Беги
- 15 июл 2013
С сериалом ознакомился под впечатлением от рецензии MishkinKot, достаточно мрачную картину нарисовала. И своя последняя рецензия на Кинопоиске, т. к. нужно двигаться дальше. 4 серии. Каждая новая вытекает из сюжета предыдущей и, наверно, правильно было бы сравнить с небольшим отрезком, выдернутым из длинной истории человеческих судеб. Так же знаем, что до первой серии, что-то произошло, и после последней ещё будут продолжаться события. Показан низ общества, но это так же лишь выдернутый фрагмент, знаем, что общество продолжается ещё вниз, как и уходит ввысь. Помните Город грехов (2005, Sin City)? Город-гротеск. Вот, оказывается, Лондон им и является, наполненный нелегалами, преступностью, развратом, алчностью, разложением. Помните, герои фильма, как Хартиган, делали город чуть чище? В Лондоне нет героев, поэтому он очищает себя руками тех, кто в нём обитает. Не из чего выбирать, всё хорошее давно закончилось. Как из рецензии на фильм Брат (1997) от Вадима Векслера: Он впитывает в себя всех, кого встречает, оставляя от них самих лишь пустые оболочки. Он становится в каком-то смысле персонификацией, объективизацией самого города, его иммунной системы. Он концентрирует всю энергию города в одной точке (в самом себе) — как наконечник клевца и потом просто пробивает все преграды на пути своего квеста. Так он и движется, собирая воедино разрозненные детали пазла — души этого города, чтобы открыть, наконец, ту правду, к которой стремится. А город, используя втемную как компьютерного бота нашего героя, становится чуть чище, устранив немного человеческого мусора со своих загаженных улиц. Сам герой во многом не понимает, что он стал карающей рукой города, что он только сосуд, заполненный гневом и яростью трехсотлетних камней. Помните, что происходило с героями, и как они заканчивали? Им суждено погибать, поэтому всё хорошее давно исчезло, поэтому осталось то, что осталось. Наиболее мерзкая часть сериала — это не убийства, проституция, насилие, вовсе нет. Бомж-наркоман-отец пытается наладить хоть какой-то контакт со своей дочерью, которая с матерью должны будут в скором времени переехать. И вот, стоя перед дверью за матовым стеклом, он старается получить прощение дочери. Она говорит «может быть», затем уходит. Отец аккуратно просовывает последние его деньги в проём для газет. Более мерзкой сцены ещё не видел. Дочь, которая со своими подругами проходит мимо отца, пытаясь не показать, что его узнала. И эти грязные, в буквальном смысле, деньги, как чувство того, что единственное светлое у него имеется. Мерзко. И, как финал, одна из героинь уезжает куда-то вдаль на поезде, прижимая к себе сумку с той же грязью, как самые ценные семена, которые она посеет в каком-то уже другом Лондоне.
Я скажу сразу, не люблю чернуху. Не люблю совсем и никак. И стараюсь по возможности избегать. Вот эта вот вся безысходность, социальщина, проблемы мигрантов, нищета и болезни — ну его к черту. Мне этого в жизни хватает. Но этот мини-сериал зацепил. Действие фильма происходит в Брикстоне и этого было вполне достаточно, чтобы мне захотелось его посмотреть. Когда-то в юности мне довелось пошляться по Брикстону, по этим домам, по закоулкам, куда приличный человек не сунется, где чужие не ходят, потому что там никто за твою жизнь не даст и десяти фунтов. Пообщаться с его обитателями, среди которых — много выходцев с Ямайки, посмотреть, как они живут изнутри. Сейчас бы я туда ни за что не пошла. А тогда был кураж. И захотелось посмотреть, как оно там, в этом Брикстоне, сейчас. Говорят, стало лучше. А по фильму не скажешь. Живущим в Лондоне не надо рассказывать о том, что это за район, а для всех остальных скажу, что это — один из самых криминальных районов города, где большинством жителей являются мигранты — нигде не работающие, пьющие, наркоманящие маргиналы. Наверное где-то среди них попадаются и приличные люди, но их несоизмеримо меньше. Брикстон — это нищета, это разруха, это прилепленные друг к другу мрачные убитые таунхаусы с прогнившими лестницами, это огромные многоквартирные дома-муравейники с системой сплошных балконов, опоясывающих этажи, в которых, как в клетках, живут самые нищие, самые неустроенные, самые озлобленные. Но тоже наверное (я подчеркиваю, наверное!) в глубине души мечтающие о хорошей жизни, о нормальных человечных отношениях, о жизни вне клоповников, о еде не на газете, о хорошем вине вместо железной банки пива. О здоровых зубах, в конце концов. Беги» — это всего четыре серии. «Беги» — об обитателях Брикстона. Тот вариант кино, который называется цепочкой. События цепляются одно за другое и совершенно случайные обстоятельства сталкивают между собой людей, которые вряд ли бы когда -нибудь пересеклись, не превзойди в их жизни ситуации, когда нужно делать выбор. Каждый из них, обитателей Брикстона, живет на обочине общества. Яркое и пестрое лондонское общество их не видит и не замечает. Они как муравьи. Или нет, мухи. От них досадливо отмахиваются, обходят мимо, брезгливо морщат нос, улавливающий запах гнилья. А они -здесь, ходят по этим самым улицам, куда не заходят приличные господа, порой даже садятся в подземку и добираются до самого центра, где смешиваются с толпой. А вечером снова возвращаются в свои норы. Они — это несчастная, изможденная жизнью мать-одиночка с двумя великовозрастными ублюдками, не желающими ни работать, ни помогать, китайская девочка-нелегалка, торгующая палеными DVD, бывший наркоман, мучительно пытающийся слезть с иглы, польская уборщица и польская же стриптизерша. Каждый из них, находящихся в самом низу иерархической социальной лестницы, оказывается один на один с ситуацией, когда нужно делать выбор — остаться человеком или вести себя как зверь, растоптать и предать или проявить милосердие и человеколюбие, помочь ближнему или подтолкнуть падающего. И они, вот эти вот люди-невидимки, у многих из которых и паспортов -то нормальных нет, вынуждены принимать решение. Их никто не осудит в случае подлости и никто не погладит по голове за человечность — просто потому, что их проще не замечать. Они никому не нужны. Они противны, они плохо пахнут, у них гнилые зубы и нет денег на хорошую еду. Но иногда в каких-то вопросах они лучше нас или их, как угодно, тех, что с белыми воротничками и запонками. Сериал начинается с убийства — нелепого, бессмысленного, как и жизнь большинства обитателей этого гетто. И дальше закручивается спираль с ежедневным выбором. И каждый из героев делает его для себя, без помощи зрителя, которому он, этот выбор, не всегда очевиден. Фильм жесткий, порой жестокий, от некоторых сцен откровенно тошнит. Он — не для тургеневских барышень с батистовыми платочками. Но при этом не вызывает отторжения. А в каких-то вопросах — даже наоборот. Заставляет примерить на себя и прикинуть — каково оно, вот в этом муравейнике, на 16 этаже, в клетушке в 15 метров, с вонючими объедками на столе и последней самокруткой. Остаться человеком или все-таки ну его, к черту? Осудить-то все равно некому. Любопытный выбор.
Неизвестно по какой причине, но даже спустя практически год после премьеры данного британского сериала на него не написали ни одной рецензии, ни хорошей, ни плохой.. . А зря! Потому что данный мини-сериал весьма неплох! В нем нет супер-звезд первой величины (хотя парочка знаменитых актеров все же есть: Оливия Коулман («Гайд Парк на Гудзоне»/Hyde Park on Hudson, «Броадчерч»/Broadchurch или, как он в нашем переводе звучит «Убийство на пляже», например, Джейми Уинстон (дочка Рея Уинстона) и Нил Мэскелл, известный также по британскому сериалу «Свидания»/Dates), но сделан он так, что заставляет переживать о героях и задумываться, какова цена тех или иных поступков, какова цена выбора, сделанного человеком? А могло ли быть иначе, поступи мы по-другому, выбери мы иной путь развития судеб людей, с которыми мы сталкиваемся каждый день или с теми, кто нам близок? Неспешно, но целеустремленно движется повествование от одной истории к другой. Все мы связаны так или иначе в глобальном и локальном смыслах с людьми, которые нас окружают: дома, на работе, во время отдыха, поездок.. . Всем ценителям неспешного британского драматического кино эта картина придется по вкусу! 10 из 10