Петр Лещенко. Все, что было…
- 22 мая 2017
- 14 окт 2013
Что такое быть артистом? Думаю, далеко не каждый современный работник сцены сможет дать ответ на этот вопрос. Это раньше каждый любимец публики стремился к совершенству, искал достойные песни и слова для своего репертуара, что-то отстаивал, что-то не мог принять. Таким артистом был и Петр Лещенко, румынский шансонье в самом хорошем смысле этого слова. Хотя до сериала я с этим именем и не была знакома, но вот просветилась. Как и любая биография, сериал может похвастаться неточностями, но так как я данного артиста и не знала, я приняла сериальный образ за настоящий. И мне этот образ ну очень понравился, я не рассматривала даже этот фильм как фильм о конкретном артисте. Для меня это фильм именно о творческом человеке, влюбленном в свое ремесло, с детства и до самой смерти. И тут очень постарались и актеры, воплотившие Петра Лещенко на экране. И Иван Стебунов, и Константин Хабенский составили цельный образ этого страстного, непростого в общении и талантливого человека. Понравились и актрисы, исполнившие роли женщин певца. Да, женой человека сцены, творчества, быть ох как непросто. Касательно политическо-исторической части, не могу сказать, что я в восторге от очередного показа советских военных в амплуа живодеров. Было всякое, было военное и послевоенное время, все это не было так просто. Для меня была важнее идея, как тяжело в первой половине прошлого века жилось людям творческим. Революции, воины, репрессии… и среди этого надо найти силы творить, не прогибаться, не предавать свои убеждения. Ставлю довольно высокую для наших сериалов оценку. 7 из 10
Вначале сериал смотреть не собиралась, попала на кадры с цыганскими плясками и прочим ай-нанэ, не впечатлило. С творчеством Петра Лещенко тоже особо знакома не была, решила послушать, понравилось. Песня «Все, что было», которая мне очень нравится, звучит в моей любимой «Ликвидации» (в женском исполнении). Поэтому решила все же посмотреть и не пожалела. Самый большой плюс — создателям сериала удалось снять фильм об Артисте. Личной жизни, службе в армии, отношениям с властями отведено времени ровно столько, сколько нужно. В первую очередь нам показали творческую личность, великого артиста, кумира миллионов. Ради этого сценаристы отступили от реальной биографии Лещенко, что в данном случае простительно. И Стебунов, и Хабенский с ролью справились. Да, возможно Иван Стебунов несколько теряется на фоне несравненного Константина Хабенского, но ведь и играет он молодого пацана, «салагу», а Хабенский — уже состоявшегося артиста. Радует, что актеры в фильме поют своими голосами, в манере, приближенной к современной, получилось обаятельно и естественно. Фонограмма или копирование голоса Лещенко выглядели бы фальшиво. Все-таки манера исполнения 30—40-х годов уже устарела и годится скорее для документального фильма. Очень понравилось, как воссоздали музыкальную атмосферу 10—20-х годов, слушала и смотрела с большим удовольствием. Украшением сериала стали Виктория Исакова и пара Алексей Кравченко — Евгения Добровольская. К сожалению, авторы ко второй половине сериала несколько сдулись, стало вылезать все больше сценарных, гримерских и реквизиторских ляпов, и фильм держала лишь харизма Константина Хабенского. Например, друзья-цыгане и музыканты ансамбля за много лет совершенно не изменились. Допустим, Злате в 1913 году было 15 лет, значит в 1940 ей должно было быть 42. Представьте, как выглядела кочующая цыганка в 42 года. А тут девочка молодая, только синяки нарисовали. Василий Зобар, пианист, Даня, Андрей как законсервировались. По дороге в Одессу музыканты играют «Шаланды». Эта песня впервые прозвучала в фильме «Два бойца» 1943 года, т. е. на год позже показанных событий. Ну и, конечно, цветы! Во всех отечественных ретро-сериалах актерам подсовывают букеты из ближайшего к месту съемок цветочного ларька. Откуда в оккупированной Одессе голландские хризантемы по 100 руб. веточка? Неужели нельзя посмотреть фотографии тех лет и подобрать подходящие цветы? Итог: неплохой сериал об артисте, попавшем в жернова истории. К сожалению, фильм не избежал проблем, присущих большинству отечественных сериалов. 7 из 10
Большинство рецензий, появившихся в СМИ после показа сериала, написаны по одному шаблону — немножко хвалят Хабенского, много ругают сюжет и обвиняют создателей сериала в том, что они переврали биографию Петра Лещенко. Еще один обязательный пункт программы — пнуть за то, что Хабенский поет сам. Все эти выпады выглядят неубедительно. Во-первых, Константина Юрьевича Хабенского необходимо хвалить очень сильно, потому что он в очередной раз вывез на себе сериал (хотя его коллеги ему помогали или хоть пытались помочь, а не мешали, как во многих других проектах). Во-вторых, поет он хорошо и вдвойне хорошо то, что он не стал копировать манеру исполнения Лещенко (это было бы неумным попугайством), а нашел свой собственный, очень обаятельный, стиль. В-третьих, придирки к сюжету неубедительны. Да, Жени Закитт не пела, а танцевала. Ну и что это меняет с сюжетной точки зрения? Ничего. Да, у Лещенко был не отец, а отчим, но какая разница, по большому счету? Да, у Лещенко был сын, а не дочь, но поскольку его отношения с ребенком вообще никак в сериале не освещаются, то какая разница какого пола ребенок? В общем, придирки несущественные. Претензия по поводу пения вообще смешна. Если бы звучали оригинальные песни, то в сериале Лещенко говорил бы баритоном с хорошим московским выговором, а пел — тенором с бессарабским акцентом, это бы выглядело маразматически и производило бы совершенно дикое впечатление. Любое художественное произведение предполагает наличие у зрителя способности фантазировать. И когда снимают байопик, то само собой разумеется, что это будет некая фантазия на тему биографии реального человека, а не попытка воссоздать чужую жизнь в мельчайших подробностях (такая попытка смешна и по умолчанию провальна, потому что жизнь уже прожита в оригинале и воссозданию не подлежит). Когда люди снимают художественный фильм, у них не стоит задача сделать максимально качественную подделку под документальное кино, это вообще разные жанры. А все недовольства сериалом сводятся именно к этому — почему нам показали художественное кино, а не документальное? А документальное, извините, и заявлено не было. На мой взгляд, самое сильное в сериале то, что, выражаясь языком школьных учителей, тема раскрыта. Тема горькая и тяжелая — судьба талантливого и оттого вдвойне беззащитного человека в мясорубке 20-го века. Смотреть трудно, но оторваться невозможно. А самое слабое в сериале — это первые три серии. Сведений о детстве и юности Лещенко мало, пришлось почти все придумывать, и получилось это не очень хорошо. Усугубляет ситуацию то, что Стебунов — слабый актер, и он не может спасти слабый сюжет своей харизмой, как это часто делает Хабенский, потому что у Стебунова харизмы нет. В итоге первые три серии вызывают, в основном, недоумение, неловкость и желание досмотреть скорее до чего-то интересного. Интересное начинаются с появлением Хабенского и других талантливых актеров — Мириам Сехон, Елены Лотовой, Тимофея Трибунцева, Сергея Брызгу. Благодаря им вторую часть сериала смотреть интересно и хочется пересматривать, несмотря на то, что сама по себе история очень тяжелая.
Признаюсь честно. Сериалы на отечественном ТВ смотрю редко. Телевизор для меня — это исключительно футбольные трансляции. Но тут совсем другая история. Третьего дня главный излучатель страны показал многосерийный фильм «Пётр Лещенко. Всё, что было…». Сюжет построен вокруг биографии известного певца советской России Петра Лещенко. Его цыганские романсы, народные песни и конечно чарующий тембр голоса навсегда вошли в историю отечественной эстрады времён революций и двух мировых войн. В его жизни было много городов. Кишинёв, Одесса и конечно Бухарест. По такому незатейливому маршруту и развивалась трагическая судьба кумира граммофонной эпохи. В его жизни было много женщин. Любовь струилась, словно шампанское из встряхнутой бутылки. Многие его связи были иностранного происхождения. Но только бывшая Одесситка Вера Белоусова стала его настоящей музой. Разгульная жизнь. Сценический успех. И тут одна за другой война, революция и появление Гитлера в жизни всего мирового сообщества. На этом фоне Пётр Константинович продолжает выступать, вызывая зависть, насмешки и неприкрытую ненависть. Он не шёл на поводу у власти. Не подчинялся общим правилам. По сути, Лещенко оставался любимым соловьём в одной большой клетке. Имя ей СССР. Образ певца виртуозно воплотил Константин Хабенский. Здесь впору говорить об идеальном попадании в образ разбитного шансонье. Юного Лещенко сыграл Иван Стебунов. И здесь отличное попадание. Актёрский состав был подобран настолько верно, что смотреть на происходящее можно бесконечно. Фильм наполнен песнями из репертуара Петра Лещенко. Создатели уделили основное внимание именно творчеству артиста. По сути, перед нами раскрывается психология артиста первой половины двадцатого века. Несмотря на всю скорбность, эта эпоха больших романтиков и великих артистов. Пожалуй, здесь к образу кровавой советской КГБэшной мразоты нет вопросов. Артист был арестован. Его пытали. Заставляли отказаться от его молодой супруги. Причина проста. Она отказалась в годы войны от советского паспорта. Такое в СССР не прощалось никому. Лещенко не сдался и был казнён в румынской тюрьме. До сих пор место его захоронения, причина смерти остаются под грифом секретно. В целом получился отличный биографический байопик. Трагедия большого артиста раскрыта на фоне несовершенства советской системы. Отмечу, что производством фильма занималась Россия и Украина. В 2013 году премьера состоялась на украинском телеканале Iнтер. В 2017 году его показали на первом канале. К просмотру обязательно
Сериал понравился. Не собиралась его смотреть, присела к телевизору на несколько минут — и … уже не могла оторваться. Понравилось всё: и сценарий, несмотря на то, что в нем немало расхождений с реальной биографией Лещенко (ну и что? фильм-то-художественный); и режиссура, выгодно отличающаяся по качеству от режиссуры многих отечественных сериалов последних 2х — 3х лет; и потрясающая игра актеров. И Стебунов, и Хабенский сыграли роль великолепного Петра Лещенко на «ять». Очень хорошо, что в фильме пели они сами, а не была использована озвучка песен каким-нибудь голосом, похожим на голос Лещенко. Этим создан достаточно цельный образ Петра Лещенко, нет «зазора» между разговорной речью и пением. Сцены издевательств над героем в органах госбезопасности (какая разница, какими — румынскими, как в реалиях, или советскими, как в фильме? жестокость везде одинакова) перемежаются с воспоминанием им своей жизни. Этот прием подчеркивает весь ужас революций и переворотов, гражданских войн и войн между государствами; весь цинизм политиков, которые устраивают эти перевороты и войны, то разделяют, то объединяют государства. И в результате всего этого страдает конкретный человек, конкретная семья, до которых этим циникам совсем нет дела: главное — решать глобальные проблемы, а там уж «лес рубят — щепки летят», как говаривал один небезызвестный государственный деятель. Рушатся судьбы, человек лишается дОма, родных, жизни. Смотришь фильм — и веришь его авторам, веришь актерам. Сыграно блестяще, диалоги прописаны замечательно, всё абсолютно профессионально: нет ощущения, что это продукт самодеятельности (подобное ощущение часто возникает в последнее время). Отдельно хочу сказать о женских ролях. Понравились все актрисы без исключения. А я было уже начала беспокоиться, что в последнее время не видно молодых интересных актрис. Само собой, классно сыграли Исакова и Добровольская, в очередной раз порадовал талант Мириам Сехон, впервые обратила внимание на прекрасную игру Елены Лотовой и Ольги Лерман. В общем, спасибо авторам фильма за прекрасную работу, побуждающую к размышлениям и анализу, позволяющую сделать обобщения и выводы, проэкстраполировать некоторые ситуации на день сегодняшний.
Тем, кому имя Петра Лещенко ничего не говорит — фильм смотреть возможно и не стоит, но Константину Хабенскому, это имя видимо говорит многое — настолько потрясающе он сыграл роль этого великого Артиста, и также артистически-душевно он сам исполнил все песни Лещенко в фильме. Также здорово и абсолютно синхронно с Хабенским, роль молодого Лещенко сыграл Иван Стебунов, причем не зная деталей кастинга, я вначале еще сомневался — может Хабенскому грим какой сделали (после Безрукова-Высоцкого уже можно всего ожидать). Еще понравилась небольшая, но яркая роль белогвардейского поручика в исполнении Мерзликина — хорошо, что он не зацикливается на амплуа жулико-бандито. Вообще на сегодняшний день, личность Петра Лещенко явно недооценена — он был не просто шансонье (в хорошем, французском смысле этого слова), исполнителем цыганских песен и русских романсов, Лещенко был самым знаменитым не-аргентинским музыкантом танго! И спасибо режиссеру, что он с таким уважением и талантом воздал должное памяти этого великого Артиста. По жанру, этот фильм — не байопик-мюзикл, а скорее музыкальная драма, атмосфера фильма, как и судьба самого Лещенко довольно трагична, но чего еще ожидать, говоря о стране, которая с завидным аппетитом пожирает своих гениев…