Апофегей
- 13 июн 2013
Сюжет Эпоха брежневского застоя, ученые, партия, общежитие, молодость и любовь Перестройка, чиновничество, партия, апартаменты, зрелость и нелюбовь… Лейтмотив Главная идея фильма (и повести) — душевные противоречия главного героя и попытки построить счастье. Как жить человеку в мире, где почти не осталось ничего человеческого? Какое количество души нужно убить в себе, чтобы удержаться у кормушки и кем в итоге стать? Чем или кем нужно пожертвовать? Так уж мы устроены: счастье для нас всегда лежит впереди, счастье — это цель, а не данность. Ютился к коммуналке — счастье в огромных апартаментах. Били в детстве — научись драться. Девушкам неинтересен — подкачаюсь и пересоблазняю всех. Реактивное поведение… Только после понимаешь, что это — цели, часто не имеющие со счастьем ничего общего. Рецепт счастья прост: люби, будь любимым и ничего не испорти. Только цели расходятся со счастьем… В этой истории столько любви и столько же несчастных. Это трагедия в ее непосредственном проявлении. Главный побудительный мотив произведения: остановись, отдышись, успокойся и спроси себя «Ты счастлив?», «С кем ты будешь счастлив?» и иди навстречу своему счастью. А дальше, если не будешь идиотом, то получишь и все остальное. Актеры Идеальный подбор актеров. Страхов — мужик; Миронова — волшебная и безбрежно женственная, Шиловская — красавица, как с картинки; Сухоруков — органичный скользкий чиновник. Все на своих местах.
О чем картина? «О выборе между любовью и карьерой. И еще о том, как найти в запутанном лабиринте жизни единственно верный для себя выход.»- Станислав Митин (режиссер картины). Москва, 1977 год. Надя Печерникова (Мария Миронова) и Виктор Чистяков (Даниил Страхов) учатся в аспирантуре кафедры истории некоего вуза, собирают материал для диссертации (он — про правых эсеров, она — про Столыпина), любят друг друга и уже подали заявление в загс. Чистяков уверенно идет по партийной линии: меняет тему своей работы на политически верную, потому как метит на серьезный пост в номенклатуре. Надя же относится к сложившейся системе с иронией и сарказмом. Ироничная история, которая смешно и поучительно рассказывает о любви двух молодых ученых и в духе эпохи зло высмеивает КПСС. Параллельно повествует о смене элит и поколений во властных структурах, о том, как уходили со своих постов старые партийные деятели, помнившие еще Сталина и Хрущева, и на кого они оставляли страну. «Апофегей» позволяет понять, откуда есть пошла нынешняя власть — именно Чистяков, его коллега по райкому Убивец-Иванушкин и им подобные. И все таки на первый план в фильме вышла любовь — взаимная у Нади и Чистякова и односторонняя у Ляли к Чистякову; и как раз любовная история отыграна актерами великолепно. Мне фильм очень понравился. В «Апофегее» очень сильный актерский состав. Особенно тронули Даниил Страхов и Мария Миронова. Я поверила в их любовь и чуства, увидела метания их душ. Для меня этот фильм, в первую очередь, о любви. А потом уже воспоминание о том, чем жила страна в 70—80-х.