель ахнул и воскликнул: «Не может быть!», что сразу становится понятно, убийца тот — на кого меньше всего подумаешь. Тем не менее следить за сюжетом было чертовски интересно, и несколько раз я таки усомнилась в своей первоначальной версии и задавалась вопросом: «А может это все-таки кто-то другой?» По мне, так это идеальный рецепт детектива. Хочется отменить и политическую линию в первом сезоне. Я, как человек, аполитичный во всех смыслах, была весьма заинтригована предвыборными гонками Трульса Хартманна. Образ этого персонажа получился довольно благородным и наполненным справедливостью, можно сказать даже словами из песни: «You`re just too good to be true». Слабо верится, что такие политики существуют и в реальной жизни, но это совершенно неважно, когда я смотрела на Ларса Миккельсена в этой роли — я ему верила и этого было достаточно. К слову сказать, я не узнала его! Хотя до этого смотрела третий сезон «Шерлока» с его участием, но возраст, седина и борода сделали свое дело. Когда он предстал в образе молодого политика, у меня и мысли не промелькнуло, что я видела его раньше. На протяжении всего сериала я хотела, чтобы сценаристы свели его вместе с Сарой и как впоследствии оказалось сами сценаристы также жаждали этого. Но вопреки моим желаниям этого не произошло и как впоследствии призналась сама София Гробёль в интервью, это она была категорически против их сближения, полагая, что ее героине не пристало иметь постоянного «сердечного друга». Концовка получилась немного скомканной. Я конечно же ждала более обстоятельных объяснений от преступника. Но этого не произошло, и убийство оказалось скорее по схеме: не планировал задолго — пришел — вспылил — убил. Это вполне приемлемый мотив, но только если бы убийце не приписывали образ хладнокровного серийного маньяка. Я, как зритель, хотела получить больше ответов на волнующие меня вопросы. Например, про кулон и прошлые преступления персонажей. Поэтому у меня осталось чувство некой недосказанности. Конечно же небольшие недочеты не смогли обойти стороной и этот сериал, но они настолько ничтожны, что не портят восторженного впечатления от просмотра, и вы с волнующей интригой наблюдаете за происходящим 20 серий. 3 сезон Благополучно пропустив второй сезон, я приступила к третьему. Так как 20 серий первого не прошли для меня бесследно (в хорошем плане), то по началу просмотра меня охватила легкая ностальгия. Премьер министр не вызывал у меня абсолютно никакой симпатии, что и послужило причиной полной потери желания наблюдать за политикой в этом сезоне. Откровенно говоря, я скучала по Хартманну, да и по другим персонажам тоже — по Майеру, семье Наны (хотелось узнать, как сложилась их судьба в дальнейшем). Прекратив излишне напрягать свою интуицию и пытаться понять кто же главный преступник, я просто наблюдала за происходящим и вышло так, что гораздо увлекательней для меня стала личная жизнь Сары и ее отношения со своей семьей, нежели основные события в сериале. Не могу сказать был ли третий сезон лучше или хуже первого, сюжетные линии выстроены по-разному, поэтому сравнивать тяжело, да и ни к чему, каждый из них хорош по-своему. Конечно же большим сочувствием я прониклась к семье Наны, чем к семье Эмиле (ни высокопоставленный отец с «глубоко несчастной» семейной жизнью, ни «тяжелая» жизнь матери в золотой клетке, которая в последствии развелась и жила раздельно от детей, ни похищение девочки не смогли заставить меня сопереживать им настолько, как Тайсу и его жене). Очевидно потому что Нана была убита и ее ничто уже не могло вернуть, а у Эмиле была надежда выжить. Лейтмотивом, пронизывающим весь сериал была Справедливость с большой буквы. Началась она с похитителя, который разочаровался в этой самой справедливости и взялся выполнять функции Немезиды самостоятельно, и закончилась финальной сценой. Конец Forbrydelsen, на мой взгляд, был логически завершенным и не требующим никаких дополнений. Для Сары все сложилось не так, как она планировала, но тем самым она смогла поставить точку в этом деле и поступить «по совести». На протяжении всего сериала у нее был резкий контраст с продажными политиками, полицейскими, которые боятся пойти против системы и необдуманных приказов «сверху». Лунд всегда остается верной самой себе, своей интуиции и чувству справедливости. Разве не таким и должен быть каждый служитель Закона? 9 из 10
«Убийство» — образцовый скандинавский детектив: медлительный, тягучий, но захватывающий. Причем затягивает он, как ни странно, как раз неторопливым темпом, постоянными экскурсами от хода расследования к политическим интригам и семейным историям, долгими паузами, меланхоличной атмосферой. «Убийство» бесконечно далеко и от отечественных «ментовских» историй, и от американских сериалов про копов — может быть, этим оно и подкупает. В Копенгагене совершено жестокое убийство школьницы — дочери человека, держащего небольшую компанию грузоперевозок. Расследование поручают паре полицейских, которые с первого взгляда проникаются друг к другу неприязнью. Подозреваемые, что называется, все — верный вроде бы след ведет в пустоту, но тут же возникает новый… Ситуацию осложняет шумиха в прессе — полиции приходится действовать быстро и порой необдуманно. Одно из главных достоинств «Убийства» — его персонажи. Сериал представляет целую галерею сложных, противоречивых образов. Главная героиня, детектив Лунд — отличный полицейский, но плохая мать. Ее напарник Майер — честный человек, но его методы далеки от идеала. Попутно разворачиваются политические баталии за пост мэра Копенгагена, где в центре внимания — кандидат Хартманн, который далеко не так прост и благороден, как хочет казаться… И стоит отметить блестящую игру Ларса Миккельсена, недаром после успеха «Убийства» он появился в культовых «Шерлоке» и «Карточном домике». Плюс атмосфера — то, что меня поразило еще в сериале «Мост». Копенгаген не назовешь неустроенным городом, совсем наоборот — в свое время я был поражен его атмосферой уюта, довольства, продуманностью в мелочах. В «Убийстве» же этот прекрасный город превращается чуть ли не в гетто. Честно говоря, это завораживает. В общем, поклонники мрачных, умных и эмоционально напряженных триллеров, думаю, останутся довольны. Единственное, придется приноровиться к нарочито неспешному темпу этого сериала.
Продолжение, ожидаемо, получилось хуже. И сама избранная тематика — с военными и политиканами предполагала снижение градуса интереса собственно к разгадке. С учетом традиционно левацкой и социальной позиции скандинавов, кто ожидал, что военные и политикане окажутся белыми? Количество отвлекушек не сравнимо с первым сезоном. Существенно поблекла и центральный персонаж — совершенно анемичной стала Лунд, так и ходит в своем свитерке, что в Дании, что в Афганистане. Коричневый пулловер одела в последней серии, вероятно. по принципу, что если его повредят (кто смотрел, тот поймет), так чтоб любимый свитер остался на третий сезон. Достойной замены политикану и отцу из первой серии в плане яркости и киномагнетизма во втором сезоне не нашлось — все персонажи добротные включая рыхловатого министра, но уступают указанным. Очередной спутник Лунд ну тоже яркостью не превзошел предыдущего напарника. Сказанное ни в малой степени не отменяет уровень высокого качества сериала, добросовестности постановки, умелого плетения интриги. Назвать сезон «блестящим», держа в уме первый, язык не повернется, а все же смотрится с интересом. Во втором сезоне «Моста» создатели умудрились расцветить аутичную детективщицу а в «Убийстве» Лунд совершенно засушили. Хорошо, что в отличие от первого сезона уложились в десять серий — потенциал тематики исчерпан. Посмотрим, что в третьем сезоне. P.S. При несомненно высоком качестве скандинавских криминальных сериалов не могу не отметить слабое место — совершенно бесцветные неживые и вялые дети. Ребенка Лунд убрали, а оставили замороженного пацанчика со всеми признаками задержки в развитии. При всех издержках заокеанских сериальщиков, с кастингом детей у них однозначно веселей дела обстоят. 6 из 10
Наконец, и я посмотрела «Убийство». Это кино сильное, пронзительное, обличающее. Каждый сезон — это расследование одного преступления. Именно преступления, а не убийства. Смерть одного человека меняет жизни и судьбы десятков людей: вскрыты старые раны, которые еще не зарубцевались, содраны маски лицемерия, обнажены человеческие пороки (алчность, лживость, гордыня, равнодушие, тщеславие, продажность, трусость, зависть), — никто не останется в стороне, каждому придется сделать выбор, заключив сделку с собственной совестью. 1 сезон. В центре повествования — убийство молодой девушки. Расследование поручено опытному детективу — Саре Лунд. Она, подобно гончей, берет след — и дальше, в течение 20 дней, гонка на выживание. От ее проницательного взгляда не спрятаться за дверями министерств и ведомств, не укрыться на заброшенных складах, не затаиться в частных квартирах, — Сара одержима, временами почти безумна, ее собственная жизнь летит ко всем чертям, но она останавливается только, чтобы перевести дух… Софи Гробель сделала своего персонажа очень живым: ее Сара — не машина, она ошибается, но она наблюдательна, она внимательна к деталям, настойчива и самоуверенна. Софи очень сдержанна на экране, но ей удается одним движением губ или глаз передать все эмоции Сары Лунд, — сначала меня отталкивал этот персонаж, но по мере того, как дело Наны принимало новые обороты, становилось ясным и то, что Сара — одна из немногих участников этой истории, кто остался верен себе до конца… Помимо Сары Лунд в фильме много интересных персонажей: это и политик Труэлс Хартман, наивно полагающий, что ему удастся, в отличие от всех прочих, придти к власти, не покривив душой; это и отец Наны — Тайс, которому тоже есть, что прятать в своем шкафу; это и Пернилле — мать Наны, которой приходится учиться жить после смерти дочери, это и Ян Майерс — напарник Сары, для которого это дело будет иметь трагические последствия, это и Леннард Бригс — начальник отдела полиции, которому придется выбрать, на чьей стороне играть. Убийца найден, но совершенное им злодейство пустило корни и в без того гниющую плоть современного общества, — никто и ничто уже не будет прежним… 2 сезон. 2 сезон посвящен теме участия датских солдат в войне в Афганистане. На мой взгляд, этот сезон менее удачен, чем 1 и 3, но и его посмотреть рекомендую. Здесь, как и в первом сезоне, политика играет не последнюю роль: машина сильных мира сего перемалывает жизни людей словно мясорубка. Преступление, совершенное несколько лет назад, приводит к необратимым последствиям в настоящем: кто-то предпочел забыть, кто-то сделал вид, что ничего не случилось, кто-то научился с этим жить. Убийство молодой женщины вызывает у местной власти опасения за национальную безопасность Дании, — и, подобно тому, как вышедшую из моды обувь, предварительно стряхнув с нее пыль, извлекают из чулана, Сару Лунд возвращают в полицию Копенгагена из забытья. В течение 10 серий подозрения будут опять обрушиваться, как топор, на головы то одного, то другого, следствие снова будет заходить в тупик, а у Сары Лунд будут забирать полицейский жетон, чтобы затем вернуть его снова, — но у нее нюх гончей и он ее не подведет. Запрятав глубоко внутри свои личные чувства, окончательно руша и без того хрупкую связь со своими близкими, она хладнокровно (лишь на мгновение дав слабину) и методично будет собирать улики, чтобы сделать то, от чего все прочие умыли руки…Как и в первом сезоне, в финале под вспышки фотокамер новоиспеченный политик принимает поздравления: он пытался быть честным с самим собой, позади долгий путь, а до двери министра всего пара шагов, разбитые судьбы и…несколько мертвецов. Но мертвые молчат. Что сказать, политика — дело грязное… 3 сезон. Сюжет вертится вокруг похищения 9-летней девочки, дочери владельца крупной компании. А потому в дело вовлечена не только полиция, но и служба безопасности Дании. Расследование на протяжении 10 серий будет принимать неожиданные повороты: в ходе следствия опять будут допущены ошибки, алиби сфабрикованы, улики уничтожены, а Саре Лунд снова придется стучать в министерские двери…И все это на фоне ее личной драмы: не состоявшаяся как мать, она будет пытаться собрать воедино осколки своих отношений с сыном, а судьба только на миг улыбнется ей сквозь призму старой любви…Это, пожалуй, самый напряженный сезон: здесь вывернута наружу сущность человека, здесь трусость прикрывается лицемерием, гордыня прячется за тщеславием, а беспринципность идут рука об руку с равнодушием…Похититель пойман, девочка жива, — дело закрыто, а вместе с ним похоронены страшная правда и надежда на правосудие. Но только не для Сары Лунд. Финал настолько трагичен, что меня душили слезы…И тут я отмечу особенно операторскую работу, музыкальное сопровождение, — все это создает атмосферу безысходности, боли, отчаяния и необратимости произошедшего. Трагедия была неизбежна: связанная обещанием Сара Лунд не смогла бы жить с этим грузом на душе, и у нее хватило смелости совершить собственное правосудие, пусть даже цена этому — ее счастье. Это очень интересное кино: здесь потрясающе прописаны характеры персонажей и так же блестяще отыграны (С. Гробель, Н. Ли Каас, М. Бирккьяр, Ларс Миккельсен, М. Суурбалле, Б. Хенриксен), волнующее музыкальное сопровождение (Frans Bak), Копенгаген во всей своей мрачной красе, неожиданные сюжетные ходы и повороты. Я поставлю 10 из 10 это, определенно, лучшее, что я видела на экране за последние лет 10…
Сегодня я хочу написать о сериале Убийство (дат. версия). Это мой второй сериал от Дании и Норвегии после сериала Мост. И я снова в восторге. Итак, сюжет: первый сезон погружает нас в мрачную обстановку расследования жестокого убийства молодой девушки. Детектив Сара Лунд и её напарник на протяжении 20 серий пытаются понять, кто же совершил такое ужасное преступление, при этом, режиссер каждый раз подводит их к черте, когда кажется, все: преступление раскрыто. Но следующий виток сюжета вновь уводит зрителя от казалось бы очевидного, заставляя погружаться в мысли главных героев, анализировать их действия. Я говорю не только о Саре Лунд, за мыслями которой невольно следуешь при просмотре, но и о родителях погибшей девушки, отчаяние которых переживаешь, о политике, загнанном в угол собственными переживаниями и собственным бессилием перед своей слабостью. Ни на секунду в этом многосерийном круговороте событий я не задумалась над тем, что режиссер что-то недосказал, что-то упустил. Нет. В этом сериале есть все: отличный детективный сюжет, политические дрязги, рабочая нервозность и подозрительность, личная боль и трагедия детективов Сары Лунд и её напарника. Еще меня поразила реалистичность, с которой режиссеру удалось передать все сюжетные линии, стойкость характеров всех героев, просто у каждого свой предел. Наверное, поэтому становятся понятными боль и замкнутость матери, потерявшей дочь, граничаящие с безумной мыслью отмщения, немногословность и упертость отца, не верящего в правосудие, идеализм Троэлса Хартмана, целеустремленность Сары Лунд, граничащая с фанатизмом, которые приводят её к одиночеству. Здесь у каждого есть свой секрет, здесь каждый о чём-то умалчивает, может быть, поэтому наблюдать за расследованием вдвойне интереснее. И все это на фоне пейзажей Дании: скупых, точных, серых. 2 сезон привлёк моё внимание, несмотря на многочисленные отзывы о слабости сюжета. Мне понравилось, несмотря ни на что. И хотя здесь больше политики, здесь не меньше напряженности. Все так же лихо закручен сюжет, практически до последнего кадра не ясно, кто же преступник. И все та же Сара Лунд — несгибаемая, смелая, принципиальная, и чуточку слабая, хоть и на мгновение. Только вот горечи в конце больше, по крайней мере, у меня. 3 сезон я начинала смотреть, предварительно прочитав некоторые отзывы на просторах интернета. О том, что конец будет грустным, я знала заранее, вот только не предполагала, насколько. Но обо всем по порядку. Сюжетная линия строится вокруг похищения дочери богатого бизнесмена, который имеет немалое влияние на политику Дании, поддерживая Правительство на выборах. Однако, уже к концу второй серии понимаешь, что политика тут ни при чем. На первый взгляд. Однако, на протяжениии следующих серий зрителю предстоит окунуться в мир предвыборной кампании, политические дрязги кандидатов, обвиняющих другу друга в халатности и недосмотре. Все это происходит на фоне личной трагедии Зайтмана, отчаянно пытающегося докопаться до истины и найти дочь, и всех членов его семьи, а, как оказалось позже, и соратников. Сериал держит в напряжении: как и в предыдущих сезонах, подозреваешь то одного, то другого, следуя за мыслями Сары Лунд. Пожалуй, что мне больше всего понравилось именно в третьем сезоне, так это то, что режиссер дал нам возможность понять, что Сара Лунд — не просто отличный детектив, фанатик своего дела, упрямая, принципиальная, настойчивая, а, прежде всего, женщина. И потому именно, я могу сказать, что этот сезон удался — удался всем: интригой, линией расследования, красочностью образов всех персонажей, и любовной линией. Мне бы очень хотелось продолжения, но я знаю, что его нет и не будет. У каждого из нас есть возможность представить и нарисовать свой конец, пусть только и в воображении. Спасибо за такое отличное кино.
Сериал, конечно, выдающийся. Я посмотрел его спустя многие годы после выхода, уже через призму тех фильмов, на которые он повлиял и был достаточно скептичен относительно способности скандинавов выдержать планку аж двадцать серий. Оказалось, зря. Скандинавы прием ложных подозреваемых и их чехарду вообще освоили капитально — Несбе тому ярчайший пример. «Убийство» является эталоном чередования ложных подозреваемых (человек семь, если не ошибаюсь), с первыми двумя даже и переборщили. Тень-на плетень политическая тоже является избыточной. Чередование линии расследования с политической и семейной мастерское. Я бы снимал — акцентировал бы еще больше ущербность главной следовательницы вне профессионального поприща, благо следующие сезоны такую возможность дают. Гармоничный актерский ансамбль, в котором никто не тянет одеяло. Чрезмерность в мотивациях и микро-событийках, переизобилие, конечно, несколько переутомляют, но если и сокращать и ужимать, то на пару серий. Согласитесь, что для 20-серийного колосса это очень скромно. Создатели так сосредоточились на сокрытии злодея, что с мотивировкой как раз его деятельности пришлось поскромничать. Два белобрысых мальчугана могли быть и поживей. Из прошлого отца можно было выжать и поболее — в сторону Шона Пенна в «Таинственной реке», а вот без кулонов легко можно и обойтись. Но это все абсолютные мелочи на фоне классного сценария и высокопрофессиональной постановки. 8 из 10
Второй сезон, увы, к большому сожалению, вышел довольно слабым. Понятно желание создателей привлечь зрителей к столь острой проблеме — отправке датских солдат на войну в Афганистан, однако интриги было очень мало, политическая линия крайне невнятная. Персонажи, за исключением самой Сары Лунд и её руководителя Леннарта Брикса, очень слабые и прежнего фееричного накала жизненных коллизий уже нет. В третьем сезоне сериал буквально возродился вновь. Есть мнения, что третий вышел даже более напряженным, чем первый. Я с этим соглашусь только частично. Если говорить о динамичности и длительности интриги — первый все же остался непревзойденным. Но вот если речь о масштабах и глубинных идеях — третий вышел на совершенно иной уровень. И, конечно, финал, который буквально стирает зрителя в порошок, заставляя биться в припадке истерики — «дайте продолжение». Но продолжения, к сожалению, не будет. Сорен Свейтструп решил не делать из историй про Сару Лунд конвейерную сагу. Я лично надеюсь, что хотя бы книгу напишут. Дэвид Хьюсон писал произведения по мотивам первых двух сезонов. Здорово было бы и увидеть подобную книгу и на третий сезон. И, как уже сказал, продолжение — очень уж интересно как сработает машина правосудия в Скандинавской интерпретации и выберется ли Сара Лунд из той ямы, куда попала после того, как сама решила вершить правосудие, не добившись справедливости от системы, на которую работала. Третий сезон, как никакой другой, выводит на первый план то, что само же общество сделало нормальным и логичным, но вытоптав при этом то, что мы привыкли считать добротой и человечностью. Герои впритык сталкиваются с общей бесчеловечной системой и каждый понимает, что вырваться из неё не может, что увяз очень плотно. Все, кроме Сары Лунд — она не смогла с этим смириться. Решила перевернуть мир в отдельно взятом фрагменте. Сделала своё личное маленькое правосудие. Но во что это ей все обойдется? Вопрос остается открытым….
Этот сериал не затягивает с первых секунд. Не увлекает с первых минут и даже через несколько первых серий может оставить кого-то равнодушным. Дело тут в том, что европейский кинематограф, в особенности скандинавский, использует принципиально иной язык художественного общения. Массовый зритель в большинстве своем привык к образам американского кино, особенно, если речь идет о жанре «сериал», который кинематографисты США во многом создали заново, возведя из ранга второстепенного телевизионного фильма в настоящий блокбастер. С этих позиций «Убийство» почти сразу начинает казаться скучным, слишком раздробленным на детали, без единого смыслового центра и какой бы то ни было динамики. Однако, если сознание преодолевает этот барьер, если мы заставляем свой мозг воспринимать иной язык кинематографа, то все детали, все смыслы, все направления сюжета этого датско-шведского сериала сливаются воедино и открывается совершенно новый мир. Для полноценного наслаждения этой многосерийной лентой нужна в прямом смысле перезагрузка из привычной нам клиповой блокбастерской простой сюжетной реальности в многомерную медативно тяжелую местами обыденную жизнь. Но, когда проходишь этот путь, то забываешь всё, что видел до этого, поскольку «Убийство» — это подлинный шедевр. Не зря газета Guardian обозначила этот сериал как лучшее на телевидении за все время его существования. В определенном смысле теперь уже датчанам и шведам удалось заново создать жанр сериала. «Убийство» это не шоу, даже не телепроект, это именно большой художественный фильм — здесь рассказывается одна целостная история. В других сериала нередко, к 20 серии всё уже перевернется с ног на голову, про начальные установки уже никто и не вспомнит. Сегодня часто можно увидеть, как сценаристы просто льют интригу в каждый эпизод и совсем не задумываются как объяснять это потом зрителю — выкрутятся как-нибудь в следующем эпизоде, сделают так, что интрига и была то вовсе не интригой, а чуть ли не второстепенной линией. В датско-шведском сериале такого нет. Здесь именно одна большая история — с охватом на множество сфер жизни. В центре — убийство 19-летней девушки Нонны Бирк Ларсен. Но авторы не ограничиваются только одной этой темой и идей. Поначалу даже не можешь понять — зачем так подробно рисуют, к примеру, жизнь родителей погибшей? Они как-то связаны с убийством? Отец что-то скрывает? Или вторая политическая линия сериала — выборы мэра и жизнь Трольса Хартмана — её тоже так детально изображают, потому что есть прямая связь с убийством? Это политик Хартман убил несчастную девушку? Только через некоторое время, когда начинает проявляться общая картина, можно понять, что все это лишь кусочки одного большого пазла. В этом сериале нет лишних деталей, но какое у каждого место и зачем все они вообще нужны в таком количестве — это всегда до последней минуты остается загадкой. Через роль подозреваемого в этом сериале пройдут буквально все. Каждый раз будет казаться, что вот, в прошлый раз следователи ошиблись, но вот сейчас уже, наверняка, арестовали настоящего убийцу. Однако каждый раз построенная схема будет рушиться и, что самое главное — совершенно логично. Упомянутого чувства, что сценарий писался «на коленке» и его высасывали из пальца нет, «Убийство» это в лучших традициях классических детективов и триллеров. Голова может пойти кругом от невероятно динамичных и напряженных сюжетных поворотов и разворотов. Скандинавия уже давно стала поставщиком новых оригинальных идей на мировой рынок. Этот сериал также входит в список тех, которые американцы пересняли, позднее также был адаптирован для США сериал «Мост». Нельзя не вспомнить также фильмы «Девушка с татуроивкой дракона» и «Впусти меня» — изначально снятые в Скандинавии и впоследствии переснятые на американский лад. Почему именно в суровой холодной Европе рождаются новые столь свежие сюжетные исходы? Потому что в Скандинавии творчество еще играет какую-то роль в кинематографе? Потому что абсолютно всем там не заправляют рейтинги и деньги? Или у датчан со шведами и норвежцами просто нет другого выбора — нужно давать или шедевры или просто не выжить? А может навык жителей Скандинавии видеть мир несколько иначе, в более спокойном медиативном ключе, что, в свою очередь, находит выражение и в форме реализации (замедленные планы, длительные проезды, долгое молчание в кадре), даёт возможность уловить эти новые интересные сюжетные линии? Сериал «Убийство» находит и другую, ставшую уже классической, черту европейского и, в частности, скандинавского кинематографа. Люди здесь наиболее приближены к реальным. Все действующие лица сериала не герои в классическом понимании. Всех мучают самые разнообразные противоречивые мысли и убеждения. Если бы того же политика Трольса Хартмана изначально придумали в США, то каким бы он вышел? Не трудно догадаться, что это был бы уверенный в себе человек, твердо идущий к победе, наверняка, способный поступиться рядом принципов ради выигрыша. В скандинавском сериале Трольс Хартман только выглядит таким на первый взгляд. Но чем дальше наблюдаешь за ним, тем сильнее понимаешь, что это глубоко запутавшийся в себе, отчаявшийся и далеко не всегда уверенный, человек. При том как раз эти качества, вопреки всему, делают его честным и принципиальным. Иногда даже кажется, что он поступает как глупый и наивный ребенок, но в тоже время осознаешь — иначе он при всем своем мировоззрении поступить и не мог. Сара Лунд — главный детектив «Убийства» — кажется профессионалом высшего класса, невероятно увлеченная своим делом, отстаивающая справедливость, желающая во всём разобраться и восстановить справедливость. Если бы этот образ разрабатывали в США, то она была бы просто идеальна, только легкий штрих бы повесили — мало внимания уделяет семье, не заботится о ребенке, но как же иначе, такое ведь преступление расследует. Однако в шведско-датском сериале всё не так однозначно. Здесь нет четких оценок и границ — кто хороший, а кто плохой; кто положительный, а кто отрицательный персонаж, разве что личность преступника — да и то её понимаешь в самом конце. В кинематографе Европы, как правило, все просто люди. Любителям настоящего кино, заставляющего и задуматься, и сопереживать, и насладиться привкусом серости, что можно ощутить только в Скандинавии, нужно посмотреть обязательно. Первый сезон получился поистине шедевральным.
Ошибки дипломатии забываются дольше имен убитых: последним достаточно сойти со страниц газет, а раны, нанесенные гордыне, никогда не перестают кровоточить. Спустя неозначенное количество лет после двадцатидневного забега по следам убийцы Наны Бирк Ларсен детектив (теперь — с пометкой «экс») Сара Лунд влачит существование в паспортной полиции провинциального Гедсера. Официальная причина — неосторожное обращение со служебным оружием, повлекшее гибель напарника. Неофициальная — долгая память местных политиков, в чью лавку дорогого фарфора она ненароком вторглась со своим расследованием, грациозная, как танк, деликатная, как удар мачете. Такого не прощают. Но, быть может, политические же хитросплетения однажды потребуют инструмент, способный не распутывать, а рубить. И Лунд, смахнув пыль, снимут с дальней полки. Вторая история, рассказанная Forbrydelsen, разительно отличается от первой своей динамикой, ритмом, амплитудой напряженности. При обилии внешнего действия и расширении географии поисков, расследование серии жестоких убийств солдат, защищавших «европейские ценности» в Афганистане, вплоть до последней трети сезона фактически топчется на месте. Былые головоломные теории, невероятные стечения обстоятельств и непрерывно возникающие на горизонте подозреваемые ушли в прошлое. Да и возникни они, Лунд, должно быть, лишь равнодушно окинула бы их взглядом своих усталых серых глаз и отвернулась, приученная не верить очевидному и сомневаться в несомненном. Слишком долго пролежавший на полке инструмент тронула ржавчина, старые дурно зарубцевавшиеся раны ноют в непогоду и не дают спать, но и эта мука почти привычна. Вокруг живут и умирают люди, плетется изощренная паутина благонамеренного обмана, и, чтобы защищать жизнь, надо научиться жить самой, но это — именно то, что детективу недоступно. И все же он приходит, этот азарт погони. Медленно, толчками, поднимает из глубины тягостного сна, бросает в лабиринты полупустых армейских казарм, боен, военных лазаретов, тихих мемориальных парков, где оседает на мраморные плиты ночная роса. И вместе с азартом возникает острое чувство притаившейся совсем близко опасности, дрожит на языке ее холодный медный привкус. Сохраняя прежнюю трехчастную композицию, сюжет попеременно концентрируется вокруг одержимости (линия расследования), страдания (линия жертв и их родных) и деградации (линия местной политики, чья мясорубка электорального процесса перемалывает ненароком затесавшихся в партийные ряды идеалистов). Но если в первом сезоне страдание и деградация имели собственное запоминающееся лицо, то новым персонажам явно не хватает для этого харизмы и, быть может, банальной осмысленности существования. Доблестные датские миротворцы, надежно отгороженные от реальности посттравматическим синдромом, застряли где-то на полпути между юношеским идеологически правильным недомыслием, толкавшим пойти в армию, чтобы «путешествовать и нести добро в мир», и зрелостью хищника, уяснившего, что выживанию собственному очень способствует невыживание ближних. Отважные датские политики, не менее надежно отгороженные от дел рук своих параграфами закона, роятся коалициями, обмениваются шпажными уколами в сводках новостей, вежливо присутствуют на похоронах статистических единиц, естественно убывших в соответствии с допустимой нормой потерь. И именно это сквозящее отсутствие смысла, порядка, блага, истины усиливает драматическую составляющую истории, сталкивая Лунд и ее смешную маленькую веру в то, что преступник не должен уйти безнаказанным, не с людьми, но с процессами, очищенной от персоналий игрушечной войной и убийственной политикой XXI века. Не смотря на то, что примерно раз в две серии у проекта менялся режиссер, Forbrydelsen все три сезона уверенно держится в рамках единой стилистики и гаммы настроений: от раскаленной белизны безумной надежды до глубокой траурной синевы невосполнимых утрат. Оттенок сезона второго — переходного между обыденной трагедией начала и мертвенной логикой финала — несколько блекл. В нем почти нет фирменного исподволь нагнетаемого напряжения, которое цепко удерживает перед экраном и взывает к неподдельному со-страданию. Но при этом есть и мысль, и чувство, и идейная преемственность. А главное — точка невозврата, в которой былая слепая инстинктивная погоня претворяется в осознанную битву со злом.
Мы так долго двигались в сторону ничего, Что в процессе процесса нас захватил сам процесс Гончая работает по зверю. Сноровисто расчерчивает камышовые заросли, «режет круг», пока острые края листьев режут ее саму, оставляя сначала царапины и ссадины, а после — кровоточащие раны. Заливаясь криком, несется по найденному следу, будящему в ней восторг и ярость. Теряет и ищет снова, усталая, настойчивая, поглощенная. Зверь не просто быстр, он хитер и опытен, он хочет жить. У него множество уловок, но преследовательница знает их тоже: она училась у хозяина и других собак, выносила опыт из былых противостояний в камышах, покупала кровью. А когда не хватает навыков, ее ведет то, что вы могли бы назвать вдохновением. Другим — защищать любимых, преследовать зло, охранять родной порог, задаваться вопросами, радоваться привязанностям, утешаться удачами. Гончая знает, что никогда не догонит зверя, что точку (если она вообще будет эта точка) поставит выстрел, а не клыки. И все-таки идет по следу, летит по следу, ползет по следу. Потому, что не может иначе. У людей цели преследовать друг друга обычно более просты и осмысленны. Убита молодая девушка. Для давно утративших трепет перед словом «убийство» пояснение: похищена, зверски избита, многократно изнасилована, заперта в багажнике чужой машины и, после двух дней издевательств, еще живой сброшена в канал (откровенные снимки трупа прилагаются). Впрочем, если подумать, кого, кроме друзей и родителей, это должно волновать? Не детектива Сару Лунд, чьи вещи давно дожидаются хозяйку Швеции, не кандидата в мэры Тройлса Хартмана, уверенно берущего старт предвыборной гонки. Не дюжину незнакомых пока жителей Копенгагена, которым в ближайшие двадцать дней во имя Наны Бирк-Ларсен предстоит лишиться семьи, работы, репутации, здоровья, друзей, самоуважения, а то и просто жизни: обыденные трагедии, жареные новости, хорошо идущие под утренний кофе. И только те, кто уже канул в эту нескончаемую ноябрьскую ночь, ведущую от подозрения к подозрению с короткими перерывами на выволочку у начальства или пахнущей целлофаном сэндвич, знают, что иногда восход не означает наступления утра, и иные ночи не заканчиваются никогда. Комбинация «один сезон — одно преступление» не лучшим образом сказывается на собственно детективной составляющей сюжета. Непримиримые напарники Майер и Лунд, обращая подозрительные взгляды то на одного, то на другого фигуранта, исчерпывающе доказывая вину лишь затем, чтобы тут же опровергнуть эти доказательства и начать все сначала, быстро вырабатывают у себя и зрителя иммунитет к сюжетным поворотам. Неопровержимые улики внушают все меньше и меньше доверия, любые стечения обстоятельств больше не кажутся невероятными, а допрос в полиции становится лучшим алиби: время верных догадок еще не пришло. Но запаздывание истин позволяет максимально открыться самому процессу, эмоционально врасти в него, начать жить в одном ритме с людьми в кадре. Страдать с ними, надеяться с ними, сочувствовать им, но одновременно держать дистанцию, пристально и недоверчиво вглядываться, снимая один за другим покровы лжи. И, живя, страдая, надеясь, сочувствуя, в очередной раз наблюдая за тем, как стильная финальная нарезка серии без слов фиксирует точки эмоционального перехода, предваряет грядущие решения, заплетает в косу разные сюжетные линии, неизбежно приходишь к мысли, что Forbrydelsen — вообще не детектив. Любителей до срока проглядывать последнюю главу финал сериала, скорее всего, разочарует: слишком многое останется неясным, не все детали уложатся в картину. Но тем, кто прошел путь, не прыгая через ступени, к решающему моменту ведома истина: искомая отгадка несущественна. Она не воскресит умерших, не утешит плачущих, не починит сломанное, никого не спасет. Не компенсирует вреда, причиненного причастным и не причастным, не убийством даже, а самой погоней: не даст спасительного забвения, не водворит обратно бесцеремонно вышвырнутые из всех шкафов тайны. И все же история длится. Усталая невзрачная невыносимая печальная ожесточенная вдохновенная, Сара Лунд идет по следу, тонет во мраке ночного Копенгагена, пропадает в нем. «Режет круг», почти не замечая того, как это расследование необратимо рушит ее собственную жизнь, отсекает немногие оставшиеся привязанности, топчет надежды: безжалостная к другим, безжалостная к себе. Гонит, не чая поймать. Потому, что не может иначе.
Холодное одиночество День за днем люди живут в одной и той же спокойной рутине. Особенно, когда люди живут хорошо — они забывают обо всем, забывают об опасности, становятся невнимательны, и идут по накатанной. Но все может изменить одно ужасное преступление, которое становится достоянием многих людей. И вот тогда всем придется снять маски и может покаяться, унести в могилу. И так, фильм рассказывает об одном убийстве, и в то же времени о преступлении многих людей. Чем не обычен этот сериал — тем, что здесь доподлинно раскрывается жизнь семьи после смерти близкого им человека. Раскрывается с документальной точностью и психологической достоверностью. Так же, основная особенность структуры сериала то, что каждая серия равна одному дню и в течение всех двадцати серий повествование идет в строгом хронологическом порядке день за днем. Но пусть вас это не пугает. Не могу сказать, что такая структура ставит особняком этот сериал от других детективов. То есть, форма подачи материала — «день за днем», никак не замедляет и никак не делает Forbrydelsen фильмом документальным. Иногда кажется, что нет смысла в такой четкой временной последовательности и точного показа времени, что сильно бы это сериал не изменило, но во многих моментах такая подача материала играет решающую роль. При всей своей необычности Forbrydelsen пользуется такими же стандартными приемами, как и многие другие детективы. Но делает это очень грамотно и точно. В каждом новом дне, каждой новой серией сценаристы подкидывают нам новую «кость», на которую мы с жадностью бросаемся. В этом есть и определенный недостаток. Тем, кто хочет смотреть весь сериал не за один день (практически 20 часов чистого времени), будет очень сложно, так как конец одной серии сразу же перетекает в другую, а новый день начинается не с новой серией а примерно на 10—15 минуте новой серии. Если вы не подготовлены к просмотру такого нордического фильма, по-началу он может показаться немного затянутым, но в скором времени — дню к четвертому, что будет равно вашему четвертому часу просмотра, Forbrydelsen вас полностью захватит, и тут уже невозможно закончить просмотр не на каком дне. Все артисты играют более чем убедительно. Чем приятны скандинавские фильмы, тем, что они показывают реальных людей, а не звезд с обложки. И поэтому всем героям по-настоящему веришь и переживаешь. Крупные планы, медленное движение камеры, шикарная напряженная музыка — создает невероятную атмосферу холодной, безразличной документальности. Так же очень интересен способ вступления и окончания серии. Тут в начале вы не увидите красивой заставочки с лицами героев под симпатичную музыку — просто имена артистов, просто надпись «Forbrydelsen», зато конец каждой серии погружается в гипнотически мрачную музыку с нарезкой повседневных дел наших героев. Эта гипнотическая музыка так же проявляется в некоторых самых напряженных сценах. И тем пугающе звучит ее вскрик, он будет несколько раз, и вы это точно запомните. Весь сериал соблюдает четкую неторопливую ритмику, но в тоже время он невероятно динамичен. Несколько точно распределенных кульминаций не даст вам остыть к фильму ни в одной части повествования. Единственно, что можно отнести к минусам то, что конец все-таки немного скомкается из-за желания взвинтить до предела напряженность и оставит без внимания некоторые важные вопросы. Но с точки зрения искусства — это весьма оправданно. К тому же Forbrydelsen не тот фильм, который собирается что-то разжевывать зрителю, он просто повествует об одном несчастье и холодном одиночестве.. Итог Жизненно, правдиво, четкий ритм; холодные широкие планы, внутренняя динамика; герои, которым веришь, достоверность, и немного киношных детективных штампов. 10 из 10