Шетланд
- 10 мар 2013
Узнала о существовании сериала совершенно случайно и сразу же бросилась смотреть. Люблю британские детективы, а тут еще и на севере Шотландии — мечта, а не сериал. Главный герой — инспектор Перез — внушает доверие, он уверен в себе, заботлив и строг. Обратите внимание на его походку, эта неспешность поразительна. Не видела Дугласа Хеншэлла раньше, может это его походка, но в Шетланде — это что-то потрясающее. Почти что Юл Бриннер. Сотрудники инспектора тоже сплошь хорошие ребята: трудолюбивый и исполнительный Сэнди, сообразительная Тош и Билли, который, похоже, сидит в отделении круглые сутки. Есть еще семейство: дочь и отец дочери. Дочь не дает инспектору заскучать вне работы, а отец дочери, тот и вовсе регулярно дает инспектору прикурить. Сюжеты первых двух сезонов взяты из книг английской писательницы Энн Кливз, дальше — фантазия сценаристов. И в этом, к сожалению, недуг сериала. С третьего сезона он стал стандартной BBC Drama, которые клепают на британском телевидении во множестве. Шетланд внезапно стало не отличить от Броадчёрч и других собратьев. Не книжные сюжеты пытались вывести расследование за пределы собственно Шетландских островов и это было зря. Всё очарование сериала именно в замкнутости пространства, в том, что люди, фигуранты дела, так скажем, все друг друга знают. И Перез их всех знает. И именно поэтому они от одного его взгляда на допросе теряют самообладание. А еще в каждом сезоне на Переза вешаются женщины и это выглядит настолько неправдоподобно, что неловко смотреть. На героя-любовника инспектор совсем не тянет. Хотя, может быть, дело в том, что уж очень агрессивные женщины выписаны сценаристами. Что тоже характерно для современного британского телевидения. В итоге, Шетланд мне скорее понравился, первые два сезона точно. В основном из-за главного героя, умопомрачительных пейзажей и шотландского акцента. Но пятый сезон я досмотрела с трудом, посмотрим, что будет дальше.
Люблю британские детективы за живых непричесанных персонажей, у которых веснушки, сомнения и проблемы. Детективу Джимму Перезу веришь, он — правильный полицейский, хочет защитить невиновных, считается с чувствами людей, жаждет справедливости для пострадавших. Первые два сезона расследуемое дело занимает по две серии, в третьем и четвертом оно уже охватывает целый сезон. В этом сериале преступление только повод поговорить о человеке. «Бремя страстей человеческих» — такой эпиграф подошел бы к нему. Любое преступление, как камень, брошенный в воду, образует круги-последствия, которые изменяют жизнь многих. Каждая новая версия увеличивает круг подозреваемых и возможные мотивы. Современные преступления нередко связаны с каким-то страшным происшествием в прошлом. Затрагиваются темы насилия в семье, недоверия, травли, неприятия непохожего на других, стремления скрыть настоящего преступника, подставив безвинного, предательства близких. Сюжет довольно динамичный, ускоряется к концу расследования, много неожиданных поворотов сюжета и пересечений, порой концовка ошеломляет. Актерская игра превосходна, за пару минут диалога с Перезом из самоуверенного влиятельного хладнокровного типа подозревамый превращается в жалкого лишенного самообладания и положения ничтожества, чьи мотивы оказываются такими же ничтожными, как он сам. Разговоров и перелетов будет очень много, это все-таки остров, людей мало, общения не хватает. Именно диалоги будут основой развития сюжета. Рекомендую сериал тем, кто предпочитает фильмы без рукопашного боя и литров крови, но с напряженным сюжетом и раскрытием сердечных тайн. 10 из 10
Где-то на северо-востоке Великобритании расположен архипелаг Шетландские острова. Там суровая природа, холодное лето и нет Marks&Spencer. Зато есть океан, поражающие воображение скалы и даже через экран передающееся ощущение свободы. А еще, согласно сериалу, там живет и работает детектив-инспектор Джимми Перез — весьма талантливый полицейский, без замашек на детективного гения, но отлично знающий свою работу и умеющий организовать свой небольшой, очень толковый коллектив. Состоит он из сержанта Элисон Макинтош, для которой абсолютно свойственны нездоровый цинизм и возможность явиться на работу в жестоком похмелье, констебля Сэнди Уилсона — местного парня, пытающегося найти себе место в жизни, и дежурного по участку Билли, чей позитивный настрой и собака добавляют в сериал трогательно-человеческие нотки. Серьезный, даже немного тяжеловатый тон сериала подкреплен хорошими сценарными решениями. Дела, которые расследуют герои, замешаны на непростых межчеловеческих отношениях. Иногда люди ощущают себя в маленьком сообществое островов словно в ловушке, и убийство становится для них единственным выходом. Оригинальный детективный сюжет придумать непросто, но создателям удалось сделать каждый из них атмосферным, очень специфическим и полностью гармонирующим со всей окружающей обстановкой. Первые два сезона построены по принципу «2 серии — 1 дело», начиная с третьего используется одна сюжетная арка на весь сезон (менее удачный ход, по-моему). Великолепные виды жесткокой северной природы также добавляют остроты ощущений. Практически каждый пейзаж хочется поставить на заставку экрана компьютера и любоваться, не отрываясь. Море, пляжи, леса, маленькие каменные улочки прибрежных городов — все это показано с такой любовью, что мы проникаемся чувствами к этому месту вместе с главным героем. И от этого лучше понимаем его внутренний мир. Суровая природа Шетладских островов удивительно точно отражает суровую природу людей, живущих на них. Дуглас Хеншолл с высеченным словно из камня лицом удивительно точно вписался в роль Джимми Переза. Мы словно видим живого человека, с его проблемами, с его жизненным кредо, с его отношением к работе. Это абсолютно точное попадание в героя для этого сериала. Он особенно хорош в тех моментах, когда он проявляет заботу и эмоции. Элисон О`Доннелл — «Тош» — с одной стороны утрированно карикатурна, другой — невероятно убедительна. Казалось бы, такой образ должен быть отрицательным (в каждом сериале в полицейском отделе есть такая зараза). Но нет: Тош дослужилась до сержанта, она отлично выполняет свою работу, Перез многое ей доверяет и заботится о ней, как о дочери. Кстати, из актерского состава хочется выделить еще и Эрин Армстронг в роли дочери Переза Кэсси — хорошо прописан образ, цельно, чтобы показать другую сторону жизни Джимми. Актрисе удалось попасть в тон сериала, и при этом каким-то образом она делает его светлее. По духу и структуре сериал во многом напоминает классические британские детективы. То есть если вы любите «Касла» и «CSI», вам скорее всего не понравится. Если вы предпочитаете «Бродчерч» и «Индевор», я очень рекомендую сделать «Шетланд» следующим в списке на просмотр.
Можно посмотреть географический фильм о Шетландских островах. А можно детектив, где действие происходит на Шетландских островах; второе — в какой-то мере даже увлекательнее. Главный герой — следователь Перез — явно потомок моряка Великой Армады, потерпевшего крушение при обходе Великобритании после шторма. Один из сюжетов связан с оккупацией Норвегии немцами во Вторую мировую. Острова лежат на пути из Норвегии в Исландию (через Фареры). Так что истории с географией здесь достаточно. С точки зрения детектива — возможно, сюжет развивается не так динамично, как в триллерах; но, может, это и есть главная особенность Шетланда? Так что зрелище не захватывающее, но познавательное. Такой этнографический детектив, коих много выпущено в последнее время. Да, еще вы посетите Эдинбург.
После просмотра сериалов «Первобытное» и «Тишина» нашла еще один сериал с Дугласом Хеншеллом. Здесь он, в отличие от «Сердцу не прикажешь», опять играет сурового немногословного детектива. Мужественный взгляд, суровые пейзажные ландшафты и этакий смахивающий как никогда на скандинавский диалект оттенок речи. То и дело упоминаются викинги, ярлы, норвежцы. Моя слабость. В отличие от многосерийного «Преступления» и «Моста», очень удобный формат — всего 2 серии. Честно говоря, мне сразу после того как становится известно о раскопках древних людей и находке черепа, становится понятно в чем завязка сюжета. Однако не смотря ни на что, остается интерес — кто же все-таки есть кто? Кто предатель, кто убийца предателя, или все было не так, как было представлено в архивах? Фильм изобилует национальным колоритом, не знаю, шетландским или каким, хочется сидеть с кружкой горячего чая и рассуждать о конвоях, лендлизах и о героическом Сопротивлении, о всяких первооткрывателях-мореплавателях. Благо природа соответствует антуражу исландских саг. Герои живут как будто между двумя родинами — современной Британией и страной древних викингов, и существуют одновременно в двух мирах — мире американских блокбастеров, макдональдсов и супермаркетов и вневременным бытием простых рыбаков и мореплавателей. Примечательно, что вся эта замкнутость системы мировоззрения подчеркивается в сериале кровным родством большинства жителей острова. Также как это было в норвежских и вообще, большинстве средневековых скандинавских поселений. Средневековые норвежцы знали толк в том, как рассказывать истории, чтобы это было не просто очередным развлечением чтобы пощекотать нервы, а чтобы сохранить связь времен, пробудить любовь к своей истории и своей родине, чтобы каждый ребенок ощущал гордость за свое родство с потрясающим народом, жившим сотни лет назад. Неторопливый «затянутый рассказ» дает возможность проникнуть в жизненный уклад жителей острова, разобраться в генетических линиях, ощутить неизменившийся с древних времен, ритм жизни потомков мореплавателей — возделывание скудной земли, выход в море, просушка и починка сетей и длительные разъезды между островами, чтобы добраться в гости. Сама природа заставляет задуматься во время этих разъездов или длительных прогулок, о смысле жизни, о своих взаимоотношениях, о жизни, о смене времен и эпох. Заставляет смотреть на многие вещи не с сиюминутным желанием обладать или наслаждаться удовольствием, а видеть все с вневременной точки зрения. Ощущать себя всего лишь маленькой частью исторического процесса. Неслучайно герой Хеншелла указывает направление в одну сторону: «В хорошую погоду там видна Норвегия», а в другой стороне «видна Исландия».
После триумфального шествия Forbrydelsen/The Killing по планете, продолжатели появляются на свет божий, аки грибы после дождя. Broen, The Shadow Line, Broadchurch, Mayday, Top of the Lake… Формула «одно убийство — несколько серий» сейчас в фаворе, и перед многими продюсерами сериалов замаячила перспектива оседлать растущий тренд. Судя по пилоту, создатели «Шетланда» могли черпать вдохновение в Wallander или Wallander UK. Влажный, прохладный, скупой до солнечного света климат Шетландских островов как нельзя лучше подходит для создания гнетущей атмосферы таинственности. Однако, продолжать ли просмотр далее первого эпизода — это вопрос вопросов. Казалось бы, знак качества в виде аббревиатуры BBC должен гарантировать, и пилот довольно аутентичен и атмосферен. Но большие сомнения вызывает кастинг. Внешность главного героя не запоминающаяся. Среди остальных персонажей харизматиков также отмечено не было даже под лупой. Несмотря на мою любовь к поджанру mystery series, этот пока ничем не зацепил и не подарил надежд на то, что очередное убийство, растянутое на сезон, стоит потраченного на его просмотр времени.