Высоцкий. Четыре часа настоящей жизни
Владимира Высоцкого нет с нами уже 36 лет. Но легендой он стал еще при жизни. А что такое человек-легенда? Памятник. Образ, сформированный из каких-то шаблонов, представлений, воспоминаний людей «видевших Легенду». Это песни. Это роли. Это слухи. Нечто, существующее и само по себе, и одновременно являющееся частью Лика Легенды. … и где-то там, внутри этого кокона, находится человек. Боже, сколько критики обрушилось на создателей картины за то, что они показали несколько дней из жизни человека там, где все хотели увидеть нечто из серии ЖЗЛ! Человека, разрываемого на клочки, человека не принадлежавшего уже себе, но всем. Нужен театру. Нужен зрителям на гастролях. Нужен спецслужбам. Нужен тем, для кого он — источник дохода… Безумно сложно остаться целым, когда тебя рвут на части. Отсюда и наркотики, и творческий кризис, и постоянные метания между «надо» и «надо». «Герои» такими не бывают. Не-приглаженый и не-причесанный образ не укладывается в рамки стереотипа. Живой! Каким мы, зрители и слушатели, не знали и не представляли. … От атмосферы фильма кожей чувствуется жара Узбекистана и появляется ощущение ТОГО времени. Актерская команда — отдельная похвала: великолепно! В персонажах совершенно не видны исполняющие роли артисты. Каждый на своем месте. Но даже на фоне великолепной актерской команды невозможно не сказать «Браво!» исполнителю главной роли, Сергею Безрукову. Грим — гримом, но сыграть так, что выходящие после просмотра прокатной версии фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» зрители спорили, кто же это, не узнавая в образе Поэта артиста, которого в нашей стране знает каждый первый… Удивительное преображение! Не грим и парик, но и глаза, походка, осанка, сама фигура — нет, это именно Высоцкий! Так сыграть!… Если в прокатной версии есть недочеты, то мини-сериал, выпущенный позже, дополненный недостающими сценами, подробностями, с подкорректированной компьютерной обработкой, как то сразу обрел черты завершенности. Отрывок из жизни. Несколько дней. Всего-то. Но эти несколько дней, показанные за 4 часа, вдруг оживили «Легенду», сделав давно ушедшего человека близким и таким знакомым…
На тот момент, когда я смотрел этот фильм, я особо не имел представления о жизни и творчестве Владимира Высоцкого. Музыку Бутусова, Окуджавы, Высоцкого я в те года еще не мог воспринимать всерьез, а все же было интересно, почему внимание прошлых поколений так приковано к этой личности. К личности Владимира Высоцкого. Что мне дал этот фильм? Смог ли он меня познакомить с одним из самых значительных деятелей музыкальной культуры прошлого века? Нет. Меня познакомили с человеком, который вообще ничего из себя не представляет. Кому пришло в голову снять байопик о Высоцком, в котором возлюбленная Владимира Высоцкого будет тащить дозу через весь совок? Никакого смысла в картине нет. Фильм ни о чем. Было лишь пару интересных монологов от главного героя. А еще запомнился саундтрек в исполнении Басты. Очень здорово исполнил. Не рекомендую смотреть этот фильм. Если вы не знакомы с биографией Высоцкого, то лучше посмотреть какой-нибудь документальный фильм о нем, чем портить мнение о нем, смотря этот фильм. Если вы знакомы с творчеством и судьбой Высоцкого, то все равно не смотрите этот фильм. Он не оправдает ваших надежд.
Итак, в очередной раз на примере русского кинематографа мы видим, как из посредственного фильма, подозрительно напоминающего немецкий шедевр «Жизнь других» можно-таки выковать действительно стоящее кино. И как это сделать? Очень просто — надо всего лишь выпустить полную, режиссерскую версию фильма, что в очередной раз произошло с очередным громким российским блокбастером. На этот раз таковым оказался всем известный «Высоцкий. Спасибо, что живой», фильм, который посмотрели, наверное, все, но о котором, конечно же, у большинства сложилось противоречивое мнение. Сразу замечу, что я изначально фильм плохим ни за что бы не назвал. Здесь есть действительно удачные моменты, начиная с ярких персонажей не менее ярких и талантливых актеров — Андрей Смоляков, Андрей Панин (пусть земля ему будет пухом), Владимир Ильин и Иван Ургант, о заслугах которых я скажу позднее. Есть и очень удачные эпизоды, например, действительно драматичный и по-своему философский разговор между великим бардом и полковником КГБ в финале, эпизод, ставший высшей точкой напряжения в картине, настоящей кульминацией, заставляющей зрителя задуматься над тем, о чем говорят своеобразный диссидент и защитник системы. Конечно, оно и понятно, что вдохновение черпалось явно из вышеназванного шедевра Флориана Хенкель фон Доннерсмарка, ведь в обоих фильмах центральной темой становятся отношения между офицером госбезопасности и творческим человеком, ставшим своеобразным бунтарем своего времени. Да и финал у фильмов практически одинаковый, и единственная разница — это реальное историческое лицо в главной роли в нашем, русском аналоге. Если разбирать персонажей, то сходство тоже будет явно на лицо: герои Андрея Смолякова и Ульриха Мюхе практически одно и то же лицо, Владимир Ильин играет ту же роль, что и Ульрих Тукур в «Жизни других», а литератор из немецкой картины оказывается тем самым бунтарем, роль которого в нашем фильме играет Высоцкий. Но хуже от этого фильм не становится, а в сериальном формате даже лучше: дополнительные эпизоды словно оживляют фигуру главного героя, делая из загримированного Безрукова натурального Владимира Высоцкого. Тут, конечно, стоит отметить, что и гримеры хорошо поработали, но именно эти дополнительные сцены очеловечили столь одиозную фигуру. Смоляков сыграл одного из самых ярких персонажей фильма, хотя в его таланте сомневаться не приходится: не менее интересным получился и его герой из «Сталинграда». Здесь же полковник Бахтеев в его исполнении оказался довольно интересным, многогранным героем, и даже его перевоплощение в самом конце Смолякову удалось сыграть успешно, а, главное, натурально. Андрей Панин сыграл одну из своих последних ролей — и ушел красиво. Действительно интересный персонаж, забавный, веселый, искренний — именно таким Андрей и запомнится своему верному и любящему зрителю. Владимир Ильин в роли другого полковника госбезопасности тоже не ударил в грязь лицом, но это и не удивительно — Ильин ведь не просто актер, а ветеран, и такие роли серьезных военных людей ему реально подходят. И даже Безруков в образе Высоцкого здесь действительно порадовал — в первую очередь в том самом финальном эпизоде, а так же в эпизоде после «воскресения» Высоцкого. Но у фильма есть и минусы — и в первую очередь это концертные эпизоды, ведь за весь фильм Владимир Семенович не спел ни одной песни полностью. Нам показывают лишь какие-то отрывки из песен, и внимание постоянно переключается с главного виновника торжества на чекистов, ведущих на него охоту (здесь даже невозможно точно сказать, кто является главным героем — персонаж Безрукова или Смолякова, ведь оба проводят на экране фактически равное время). Таким образом, ни одной песни в итоге полностью мы и не послушаем. Хочется, конечно, придраться и к порой неестественной мимике Высоцкого, но это уже технические детали. В итоге сериальная, четырехчасовая версия нашумевшего блокбастера практически по всем параметрам превосходит оригинальную, но ощущение дежа вю не покидает во время просмотра, ведь этот проект — фактически ремейк известной немецкой ленты на ту же самую тему борьбы с неудобным режимом. Только более мягкий. 7,5 из 10