Мост
- 24 мая 2013
- 21 сен 2011
Сразу дисклеймер: все четыре сезона посмотрела на одном дыхании. В целом сериал понравился атмосферой и героями, так не похожими на Голливуд. Но пересматривать заново, зная преступников, просто невозможно. Далее будут спойлеры. Похоже, в Скандинавии не бывает простых преступлений, только сложносочиненные схемы, как уничтожить полстраны в отместку за что-либо. Обязательно прикрутить великий смысл способов убийства. Ну и идеология на уровне самых глобальных проблем человечества лишней не бывает. Несостыковки прут из всех щелей. Хочется написать письмо сценаристу с просьбой осметить (от слова «смета») действия каждого убийцы. Поиск жертвы, само хитроумное убийство, сокрытие одних улик и выставление на показ других, театральное действо, вокруг всего этого организованное — это очень и очень недешевое удовольствие. Преступник тратит денег больше, чем полиции двух стран, его разыскивающие. И при этом в некоторых сезонах убийца оказывается… убийца оказывается… Ладно, сами узнаете! А полиция? Это ж цирк какой-то! Залетает в квартиру спецназ, разносит все в щепки. Следом за ним детективы, а уже после них — одетые в белые комбинезоны со шлемаками криминалисты. Чтоб ни одной своей волосинки на место преступления не кинуть. И ничего, что спецназ, разбрызгивая слюну, уничтожил все улики. Ладно, согласна, в жизни может все так нелогично и происходит. Но на экране смотрится дико. Но поворотным моментом, после которого я начала скептически смотреть на сериал, стал момент, в котором некий герой, наедине с камерой, вдруг осознает какой-то факт. И идет в полицию сдать свою умную мысль, которая поможет найти преступника. Зритель камере доверяет, следовательно, перестает видеть в этом герое потенциального подозреваемого. А зря. Режиссер нас жестоко обманывает и от этого просто хочется выключить кино. Многие ругают главных героев. Я к ним лояльна. Сага с расстройством аутического спектра показана очень натурально. Вас может бесить ее не меняющаяся одежда или неприбранные волосы, но как раз в этом — правда жизни. И актриса в роли хороша. Порой начинаешь верить, что она такая и есть. Кстати, надо посмотреть на нее в других фильмах. Вдруг, синдром не у героини, а у актрисы? Мартин из первых двух сезонов мне мил просто потому, что я его до этого видела в «Убивая Еву». Тут он вроде брутальный мужик, но плачет чуть ли не в каждой серии. Хотя может, в этом и прелесть? Интересно, к концу второго сезона актер сам сбежал и попросил его героя посадить? Или его сценарист исключил? Пишу сейчас и понимаю, что убийцу из второго сезона вообще не помню. Сюжетную линию помню, а кто был во всем виноват — нет. И это все, что вам нужно знать о «Мосте».
Ах, снова давно забытое чувство «родственности» кинематографических героев! Какое же это несравнимое ни с чем удовольствие искренне сопереживать, волноваться наяву и с нетерпением ждать новых серий. Давно слышал о шведско-датско-германском сериале Bron/Broen («Мост»), но всё откладывал просмотр до лучших времён. Да, безусловно, последний хит The Queen`s Gambit зацепил своей необычной тематикой и своеобразной правдоподобностью, но при всём уважении, для меня скандинавский дух ощущается куда более реалистичным. Я когда-то писал с восторгом о психологизме сыщика, сыгранного господином Камбербетчем, но тут детектив оказался поднят на небывалую высоту. Каждый сезон — хитросплетение судеб, клубок неочевидных до последних серий связей — держит в напряжении, а развязка непредсказуема. Если в любом голливудском фильме happy end (в крайнем случае, намёк на новую серию) чаще случается, то здесь можно перебрать несколько вариантов и ни с одним не угадаешь. Цветокоррекция кадров, неброская однотонная одежда, отсутствие ярко выраженного грима на лицах — жизнь как она есть, без прикрас — погружают в гнетущую и неспокойную атмосферу двух стран, отличия между которыми доступны лишь знатокам скандинавских культур. За каждым углом прячется преступник, но это отнюдь не привычный представитель криминального мира. Преступление здесь может совершить любой. И что самое интересное, даже у самого отталкивающего героя имеется оправдывающий его мотив. Для психологов (или тех, кто увлекается психологией) «Мост» — просто находка. Я не могу вспомнить ни одного примера, где бы так масштабно были представлены неврозы и травмы. Пожалуй, все политические, социальные, экономические, экологические, даже религиозные проблемы и споры, которые возникли в современном обществе последние лет тридцать, подняты в сериале. Авторы не дают никакой однозначной оценки событиям и персонажам. Вы не найдёте тут идеальных людей, нет ни абсолютного зла, ни тем более, абсолютного добра. Стоит отметить, что не все линии объяснены и доведены до конца, множество историй так и остались незавершенными, но что является одним из главных достоинств — так это неоднозначность любого поступка, какой бы благой целью он не был бы вдохновлён. Человек многогранен, раним, чувствителен и имеет право быть счастливым. Куда уж банальнее заключение. Но меня кино тронуло, что называется, попало в боль. Фильм порою очень жесток. И дело не в сценах насилия. К ним современный киноман худо-бедно привык. Я имею в виду другое. Авторы не жалеют зрителей, ставя перед ними очень сложные вопросы выбора, приводящие зачастую в тупик. Они действуют в духе великих античных трагедий, не оставляя и шанса на благоприятный исход, когда любое решение приводит к непоправимой катастрофе. Жаль, что всё закончилось. Финал вышел убедительным, немного открытым и в то же время завершённым. Но как же хочется когда-нибудь ещё раз услышать фразу: «Сага-Норен-Полиция-Мальмё».
Любители красивой картинки найдут ее в сериале. Но я хочу отметить другое. Это потрясающий сериал с остроумной критикой современного скандинавского общества, что раскрывается на протяжении всех 4-х сезонов, как-то: классовые проблемы (авторы сериала через убийцу скрещивают трупы двух абсолютно разных женщин, предполагая, что, если бы одна из его частей не принадлежала политику, то дело бы не стало столь резонансным), проблемы бездомных и интеграции детей-беспризорников, сирот и молодежи, провальная политика по интеграции мигрантов, неонацизм, проблемы экологии на фоне вечных круглостольных болтовни-саммитов, критика чудовищного бюрократического аппарата, проблемы суррогатного материнства и проституции как торговли людьми, критика армии и судьбы бывших военных (торгующих наркотиками), работы полиции, которые в сериале подрабатывают снимая порнографию с изнасилованиями бомжей, крах института семьи (вы знали, что 50% скандинавских браков заканчиваются разводом в течение 2—3 лет?), проблемы неприятия сексуальных меньшинств и тэ дэ и тэ пэ. Сериал также является лучшим в категории положительной репрезентации человека с синдромом Аспергера. Персонаж Сага Норен значительно лучше другого популярного аутичного персонажа-детектива — неэтичного и порой жестокого Шерлока Камбербэтча. Но как жаль, что экранные аутисты — это норм и класс для нас, а реальные аутисты с синдромом Аспергера как Грета Тунберг (кстати тоже из Скандинавии) у наших граждан вызывают гнев и насмешку. Скандинавии далеко до идеала, а нам далеко до Скандинавии, и чем меньше у нас прав, тем экранные «чудики» для нас приемлемы, а реальные «чудики» нет.
Совершенно случайно наткнулась на этот сериал. Скандинавский кинематограф мне очень нравится, построение сюжета у них, как правило, весьма интригующее. Они умеют удивлять. Чего стоит фильм «На границе миров» — такое точно не скоро забудется. По части детективов и триллеров — мне по душе испанцы, но в последнее время стала замечать, что и скандинавы делают годный продукт. Таким открытием для меня стал «Мост». Тут отличный каст — Ким Бодниа знаком мне по сериалу «Убивая Еву» — он достойный актер, жаль, что после 2 сезона покинул проект, для меня он был более органичен. София Хелин тут, конечно, настоящая звезда. Хотя признаюсь, весь 1 сезон она меня бесила, но в тоже время удивляла, по крайней мере, смотря за ее героиней — не становилось скучно, напротив — хотелось смотреть дальше.» Сага Нурен, полиция Мальмё» — эта фраза мне будет сниться. Очень выгодно подобраны сауды, весь визуал в серых тонах, присущих Скандинавии и музыка отлично этот визуал подчеркивает. Множество сюжетных линий, которые идут параллельно, но в конце-концов пересекаются. Это удачный ход, положительно сказавшийся на динамике. Если брать каждую конкретную линию — есть те, что развиваются более монотонно и неспеша, есть те, у которых темп развития более ускоренный. Вкупе они дают всему сериалу необходмую энергию, которая не даст заскучать, но позволит уделять достаточное время деталям и смакованию всей истории. Вообще, сериал построен на постоянном балансе добра и зла, а они, в свою очередь, чередуются меж собой. Если внимательно посмотреть — здесь почти всё представляется в двух экземплярах, как две стороны одной медали. Зритель тут и там сталкивается с метафорами и это еще один плюс для сериала — это не просто детектив, это своеобразный кубик — рубика, который можно вертеть по — всякому, собирая множество его вариаций. Конечно, были моменты, которые расстроили. В особенности разочаровал финал первого сезона — как по мне, он явно слит, как и вся идея, которая строилась все эпизоды. Много в концовке нелогичного. По ходу дела можно наткнуться и на существенные киноляпы, на пустые и бесполезные диалоги, на глупые и необъяснимые поступки персонажей. Без этого никуда — но, если так подумать, избежать этого тоже вполне себе было можно. Плюс, истории некоторых персонажей кажутся оборванными и неполноценно раскрытыми, хотя герои довольно достойные. Например, линия Стефена из 1 сезона. Несмотря на некоторые минусы, это достойный детектив. Качественный, интригующий, с лихими твистами. Это тот случай, когда все сезоны получились удачными, хотя для меня первые 2 сезона более привлекательны, я не могу сказать, что остальные мне не понравились. Советую этот сериал к просмотру. Теперь хочу посмотреть англо — французскую версию «Моста» — «Туннель», очень интересно, как героиню обыграла Клеманс Поэзи. 9 из 10
Прочитав описание, этот сериал меня не особо зацепил, но поскольку ранее со скандинавским творчеством я знаком не был, решил его посмотреть. Как оказалось совсем не зря, действительно очень стоящий продукт, команда постаралась на славу! Мы знаем, что было несколько похожих сериалов в других странах, но никто не смог приблизиться к тому уровню, который показали скандинавы. В первом сезоне мы знакомимся с главными героями: Сагой и Мартином. Сага — это андроид в человеческом обличье, для нее первостепенно выполнение инструкций полицейского, все человеческое ей чуждо, у нее нет никаких человеческих чувств, но это только на первый взгляд, все намного сложнее и постепенно мы увидим, как она откроется с другой стороны. Меня она местами дико раздражала, но потом все стало на свои места. Просто нужно понять, что она такая, какая есть, и в этом ее изюминка, однозначно любимый персонаж в сериале. Мартин — полная противоположность Саге, обаятельный, имеющий подход к любому человеку, идеальный семьянин. Как же они сработаются? Это надо только видеть! После второго сезона я хотел забросить сериал, так как Саге сменили напарника, и мне он не казался таким интересным как Мартин, но хорошо что не забросил, потому что не увидел бы тогда отличнейший 4 сезон. Хенрик оказался тоже со своими тараканами, и этим они стали отлично сочетаться с Сагой. Героям веришь, им хочется сопереживать. Также не могу не упомянуть шефов полиции с обеих сторон: Ханса, Лин, Лилиан. На протяжении всего сериала они носились с главными героями, как курица с цыплятами. Было очень забавно это наблюдать. Как по мне, самыми лучшими были 1 и 4 сезоны, хотя и остальные сезоны им не очень уступают. В общем, если еще не видели сериал, самое время посмотреть, он того стоит.
Если бы меня попросили охарактеризовать 3 и 4 сезоны «Моста» четырьмя словами, я бы выбрала символизм, месть, служебные романы и мистика. Именно эти темы изобилуют в 3 и 4 сезонах. Шведский детектив Сага Норен пользуется в полиции Копенгагена дурной славой потому, что с ее датскими напарниками постоянно что-то случается. Одолеваемые дурным предчувствием, датские копы не горят желанием с ней работать. И начальнику датской полиции Лилиан было бы сложно подобрать Саге напарника, если бы на это место не попросился Хенрик Сабре, которому в этой жизни уже нечего терять. Так начинается 3 сезон. Но это только начало. Дальше скандинавский нуар развивается с не меньшим размахом, чем в первых двух сезонах, и в нем даже появляются элементы мистики. На фоне преступлений разворачиваются несколько лихо закрученных параллельных историй, которые тесно связаны с главной. Одни из таких параллельных историй — любовные. Cлужители закона тоже люди, и им не чуждо ничто человеческое, как например, служебные романы. Причем, большей частью это романы интернациональные, т. е. шведско-датские. В странах-соседях опять неспокойно. И, как в и первых двух сезонах, преступники, действующие по обе стороны Эрессунского моста, не являются просто мясниками. Их даже можно назвать утонченными эстетами, которые подбрасывают полиции своеобразные «кубики Рубика». Как и в шведском фильме «Квадрат», в третьем сезоне речь пойдет о современном искусстве. Только если в «Квадрате» это был откровенный стеб на тему современного искусства, которое вырождается и становится до такой степени претенциозным, что утрачивает всякий смысл, то в третьем сезоне «Моста» речь пойдет о современном искусстве вдохновляющем. Только, к сожалению, вдохновляет оно не на благие дела, а на кровавые, но, тем не менее, арт-хаусные преступления. Убийца из третьего сезона черпает из современного искусства идеи для своих камерных постановок-инсталляций, которые при взгляде издалека вполне можно было бы принять за предметы искусства, выполненные в новомодном стиле. Все инсталляции объединены одной темой — местью. Это же — месть — и мотив преступника. Кто и кому мстит — это предстоит разгадать Саге и ее новому напарнику Хенрику. Как Малдер и Скалли, вместе они ищут истину, которая где-то рядом и вот-вот откроется им и зрителю, но постоянно ускользает ото всех. Хенрик так же непрост, как и Сага. В его прошлом так же, как и у Саги, были драматические, травмирующую психику события, которые сделали его именно таким, каким он предстал перед зрителем в начале третьего сезона. Сага и Хенрик — два сапога пара. И если в первых двух сезонах взаимное притяжение между Мартином и Сагой было основано на постепенно зарождающейся симпатии и дружбе, то отношения Саги и Хенрика напоминают отношения соседей по палате. Причем, палате No. 6. Ведь психика обоих героев покалечена до такой степени, что порой они не знают, где они сейчас — в реальности или другом мире, настолько часто посещают их флешбеки из прошлого, и забыть об этом прошлом невозможно. Потому что прошлое таит в себе загадки, которые стремятся разгадать главные герои. У каждого эти загадки свои, но они очень органично вплетены в повествование, ведущееся в 3 и 4 сезонах. Сага и Хенрик нужны друг другу. Чтобы окончательно не сойти с ума в борьбе с внутренними и внешними демонами. Они хорошо дополняют друг друга. И хоть их внутренние качества, образ жизни и и взгляды на жизнь все же различны, они очень подходят друг другу не только на службе. Именно на фоне службы в их отношениях произрастает нечто большее. Правда, Сага, не особо умеющая идти на сближение с людьми, не была к такому повороту событий полностью готова, в результате чего отношения дали трещину. Но всегда есть надежда. Эта трещина послужила для Саги поводом оттаять еще больше, чем с Мартином, и понять, что, по ее словам, «неправильно — это иногда правильно». Сага, наконец, начинает посещать психолога, который «по ней давно плакал» и который окончательно помогает ей распутать тот клубок, который присутствовал в ее спутанном сознании годами. Сага все ближе к тому, чтобы разобраться в себе. Психолог зарождает в ней мысль, что все то, что Сага считала своей привычной жизнью, для которой она создана, может быть вовсе не тем, чего она на самом деле хочет. К тому же, Сага окончательно убеждается в том, что в жизни не всегда нужно руководствоваться только рассудком. Еще нужно слушать себя и действовать по наитию. И уметь взвешивать на внутренних весах, что в данный момент важнее — логика и рассудок или веление сердца. Тема выбора проходит через весь фильм красной нитью. Что выбрать — бизнес или родственные отношения? Семейные обязательства или любовь? Дружбу или личные интересы? Закон или человечность? В четырех сезонах «Моста» мы не увидим многого из того, что так отличает американский или европейский кинематограф. Мы не увидим американского пафоса, крутых, непобедимых суперменов и практически обязательного голливудского хэппи-энда. Не увидим длинных, иногда затянутых диалогов, обилия обнаженной натуры, присущих итальянскому кино. Но увидим обычных и вместе с тем необычных, глубоких людей, живущих на суровом, но по своему красивом ландшафте. Мы обязательно захотим продолжения. Но, как было заявлено создателями сериала, «любая сага когда-то заканчивается». Увы. 10 из 10
Второй сезон «Моста» нисколько не отстает от своего предшественника по интриге, обилию натуралистичных подробностей и зрелищности. Преступники Скандинавского полуострова снова поднимают голову, и деяния их не менее жестоки и чудовищны, чем в первом сезоне. И если преступника в первом сезоне можно было немного понять — его мотивы, транcформацию личности, то второй сезон демонстрирует нам, как легко можно задурить людям головы, спекулируя новомодными темами прав животных, климатических изменений, энергетических ресурсов, загрязнения окружающей среды. Да, эти темы важны, но насилие — не способ решить насущные проблемы современного мирового сообщества. Второй сезон был снят до появления скандально известной Греты Тунберг — шведской школьницы, борющейся против изменений климата. События, происходящие во втором сезоне, весьма прозрачно намекают на одиозность и бескомпромиссность таких личностей, как Грета, а также на их неспособность задуматься, к чему ведут их призывы. Кто-то сходит на демонстрацию, мирно попротестует и этим ограничится, а кого-то такие деятели, как Грета, могут подтолкнуть к экстремистским действиям. Ведь грань между мирным протестом и бунтом тонкая. Еще в жизни важно остановиться и задуматься: мои ли это идеи и побуждения — те, которыми я живу — или они навязаны мне извне? Неслучайно главная музыкальная тема «Моста» — Hollow Talk (пустой разговор). Что внутри нас? Осознанность или пустота? Во втором сезоне мы видим не только распад личностей преступников, но и распад в отношениях почти всех главных героев. Человек — существо социальное. Мы все знаем эту истину. Однако все ли знают, как оставаться социальным существом без ущерба для себя? Все ли знают правила игры? Ведь для одних социальность — это благо. Для других — непосильное бремя. Все мы живем в обществе, где нужно уметь строить отношения с коллегами, одноклассниками, друзьями, уживаться с бойфрендом или женой, уметь наладить пошатнувшиеся отношения с мужем, найти подход к свекрови, заботиться о тех, кто от тебя зависит, простить человека, который причинил тебе страдания и зло. Все ли с этим справляются? Далеко нет! И, увы, универсального рецепта успешного построения отношений тоже нет. Каждый вырабатывает этот рецепт для себя путем проб и ошибок, и нет никакой страховки от неудач и боли. В первом сезоне мы, в основном, оценивали героев внешне. Второй сезон помогает нам заглянуть в их внутренний мир. Главные герои все те же — Мартин и Сага. Были также введены герои второго плана — датские полицейские Пернилле и Расмус, командированные из Копенгагена на помощь шведам. Контраст Пернилле и Расмуса напоминает противопоставление Саги и Мартина, настолько они разные. Расмус отталкивает своим упрямством, раздражительностью, нежеланием подчиняться уставу и работать в команде, а Пернилле, наоборот, вызывает симпатию. Она всегда «на своем месте», приятна, исполнительна и хорошо понимает, как играть по правилам и быть эффективным членом команды. Она — хороший полицейский, но всегда остается в тени. И это не единственные ее положительные качества. В ходе второго сезона мы увидим, что у Пернилле еще и сильный характер и готовность к самопожертвованию. Во втором сезоне Сага и Мартин как бы ненадолго меняются местами. Мы видим, что весельчак и семьянин Мартин уже совсем не тот — он поседел, его семейные дела идут совсем неважно, а внутри у него кипит злость и жажда мести, которые он никак не может побороть. Сага на фоне Мартина выглядит более благополучно. У нее появился бойфренд — милый и заботливый парень, по-настоящему дорожащий их отношениями. Она вступила на новый, практически неизведанный для нее путь построения отношений с партнером. Мартин не может удержаться от практических советов Саге, некоторые из которых Сага решается претворять в жизнь. Если раньше Мартин зачастую критиковал Сагу, то теперь он терпеливо объясняет ей, что такое человеческие отношения, что значит быть друзьями, мужем и женой, коллегами. Мы видим, как крепнет дружба Мартина и Саги и убеждаемся, что Мартин — настоящий друг Саги, ведь он понимает ее без слов. А многие другие просто вешают на нее клеймо «странной» и на этом успокаиваются, махнув на нее рукой. По каким-то причинам Саге проще строить отношения с мужчинами, чем с женщинами. У нее хорошие отношения с Мартином и начальником полиции Мальмё Хансом, но подруг у нее нет. И вряд ли появятся, потому что Сага в таких отношениях не заинтересована. Понемногу перед зрителем приподнимается завеса секретности, и при помощи Мартина, который хочет докопаться до истины пусть и не совсем правильными методами, мы узнаем о предпосылках, которые сделали Сагу такой — сухой, закрытой, безэмоциональной. Однако Мартину так удается расшевелить ее, что мы видим — Сага вовсе не бесчувственный чурбан, ее можно рассмешить или огорчить, обидеть, заставить заплакать. Мартин показывает Саге, что проявлять эмоции — это нормально, и что делиться своими проблемами — тоже нормально. Все это очень трогательно и одновременно немного комично, потому что Сага порой ведет себя подобно истукану, который не совсем понимает, что ей надо делать, но, к счастью, до нее доходит, что это — еще одна составляющая жизни, которой у нее не было, но которая должна присутствовать в здоровых человеческих отношениях, потому что они многообразны.. Мы никогда не выполняем в жизни какую-то одну роль. Каждый человек — сочетание различных ролей: работник, муж, отец, друг и так далее. Дружба Мартина и Саги стала крепче. В первом сезоне я ждала, когда же у них возникнет служебный роман, а во втором сезоне мне показалось, что они были бы идеальными партнерами и вне рабочих отношений, настолько хорошо они научились понимать друг друга, но конец второго сезона оставляет горькое послевкусие. Чувство долга, принципы и дружба. Что выбрать, если все это одинаково дорого? Сага хотела бы, чтобы все было по-другому, но не может. Иначе это будет уже не она. И от этого на глаза наворачиваются слезы. Мы все проходим через боль и потери, ведь это — неотъемлемая часть жизни. И опять звучит та же музыка, которая чем-то напоминает главную музыкальную тему из «Твин Пикса». Мелодии этих двух тем разные, но они схожи в том, что одновременно демонстрируют нам фатализм, красоту и постоянство жизни вокруг нас. Люди проживают свои судьбы, проходят через неурядицы и невзгоды, теряют любимых и близких, воссоединяются с ними, и много еще чего происходит в их жизни, но горы Твин Пикс и Эресcунский мост через море как стояли, так и будут стоять, а над ними будет небо, солнце или луна, и так будет всегда. 10 из 10
«Мост» снят в приглушенной цветовой гамме, что, наверное, отображает суровый нордический климат. Завораживающий, таинственный саундтрек, который как нельзя более подходит к идее фильма. Главная тема немного депрессивна, но на нее западаешь, как на любимый коктейль — вроде бы не очень полезно в больших дозах, но остановиться не можешь. Фильм в какой-то мере стал для меня откровением. Скандинавский характер для меня — загадка. У меня нет большого опыта общения со скандинавами. Единственные мои воспоминания о северных странах — это давняя поездка на пароме в Стокгольм и Хельсинки на Новый, уже не помню какой, год. Мне всегда было интересно, чем живут люди Скандинавского полуострова, что мешает им в полной мере наслаждаться жизнью и быть счастливыми в их видимой практически социалистической действительности. «Мост» обнажает такие проблемы шведского и датского общества, как проституция, наркомания, социальное неравенство, мигранты. Но ведь эти проблемы существуют в любой стране, не так ли? Видимо, климат все усугубляет, добавляя проблемам остроту, а отсюда берут начало неизбывная скандинавская меланхолия и знаменитый нордический характер. Да и скандинавский кинематограф сильно отличается как от Голливуда, так и от остального европейского кинематографа. После буйства красок итальянских режиссеров «Мост» может показаться серым и невзрачным. Но таков скандинавский рецепт — натуралистичность превыше всего. Со всеми проблемами и прочим злом в фильме борется шведско-датская полиция, поскольку преступления происходят либо на живописном Эресуннском мосту, соединяющем Данию и Швецию, либо попеременно в обеих странах. С одной стороны моста находится шведский город Мальмё, с другой — датская столица Копенгаген. Даже оригинальное название у фильма двуязычное — Bron/ Broen. В американских фильмах полицейскими напарниками принято изображать черного и белого. Создатели «Моста» решили воспользоваться другим приемом и построить контраст иначе, изобразив напарниками датчанина и шведку. Напарники из них получились колоритные по всем параметрам. Контраст очень ярок — это разница полов, национальностей, образа жизни, жизненных взглядов. Датчанин Мартин Руде — матерый мужик около 50 лет. Адекватный, приятный, с чувством юмора, хоть и семьянин, но любимец женщин. Ему противопоставлена шведка Сага Норен, которую все считают в полиции города Мальмё странной. В начале фильма кажется, что она, как инопланетянин или робот, внешне похожий на землян, но абсолютно лишенный социо-культурных качеств, присущих землянам. Сага — безусловно хороший полицейский, справедливый и честный человек, но порой честность ее граничит с правдорубством на грани фола. Мартин учит ее простым человеческим навыкам, которые другие люди, наверное, усваивают с детства, но у Саги они почему-то отсутствуют. Что правду-матку рубить не всегда хорошо, что помимо закона есть человеческие понятия, по которым живут люди, что иногда надо тактично промолчать, а не акцентировать внимание на том, что черное — это черное, а белое — белое. Безупречный профессионализм Саги на службе не подлежит никакой критике. Но вот каламбур — излишний рационализм служит Саге плохую службу. Сага неуклюжа в своем общении с людьми. Она не знает, как себя вести в той или иной жизненной ситуации, как строить отношения с мужчинами, часто отвечает невпопад или односложно, либо задает странные вопросы «почему», которые ставят других людей в тупик, ибо ответы на них настолько очевидны, что такие вопросы задавать не принято. К сожалению, Сага зачастую не знает, что принято, а что — нет. Возникает впечатление, что она абсолютно стерильна внутри, и у нее отсутствуют какие-либо эмоции. Сага постоянно попадает в ситуации, когда зритель испытывает за нее неловкость, но при этом сама Сага никакой неловкости за себя не испытывает. Актрисе Софие Хелин мастерски удается делать озадаченное выражаение лица, которое отображает усиленную умственную работу: «Что же я сказала или сделала не так?» Это не неловкость, а недоуменное стремление пришельца понять этих непонятных землян. Неудивительно, что в возрасте 36 лет Сага живет одна, и даже временный бойфренд у нее отсутствует. Но все, что мы поначалу видим, это только то, что лежит на поверхности. Сага и Мартин сталкиваются не случайно. В ходе сериала выясняется, что живущий по понятиям Мартин скрывает секреты, о которых лучше не знать, а в жизненном багаже Саги имеются некоторые трагические события, о которых она не любит вспоминать. Проводя вместе очень много времени по долгу службы, Сага и Мартин невольно меняют друг друга к лучшему. Мартин, которого поначалу так коробило правдорубство Саги, сам учится говорить правду, которая иногда бывает так необходима и даже критична. А Сага оттаивает и становится более человечной. Ее адресованная Мартину фраза «мне понравилось работать с тобой» равносильна медали, которую могли бы дать ему в датской полиции. Я не знаю, так ли это на самом деле, но датские мужчины преподносятся в фильме как герои-любовники, которые могут заткнуть за пояс знаменитых латиносов. Вот это было по настоящему удивительно! Хотя язык у шведов и датчан похож, как, видимо, у русских и украинцев, и относятся они к одной и той же этнической группе, но их отношения не кажутся безответной братской любовью, поскольку они не упустят случая отпустить в адрес друг друга какую-нибудь более или менее безобидную шутку, комментарий или подколку. Взаимоотношения шведов и датчан напоминают мне взаимоотношения австралийцев и новозеландцев, которые я наблюдаю, живя в Австралии. Я специально читала интернациональные отзывы о фильме, и не нашла ни одного отрицательного. На мой взгляд, в фильме отсутствуют какие-то ляпы и неточности, нет никаких провисаний сюжета или затяжек, и всему происходящему на экране веришь так, как будто это происходит в реальной жизни. Второй сезон хочется посмотреть сразу же после завершения просмотра первого, не опасаясь, что он будет хуже. Главное, что он будет! И еще — хочется проехаться по тому самому Эресуннскому мосту через море.. 10 из 10
Мне жаль, что ранее я не посмотрела этот сериал. Лишила себя такого удовольствия. Отнеслась скептически, читая рейтинги лучших детективных сериалов, мол Швеция/Дания, они не сильны в сериальной индустрии, но ошиблась: все 4 сезона сериала «Мост» завораживают и приковывают внимание изощренными преступлениями и динамичными расследованиями. Одно «но» (мини-спойлер): не понятно, по каким причинам авторы смазали финал 2-го сезона. Думала, доиграют в 3—4 сезонах, ан нет, дико печально. «Мост» — это интригующие сценарии со множеством параллельных сюжетных линий, которым суждено пересечься в роковой точке вопреки математической аксиоме. Это многоярусная злодейская игра, облачение пороков, паутина, в которой потянешь за ниточку и образуется клубок грехопадений, а одно преступление потянет за собой следующее. Это интересный детектив, немного любви и секса, без ЛГБТ также не обошлось, и наконец, это местами так смешно и забавно — на фоне действий главной героини по причине своеобразного недуга (расшифровала чуть ниже). «Мост» — это пугающе показанная Скандинавия, меланхоличная, тоскливая, депрессивная, серая, унылая, скрытная, опасная, она сосредоточение зла, жестокости, насилии, мести, непрощении. «Мост» — это до сих пор не понятные (мне) взаимоотношения Дании — страны с самым высоким индексом счастья, — и Швеции. Невольно вспоминаешь сюжеты мрачнейшей трилогии «Миллениум» одного из самых известных шведов Стига Ларссона. Если Скандинавия и впрямь такая нуарная, как в его литературе и данном сериале», то ехать туда было бы страшновато (я была, так не показалось, но посмотри я «Мост» ранее — задумалась бы не единожды). «Мост» — это метафора построений человеческих отношений, идея стыка, контакта множества аспектов нашей повседневной жизни, идея берегов, нуждающихся в соединении. «Мост» — это актриса София Хелин, без нее сериал был бы, но совершенно иной. Ее весьма заметные шрамы на лице, полученные в результате аварии на велосипеде в 24 года, обсуждал активно интернет, кто стал навсегда поклонником «Моста». Мне удивительно, что они не помешали ей стать востребованной актрисой, но, видимо, мир устал он подтянутых морд европеек и Голливуда. Она потрясающе справилась с ролью талантливого шведского детектива «с особенностями» Саги Норен. Кто ее нашел на шведских просторах киноиндустрии — отдельная похвала и респект. Также отдадим должное ее коллегам по цеху, ведь свита правит короля: датчанинам Киму Бодния (Мартин, 1—2 сезоны), его заприметила в «Убивая Еву», а здесь он хорошо вписался в сериальные реалии родных пенат; и Туре Линдхарту (Хенрик, 3—4 сезоны) — он также великолепен, успел засветиться в «Форсаже 6» и продолжает очаровывать своей межзубной трещинкой. Кто же король? Вернее королева. Статичная женщина около 40 лет, одинока, бездетна, несчастна, с раненой психикой с детства, проблемой внешней и внутренней коммуникации, не нуждающейся в обычных, общепринятых человеческих вещах (кроме секса). Почти всегда спокойна и не возмутима (нордический характер, как у Штирлица), не способна к эмпатии (сочувствовать/сопереживать/сострадать и другие «со»). Блондинка с весьма посредственными внешними данными, ноль косметики, постоянно одна и та же одежда, бросающаяся в глаза неухоженность в лице, теле и волосах. Умная, начитанная, честная, правильная, прямолинейная, бестактная, безэмоциональная, бесчувственная (хотя ей ведом страх, злость, обида и даже намек на влюбленность), рациональна, без чувства юмора и иронии, атипична, асексуальна, асоциальна, закрытая, необщительная, педантичная от речевых формулировок до угла расположения личных/рабочих вещей, с определенными жесткими ритуалами и правилами, болезненная любовь к порядку — это часть ее портрета, портрета человека с синдромом Аспергера (почему это ни разу не упоминается в сериале и как ее приняли с таким диагнозом в ряды шведской полиции — непонятно, а жаль). Что же это за болезнь такая и болезнь ли? Названа в честь педиатра и психиатра Ганса Аспергера. Второе название — аутистическая психопатия. Синдром представляет собой пожизненное расстройство, характеризующееся выраженными трудностями в социальном общении, восприятии окружающего мира и стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и занятий. Проще говоря — трудности в понимании человеческих эмоций и выстраивании личных отношений. На выявление подобного отклонения влияют факторы, которые действовали на организм женщины в самом начале беременности (происходит нарушение формирования нейрофункциональных связей в головном мозге). Синдром Аспергера характеризуется известной «триадой нарушений»: • социальная коммуникация (трудности в вербальном общении): с виду больной кажется равнодушным и не способным к эмоциям, это приводит к трудностям в общении и к неспособности завести друзей; не понимают завуалированных оборотов речи (метафор, идиом), иронии и сарказма. • социальное взаимодействие: они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу; нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого. • социальное воображение: им тяжело понимать точки зрения других людей, так как они отличаются от собственных; им составляет определенную трудность интерпретировать чувства, интонации и мысли других людей, т. к. они не воспринимают язык тела (жесты и мимику). Но это не приговор, это лечится, и возможность социально адаптироваться есть у каждого больного. Все это — Сага Норен, полиция Мальмё. Такой ее придумали и создали авторы сериала «Мост», и не прогадали. Особый поклон за саундтрек (кто-то там мне неизвестный, исполнивший что-то там настолько клевое в тему сериальной атмосфере). Общий респект «Мосту» и taсk/tak — спасибо по шведски/датски.
Я не любитель сериалов, надолго меня, как правило, не хватает. «Мост» — одно из редких исключений. У этого сериала 4 сезона, что по моим меркам — почти «Санта-Барбара». Но в конце последней серии мне было искренне жаль, что продолжения не будет. Датчане со шведами хорошо постарались, чтобы смотреть их совместное творение было не скучно не только скандинавам, а вообще всем. Фильм сделан с большой педантичностью, выдумкой и любовью. Хорошо прописанные персонажи, раскрытые через отношения друг с другом, хитроумно закрученный сюжет, отличная детективная составляющая, верно найденная серая палитра картинки, превращающая город в суровый пейзаж и погружающая зрителя в атмосферу этой самобытной истории — все просто на высшем уровне. Пересказывать сюжет, а тем более спойлерить, смысла нет, поэтому коротко коснусь того, что оставило во мне больше всего впечатлений. София Хелин, она же «Сага Нурен, полиция Мальмё». За все 4 сезона главная героиня ни разу не улыбнулась. И если поначалу ничто не предвещает сюрприза, а Сага кажется просто чудачкой, то со временем зрительское восприятие этой девушки меняется очень сильно. Причем полярно — от «шизанутая» до «несчастная». Актрисе отлично удалось передать образ роботоподобной аутичной социопатки, чей мозг заточен на поимку преступников, а психика не приспособлена к общению с людьми. Холодная, загадочная, крайне не женственная, даже асексуальная, несмотря на откровенные постельные сцены, она, как магнит, притягивает взгляд зрителя. Что-то в ней неуловимо настоящее, такие типажи точно существуют в жизни, и многие из нас наверняка их встречали. Ради любопытства посмотрел в интернете фото Софии и был просто поражен тем, насколько красивая у нее на самом деле улыбка и насколько живая мимика лица. Это удивление вызвано контрастом: в фильме перед нами бесстрастная маска, которая проявляет хоть какие-то эмоции лишь ближе к концу сериала. Эта эволюция — одно из самых интересных зрелищ в «Мосте». Расследование убийств. Я люблю детективы, но найти что-то по-настоящему интересное и непредсказуемое, вроде «Воспоминания об убийстве» или «Зодиака» сейчас трудно. Детектив выродился в шаблонный жанр, где в первые 10 минут обычно понятно, кто злодей, а сами преступники неправдоподобно хитроумны, везучи и могущественны. В сериалах дела обстоят чуть лучше, но и там удручает либо монотонное повествование со скучным расследованием, либо слишком большой крен в подробности личной жизни главного героя. В «Мосте» расследование всегда идет очень динамично, повороты сюжета резки и непредсказуемы, к разгадке полицейские приближаются постепенно, но быстро. Вот где сценаристы славно поработали и не дают зрителю скучать. Каждая серия заканчивается не просто многозначительной фразой по традиции жанра, а настоящим сенсационным открытием, которое, кажется, дает ответ на многие вопросы, из-за чего с нетерпением ждешь следующую серию. Кино о жизни. Не смог придумать более удачное название для этого пункта. Сериал начисто лишен сентиментальности. В нем нет неестественных шаблонных фраз, которыми обычно напичканы англоязычные фильмы. Флегматичные шведы с датчанами показывают нам жизнь такой, какая она есть. В прошлом рассуждении я упомянул о личной жизни главных героев детективных сериалов, которая зачастую мешает сосредоточиться на собственно детективной линии и выглядит неуместной вставкой. Так вот в «Мосте» семьи и отношения между главными героями тоже присутствуют, но смотрятся очень органично, приятно дополняя, а не портя сериал. В очередной раз надо похвалить сценаристов, которые очень ненавязчиво и вместе с тем совершенно естественно соединили остросюжетную часть сериала с той, в которой полицейские, да и преступники, раскрываются как люди, характеры. У всех у них есть свои горести и радости, свои проблемы, и за этим наблюдать не менее интересно, чем за раскрытием убийств, тем более что показывают нам эти истории одновременно, а не через паузы или параллельно, как во многих других сериалах. В конце концов, за расследованиями интересно следить еще и из-за личностей тех, кто их ведет. Прекрасно и то, что главные герои — не положительные персонажи. Это просто обычные люди, со своими странностями, слабостями и скелетами в шкафу. Каждый по-своему побит жизнью и прячет душевные раны как умеет. Доверие, семья, отношения с детьми, одиночество — кино серьезно говорит и об этом тоже. Встречал равнодушные и отрицательные отзывы об этом сериале. Он, что называется, должен зайти, надо втянуться на первых двух сериях. И, если зашел, он станет одним из ваших любимых, потому что скандинавы сняли настоящее, классное кино. 10 из 10
С превеликим воодушевлением начала смотреть данный сериал… Как любитель скандинавского мрачного детектива с серьёзными дядьками и закрученным сюжетом, надеялась на что то похожее, но где то на 3-ей серии первого сезона поняла, что меня где то разводят. Такое крохотное сомнение: либо лыжи не едут, либо я… Но всем же нравится, рейтинг то высокий? Начну по порядку. 1 Главная героиня: женщина наверное бальзаковского возраста, где то за тридцать, детектив Сага Норен. Мягко говоря странный персонаж. Кто то находит ее привлекательной, увы, мне так не показалось, ни разу. Мало того что героиня все серии ходит в одной и той же одежде, что на середине сезона ее хочется помыть и постирать, так ещё эти вечные распущенные патлы, по другому не назвать. У продюсеров данного шедевра проблемы со стилистами и горячей водой? Внешность героини обыденна и не приятна. Далее на счёт её профессиональных качеств — их нет! Да она дольше всех засиживается на работе, да она всегда готова ехать по первому вызову, но в оперативной и следственной работе важен всё таки результат. За все серии сезона создатели данного кино так и не показали мне, чем так гениальна и профессиональна Сага Норен. С учётом того, что данную героиню позиционируют как крайне асоциального человека, хочется спросить, а как она с уровнем развития робота Вертера вообще попала на эту должность? И экзамены в полицию как сдала? Ребята у вас в отделении работает очень странная тётя-клоун. Работа следователя это прежде всего работа с людьми, а этому человеку первый попавшийся мужик должен объяснять как ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо». Может создатели решили скопировать её персонаж с личности Шерлока? Вполне возможно, но к сожалению им это не удалось, так как не надо было возводить характеристики Шерлока Холмса в степень маразма. 2 Напарник Саги детектив Мартин. Ни чем не примечательный персонаж. Эдакий престарелый оступившийся семьянин-неудачник, но явно вызывающий основную долю симпатий при просмотре. Как следователь конечно же ни чего особенного из себя не представляющий и попутно решающий свои накопившиеся семейные дела и поучающий суперследователя Сагу, как нужно говорить в тот или иной момент. 3 Маньяк. Действия данного персонажа спланированы и неподконтрольны ни каким этим детективам. Он живёт в сериале и весьма преуспевает сам по себе. Мне показался явный такой отсыл к Пиле. 4 Общее впечатление. Никакое, кроме того, что бесит Сага. Все серии первого сезона мы наблюдаем за зверствами и выходками неуловимого маньяка, детективы в каждой серии пытаются разгрести уже содеянное, ни чего особенно интересного нет. Общие планы мрачны, действия персонажей нелепы, семейные истории дурацкие, полное отсутствие красивых лиц на экране (красивые актёры не модны сейчас в Европе?) и т. д. и т. п. Вывод: две последние серии первого сезона еле досмотрела, далее продолжать нет смысла, сериал необоснованно переоценен, я разочарована до степени «написание отзыва». P.S. хотите хорошего маньяка и сериала? Посмотрите «Перевал».
Рецензию я озаглавил именно так, винрарной фразой Глеба Жеглова, ибо это одно из ключевых послевкусий данного сериала. Надо сказать, что со скандинавским кинематографом я знаком достаточно мало. Но «Мост» настолько захватил меня, что я отложил все, что смотрел и запоем посмотрел его, затаив дыхание. Первое же впечатление от сериала — с какой любовью он снят. Несмотря на стальные коннотации, практически постоянно серую облачную погоду, темные и серые же полутона, сериал отнюдь не кажется мрачным или злым. Такой вот парадокс. С любовью снят каждый кадр, создается такое впечатление, что его снимал бывший врач — каждое движение, каждая реплика героев необходима, важна, интересна; нет ничего лишнего. Ты чувствуешь, что шведы и датчане любят свою страну, свою природу, своих граждан, в конце концов — свою полицию. Я не могу сравнить «Мост» вообще ни с одним отечественным кинопродуктом, потом что он стоит особняком и ни на что не похож. Но главное — то что снят профессионалами, но снят интересно, живо и непредсказуемо. Это одно из ведущих достоинств сериала — ты даже не догадываешься, что произойдет далее. Преступники хладнокровны, по скандинавски жестоки и неумолимы. В иных моментах сюжет так закручен, что тебя охватывает отчаяние, насколько мерзким существом может быть человек. Иной раз ты не веришь, что преступника поймают, потому что кроме внешних проблем, в самом полицейском управлении не все так гладко. С другой стороны, сериал пропитан юмором, достаточно специфичным, такого вы вряд ли найдете в любом другом сериале. Главные персонажи Сага и Мартин очень разные, но шикарно дополняют друг друга. Непосредственность и жесткость Саги, человечность и доброта Мартина дают потрясающий результат. Эмоции живые, неподдельные, в иные драматические моменты я, в общем-то несентиментальный парень, утирал слезу украдкой. Сериал достаточно скуп на выворачивание эмоций на изнанку, что так привычно для русского менталитета и отечественного кинематографа, в том числе и данного жанра. Этот сериал — национальное достояние, потому что он показал датчан и шведов как народ, их идентичность национальную и самоидентификацию в современном мире. В то же самое время эмоциями пропитана каждая минута и каждая серия. Такой вот парадокс. Сценарист безжалостно и честно показывает нам простых людей, не небожителей со сверхспособностями, но обычных людей со своими слабостями, переживаниями и сложным внутренним миром. Крайне важный момент — зритель видит, что шведские менты в принципе имеют много проблем, не все так гладко в странах победившего североевропейского рыночного социализма. Мы видим бездомных, радикалов, психически неуравновешенных людей, даже террористов. И показано все как оно есть на самом деле без лакировки действительности. Мы видим, что у Дании и Швеции на границе всего лишь один полицейский вертолет, что создает известные проблемы в расследовании и преследовании подозревеамых. Сами полицейские имеют кучу проблем — в личной жизни, проблемы со здоровьем, отношениями с людьми. Ты видишь простых людей — они берут детишек на работу, потому что не с кем их оставить дома; внезапно показано, что двух детей содержать на зарплату полицейского не так уж и просто, финансовые проблемы тоже имеют место быть. Очень ярко поставлен кризис семьи как института. Эта тема канвой идет через все сезоны сериала. Отдельно хочется написать о системе правосудия в Дании-Швеции. Без трескучих фраз, лозунгов и прочей «патриотистики» мы вживую видим, что Фемида действительно может быть справедливой. Полицейские, допустившие ошибки отстраняются от работы. Полицейские, совершившие преступления — отправляются за решетку. И вот этот момент меня особенно поразил, потому что я до самого конца не верил, что это произойдет. Авторы показали все современные проблемы Европы, может сами того не подозревая, но показали честно и открыто, без лести или фальши. Нет повсеместно царящей нынче «толерастии» — непременно нарочитом показывании геев, транссексуалов и вундеркиндов-мигрантов, которые сплошь законопослушные и образованные, как, например было лживо показано во «Второй жизни Уве». Здесь эти проблемы показаны без купюр и так как оно есть на самом деле. Пишу эту рецензию и понимаю, что отечественный сериал на ту же тематику даже близко бы не подпустили к центральным каналам. В нашей стране подобные сериалы снимались в 90-е — начале 00-х, сегодня они не пройдут цензуру, как не прошел ее достаточно безобидный сериал «Крылья империи», например, где дореволюционную Россию автор решился показать отступив от «генеральной линии», принятой нашей нынешней властью. И это печально. Резюме. Сериал «Мост» снят профессионально и с любовью. Ставлю высший балл, потому что несмотря на искушенность в данном жанре этот сериал очень удивил и держал у монитора все свободные вечера и выходные. Непредсказуемый и нетривиальный сюжет, актеры-профессионалы, завораживающая музыка, от которой мурашки по коже. Во всех 3 сезонах «Моста» царит неповторимая атмосфера, которую вы не найдете в других сериалах или фильмах подобного жанра. Блестяще и виртуозно соединены элементы триллера, криминального сериала как основы и социальной драмы, за последнюю автору и сценаристу — низкий поклон. 10 из 10
«Мост» (2011—2018) — детективный сериал с элементами триллера, который расскажет о запутанных преступлениях в двух странах. В каждом сезоне вас ждет отдельная история. В главных ролях: София Хелин, Ким Бодниа, Туре Линдхардт и другие актеры с труднопроизносимыми фамилиями. Мне достаточно было посмотреть 1-й сезон, чтобы эта мрачная красота захватила и не отпускала. На 16-и километровом мосту между Швецией и Данией гаснет свет на 30—40 секунд. На дороге появляется труп женщины, который на самом деле составлен из двух тел. Это только начало запутанной истории. За нее хватаются два полицейских из смежных стран. С одной стороны согревает теплотой общения и обаянием в меру упитанный датчанин Мартин Роде из Копенгагена. С другой — удивляет аналитическими способностями и отсутствием эмоций странная шведка Сага Норен из Мальмё. В этом тандеме «пламени и льда» проявляется символизм названия сериала — детективы прокладывают мост в отношениях, чтобы решить загадку череды убийств. А убийств будет не один десяток, как и сюжетных поворотов в расследовании. Ведь каждый раз, цепляюсь за новую деталь преступления, детективы заходят в тупик. Сценаристы собрали в клубок нити, ведущие к разным событиям, случайным на первый взгляд людям. Они обрываются и снова продолжаются в неожиданный момент. Промелькнет не одна серия, пока вы приблизитесь к истинной причине происходящего. И атмосферное музыкальное вступление будет нагнетать морозную прохладу сценарных выпадов от политических заговоров до семейных драм. Но будьте готовы к откровенным эротическим сценам. Они шокируют вас не меньше, чем поведение снежной королевы Норен. Она запросто снимает мужчину в баре, а после, в постели, изучает фото «расчлененки». Благо добряк Мартин скрасит откровенными шутками присутствие своей напарницы и поможет ей адаптироваться в мире обычных людей. Итого, этот нордический детектив выполнен с изящной красотой морозных узоров сюжета. Вам непременно захочется взглянуть, что скрывается за всеми убийствами. Кто останется в живых, когда лед на стекле финальной серии растает. 9 из 10
«Мне интересен язык травмы» — сказала в своем интервью Анастасия Завозова, один из переводчиков сериала «Мост». Сказано это было в контексте литературы, однако, как мы видим, это можно отнести и к северо-европейскому сериалу, ведь тема травмы здесь является одной из ключевых. Травмированы как условные герои, так и контекстные злодеи. На наших глазах ошибки первых порождают стократно возросшую месть вторых, и выходом за рамки закона оказывается само становление личности на путь мести. Синдром Аспергера, панические атаки и комплекс вины Саги, галлюцинирующие Мартин и Хенрик — ментальные расстройства и особенности показаны с огромной степенью достоверности, и на эмпатию зрителя прошибает ружейной картечью, особенно если ему самому близка тема психического здоровья. Популяризация данной проблематики не может восприниматься никак иначе, как хорошее дело. Жаль в сериале в некоторые моменты становится почти всех — все как в жизни. Здорово, что создатели смогли во время остановиться, ограничившись 4-мя сезонами и не превратив свое творение в мыльную оперу. Отдельно стоит поблагодарить «Мост» за открытие для меломанов планеты Земля чудесных датских ребят Choir of Young Believers, чья музыка надежно обосновалась в наших плейлистах. Echoes start as a cross in you…
После исторического детективного сериала «1790» заинтересовалась темой скандинавского кинематографа. Зацепила чем-то тема, пожалуй, меня привлекает эта близкая нам по знакомству в серым неприветливым небом Санкт-Петербурга мрачноватая эстетика простора… Как бы это еще объяснить? Мрачно, да, но сама эта даже и не тоскливая, а вот именно какая-то гнетущая атмосфера мира, который идеально скроен, чист, прост… Мира, в котором нет места ничему лишнему — квадратные дома с минимумом цветов, большими окнами, призванными ловить каждый лучик такого капризного и неприветливого северного солнца. Мира, в котором эмоциям отводится очень второстепенная роль… И главная героиня не случайно страдает синдромом Аспергера в лёгкой форме, то есть, она не распознает эмоции людей и сама весьма своеобразно реагирует на неприятности, которые случаются в ее личной жизни. Но благодаря замечательной актерской работе Софии Хелен, она вызывает сочувствие и симпатию. Сами сюжеты детектива — это, конечно, мрачные дела рук маньяков-убийц. Не скажу, что сюжеты идеально прописаны, скорее, нет. Но это как-то и не так важно, потому что второстепенные линии сериала: отношения главной героини с коллегами, мужчинами; перипетии жизни датских и шведских полицейских, щедро снабженные спецификой жизни в такой далекой от моего южно-российского города северной стране, — все это привлекает не меньше, чем сами детективы. А по мне так и больше. Северная красота, как и в Питере, манит своими неохватными просторами, виды которых даются в сериале постоянно, сложности отношений людей, живущих несколько иными ценностями, чем я, отличные актерские работы — вот то, что заставляет меня с нетерпением ждать вечера, чтобы окунуться снова в другой мир…
После исторического детективного сериала «1790» заинтересовалась темой скандинавского кинематографа. Зацепила чем-то тема, пожалуй, меня привлекает эта близкая нам по знакомству в серым неприветливым небом Санкт-Петербурга мрачноватая эстетика простора… Как бы это еще объяснить? Мрачно, да, но сама эта даже и не тоскливая, а вот именно какая-то гнетущая атмосфера мира, который идеально скроен, чист, прост… Мира, в котором нет места ничему лишнему — квадратные дома с минимумом колористики, большими окнами, призванными ловить каждый лучик такого капризного и неприветливого северного солнца. Мира, в котором эмоциям отводится очень второстепенная роль… И главная героиня не случайно страдает синдромом Аспергера в лёгкой форме, то есть, она не распознает эмоции людей и сама весьма своеобразно реагирует на неприятности, которые случаются в ее личной жизни. Но благодаря замечательной актерской работе Софии Хелен, она вызывает сочувствие и симпатию. Сами сюжеты детектива — это, конечно, мрачные дела рук маньяков-убийц. Не скажу, что сюжеты идеально прописаны, скорее, нет. Но это как-то и не так важно, потому что второстепенные линии сериала: отношения главной героини с коллегами, мужчинами; перипетии жизни датских и шведских полицейских, щедро снабженные спецификой жизни в такой далекой от моего южно-российского города северной стране, — все это привлекает не меньше, чем сами детективы. А по мне так и больше. Северная красота, как и в Питере, манит своими неохватными просторами, виды которых даются в сериале постоянно, сложности отношений людей, живущих несколько иными ценностями, чем я, отличные актерские работы — вот то, что заставляет меня с нетерпением ждать вечера, чтобы окунуться снова в другой мир…
Сериалы это абсолютно отдельный пласт кинематографа, объективно оценивать который крайне сложно. А всё потому, что сериалов, которые смог ли бы с первого до последнего сезона оставаться на высоком уровне, крайне мало. От датско-шведского нуара под названием «Мост» я в принципе ничего не ждал, так как казалось это всё банальной историей, растянутой на 4 сезона. Но с первой серии я сразу понял, что это жанровый прорыв. В-первую очередь отмечу, что я посмотрел все 38 серий и оцениваю сериал в общем от начала и до конца. С первых кадров зритель окунается в крайне серую атмосферу, кругом хмурые люди, никакого голливудского лоска. Сама история начинается с непростого убийства — посреди моста, соединяющего Швецию и Данию, находят труп женщины. Это самая что ни на есть граница двух стран, как такое расследовать на первый взгляд вообще не понятно. Поэтому за дело берутся обе стороны, главные персонажи детектив Сага Нурен из Швеции и Мартин Руде детектив из Дании. Они абсолютно разные по характеру, у них совершенно разный подход к своей работе и оба профессионалы своего дела — притирка друг к другу происходит с трудом, а само расследование приведет к очень неожиданной развязке. Не смотря на отсутствия голливудских звезд, кастинг актеров получился очень разнообразным. Главный персонаж здесь, безусловно, Сага Нурен в исполнении Софии Хелин. До этого я нигде её не наблюдал, но либо уровень актерской игры у неё очень высокий, либо она так точно попала в эту роль — по факту персонаж получился очень интересным и запоминающимся. Её нельзя назвать типичным социопатом или поехавшей на работе — Сага мыслит не стандартно, а «эмоции только мешают работе». Время от времени с очень серьезным лицом она выдает такие фразы, что не возможно не улыбаться — это разбавляет сериал, так как он очень тяжелый и жизненный. В противовес ей подобрали очень смешного на первый взгляд мужика — он очень общительный, у него большая семья и вобще не понятно, почему бы ему не сменить работу на более спокойную. Мартина любят коллеги, он всегда готов помочь советом, а вне работы он идеальный муж и семьянин. С 3-го сезона появляется еще один персонаж первого плана — Хенрик Сабрё, но про него расписывать не буду, так как будут спойлеры. Что нужно знать — у него очень интересная роль и такое же нестандартное мышление, как у Саги. Помимо этих троих, в сериале очень много персонажей второго и третьего плана, каждому из них отведена своя непростая роль. Все 4 сезона выполнены в едином стиле, в начале и конце каждой серии звучит одна и та же композиция датской группы Choir of Young Believers — «Hollow Talk». Сценаристы очень умело поработали над историями в каждом сезоне — будет очень много неожиданных твистов, временами зашкаливающий саспенс и полное отсутствие голливудских клише. Игре актеров веришь, многих персонажей понимаешь и им хочется сопереживать. Всё это делает «Мост» настоящим шедевром в своем жанре криминальный детектив и ставит его на одну полку с «Настоящим детективом», «Молчанием ягнят», культовым, но не любимым мною фильмом Финчера «Семь» и т. д. 10 из 10 P.S.: После успеха сериала сразу начали делать кучу ремейков — Америка, Россия, Великобритания, Германия… но все они крайне неудачные начиная уже даже от кастинга актеров. Поэтому смотреть и наслаждаться стоит только оригинальной скандинавской версией.
Я подумала о том, в чем секрет настоящего детектива? Чтобы его смотрели и хвалили, и чтобы на самом деле он захватывал? Я думаю, как всегда, он должен показывать проблемы любого человека, с которыми он столкнулся в жизни, и учить жить дальше. Поэтому именно герой-комиссар всегда для меня завидный пример для выживания и подражания. Так и в этот раз, героиня вызывает симпатии и может быть зеркалом многих зрителей. Ей повезло и сюжету повезло. Если в первом сезоне героиня еще отдаленная и немного схематичная, то к четвертому ее линия уже совершенно близка зрителю, как под лупой. И она так развивается, что почти нарушает законы жанра, в котором характер детектива не меняется! Это кино становится отчасти фильмом о ней, ее историей, логично и удачно вместившейся в четыре сезона. Скандинавское настроение, которое для меня стало интереснее британского классического детективного викторианства, тут замешано в прекрасный компот с судьбой героев и в меру страшным детективным сиропом. Мне нравится, что сделан этот сериал с размахом — огромные панорамные съемки, съемки с воздуха, легкое перемещение камер, тут денег не пожалели. Кроме того, меня просто преследует этот всегда повторяющийся кадр с маленькой фигурой в центре огромного скопления домов, всегда в правильной точке, он постоянно переводит зрителя на диалог с собой, заставляя задуматься о том, каково его место в реальном мире, и что же нужно в нем делать. Может быть, это очень личная реакция, но этот фильм поддерживает, в этом его огромная сила. Он учит бороться, искать, найти и не сдаваться. И рассчитывать на себя, что не так и плохо. И еще в этом сериале просматривается близкий нам русский мотив: от тюрьмы да от сумы. Внезапно над нашим обожаемым героем, тружеником, появляется некий начальник, или недруг, который мигом устраивает так, что белое становится черным и обратно. К сожалению, многие в курсе таких переворотов судьбы, но то, что это показано на экране, лишний раз укрепляет нас и дает надежду.
Любой сериал, как мне кажется, по сути своей — большой фильм. Поэтому сценарий должен быть продуман на несколько сезонов вперед с тем, чтобы он содержал в себе какую-либо генеральную сюжетную линию. Это характерно далеко не для всех картин. В этом смысле датско-шведский сериал «Мост» действительно является большим фильмом. Несмотря на трудности (отказ определенных актеров от дальнейшего участия в проекте), авторы сумели создать целостную картину, не вызывающую сомнений в продуманности рассказа. Кроме того, радует, что создатели не допустили распространенной в производстве сериалов ошибки, когда повествование искусственно растягивается — история заканчивается на 4 сезоне (каждый состоит примерно из 10 серий). Главные герои несут сложный «багаж» психологических проблем из прошлого, которые определяют их модель поведения. На протяжении сюжета они постоянно развиваются и, в конце концов, происходящие события оказывают огромное влияние на их жизнь. Характеры всех второстепенных персонажей детектива проработаны не менее усердно. Любой новый персонаж постепенно раскрывается зрителям, не вызывая таким образом недоумения ни в одном из своих поступков. Мастерство всех участвующих актеров на высоком уровне. Особенно выделяется София Хелен, справившаяся с непростой задачей сыграть живущую работой женщину, которая, по-видимому, страдает легкой формой синдрома Аспергера и испытывает трудности в понимании человеческих эмоций и выстраивании личных отношений. Картина все время держит вас в напряжении. Серые северные пейзажи, изощренные убийства, динамика происходящих поисков преступника — все это разбавляется уместным юмором и непошлой романтикой. Советую без колебаний. 9 из 10
Один из самых живучих общественно-политических стереотипов касается скандинавского благополучия. Дескать, потерпела Швеция разгром под Полтавой, уступила России звание великой державы, а сама устремилась навстречу сказочному уюту и сытому спокойствию. С находящейся по другую сторону Эресуннского моста Данией еще проще: мол, крепко настрадалась она под немецко-фашистской пятой и тем более заслужила безмятежные будни и позитивные выходные. Особенно любопытными становятся телевизионные настроения в этих странах, соседствующих, к слову, как кошка с собакой. Благодаря им, а еще произведениям Стига Ларссона укрепляется образ опасных криминальных центров, где разносортные маньяки и извращенцы соревнуются в сложности построения губительных комбинаций. Вопросы о мотивах изобретательных преступников зачастую отходят на второй план, по мере того, как очередной обнаруженный труп затрагивает интересы новых семей, организаций и общин. Одинаково серые дни погружаются в непроглядный сумрак, по которому вынуждена (не без специфического удовольствия) пробираться офицер полиции Мальмё Сага Нурен и ее копенгагенский напарник. За четыре сезона их было двое, но оба одинаково уступили соратнице в характерном очаровании, ставшем душой всего сериала. Пересечений у «Моста» с ТВ-коллегой «Убийством» множество, даже имена героинь созвучны, а проблем хватает у обеих. Но если датчанка Сара, скромная служака с каштановым хвостиком, во многом вынуждена приносить в жертву работе свою личную жизнь, то шведка Сага, резвая обладательница роскошных пшеничных локонов — фрекен поинтереснее. Ее неординарность коррелирует с априори больной сущностью преступника, впервые убившего и признавшегося себе, что ему понравилось, и он намерен продолжать. Если кого хитроумные «серийщики» и боятся, то не полиции — эта максима справедлива в любой стране, но не в каждой отыскивается столь необычный охотник, для которого работа — и образ жизни, и система мышления, и вообще кровь по жилам. Сагу временами становится жаль: настолько комично-преувеличенной порой показывается ее асоциальность. Что бы детектив сама о себе ни думала, а даже она прежде всего женщина, только слабости у нее нетипичные. Остаться без любимого дела, не иметь возможности идти по следу, и не утопить педаль трофейного «Порше» на преодоление моста — похуже приговора на смертную казнь. Подчеркнуто диковатая героиня невероятно органична на фоне творящихся бесчинств, лишенных на первый взгляд какой-либо связи. Поднимаемые социальные пласты, неразрешимые проблемы отцов и детей, аллюзии на библейские грехи, проскакивающая тема экологических катастроф — масса обоснований используется в сериале, но ни одно не сравнится в убедительности, когда речь заходит о психологии преступника, с банальной местью. Ущемленными и незаслуженно наказанными ощущают себя в той или иной степени многие участники «Моста», включая дуэт детективов. Тяжелое прошлое Саги, столь же непростое настоящее ее коллег Мартина и Хенрика, нюансы их личных и семейных загадок невидимыми нитями связываются с основным преступлением каждого сезона, даже если на каком-то этапе обилие второстепенных сюжетных арок выглядит чрезмерным. Криминальная вычурность шведско-датской картины не отменяет хорошо выстроенной повествовательности. Имеет место и своеобразная инверсия: как только открывается личность очередного преступника, автоматически прокручивается в памяти все перипетии связанного с ним дела, и приходит осознание, что истинное зло очень часто ситуативно. Как и «Убийству», захватывающему сериалу идут приглушенные тона, требующие оценивать людей не по личным симпатиям, а по делам и поступкам. В глобальном смысле однозначно положительными можно считать лишь некоторых криминалистов, наподобие начальницы копенгагенской полиции или компьютерного эксперта из Мальмё. С другой стороны, отдельные потерпевшие как внушают сразу сильную антипатию, так и сохраняют ее, когда им необходимо было бы посочувствовать. Характерный пример — упитанный миллионер, сделавший состояние на аутсорсинге. Глубоко запрятанные интимные тайны и успешно забытые грехи однажды возвращаются — непреложный закон и подразумеваемый девиз сериала. И в этом смысле неспособная испытывать сочувствие Сага преподносит наилучшую возможность хотя бы приблизиться к пониманию загадочной человеческой природы, особенно интересной при скандинавском колорите. Не только она одна, конечно. «Мост» тем и хорош, что можно выбрать героя и определить в нем того единственного, кто выберется из смертельного водоворота целым и относительно невредимым. Некое подобие катарсиса по итогам четырех сезонов ожидает каждого, включая главную «виновницу торжества». Завязки дел и депрессивные их разрешения стабильно происходят в одном и том же месте — на восьмикилометровом бетонном перешейке между Данией и Швецией, и этот нюанс словно отсылает к древнегреческому мифу о царстве Аида, где роль такого моста исполняла река Стикс. Получается, у Саги немало общего с перевозчиком душ Хароном. А еще почему-то верится, что однажды отыщутся в ее жизни занятия, помимо составления списка подозреваемых, расклеивания фото фигурантов и погонь за преступниками. Но пока люди обитают по эту сторону мира, они не перестанут уничтожать себе подобных. И за раскрытием чужих секретов будет также интересно наблюдать.