Секреты семейной жизни
- 18 апр 2021
В последнее время с российскими сериалами у меня достаточно близкие отношения. В подростковом возрасте не особо ими интересовался, то ли из-за того что раньше более менее качественных проектов было не так много, то ли из-за того что просто априори не верил в отечественный контент. Но теперь зарубежных сериалов среди просмотренных мной всё меньше, а среди наших то и дело попадаются интересные экземпляры. На рекламу «Секретов семейной жизни» наткнулся совершенно случайно, она не пестрила отовсюду, поэтому не заметить проект могу даже те кто старается не пропускать российские новинки. Связано это с тем, что стартовал он на новой онлайн-платформе, не успевшей набрать аудиторию. Да и далеко не всем на этот сериал стоит натыкаться. И сейчас постараюсь объяснить почему. Перед нами семейная пара- Полина и Никита, переживающая не самые приятные моменты брака. За три года они уже успели друг другу надоесть, парень не обращает внимание на девушку, из-за чего та то и дело срывается на его любимом велосипеде. Оба они работают в SMM агентстве, где однажды и происходит событие (показанное на постере, так что спойлером не является) заставляющее вновь зажечь огонь в отношениях Полины и Никиты. Девушка хладнокровно убивает бесящую её клиентку, и теперь вместе пара должна объединиться чтобы избавиться от тела. И в этот момент сериал показывает что перед нами не просто обычный ромком о разладе в семье, а весьма чёрная комедия, а затем и вовсе сатира на современное общество, где в погоне за лайками и признанием люди способны на всё. Актёры в сериале кому-то покажутся незнакомыми, но тем кто посмотрел хотя бы по одному проекту из каждого видеосервиса в новинку они не будут. Единственный кто смущал меня среди актёрского состава это Пётр Скворцов, играющий Никиту. Ужимки мне казались не естественными, во многих моментах откровенно раздражал, но в дальнейшем привыкаешь и уже не обращаешь особого внимания на это. Алёна Михайлова же ещё в «Чиках» показала на что способна и здесь показала ещё более живого персонажа, к ней вопросов нет, как и в постельных сценах, которых в сериале немало. Со второстепенными персонажами так же особых проблем нет, только если с Яной Кошкиной, которую я всей душой презираю и актрисой назвать никак не могу. Но учитывая то, как сложилась судьба её героини, она тут вполне на своём месте. Так как это комедия, то что с юмором? Неоднозначно. Откровенно смешных сцен за восемь серий я не нашёл, разве что моменты с насилием, они меня, действительно, веселили, так как подобный трэш с бессмысленными убийствами мне нравится. Хотя, возможно, всё это вкусовщина и кому-то придётся по душе. Сериал я могу посоветовать лишь тем кого в ромкоме не смутит большое количество крови и пробитые головы. Да и не каждому будет по душе парочка маньяков, возбуждающихся от убийств. Но не знаю стоит ли смотреть его именно сейчас. Первый сезон полностью закончен, но концовка сделана так, как это делать не стоит, не то что бы даже на самом интересном месте, а просто там где должна тут же следом идти следующая серия. Даже малейшего чувства завершенности сезона нет. Да и если смотреть, то от нечего делать и когда всё остальное уже просмотрено. На пару вечеров чисто расслабиться после работы вполне сойдёт. 7 из 10
В надежде создать что-то конкурирующее с новым видом медиагигантов — зарубежными стриминговыми платформами, отечественный производитель из кожи вон лезет. Новинка этого сезона — KION при поддержке МТС. Отныне уходим от пресловутых историй про полицейское государство и домашнее насилие — только мода, только хардкор. Но российские авторы как бы не пытались выпрыгнуть из собственных штанов — хвастануть бельём высокого качества удаётся далеко не каждому. Этой весной в новой пост-карантинной реальности, когда брак и отношения остались только у самых сильных духом, вышел сериал о молодой паре СММ-щиков, сублимирующих недосказанную ревность в ультра-насилие. «Секреты семейной жизни» (2021) — новая версия последствий ранних браков молодых и перспективных зуммеров, которые живут не по шаблонам, но ещё не в силах создать собственные правила жизни. В главных ролях — не менее молодые и перспективные, чем их герои — Пётр Скворцов, тот самый ученик из одноименной экранизации пьесы по версии Кирилла Серебренникова, и Алена Михайлова, ставшая популярной после сериала «о жизни российской провинции» «Чики», который из интернета уже пробрался на телеэкраны не самой либеральной аудитории. Оба актёра не только не гнушаются подробными постельными сценами, но и имеют опыт блистания ягодицами в кадре, оттого наблюдать за их соитиями даже не стыдно, но от того и не особо интригующе. Милые бранятся — только тешатся. Служебный роман двух москвичей перерос в брак (а хорошее дело браком не назовут), но ревность Марины не дает покоя, а Никита и рад стараться — подливать огня в онлайн-флирт с новой заказчицей пиар агентства по имени Веган-Дива (Яна Кошкина). Все могло бы перерасти в ромком о реанимации семейной жизни, если бы в руки девушки не попала… дрель! В результате — кроссжанровый экшен, комбинирующий режиссерские приёмы сериала «Конец этого *** мира» с парочкой, творящей треш ради любви, цветовое решение Тарантино нулевых (чего только стоит желая заставка с каплями крови — почти «Убить Билла»), отсюда и почти правдоподобная кровожадность и неоправданная жестокость — все ради жанра. Не обошлось и без здравой порции насыщенности графикой — всплывающие титры и нарочито мультипликационные эффекты напоминают недавнюю икону подростков «Скотт Пилигрим против всех». И со всей этой кашей в модном неоне «ССЖ»выглядит на удивление не пошло, оправданы костюмы, яркие локации и даже желтый чемодан. Но какой же наш сериал без доблестных полицейских — тут и отдельная каста аудитории обеспечена. Вот только пост-ковидные легавые тоже решили стать блогерами, транслируя расследование убийства в социальные сети. Стираются этические нормы, как на экране, так и в жизни, если следственное дело — это шоу, а афродизиак — кровавое месиво.
Помню, пару лет назад в прокат то ли вышел, то ли выплыл очень странный фильм «Лобстер». Казалось бы, почему я об этом вспоминаю, что может быть общего у артхаусного авторского кино с голливудскими звездами в главных ролях и продукта российского беспощадного сериалостроения, желающего только развлечь? Ан нет, есть общее: связующая идея! И тот, и другой кинопродукт пытается донести простую мысль, что для счастья людям обязательно нужно иметь что-то общее, будь это проблема со зрением, как в «Лобстере», или вынесенное на афишу убийство, как в «Секретах семейной жизни». Впрочем, это не единственное, что роднит столь разные произведения — в обоих есть достаточная жестокость, и, если для кино и его стиля это проблемой не становится, то «Секреты» с чернушностью работают куда хуже. Этот сериал пытается выглядеть черной комедией, но для такого восприятия ему не хватает условности, он остается слишком для своей задумки реалистичным, что приводит к сложностям с его восприятием. Сам по себе выбор убийства как объединяющего элемента и спасательного круга несущейся на всех парах к погибельным скалам семейной лодки выглядит вполне приемлемым и здравым решением. На такой базе вполне можно построить юмор, а героев в своей проснувшейся любви подвести к искуплению очевидной вины, дабы оставить их положительными. Но «Секреты» пошли иным путем, пустив своих главных героев по наклонной, видимо, в надежде, что вырвиглазное оформление и элементы комикса придадут достаточной условности, чтобы сойти за нормальную черную комедию, которой подобные выходки и сюжетные повороты вполне простительны. Однако, Москва в кадре «Секретов» — все равно Москва, а не Зазеркалье, и люди в кадре живые, а не карикатуры, да и Полина с Никитой на Харли Квинн и Джокера никак не тянут, чтобы отделаться от противной мысли, что происходящее на экране не просто неправильно, а дико, ощущение чего буквально корежит, мешает позитивному восприятию сериала вообще. Смерть здесь — это слишком легко, слишком безответственно, хотя она не условна, а безусловна, она не выдумка, она настоящая, и в такой ситуации смотреть «Секреты» без замешательства просто не получается. Ощущение недоумения усиливает и тот факт, что Полина и Никита — условно положительные персонажи, «Секреты» никак их не осуждают, а ведь даже вышеупомянутые Харли и Джокер (видимо, источник вдохновения) никогда хорошими не были. Отдаленно ощущается некоторое влияние на «Секреты семейной жизни» монументальной российской классики — «Преступления и наказания» — только очищенной от базовой русской безнадежности и тоски. Есть в «Секретах» не только Раскольников (двое), но и свой Порфирий Петрович в лице следователя Следственного комитета Романа. Собственно, на этом с трудом Достоевского сходство заканчивается, поскольку никаких кошек-мышек между указанными персонажами не получается, а все страдания семейной пары связаны исключительно с самовнушением, а не реальной исходящей от Романа опасностью. Взаимодействие с персонажами второго плана — вообще слабое место «Секретов», где любовь-страсть Полины и Никиты вполне убедительна, но влияние на них кого-либо еще минимально как в плане любовных взаимоотношений, так и в плане криминального самосознания. Даже небольшая побочная линия Никиты ощущения бесполезности кого-то в сюжете, кроме указанной троицы, не отменяет. Хотя «Секреты семейной жизни» позволяют себе посмеиваться над таким явлением, как Следственный комитет, общее отношение к данной организации, скорее, позитивное, и юмор в его отношении ближе к дружеским подколкам, чем к едкой злой сатире. Да, «Секреты» показывают папенькиных сынков, заскорузлое комичное мышление, безнаказанность, но делают это беззубо, никого, по-настоящему, не осуждая и стараясь понапрасну не лезть на рожон. Однако, «Секреты» пытаются угодить и актуально настроенной публике, находящейся в курсе всех новостей, разбавляя действие псевдоострыми шутками на горячие темы и прикольчиками типа «Аквадискотеки» на звонке у Никиты. Впрочем, здесь сериал напоминает школьника, подложившего кнопку на стул учителю, который моментально убегает за дверь, стоит жертве только войти в кабинет. Выбрав в главные герои двух молодых ребят, работающих в современной бизнес-сфере, «Секреты» будто осуждают в их лице поколение миллениалов, полностью погруженных в свой интернетный мирок, утративших ощущение добра и зла, вечных инфантилов, практически, детей, без колебаний способных на самое ужасное просто из непонимания, что это плохо. Но это не совсем так, ведь противопоставленный «детям» следователь Роман — поколение X — ничем не лучше, и в таких обстоятельствах «Секреты», скорее, пытаются быть сатирой на современный безумный мир вообще, чем на что-то отдельно. Здесь у «Секретов» возникает традиционная проблема российского кино: в сериале просто нет однозначно положительных героев, а вместе с ними нет и образа будущего, нормального настоящего, образа добра в противовес показанному злу, когда буквально никто не хорош, что вызывает, вопреки комедийному жанру, ощущение отчаяния, будто мы смотрим беспощадный российский артхаус. Я не назову «Секреты» неудачей: нет, это попытка снять едкий сериал о сегодняшнем дне, показать его проблемы и недостатки, шаг к тому, чтобы говорить с критически настроенной публикой на ее языке и ее понять. «Секреты» хотят быть безбашенными и отчаянными, но для этого им не хватает стилистической условности, и то, что должно выглядеть смешно и сатирично, выглядит жутко и дико. Кроме того, чтобы быть достойной сатирой, «Секретам» не хватает смелости, на которую есть лишь намеки. С другой стороны, сериал довольно динамичный, пусть даже глобально в его сюжете ничего не происходит. В целом же за попытку быть крутым спасибо, но есть, куда стремиться.