К-19
- 17 окт 2002
- 19 июл 2002
Историческая драма. Картина из детства, которую в свое время я смотрел несколько раз урывками по ящику, и даже один раз полностью, но за прошедшее время успел позабыть. Был даже удивлен, когда увидел оценку на Кинопоиске, датируемой тринадцатым годом. А это точно был я? Не мой брат близнец? Значит все верно. Итак, позвольте представить вам мое краткое мнение — история мужества русских моряков. Несмотря на однозначные плюсы, в картине нашлось и несколько минусов, о которых я должен упомянуть. Короткое нынче получилось предисловие, но не обессудьте. Приступим. Итак, плюсы: 1. Атмосфера — чем хороша данная картина, так это именно ей. Начало шестидесятых годов прошлого столетия. Мир стоит на грани уничтожения, поскольку две главные сверхдержавы — Советский Союз и Соединенные Штаты Америки испытывают лютую ненависть друг к другу. Один неосторожный шаг может спровоцировать Третью Мировую Войну. Картина сфокусирована на экипаже советской атомной подлодки, которой поручено секретное задание. Политика диктует поспешные решения. Само это напряжение витает в воздухе, оно чувствуется в диалогах между героями. И оно не отпускает до самых финальных титров. 2. Рассказанная история — в картине идет речь о советской атомной подлодке К-19, прозванной советскими моряками «Хиросимой» за постоянные аварии и смерть членов экипажа. А точнее об одной из аварий во время боевого похода, когда храбрость и мужество нескольких моряков спасли не только остальной экипаж лодки, но и мир от катастрофы. У особо чувствительных людей (вроде меня) она может вызвать даже скупую мужскую слезу, ну а может и не скупую, тут уже сами решайте. Драматичных моментов, берущих за душу, тут хоть отбавляй. Тут я могу лишь похвалить создателей. 3. Уважения к русским — кто бы мог подумать, что американские кинематографисты проявят уважение к русским подводникам, учитывая наши, далеко не теплые взаимоотношения на протяжении вот уже полутора веков. Создатели действительно приезжали в Россию, где консультировались с выжившими членами экипажа, дабы на экране все выглядело похоже. Отсебятины хватает, но это уже другой вопрос. Форма, надписи на приборах на русском языке, обстановка и так далее выглядят аутентично. Русские тут не пытаются сбежать в Америку (как в «Охота за Красным Октябрем» и похожих картинах), а выполняют свой долг, порой трусят, но находят в себе силы бороться. В целом подход оправдался, и картина смотрибельна даже сейчас как для нашего зрителя, так и для западного. Первым — из-за тематики и уважения, вторым -из-за известных актеров на главных ролях. 4. Музыка — она очень гармонично поддерживает напряженную атмосферу. В драматические моменты она усиливается, дабы зрителю было не по себе от происходящего на экране. Итак, минусы: 1. Стереотипы — ну не могли американцы не вставить этого, ну хоть малость. «Калинка-Малинка» и «ГУЛАГ», без которого просто никуда. Слава Богу, что это лишь упоминается (кроме танца). Видать, сильно было желание. 2. Искажение реальных событий — пишу об этом, опираясь на слова выживших членов экипажа, ругавших создателей за искажение реальных событий той аварии. Я склонен им верить, поскольку они там были, в отличие от создателей картины и нас с вами. В год выхода они даже просили убрать одиозные моменты, к чему создатели прислушались, что радует. Несмотря на эти минусы картина вызывает неподдельные эмоции и гордость за моряков, пожертвовавших своими жизнями ради спасения других членов экипажа. Немного о главных героях: 1. капитан 1 ранга Алексей Востриков в исполнении Харрисона Форда — командир злополучной лодки, которого другие члены экипажа поначалу невзлюбили, но силой воли и грамотными действиями он смог добиться их уважения. Противоречивый герой, но притягательный. Мужественный офицер и преданный Родине человек, которому не плевать на подчиненных. Старина Харрисон меня еще ни разу не разочаровал, посему — молочина! 2. Михаил Поленин в исполнении Лиама Нисона — старший помощник, обладающий абсолютным авторитетом в экипаже. Не менее грамотный офицер, чем Востриков. За их взаимоотношениями интересно наблюдать, ведь оба правы, по своему. Мне нравятся оба героя, да и Лиам постарался, посему заслужил похвалу! 3. Инженер-лейтенант Вадим Радченко в исполнении Питера Сарсгаарда — выпускник академии, прибывший на службу прямо перед отплытием. Питер тут постарался. Он показал трансформацию труса в героя, причем постепенную и настолько правдивую, что критиковать просто не за что. Снимаю шляпу! Браво! И как всегда политика вмешивается в военные дела, заставляя последних делать поспешные решения, риски которых очень велики, но разгребать все это предстоит не им, а простым матросам. Так было, так есть, и к сожалению — так и будет! А вот картина однозначно прошла проверку временем. В итоге имеем хорошую историческую драму, рассказывающую историю мужества русских моряков, предотвративших катастрофу, с отличной актерской игрой, напряженной атмосферой и с уважительным подходом американских кинематографистов. 8 из 10
Основанный на реальных событиях, произошедших 4 июля 1961 года с советской атомной подводной лодкой К-19 проекта 658, фильм, снят Кэтрин Бигелоу, подарившей зрителю крутой боевик 1991 года «На гребне волны», а также крепкие военные драмы «Цель номер один» и «Повелитель бури». «К-19: Оставляющая вдов» рассказывает о тех нескольких днях из жизни экипажа субмарины, которые держали не только их на грани жизни и смерти, но, возможно, и весь мир. Разгар холодной войны и не случись в 1962-м Карибского кризиса, именно аварию на К-19, случившуюся где-то между Гренландским и Норвежским морями, можно было бы считать катализатором к началу третьей мировой. Фильм рассказывает о мужестве и героизме советских моряков, ценой собственных жизней предотвративших страшную аварию. Понимая, что тех костюмов химзащиты, которые были в наличии, недостаточно, они все равно шли в реакторный отсек, стараясь исправить критическую ситуацию. Она усугублялась еще и тем, что о местоположении субмарины никто не знал, ведь их задача, ради которой они шли в свой поход, являлась сверхсекретной. Если почитать исторические факты о фильме и о том, что произошло на самом деле, можно понять, что некоторые элементы кинокартины не соответствуют действительности. В частности, утверждается, что бунта на подлодке не было, но он показа в фильме. Кто знает, быть может эти события являются выдуманными или же имевший место быть мятеж не был официально запротоколирован. Кроме того, возникший на К-19 пожар был, но не в 1961-м, а позднее, когда подлодка после ремонта вновь была введена в состав флота. Таким образом события «К-19» — это комплекс несчастий, которые преследовали субмарину, прозванную среди моряков из-за большого количества аварий «Хиросимой». Тот факт, что не все отражено как было, с одной стороны расценивается как минус, но с другой может быть оправдан за счет того, что часть фактов попросту может оказаться засекреченной до сих пор. Несмотря на то, что гриф секретности был снят, не факт, что о том же мятеже разрешено говорить оставшимся в живых даже сегодня. Кэтрин Бигелоу и членам съемочной грыппы разрешили перед съемками побывать на той самой К-19, посетить Северный флот России, но это не говорит, что им предоставили полную информацию о событиях 1991 года. С точки зрения подготовки и хода съемок фильм представляется качественным кинопродуктом и в этом плане Бигелоу стоит отдать должное. Да, персонажи называют порой себя русскими именами не так, как это делают у нас (Евгений вместо Женьки или Жеки, к примеру), но в то же советская форма, правительственные черные «Чайки», надписи на русском языке без глупых ошибок как в «Дне независимости» или «Идентификации Борна», съемки в России (в частности на кладбище), а также музыка, записанная композитором Клаусом Бадельтом в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И если кому-то тоскливая мелодия, звучащая по фильму, может показаться слишком наигранной и выдуманной, созданной американцами по незнанию души русской… Нет! Ее играли и записывали в России, а сама музыка старается наполнить картинку частичкой той самой души показать обреченность ситуации, в которой оказались советские подводники. Как дань памяти тем героям, фильм является хорошим подтверждением того, что история не знает границ и стран и в любом государстве мира таким образом отдают долг тем, кем восхищаются. Кэтрин Бигелоу привлекла к проекту по-настоящему интернациональный актерский состав, где есть и американцы, и русские, и украинцы, и канадцы, и скандинавы. Во главе актерской труппы — потрясающие Харрисон Форд и Лиам Нисон. По Форду вообще получается достаточно интересно. Настоящий капитан К-19 Николай Владимирович Затеев, командовавший субмариной в 1961 году (его имя изменено в фильме на Алексея Вострикова), по воспоминаниям своей дочери, увидев один из фильмов с участием Харрисона, сказал, что если когда-нибудь будут снимать фильм о К-19, его роль сыграет именно Форд. Николай Владимирович умер в 1998 году и еще не знал, что в 2002 выйдет фильм о подвиге его команды, а главную роль и роль капитана подлодки сыграет именно Харрисон Форд… Дуэт Форда и Нисона стал главным украшением фильма и ярчайшей демонстрацией преданности военного человека своему экипажу, своему кораблю/подлодке, своему флагу, своей Родине. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 9 из 10
- Посмотри фильм «К-19: Оставляющая вдов», — говорила мама. — Это хороший фильм, — говорила мама. Не спорю, кинолента отличная, но я так плакала над ней, как никогда в своей жизни, наверно. Кэтрин Бигелоу (режиссер) хотела показать правдивую историю самой неудачливой советской атомной подводной лодки, которая действительно оставляла вдов — слишком уж много погибло на ней моряков и ремонтников. За огромное количество поломок и смертей она среди офицеров получила название «Хиросима». Так вот, «К-19» — достаточно трагичный фильм, рассказывающий о том, как люди (некоторые ценой своих жизней) предотвратили взрыв атомного реактора и, соответственно, ядерных боеголовок, будучи под 300 метрами воды в железной закупоренной коробке. Жуть… Работа по созданию картины была проделана колоссальная! В 2000 году (фильм вышел в 2002) Бигелоу с помощниками приезжала в России, где побывала на списанной лодке К-19. Харрисон Форд тоже летал в нашу страну и общался с выжившими подводниками, после чего вносил коррективы в сценарий. Композитор Клаус Бадельт лично приезжал в Петербург, чтобы провести запись Кировского симфонического оркестра в Мариинском театре (саундтрек). В результате, зрителю показали действия наиболее приближенные к тем, что, возможно, происходили на АПЛ 4 июля 1961 года. «Оставляющая вдов» — один из немногих американских фильмов, где отсутствуют предрассудки насчет русских. Данную картину можно рассматривать как шаг в сторону от привычной позиции США «стороннего наблюдателя», как своеобразный гимн силе и мужеству русского народа. Одно «но» у меня все-таки возникло — согласно истории, никто не поднимал бунт на корабле и не выступал против командира. Действия, происходящие на экране, не выглядели бы настолько достоверно, если бы не было актеров, которые создали достаточно сильные образы. Признаюсь, героя Харрисона Форда (командира 2-го ранга Алексея Вострикова) я поначалу считала отвратительным человеком, но после переосмысления увиденного, поняла, что ему никак нельзя было вести себя по-другому. Сдаться всем экипажем американцам во время Холодной войны? Увольте, мы лучше умрем! И еще одно «но»: в отличие от всех остальных актеров, Харрисон Форд один не напоминает мне русского офицера. Но, тем не менее, персонаж получился интересным. Полной противоположностью Вострикова является герой Лиама Нисона старпом Михаил Поленин. Спокойный мужчина, способный к состраданию и сочувствию. (Лиам Нисон, кстати, пополнил полочку с любимыми актерами). Графики в этом фильме не много, и для 2000 года она достойная. Музыка Клауса Бадельта в исполнении Кировского оркестра драматичная и, как бы это странно не звучало, родная. (На моей памяти еще не было фильма, в котором музыкальное сопровождение было бы не к месту). Резюмируя: «К-19» — отличный фильм, хоть и тяжелый, достойный того, чтобы его посмотрели. Мне обидно, что у «Выжившего» или «Ла-Ла Лэнда» много наград (иногда незаслуженных), а картина о советских подводниках обделена вниманием вовсе. 10 из 10
В первую очередь Кэтрин Бигелоу хочется похвалить за перфекционистский подход к созданию этого фильма. Уже не раз писалось о том, что американские фильмы о СССР или же постсоветском пространстве слошь и рядом сотканы из стереотипов и клише, которые забавляют, но чаще возмущают. Кэтрин Бигелоу же добилась того, чтобы посетить места, откуда должен стартовать фильм, познакомилась с оставшимися в живых очевидцами того похода АПЛ К-19, которая чуть было не завершилась трагедией (хотя, конечно же, гибель подводников — это тоже большая трагедия). Пусть и первоначальный вид фильма и его сюжет вызвал бурю негодования со стороны настоящих участников того похода, но Кэтрин Бигелоу не посмотрела на это сквозь пальцы и пересняла часть фильма. Получился крепкий, мужественный фильм про отважных подводников, за которых возникает гордость. Согласитесь такие фильмы о наших людях времён советской эпохи, снятые американцами — явление очень редкое. За неподчинение командованию и за возможный саботаж учений новой подводной лодки, несущей на себе смертельное ядерное оружие, его командира Михаила Поленина понижают до старшего помощника, а новым капитаном назначают Алексея Вострикова, к которому не все хорошо относятся, считая что он получил назначение благодаря жене — дочери видного деятеля Политбюро. Востриков железной хваткой командует подводниками, рискуя их жизнями, чтобы понять на что способна субмарина. Это ещё больше возмущает команду, но сплотить их смог тот самый поход, который унёс многие жизни от радиации атомного реактора, кратковременный бунт. Но самое главное, что показали наши моряки — это неистовый героизм, отвагу и настоящую любовь к Родине (это не сатира по поводу советской пропаганды, это действительно были проникнутые духом патриотизма люди). Ещё раз стоит сказать спасибо Кэтрин Бигелоу и всему актёрскому составу, среди которых есть Харрисон Форд и Лиам Нисон, не ставшие заложниками американским стереотипов по поводу «красной угрозы». Но военно-морская драма «К-19» (есть также перевод, соответствующий полному оригиналу, «К-19: Оставляющая вдов») в прокате не смогла окупить затраты на производство в сумме 100 миллионов долларов, сборы в мире оказались чуть более чем 65 миллионов. Это, кстати, легко понять — не буду Михаилом Задорновым, но скажу, что некоторым, а может и многим американцам невдомёк насколько был высок дух патриотизма у советских людей, верящих в светлое будущее. На IMDb средний балл фильма составляет на данный момент 6,6, а на КП — 7,5, так что кассовый провал понятен ещё больше. Но есть основание полагать, что зритель по другую сторону Океана подошёл с очень субъективной точки зрения. Лично я же отмечу очень сильную атмосферу картины, которая всё время держит в напряжении. Во-первых, этому способствует замкнутое пространство, отчего разыгрывается чувство клаустрофобии. То как себя держат в руках многие члены экипажа достойно восхищения. Во-вторых, работы оператора и композитора, безусловно, только подчёркивает и поддерживает это напряжение. По атмосфере «К-19» великолепна и способна удерживать зрителя у экрана без пауз. Но, безусловно, что у экрана удерживают и актёры. Сыгравший капитана Алексея Вострикова в ту пору неприкасаемая и одна из самых высокооплачиваемых звёзд Голливуда Харрисон Форд получил за фильм 25 миллионов, плюс ему ещё и процент от сборов выплатили. Позже Форд признавался, что им какое-то время двигало не искусство и творчество, а финансовая составляющая. Но, если честно, то как по мне, то Форд каждый цент отработал своей игрой в «К-19», никоим образом не опорочив значимость и профессионализм наших подводников. Его мощь, его преданность стране и работе, желание быть первым со своей командой — всё это заслуживает уважения и не только к образу, но и к актёру. Ничуть не хуже сыграл Лиам Нисон, который был несколько в тени Форда, но своё дело сделал без сучка и задоринки. Молодой тогда актёр Питер Сарсгаард сумел даже на фоне двух больших актёров сыграть сильно, сыграть драматично, сыграть ярко. Да и многие другие члены актёрского состава, сиречь членов экипажа АПЛ, «не сдулись» и создали крепкий, цельный ансамбль, как чётко работающий механизм субмарины. Не отбрасываю того, что настоящие подводники могут в пух и прах разнести ленту «К-19», заявив о её неправдоподобности и вымысле. Я всё-таки не подводник же. Не обошлось и без некоторых клише (например, танец «яблочко»). Но эти клише с лёгкостью затмеваются тем героизмом, патриотизмом и храбростью, которая показана в ленте. К тому же она щедро наполнена атмосферой напряжения, отчего ты прямо притягиваешься к экрану. На высоком уровне и игра актёров, поклонникам Харрисона Форда, Лиама Нисона и Питера Сарсгаарда тут не за что краснеть. А Кэтрин Бигелоу, женщина, снявшая настоящее мужественное кино, сняла свой лучший, пожалуй, фильм после «На гребне волны». «К-19» — фильм, заслуживающий внимания. 9 из 10
4 июля 1961 года произошла одна из самых страшных катастроф в истории Советского Союза. Из-за резкого падения давления воды реактор атомной подводной лодки К-19 пошел вразнос. Аварийная система охлаждения не сработала вследствие заводского брака. В итоге, чтобы охладить реактор, грозивший взорваться, морякам пришлось срочно монтировать систему для подачи холодной воды… Именно на этих трагических событиях основан данный фильм. 2 основные причины, по которым он мне понравился, это: во — первых, концепция фильма и, во — вторых, Харрисон Форд в главной роли. Сначала расскажу о достоинствах данной киноленты. Конечно, американцы сняли превосходное кино о чести, отваге и долге. В этом фильме в деталях показана легендарная подлодка К-19 или, как ее прозвали советские моряки, «Хиросима». Такое прозвище подлодка получила из — за многочисленных аварий. Очень впечатлило то, как моряки героически спускались в реакторный отсек с целью охладить реактор. Также меня порадовал эпизод всплытия подлодки из глубин Северного Ледовитого океана. Самый важным достоинством фильма является безупречная актерская игра Харрисона Форда, сыгравшего командира К-19 Алексея Вострикова. На мой взгляд, он со всей ответственностью подошел к этой роли. Актер общался с настоящими моряками, которые служили на К-19, чтобы достоверно изобразить настоящего советского командира атомной подлодки. Востриков уверенно идет к своей цели, четко и ясно отдает приказы, строго следит за дисциплиной в экипаже и даже готов отдать жизнь за любого из моряков. Доказательством последнего является эпизод, в котором командир без специальной защиты бросается в реакторную зону для спасения лейтенанта Радченко. Среди прочих плюсов фильма хочу выделить музыку композитора Клауса Бадельта. Его композиции заставляют сопереживать как героям кинокартины, так и реальным участникам тех страшных событий. Перейдем к минусам фильма, причем эти минусы являются грубейшими ошибками, допущенными американцами. Во — первых, согласно историческим фактам, советские моряки даже и в мыслях не имели права позволить себе просить помощи у американцев. Старший помощник командира, которого сыграл не менее выдающийся голливудский актер Лиам Нисон, большую часть фильма спорил с Востриковым и настаивал того попросить помощи у американских моряков, а в одном из эпизодов вообще позволил себе удалиться в каюту. Вины самого актера Нисона тут, разумеется, нет. Он играл строго по сценарию и выполнял требования режиссера. Как талантливая женщина — режиссер Кэтрин Бигелоу могла допустить такую непростительную ошибку, непонятно. Но это еще далеко не все… Во — вторых, бунт, который устроили два морских офицера, просто не более, чем банальная выдумка. Советские офицеры на подлодках всегда подчинялись старшим по званию и были обязаны принимать любые решения командира подлодки. В — третьих, в фильме присутствует пьянство, которого и в помине не могло быть на подлодке. Например, когда Востриков приходит осмотреть лодку, то обнаруживает, что командир реакторного отсека спит после распития спиртного. Подводя итог, могу сделать вывод, что фильм получился героическим, захватывающим дух и в тоже время, драмматическим. Несмотря на нелепые ошибки, «К — 19» — кино, которое заслуживает внимания. 8 из 10
Война против фашистских захватчиков показала: второй фронт был открыт только после явного превосходства Советского Союза. Союзники попросту ждали чем закончится поединок Супердержав Германии и СССР. Очень много историков уверена: если бы Гитлер тогда дошёл до Москвы, то сейчас мировые границы выглядели бы по другому. Союзники просто примкнули бы к победителю. Ведь не зря же Вальтер Шеленберг(да, да тот самый начальник Штирлица) в годы войны был в совете директоров Международного Банка. И нет оправдания британским заводам за то, что они поставляли запчасти и топливо для Юнкерсов Геринга, в то время когда союзники сидели без всего этого. Знаете почему? Всё просто: Германия платила больше! Хотя эти дойчмарки были незаконно напечатаны Германским правительством. Американцы вообще вступили в войну что бы поживится немецкими секретами и золотом, награбленным нацистами в Европе. Проект «Манхеттен», полёт на луну- всё это стало возможным только благодаря немецким учёным и секретным документам 3 Рейха, захваченными американской разведкой. И вот через много лет из за своей демократии (читай: вседозволенности) промелькнул на экранах американский шедевр про героизм русского подводника. Такие фильмы янки снимают только про «своих» героев. Но тут мы видим добротный советский патриотический фильм о мужестве и героизме. Фильм — выше всяких похвал, но у меня закралось подозрение, что режиссёр сильно проникся патриотизмом. Такое ощущение, что автор забыл в какой то момент что он снимает фильм о русских. И понял это только после премьеры, потому что других подобных американских фильмов о Русских Героях я не встречал! Думаю, и не встречу больше, особенно глядя сегодня на мировую обстановку в мире. Но режиссёру и актёрам за этот фильм — Спасибо! 10 из 10
В 1961 году, советское правительство, выпив водки, решило в очередной раз догнать и перегнать Америку. Та, к указанному периоду уже имела несколько атомных подлодок, а у нас не было ни одной. Точнее, одна была, но недостроенная. Тогда командование советской армией, выпив водки, приказало форсировать строительство атомохода и в спешном порядке выйти на боевое дежурство аж в район Карибских островов. Сказано — сделано. Команда лодки, выпив водки (эх!), заняла места, согласно штатного расписания, и отправилась выполнять приказ. Но, в результате практически полного незнания матчасти, беспробудного пьянства и бесконечной «Калинки» под балалайку, через несколько дней подводная лодка превратилась в атомную бомбу с перископом. И лишь благодаря абсолютно случайно оказавшемуся в той же точке американскому линкору авария реактора была предотвращена, личный состав лодки эвакуирован, а планета спасена от атомной дуэли США и СССР. Вполне возможно, что именно так выглядел первый вариант сценария К-19, с которым режиссёр фильма Кэтрин Бигелоу приезжала в Россию для знакомства с оставшимися в живых членами экипажа ракетоносца. Каждому из них она раздала вариант сценария на английском языке и попросила высказать своё мнение. Нужно сказать, что бывшие моряки уже далеко не мальчики, и даже если кто-то из них и знал английский, то наверняка уже забыл. Но слово «vodka» поняли все. Благо оно встречалось по несколько раз на страницу. Сценарий вызвал вопросы, а потом и негодование своим полным несоответствием здравому смыслу и реально происходившим событиям. Выслушав претензии ветеранов, Бигелоу отправилась переделывать сценарий… 6 из 10
Определенно, фильм этот плохим не назовешь. По той причине хотя бы, что он чрезвычайно грамотно выстроен в эмоциональном плане. Все претензии (ну, хорошо, пусть не все — почти все), которые неизбежно возникают у Вас во время просмотра, считанные минуты спустя забываются, как будто их и не было вовсе. И только через какое-то время после окончания фильма начинают всплывать в памяти отдельные замечания, вопросы и т. п. Что характерно, многие их них уже не кажутся такими значимыми, как это было первоначально. Из того же, что вызывает явное и, главное, устойчивое (не путать с сильным!) отторжение (элементарно в силу своей неправдоподобности) можно выделить разве что неуклюжие попытки (какие уже по счету?..) воспроизвести русский/советский «быт» (читай повседневную жизнь: досуг, развлечения, общение) и атмосферу, якобы, царящую в «верхах» (доклады, совещания, ценные указания и торжественные мероприятия). Даже не знаю, что выглядит в этом фильме более нелепо: танцы вприсядку под аккомпанемент балалайки (на подводной лодке-то!) или мракобесие имени «нашей любимой партии» в эпизодах с принятием ключевых (идиотских, естественно!) решений. Впрочем, нам не привыкать уже, согласитесь? Столько их уже было, этих псевдорусских… Тут другое интереснее. Пылкая речь героя Л. Нисона (ни дать ни взять А. Пачино в «Запахе женщины») в защиту своего командира и вправду звучит эффектно. И оратор, безусловно, прав, рассуждая о колоссальном грузе ответственности в момент принятия тех или иных решений, о том, можно ли вообще судить того, кто принимал эти решения, отдавал соответствующие приказы. Но, черт побери, как всё это вяжется с поведением старпома во время похода?! Его постоянными попытками оспорить, поставить под сомнение мнение и волю капитана. А неудавшаяся попытка «государственного переворота» (именем всё той же партии, разумеется) на подлодке? Не напоминает Вам это бессмертное рязановское «вовремя предать — это не предать, это предвидеть»? Впрочем, сам командир тоже далеко не безгрешен в этом плане. Экую, к примеру, сумятицу внесло в его мысли присутствие поблизости американского эсминца! То погружаемся, то всплываем, то эвакуируемся, то ни за что на свете. Я не против человеческой слабости как таковой, но нельзя ли ознакомиться с мотивировочной частью решений? А то как-то… непоследовательно. Громкие слова, красивые мундиры и мужественные лица я лично оцениваю на 6 из 10
Посмотрев со своим дедом, который является профессиональным военным, офицером в отставке, отдавшим армии 33 года, этот пропагандистский, лживый во всех отношениях фильм, я хочу сказать: Подобные фильмы, следует запретить, не только в РФ, но и во всех странах бывшего СССР! С нас довольно, лживого д*рьма, вроде «Рэмбо 3», и еще фильмов, подобных этому. Мои аргументы: 1. Во время выхода новой подводной лодки(подчеркиваю, именно новой) из базы, мы наблюдаем, ее полную неготовность к плаванию, включая: протекающую обшивку, отсутствие медикаментов, способных уничтожать радионуклиды, (каким-то чудом на борту оказывается один аспирин), гибель людей, которые занимались покраской лодки, и при всем при этом, командир подводной лодки, — Востриков, все равно выводит ее в плавание. 2. Мы наблюдаем абсолютную халатность офицеров, особенно безалаберно себя ведет офицер следящий за реактором (находится в пьяном состоянии), и наконец: каким бы не был командир, военнослужащие советской армии никогда не станут обсуждать его за глаза, а уж тем более оскорблять! И наконец, проблема вторая. Мало ли в США было катастроф, аналогичной К-19? Взять хотя-бы катастрофу шаттла «Челленджер», когда погибло семь американских астронавтов? Теперь же, американцы, отправляют своих астронавтов, только на российских космических кораблях. Почему? Нет ответа. Таким образом, на мой взгляд, фильмы. подобные «К-19» и др. похожим фильмам, следует запретить, потому что молодежь, не знающая реальной картины того времени, будет учить историю по этим фильмам. Следовательно, у молодых людей сложится представление, что советские командиры и правительство были сволочами, а потом такого же мнения они будут и о своей Родине. Если бы можно было поставить 0, я бы поставил 0. Ну а так: 1 из 10
Сразу скажу, что знаю про работу подводников только из фильмов, этих героических людей очень уважаю, но «К-19» мне не нравится, пересматривать не буду. На эту тему снят уже не один фильм, я смотрела несколько, и сравнение с «Подводной лодкой» Петерсена напрашивается сразу. Тот фильм мне нравится больше. Он достоин внимания хотя бы потому, что снят гораздо раньше, он заложил основу для фильмов на тему подводной войны, да и чрезмерного пафоса там явно меньше. Я смотрела их в порядке выхода, «К-19» во многих моментах выглядела передранной оттуда и набитой штампами. Многие ситуации прямо «по тексту», только посильнее на зрителя давят (например, матрос пишет письмо, с фотографией девушки в руке). Отдельный момент, раздражавший на протяжении всего фильма — это музыка: то слишком пафосная, то нудная, то откровенно тоскливая (что-то вроде реквиема? Это заунывное пение надоело очень). Еще сильно мешал голос дублера Харрисона Форда — нарочитое рыкание и пафос только ухудшают впечатление. Насколько я поняла, никого из выживших в качестве консультантов не звали, и самый исторически достоверный момент — не разбившаяся бутылка шампанского. Ну, и то, что была чрезвычайная ситуация. Дальше — фантазии создателей фильма. Пьяный появляется в кадре уже после первых десяти минут фильма. Врач кидается под грузовик с криком: «Не те лекарства» — видно, в Союзе иначе нельзя было решить эти вопросы?? С торпедой — предсказуемо, разве ж они могут иначе справиться? Люди вышли из зараженной зоны, а их все рядом стоящие обнимают, поддерживая, даже не сняв одежду?? «Мне плевать на Москву!» — это здорово! А та, вторая лодка Москве не подчиняется? В общем, не убеждает, очень жаль. Особенно при том, что рассказ о записках, дописываемых на «Курске» с последними глотками воздуха, я забыть не могу (история другая, но тема та же). У меня в списках лучших фильмов о Великой Отечественной «Аллегро с огнем», «Торпедоносцы» (кстати, вода, хоть и без подлодок, есть в обоих фильмах). Непосредственно про подводников — пожалуйста, «Командир счастливой „Щуки“». На фоне их искренности этот — ерунда, и только за то, что его сняли американцы, не выставив наших придурками, похвалить не получилось. Фильм идет 2:18, на мой взгляд, чуть короче было бы лучше. За саму тему ниже поставить не могу. 7 из 10
Парадокс фильма в том, что о мужестве русского человека рассказывает американское кино. Америку не ругает только ленивый и наверно есть за что. Но при всех её мягко говоря недостатках, иногда случаются такие вот необъяснимые с точки зрения логики чудеса, как выход в свет фильма «К-19», рассказывающий о русских моряках, судьба к которым была не столь благосклонна, к чем ныне живущим и здравствующим людям. По хорошему подкупает и то, что режиссёром является женщина Кэтрин Бигелоу, поскольку мудрый женский взгляд со стороны на мужчину ещё никто не отменял. И надо быть абсолютно невменяемым человеком, чтобы не прислушаться к этому взгляду, поскольку то, что рассказала нам Кэтрин о нас самих русских, принадлежит к разряду Промысла Божьего! Это не просто динамичное кино держащее в напряжение. Чтобы осмыслить и понять, требуется время. Но даже при всём при этом, вряд ли возможно почувствовать всю боль за людей К-19. И ведь это не вымысел, это реальная история, история нашего недалёкого прошлого, которая раньше в силу известных политических причин замалчивалась. Мне не хочется говорить о недостатках картины. Возможно они имеют место быть. Возможно есть расхождения по фактам того, что произошло с К-19 на самом деле и то, что показано в фильме. Когда соприкасаешься с настоящим искусством, на многое закрываешь глаза. Патриотизм сам по себе не может возникнуть из ничего. На примере стойких и крепких духом людей, строится духовно здоровое общество. Понравилась ли мне работа Лайама Нисона? Понравилась. Но Харрисон Форд как нельзя лучше смотрится в роли капитана Алексея Острикова. Безукоризненное попадание в образ, за что спасибо Кэтрин, что пригласила именно его на эту роль! И ещё: если финальные кадры не растопят лёд в ваших сердцах, а у кое-кого не вызовут скупую мужскую, то значит спасти и помиловать вашу грешную душу в состоянии только Бог! 10 из 10
Придираться к факту, что русских моряков актёрам удалось изобразить довольно кисло — не имеет смысла. Так уж вышло, что эта история была экранизирована не Россией, и посему нужно просто смириться с тем, что будет много неровностей и несовпадений. История Я бы советовал этот фильм к просмотру практически всем, без исключения. Хотя бы потому, что историю нужно знать, какой бы ужасной и трагичной она не была. Это конечное же далеко не самая точная интерпретация тех событий, но основной посыл дойдет до любого зрителя. Знайте, что К-19 реально существовала. Знайте и помните подвиг её моряков, отдавших свои жизни. Погрузитесь в атмосферу постоянного напряжения, скованности и страха за себя, за товарищей и за Родину. Реальность Не стоит расценивать данный фильм как документалистику или полностью художественное произведение. Это гибрид, причем довольно удачный. Режиссёр показал нам свою версию истории, которая состоит из реально существовавшей основы, которая обросла заграничными стереотипами и не совсем удачной актёрской игрой. Хоть большинство недостатков фильма почти сразу бросается в глаза — то постепенно во время просмотра они сглаживаются. Качество съёмки и необычайно атмосферное окружение делают своё дело, и под конец уже не обращаешь внимания на то, что русского моряка играет Индиана Джонс. 8 из 10
Настоящая драма, повествующая о подвиге настоящих мужчин: подводников советской атомной подлодки. Несомненно, на мой взгляд, самая удавшаяся кинолента 2002 года по многим показателям: актёрский состав с Лиамом Нисоном и Харрисоном Фордом, режиссёр-обладательница премии «Оскар», отлично продуманный сценарий, Кировский симфонический оркестр вообще не позволяет отвлечься на что-либо. Но в фильме есть серьёзный огрех:бунт на корабле и сдача судна американцам моряками не допускалась, из-за этих пафосных американских идей впечатление, прежде всего у нас: жителей постсоветского пространства несколько портится. Однако это мелочи, ведь фильм передал основную мысль цельно и доступно: «В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ» 10 баллов… Конечно, если сравнивать этот фильм с Гладиатором или Лоурэнсом Аравийским, то К-19 до поставленной оценки не дотягивает, однако атмосфера, напряжение, искреннее переживание за людей которые проявили истинный героизм в той роковой ситуации, думаю, несмотря ни на что 10 стоит!
У многих людей, у меня в том числе, перспектива погружения в океанские глубины вызывает легкую дрожь. Но в этом фильме речь идет не о живущих на морском дне гигантских хищниках и не о клаустрофобии в замкнутых помещениях подлодки — это история о самопожертвовании и человеческом героизме. Конечно, фильмы о русских снятые на просторах Голливуда, часто подпадают под жесткую критику за скудное сходство экранных мест и героев с реальностью. Если сравнивать картину, скажем, с отечественным проектом «72 метра», то работа Кэтрин Бигелоу полна спорных моментов относительно менталитета русских людей. Но не стоит забывать, что описываемые события относятся к 1961 году и характеризуют закаленных годами подводников, поэтому даже напускной пафос в некоторых сценах воспринимается скорее с иронией. В этом фильме мне всегда нравилась воссозданная атмосфера настоящей подводной лодки — замкнутое пространство, тесный, сплоченный месяцами морских походов коллектив. Декорации позволяют на два часа стать участниками реальных событий прошлого. Не совсем понятно, почему были изменены имена всех персонажей — ведь это была возможность дополнительно подчеркнуть героизм подводников К 19 и открыть их имена миллионам зрителей. В техническом плане тоже есть явные огрехи, которые бросаются в глаза. В основном это все, что касается панорамных съемок движения субмарины, в особенности, сцена с прорывом кромки льда. Использованные специальные эффекты выглядят здесь лишними. Но в тоже время, совершенно потрясающе выглядят сцены, где экипаж судна выходит на палубу, пока подлодка находится в надводном состоянии — чувствуется масштаб происходящего и буквально ощутим холод окружающих северных вод. Как я уже сказал выше, это история о человеческом героизме. О людях, которые закрыли грудью своих товарищей перед лицом невидимого врага — радиации. Авария реактора и ее устранение требовало человеческих жертв. Эти сцены наиболее драматичны и в сочетании с глубокой, эмоциональной камерной музыкой, производят неизгладимое впечатление. Не стоит забывать, что это фильм не для детей. Помимо заслуженных звезд Харрисона Форда и Лиама Нисона, хотелось бы отметить игру Питера Сарсгаарда. Тот случай, когда актер второго плана действительно запоминается лучше своих именитых коллег. 8 из 10
Конечно, фильм, где американцы называют сами себя врагами, не будет пользоваться особым интересом на родине создания фильма. Он и не пользовался. Это кино про доблесть и мужество русских подводников, проявленные в течение морского похода на одной из первых атомных подводных лодок. Правдивой документальной истории в этой картине искать не стоит. как говорят подводники, проходившие службу на данной подлодке К-19, единственная правда в фильме — это не разбившаяся бутылка шампанского о борт судна, при первом спуске его на воду, что является дурным знаком. А сцены с наставлением пистолета на командира и показывания пятых точек американскому вертолету — и вовсе немыслимо, и являются субъективными представлениями режиссера. Но от этого фильм не становится не интересно смотреть. Атмосфера тех лет, быт подводников: показаны на хорошем уровне. При просмотре, я думаю, в каждом проснется запылившаяся гордость за свое Отечество, а с учетом, что это иностранный фильм, вдвойне приятно видеть Наших подводников героями. Фильм запоминается и дает патриотический посыл в мысли каждого. Достойная похвалы военная драма, которую хочется смотреть не один раз. 9 из 10
Я честно говоря ничего от фильма не ожидал — художественный фильм, от американского режиссёра про героизм советских подводников. Я просто не ожидал, что этот фильм настолько мне понравится, ведь в фильмах про Россию мы чаще всего либо дураки, либо террористы. Чего таить, я его посмотрел давным давно, и сейчас пересмотрел. Даже через 10 лет этот фильм оставляет неизгладимое впечатление. Фильм повествует о советской подводной лодке К-19. Из-за того что правительство торопилось, на подготовку подводной лодки и экипажа отводилось меньше времени чем требовалось, в следствии чего, в работе экипажа да и в самой подводной лодке были недочёты. Весь фильм пропитан идеологией СССР — от начала, где играет гимн СССР и ставят цель, которую нужно достигнуть любыми средствами, до конца, где Востриков отказывается от помощи американцев (хоть потом и соглашается чтобы спасти экипаж). Если в большинстве фильмов я могу выделить актёров, то здесь — нет. Все до единого сыграли так великолепно, что выделять кого-то нет смысла. Кристиан Камарго, Харрисон Форд, Лиам Нисон, Питер Сарсгаард, Сэм Спруэлл, Питер Стеббингс да и вообще все — влились в свои роли на сто процентов. Хотя бы вспомнить ту сцену, когда покалеченных радиацией выводят — как на них смотрят, что они говорят — всё это выполнено просто шикарно и не подвергается никакой критике. Или как на протяжении фильма меняется Востриков из патриота в разумно мыслящего человека. Саундтрек, операторская работа — тоже на высоте. Саундтрек Клауса Баделта добавляет в фильм незабываемую атмосферу, из которой выходишь только спустя два с лишним часа. Этот фильм действительно стоит посмотреть всем. На некоторых моментах у меня просто зачащалось сердцебиение — настолько фильм великолепно снят и актёры включились в свои роли. Один из лучших американских фильмов которые я видел. 10 из 10
Признаюсь, этот фильм тронул меня. Наверно, давненько не смотрел кино про моряков, про людей, облученных радиацией, людей, готовых выполнить приказ командира… или умереть… Впрочем, о чем это я? Где в фильме мы видели, чтоб вся команда была дружно готова умереть за своего командира? Наоборот, более половины фильма я наблюдал этакого «жестокого и беспощадного» Алексея Вострикова — человека, не жалеющего ничего и никого на пути к цели, человека, не идущего на компромиссы с врагом — и напротив его команду, команду, которая только и думала, когда же это все закончится. Не было показано в фильме единодушия командира и моряков, оно появилось лишь в конце… после того, как обстановка накалилась. Такое ощущение, что только один человек на корабле понимал, в какой стране он живет, понимал, что с ним будет за невыполнение приказа. Это главный минус, на мой взгляд — режиссеры не смогли полностью показать дух советских людей. Ну где вы видели, чтоб целый экипаж добровольно решил сдаться американцам? Остальные минусы, если и есть, то не так значительны (например, Баренцево море назвали Беринговым). Правда… ни на минуту не покидало ощущение, что в кадре американцы… Пусть и играют наших, но все равно американцы. В общем, актеры сыграли очень хорошо, особенно запомнились Лиам Нисон (правдоподобный русский получился) и актер, сыгравший Вадима (вот к чьему персонажу нет претензий по самоотдаче, пусть и проявил он трусость в один момент). Харрисон Форд сыграл стандартно, на высоком уровне. В целом, несмотря на недостатки, интересный фильм, хороший саундтрек. Спасибо американцам за более-менее адекватный фильм про русских. Моя оценка: 7 из 10
Да, посмотрим на эту ленту трезво. Что мы имеем в плюсах — актерский состав, дух патриотизма (кстати, славянского), а так же титаническое отображение мощи ВМФ СССР. Минусы? Пожалуй, некоторая неосведомленность режиссера о тонкостях жизни в этом самом СССР. Кэтрин Бигелоу заслуживает похвал — за то, что она, американка, сняла очень «русский» фильм. Как ни старалась, не нашла намеков на «добрых американцев, которых хлебом не корми — дай помочь». В фильме не было ни одного жеста в сторону мнения «добрые американцы». Наоборот, они показаны как циничные и довольно жестокие люди, которые не только фотографируют попавших в беду людей, но и откровенно пользуясь безысходностью экипажа предлагают» помощь» (которая, а они наверняка это знают, для экипажа обернется трибуналами и лагерями). Их помощь — чисто шпионский интерес. И показателен тот факт (что очень тонко изобразила Бигелоу), как быстро американский эсминец исчезает при появлении советской дизельной «эски». Кончено, резанул зрение выпивший матрос, плясовая в кубрике и произношение имен. Но, во-первых, режиссер сделала так мало ошибок, что эти можно и простить, во-вторых, на борту таки раздавали вино от заражения, ансамбли песни и пляски ВМФ СССР по всему миру показывали не только «Яблочко», но и плясовую (не грех ошибиться, а про пьяных — так у половины мира о русских впечатления пьяниц — и мы сами в этом виноваты), а имена… Ничего не вижу плохого, что человека по имени Дмитрий называют именно Дмитрий, а не Димыч, Димон, Димати и т. д. И последнее, упрек нашим режиссерам — мы так усердно копируем боевики Запада, так упорно отказываемся от своих тематик (хотя вся ИХ история поместится в одном только разделе нашей Новой Истории), что забываем о главном — у нас больше сюжетов. Хотите боевые подвиги — пожалуйста, подводная лодка «Комсомолец» до сих пор лежит на дне океана, «Курск» поминают каждый год. Военный аэродром «Скнилов» все еще пропитан кровью погибших на нем людей. Хотите военные подвиги — ради бога, снимите про жажду в Одессе, про битвы подо Ржевом, про Разрушенные Киев и Смоленск, и ничего плохого не вижу в том, что бы снять «Молодую гвардию», политическая подоплека здесь слаба, героизм и ужас войны перетянут все… Много можно перечислять. Одно могу сказать — обидно, что таких душевные и качественные фильмы про НАС снимаем не МЫ. А Бигелоу и компании — 10 из 10
Специально посмотрел этот фильм после неоднократного его сравнения с фильмом 72 метра. На мой взгляд фильм неплохо передает атмосферу того ВРЕМЕНИ — холодная война, настырные американцы, члены политбюро, бюрократия и показуха. Но это все лишь эпизоды. В фильме показаны русские моряки и офицеры флота. Да, актеры сыграли хорошо, они действительно сыграли хорошо, но только американцев, точнее их преставление о нас. Получилось, что с одной стороны фильм хорошо раскрывает политическую атмосферу, а с другой стороны в напомнил «русского милиционера Шварценеггера» из фильма «Красная жара». Фильм получился по духу не русский, хотя и про русских.
Эта лента американского режиссёра Кэтрин Бигелоу (снявшей ранее удачный фильм «На гребне волны») повествующая о героизме экипажа первой атомной советской подводной лодки К-19, лента, ожидаемо провалился в американском и мировом прокате. С американцами вся понятно, они хотят видеть нас своими врагами (Даже по прошествии более чем двадцати лет, ленты, где русские являются врагами собирают приличную кассу в США (Из последнего можно вспомнить откровенно слабый «Солт»). Но в этой ленте, наши соотечественники, показаны на редкость мужественными и храбрыми людьми. Вообще, кроме того, что К-19 действительно являлась первой атомной советской субмариной, и кроме того что там действительно произошла авария, все остальное является плодом американской фантазии. Не может ни радовать в фильме присутствие звезд первой величины: Харрисон Форд (Исполнивший роль капитана подлодки) и Лиам Нисон(старший помощник). Игра актеров никаких нареканий не вызывает, и это вызывает дополнительную досаду за кассовый провал фильма. Была бы это мелкая халтурка, то никаких вопросов! Но фильм, со звездами такой величины, при чем, и Форд и Нисон действительно старались, а не «отрабатывали номер». В фильме действительно много мелких ошибок, например надпись в начале фильма: Северодвинск (Кольский полуостров) или чехарда со звездами на погонах персонажа Форда (то их две, то три). Все-таки если госпожа Бигелоу собиралась снимать серьезное историческое Кэтрин Бигелоу, то нужно было более пристально обратить свое внимание на данные мелочи, как пример, создатели фильма, могли взять любую карту и узнать, что Северодвинск находиться в Архангельской области(Но ни как не в Мурманской). Итог: Не смотря на мелкие(пусть и досадные) неприятности, фильм снят очень даже не плохо, особо хочется отметить игру Форда и Нисона, две звезды мирового масштаба, очень убедительно сыграли русских(причем эти русские не пьют водку и не носят ушанки). Вообще данная попытка снять фильм про русских подводников, конечно, не является первой (ранее вышел очень приличный фильм «Враждебные воды» и картина «Охота за Красным Октябрем» с Шоном Коннери). Но все-таки «К-19» занимает особое место среди этих картин, и дело даже не в историчности ленты («Враждебные воды» снят о подлодке «Комсомолец») а в действительно удачной игре актеров, и пусть и с огрехами, но все-таки хорошей режиссуре. 8 из 10