Ложь
- 20 янв 2001
Очень долго я откладывал просмотр этой картины. Меня пугало начало, в котором упоминается инцест. Такие темы я стараюсь обходить стороной. Как оказалось, боялся я зря. Я бы сказал, что фильм оказался предельно не однозначным, но не могу. Кино слишком прилизано для фильмов на затрагиваемые темы. Это и вопрос и возрасте Хауи, и его ответ, и понимание, что возраста сексуального согласия он достиг… Нет, в фильме нет ничего запрещённого моралью, во всяком случае на момент происходящих в нём событий. Было ли до того, как Хауи познакомился с Большим Джоном — создатели картину решили умолчать, лишь тонко, очень тонко намекая и предоставляя зрителю решать самому. Но к чему тогда был вопрос о возрасте? Вероятно, создатели картины хотели и рыбку съесть и… косточками не подавиться. Желание, чтобы фильм вышел в прокат, ограничило их возможности. Во всяком случае именно такое впечатление кино на меня произвело. И ведь не скажешь, что фильм плохой, но и хорошим его назвать нельзя. Как нельзя назвать и честным. При просмотре я волей-неволей сравнивал «Ложь» с «Беспризорником» (Германия, 1991), фильмом о 15-летнем мальчике-проститутке Акселе, проблемы в нём были затронуты те же самые, но воплощение их на экран лучше в разы. Здесь же… И «не верю» не скажешь, и похвалить фильм в то же время не за что. Тем не менее, фильм мне неожиданно понравился. 8 из 10
Этот фильм об украденном сломанном детстве. Очень трудная для просмотра картина. Фильм без возможности чётко распределить роли и дать оценки. Даже мне, с моим расширенным мировосприятием, было нелегко беспристрастно рассуждать о поступках героев, поскольку в фильме была затронута проблема педофилии. И отображена эта тема в контексте безответственности нормальных взрослых по отношению к детям. Это горько вдвойне. У главного героя — 15-летнего подростка Хауи Блитцера — недавно умерла мать. Мальчик сильно переживает по этому поводу. Пишет в память стихи, бережно хранит её вещи. Отец же совсем не стесняется приводить новых девушек в дом, чем сильно обижает потерявшего материнскую заботу подростка. И хотя Хауи ни в чем не нуждается, живет в хороших условиях, он чувствует себя потерянным и никому не нужным. Спасение от этих проблем подросток ищет в компании друзей. Вместе они грабят дома по мелочи — больше для развлечения, чем с целью наживы. К своему самому близкому другу — Гэри, главный герой, видимо, испытывает какие-то чувства, здесь слабый намек на нетрадиционную сексуальную ориентацию, но до конца линия не прочерчена, и с уверенностью говорить о сексуальных предпочтениях Хауи нельзя. Рассматривать это можно больше с точки зрения сексуального становления. Как бы то ни было — именно вдвоем с Гэрри, по его просьбе, Хауи отправляется на ограбление дома, где есть много ценностей. Хозяином этого дома оказывается старый педофил Джон. Более того, Гэри хорошо знаком с этим человеком, и вроде как принимал участие в отвратных действиях с ним. И Джон быстро догадался кто его пытался ограбить. А когда припер к стенке Гэрри с требованием дать объяснения по поводу ограбления, тот все свалил на несчастного Хауи. А потом уехал в неизвестном направлении. В результате Хауи остается в полном разочаровании от своей дружбы, с требованием педофила либо рассчитаться за украденное, либо как-то отработать большие деньги, а то Джон расскажет обо всём полиции. И вдовесок ещё одна проблема — отца Хауи арестовывают по подозрению в строительных махинациях. Вот тут и начинается всё самое интересное. Жизнь парня не просто дала трещину — она уже разломилась. Чего у Хауи уже точно не будет, так это детства. В этих обстоятельствах Хауи и начинает сближаться с Джоном. Старый педофил оказывается вовсе не страшным маньяком. Подросток не чувствует какой-либо серьёзной угрозы со стороны Джона. Тот, наоборот, пытается дать какую-то поддержку юноше, забывая про свои угрозы и требования. Хауи просто испытывает подсознательное желание опереться на чьё-то плечо в этом жестоком мире и потому соглашается остаться на ночь у Джона. Труднообъяснимой нежностью наполнена сцена, где Джон помогает Хауи в его первом бритье. Слёзы стынут в глазах. Ведь это должен был делать отец мальчика. И Хауи, уже просто в благодарность за тепло, оказывается готов сделать приятное для старого извращенца, но Джон, к счастью, отрезает эти попытки, просто укладывая подростка спать. Трудно сказать, почему он это сделал — совесть, наконец-то, замучила или просто сексуальное домогательство приобрело иную форму. Таков он жестокий мир — дети вынужденно ищут тепла и заботы в руках педофилов, потому что больше в этом мире они оказываются никому не нужными…
Первые кадры фильма заставляют напрячься: балансирующий на ограждении путепровода парнишка пытается сделать шаг в поток мчащихся под ним автомобилей. Он никому не нужен, так зачем тогда жить? Поначалу кажется, что фильм станет очередной повестью о метаниях рефлексирующего подростка, однако совсем скоро в происходящих действиях обнаруживается другой подтекст. Хоуи Блитцеру (Пол Дано) приходится столкнуться с ложью, которая, как, очевидно, полагают авторы картины, пронизывает всё общество. Тема лжи всплывает в контексте семьи, дружбы, работы и общественных отношений. Зрителя эта ложь вряд ли удивит, но для юного Блитцера встреча с реалиями окружающего мира таит много опасностей. Полу Дано удалось передать глубину переживаний, чувственность и беззащитность своего героя, а у Билли Кэя получилась роль «хитрого лиса» — приятеля по имени Гари. Однако, при всех заслугах молодёжи, самый резкий и выразительный образ вышел у Брайана Кокса (Большой Джон) — асоциальный тип, прикрывающийся статусом ветерана вьетнамской войны. Его фигура является узловой для этого фильма, вокруг которой закручивается череда криминальных событий, с одной стороны, грозящих совращением Хоуи, а, с другой, открывающими парню глаза на правду жизни, в которой правит ложь. Для Большого Джона встреча с доверчивым и открытым Хоуи тоже не осталась без последствий. Привыкший к определённому типу общения с определённого типа подростками, он, как кажется, по-другому взглянул на себя и свои отношения с Хоуи, который, что было неожиданно для Джона, искал в его лице не партнёра, а друга. Казалось бы, лирический финал неизбежен. Но, если начало картины заставляет зрителя напрячься, то финал вынуждает вздрогнуть от неожиданности.