На солнечной стороне улицы
- 28 фев 2011
Усков с Краснопольским способны снимать только топорные сериалы по романам Анатолия Иванова. От тонкой глубокой и умной Дины Рубиной эту парочку надо просто поганой метлой отгонять. Дина Рубина один из самых сильных стилистов 20-го века и снимать по ее романам фильмы надо хотя бы достойным киноязыком. Наша же сладкая режиссерская парочка застряла в худших традициях кино советских времен. Чего стоят хотя бы врезки вещания громкоговорителя голосом Левитана насчет прорыва блокады или в 1957 г. по-поводу запуска спутника, и это в фильме по роману Дины Рубиной, антисоветчицы, вдобавок, описывающей откровенно несоветскую, по-настоящему интернациональную среду старого Ташкента, сформированную бывшими политзаключенными, ссыльными и беженцами. Этот уникальный культурный слой сохранил для будущего в дикой стране Шариковых великую русскую дореволюционную культуру, сохранил понимание живописи и скульптуры, сохранил музыкальную культуру, сохранил, в конце концов, настоящий классический чистейший русский язык, которым, по словам Рубиной, ташкентцы опознавали друг друга в далеком и ближнем зарубежье. Я никогда не был в Ташкенте, но я заочно влюбился в этот город по романам Дины Рубиной. Тем сильнее было разочарование после просмотра сериала… Не сумели, не смогли, опошлили… И собственно город Ташкент каким-то образом умудрился не попасть в кадр — жалкие декорации с глиняными хибарами и пара двориков это еще не город. В романе прописаны уникальные персонажи, самобытные личности, встреча с каждым из которых — событие. В сериале же — поверхностный и легкомысленный кастинг, а в результате полный провал с подбором актеров. Возможно, сильный режиссер еще как-то сумел бы выправить ситуацию, но наша сладкая парочка на такие подвиги принципиально не способна. Хороший режиссер даже дерево заставит играть прилично, а у плохого даже сильные актеры провалятся. К сожалению, именно эта история и приключилась, так что хотя бы актерской игрой полюбоваться не удалось. Опять-таки, не по вине актеров. Хотя могли бы хотя бы чуток поголодать в период съемок, а то как-то неубедительно смотрятся сытые лица блокадников. В общем, жаль потраченного времени.
Я никогда не был в Ташкенте и тем более в то время, но в этом сериале это произошло. Это вообще мой любимый сериал, целая сага о жизни русских в послевоенном Ташкенте. Это не сравнится с «Интернами» или «Универом», где все снимается в одной комнате и акцентируется место где надо поржать, здесь много крупных планов и мелких деталей. История Кати и ее дочки Веры очень интересна. Фильм как-то завораживает и хочется смотреть его дальше и дольше. Описывать о чем он — это трудно, также как и говрить о смысле жизни, о любви. Сначала за Катю переживаешь, потом за Веру волнуешься, но никогда не возникает желания сказать: «Вот дура, что же ты делаешь-то!». Они настоящие личности. После фильма читал роман Дины Рубиной, все виделось как в кино. Но фильм даже интереснее показался. Всем рекомендую к просмотру. Некоторые цитаты, кторые могут заинтересовать к просмотру: «Когда я почищу зубы, можно я Вас поцелую? — Можно.» «Я не понимаю как он это пьет, гадость. Но ему уже 80 лет, сильный мужик.» 10 из 10
Выход на экраны фильма по книге Дины Рубинной «На солнечной стороне улицы» для нас, живущих в Ташкенте, конечно, стал большим событием. Событием, в первую очередь, политическим — так как впервые за многие годы на экране российского телевидения был показан именно интернациональный, и, в большей степени, русский Ташкент, город именно русской культуры. Про что сейчас в России просто забыли, а в Узбекистане этот факт стараются всячески уничтожить, снося памятники, дома, построенные русскими, и вырубая Сквер. Так что этот сериал стал просто уникальным по самому факту своего существования, показывая истинную, а не придуманную историю страны и вечного города, в последние полтораста лет построенного целыми поколениями ссыльных, эвакуированных и приехавших его восстанавливать после землетрясения. Сама книга Рубиной отлично передает атмосферу «того» Ташкента, его притягательность, уникальность, непохожесть…А вот создатели фильма не сумели воссоздать эту атмосферу. Лишь звуки Ташкента — крики уличных продавцов, шелест чинар и смешной «говор» горлинок, появляясь то тут, то там, иногда давал понять, что мы смотрим кино именно про наш Ташкент, а не про какой то абстрактный восточный город.. А так как атмосфера притягательности города на экране отсутствует вовсе, зрителю абсолютно непонятно — с чего так стремится Вера-художница обратно в Ташкент из сытой и благополучной Германии? На мой взгляд, в режиссерах боролись два противоположных стремления. Одно — это попытка снять фильм более-менее приближенный к оригинальной книге, а другое — снять что-то этакое восточно-экзотичное, в его, режиссерском понимании. Поэтому некоторые колоритные детали местами накиданы чересчур густо, а вот взаимоотношения персонажей показаны порой нелогично и не всегда детально отработаны. То же касается и мест проведения съемок — замечу, что в городе осталось полно мест, про которые писала Дина Рубина, их нужно было просто не полениться найти и снять, а не показывать бесконечно глиняные дувалы и одноэтажные развалюхи. Отдельное «спасибо» хочется сказать тому, кто решил снять в роли Кати госпожу Снаткину, да ещё сняв её и в молодости, и в старости — одинаково неубедительно. Вместо прожженной бестии, наркокурьерши, зечки, которая ещё в юном возрасте воровала с кенафной фабрики парашютный шелк, мы видим на экране обычную истеричку с плохо наложенным гримом. Из актеров хочется похвалить Сергея Маковецкого — за полную достоверность и искренность (ну это у него почти всегда неизменно получается), и Ивана Стебунова — за особое обаяние и умение найти в своей роли массу дополнительных деталей и черт характера. Вывод — за саму идею создателям сериала низкий поклон, а вот за её воплощение — троечка.