Арарат
- 28 июн 2002
- 20 мая 2002
«История одной пуговицы» — так можно назвать эти записки. Пуговица действительно соединяет разрозненные эпизоды «Арарата» — фильма о геноциде армян, на афише которого написано: «Как понять, кто говорит правду в мире, полном отрицания?» Первый раз пуговица, вернее ее отсутствие, возникает в эпизоде воспоминаний: армянский художник Аршиль Горки, будучи ребенком, фотографируется с матерью. Она просит сына прикрыть место на пальто, где нет пуговицы, маленьким букетом цветов. Так начинается (или продолжается) тема поиска правды, которая становится сквозной фильме о событиях 1915 года. Как пуговицы на нить, нанизываются в фильме эпизоды, в которых всё оборачивается противоположностью, создавая ощущение не всеобщей связи, а хаоса, где истина видится как будто через пелену абсурда существующих правил: святыня армян Арарат находится в Турции, закон не разрешает перевезти через границу обычный фрукт гранат, таможенник в итоге отпускает того, кто везет наркотики, брат спит со сводной сестрой, а в коробки, в которых должна быть документальная кинопленка, подложен наркотический порошок. «Вы должны прочитать воспоминания Кларенса Ашера», — говорят актеру, который играет в фильме, снимаемом Сарояном (актер Шарль Азнавур), врача-американца, ставшего свидетелем событий 1915 года. «Я уже все прочитал», — отвечает актер. Но это не значит, что он знает правду. Хочет узнать правду о своем роде юноша Рафи. Добивается правды о гибели своего отца его сводная сестра. Но правды, видимо, не знает даже и тот, кто присутствует при событиях. Или хочет знать свою правду… Мать Рафи, ставшая косвенной причиной гибели второго мужа, находясь рядом с ним в момент гибели, не видит, что с ним произошло. Не знает правды ребенок, прячущийся под арбой, руку которого крепко держит мать, когда ее насилует на арбе турок. И, наверное, главное «незнание» — почему на картине художника Горки руки матери как будто стёрты, размазаны по полотну. Кто-то считает, что одна из главных картин Аршиля оказалась неоконченной. Другие говорят о великом замысле. Но зритель, присутствующий при этом моменте, вдруг понимает, что Аршиль хочет одного — взять свою мать за руки и вернуться в прошлое. Сделать материальным это прикосновение… Но оно невозможно, как бы прошлое ни казалось реалистично, и потому, вместо того чтобы связь восстановить, Аршиль размазывает руки на картине. Значит, истина неуловима? Видимо, для кого-то это и так, недаром одна из сцен этого фильма происходит на фоне конопляных зарослей под слова песни System of a Down — «…Все в этой системе… Пали, падают…!». Неужели для всех правда скрыта, потому что весь мир одурманен придуманными мифами, и выбраться из этой бездны невозможно? А колесо лжи и вражды, в котором находится мир, «полный отрицания», закручивается все сильнее. Одна из важнейших сцен фильма — разговор армянина Рафи и Али, играющего турка-злодея в фильме, — происходит в узком коридоре. В нем не разойтись двоим. Герои вспоминают страшные слова Гитлера, обращенные к офицерам Вермахта. В них Гитлер объясняет геноцид евреев в понятной ему логике оправдания: «Кто сейчас помнит об армянской резне?» Али хочет, чтобы поверили в его правду, он хочет оправдать своих предков. Но, поняв, что Рафи не хочет с его «правдой» соглашаться, с ненавистью кричит, что Гитлер прав. В сцене, предшествующей этой, Сароян — режиссер, восстанавливающий свою правду об армянском прошлом (Шарль Азнавур), говорит ключевые для понимания идеи фильма слова: «Не оттого болит душа, что погибли люди, а оттого, что нас так сильно ненавидели. Они до сих пор отрицают свою ненависть и потому ненавидят еще сильнее, чем раньше». Поиски правды одними и другими отличаются: первые руководствуются ненавистью, вторые — любовью. Всепоглощающая ненависть, основанная на непризнании очевидного, пронизывает многие линии фильма. Историческая ненависть к армянам турок, которые не хотят знать правды, переплетается с ненавистью сводной сестры Рафи Клары, пытающейся всеми способами доказать, что мать Рафи виновна в смерти ее отца. Клара спит с Рафи, но именно она, сводная сестра, делает так, чтобы он был обвинен в провозе наркотиков через границу. Именно Клара набрасывается с ножом на картину Аршиля Горки, потому что не хочет, чтобы связь между матерью и сыном, даже если это не Рафи и его мать, существовала. В контексте фильма эта сцена приобретает и символический характер: так режут связь с прошлым те, кто не хочет принять правды, не допуская, что связь может восстановиться, что сын сможет взять за руки свою мать, что пуговица будет в конце концов пришита туда, где ей и надобно находиться. И все-таки истина может быть возвращена. Во время съемки фильма мать Рафи замечает, что с того места, в котором разворачивалась историческая сцена, нельзя увидеть Арарат. На это Сароян (Шарль Азнавур) отвечает: «Мы нарушаем документальную правду, потому что важно видеть происходящее сердцем». Кажется, это самый ненадежный способ восстановления истины. Но мысль эта дублируется в фильме. Приезжает к Рафи мать, сердцем понимая, что он невиновен. Отпускает Рафи таможенник, нашедший в коробках наркотики, потому что он поверил ему сердцем, хотя все факты говорят об обратном. О правде сердца и одна из первых сцен фильма: молодые люди рассказывают легенду о сердце матери, пожалевшей сына, который ее убил. Единственный способ, видимо, восстановить правду и саму жизнь — это любовь. Единственная настоящая правда — правда крови, правда рода. И это то, что может мир удержать от падения в бездну, о котором поет System… Ну, и еще об одной сцене — центральной с точки зрения смысла. Сароян не может по правилам перевезти через границу гранат, являющийся символом единства армян. Он поверил в детстве своей матери, которая сказала, что если съедать каждый день по одному гранатовому зерну, то будешь здоров и счастлив. Сароян делает это на протяжении всей жизни, веря сердцем матери. Он съедает гранат на глазах таможенника, чтобы провезти «контрабанду» в своем желудке. Огромное количество зерен счастья — особенной правды, правды сердца. Это, видимо, и есть та единственная истина, к которой ведет нас режиссер фильма — Атом Эгоян. Отрицание истины рождает ненависть. Истину можно только почувствовать любящим сердцем. Правда крови и рода — единственная правда, существующая на свете. Только так можно восстановить разорванные связи, только так можно открыть глаза, сказать миру о геноциде армян, который сообществом так и не принят. В конце фильма мать Аршиля Горки берет пуговицу (ту самую, недостающую на пальто?) и пришивает ее… Ради правды. Ради того, чтобы мир перестал падать в бездну, а колесо ненависти перестало раскручиваться сильнее, порождая новое насилие.
С выходом этого фильма в международный прокат был связан скандал по политическим мотивам. Атом Эгоян, этнический армянин с канадским паспортом, не обошёл вниманием геноцид народа своих корней в Турции. И именно власти Блистательной Порты всячески блокировали показ драмы «Арарат» на Каннском кинофестивале, поэтому руководители форума решили показывать её во внеконкурсной программе. С этим частично связано и то, что «Арарат» не нашёл широкой аудитории и в прокате совершенно себя не оправдал. Для справки скажу, что гора Арарат, территориально находящаяся в Турции, является священным символом этноса и государственности всех армян, предметом их гордости, а споры по поводу признания геноцида этого народа турками до сих пор не утихают. Но, переформулировав известную поговорку, можно сказать, что плох тот армянин, кто не воздаст памяти той трагедии. Атом Эгоян не исключение. Сам режиссёр и написал сценарий к своему фильму. В нём идёт речь не о фундаментальном рассказе о периоде турецких гонений на армян, Атом Эгоян пытается в образах своих героев выразить как те события повлияли на современных потомков униженных и оскорблённых, ничего не ведающих и погибавших. Один режиссёр, которого зовут Эдвард Сароян, снимает собственный фильм о тех страшных событиях. Он старается несильно вдаваться в свои воспоминания на словах, но душевную боль и горечь выкладывает на плёнку. У него работает шофёром и помощником Раффи, который отправляется в Турцию, чтобы доснять натурные сцены. На таможне в аэропорту его встречает сотрудник, который тщательно расспрашивает Раффи о цели поездки. Раффи рассказывает не только о снимаемом фильме, но и о жизни со своей матерью Ани, писательницей и художником, на основе книги которой и снимает фильм Сароян, а она присутствует на съёмках в качестве консультанта. Множество сюжетных линий с разными героями переплетаются в «Арарате» и чтобы полностью осознать, что хотел своим фильмом донести Атом Эгоян его надо смотреть внимательно, иначе может ускользнуть главная мысль повествования. А она раскрывается в том, что каждый по-своему смотрит на геноцид армян, каждый по-своему судит об этом, но не остаётся равнодушных людей; разные поколения связывают те события, разных людей по социальному статусу, но своим долгом многие считают увековечить память тех, кто пал под турецкими штыками. Картина сложная по постановке, разбросана образами и персонажами будто мозаика, необходимо погрузиться в него, предварительно желательно ознакомиться с исторической подоплёкой, на которую опирается «Арарат». Он минует сцены крови жестокости, они показаны в постановочном виде в фильме, который якобы снимает Сароян, но от этого он легче не становится в эмоциональном плане. Роль Эдварда Сарояна исполнил знаменитый певец Шарль Азнавур, который имеет армянские корни. В его глазах можно прочитать всю ту боль и тоску, которая тяжким камнем легла на историю его народа. Он — мыслитель, он мудр, он сдержан, но его искренне жаль. Воистину говорят, что талантливый человек талантлив во всём, вот и Шарль Азнавур наглядно демонстрирует, что и как актёр он очень хорош, но к этому ещё добавлю, что он не так, как играет, а как живёт ролью Эдварда Сарояна. Роль таможенника сыграл Кристофер Пламмер, который затем ещё раз снимется у Эгояна в картине «Помнить» в 2015-ом году. Проницательный и опытный таможенник не только проникается рассказом Раффи, но и понимает множество других вещей, но самое важное он понял о том, что для молодого Раффи побывать в местах, где была устроена резня, — дань памяти и он должен там оказаться. Самого же Раффи сыграл Дэвид Алпэй, которого премировали национальной канадской кинопремией, а ведь это был его дебют в кино. И запоминается Ани в исполнении Арсинэ Ханджян, жены Атома Эгояна. Тяжёлый в эмоциональном плане плане фильм, в котором его режиссёр аккуратно обходит сцены жестокости и насилия, он экзистенциально пытается показать в персонажах фильма каким образом события вековой давности легли тяжким бременем на плечи отдельно взятого народа. Как нам тяжело смотреть фильмы о Второй Мировой войне, так и армянам тяжело видеть картины о геноциде в Турции. Пусть некоторые не признают случившегося, пусть некоторые готовы спорить о целесообразности требований армянского этноса, но то, что фильм хорошо поставлен и хорошо сыгран актёрами — этого не отнять. 8 из 10
Когда этнический армянин Атом Эгоян взялся за фильм под названием «Арарат», в синопсисе появилось слово «геноцид», а в титрах фамилии Шарля Азнавура и Симона Абкаряна, то у многих вероятно сложилось заведомо ложное впечатление — быть второму «Списку Шиндлера». Только с использованием армянской темы. Однако Эгоян оказался не так прост. В своем рассказе он объединил три реальности — историю главного героя — впечатлительного канадского паренька осознающего свою идентичность, режиссера снимающего фильм о геноциде и сам снимаемый фильм, восстанавливающий хронологию событий. Реальности эти постоянно смешивались, создавая определенный синергетический эффект исключающий какие-либо намеки в пропаганде — ведь у всех персонажей ленты свое представление о тех трагических событиях. Мне очень понравилась линия персонажа Элиаса Котеаса. Элиас тут играл канадца, являющегося наполовину турком, который сожалеет о своем участии в фильме. Он опасается последующих пересудов и считает допустимым корректно и уважительно сообщить режиссеру о своем отношении к произошедшим событиям. Немного путаясь он сообщает, что была война и в самих убийствах с обеих сторон нет ничего удивительного. Покровительственное молчание Азнавура тут совсем не кажется излишним — он уважает чужую точку зрения, но совершенно не согласен с ней. Ну а всякие споры он считает совершенно бессмысленными. И, кстати, почти сразу же наш главный герой стремительно спешит нокаутировать своему оппоненту фактами и доводами. Однако, ничего путного из данной беседы не выходит. Однако дальше все перемешивается. Визуальные картины трагедии, от которых вроде бы с самого начала отказались — материализуются, и мы все же увидим несколько печальных зарисовок. Режиссер раскроет нам секрет своего почитания зернышек граната, но на этом фактически раскланяется и распрощается. А нас главный герой окончательно увязнет в своих собственных противоречиях. Очевидно, что именно на его примере Эгоян рисует миниатюру дней сегодняшних «виновного по подозрению» просто в силу своего происхождения. И тут мы опять увязнем в череде противоречий. Ведь поднимаются вопросы национальной идентичности и смирения с трагедией. Кстати, Курт Воннегут эти вопросы просто потрясающе раскрыл в «Синей бороде». А вот Эгояну, увы, совсем не удалось. Об этом свидетельствует и финальное режиссерское указание, напоминающее нам об отношении Турции к геноциду, и по сути, сводящее все повествование к забавной иллюстрации статьи из Википедии. Вам по вкусу такая трактовка? По мне, так вместо навязываемой режиссером притчи мы вкушаем просто разноголосицу мнений. И даже тут, вместо того чтобы постараться устами героев изложить положение вещей, разные точки зрения, мы упираемся в заурядные штампы. И вот потом получается, что многие умники позволяют себе писать совершенно неуважительные вещи о событиях. Так что, ни в художественной, ни в информативной, ни в смысловой линиях фильм не вышел откровением. Отсюда и низкая оценка. Вопрос — горячий, и если уж браться за тему, то нужно снимать так, чтобы ни у кого вопросов не возникало. 3 из 10
Фильм «Арарат» известного армянского режиссера А. Эгояна, проживающего и работающего в Канаде, показывает геноцид армян в Турции. Армяне и теперь, по прошествии уже почти 100 лет, не могут простить туркам эту резню. Тем более, что и сейчас Турция не нашла слов извинения за этот геноцид. Режиссер фильма использует известный в кинематографии подход «фильм в фильме», в результате чего есть возможность просматривать события в 2 плоскостях — в современном мире и реконструированном далеком 1915 году. При этом героем фильма становится простой юноша-армянин, работающий на съемке фильма и постепенно начинающий постигать страшную трагедию геноцида и исхода миллионов армян со своей родной земли на чужбину. А. Эгоян снял грандиозное эпическое полотно гибели миллиона своих соотечественников, еще раз пытаясь показать всему миру виновность Турции в геноциде. Успех фильма подтверждается тем, что он в 2002 году получил несколько национальных премий.
Известный режиссёр Эдуард Сароян (Азнавур) снимает в Канаде картину о геноциде армян в Османской империи в 1915-м году, когда турками были истреблены более миллиона человек. Самый титулованный канадский постановщик Атом Эгоян использует тут приём «фильма в фильме», благодаря чему события развиваются параллельно — в сегодняшнем времени и в реконструируемом. Однако центральным персонажем этого многофигурного повествования с множеством самостоятельных линий становится не режиссёр-классик, а 20-летний юноша Раффи, который устраивается на работу в группу Сарояна простым шофёром. В процессе съёмок он глубоко проникается тревожащими мудрого постановщика вопросами и по собственной воле отправляется в Турцию — на родину своих предков. Сказать, что Атом Эгоян, лидер интеллектуального кино Нового Света, изысканный структуралист и певец отчуждения, прозванный «канадским Вендерсом», снял социально озабоченное кино — ничего не сказать. Очевидно, что с течением лет вопросы самоидентификации и национального самосознания стали волновать этнического армянина Эгояна всё больше. Фильм конъюнктурен только в том смысле, что режиссер задался целью доказать неоспоримый для его народа факт геноцида, который Турция упорно отказывается признавать. Во имя этой благородной цели Эгоян пожертвовал собственными художественными пристрастиями, во имя этого отозвал Ararat из конкурса самого престижного — Каннского фестиваля, где под него уже было забронировано место. Эволюция многих режиссёров выражается в том, что они берутся за всё более амбициозные по масштабам и денежным затратам проекты. Заполучив рекордно большой для себя бюджет ($20 млн.) Эгоян впервые снял не камерную драму, а эпическое полотно, в котором попытался обратиться к своей «генетической памяти». У многих этнических армян эта самая память до сих пор категорически не желает мириться с трагедией, «пережитой» их предками почти сто лет назад. Таким образом, «Арарат» стал для Эгояна чем-то вроде «Списка Шиндлера»: ужасы массовой резни и великого исхода переплетены здесь с глубоко личными авторскими переживаниями. К началу нового века вокруг Эгояна сформировалась обширная творческая диаспора, состоящая из его соплеменников. С некоторых пор эта группа начала оказывать всё более заметное влияние, и даже диктовать моду, в национальном кино, являясь уже не маргиналией, а мейнстримом канадской кинематографии. Супруга Эгояна, красавица Арсине Ханджян (которая по части внешних данных вполне может дать фору самой знаменитой армянской диве — Шер), с подачи мужа стала международной звездой и давно уже снимается у многих других режиссёров во всех частях света. Что же касается «Арарата», то по итогам 2002-го года он получил 5 главных национальных премий «Джени», обойдя в очном соперничестве своего главного конкурента — фильм «Паук» Дэвида Кроненберга.
А теперь поговорим о политике. Почему о политике? А о чём тут ещё говорить? Фильм же о геноциде армян. Не о людях. О геноциде. А геноцид был примерно следующий (судя по фильму): Историческая сводка: Первая Мировая. Турция вместе с Германией воевала против России. Турция граничила с Россией на востоке — там где Грузия, Армения и др.. — там-то (на восточной территории Турции) и проживали (вполне санкционировано) многочисленные армяне. Армяне эти уже не раз просили и требовали независимости от Турции — и по сути, присоединения части Турции к родной их сердцу Армении. Турки же почему-то не горели желанием отдавать свои земли армянам и периодически тактично напоминали последним «кто в доме хозяин» — чем-то схожим мы уже многие годы занимаемся в Чечне. И теперь, когда нависла угроза нападения российской армии с востока, турки-мусульмане струхнули что армяне-христиане вместо того чтобы доблестно отстреливаться от русских-христиан во имя Османской империи, легким движением руки (а-ля «Заходите, гости дорогие!») пустят врагов на турецкие земли, дабы потом, в случае победы русских, оформить эти земли в личное пользование. По совершенно непонятной причине, туркам подобные перспективы показались невыгодными, и они решили как можно быстрее выгнать этих армян куда подальше. Армяне оказали сопротивление. Турки оказали контр-сопротивление. Признаюсь, я в истории — не в зуб ногой. Поэтому после просмотра ленты я на всякий «пожарный» посетил всеми уважаемую википедию и пришёл к выводу что у Эгояна и правда «не все дома». Да, исторически армяне находились на этой (турецкой) территории раньше турок. Ну и что? Может тогда итальянцам пол Европы к себе присоединить в память о славной Римской империи?? О национализме: Я не оправдываю турок или армян. Я только говорю, что фильм Эгояна — обычная однобокая пропаганда без тени художественной ценности. И не просто пропаганда, а тот же национализм, толкавший турков насиловать и убивать армянских женщин (тоже после соответствующей умелой пропаганды, естественно). Это вопросы религии. Вопросы национальной принадлежности. И этого чертового национального самосознания. История наступает на те же грабли. И Эгоян «засветился» националистом. О фильме: Сюжет фильма путаный, но, одновременно, банальный. Затёртый до дыр приём «фильм в фильме». Все эти перетасовки временных континуумов (ну прям Тарантино), гомосексуалисты, террористы, потерянные отцы. Такая каша, что даже ложка стоит… Возьмите меня на каннский фестиваль! Возьмите меня на каннский фестиваль! Детишки Эгояна спросили «Папа, а турки извинились перед нами?». Папа растерялся, поник, устыдился и снял об этом фильм. Ну и что, турки после этого извинились? Нет! А смысл извиняться? Ну не признают они что резали армян просто «потому что захотелось». А ля гер ком а ля гер! Какая разница, убивали турки подданных чужого государства или собственных граждан (на это в фильме делается особый акцент)?? На фига культивировать эту ненависть? Важно не то, что турки убивали армян — важно, что люди убивали (и убивают) людей. 2 из 10 p.s. ну вот, из-за этого Эгояна, к армянским соседям за стенкой, которые курят, хлопают дверьми, варят пойло с луком, кричат и играют на баяне, я стал относиться чуть менее терпимо… Ладно, шучу — как-никак, 1ое апреля! На самом деле, я в них по-прежнему души не чаю. p.p.s. а я вот требую признать геноцид японского народа (хиросима-нагасаки)! коль «пошла такая пьянка», пусть и американцы тоже извинятся за тысячи зверски-убитых гражданских, женщин и детей, раз за эту рецензию в какой-нибудь «загнивающей» Франции меня вообще арестовали бы!
Этот фильм Атома Эгояна посвящён одной из самых страшных страниц человеческой истории — геноциду армян во время Первой мировой войны. Рано или поздно режиссёр армянского происхождения должен был обратиться к этой теме. Но Эгоян не изменил своему стилю и не стал снимать исторический фильм, он снял тонкую психологическую драму с переплетением множества историй из настоящего и прошлого. Пожилой и известный режиссёр Эдвард Сароян (альтер-эго Эгояна) решил снять фильм о геноциде. Он хочет рассказать историю художника Арчила Горки, ради этого он приглашает Ани, как консультанта, а её сын хочет снять свой фильм о геноциде, но его задерживают на таможне, где он рассказывает свою историю служащему, друг сына которого играет в фильме роль турецкого офицера. Эгоян написал как всегда потрясающий сценарий, где мастерский ведёт несколько сюжетных линий, действие которых происходит в нескольких временных пластах. В фильме поднимаются, как проблемы истории, так и семейные проблемы персонажей, причём одно другому совершенно не мешает. Главная тема — историческая память. Как важно на самом деле знать уроки истории. Увы, человечество повторяет постоянно свои ошибки. Прав был Ключевский, который сказал: «История ничему не учит, она только наказывает за незнание уроков». Самое страшное, что история повторилось, во время Второй мировой фашисты устроили геноцид евреев. Но вместе с тем Эгоян проявил себя как тонкий психолог. Он замечательно показал противоречия в семье Ани, переживания Сарояна, творческие поиски Горки. И всё это мастерски сплетается в фильме в единое целое. И невозможно это было бы без хороших актёрских работ Шарля Азнавура, Арсинэ Ханджян, Кристофера Пламмера, Мари-Жозе Кроз, Элиаса Котеаса. Арсинэ — жена и муза Эгояна, сыграла здесь вообще одну из лучших своих ролей. Для Эгояна, как для человека с армянскими корнями было очень важно сделать этот фильм. Этим он почтил память предков пострадавших в этой безжалостной резне. И самое страшное, что Турция до сих пор не признаёт факта геноцида. Но забывать об этом ни в коем случае нельзя. Такое никогда не должно повториться. 9 из 10
Блажен народ, прошедший пламя ада. За все грехи, расплата велика. За что трудягам горькая награда? И горький плач, что слышен сквозь века. Но почему, мне не найти ответа Господь не видел траурный парад, Что в ночь ушёл, и не узнал рассвета, И как османским стал наш Арарат. А глупый спросит: «разве так уж важно? Прошли года, и скоро минет век»… А я скажу: «Душа твоя продажна Не армянин ты, жалкий человек» И пусть года сменяют поколенья, Но быль — одна. И в сердце всех армян Останется надежда на прозренье И что в истории не будет новых ран. Фильм в фильме рассказывает о знаменитом Ванском восстании, историческое событие первой мировой войны. Героическая попытка сопротивления геноциду. Выбор между смертью и смертью… Героическая смерть предпочтительней покорной жизни — лучше умереть стоя. Главный герой фильма — пожилой режиссёр по имени Эдвард Сароян (Шарль Азнавур), снимает фильм о геноциде армян и судьбе армянского художника-эмигранта Арчела Горки, семья которого погибла от рук жестоких турок. Однако центральным персонажем этого многофигурного рассказа с множеством самостоятельных линий становится не режиссёр-классик, а 20-летний юноша Раффи, который устраивается в съемочную группу Сарояна простым шофером. В процессе съемок он так проникается вопросами, которые беспокоят мудрого постановщика, что по собственному желанию отправляется в Турцию на родину своих предков. «Арарат» вызвал резкий протест Турции, где работу Эгояна расценили как пропаганду, направленную на разжигание вражды и ненависти к Турции. Но Эгояну все это было уже не так интересно. Ведь главную свою задачу он выполнил — извинился перед родиной предков за то забвение, на которое волею истории обрекли себя тысячи и тысячи его соотечественников. У каждого народа, как и у каждого человека, свои особенности. В фильмах Эгояна нет бетховенских страстей. Есть только дудук — маленькая дудочка из абрикосового дерева. И его разрывающая душу печаль… Этот фильм — не плач, не реквием, не стон. Этот фильм — скрип сжатых зубов, спрятанной в себе боли. Этот фильм не воспаряет в горные выси. Он ведет в глубины Арарата, где таится могучая, почти атомная энергия вулкана, народа…