Свадьба в сезон дождей
- 27 июн 2002
- 31 авг 2001
Мира Наир стала одной из первых индийских режиссёров, использовавших интернациональный подход для исследования самобытных культурных традиций. Опыт работы в документальном жанре и длительное знакомство с Западом дали ей возможность найти некий центральный взгляд на развитие своей страны в современных условиях. «Свадьбу в сезон дождей», снятую на пороге нынешнего века, уместно назвать одним из его самых приятных кинематографических открытий и не только в плане режиссёрской трактовки индийской современности, но и за неповторимую атмосферность. Местом действия здесь становится Нью-Дели накануне традиционно важной для Индии церемонии бракосочетания девушки Адити и молодого инженера Эрмана, живущего в Хьюстоне. Оба принадлежат к привилегированной среде среднего класса и, как водится, имеют кучу родственников, в том числе, за пределами Индии. Несмотря на торжественный фон, сопровождающий подготовку мероприятия, становится очевидным, что целью режиссёра является исследование более глубоких структур родного общества, для чего происходит максимальное сближение зрителей с разными представителями индийской диаспоры. И оказывается, что не зря. За просторами жизнерадостности и улыбок как традиционных спутников пенджабских свадебных торжеств, скрываются глубокие противоречия, обнажающие внутренние проблемы, среди которых даже табуированные прелюбодеяние и педофилия. «Свадьба в сезон дождей» является изящным рассказом с многоуровневым повествованием, затрагивающим целый ряд универсальных социально-психологических проблем общества. Несколько неуклюжий и тяжеловесный старт картины быстро выравнивается и оседает в серии хаотических и комических коротких сценариев, в лучших традициях комедий положения. Наир идёт по пути умелого сочетания своего и чужого элементов, допуская, например, присутствие нескольких английских имён, но неизменно делая самыми заметными свои, родные. Виновницу торжества она называет поистине священным индийским именем, как бы оберегающим её от опасных тенденций, способных разрушить не только предстоящий брак, но и судьбу. Молодая и привлекательная Адити и впрямь балансирует на мокрой и скользкой дорожке поколенческих и культурных сдвигов, обновляющих черты традиционной Индии под стать дождям в названии фильма, но в последний момент смиряется и запирает в себе личные амбиции, выбирая перспективную жизнь в США. Интересно и то, что Наир не оставляет своих персонажей одномерными, пытаясь сжато и доступно объяснить природу каждого. Больше всего здесь, конечно же, повезло устроителю свадеб, характер которого раскрывается ну с очень неожиданной стороны, и вместо пафосного предпринимателя перед камерой предстаёт чувственный индийский Ромео. Впрочем, если обратить внимание на само понятие личных отношений, то в фильме они, скорее, полиморфные. Нестабильность личных отношений между Адити и будущим мужем противопоставлена обоюдному чувству свадебного устроителя и молодой горничной из семьи невесты, основным препятствием для которого становится социальное расслоение, традиционно сильное в индийском обществе. Воистину, бедность и богатство, при их тотальной противоположности, слишком близки друг к другу, чтобы спокойно развивать лучшее внутри себя. Но Наир находит простое и в то же время красивое решение, объединив в финальном танце всех без исключения, ведь это — поистине магическое действо, когда любые различия перестают существовать, остаётся лишь всеобщая искренняя радость. «Свадьба в сезон дождей» — это умелое сочетание цвета, движения и эмоций, а также всеобщий призыв самой Миры Наир любить Индию и просто любить жизнь. Визуальное качество сцен, дополняющееся высоким эмоциональным потенциалом персонажей, рождает нечто, достойное искренних чувств и похвалы. Несмотря на ряд сложных моментов, фильм пронизан небывалым оптимизмом и жизнелюбием, которым очень трудно не поддаться. Достойным является и акцент, сделанный на декоративной атрибутике свадебной церемонии, неотъемлемой часть чего является сари. Энергичный саундтрек задаёт по-хорошему беспокойный тон и содержит целый микс из традиционных любовных песен, символического народного мотива, джаза и поп-музыки. Это — именно тот редкий случай, когда фильм снят в зажигательных условиях, но исключительно с позитивной стороны.
В Индии, где соседствуют прогресс и древнейшие традиции, свадьба — самое роскошное семейное торжество. На церемонию в зажиточный дом в Нью-Дели прибывают многочисленные родственники со всей планеты и даже из далёкой Австралии. При подготовке свадебного празднества красавицы-индианки Адити и жениха-индуса, проживающего в Хьюстоне, в ход идут причудливые старые обычаи и самые новомодные веяния… Но и чрезмерно вольные нравы некоторых эмансипированных членов в кои-то веки собравшегося семейства не способны остановить уже запущенный в действие механизм. Хотя кое-кому всё-таки приходится приложить немало усилий, чтобы уберечь от скандала очаровательную невесту, отправившуюся накануне на полночное свидание с женатым мужчиной, а кроме этого, приструнить распоясавшегося дядюшку, вдруг оказавшегося педофилом, и привести в чувство тамаду, некстати влюбившегося в служанку. Но ни проливные дожди, ни неожиданные разоблачения не помешают соединить священными узами два молодых сердца, ведь любовь в этом возрасте способна не только быстро умирать, но и рождаться. Проблемы и искушения, отрефлексированные в этом индийском фильме преимущественно в комедийном ключе, оказались сродни заморочкам современных европейцев. Всевозможные комплексы, неуверенность в себе, затаенные обиды, сексуальные наваждения… Однако молодые герои вполне «по-взрослому» решают свои дела. Жених, выслушав исповедь невесты о её ночных похождениях с любовником, находит в себе силы простить и даже полюбить грешницу — за искренность. Так предполагаемый брак по расчёту оборачивается неожиданным пробуждением чувств, о которых эмансипированные молодожёны и не подозревали. Рассчитывая получить в браке одно, оба обретают нечто совсем иное. А как бы родственная тяга дяди к малолеткам хоть и не приветствуются присутствующими, но и не особо осуждается, поскольку на фоне остальных свадебных коллизий выглядит сущей безделицей. Мира Наир, воспитанная в зажиточной индийской семье, начала свой путь в кино с разоблачительных социальных драм. И вот представила фильм без острых критических выпадов: её соотечественники уже не выглядят экзотикой из третьего мира, а предстают вполне полноправными гражданами цивилизации. Их невозможно представить в типовой болливудской продукции, хотя Болливуд присутствует тут почти в каждом кадре: песни из старых фильмов звучат по радио и из телевизора, дурманя воспоминаниями из далёкого детства пропитанный ароматами воздух теперь уже нового тысячелетия. В то же время Monsoon Wedding — это кино, сделанное с оглядкой на сегодняшнюю моду (хотя бы ту же датскую «Догму»), отснятое мобильной ручной камерой, с использованием открытых (и скрытых) съёмок реальных делийских улиц. Этот компромисс, этот «мезальянс», соединивший традиции главной индийской Фабрики Грёз и самые свежие веяния, позволил преодолеть жанровые границы и подняться до уровня «вечных ценностей», избежав при этом «клюквенных» сцен, снимаемых специально на экспорт, и клише поточных индийских мелодрам. Свадьба является здесь не только ключевым предлагаемым обстоятельством, но выступает метафорой всеобщего единения, что особенно важно во времена повсеместно распадающихся связей, когда умирают родовые обычаи и родной язык, вытесняемые агрессивной цивилизацией и английской речью.
Тем, кто хочет открыть для себя неболливудское индийское кино, фильм будет интересен. Это «авторский» фильм, поэтому в нем нет постановочных песен и танцев, типичных для Болливудских безделушек. Но музыки и танцев все равно много, просто музыкальные сцены поставлены не как «видеоклипы» с хореографией, а как естественные сценки: женщины, сидя, поют песню; гости танцуют на свадьбе и т. д. И этого оказывается совершенно достаточно, чтобы передать индийский дух. Фильм этот калейдоскопичный, и многие сцены в нем как будто не завершены: камера часто бегает от одних групп людей к другим и доходит до того, что мы слышим голоса одних героев, а нам показывают других, второстепенных, которые тоже что-то говорят друг другу. Это типичный прием, использующийся для того, чтобы создать атмосферу спонтанности и естественности. Но с этой атмосферой Мира Наир немного перебарщивает, и фильму не хватает какой-то сосредоточенности, что ли. Впечатление такое, что режиссерский стиль еще не сложился. В своем дебютном фильме «Салам, Бомбей» Наир часто использовала съемки уличной жизни, выхвытывая интересные, выразительные моменты, и в «Свадьбе» она решила использовать такой прием уже для постановочных съемок, то есть, с играющими актерами. Мне кажется, получилось не идеально, и, несмотря на стремление к спонтанности и жизненности, некоторые актеры выглядят скованно, а Виджай Рааз вообще какой-то отталкивающий тип. Однако, Мира Наир очень чувственный режиссер, какие бывают только на Востоке, и поэтому фильм спасает химия. Она присутствует даже в сценах, где ей необязательно быть, и это придает картине и колорита, и шарма, и атмосферы. Не знаю, заслужила ли «Свадьба» победы в Венеции, но она дарит правильным зрителям несколько моментов, когда музыка и сюжет сливаются в нечто, заставляющее киноманское сердце затрепетать. Ради таких моментов и стоит смотреть кино.
Свадьба в сезон дождей. Серьезный фильм, снятый в реалистичной полудокументальной манере. Масса действующих лиц, несколько сюжетных линий, сходящихся в финальных сценах свадьбы молодых героев. В центре большая пенджабская семья, выдающая замуж дочь и пошедшая в этой связи на серьезные финансовые траты. Эпопея подготовки к свадьбе и составляет интригу картины. У большинства героев есть предыстория, т. н. флешбэки, раскрывающиеся в репликах и картинах, что придает фильму дополнительный интерес. Это прошлое связано с настоящим и дает дополнительные толчки развитию сюжета. Мне лично понравилась история Дюбея и Элис, очень трогательная и нежная. Конечно, понравился Р. Худа — невероятный обаятельный красавец и игра Н. Шаха. Хороший фильм, нудноватый малость, но не дурацкий, что можно до сих пор сказать о немалом количестве инд. картин. 8 из 10
Неожиданно реалистичный фильм. Даже не ожидала, пока не начала смотреть. Некоторые сцены даже напоминают скорее документальное, чем художественное кино. Сюжет прост. На свадьбу в обычной индийской семье среднего класса съезжаются гости, родственники, друзья. И когда они встречаются все вместе, оказывается многим есть что скрывать. Лаллит Верма (Насируддин Шах) — выдает замуж свою дочь. Но невеста признается жениху, что у нее была любовная связь с женатым мужчиной. Сначала он разозлился, но после принимает ее такой, как она есть. В тоже время Лаллит ссорится с сыном, который увлечен танцами, поскольку считает, что это не подходящее занятие для мужчины. Лалит также узнает, что младшая сестра Рия еще ребенком была вынуждена терпеть домогательства друга семьи Теджа Пури (Раджат Капур). Она молчала стыдясь этого позора, но увлеченное поведение этого друга по отношению к одной из маленьких племянниц, заставляет ее признаться. Скопление людей, праздничное настроение приводит и к другим результатам. Здесь молодые люди встречаются и возникают привязанности. Такие как, история мистера Дюбея (устроителя свадеб) и служанки Элис. Или одной из родственниц и парня из Австралии. Фильм реалистичен своим сюжетом и картинкой. Нет гламурности и яркости Болливуда, может потому что в создании участвовали не только Индия, но США, Германия. Также и хронометражу — для Болливуда фильм довольно короток, а для Голливуда длинен — около двух часов. В фильме нет постановочных танцев с яркими декорациями и подтанцовкой, но есть музыка и танцы, как это бывает в обычной жизни. Танцуют все под обыкновенный магнитофон либо под песни, исполняемые в процессе обрядов. Закадровая музыка тоже отражает все чувства героев. Серьезное кино, заставляет снять «розовые очки» и посмотреть на Индию не глазами красочного Болливуда, а глазами обычного человека. 8 из 10
Красивейший фильм Миры Наир «Свадьба в сезон дождей», завоевавший главный приз Венецианского кинофестиваля в 2001 году, и имевший неплохие кассовые сборы, призван, как посол культуры, рассказать об изменениях в Индии в 21 веке. Показать древнюю аутентичную страну в свете западных веяний. И кому это делать как ни индийской эмигрантке-постановщице, способной оценить старое и современное, принадлежащей к одному из высших сословий, о котором и идет речь в фильме. Для бедняков никогда ничего не меняется. Богачи, освободившись от британского владычества, стремятся перенять западные обычаи, не уступая ни миллиметра в сфере влияния собственной культуры. «Свадьба в сезон дождей» — причудливая смесь Болливуда и Голливуда, индийских танцев и западных битов. Попытка скрестить жанр свадебной комедии и фестивального актуального кино, за счет чего мы имеем красочный фильм, затрагивающий темы матримониальных браков, педофилии и вечных семейных ценностей. В общем, здесь есть практически все, чтобы не оставить равнодушным зрителя, в том числе и эффект погружения. После двух часов киношной суматохи, меня не покидало ощущение, что я сам отгулял на этой свадьбе. Сложно сказать, такова Индия сегодня или это лишь взгляд человека давно покинувшего родину, а значит оценивающего извне. Для каждого режиссера Индия своя, в зависимости от его симпатий к стране, касты, которую он описывает, и сюжета. Мира Наир показывает экспортную холеную Индию сквозь призму свадьбы обеспеченной Пенджабской семьи, выдающей единственную дочь замуж за парня, эмигрировавшего в Америку. Для Адити — это шанс покинуть страну и вынужденное расставания с женатым любовником. Обещанные в анонсе скелеты пачками не вываливаются — главное в фильме это церемониал, но Мира Наир делает множество намеков на темы свойственные скорее даже европейскому кино, но никак ни индийскому или американскому. Но намеки зачастую остаются намеками, а серьезные проблемы решаются в лоне семьи, когда, казалось бы, пора вызвать полицию. Ничто не прерывает свадьбу, зрителю нужно дать шанс до конца увидеть это прекрасное действо с танцами, шафранными сари и морем цветов. В конце концов, где вы еще увидите такую превосходную свадьбу. По сравнению с трешевыми Болливудскими мелодрамами, и не самыми интеллектуальными Голливудскими комедиями, «Свадьба в сезон дождей» смотрится как прорыв в жанре и серьезное осмысление нового культурного пространства восточной самобытной страны. Здесь, конечно, много персонажей, как и в любой большой семье, что изначально требует максимума внимания, но если поднапрячься, Мира Наир одарит Вас замечательным социальным экскурсом в экзотическую страну, скорее похожую на красочный сон. 7 из 10
Показалось неожиданно даже слишком реалистично (для индийского кино). Так уж вышло, что в один день посмотрела подряд Чамели да ещё и этот. Окунулась, так сказать, в непривлекательную реальность. Не знаю, какое-то сопротивление материала ощущалось, или это я после «отлакированных» фильмов отвыкла воспринимать суровую реальность. В любом случае, этот фильм не зря получил приз на фестивале. Доказал при этом, что кино фестивальное, а не поверхностно-массовое. Не скажу, что песни так уж ни одной. Да фильм весь пронизан музыкой! Мне вот одна ритмичная песня, звучащая в финале, особенно понравилась. За это спасибо. Ещё спасибо за персонажа устроителя свадьбы и его линию любви со служанкой. Спасибо за идею: «Если Индия открыта для мира, это не значит, что мы должны забыть нашу древнюю культуру.» Не терплю Гёрлфренд, тошнит от той «пастельной сцены». Пусть в жизни такие сумасшедшие и есть, но не показывайте об этом всему миру! Чего я всегда ищу в индийских фильмах — это музыка, песни, сюжеты, и всё это вместе образует для меня понятие «духа Индии». Здесь он есть, он врывается неожиданно, но захватывает и долго не оставляет в покое. Насируддин Шах, конечно, молодец. Я тут на досуге подметила, что Амитабх Баччан ушел сейчас в коммерческие, многобюджетные проекты, а Насируддин и Саид Джаффри — в такие, фестивальные, философские, глубокие фильмы. Насируддин Шах умудрился, хоть в эпизоде, но появиться в Доставке на дом. Фильм вообще очень нравится, именно как глубокий, необычный, «не для всех». 9 из 10
Обалденный фильм! Красивый, атмосферный, трогательный, яркий, эмоциональный, музыкальный и жизненный. Сюжет объемный, многолинейный и разносторонний. Свадьба — это всегда столкновение современной жизни и традиций, а в Индии контраст между двумя этими категориями впечатляет особенно. И какая свадьба без выяснения отношений? Кино цепляет и удерживает Ваше внимание до самого конца. Невольно проводятся аналогии с местными обычаями и выходит, что не сильно-то мы и отличаемся: стоит собраться нескольким женщинам на кухне — они поют, молодёжь хоть и современная, но отплясывает под народные песни, а отцы невест — вечно жалуются на дороговизну. Сюжетная линия о влюблённом устроителе свадеб, которого пилит родная мать за отсутствие внуков — такая душевная и милая, что невозможно не растрогаться. В фильме хорошо абсолютно всё: и режиссура, и сценарий (небольшие заимствования ему совершенно не вредят), и актёры, и даже индийские песни и танцы (исключительно по теме). Итого за супер-фильм 10 из 10
Это один из тех фильмов (довольно редких), которые можно смотреть несколько раз, но впечатления все равно будут как после первого просмотра. Один из самых любимых мною фильмов. Индийская атмосфера чувствуется в каждом кадре. Яркий, необычайно красивый фильм. Прекрасная музыка, очень хорошо передающая атмосферу. Отличная актерский состав, стопроцентное попадание в каждого персонажа. Особенно хороши Насируддин Шах, Лиллет Дюбей, играющие родителей невесты. Ну и конечно нельзя не отметить Миру Наир, которой несмотря на некоторое влияние западного кино, несомненно удалось передать неповторимый индийский колорит в этом фильме. Кстати, именно на Западе фильм завоевал признание, был отмечен на многих кинофестивалях (Золотой лев в Венеции, Приз зрительских симпатий в Монреале) и номинировался на премию BAFTA. На родине же лишь отметился в некоторых второстепенных номинациях. P.S. За впечатления — 10 из 10 Жаль нельзя поставить больше
Не являясь поклонником индийского кино, могу сказать, что этот фильм необычный… Свадьба -сюжет не нов, именно через на свадьбе лежит отпечаток культуры и традиции каждого народа, но спешные приготовления, хлопоты родни, прибытие разных родственников из разных частей света- отражает разные оценки свадебных традицй, воспитания и восприятия семенный отношений, родственных связей в наше время. Всем не угодишь. Тема фильма важная-глобальное и традиционное перемешанное в одной семье, что победит, где опора, какие ценности лучше… и режессер пытается найти ответы, с юмором к настоящему и с симпатией к прошлому высвечивает недостатки и перегибы и традиционного и глобального, так что становятся ясными неуместности и одного и другого. Традиция жива пока она изменяется в меру, и глобальность может спастись только вживаясь в традиции. Игра актеров великолепна, работа режесера и сценариста (особенно диалоги) так же хороша. Можно и посмеяться и есть о чем задуматься.