Вице-президент
- 22 апр 2012
Джулия Луи-Дрейфус ранее меня порадовала в сериале «Новые приключения Старой Кристин». В этот раз актрисе дали роль вымышленного вице-президента США — Селины Майер, и я подумал, что стоит с этим ознакомиться. Первое знакомство было неудачным. Происходящее казалось мне непонятным, события сменялись с невероятной скоростью, а внутренняя политика США для меня оставалась загадкой. За что же этот сериал Эмми получил? Спустя какое-то время была попытка номер два и после первого эпизода получилось вникнуть в происходящее. Во-первых, скорость происходящего собственно и предвещает возникновение абсурдной ситуации. Герои живут в сумасшедшем ритме и то и дело не успевают отслеживать все происходящее в мире, кому-то что-то вовремя донести. Вице-президент то и дело не запоминает людей, свои дела, расписание и т. д. Поэтому на неё работает целая команда, которая также не успевает реагировать на все происходящее. Тем не менее, видно, что эта команда испытывает удовольствие от того, что работать нужно со вторым человеком в государстве. Во-вторых, нельзя не отметить, что хоть команда вице-президента и неприятная, как и главная героиня, но не проявить к ним симпатию не получится. У Селины сложились непростые отношения в своей семье. Она не является образцовой матерью или филантропом. И тем не менее, она сильна как лидер, которому можно позавидовать. Порой ей приходится принимать нелегкие решения, но её цели оправдывают средства. В-третьих, члены команды Селины Майер это очень разные и по-своему интересные персонажи. Опять же, из-за того, что где-то что-то было недосмотрено, каждый из них получает свою порцию кнутов. При этом выкручиваются из ситуация каждый по-своему, уникально. Здесь есть «математики», «старая школа», «дьявол во плоти», «скандалистки», «подкаблучники». Вы обязательно найдете себе фаворита. В сериале поднимаются злободневные темы современного мира. Коррупция, однополые браки, насилие, дискриминация — все эти темы в итоге должны будут вызвать улыбку, ибо доведены до прекрасного абсурда. Отдельно отмечу фишку в виде послесловия, когда в момент финальных титров показывается какая-то сцена, где вроде бы герои и могут остыть, но что-то опять происходит не так. Итого, если вам нравился «Карточный домик», но после него ощущение что вам нагадили в душу, то посмотрите Вице-президента. Здесь также нагадят в душу, но после останется радостная улыбка.
Сериалы радуют нас изучением американской федеральной политики. «Последний кандидат» показывает, как устроена политическая система США (такое художественное дополнение «Политики» Аристотеля; кстати, увлекательное чтение, тоже приводящее часто в недоумение: надо же…). «Карточный домик» раскрывает, как надо стремиться к цели — стать президентом (надо только помнить, что изначально материал был британский: не все логично в США). И вот прекрасный сериал, проливающий свет на простую повседневную жизнь политической элиты в Вашингтоне. Не хочу анализировать героев, вспоминать все шутки. Важно понять принцип: политик существует — как и вампир — на пожирании человеческого внимания; поэтому постоянно отслеживаются популярность, рейтинги (ничего не напоминает из Российской жизни?). Встречи с населением — это просто праздник: политику глубоко плевать на население, население глубоко счастливо сфоткаться с политиком — собственно, все довольны — каждый получает свою часть пирога. Жизнь политика постоянно на виду — физиология, интимная жизнь; потому шутки внутри политической тусовки физиологические и вращаются вокруг гениталиев. Выбор времени проведения какой-либо акции либо регламентирован, либо выбирается, не исходя из эффективности, а исключительно из удобства для политика. Отмечу команду Селины Майер, вице-президента: все персонажи запоминаются, ведут свою линию — как и положено персонажам-маскам — и это создает дополнительный комизм (комедия масок в период расцвета сериалов). Авторы сценария проявляют впечатляющую находчивость; впрочем, все можно просто взять из жизни — надо только быть немножко наблюдательным. Если вы думаете, что в других странах политическая тусовка другая — спешу вас разочаровать: повседневная жизнь политика именно такова, как показано в сериале. Да, получилась комедия — ну, потому что и жизнь политика комична; иначе он не попадет в масс-медиа и утратит популярность. Обязательно смотреть с целю прививки от политиков (собственно, сама политика — всего лишь способ согласовать различные интересы — и ничего плохого или порочного в ней нет; комичны люди около политики). 8 из 10 Впрочем, если не зацепило после трех-четырех серий — смело бросайте просмотр: дальше будет ещё больше ада; возможно, вы слишком серьезны для жизни на этой планете?
Рецензия пишется после 5 сезонов просмотра. Сериал шикарен с самого начала и до сего времени, планку не снизил ни разу, о чем говорят многочисленные номинации и награды за все эти годы. Сюжет простой: Селина терпит поражение в гонке за президентский пост и становится вице-президентом от демократической партии. Начинается сериал прямо в один из ее трудовых и суровых будней противостояния, простите, служения народу. Народ сплошь тупое быдло и стадо сволочей, потому ни теплоты, ни особой благодарности к Селине не испытывает. Исправлять такую несправедливость и помогать королеве нести тяжкое бремя власти помогает ее верная команда приспешников, простите, помощников. Юмор — чернее черного, высмеивается все: расизм, толерантность, феминизм — и это самые лайтовые шутки, поверьте. Смеются над всеми человеческими, преимущественно физическими, недостатками: инвалидностью, умственной неполноценностью, переизбытком веса, просто внешними качествами и т. д. Это сарказм на грани фола, очень циничный и едкий, людям с тонкой душевной организацией от просмотра лучше воздержаться, остальным расслабиться и получать удовольствие! Сложно без спойлеров дать характеристику персонажам, но попробую. А спойлеры здесь быть могли, поверьте, сериал снят не по избитой схеме ситкома «завязка — развитие событий — кульминация — все вернулось на круги своя». События развиваются, расстановка сил постоянно меняется, герои — не особо. Селина Майер — первостатейная сука, сволочь, стерва и просто бездушная дрянь. Великолепно воплощенная в жизнь шикарной актрисой Джулией Луис-Дрейфус, которая, по-моему, каждый год отхватывает за это по Эмми или Глобусу, Селина остается главным посланником сатаны на земле в любой ситуации. Она опечалена после любовной ссоры? Чушь, это ей сообщили про критику в Интернете. Взволнована разговором с дочерью? Не смешите, та просто прервала ее переговоры со штабом. Она стенает, рыдает навзрыд, пытается молиться? Все ради рейтингов, голосов и признания. Она хохочет, флиртует, кокетничает? Аналогично. В первых сезонах при виде стресса Селины зрители еще иногда обманывались, в последующих — просто ожидали увидеть РЕАЛЬНУЮ причину ее расстройства. Ну не смерть же близкого человека ее подкосила, в самом деле, не смешите. Ах да — еще она великолепна. Остальные актеры сыграли не хуже, такое ощущение, что знаешь всех сто лет. Должна признаться, что я немного необъективна к данному сериалу — очень уж дурдом, творящийся на экране, напоминает мне сумасшедшее время, когда я работала в одном крупном рекламном агентстве с полоумной стервой-начальницей. Очень точно передана атмосфера этого единения поневоле. Не карикутурная леди-босс из серии «Дьявол носит Прада» или «Предложения» — это не сотрудники vs стерва-директор — а именно такой совместный дурдом «Мы тебя ненавидим — мы друг друга ненавидим — но мы это сделаем!» Эми (Анна Кламски) — настоящий профессионал, пытается казаться хуже, чем она есть, максимально приближена к нормальности в этом цирке. Сумконосец Гэри — предан, труслив и влюблен в босса, шикарно исполнен Тони Хейлом. Дэн — плейбой, гад, сволочь, но на самом деле тоже старается быть хуже, чем есть на самом деле. Пожалуй, самый помешанный на карьере из них всех, что и является его основной слабостью. Джона — шут гороховый, предмет раздражения и насмешек, но жалости не вызывает, ибо оно не тонет. Майк — пожалуй, один из редких почти хороших героев, наверное, самый человечный из всех. Сью — робот-секретарь. Кэтрин — недолюбленная и постоянно игнорируемая дочь, открытие актрисы Сары Сазерленд, дочери сами-понимаете-кого. Потом появится много других интересных персонажей, проходных героев здесь нет вообще, и если в первых нескольких сериях этот бедлам может немного шокировать — посмотрите еще немного, вы скоро ко всем привыкните и разберетесь, но только если сам сериал сразу чем-то зацепил. Если нет — бросайте хоть после первой серии, потом будет еще жестче, скандальнее и безумнее. Приятного просмотра!
Писать про этот сериал сложно, ибо он тоньше, ироничней, умнее, чем я, как рецензент, что попытки изначально обречены на неудачу. Но я все же напишу пару путанных слов. В первую очередь надо назвать имя — Julia Louis-Dreyfus. Она гениальна. Точка. Это данность. Seinfeld, The New Adventures Of Old Christine хороши, но именно в Veep она раскрылась. Актриса. С большой буквы, а не просто комедийная. С интересной мимикой и моторикой, умением показать героиню сложную и совершенно не шаблонную. Селина Майер — сенатор, ставшая вице-президентом, волею обстоятельств, случая и глупости людей вокруг, и продолжающая путь к вершине власти. Она ни в коем случае не талантливый политик, не дипломат, не человек, умеющий принимать решения. Она не умна и окружена командой странных и зачастую глупых и нелепых помощников (роскошный, как всегда, Tony Hale!). Но тем не менее, пройдя через ошибки, поражения, конфузы, скандалы, интернет мемы, она становится… Тссс. Молчу. Нет спойлерам! Селина — не пародия на Хилари Клинтон или Сару Пэйлин, как можно предположить. Скорее это собирательный образ. Или вернее эдакая фантазия-вариация на тему. Через сколько конфузов и нелепых ситуаций она должна пройти? Почему она держит вокруг себя всех этих идиотов? На этот вопрос вам можно попытаться найти ответ самим. Конечно же, этот сериал — это не Карточный домик, с которым сюжетные линии развиваются почти параллельно. В том смысле, что здесь все несерьёзно. Это сатира. И так как создатель — англичанин (Армандо Иануччи, набивший руку на британском оригинале The Thick Of It), то сатира достаточно острая и тонкая. Смешно. Динамично. Оригинально. И от Джулии не оторваться. Ждём весны, когда приключения Селины Майер продолжатся. 9 из 10
Любопытный сериал. Лично мое мнение (а ведь рецензия это именно чье-то субъективное мнение) подвергается колоссальному диссонансу из серии в серию! Такое впечатление, что «Вице» разрывает сознание на две половину, так что данная рецензия будет написана от двух сторон моей личности. СТОРОНА ПЕРВАЯ: Замечательный сериал! Шутки порой действительно остроумны, ситуации неординарны, а само действие все время в кружит в неторопливом канкане политических «па», выпадающих на долю вице-президента Соединенных Штатов Америки, которая, при помощи своей верной и чудаковатой администрации впадает порой в нелепые положения. Пришедший к нам из Альбиона сериал переносит тонкости политической работы из парламента Ее Величества прямиком в Вашингтон, оставляя тонкость юмора и британский колорит, но применяя его в не совсем привычном ключе: сотрудники вице-президента — обычные работники аппарата. Актеры подобраны на манер английского шоу: не красавцы с обложек, а такие вот будничные, хоть и высокопоставленные, мужчины и женщины, занимающиеся своей рутинной работой и вносящие порой сумбур в жизнь их начальницы — не менее экстравагантной личности! Актеры прекрасно справляются со своими ролями, тонкий, отдающий британским акцентом, юмор подкрепляется крепкими словечками, доступными лишь кабельным каналам в духе НВО… И все это выливается в получасовой… СТОРОНА ВТОРАЯ: … выливается в получасовой фарс и бред! Ты смотришь сериал, ты смеешься над шутками, вникаешь в героев и понимаешь, что нечто начинает волновать… Странное чувство в груди! Впечатление, что тебя просто разыгрывают! Шоу отличное, персонажи, ситуации, юмор… Все замечательно! Есть только одна маленькая деталь: ВО ВСЕ ЭТО НИКОГДА НЕ ПОВЕРИШЬ! Авторы идеи, планируя любое шоу, прежде всего должны понимать, что его герои должны быть ну хоть чуточку реальны! В «Офисе» — это простые сотрудники «Дандер Миффлин», в «Парках и рекреациях» — местные деятели управления, в «30 Rock» — создатели теле-шоу… «Вице» похож на каждый из этих сериалов не только манерой подачи (кстати, дрожащая камера здесь скорее просто «закос», нежели часть визуальной идеи), но и персонажами! А отличается лишь одним: РЕЧЬ ИДЕТ О ВТОРОМ ЧЕЛОВЕКЕ В США! И авторы сажают на место этого человека нелепую, теряющуюся в каждом политическом разговоре дуреху, с такой же дурной командой управления! … Все дело именно в этом! Ну почему нельзя было сделать главной героиней какую-нибудь экстравагантную губернаторшу от какого-нибудь штата? ВСЕ! Все шутки и ситуации попали бы в точку! Но при данном подходе реакция только одна: да, это смешно, да это по-английский… Но в оригинале многогранный Парламент… А здесь — второй человек Государства! Это очень и очень разные люди, образы и обязанности! «Вице» смешное, наверное, многообещающее шоу, которое для меня есть и будет не более чем нелепым, нереальным, абсурдным фарсом, от шутки к шутке заставляющем сквозь какой-никакой смех говорить: «Не могу поверить, что вице-президента можно представить еще идиотичнее». Следующий шаг после «Вице» — пародии из «Маппет-шоу»! И это отнюдь не комплимент сатире! Отнюдь — потому что ни капли это не сатира!
Британский сатирик Армандо Иануччи верит в современного зрителя и поэтому считает, что комедия не только может, но и должна быть умной, а не похожей на бесконечный парад бесхребетных ужимок и тупых шуток из разряда туалетных. Так же ему интересно показать как работают политики на примере не только и не сколько глобальных событий, а скорее с точки зрения ежедневной рутины, чтобы зритель испытал «какие-то симпатии или понимание» к ним. Из этих двух элементов сложился проект «В гуще событий», который принес автору мировую известность, едко рассказывающий про методы работы британского правительства. Спустя несколько лет, после одной неудачной попытки адаптировать это шоу для американского зрителя, Иануччи все-таки принял предложение телеканала HBO поработать над новым сериалом в том же стиле, что и явилось отправной точкой для создания «Вице». Теперь центральным образом становится женский и в данном случае для автора мог бы быть большой соблазн, а для зрителя такого же размера страх, что этот персонаж окажется очередной пародией на одиозную Сару Пэйлин, которую некоторые кинодеятели до сих пор считают интересным, свежим и умным инструментом для политической сатиры. Но и тут Иануччи пошел своим путем, с помощью Джулии Луис-Дрейфус создавая аутентичный персонаж, не эксплуатирующий ни одну американскую женщину у власти конкретно, что только придало силы как характеру, так и шоу. К тому же автор по-прежнему не берется за особо закрученные интриги, делая ставку на повседневные ситуации, оказывающимися в штабе вице-президента не совсем простыми, и сшибает зрителя с ног замысловатыми ругательствами, которые даже при использовании слов-элементов туалетного юмора, все равно остаются интеллигентными и особенно интересно смотрятся в атмосфере официальности-не официальности шоу. Немаловажную роль в концепции сериала играет мимика актеров, которая в отличие от бестолковых кривляний из какого-нибудь фильма с Джимом Кэри, не выражающих ничего, кроме того, чтобы его герой идиот, отлично встраивается в показываемую ситуацию. Все выражения лица, так мастерски отыгранные командой «Вице», являются непосредственной реакцией героев на «раздражитель» и чаще говорят больше чем тысяча слов или даже пара остроумных шуток. Еще один элемент стиля шоу это минимализм, предполагающий минимум декораций, отсутствие какой-то новомодной ядерной концептуальности, операторских изысков или музыкального сопровождения. Но при этом при всем сериал не становится бездушным, наоборот отрекаясь от стиля ради стиля Иануччи сосредотачивается на главном — шутках, сатире и характерах, находя в лице HBO идеальный полигон для американизации своего творчества без нагромождения цензурных ограничений, с которыми он бы обязательно столкнулся на не кабельном канале.