Перри Мэйсон
- 22 июн 2020
- 21 июн 2020
Профессия частного детектива на Западе имеет чрезвычайную популярность, во всяком случае, в литературе и кинематографе. Классические Эркюль Пуаро, Мисс Марпл, Шерлок Холмс — большинство этих персонажей, стоявших у истоков жанра «детектив» как такового, получают новую жизнь в современной культуре — их переосмысливают, осовременивают с учетом новых веяний и требований жанров, что делает и без того бессмертных героев еще более популярными. Та же самая участь постигла другого, у нас в России может и не очень известного, зато легендарного частного сыщика из классических бульварных детективов США — Перри Мейсона, который получил очередной ребут-приквел в виде одноименного мини-сериала HBO. Сам проект скорее не детектив, а некий приключенческий неонуар, стилистически похожий с «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи — а если бы Роберт Дауни младший (главный продюсер проекта) исполнил бы главную роль, как и планировал, то проекты были бы вовсе малоотличимы. И что получилось в итоге? Ветеран Первой Мировой, выгнанный с позором из армии, живущий на отцовской ферме впроголодь, вечно одетый в мятый грязный костюм, не выпускающий из рук сигареты, периодически напивающийся и трахающий чернокожую соседку — незаурядная личность, и в то же время абсолютно стандартный «сборник стереотипов» протагониста классического детективного нуара, зарабатывающий на слежке за неверными супругами и фотках интимных забав. Вдруг ему попадается более интригующее и более оплачиваемое дело об убийстве младенца и возможной причастности к нему оккультной секты — и герой тут же бросается в новое расследование несмотря на противодействие со стороны полиции Лос-Анджелеса. Местные копы здесь выполняют ту же функцию, что и Скотленд-Ярд в произведениях о Шерлоке Холмсе — путаются под ногами, мешаются, строят глупые теории и докапываются до невиновных, лишь бы в газетах написали об очередном раскрытом «преступлении века». Другое дело, что и протагонист Перри Мейсон, в отличие от Шерлока Холмса, не производит впечатления гениального сыщика — он что-то ищет, где-то бегает, все подряд фотографирует и периодически получает на орехи от глупых и злых бугаев, с которыми у него возникают бесконечные конфликты. В общем-то он производит впечатление мелкой сошки, которую всюду пинают и прогоняют, в отличие от того же Холмса, который многих раздражал, но имел непререкаемый авторитет заслуженного гения, чьи феноменальные способности для простого человека граничили с экстрасенсорикой. Перри Мейсон же — обыкновенный детектив, коих и в полиции много, только без соответствующих полномочий и возможностей. В связи с чем возникает логичный вопрос — а почему люди к нему обращаются, а не в полицию? Другое дело, что это не просто переосмысление классического персонажа американской бульварной литературы, а ребут, рассказывающий о его становлении — и возможно, в таком ключе образ мелкого мужичка с кучей собственных проблем, тараканов и даже не запятнанной, а пятнистой репутацией сериалу подходит. Конечно, играй его Дауни, это был бы совсем другой Мейсон, но и звезда потрясающих «Американцев» Мэттью Риз, специализирующийся на более меланхоличных героях, с главной ролью справляется — превращая Перри в эдакого саркастичного вечно печального грязного алкоголика, пытающегося свести концы с концами и вылезти из той трясины, в которой он оказался. Что касается остальных звезд — Роберт Патрик здесь как нельзя кстати, то же самое можно сказать о миловидной Татьяне Маслани и Крисе Чоке в роли чернокожего полицейского, который становится очередным напарником нашего горе-детектива. Сериал оставляет после себя смешанные чувства. С одной стороны, видна огромная работа — антураж Америки времен Великой Депрессии воссоздан превосходно, визуал дорогой и сочный, в кадре знакомые и безусловно талантливые лица. С другой — обыкновенный, несмотря на дороговизну, вторичный бульварный детектив, как и его первоисточник, только без детективной интриги, зато со всеми необходимыми Голливудскому нуару атрибутами. Одноразовое не сильно интригующее, но приятное глазу качественное зрелище. 6 из 10
В начале 90-х, когда наконец-то в свободной продаже появилось масса зарубежной литературы, одним из авторов, который нашел свою аудиторию, был Эрл Гарднер. Его романы про адвоката Перри Мейсона пользовались значительным спросом. Я не был большим фанатом детективного жанра, но и я скорее всего что-то из его произведений читал. Для нас тогда мир запада казался каким-то радужным, чудесным местом, даже в романах про 30-е годы, в которых описывался криминальный мир США в период Великой Депрессии и Сухого закона. Мы зачитывались романами Гарднера, Чейза, Стаута, Чандлера, и даже не задумывались, что они описывают. Важен был факт чтения зарубежной литературы, осознание же всего пришло позже, значительно позже, когда мы сами сполна хлебнули жизни при капитализме. В США сейчас модно снимать кино про довоенный период, наверное, и они повержены ностальгии, и даже годы Великой Депрессии кажутся им теперь чем-то светлым и интересным, не то, что сейчас со всеми этими гаджетами и интернетами. Но, по-моему, они уже от этого стали уставать. В сериале про Перри Мейсона всего восемь серий, но при этом смотрится он довольно тяжело, влияет на это и «серая» картинка, стилизованная, наверное, под сепию, и фоновая музыка, которая буквально тянется патокой, убаюкивая зрителя. Не могу сказать, по какому конкретно роману снят сериал, и вообще снят ли он по какому-то конкретному роману. Возможно, сценарий сериала написан просто по мотивам творчества Гарднера, но рассказывает он о том, как, собственно, Перри Мейсон стал адвокатом, о первом его деле в этом качестве. На самом деле, как таковой, детективной составляющей тут не много: есть преступление, похищение ребенка с целью выкупа и его итог — ребенок умер, а значит, есть состав преступления, и нужно выяснить, кто это сделал. Но для зрителя это тайной не является, потому что и похитителей и тех, кто за ними стоит, показывают в первых сериях, загадка это только для самого Мейсона и его команды. И весь сериал не о расследовании как таковом, а об обществе тех времен, о морали и нравах в США 30-х годов. Но показаны эти самые 30-е уже с точки зрения 2020-го года. «Команда» Мейсона, если можно так сказать, состоит из пьянчуги, лесбиянки, гея и черного — это все положительные герои. Отрицательные герои — польские эмигранты, полицейские, прокурор, журналисты. Все белые. Есть еще нейтральные герои — верующие. С этими не сильно понятно, то ли он плохиши, то ли кибальчиши. Мутные какие-то. И в сериале показаны все пороки общества. В основном белого общества, если что. Черные тут белы, аки агнцы божие, как бы странно это не звучало. Я не хочу сказать, что такого в те годы в США не было, отнюдь, но это может быть фоном для основного сюжета, но нет никаких предпосылок, акцентировать на этом внимание. А мне показалось, что сериал снят именно для последнего. Вывод. Неплохое литературное основание политизировали и сняли сериал, по сути, ни о чем. Если бы это было 3 серии, возможно, смотреть это было бы увлекательнее, а тут… честно, дома я на него не стал бы тратить время. А на работе, в фоновом режиме, я что угодно могу посмотреть. Стоит ли сериал смотреть? На мой взгляд, только фанатам Гарднера (с опаской) или фанатам 30-х годов в США. P. S. Еще не могу не отметить некоторую вторичность. Недавно смотрел сериал «Бульварные ужасы: Город Ангелов», и там показана жизнь одной из христианских общин (или церквей, я не сильно разбираюсь в этом), так вот в сериале «Перри Мейсон» показана такая же церковь и такое впечатление, что слизано это как под копирку. Хотя, я уверен, это просто еще один типичный для того времени элемент. Но осадочек остался.
Прошло довольно много времени, когда я зачитывался детективами и я ожидал совершенно другого, когда начал смотреть сериал с громким названием «Перри Мейсон». В памяти всплывал серьёзный, уверенный в себе, широкоплечий мужчина-адвокат-детектив, который утирал нос полиции на раз-два и вертел судебной системой США как хотел. Но тут вы увидите какого-то жалкого невнятного типа-недодетектива, который каким-то волшебным образом за восемь серий станет адвокатом. Нищего неудачника по жизни с посттравматическим синдромом, которому «по щщам» не бьёт только ленивый. Я в самом начале просмотра сначала подумал, что память уже не та и я перепутал Перри Мейсона с Арчи Гудвином, который помогал Ниро Вульфу и как раз был хитрым пронырой. Но реальность оказалась гораздо суровей — это действительно фильм о Перри Мейсоне, от которого осталось только имя — всё остальное полностью переврано и обезображено. Плюс в фильм понапихали столько «толерантности», что и смотреть противно. Если вы надеетесь увидеть здесь добротный детектив с первоклассной работой адвоката, то вам не повезло — ни детектива толком нет, ни адвокатской работы.
Маховик экранизаций никогда не останавливался и явил миру ещё один продукт нового осмысления работ Эрла Гарднера, автора внушительной детективной серии книг о Перри Мейсоне. Плюс к этому, на западе обожают деконструировать всё что связано с далёким прошлым. В проекте от HBO «Перри Мейсон» две эти страсти слились воедино, представив зрителю очередную размашистую и идеологически правильную многосерийную нетленку. Сюжет картины переносит зрителя в тридцатые годы прошлого века и знакомит с главным героем — частным детективом Перри Мейсоном, взявшимся за расследование весьма резонансного дела о похищении и убийстве младенца. Как и подобает HBO, проект, повествующий о другой эпохе, дорого и сердито кичится яркой и неподдельной аутентичностью на протяжении всех восьми эпизодов, уделив особое внимание пилоту, хоть и в ущерб динамике. Невероятная художественная работа, декорации, костюмы — создатели будто кричат с экрана зрителю о масштабах трат и это далеко не первый американский проект, в котором особое финансовое внимание уделяется историческому антуражу. Удивит ли это искушённого зрителя — вопрос риторический, особенно когда на фоне подобного лакшери посредством лево-либеральной пропаганды деконструируется целая эпоха и очередной литературный первоисточник: тут тебе и сожительствующие лесбиянки и геи в прокуратуре, мексиканка-бизнесвуман, скупающая без проблем фермы пачками, борьба с расовой и гендерной дискриминацией, веяния Metoo и абсолютно жалкий белый цисгендерный неумеха — главный герой, не расстающийся с бутылкой и целым чемоданом семейных и личностных проблем. А это точно прошедшие тридцатые или всё же грядущие? Детективная завязка, конечно, присутствует, но исключительно на втором плане и ей самой хватило бы эпизодов трёх, но пропаганда демпартии США, увы, требует хронометража и зрительского внимания а потому придётся смириться с невероятно медленным темпом повествования и забыть о качественном детективе, так как сегодня в тренде не расследовать экранные преступления, а исследовать внутреннюю мышиную возню сложных и истеричных натур.
Что сказать о современном «Перри Мейсоне». Во-первых, это позор. Сериал, который сам автор персонажа создавал с любовью и большим вниманием, вкладывая всю душу в него, чтобы его детище пробилось на телевидение, все это в наше время заботливо слили в клоаку из мерзости, какого-то идиотизма, бесконечной пошлости и безвкусицы. Вроде бы Америка 50х. А наш недоПеррок кажет прилюдно людям средний палец и ведет себя как какой-то неадекват. Да он им и является — опустившийся алкаш, полное дно, а не человек, в социальном плане, но при этом почему-то гений в своей сфере. Увы, людям почему-то стали нравиться разные маргиналы и темные личности полные гнили и порока, возможно в таких им проще видеть себя: ленивых, озабоченных, жадных, эгоистичных гедонистов разрушающих себя. Но что хуже всего, во-вторых, это штамп. От начала и до самого конца. Раздутые на пустом месте драмы Вселенского масштаба, которые сломали Перрика, все по методичке: «Как сваять голливудский ремейк/ребут/сиквел/приквел/отштампованный фильм/сериал для чайников». Не счесть, где только не встречались ровно такие же «герои нашего времени», сломанные, алкоголично-наркотичные, опущенные на дно, но гении и герои. Почему-то. «В жизни же все так работает» — верит зритель и кушает. Данный сериал — обычный ширпотреб и полный штампов типичная копипаста по которой «создают» в наше время высокобюджетные проекты и прочее «творчество» и «креатив». Несмываемое пятно позора на том, что когда-то было «Перри Мейсоном». Если в том сериале ты мог восхищаться протагонистом, как профессионалом, как человеком, получать удовольствие от этих судебных баталий, видеть не картон и хромакей, а реальную Америку прошлого от моды и до манеры разговаривать, то ныне же что мы имеем? Как человек — это полное ничтожество. А вместо воссоздания прошлой эпохи, у нас «попурри на тему» с современными замашками, вплоть до мужеложества. А почему бы и нет? Только кому и зачем это вообще надо? Видимо просто по-другому уже и не умеют.
Одна из последних крупных сериальных премьер — «Перри Мейсон» — относится к тому типу картин, которым нужно время, чтобы затянуть зрителя. «Перри Мейсон» — весьма неоднозначное и неоднородное по качеству произведение, имеющее как сильные, так и слабые стороны, но, к счастью для него, слабость приходится на первые серии, а наиболее сильными оказываются заключительные, и, таким образом, запоминается наиболее сильное — положительное — впечатление. Использование времени действия как художественного приема может рассматриваться и как сильная, и как слабая черта одновременно. С одной стороны, передача атмосферы Великой депрессии кажется весьма достоверной: темные, суровые краски, скромная однообразная одежда, пребывающий в перманентной нищете главный герой, вынужденный снимать галстук с трупа, запрещенное, но распространенное спиртное и проблемы с ним, грубые, настороженные люди и звуки саксофона на заднем плане. С другой, создатели сериала совершенно не используют время как влияющий на сюжет элемент, не используют его особенности, характерные черты, ограничившись приданием времени узнаваемости и на этом закончив. Порою кажется, что авторам стократ проще было бы перенести действие в настоящий день, настолько усердно они на фоне прошлого демонстрируют болевые точки настоящего, настолько усиленно и почти героически обеспечивают необходимость своевременной и значительной коммуникации героев, заставляя их многократно говорить по телефону друг с другом откуда угодно, что явственно ощущается почти болезненное желание дать им в руки смартфон. Говоря о болевых точках настоящего, перенесенных в прошлое, я говорю даже не о линии полицейского Дрейка, несколько навязчивой, но больше о линии главой обвиняемой. Авторы на примере героини подсвечивают проблему восприятия женщин в преимущественно мужском мире. Не так важно, что предъявленное обвинение касается убийства ребенка. Важно, что в нем винят женщину, и ставят ей в вину не только и не столько его смерть, сколько сопутствующие «преступления», на которые в отношении мужчины закрыли бы глаза. В обществе, где женщина формально равна мужчине, в сознании большинства это до сих пор не так, и судьба главной героини сложна главным образом из-за этого. Она виновата лишь в том, что женщина, и что не соответствует представлению большинства о прекрасном (что усиливается образом героини — весьма отталкивающим, не вызывающим симпатии). Что-то подобное неоднократно произносится главным героем, на это всего лишь нужно обратить внимание. Конечно, это проблема и сегодняшнего дня. Должно смениться не одно поколение, чтобы застрявшие в головах «устои» оттуда выветрились, и, хотя сейчас напрямую этого нет, но некое шаблонное суждение, как женщина должна жить и вести себя, есть и теперь, и до сих пор портит жизнь представительницам прекрасного пола. «Перри Мейсон» всего лишь демонстрирует проблему во всей красе. Вторая болевая точка, касается, безусловно, расового вопроса, без которого не обходится ни один современный американский сериал. Превращение полицейского Дрейка в афроамериканца добавляет красок его подчиненному положению, делает его ситуацию еще более безвыходной и безнадежной. Возможно, благодаря Крису Чоку в этой роли линия получается достаточно яркой, поскольку он действительно хорошо играет, и раздирающие героя внутренние противоречия весьма ощутимы. Было бы идеально не акцентировать внимание на не имеющих отношение к основной линии вещах, вроде вписанной ради самой себя сцены на пляже или на каком-то собрании афроамериканцев. Желание сказать больше играет злую шутку: выходит перебор, тогда как отдельные акценты «звучали» бы в составе сериала лучше, и гораздо лучше выделили бы заявленную тему. Наконец, линия Перри Мейсона тоже, в некотором смысле, социальная, но совсем не в контексте его страдания по старой ферме и горе-отношениям с ее потенциальной покупательницей. Представленный в начале сериала в шокирующем для него образе частного детектива-неудачника Перри Мейсон представляет типичный пример человека, занятого не своим делом. Последствия давней войны (кстати, еще одна черта, что используется и в сериалах про современность) здесь не при чем. Просто детектив — вообще не тема главного героя, и очень важно это подчеркнуть. Будучи детективом, Перри будто и не является главным героем. Его не так уж много в кадре, и он совсем не ярок, он теряется в водовороте событий и интриг. Но стоит ему, начиная с середины сериала, попробовать себя на юридическом поприще, все меняется. Теперь он полноценный главный герой, который тащит на себе сюжет. Он обретает настоящую страсть и огонь, харизму, убедительность, ровно с этого момента второстепенные, наконец, отползают на второй план, все наносное отваливается, остается лишь главное. Играющий до того момента вялого и уставшего от всего на свете персонажа Мэттью Риз резко меняет стиль игры, давая герою нужную яркость — Перри оживает. Главное, что нужно здесь понять: человек нашел себя и свое призвание. Правильно выбранная профессия может все изменить — это главная мысль во всем сериале. Одной из второстепенных тем становится демонстрация церкви, и она показана как сплошное, непрекращающееся шоу с ведущими актерами, представлениями на публику, фанатами и заработком как целью существования. Звучит оскорбительно, показано мягче, но суть именно такая. Затаскивая церковь в сюжет, авторы делают ее максимально далекой от религии, делают ее светской, если хотите, и это неожиданный подход. Вопросов веры «Перри Мейсон» избегает, слегка иронизируя лишь над ее служителями, показывая их мирскую, человеческую сущность. Теперь же о детективной линии. О, она сложная. Даже посмотрев весь сериал, узнав ответ, я не смогла понять до конца, кто и в чем виноват. Здесь какое-то бесчисленное количество имен и фамилий, событий прямых и косвенных, обвинений и оправданий. Никто не церемонится со зрителем, не разжевывает и не объясняет. В общих чертах, понятно, но конкретно — нет. Детективная линия слишком детальна, а внимания ей уделено не так много, в результате она сложна. Ее стоило бы облегчить. Детективная линия сплетается с адвокатской, и вторая, замещая первую, должна удивить не столько результатом, сколько подходом, где итог — совсем не истина, а победа в суде. Перед нами весьма занятное зрелище, не лишенное недостатков, но имеющее достоинства. Смотреть сериал тяжеловато из-за хитросплетений сюжета, порой хочется бросить из-за некоторой затянутости первой половины. Но вот вторая искупает почти все: она динамична, и Перри, наконец, начинает околдовывать зрителя. Поэтому, говорю сериалу «да», и он требует продолжения: такого Мейсона хочется видеть еще.
Сериал по известной в Америке серии романов об адвокате Перри Мейсоне. От романов тут правда только знакомые имена: дело и обстоятельства другие. А именно, сериал показывает становление Перри тем, кем он уже был представлен в книгах. В этом плане сериал попытался глубже копнуть, перейдя от обычного набора историй о состоявшемся человеке к его личным переживаниям и его истории. Порадовало, что в качестве формата сериал не выбрал процедуральный вариант, мы имеем одно хорошее дело на весь сезон, а события развиваются и интригуют от серии к серии. Что интересно, сериал сразу раскрывает перед нами карты и показывает убийство и некоторые обстоятельства происшествия. Ставка делается на раскрытие того, как главные герои придут к раскрытию дела, а также как они смогут в этом убедить всех остальных. При этом все возникающие побочные линии в каком-то виде пересекутся и сформируют общее представление об этом деле. Правда некоторые ветки совсем уж раздражающие и кажутся немного необязательными вроде помешанных религиозных собраний. Помимо основного расследования, также раскрывается немного аспектов личной жизни Перри, что тоже добавляет сериалу немного, по сравнению с книгой. Сериал радует прекрасной атмосферой американского города 30-x годов, а также приятной музыкой, отлично сочетающейся со временем. В целом, довольно интересный сериал, не поражающий воображение, но имеющий свою изюминку, из-за которой его просто приятно смотреть. Идеально смотреть, когда за окном льет дождь, за счет его притягательной теплой атмосферы. 8 из 10
Мини-сериал «Перри Мейсон» (2020) производит странное впечатление. Это приквел к классической истории, для которого нет литературной основы. Невротик, похожий на русского интеллигента из советских фильмов 1970-х, страдающий посттравматическим синдромом, узнавший в себе монстра во время войны, человек, который не в состоянии наладить семейные отношения и даже толком поладить с любовницей — вдруг достаточно быстро превращается в успешного и относительно уверенного адвоката. Перри не может быть спокоен и уверен в себе — он должен быть нервным и потерянным, однако, поскольку этот образ нужно продать, необходимо, чтобы он чудесным образом перевоплотился, намекая, однако, своей меланхолической улыбкой, что в душе он остался тем же Перри с пятном на галстуке. Вот она, подоплека образа белого сильного гетеросексуального мужчины! Так, конечно, в жизни бывает, но сложно не заподозрить влияние современной идеологии в данном случае. Обаяние и харизма актера скрашивают неприятный осадок, но вопросы все равно остаются. Делла Стрит, помощница Перри, конечно, тайно живет с женщиной, а Пол Дрейк, бывший полицейский — черный. Если с образом Перри Мейсона создатели сериала обошлись по-постмодернистки, а по поводу остальных персонажей проставили политкорректные галочки, то к реалиям изображаемой эпохи они отнеслись трепетно (притом, что, конечно, сериал — о проблемах нынешних США): одежда, предметы быта, в целом антураж вполне выдержаны в духе Великой Депрессии. К слову о реалиях времени — это первый массовый сериал, где подробно показана церковь пятидесятников; образ сестры Элис «списан» с популярной проповедницы 1920-х-1930-х гг. Эми Макферсон, которая, к слову, имела большой храм в том же самом Лос-Анджелесе, была застрельщиком театральных постановок на богослужениях и одним из пионеров протестантского радиовещания. Особо хотелось бы отметить актерскую работу Татьяны Маслани, этот образ воплотившей — на мой взгляд, это одна из самых сильных работ в сериале; дуэт сестры Элис и Мейсона — самое мощное впечатление от сериала, хорошо, что создатели догадались их разговоры вставить в самые ключевые моменты. Что такое исцеление, где грань между откровением, болезнью и мошенничеством, как человек посредством религии выходит из травмы, что такое система и искренняя вера — эти вопросы затронуты с явной неприязнью к верующим, но в целом «подвешены» для размышления зрителям. Прекрасную пищу для раздумий дают и поднятые общечеловеческие темы: как различаются правда и правосудие, где грань между нарушением закона ради людей и произволом. В целом сериал имеет смысл посмотреть тем, кто не знаком с первоисточником и классическими экранизациями, или тем, кто знаком, но готов принять принципиально другое произведение, чем то, к которому он привык. 7 из 10
Готов поспорить, больше всего этот сериал ждали поклонники романов Гарднера о Перри Мейсоне. Дождались. Но того ли Гарднера и того ли Мейсона? Хорошо… нет, не хорошо, а великолепно получилось нарисовать время, в котором обитают персонажи. Каждая мелочь, каждая деталь от шляп и причесок до автомобилей и городских пейзажей безоговорочно переносит нас в начало 20-го века. Атмосфера времени передана чудесно, за это создателям огромное спасибо. Эта атмосфера — самый главный фактор, ради которого стоит сериал посмотреть — чистый кайф. Музыкальное сопровождение — еще она сериальная конфетка. Это тоже неотъемлемая часть атмосферы, хотя когда случалось отворачиваться от экрана, было ощущение, что смотрю «Обед нагишом» Кроненберга. Еще одно достоинство фильма — это Джон Литгоу. Как же он хорош! Если вы помните его шикарного Черчилля из «Короны», то здесь его герой не менее великолепен, хоть и не самый тут главный. Что до остального, тут пойдет оценка совсем не положительная и чисто субъективная, так как все мы по-своему видим персонажей и склонны одобрять или не одобрять вольности режиссера/сценариста/продюсера. Почему было интересно читать детективы о Перри Мейсоне? Кроме того, что там всегда присутствовали интересный сюжет и интрига, это было еще и легкое чтение. В книгах хватало иронии и некоторой «лихости» поступков как главных, так и второстепенных героев. Было очень много забавных эпизодов, которые не давали криминальной чернухе стать основой романов. Зачем сериал надо было делать таким мрачным, чуть ли не как «Готэм», совершенно непонятно. Мэттью Риз очень подходит на главную роль по типажу, но почему его решили сделать таким унылым пентюхом? Немножко «Менталиста» бы в характер не повредило. Сомнительным решением выглядит посвящение всего сезона одной истории. Почему-то ожидал, что на каждую серию будет приходиться одно дело. Мне кажется, что такой вариант был бы выигрышней, благо романов о Перри Мейсоне написано предостаточно. Уж не буду говорить о всяческих там сексуальных девиациях, это вообще весьма щекотливая тема. Каждая эпоха диктует свои «нормы». Сейчас никто не скажет, как бы отнесся Гарднер к подобным «нововведениям», в его время персонажи книг только начинали «оживать», посмелей бить друг другу морду и ходить в туалет. В целом, сериал хороший. Потерянным временем его просмотр язык не повернется назвать, но пересматривать вряд ли захочется. Во-первых, в силу вышесказанного, а во-вторых (и это печальная участь почти всех детективов), когда знаешь, что убийца — садовник, смотреть уже как-то скучновато.
Есть зритель, читатель, слушатель, который искренне считает, что каждое произведение должно навсегда оставаться в той эпохе, что его породила, с той идеей, что была у автора, с теми же мизансценами, которые увидели первые зрители или читатели. Такой зритель не готов принять Камбербэтча в роли Шерлока, ноктюрн Шопена на электрогитаре или чернокожую актрису в роли чеховской сестры вне всякой зависимости с тем, насколько хорош получился результат. Такому зрителю новый «Перри Мэйсон» может не понравиться. Этот Перри очень далек от образов Гарднера. Хуже ли он? Вовсе нет. Он лучше, намного лучше. Во-первых, он живой. Оригинал Гарднера это почти комикс. Герои яркие, плоские, однозначные. Мейсон с квадратной челюстью, пудовыми кулаками и интеллектом Эйнштейна, Делла с почти платонической влюбленностью в шефа, окружной прокурор, тупой как пробка, вечно попадающий в ловушки, которые бы увидел даже сын фермера, и частный детектив Пол Дрейк с полным набором штампов, которые вы видели в сотнях разных работ детективного жанра. В этом же сериале у каждого образа есть жизнь. Настоящая. Сложная. Уходящая корнями в прошлое и тянущая его за собой, как и у любого из нас. Первый сезон начинается в «догардеровскую» эпоху. Перри еще не адвокат, но уже и не солдат, вернувшийся с Первой мировой. Он много пьет, ругается с бывшей, спит с очень немолодой дамой и работает за гроши частным сыщиком на настоящего адвоката. Путь к величию будет долгим и нам покажут на нем каждый шаг. Но пока лишь начало пути. Не ждите быстрого развития. Одна серия — одно дело, это про какой-то другой сериал. Все остальные главные герои выписаны не менее тщательно и предстают в той же неторопливой манере, раскрывающей их характеры исподволь, немногословно, очень объемно. Во-вторых, в сериал вложено огромное количество таланта. Сценарий, режиссура, операторская работа и подбор актеров всегда были сильными сторонами HBO, но сейчас, когда популярность сериалов приносит их создателям действительно колоссальные деньги, студия получила возможность относиться тщательно к каждой детали. Атмосфера и быт тридцатых годов США воссозданы с исключительной точностью и любовью. Вы можете просто погрузиться в них и слиться с происходящим на экране. Не многие фильмы дают такую возможность. В-третьих, здесь нет положительных и отрицательных персонажей среди главных героев. Это не агитка, не лозунг, не транспарант. Да, вы, конечно будете «болеть» за Перри Мэйсона, но вы же иногда будете морщиться, наблюдая за его жизнью, ибо она не лубочная, не голливудская, не лакированная. Да, если вас смущает, что Пол Дрейк негр, а Делла предпочитает блонидинок, не смущайтесь. Это не ЛГБТ сериал типа многих сегодняшних поделок Голливуда и не агенда BLW, призывающая белых каяться и становиться на колени. Как я и писал, сериал очень хорошо передвет атмосферу тридцатых — Дрейк страдает из-за низких карьерных перспектив тихо и жалуется лишь жене, а Делла и вовсе прячет ориентацию, готовясь выйти замуж. Все очень естественно и натурально. И очень талантливо.
Авторы окунают зрителя сразу и в полный рост в атмосферу 30х годов, ну как она представляется ими, или скорей как она наиболее красочно представляется всеми нами в некоем облаке образов из общего культурологического слоя впечатлений. Это и прекрасно воспроизведённые городские и сельские экстерьеры и интерьеры, весь антураж подобран очень тщательно от вещей ставших культовыми — чулки со строчкой дамские корсеты, до вещей забытых, но принадлежащих тому времени, как газовые плиты, кофемолки и т. д., а аутентичные авто, одежда — главные приметы времени, музыка звучащая, часто не саундтреком, а обрывками радио-передач, выхваченных из эфира при смене локаций сюжета, музыка же оформляющая сюжет, не столь аутентична — шикарно «энергезированные», согласно современному темпу времени, мотивы времен 30 х годов, прошлого столетия! И главная аутентичность — жизненных целей — деньги, деньги, деньги, уже заретушированная для современного кино цель, где красивыми, эмоциональными жанрами замазывают настоящие цели общества. Если к атмосфере времени повествования авторы подошли максимально тщательно и уважительно, то с прилагаемым к этой обстановке поджанром — нуаром и лит. первоисточником, разобрались непочтительно и лихо, наделив главного героя чертами роковой женщины, а его подругу, мужскими, мускульными чертами и во внешности, и в поведении. Смотрится забавно и свежо, особенно, что другой персонаж — частный детектив, играемый Шей Уигэмом — классически представлен. Его герой пронырлив, озабочен деньгами и женщинами, его образ отточен от мимики до жестов — слегка показушно-мускульный. Тема же выбранного расследования, не кажется мне удачной из-за своей, отдельной от фильма атмосферы и следовательно имеющая отдельную сюжетную линию. Подробности сектантских внутренних разборок к 5 — ой серии ещё не выглядят необходимыми для композиции, а фильм уже ими загромождён, вместо подробностей жизни более «обычного» что ли общества. И это излишнее нагромождение немного эмоционально напрягает, делая восприятие от фильмо более синтетическим, искусственным, да и многочисленные вплетения толерантных мотивов в канву повествования не делает его интересней.
Для тех, кто читал книги о Эрла Стенли Гарднера и хочет понять, стоит смотреть сериал или нет, скажу одно — это сериал НЕ про Перри Мейсона из книг Гарднера. Для тех, кто не читал, вкратце расскажу, каким был Мейсон в книгах, если вам это интересно. Итак, во-первых, Перри Мейсон был адвокатом. Абсолютным гением в своём деле. Треть каждого романа описывала события в суде, где Мейсон раскрывал убийства и выводил на чистую воду преступников. В сериале Перри Мейсон какой-то мелкий детектив. Про его интеллект вообще промолчу. Во-вторых, Перри Мейсон был высоким, крупным, физически сильным мужчиной за метр девяносто ростом с квадратной челюстью. Этакий прообраз супегероев. Его никогда не били, не унижали и даже не оскорбляли, ибо это было чревато последствиями. В сериале у нас какой-то тощий полурослик, которого бьют, оскорбляют, грабят. Скажем спасибо, что не плюют в него. В-третьих, у Мейсона была верная секретарша Делла Стрит, красивая, стройная, высокая, утончённая и слегка влюблённая в босса. Делла была очень находчивой и вытаскивала босса из всяких щепетильных ситуаций. В сериале есть некая женщина далеко за 40, с поношенным лицом и фигурой столба. Ну, что есть, то есть. Также у Мейсона был верный друг Пол Дрейк, частный детектив, который добывал информацию. В сериале у нас есть некий полицейский Пол Дрейк, который к тому же чёрный. Ещё бросается в глаза семейная драма, высосанная из пальца, вечная нищета главного героя и беспробудное пьянство. Ничего этого у Мейсона не было. Делает ли это персонаж более привлекательным? Лично мне на такое смотреть не интересно, у нас в России каждый второй такой вот «перри мейсон». А главное — Перри Мейсон никогда не совал свою сосиску в мужиков. И уж точно никогда не был сосископриёмником. В сериале нам рассказали, как он спал с мужчиной. Надеюсь, хоть подробностей не будет.