
Путешествие на солнце и обратно

- 20 апр 2025
Первый показ многосерийного фильма Романа Михайлова прошел в рамках Московского международного кинофестиваля и вызвал немалый ажиотаж. Похожие ощущения от фестивального сеанса были в далеком уже 2011-го году, когда гости ММКФ сидели на ступеньках, смотря дилогию «Шапито-шоу» Сергея Лобана, снявшего до того культовую в определенных кругах «Пыль». Роман Михайлов в некотором роде перехватил эстафету «культовости» у Сергея Лобана, обретя армию фанатов за достаточно короткий срок. Шутка ли – семь фильмов за три года. Такая интенсивность съемок кино была свойственна, да поправят меня киноведы, разве что немому кинематографу да великому и ужасному Р.В. Фассбиндеру. Пока режиссеры-современники смиренно ждали питчингов Минкульта и Фонда кино, Роман Михайлов «вербовал» актеров разной степени узнаваемости в очередной микробюджетный фильм. Ряды «секты Михайлова» стремительно пополнялись на глазах изумленных коллег. Богатый жизненный опыт режиссера позволил ему подробно и убедительно осветить в «Путешествии на солнце и обратно» такие темы, как бандитские группировки, азартные игры, психиатрические лечебницы и наркотическая зависимость. На удивление мало экранного времени досталось сектам. Хотя публичный показ на ММКФ отчасти восполнил этот пробел - режиссер заставил каждого члена съемочной группы сказать в микрофон название своего фильма, а потом «братья и сестры» дружно обнялись. Почему я так подробно останавливаюсь на этом показе? Мне кажется, формат «семь серий подряд» (с двумя перерывами на перекур) в темном кинозале с одними и теми же зрителями рядом и со съемочной группой – это важная составляющая полученных эмоций и впечатлений. Это как за ночь прочитать роман, но не одному, а в кругу поклонников писателя. Такие публичные чтения 19-го века. Первые серии «Путешествия…» неизбежно будут напоминать зрителям «Слово пацана» - парни в трениках, бандитские разборки, джамп-каты (в данном случае менее уместные и скорее мешающие просмотру) и Лев Зулькарнаев снова в роли одного из пацанов. Девяностые (и примкнувшие к ним в ряде сериалов восьмидесятые и нулевые) – это наш Дикий Запад, поэтому зрителей ждет, наверное, еще немало лихих детей перемен. Роман Михайлов привносит мало что нового в популярную и актуальную тему. Разве что его бандиты скорее смешные, чем устрашающие (хотя у Балабанова в «Жмурках» это удалось совместить). Кофе попивают, трындят, как у Джармуша или Тарантино, но никого не убивают. Очевидно, что режиссер относится ко всем героям с большой симпатией, что, с одной стороны, большой плюс (ты к ним тоже подключаешься, сопереживаешь), с другой (не будем про романтизацию бандитов, хотя она тут неизбежно возникает) – истории не хватает антагонистов. Впрочем, и цели у героев достаточно размыты, а внятная появляется в серии пятой (найти девушку), но и та довольно быстро заходит в тупик – впрочем, достаточно изящный. С точки зрения драматургии «Путешествие…» это если и «Слово пацана», то скорее его артхаусный брат, который слишком много «торчал», а потом и вовсе стал слетать с катушек. Когда в сериале появляется психушка, он окончательно делает крен в сторону т.н. авторского кино. Трипы, сны, колдуны, что-то от Пелевина, немного от Линча, чуть-чуть от Ноэ. Пульсирует электронная музыка, усиливая гипнотический эффект, в энный раз из реки ночью выходит голая невеста, влюбляя в себя заплутавшего в лесу мальчика, сумасшедшие и медсестры играют в прятки, на заброшенке того и гляди улетишь в космос. Если бы я видел «Нирвану» (2008 г.) или «Я» (2009 г.) Игоря Волошина, а также «Одиссею 1989» (2003 г.) Ильи Хотиненко мл. с будущим режиссером «Бумера» в главной роли, то мог бы сказать, что Роман Михайлов с задержкой в 20 лет продолжает гнуть линию режиссеров-ровесников, давно перебесившихся, успокоившихся и сейчас снимающих сказки и ностальгическое ретро. Но я не видел. Кто-то завязал, а иных все еще штырит. Если драматургически «Путешествие…» выглядит рыхловатым (много повторов, мало перипетий), то с точки зрения режиссуры к сериалу нет никаких вопросов. Несмотря на не самый большой производственный бюджет, в созданный съемочной группой мир проваливаешься, он затягивает. Много юмора. Отлично играют все актеры – от известных до эпизодников. Веришь каждому. Особенно хочется выделить Олега Чугунова – роль крайне сложная и он с ней справился. Наверное, в скором времени «Путешествие…» доберется до одной из онлайн-платформ. Напрашивается Start («Дети перемен») или Okko («Лихие»). Сериал будет несложно «продать» аудитории под «Слово пацана», хотя он, если уж мыслить референсами, ближе скорее к «Ласт квест».
Налетели на сериал хейтеры и критиканы. По-мне сериал "Огонь любви" не самый плохой, хотя штампов, клише и прочего действительно немало. Михаил Химичев по-мне лучший из наших российских современных ак...