Жизнь и судьба
- 14 окт 2012
Казалось бы, я вырос на фильмах о Великой Отечественной: «Офицеры», «Иди и смотри», «Восхождение», «В бой идут одни старики», «Летят журавли», «Они сражались за Родину», документалка «Обыкновенный фашизм», 5 частей «Освобождения», «Живые и мертвые», «Судьба человека», «А зори здесь тихие», «Горячий снег». Приведены лишь отечественные фильмы, лишь эпохи союза, и лишь те, которые довелось посмотреть мне. Среди современных почти и нет смысла что-то пытаться вспоминать, за исключением «Брестской крепости». Тем не менее, не один из перечисленных фильмов, не произвел на меня столь сильное, глубокое и неизгладимое впечатление, как одноименная экранизация романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка (2012 год). Сюжет разворачивается в 1942—1943 годы, в период обороны Сталинграда. Главные действующие лица: - защитники дома N6 (прототип дома Павлова); - физик Виктор Павлович Штрум (прототип Льва Штрума, растрелянного в 36 году физика, друга семьи Гроссмана, а также прототип самого Гроссмана), его жена, дочь и пасынок; - политработник, герой октябрьской революции, чувствующий что ныне «его время ушло», равно как и его жена; - командир танкового корпуса, окруженный лицемерами и карьеристами; - комполка, давно не получавший писем от жены. Насколько плохо подобран видеоряд, настолько хорошо подобраны слова закадровой речи, в официальном минутном трейлере картины для ТВ. Это действительно «грандиозный портрет эпохи», действительно «кино, требующее душевной работы», как бы банально это не звучало. Про душевную работу еще мягко сказано — ни над одним фильмом я никогда в жизни так откровенно не рыдал (силюсь вспомнить, а доводилось ли мне вообще испытывать такие эмоции). Пересматривая фильм в третий раз, я решил для интереса посчитать, сколько раз за 12 серий (каждая по часу) у меня подступит ком к горлу, либо же слегка пробьет на слезу, и я даже не стану говорить сколько я насчитал))) (17 раз) А видеоряд в трейлере подобран, на мой взгляд, не лучшим образом потому, что у человека, не знакомого с творчеством Гроссмана, может возникнуть впечатление, что это еще один классический фильм лишь об «окопной» войне. В то время, как картина затрагивает широчайший спектр вопросов и проблем той эпохи, проблем, с которыми будучи внуками и правнуками тех людей, наше поколение должно быть знакомо. Недаром роман Гроссмана называли «Войной и миром» 20-века. Тем больше удивляет, что данный фильм никогда нельзя увидеть во всех этих подборках киноблогеров к 9 мая. К слову, и в медийном пространстве данный фильм освящен паршивейшим образом — со времен выхода, он не получил и сотой части тех регалий и дифирамб, которые заслуживает. На ютубе по запросу, помимо серий самого фильма, находятся лишь 6—7 видео со съемок, продолжительностью, в среднем, минуты 4. Единственное стоящее что есть, реально единственное, это три часовых интервью на канале «Культура» в рубрике «Наблюдатель» с Урсуляком, актерами главных ролей, и, внимание, дочерью самого Гроссмана. На три этих интервью в совокупности набралось 1043 просмотра на момент написания этого подобия рецензии. P.S. После недавнего марафона пересмотра Тарковского, я неожиданно понял, как много для своей экранизации Урсуляк взял из «Иванова детства» — и непрестанно звучащий Бах, делающий идущий по ходу видеоряд еще более пронзительным, и та же развязка арки любви на войне, даже цветовая гамма близка к черно-белому Иванову детству. Ну и, конечно же, финальный пролет камеры над начавшей таять весенней рекой. Может показаться, что не так уж и много взято, может показаться притянутым за уши, но в рамках столь глубокого, масштабного и всеохватывающего произведения, это не может быть просто совпадением.
Смотреть этот сериал нужно всем! И подросткам особенно. Конечно, если вы ожидаете развлечения, запасаетесь попкорном перед просмотром, то лучше отложите его. А если есть возможность посмотреть его без рекламы — смотрите! Смотреть этот сериал нужно всем! И подросткам особенно. Конечно, если вы ожидаете развлечения, запасаетесь попкорном перед просмотром, то лучше отложите его. А если есть возможность посмотреть его без рекламы — смотрите! Незабываемые персонажи и сцены. Замечательная игра актеров. Музыка фантастическая. Очень правдоподобная война. Не хочется раскрывать всего, хочется, чтобы вы сами почувствовали и пережили эти 6 серий вместе с героями. Моя 13 — летняя дочь посмотрела этот сериал и рекомендует его своим друзьям. Эта потрясающая работа Сергея Урсуляка и всей его съемочной группы достойна всяческих похвал. И на фоне печального, на мой взгляд, положения в российском кинематографе, этот фильм достоин самых высоких оценок. Здесь правда такая, какой ее видели многие из нас, и какой должны увидеть юные поколения. Одна сцена с заполнением анкеты чего стоит, я не говорю уже о других. Об этом фильме (у меня его даже сериалом назвать язык не поворачивается) говорить можно много и не помню, по-поводу какого фильма последний раз мне вообще хотелось говорить. Смотреть однозначно! 10 из 10
Я впервые жалею о том, что, прочитав кучу отрицательных рецензий на сериал, я всё откладывал просмотр. Сразу посоветую — смотрите. Как и сказано в заголовке рецензии, это, как на уроке литературы бывает, «пересказ» ученика Сергея Урсуляка романа писателя Василия Гроссмана. Понятное дело, что здесь мы не найдем построчного киновоплощения романа. Режиссер опустил некоторые сюжетные линии: гитлеровский и сталинский лагеря (сравнение режимов), линия Софьи Левинтон (её депортация в лагерь смерти и убийство в газовой камере с чужим маленьким ребенком на руках), линия семьи Шапошниковых (Александра Владимировна, мать Людмилы, Маруси и Жени, любовь её внучки Веры и летчика, трагедия мужа Маруси — начальника Сталинградской ГЭС) и т. д. Думается, что режиссер хотел уделить больше внимания мысли семейной и мысли этической (терзания Штрума), ну и само собой, мысль военная. Игра актеров впечатляет: Сергей Маковецкий в образе талантливого ученого и непрактичного в быту интеллигента Штрума смотрелся гармонично, как и члены его семьи Лика Нифонтова и Вера Панфилова. Признаться, не совсем согласен с выбором Александра Балуева на роль Крымов. Мой Крымов был другой, как и Марья Ивановна, которую сыграла Анна Михалкова и сыграла, в общем-то, неплохо. Отдельное спасибо за музыку, за мизансцены, за цветовую и графическую стилистику. Тем, кому сериал показался странным, наигранным, монотонным, неестественным, сухим и пр., советую посмотреть работы Барщевских вроде «Московской саги» и «Тяжелого песка». Вот уж кто снял нелепости. Я думаю, что сериал «Жизнь и судьба» достоин просмотра. Не совершайте мою ошибку, не откладывайте картину в долгий ящик. Уверен, что Вы не пожалеете. Искусства и художественности в картине достаточно, чтобы убедить зрителя. Повторюсь: не ищите в сериале стенограммы романа, там этого нет. Там есть взгляд Урсуляка на роман, там то, что бы хотелось выделить режиссеру: семья, война, моральные устои личности. 10 из 10
Роман «Жизнь и судьба» был написан в 1960 году, но опубликован он был только в 1988 и стал событием. Книга действительно блистательная и рано или поздно должна была быть экранизирована. Это к счастью произошло три года назад. Сергей Урсуляк известный как создатель хорошего киносериала (именно так!), а не тягомотины из 250 серий, переложил на экран текст великого романа. Конечно какие-то линии романа были убраны, как линия старого большевика Мостаковского, военного лётчика Кароля и некоторые более мелкие, но фильму это не сильно повредило, хотя на мой личный взгляд линия Мостаковского в романе значительна и без неё трудно понять весь смысл книги. Я говорю это как большой любитель книги Гроссмана (читал два раза и собираюсь перечитать снова). Актёры. Урсуляк любит снимать одних и тех же актёров. Маковецкий в роли Виктора Павловича Штрума просто божественен. Судя по всему роль писалась для него. Этой ролью Маковецкий доказал и показал, что он главный интеллигент нашего кино. Он смог передать всю интеллигентскую озабоченность, нервозность и гуманизм. Лика Нифонтова в роли Людмилы, жены Штрума. Настоящий драматизм. Нифонтова поразительно передала потерю сына Толи. Эти моменты было просто тяжело смотреть. Но тем не менее, несмотря на потерю сына, она лучший друг и помощник своего мужа. Александр Балуев в роли комиссара Крымова. Мужественность, разум, твёрдая убеждённость в своих убеждениях. Именно так я могу охарактеризовать Крымова. Когда я читал роман, я честное слово представлял в этой роли Балуева. Крымов несмотря ни на что самый трагичный персонаж у Гроссмана. Хотел бы выделить полковника Новикова в исполнении Евгения Дятлова и майора Берёзкина сыгранного Антоном Кузнецова — командира полка в Сталинграде. Надо признать что закадровый текст, не мешает просмотру, а дополняет его. Многие прочитали книгу благодаря фильму, но мой вам совет. Если вы пока не смотрели фильм, то прочитайте сначала роман. Музыка Василия Тонковидова тоже передаёт на все 100, а то и 200 процентов 8 из 10
Мне этот сериал посоветовали посмотреть родители, сказав, что режиссер тот же, что и «Ликвидацию» снимал. А значит и актеры все почти те же. Я как истинный фанат сериала про послевоенную Одессу не могла не посмотреть… И была в шоке. После столь шутковатых хитросплетений «Ликвидации», где все, и дружба Фимы с Гоцманом и их говор несмотря на период истории, в котором это все творилось, вызывали улыбку на лице, а здесь… Браво режиссеру, сценаристу и всем тем, кто это создал — я готова рукоплескать стоя. В первой же серии меня поразило, как люди относились к войне. Мать отправляя сына на фронт, говорила не о любви к сыну или о стремлении выжить и вернутся. Она сказала: «Ничего не бойся — войны не бойся, умереть не бойся». Она понимала, что СЫН МОЖЕТ НЕ ВЕРНУТЬСЯ! Это не те фильмы, что говорят о патриотизме и бесстрашии, о нет. Это обычные люди, которые боялись, умирали и даже не понимали за что. А дальше больше. Истинных коммунистов сажали за измены государству только за то, что их брали в окружение; мировых ученых не признавали только за их национальность и так далее, и так далее. Меня очень впечатлила именно житейская сторона войны. Как жили в тылу, с чем боролись они в те тяжелые годы. Это стоит того, чтобы смотреть. Это стоит того, чтобы жить. 10 и 10
Признаюсь, недочитал роман Гроссмана и не приму участия в дискуссии, насколько корректна экранизация по отношения к первоисточнику. На поверхностный взгляд — некорректна, поскольку Гроссман очень рационален, своеобразен, от Толстого взял склонность к обобщениям социологического толка и больше организатор, нежели уж совсем психолог. Урусляк тоже не психолог, а абсолютный мелодраматист, большой умелец выжать максимально слез под крупные планы и классическую музыку. В этом смысле «Ликвидация» как бы не совсем типичный для режиссера фильм, «Исаев» как раз вполне себе в тему, а «Жизнь и судьба» прямая наследница «Долгого прощания» с теми же актерами, черно-белой картинкой (вкрапления цвета носят фрагментарный характер) и авторским надрывом оттого, что жизнь у хороших и красивых людей быстро проходит. Право, фильм со многими сериями сделан своеобразно: кульминация насутпает в шестой-седьмой сериях со смертью Грекова и визитом в госпиталь. О смерти сына стало известно из видения Грекова и я не сомневался, что из визита Нифонтовой в госпиталь режиссер выжмет уйму, что. собственно и произошло. Именно в этой части сериала фирменный прием с «таривердивещиной» зашкаливал абсолютно — а ведь еще и чтение писем — и посещало чувство досады злоупотребления приемом. В полноэкранном фильме еще ничего себе, но в сериале работа режиссера с мизансценами посредством музыки и оператора удручала. Конечно, трогает до слез. Сравните с «В круге первом» — сопоставимом в целом по качеству сериалом тоже со славными актерами, и поймете, насколько Панфилов таки целомудренней. Актерам большой респект. Лучшая в принципе роль не очень мной любимого Маковецкого, как всегда (почему только у Урсуляка?) прекрасна Полина, которая не молодеет, а где ее соразмерные роли в кино. Много претензий было к Урсуляку относительно семейственности, но Нифонтова сыграла из всех ее сериалов лучшую роль, равно как и надрывный Балуев, вырвавшийся из собственного типажного закостенения. Урсуляк еще сильно хвалил Дятлова, который сыграл добротно и впечатлил не так, как два дивных актера, сыгравших его свиту. Второстепенных актерских блистательных работ вообще много, есть и чудная мелкая моторика в общении бойцов в доме Павлова, ряд находок в организации таки непростого материала. О грустном. Являясь в принципе поклонником Урсуляка, никак не могу понять его намерения экранизировать именно «Тихий Дон». Все равно как если бы Кар Вай стремился снять «Войну и мир». Уйма денег будет вбухана, довольных все равно не будут именно из-за несостыкованности книги с интеллигентным амплуа режиссера. Сценария нет, с яркой сочной картинкой и эпикой режиссер не работал, значение книги и ожидания уж точно не как у Гроссмана, еще и прикидок по кастингу нет. Урсуляк работал всегда с одной командой и если Дятлову найдется роль второго плана, то кого будет играть Маковецкий и супруга? Нешто казацкие корни Полины дают основания играть ей Наталью. В общем, как у Хармса:«задумайтесь об этом и вам станет по-настоящему страшно».
Скажу сразу — мне фильм понравился. Не без недостатков (о них позже), но побольше бы таких фильмов! Читая рецензии на Кинопоиске, иногда кажется, что здесь оттачивают перо и соревнуются в острословии профессиональные или будущие кинокритики, режиссеры, сценаристы… Многое из того, что они пишут, наверно, правильно, но я, как любитель, позволю себе покритиковать создателей фильма именно за то, в чем, как я понял, признается и сам Сергей Урсуляк, — вольную режиссерскую трактовку романа Василия Гроссмана. Не скажу, что я со всем согласен в самом романе, но книга «Жизнь и судьба» произвела на меня очень сильное впечатление, а в особенности две вещи. Во-первых, торжество народной воли, военной мысли, высшей справедливости и даже, извините за пафос, Божьего провидения в победе нашей армии под Сталинградом, и то, КАК эта Победа была воспринята не только нашими солдатами и простыми гражданами, но и всем остальным миром — будущими «союзниками» американцами и англичанами и самим противником, гитлеровской Германией. И во-вторых, противоестественная жестокость, звероподобность представителей «высшей расы», бессмысленно и беспощадно уничтожавших миллионы наших сограждан на оккупированных территориях и в концлагерях и впоследствии трусливо заметающих следы (выкапывание десятков тысяч тел (в терминологии фашистов — «фигур», не людей!) расстрелянных в первые месяцы войны стариков, женщин и детей — с целью последующего сжигания в кострах и крематориях). Нескончаемые потоки людей, направляемых из товарных вагонов прямиком в газовые камеры — еще одно «гениальное» изобретение потомков Баха и Гете. Наверно, все об этом слышали. Но, думаю, немногие из тех, кому не случалось посетить мемориал в Освенциме или читать материалы Нюрнбергского процесса, представляют масштабы той всечеловеческой катастрофы, которую устроили немцы. Наверное, много сейчас и тех, которые верят «сенсационным открытиям», убеждающим нас, что ничего такого, в общем-то, и не было… Гроссман пишет об этом много, трагично. А вот в фильме этого, к сожалению, совсем нет. Гроссман на страницах своего романа часто проводит параллели между Советским Союзом и фашистской Германией, ставит знак равенства между Сталиным и Гитлером. В фильме же образ захватчиков не представлен никак, а уж «кровавый сталинский режим» — в полной красе! Не хочу вдаваться в дискуссии о Сталине и режиме, но назовите мне хоть одну войну с участием России, когда режим был не тоталитарный и не бюрократический. Может быть, при Петре I, Александре I, Николае II? Да и значимость, влияние победы в Сталинградской битве на людей, на ход всей истории показаны как-то мимоходом. Кто-то уже отмечал это в одной из рецензий, поэтому не буду повторяться. Режиссер позволил себе опустить несколько сюжетных линий романа и судеб его героев (антифашистское подполье в застенках концлагеря — Мостовской и Ершов, стойкость и верность идеям вопреки судьбе — Абарчук, судьба окруженного фельдмаршала Паулюса etc.) и соединить несколько образов в одном лице (Сережа Шапошников и Толя Штрум-Абарчук; майор Березкин и подполковник Даренский). Пожалуй, в этом случае с ним можно полностью согласиться — сериал-то не резиновый! А вот насчет главных героев… Я бы вряд ли назвал Виктора Штрума героем, хотя он и один из главных действующих лиц романа и фильма. В фильме этого нет, но в книге сам Гроссман наделяет своего героя чертами мещанина и обывателя, страдающего комплексом неполноценности. Так, описывается, как страдает Штрум оттого, что работнику его лаборатории выдают по академическому пайку столько же яиц, сколько и ему самому (а хотелось бы получать больше, чем другие), и оттого, что он в свои 45—50 (?) лет не прославился, не стал знаменитым физиком — как Эйнштейн, Планк, Бор, Шредингер. И даже когда ему (почти что во сне — как Менделееву) приходит в голову нестандартное решение сложной физической задачи, теоретическое обоснование результатов исследований, проводимых его лабораторией, Штрум признает, какую роль в его открытии сыграли работники возглавляемой им лаборатории — профессор Марков (Кулибин, руками и головой которого создавалась и настраивалась вся сложнейшая аппаратура), Савостьянов и др. И, несмотря на действительно имевшие место проявления антисемитизма, нельзя не отметить, что нелюбовь руководства Штрум заслужил вполне обоснованно — какой умный человек станет прилюдно вступать в спор с только что назначенным директором института Шишаковым и новым зав. отделом науки ЦК Бадьиным? Так что, учитывая время и значимость момента (война идет!), оппортунизм Штрума (подогретый его выдвижением на сталинскую премию) вполне справедливо был назван истерикой. К сожалению, многое осталось за кадром. Почему Женя Шапошникова ушла когда-то от Крымова и почему теперь она мечется между двух мужчин. Почему такие люди, как Крымов и Абарчук, даже попадая в подвалы Лубянкии и лагеря Колымы, до конца остаются убежденными большевиками и не раскаиваются в своих недавних «деяниях» (участие в коллективизации, репрессиях, доносы на бывших соратников и друзей). Почему такие люди, как полковник Новиков, становятся командирами корпусов (!) и выигрывают сражения на вверенном им участке практически без потерь. Почему нами правят такие люди, как Гетманов и Шишаков. Почему Виктор и Людмила Штрум не любят друг друга… Достоинств у фильма хоть отбавляй, намного больше, чем вышеперечисленных придирок… О дотоинствах уже много сказано другими рецензентами. Поэтому отмечу, на мой взгляд, главные: великолепная операторская работа и блестящая игра Сергея Маковецкого, Сергея Пускепалиса, Александра Балуева, Антона Кузнецова, Никиты Тезина, Полины Пушкарук и других! Превосходно, очень реалистично сняты батальные сцены! Оригинально и в то же время почти гениально выполнена концовка фильма — встреча майора Березкина с семьей (в книге нет такого яркого конца, а лишь многоточия в судьбе каждого из героев). Как по мне, так это один из самых эмоционально сильных моментов во всем фильме (наряду с прощанием Людмилы Штрум с сыном и последним боем «жителей» дома N 6/1). Те, кто не смотрел, — обязательно посмотрите! 8 из 10
Не хотелось плескать столовую ложку (почти половник!) дёгтя в бочку мёда под названием «Жизнь и судьба», а придётся… По моему мнению, этот, не побоюсь оценки, высокохудожественный сериал более подошёл бы для некого израильского телеканала, вещающего для «бывших наших», чем для государственного канала «Россия-1», который совместно со студией «Дед Мороз» и компанией «Москино» (?) и заморочил его с никому неведомым (даже Федеральной налоговой службе!) бюджетом. Именно так, поскольку проект получился процентов на 70 еврейским, нежели российским (я уж не говорю- русским, поскольку в той Войне, извините, воевало множество народов, населявших СССР). В сотый раз подчёркиваю: я не антисемит; у меня много добрых приятелей-евреев и в России, и в Израиле, и это очень достойные люди, не могущие оскорбительно именоваться «жидами». Но даже мне, столь толерантному к древней, всюду гонимой (назовите мне страну, где евреев действительно уважают, кроме, естественно, Израиля, не прикидываясь и не делая натянутый книксен для «политеса»?) нации человеку здесь показался явный перебор с «еврейской тематикой», ныне «модной» в мировом кинематографе и не только (что интересно, по большинству «за бедных евреев» ратуют сами же евреи (взять хотя бы Спилберга с его «Списком Шиндлера» и, частично, «Спасти рядового Райна»), и денег на подобные проекты не жалеют. Как и в нашем случае: еврей Урсуляк поставил по роману еврея Гроссмана сериал (скорее всего, и на еврейские деньги, иначе откуда плёнка «Кодак», дорогостоящие декорации, студийная озвучка и т. п., которым иной сериал того же канала мог бы позавидовать со слезами на глазах?). Налицо и закономерный итог развития «еврейской темы»- она натурально задавила изначальную, глобальную, основную тему сериала, да и самого романа- Сталинградскую битву и её участников (героев), от которой начали «отделываться» сначала фрагментами, а потом и вообще кинохроникой… Апофеоз всемирно известной великой битвы под Сталинградом оказался достойным нескольких коротких, незначительных эпизодов да сводки Совинформбюро практически за кадром… И это при том, что оный сериал позиционировался и рекламировался во многих СМИ как, прежде всего, «Сталинградская битва и судьбы людей, связанных с ней», да и вышел он к её юбилею… Я понимаю, снимай это сериал казах на «Казахфильме» или грузин на «Грузияфильме» (или как там сейчас у них), в главных действующих лицах обязательно были бы казах или грузин (кстати, один грузин-моряк в сериале присутствует). Но наверняка не на них бы «всё сходилось». Потому считаю сериал «Жизнь и судьба», как бы это выразиться по-современному, не совсем политкорректным, ко всему прочему льющим воду на мельницу антисемитизма, который никуда от нас не делся… Что же до художественных достоинств сериала, то они достаточно высоки и подают пример, который можно выразить простыми словами: «вот так и надо снимать современные российские телесериалы (а в сокращённом виде- кино), и не только на военную тему. И Урсуляк здесь- настоящий и заслуженный флагман! Всем остальным- строится в его кильватер! Хотя бы потому, что манера постановки и съёмки, раскрытия образов героев у него близка к работам лучших советских кинематографистов, и не только военной тематики (возвращается старое-доброе, и никуда от этого не деться- таков закон истории!). Режиссёр видит «глубину», оператор её снимает, актёры ею живут в кадре- вот и все «слагаемые успеха» настоящего кино. И ещё буквально несколько «записей на манжетах», не повторяющих высказывания моих коллег-критиков, обстоятельно «перемывших косточки» сериалу «Жизнь и судьба». Хорош саундтрек с использованием произведений Баха, Вивальди и ещё одного старого композитора в исполнении ещё живого (о, чудо!) оркестра «кинематографии» п/у Сергея Скрипки (а эта запись, поверьте, очень дорого стоит!). Это всё «фоновая музыка» (как нельзя к месту!), как и основная работа композитора Василия Тонковидова. К моему (частному) сожалению, он не смог создать основную, «драматичную» тему для картины, что сделал Дашкевич в (кстати!) телевизионном фильме «Собачье сердце» (1986). Те, кому медведь на ухо не наступил, могут сравнить то и это. Ещё. Стоит обратить особое внимание на высказывание «шефа» Евгении, который во второй серии изрёк (дословно): «Мы не от немецких танков погибнем, а от нашего российского чиновничества. Вот самый главный враг России!» Не думаю, что данная сентенция принадлежит перу Гроссмана, скорее, перу покойного ныне великого сценариста Эдуарда Володарского. Но это не важно, главное- суперактуально! И ещё ещё. Урсуляк в 6-й серии использовал просто замечательный «ход»: начинает звучать письмо больному командиру, на которое накладываются и отдельно звучат письма другим бойцам. Но вот другой «ход», когда к погибшему Домоуправу (вероятно, он и его дом имели реальный прототип- Дом Павлова) являются все его павшие «домовые» солдаты, хоть и «стреляет» по эмоциям, но давно не нов- см., хотя бы сериал «Государственная граница», серию про начало войны. Вообще, Урсуляк щепетилен ко всему тому, что касается «примет времени», и я не нашел в сериале «Жизнь и судьба» каких-то явных киноляпов (может, по первому разу?). Разве что в одном вертикальном проезде по дому наверху отраженно голубели современные зеркальные стёкла. И вот ещё загадка: как это артиллерийский корректировщик смог разглядеть в тогдашнюю советскую оптику торжественное построение немцев, по которому и открыли огонь? Извините, но немцы не дураки и под вероятным огнём противника строится бы не стали. 8 из 10
Определившая ход Великой Отечественной, та самая переломная битва при Сталинграде. Про неё уже так много сказано в учебниках истории, литературе и кино. Урсуляк снял фильм-сериал по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», продемонстрировав не просто атаки вперемешку с жизнью тыла, нет, он посмотрел шире и глубже — и показал, как война корёжила судьбы отдельно взятых людей и их семьи. Показал очень тонко и талантливо, так, что я верю им. Верю их долгим взглядам со слезами в глазах, сдавленным голосам, звуку разрывающихся снарядов, окровавленным телам на морозе, горечи потери родного человека, крепости водки в стакане… Лес рубят, щепки летят. Очень правильно, на мой взгляд, проходит идея о том, что государство — не только тот священный и невинный алтарь, на который, как венки, возлагают свои молодые и не совсем жизни фронтовики. Величайшее противоречие того времени, которое как раз и отражено в фильме — несмотря на то, что за СССР на полях сражений с патриотическими лозунгами проливали кровь солдаты, представители той же советской власти мучили бюрократией простых людей-тружеников и применяли силу к бойцам из-за малейшего подозрения в антисоветской деятельности. Система доносов существовала, и это факт. Глубоко в память врезается измученное и напряженное лицо героя Балуева, сыгравшего комиссара Крымова, когда его, «стопроцентного коммуниста» допрашивают несколько дней подряд. А Женя Шапошникова (Полина Агуреева), обившая все пороги государственной конторы, добиваясь прописки в городе, где целая улица названа именем её отца? Да, лес-то рубят, только вот щепки летят в неоправданно большом количестве и по глупости… «Из чего твой панцирь, черепаха? Я спросил и получил ответ: «Он из мной накопленного страха. Ничего прочнее в мире нет». Перед нами физик Виктор Штрум (Сергей Маковеций), написавший значительный труд по активно развивавшейся в то время атомной физике. Но он встречает не признание своей работы, а гонения со стороны родного института попросту из-за своего еврейского происхождения. Учёный вынужден уйти с работы и переживать статус изгоя. Только после неожиданного звонка Сталина и пожелания дальнейших успехов в работе его возвращают на прежнее место, с наигранной вежливостью убеждая, что все ему рады и совсем не забывали коллегу. Страх заступиться за друга и самому стать отщепенцем, «вылететь» из института — вот что движет Соколовым, коллегой и ближайшим другом семьи, тоже вынужденным отвернуться от Виктора. Оно и понятно… Страх перед силами государства вообще заставляет людей идти на многое, предавая свои принципы и признаваясь в вещах, которых они не совершали… «Ближе к сердцу кололи мы профили, чтоб он слышал, как рвутся сердца». Владимир Высоцкий. Сталин и культ его власти в фильме ощущается очень явственно, а впрочем, как без него в Великую Отечественную? Многие относятся к нему как к безусловному авторитету (улыбнула ситуация, когда в поезде семьи Штрум и стелят газету под рыбу, а там оказывается лицо вождя, и они не решаются есть на газете, а накрывают тряпкой), некоторые спокойно и даже критично (полковник Новиков). -- Любовь. Она — как анастезия во время войны, возможность забыть об ужасах и лишениях, и в то же время — приносящая несравнимую ни с чем боль при потере родного человека. Вот какой предстает любовь в фильме. В разных лицах. Одно её лицо — нежное, юное, только зародившееся чувство Толи к радистке Кате, не сумевшее спасти их во время перебежки и добраться живыми с выполненным заданием. Оба погибают. Другое лицо — любовь матери к сыну: Людмила Штрум приезжает на могилу сына, предварительно проделав долгий путь в Саратов и заехав в госпиталь, надеясь навестить там живого Толю… Бережно укрывает часть могилы, где должны находиться ноги, платком…Чистая, родственная любовь — любовь членов семьи Штрум друг к другу… Нелёгкое решение Жени Шапошниковой оставить Новикова и уехать с бывшим, уже нелюбимым мужем Крымовым — из-за жалости к нему, оттого, что кроме неё, у него никого нет… А в конце появляется и еще одно лицо любви. И оно уже не только со слезами, но и улыбкой на губах. Фильм заканчивается воссоединением счастливой семьи Березкиных, когда майор, так и не успевший как следует повоевать из-за ранений и болезни, возвращается в жене и дочке. Мне кажется, в этом последнем эпизоде и есть та самая надежда… То, во что верили солдаты на поле боя — что они возвратятся к своим семьям, что всё будет как прежде, как до войны… *** Дух наступающей эпохи выражается в словах дочь Василия и Штрум: «Вашему поколению обязательно нужно во что-то верить. Крымову- в Ленина, тебе, пап — в свободу, бабушке — в народ. А мне кажется, что глупо верить. Нужно просто жить. — Это философия твоего лейтенанта? — Через 3 дня он попадет на фронт. Был и нет. Вот и вся философия». Действительно, всё временно, всё так зыбко и ненадежно, и никто не знает, сколько осталось… а так хочется успеть почувствовать и прочувствовать то, что может в любой момент отнять война…. …Жизнь каждого человека вплетается в жизнь другого, и эти жизни, как реки в море, вливаются в жизнь России и её народа, в историю, которую не переписать. И образуют неповторимую и уникальную, и временами такую тяжелую, судьбу. Нашу общую судьбу. P.S. Фильм, который не стыдно показывать в канун празднования Дня победы по телевидению. Да и не только в канун. Браво! 9,5 из 10
До этого сериала у нас не было экранизации романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», и хорошо, что его не обошли стороной. Ибо от остальных произведений на военную тему он стоит особняком, будучи написан с необычного ракурса. Действие происходит во время ВОВ, но автора интересует не конфликт стран, не коллизия «мы против захватчиков-фашистов», а то, как советские люди шли на ежедневный подвиг в условиях тоталитарного государства. На примере очень разных между собой героев и ситуаций повествуется, как столь жесткий строй ограничивает человека, нивелирует любую его инициативу, а зачастую коверкает жизнь. Опасность тоталитаризации для России в ее нынешних границах будет существовать всегда, так что Гроссмана мы вспомним еще не раз. И хорошо, что экранизацию доверили режиссеру Сергею Урсуляку. У меня к нему был определенный кредит доверия по сериалу «Ликвидация», и он его оправдал. Перипетии гроссмановского сюжета Урсуляк воспроизводит избирательно — к примеру, нет линии старого большевика Мостовского в немецком концлагере, зато к защитникам-сталинградцам поступило пополнение в лице майора Березкина, который в первоисточнике отсутствовал. Да и вообще батальным сталинградским сценам уделено неожиданно много внимания. Не скажу, что неоправданно много, потому что атмосферу войны — солдатский быт, саспенс перед боем, пыл схватки — Урсуляк воссоздает здорово. Думаю, ветеранам понравилось: по уровню военных сцен «Жизнь и судьба» сопоставима с шедеврами советских лет — например, с экранизацией романа «Живые и мертвые» 1963 года. Прыгающая камера передает лихорадочную динамику происходящего, персонажи душевны, правдоподобны (особенно удалась роль управдома Грекова, исполненная малоизвестным актером Сергеем Пускепалисом, и его «прекрасные, человечные, умные и грустные глаза», как писал Гроссман). Правда, достигнутого Урсуляком уровня душевной правдоподобности только для Сталинграда и хватает, а вот драматические сцены в тылу подкачали. Прежде всего, не хватает харизматического главного героя — того, который у Урсуляка был в «Ликвидации». Его функции возложены на физика Штрума, сыгранного Сергеем Маковецким, но… то ли режиссер не доработал с актером, то ли сам Маковецкий не слишком годится для такой роли… Предположу, что второе, поскольку при большом количестве актеров второго плана, выбор артистов-фронтменов, способных взвалить на себя груз главной роли, в нашем кино небогатый (неслучайно Сергей Безруков не играл разве что самого себя), и Маковецкого утвердили едва ли не методом исключения — как меньшее из зол. Не прокатило… Да и в целом в «мирных» сценах все размеренно-спокойно — на грани со «скучновато». Действие разворачивается плавно, эстетично, я бы даже сказал, благостно. Недостает надрыва, трагедии. Апогей этой тенденции — любовные линии Штрума с Соколовой и Толи с радисткой Катей: по-телевизионному слащаво и выхолощено-безэмоционально. Доводилось видеть постановку «Жизни и судьбы» в петербургском Театре Европы — вот там нерва хоть отбавляй, пробивает насквозь. К счастью, на эти ложки дегтя удается не обращать внимание благодаря солидности технического исполнения, где наблюдается несколько нетривиальных (и удачных!) решений. Это неброская, почти черно-белая цветовая гамма с обилием глубоких холодных тонов, а также саундтрек авторства Баха и Вивальди (напомнило «Заводной апельсин» Кубрика). Даже поясняющие пометки в углу экрана типа «Полковник Новиков. Сталинград, ноябрь 1942», которые в иных экранизациях выглядят так, будто снималось исключительно для школяров, не желающих читать первоисточник, здесь вполне приемлемы. 8 из 10
Мне «повезло» — роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» я не читал, поэтому знакомиться с большим 12-серийным фильмом по мотивам нашумевшего в перестроечное время романа (а до того его попросту не публиковали) мне, в известном смысле, было легче. Первый характерный признак сериала Урсуляка — его эпичность. Вслед за литературным первоисточником фильм охватывает широкий объём событий и человеческих судеб времён Великой Отечественной войны. Недаром роман В. Гроссмана, в плане эпичности и размаха, сравнивают с «Войной и миром» Л. Толстого. 12 серий гроссмановской экранизации наводят меня на ещё одну аналогию — «Хождение по мукам» другого Толстого. Жизненные пути героев фильма претерпевают всевозможные взлёты и падения, пересекаются между собой, снова расходятся, и всё это — на фоне страшного и трагического времени под названием Война. Один из центральных персонажей «Жизни и судьбы» — ученый-физик Виктор Павлович Штрум (Сергей Маковецкий). Вместе с женой Людмилой (Лика Нифонтова) и дочерью Надей (Вера Панфилова) Штрум находится в эвакуации, где продолжает работы по разработке нового «ядерного» направления в физике. Виктор Павлович — честный и порядочный человек, талантлив в науке и непрактичен в быту. Однажды Штрум влюбляется в жену своего коллеги Марью Ивановну (Анна Михалкова). Эта любовь остаётся с ним и после возвращения из эвакуации в Москву. Пасынок учёного (сын Людмилы от первого брака) Анатолий (Никита Тезин) после окончания военного училища получает звание лейтенанта, и направляется на фронт, попадая в самое пекло Второй Мировой войны — Сталинград. Анатолию всего 19 лет, и здесь, в Сталинграде, посреди крови, взрывов, смертей молодой лейтенант, как и Штрум-старший, тоже встречает свою любовь. Пожалуй, одна из самых трогательных и пронзительных сюжетных линий фильма — история любви Анатолия Штрума и радистки Кати Венгеровой (Полина Пушкарук). Ещё один стержневой персонаж картины — Евгения Шапошникова (Полина Агуреева), бывшая жена комиссара Крымова (Александр Балуев) и возлюбленная полковника Новикова (Евгений Дятлов). Убеждённый коммунист, батальонный комиссар Крымов направляется политуправлением армии в самое страшное место сталинградской мясорубки — находящийся в многодневной осаде т. н. дом N6/1, и выбраться оттуда живым куда сложнее, чем мёртвым. У командира танковой бригады Новикова дела на фронте, вроде бы, идут успешнее, но каждый шаг комбрига находится под пристальным вниманием комиссара Гетманова (Павел Ильин). Оба — и Крымов, и Новиков — сильно любят Евгению. Шапошникова же любит, скорее, Новикова, но честно признаётся последнему, что если с Крымовым случится какое-нибудь несчастье, то она не бросит в беде бывшего мужа. Отдельного упоминания заслуживает фигура храбрейшего воина командира полка майора Берёзкина (Антон Кузнецов), прошедшего через сталинградское пекло. А также нельзя не сказать хотя бы два слова о капитане Грекове (Сергей Пускепалис), командире обороны того самого дома N 6/1. Думаю, именно за счёт ТАКИХ людей, как Берёзкин и Греков, нашей стране удалось выстоять в этой войне. Особое достоинство фильма — то, что в нём без прикрас показывается жестокая правда войны, нутро сталинградского пекла, битва за город на Волге. За это нужно сказать отдельное спасибо Сергею Урсуляку и всем другим создателям картины. Несомненно, что сериал создавали настоящие профессионалы своего дела. Например, выдающуюся по уровню работу показал оператор картины Михаил Суслов. А вот то, о чём я никак не могу умолчать: совершенно гениальнейшим образом сыграл Сергей Маковецкий! Этот актёр за свою карьеру создал немало ярких образов, но Штрум в исполнении Маковецкого — это нечто потрясающее! Вообще, актёрский ансамбль, работавший над картиной, приятно удивляет. Очень понравилась Полина Агуреева в роли Шапошниковой, подтвердил своё реноме большой силы актёр Александр Балуев, радует игра малоизвестных исполнителей Никиты Тезина и Антона Кузнецова, а Сергей Пускепалис — открытие для меня. Напоследок — два слова о том, почему «в фильме по Гроссману мало самого Гроссмана». Вот что сказал в интервью постановщик картины С. Урсуляк: «Когда любой режиссёр берётся за экранизацию, вы должны понимать, что это не Чехов, не Достоевский. Это автор в преломлении режиссёра при помощи сценариста и т. д. Можно предъявлять нам претензии? Конечно, можно, у каждого свой Гроссман, свой Чехов. Здесь то, что важно мне. И я считаю, что о главных вещах нам поговорить удалось.» На мой взгляд, сказано довольно убедительно, и я эту позицию режиссёра принимаю. 8,5 из 10
67 лет прошло с окончания той страшной войны. Уже и победившего в ней государства не существует, и очевидцев тех событий становится все меньше, и немцы теперь чуть ли не наши лучшие друзья в Европе. Все так, только вот до сих пор сложно сдержать нарастающий внутри гнев после просмотра какой-нибудь очередной трафаретной и фальшивой коммерческой поделки, спекулирующей на такой больной для каждого русского человека теме. Слишком уж много значили события тех лет для нашего народа. Кинолента «Жизнь и судьба» отторжения не вызвала. Это, конечно, не большое кино, но для телевизионного формата — блестяще. Я не профессиональный кинокритик, и для любого фильма у меня есть только 2 оценки: «верю» и «не верю». Этому фильму я поверил. Герои настоящие, мир не черно-белый, добро и зло — лишь компоненты диалектического единства мира. Как и в любом хорошем фильме здесь нет ответов на злободневные вопросы, не обличены злодеи, нет нравоучений и морали. Есть жизни отдельных людей со всеми их горестями, радостями и трудностями выбора, закружившиеся волею судеб в водовороте великих исторических событий. После просмотра в голове вертелось много разных мыслей: о том, как страшна война, как проста и безжалостна смерть, как непобедима жизнь, как непросто порой сделать выбор, о том, как революция пожирает своих детей, о том, как хорошо и счастливо мы живем теперь. И еще вертелась мысль, прочитанная когда-то у Сергея Довлатова: «Избавь нас, Бог, от обстоятельств, способствующих злу». 9 из 10
Насколько я помню, основной упор в компании по продвижению сериала перед тем, как его показали, был мол «на основе какой великой книги сериал снят!» Это говорилось по телевизору, радио. Писалось в газетах. Опустим за скобки каким я считаю роман Василия Гроссмана «Жизнь судьба», мнения других людей. Опустим и то, что далеко не все его читали. Однако приглядимся к другим, более ранним экранизация второго канала. «Реквием каравану PQ-17» — каким образом они умудрились сделать из великолепной, интересной книги такой серый и скучный сериал — загадка. Как и то, зачем вставили целый эпизод, которого в книге не было (убийство двух женщин, которые увидели золото в разбитом ящике). Хотя, как раз это совсем не секрет. «В круге первом» — та же фигня. Серо и скучно. Скучно и серо. Монотонно. Выдержал пару серий. «Белая гвардия» — уже не решился. И судя по тому, что слышал и читал — не зря. Ну и так далее. Почти всё это, как наследственные болезни, передалось и новому проекту второго канала под режиссёрством Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба», по одноимённому роману Василия Гроссмана. Нет, это кроме шуток — смотреть его было почти работой. Не уснуть на нём — самой интересной задачей. Чего я только не делал! Пил, ел, бегал на рекламах умывать морду, бегал в магазин за едой. Боюсь, не переживания за судьбы Штрумов, а стремление всегда что-то делать (хотя бы что-то пережёвывать) добавили мне несколько неожиданных кило в самых неожиданных местах. Обилие серых, тёмных цветов, монотонная однообразная музыка даже в эпизодах перестрелок и рукопашных драк Сталинградского сражения (интересно, где учат такому потрясающему художественному приёму?)… Даже малозначимо как они сделаны — без надлежащего моменту звукового сопровождения оно никоим образом не смотрится. Хотя допускаю, что будь на проигрывании нечто пободрее, выглядело более менее. Ну и, разумеется, не обошлось и без традиционной идеологической линии в художественных произведениях. Лично для меня последней каплей в этом сериале стал показ стиля руководства советского командования в самом начале контрнаступления под Сталинградом. Нет, ну какая ж прелесть: командующий фронтом, чей фронт наступает, сидит непонятно где, один, без штаба и сверху узнаёт, что какой-то его корпус не вошёл в прорыв. Звонит командарму, который, когда его армия наступает, сидит один непонятно где и что-то жрёт (яишенку, если не ошибаюсь), пережёвывая еду своей толстой раскрасневшейся харей. А потом той же самой харей начинает кричать в трубку на дерзнувшего нарушить график комкора. Так армия и страна побеждала. Вопреки, в большинстве своём, своим глупым командирам. Вообще, количество толстых командиров и политработников в стране, где голод был явлением ординарным, просто зашкаливает. Невольно вспоминались незабвенные слова майора Бенджамина Уилфреда Пейна: «Ух ты ах ты, где только таких откармливают…». Ну и, разумеется, все на протяжении всего сериала не забывают бухать. Что в тылу, что на фронте, страна предоставляет им одинаковые стеклянные бутылочки. Сколько разных хвалебных эпитетов валилось из ящика и страниц газет… «Подлинная судьба России»… Так посмотреть, то подлинная судьба России — это цирроз печени. Впрочем, перечислять всё это не хватит никакого формата. Те, кому надоело смотреть антисоветский бред, с его классическими, неизменными тезисами, могут даже не сожалеть о том, что просмотрели его телевизионную премьеру и нигде не искать. Поверьте, там всё абсолютно так же: партия, которая только всем мешает; армия, солдат которую без толку убивают; НКВД, которое без разбору сажает. Воевали мы хреново и победили непонятно как. Как и всегда. Это, надо понимать, как раз к грядущему 70-ти летию Сталинградского сражения. Почему непонятно как? Ведь есть же честные, хорошие командиры! Есть. Вплоть до комкора, по версии сериала. Однако, чтоб победить в войне с самым серьёзным противником в истории России, надо было всё же несколько больше чем несколько сообразительных полковников/майоров. Однако, в сериале я так и не заметил, что «наверху» кто-то там стремился к победе. Нет, там только придумывают, как ещё больше осложнить жизнь немногочисленным честным людям. Однако, есть один момент, который мне всё же понравился. Это когда Людмила Штрум приезжает привозят на кладбище к своему сыну. Вот это действительно тронуло. Потому что в кои то веки, ослабив рупор идеологических нечистот, мне всё же показали, нормально показали, человеческое горе и трагизм тех огненных лет. Где НКВД, где Сталин, где коммунистическая партия? Нет их. Есть убитая горем мать и могила сына, припорошенная снегом. Ничего лишнего. Вот и весь секрет успешных эпизодов. Но нет. Мы лучше про гонения на кибернетику и советский антисемитизм. А всё остальное именно такое, каким я его описал выше — серое, скучное, однообразное, унылое и монотонное. Лишённое какой-либо внутренней энергии. Ещё одно совершенно невразумительное, посредственное творение второго канала, которое с маниакальным упорством продолжает из интересных книг клепать неинтересные сериалы. И что-то мне подсказывает что оно, как и многое другое подобное, уже совсем скоро (если не уже), сотрётся из памяти большинства граждан, оставаясь разве что на её задворках неким пыльным, скучным пятном. Амбициозный пшик. Который и следовало ожидать. Жги, Фёдор Бондарчук. Жду с нетерпением твой совестливый вклад в народную память о войне. 3 из 10
«Жизнь и судьба» — это есть то кино о ясных и красноречивых откровениях совести и некой частицы той искаженной правды из живой и поныне истории того великого советского народа в эпоху страшных и кровопролитных боев с фашистским засильем и тех злосчастных застенок от НКВД и посаженных в них нерадиво праведных людей. В этом художественном и лишь только отчасти документальном проекте режиссера Сергея Урсуляка находит место жить и говорить та простая и горькая истина по отношению к слишком сложным и запутанным делам и задачкам той минувшей эпохи. Лишь на мотивах того одноименного литературного труда автора Василия Гроссмана приживается единая цель всего этого смыслового сериала. Потребность в размышлениях или же в поисках необычных и нужных ответов на руинах рухнувшего тотального строя отнюдь не вырождается и пребывает тут на протяжении всего хронометража. «Кричащие» во весь дух разговоры и монологи о некоторой сути и толке существа любого живого и свободного индивидуума заодно с его планами и настроями на будущее занимают больше определенного количества времени в этом серьезном мужском проекте в противовес этаким рядовым и банальным случаям на ТВ. В оболочку этого трудоемкого многогранника и всех его результатов заворачиваются и плотно укутываются завесой мрака и тайны многие неизвестные доселе личности и разные сложившиеся ситуации с их участием. Большинство зарисовок и карикатур по поводу персонажей и событий будут подчистую списаны с оригинала текстов, и они будут представлены зрителю некоторым смелым и адекватным видением их жуткого расклада дел и лихих кульбитов на ладони судьбы и смерти. Тут не будет присутствовать толика смеха и курьеза и поэтому на таком фоне все заимеет одну лишь боль и скорбь. «Жизнь и судьба» научится звучать в зависимости от сюжетных линий весьма разными и странными способами. В отличие от своих «собратьев» этот нагруженный сериал начнет и выкладывать вполне обычные разумные вещи, и вдруг резко он будет впадать в состояние сумасбродства и сумасшествия. Он научиться мастерски, управляться с множество людских эмоций и крутить их по своему порядку. Сериал Сергея Урсуляка не покажется человеку скучным и неотесанным лишь только потому, что слишком много родного и понятного заложено в его подоплеке. Ведь в основе то останутся лежать вполне толковые и разумные размышления; это и угрюмые отголоски боев и те же людские непонимания в этом изменчивом сообществе. Зритель вольется в данные коллективы и много чего поймет или научиться понимать. Он столкнется по большей части с темной стороной жизни и её минусами. Однако именно в них зарыта разгадка всех недомолвок и сомнений. Лишь там, в грязных окопах Сталинграда и на фронтовом передке дома N6 или же в научных лабораториях и местах эвакуаций раскроются и выложат все козыри на стол отдельные страсти характеров и душ взятых за авангард героев. Режиссер Сергей Урсуляк возьмется решать и обдумывать вместе с ними некие болезненные проблемы и тяжбы. А зрителю останется только переживать, поддерживать или же осуждать роли тех актеров как Сергей Маковецкий или Александр Балуев. И ведь правда та есть. Никто не сможет полюбить кого-нибудь из их числа сильнее или больше, чем остальных. Ибо это невозможно и нереально. Каждый персонаж постепенно притянет к себе внимание и заставит его цепляться за свои истории и мысли. Взять хоть и того же еврея Штрума, которого начнут морально добивать собственные же сотрудники или его жену, которая потеряет в том адском котле Сталинградской обороны сына и как она поведет разговор с его могилой. И все это тесно переплетется с классической музыкой и завыванием холодного ветра на душе. «Жизнь и судьба» останется ярким и обдуманным ответом на все гложущие и неудобные каверзные вопросы. Он преподнесет грамотные наставления и советы своим слушателям и даже создателям. От него не будет тянуть холодком неприязни и отчужденности, потому как впредь его правдивость и крик о помощи вонзиться в головы многих людей. Он действительно заставит абсолютно любого человека начать здраво думать и логично соображать насчет неких особо неприятных заковырок. В «Жизни и судьбе» также найдет очень много любви и тепла ко всему живому и свободно дышащему. Ведь это одна из важных его задач. И он эту цель достойно выполнит. «Жизнь и судьба» во многом кажется досягаемым пределом и весомым аргументом во всех возникших спорах и нескольких междометиях. Эмоциональность и чувства переполняют этот актуальный и серьезный многосерийный проект от Сергея Урсуляка. Он буквально порывается на свершение благих дел и старается привнести в этот мир чуточку чего-то нового и надежного. Хотя бы те же легкие ответы и те же простые намеки. Он актуален, и достаточно прочен. И поэтому к этому сериалу вернутся, и будут возвращаться на протяжении долгих лет. Это стоящее кино. «В большом миллионе русских деревенских изб нет, и не может быть двух неразличимо схожих. Все живое — неповторимо. Немыслимо тождество двух людей, двух кустов шиповника…. Жизнь глохнет там, где насилие стремится стереть её своеобразие и особенности». Василий Гроссман. «Жизнь и судьба». 8 из 10
О победителях, предателях, всех тех кто жил в годы Великой войны. В картине вы не увидите главных героев, и автор говорит об этом в самом первом фильме первой части. Экранизация поделена на фильмы, а фильмы на части. Всего представлено шесть фильмов. Однако отдельными историями их не назовешь. Нам рассказывают об ученном физике-ядерщике Штруме Викторе Павловиче (Сергей Маковецкий), чья судьба здесь не менее трагична, так как его природная борьба за справедливось и заступничество за слабых, заставляет его жить по совести, что в сталинское время было довольно сложно. А также главным героем картины является батальонный комиссар Николай Крымов (Александр Балуев), человек, на долю которого выпали тяжёлые испытания после обвинения его в пособничестве немцев перед самым началом решающего наступления Советских войск. Героиней в фильме является и жена комиссара — Евгения Шапошникова (Полина Агуреева). И все эти герои по своему хороши, может, по своему плохи. Но, как говорит автор, они герои, какими бы не были они людьми — они герои. В произведении показано, что и в мирной жизни и на войне есть настоящие люди, такие как герой Евгения Дятлова — полковник Новиков, командарм танковой корпуса; герой Сергея Пускепалиса — капитан Греков, и многие другие. В фильме показано кто есть кто на войне. Показано, что в любой ситуации, и в мирное время и военное, настоящий человек — останется человеком! Показаны испытания, которое выпали на долю народа во время войны и во время сталинского режима, их победы и поражения, их радость и боль, их надежды на будущее и Победу. Не знаю, к сожалению или к счастью, но с книгой я не знаком. Но благодаря работе Сергея Урсуляка читать произведение, как мне кажется, не зачем. Так как передано оно режессером отлично! Браво! Гараздо интересней будет изучить работы Василия Гроссмана, посвященные периоду 1941—1945 г. г. — «Народ бессмертен», «Сталинград», «Годы войны». Итог — однозначно к просмотру! Достойное кино — достойное произведение. Фильмы на подобную тему, всегда заслуживают самой высшей оценки!
Телевизионная экранизация одноименной книги Василия Гроссмана. С книгой я не знаком. Еще одна эпохальная качественная сериальная работа, спрессованная в недельный телевизионный трафик. Работа эксклюзивная и была рассчитана телевизионщиками на определенный круг зрителей. Позднее время показа и ежедневная демонстрация сразу нескольких серий не оставляли шансов притянуть к экрану людей, традиционно смотрящих все мыло подряд. И наверное это оправдано, так как большая часть кинокартины это настоящий полный метр, с соответствующими составляющими. Ведь далеко не все любители сериалов готовы оценивать такие достоинства, как например, продолжительный статичный кадр с высеченным из камня лицом Евгения Дятлова, даже если при этом за кадром идет отличный текст, а Евгений играет одним выражением глаз. Но при всем объеме кадра, работа эта все-таки сериальная. Я бы разделил фильм на две части, не только смысловые, но и хронологические. Первая это фронт на улицах Сталинграда. Вторая тыл и гражданская жизнь. Между собой они связаны ниточками судеб близких людей. И если первая часть это пронзительные сцены передовой, то вторая часть стянула фильм к сериальному формату. Пусть очень качественному, но все же сериалу, который на фоне искренности первой части уже не смотрится. Время во второй части по фронтовым меркам остановилось, появились лишние линии повествования, и после передовой смотреть на гражданские подвиги героев как-то не хочется. Хотя повторю, что основная проблема, на мой взгляд, не в качестве, а в контрасте между частями. Я понимаю, что передовая и тыл две величины не сопоставимые, но может быть, если эти две части хронологически объединить, диссонанс от их разного восприятия был бы меньше. Отдельно про съемки боев. На мой взгляд, это лучшие съемки фронта, которые я видел, не только в техническом плане, но и в художественном. Видно, что это зрелый, личный, не отстраненный, взгляд режиссера, без спекуляции. Все кровавые подробности остались за кадром, режиссер добивается художественности средствами не менее убедительными, соблюдая равновесие между жизнью и смертью. Сцены боев получились как-то выше повествования картины, по моему мнению, это что-то личное Сергея Урсуляка, и этим он сказал больше, чем всем остальным содержанием фильма. Удивительные портретные планы бойцов и командиров, отличная игра актеров. Очень много трогательных моментов. Смутило обилие симфонической музыки, мне показался этот прием лишним, ну или ее было чересчур много. Несомненно это ценная работа, с желанием рассмотреть в очередной раз наше трагическое прошлое, окунуться в страшное время огромных потерь и великих побед. Увидеть это правдиво и осмысленно, на примере сломанных судеб героев. Но я так и не смог отделаться от разрядности тех условных частей фильма, о которых писал выше.
Не потому, что он вреден, и, следовательно, от него лучше держаться подальше по тем или иным морально-этическим причинам — нет, все гораздо проще. Это бесполезное и весьма малоинтересное кино. Обо всем и ни о чем одновременно. Выбор положенного в основу литературного материала удивил сразу, но поверить в то, что сценарий многосерийного фильма окажется таким слабым и бесцветным, я, такое ощущение, окончательно поверил лишь, увидев финальные титры. Кто бы мог подумать, что прозвучавшее в самом начале предупреждение автора об отсутствии в данной истории главного героя как такового следует воспринимать совершенно буквально. Гораздо уместнее, полагаю, было бы представить зрителю убедительные доказательства справедливости другого озвученного вслед тезиса: единства судеб действующих лиц при всей разности их жизненных путей. Увы, сделать это, на мой взгляд, не удалось. Визуальное впечатление (за исключением, разве что крохотного эпизода с падением грузовика с моста) картина произвела сугубо положительное — тут нет вопросов. Но чего стоит работа техническая в отсутствие должного масштаба у стоящей за ней мысли, гражданской позиции — работы умственной? Фильм абсолютно ничего не дал мне ни в плане эмоций, ни в плане какой-то идеи. Возможно, сразу оговорюсь, ничего нового, но, тем не менее. Недостаточно просто наблюдать за высокого уровня актерской игрой, к примеру, того же А. Балуева (сцены допросов и т. п.) — есть потребность понимания цели демонстрации тех или иных кадров. Какие чувства хотели пробудить авторы в зрителе, иллюстрируя известный постулат о пожирании со временем революцией своих собственных детей? Неужто сочувствие или жалость? Очень не хотелось бы так думать. Но еще меньше — гадать. Аналогичное недоумение — в ситуации с «женой» вышеобозначенного «декабриста». То же самое (пусть и в значительно меньшей степени) — касательно принципиального гуманиста-полковника, сыгранного Е. Дятловым. Линия героя А. Кузнецова — для меня и вовсе загадка: зачем, к чему и пр. — все вопросы разом. Персонаж С. Пускепалиса — вот кто, пожалуй, был ближе всех к «причислению к лику святых», да «радистка Кэт» не к месту оказалась. Обидно. Особенно в свете того, что отрицательные герои (В. Симонова, П. Ильина) удались не в пример лучше… Интересно, в жизни тоже так? Явное несоответствие того, как рассказано, тому, о чем. Поэтому только 5 из 10