Военная разведка: Северный фронт
- 21 мая 2012
Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем сильнее обрастают легендами и вымыслами, но желание больше рассказать о суровых и героических днях, о людях, которые, несмотря ни на что, в исключительно тяжёлое время выстояли и победили не проходит. То безобразие, которое сейчас выдаётся как правда о войне, искажает представление у нового поколения о том времени. Ошибки и не точности многих авторов усугубляют данную картину, тем самым теряется память о Великой Войне. Война была для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляли нравственную суть и в данном фильме есть все, не показной героизм, дружба, верность, страх быть убитым, глупость, армейский юмор, влечение мужчины к женщине — всё это есть и это всё правда. В главных героях сериала воплотились самые лучшие черты народного характера: мужество, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в них умение размышлять, умение осмыслить происходящее. Любая легенда имеет две версии: одну официальную и одну настоящую. И этот фильм не исключение, конечно в нем присутствует художественный вымысел, но он не искажает историю до неузнаваемости и мы верим этим милым парням Михасю (Филипп Азаров) и «Москалю» (Степан Бекетов), верим в их дружбу, верим и жалеем искреннюю, немного наивную Риту (Нина Курпякова), актриса необыкновенно правдиво смогла передать внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, верим человечному начальнику школы Корнееву (Борис Щербаков), верим бескомпромиссному капитану Дубко (Александр Кудренко) Вот главное, ради чего стоит снимать такие фильмы. И создателям это удалось.
Если оценивать этот сериал с точки зрения актерской игры, то иногда в нем можно найти неплохие эпизоды. Сюжетная линия достаточно интересна, действие захватывает, трюки завораживают. Вообще трюкачество, с моей точки зрения, главное достоинство этого сериала. В том числе и историческое. А вот если подходить к фильму как к попытке воспроизвести исторические факты, то остается признать, что он не просто неисторичен, а антиисторичен. Реальные факты вывернуты наизнанку, навыдумано чего никогда не было, да и не могло быть вообще. О мелочах, связанных с костюмерией и обстановкой интерьеров, я говорить не стану, чтобы не отвлекаться от главного. Какие советские разведшколы в 1939—40 гг. да еще у линии фронта? Разведке вообще не придавалось никакого значения в начале войны. Она и не требовалась для двухнедельного блицкрига по Финляндии. Какие немецкие разведшколы у финнов? Это же откровенный бред. Немцы в Финляндии правдами и неправдами появились только после Московского мира 1940 г. Как это они могли устроить разведшколу в стране, которую предали в августе 1939 года и которой открыто помогали заклятые враги Германии — Англия и Франция? С Англией Германия на тот момент находилась в состоянии войны, поэтому наличие германских вояк в Финляндии тогда поставило бы под угрозу и переговорный процесс с англо-французами, да и сами военные поставки, от которых зависело положение финской армии. Какие гражданские лица в прифронтовой полосе на Карельском перешейке перед войной, а тем более после ее начала? Там же еще в 1936 году все население вычистили. А чего стоит бредятина с появлением финской артиллерии с грузовиками под Майнилой? Откуда всю эту чушь выискали, да еще подстраховались советским минометным расчетом на случай разоблачения? История с подрывом шлюза Сайменского канала — это просто ни в какие ворота! А женщины-снайперши откуда в 39-м взялись? Они же вообще появились на фронте лишь в 42-м!!! Все-таки надо отдать должное одному историческому факту. В самый разгар финской войны на Карельском перешейке в район деревни Инкиля был заброшен отряд спецназа НКВД, часть бойцов которого сгорела на финских электрозаграждениях, но в фильме это как раз и не нашло отражения. В составе полков также действовали разведбатальоны, однако их функции в корне отличались от тактики групп диверсантов. Была и попытка забросить в тыл к финнам советский десант на лед озера Пюхяярви, но в самом начале она закончилась полным провалом. Вообще, если принимать это «произведение» за чистую монету, то возникает вопрос — как же при таких удачных героических действиях Красная Армия потеряла столько бойцов, застряла на плохо укрепленной линии противника на два месяца и даже Выборг взять не смогла? Тогда получается, что задача сериала не следовать исторической правде, а представить события в стиле комильфо. Одним из немногочисленных эпизодов, имеющих отношение к реальности, является сюжет с кукушками, который действительно развенчивает миф о них. Но в то время, когда разворачивались события, отраженные в фильме, об этом вообще никто не знал. Этот миф успешно просуществовал и во время Великой Отечественной. Все эти обстоятельства открылись сравнительно недавно. Один из создателей серии признал, что в фильме присутствует художественный вымысел, но при этом утверждал, что такое могло быть. Лично я убежден, что не могло. Конечно, если дать волю фантазии, то из действительного хода событий можно было бы вывести логическое продолжение незавершенного действия, и в этом случае мы могли бы получить иную историческую картину. Однако вовсе не ту, что измыслили создатели сериала. Их ход мысли противоречит самой исторической логике и напоминает скорее метод подгонки под ответ, применяемый ленивыми школярами. Собственно, суровой войны, каковой в действительности была финская, в фильме и нет. Вместо нее нам подсовывается суррогат приключенческого жанра, смикшированный из сцен, относящихся к эпизодам совершенно другого времени. Иными словами, если воспринимать это произведение серьезно, а не как фэнтези, то придется говорить о нем как о лживом истолковании истории, а ложь в деле патриотического воспитания молодежи приводит только к одному результату — разочарованию, неверию и нигилизму. 2 из 10
Создатели телеэпопеи «Военная разведка», похоже, действуют по принципу Джорджа Лукаса, который начал свои «Звёздные войны» с «эпизода 4» (если я с ним не запутался в нумерации), а спустя много лет наконец-то начал с начала. Так и здесь: сперва вышла часть «Западный фронт», через год- «Первый удар» (о первых месяцах войны), а ещё через год- «Северный фронт», повествующая об открытии разведшколы и встрече «сквозных» главных героев эпопеи- военных разведчиков. Так что теперь её лучше всего смотреть в хронологическом порядке и именно с «Северного фронта» (хотя возможно, что между «Первым ударом» и «Западным фронтом» вскоре доснимут ещё часть, о 1942-м годе). Что очень радует, так это сохранение целостности стилистики сериала (по крайней мере, я не заметил каких-то существенных отличий между его частями, хотя действие происходит в разное время и в разных местах- где-то больше драмы и «лирики», где-то больше «боевого»- жизнь есть жизнь!), при том что у «Северного фронта» новый режиссёр Пётр Амелин. Впрочем, как (отчасти) справедливо заметил Александр Балуев в интервью нашей киносоюзной газете «СК-новости», «Кто режиссёр, в сериальной продукции не имеет особого значения. Пусть на меня не обижаются, но это так…» Балуев говорил о «длинных» проектах, за 16 серий. В «Военной разведке» уже 24 серии… Продолжаю хвалить. Актёры не пытаются играть Гамлетов, а играют реальных, живших в ту эпоху людей. И, что немаловажно- симпатичных людей (естественно, за исключением явных врагов и предателей, а также «классического» капитана НКВД, да и он не столько злобный, сколько «перебдевший»). Шалопаи-курсанты Михась и «Москаль» вообще обаяшки. У них всё, как у крутых мужиков (в голливудских полицейских фильмах таких «напарников» пруд пруди!): сначала возненавидят друг друга, подерутся, а потом становятся настоящими друзьями и друг за друга на смерть идут (в разведку!). Ну а коротышка-старшина, неумолимо строгий и хозяйственный, во многом по-доброму «срисован» со старшин (и не только), сыгранных в ряде прекрасных советских военных фильмов столь же прекрасным, фактуристым (к сожалению, уже покойным) актёром Виктором Павловым. И искренне жаль снайпершу Кнопку, вовсе не красавицу и совсем не гордячку, которая любила, да не любима была. Хорошо поработали на «Северном фронте» и композитор с музыкальным редактором. Музыкальные темы в принципе те же, что и прежде, но они ненавязчивы и очень деликатно, тонко подчёркивают действие- где надо, звучит что-то весёленькое (к примеру, в сценах со старшиной или приключениями курсантов), а где надо, на низких тембрах и тонах звучат патетика и героика, «эхо прошедшей войны». В общем и целом, «Северный фронт» получился добрым, человечным, без примеси модной «чернухи», но зато с «примесью» патриотизма и героики, хотя финскую войну, инспирированную и спровоцированную советским руководством (эпизод с «поводом» в сериале обозначен) нельзя отнести к честным и справедливым (преследовались прежде всего политические цели). Пелось: «Чужой земли мы не хотим ни пяди». А получили далеко не пядь… Ну да ладно, дела давно минувших дней. Но, по-любому, сериал смотреть обязательно стоит (я получил от него большое удовольствие), особенно всей семьёй- очень полезно для настоящего военно-патриотического воспитания детей и молодёжи. Хотелось бы поставить ему «девятку», но не могу… А вот восемь с плюсом- с огромным удовольствием! (В скобках. Заметил одну слишком бросающуюся в глаза лажу. Командир перед строем новобранцев: «Здравия желаю, товарищи бойцы!»- «Здравия желаем!» И тогда, и сейчас командир говорил и говорит «Здравствуйте, товарищи бойцы (курсанты и т. д.). Не знать такого- не знать нашу армию! Зато здесь грамотно развеян миф о финских «кукушках»: действительно, серьёзные снайперы на деревьях не сидели- они от ветра качаются…) 8 из 10