Ноев ковчег
- 02 мая 1999
Фильм снят сугубо для телевидения, и первый раз я его увидел в 10 лет, и был честно говоря ошеломлен, в первую очередь самим фильмом, ведь фильмов снятых по библейским сказаниям мне еще не приходилось видеть. Он мне в то время очень понравился. Просматривая недавно, я в первую очередь обратил внимание на то, что первое что сделал Бог это потоп, а позже уже было уничтожение Содома и Гоморры, почему сценаристы вместе с режиссером все это перекрутили я честно говоря без понятия. Когда смотрел первый раз я был восхищен увиденным, просматривая в второе, я увидел что фильм очень просто снят, и видно что к нему больших усилий не придавали. Я закрывал глаза на позорные спецэффекты, в то время можно было бы и лучше, но в конце концов я понимаю, что этот фильм не посягал ни на какие то большие премии и награды, его просто сняли чтобы ознакомить молодежь с библией, или показать фильм монахам, я думаю этот фильм они смотрели с большим удовольствием, или просто для обыкновенного зрителя. Роль Ноя в исполнении Джона Войта отличное, прекрасно сыграл человека, в которого осталась хоть какая то вера в нашего создателя. - Что ты знаешь о Боге? - Почти ничего, но больше чем другие. Ной в фильме точно такой как в библии. Добрый, верующий человек, который слушает только указания от Бога, и не слушает людей и их оскорбительных нареканий в его сторону. Все считают его безумцем, и больным человеком, но на предупреждение Ноем людей о их грехах, все они верят в своих богов, и не меняют мнения о Ное. - Господи, меня Считают безумцем! - Я знаю. Довольно неплохие получились съемки потопа, ну и самих подразумевается сцен, где дождь падает 40 дней и 40 ночей. Точно отражен ковчег как и в библии, то есть режиссер старался все точно отразить в своем фильме. Об актерском составе, могу сказать только одно, то, что они красиво все вместе смотрелись, и сыграли довольно неплохо. И вообще вспоминая Ноев ковчег, и слова Бога, понимаешь, что конца света быть не может, ведь Бог пообещал что никогда не будет уничтожать людей, какие они бы не стали. 'Люди вполне могут уничтожить себя сами, им не нужна моя помощь.' 8 из 10
Достаточно спорный фильм, который можно одновременно похвалить за неплохую работу в техническом плане (хотя и это здесь весьма относительно), и как следует отругать за предельно вольное обращение с Библией, которую христиане и иудеи называют 'Главной Книгой на Земле', и именно последние точно будут не в восторге от того, что авторы сделали со священным литературным первоисточником. Исторические картины, снятые для ТВ, были частым явлением в конце 90-х и в 'нулевых', но все фильмы такого типа, с которыми я знаком, имеют рейтинги гораздо выше той оценки, которой довольствуется 'Ноев Ковчег' 1999 года, так же снятый для телевидения с почти трёхчасовым хронометражем: это и 'Жанна Д'Арк' 1999 года (одногодка фильма об этой же исторической героине, сыгранной Миллой Йовович в кинофильме Люка Бессона), и 'Юлий Цезарь' 2002 года с актёром из 'Комиссара Рекса', и 'Спартак' 2004 года, умело имитирующий сюжет 'Спартака' Кубрика; и 'Бен-Гур' 2010 года, и даже 'Помпеи' 2007 года с их смехотворной графикой в сценах с извержением вулкана, но с приличными декорациями и интересным детективным сюжетом. Все перечисленные мной фильмы объединяет несколько факторов: они сняты для ТВ, а потому низкобюджетны, но бутафория в них отнюдь не убогая, просто, в отличие от кинотеатральных пеплумов, в них не используется графика в огромных количествах и нет сногсшибательного экшна; из-за отсутствия этих фильмов в кинопрокате, они малоизвестны, но большинство посмотревших отмечает положительные стороны этих телепостановок. Что же касается вольности повествования, при которой зачастую авторы пренебрегают реальными историческими фактами и позволяют себе свои домыслы ради оригинальных сценарных ходов; но такого, я бы сказал, наглого обращения с историей и с Книгой, которая для представителей христианской религии является святыней, я не видел ещё ни в одном историческом фильме (хотя есть один пример яркого безобразия, выраженного убогой обстановкой и полным бредом происходящего на телеэкране - 'Елена Троянская' 2003 года, которая очень напоминает мокбастеры, имитирующие сюжеты высокобюджетных новинок, чем обычно занимается студия 'Asylum' - названный мной фильм словно таким же образом подделан под 'Трою' Вольфганга Петерсена). Но, несмотря на всю ересь, показанную в 'Ноевом ковчеге', я постарался найти и отметить в этом фильме больше положительных сторон, нежели отрицательных, поскольку я не ханжа, и меня не тошнит при виде изменения сюжета какой-либо книги или исторического события в кино. Двумя с половиной годами ранее просмотра этого фильма (посмотрел я его ещё осенью 2016 года), мной был просмотрен в кинотеатре 'библейский блокбастер' Даррена Аронофски 'Ной', который тоже вызвал немало недоумения происходящему. Когда я ознакомился с телевизионной постановкой 1999 года, я понял, что Даррен, возможно, опирался именно на данный фильм, и в его версии не только была на гораздо более высоком уровне зрелищность, но и ложь была подана красивее и эпичнее, нежели в фильме 1999 года. И всё-таки я оцениваю эти два творения одинаково высоко, поскольку любовь к фильмам такого типа у меня не отнять, и, если в фильме есть свои достоинства, игнорировать их я не стану. Основным достоинством 'Ноева Ковчега' стала уникальная сюжетная линия, совмещающая два библейских предания о разных людях, живших в разное время, воедино - может, это и бред, но подача была действительно хороша, за исключением некоторых элементов. Итак, Ной живёт среди развращённых людей с садистскими и животными наклонностями, устраивающими оргии и резню между печально известными Содомом и Гоморрой, но, на удивление, Ной пользуется уважением у этого сброда, и один из жителей Содома требует почитания к Ною, которого считает лучшим человеком в мире, но безуспешно пытается уговорить самого Ноя принять участие во всеобщем беззаконии. Ной возвращается к своей семье. За его благочестие Бог избирает Ноя на миссию, о которой Ной пока что не догадывается, а пока что получает приказание взобраться на гору. Далее историю Ноя объединяют с историей Лота, а именно, вместо Лота Ной должен найти 10 праведников, чтобы избавить Содом и Гоморру от уничтожения лавой (хотя Ной, следуя библейским страницам, на самом деле жил вовсе не в Содоме). Ной находит всего двоих праведников - Лота и его жену (хотя жену, такой, какой её показали в этом фильме, я бы праведной не назвал), и жена Лота нарушает указание не оглядываться назад при бегстве из Содома и становится соляным столпом. Проходит 10 лет, семья Ноя живёт в другом городе, и снова вокруг не просто нечестивцы, а язычники, приносящие людей в жертву. Видя продолжение беззакония, Бог даёт Ною задание построить Ковчег, в котором спасётся только семья Ноя, и сам Бог поможет Ною его построить. Начинается Потоп, и, когда Земля уже была затоплена, выясняется, что Лот тоже выжил, но резко поменял свою сущность. Последние 40 минут с сумасшествием сначала жены Ноя, а потом и самого Ноя (нечто похожее показал и Даррен Аронофски в кинофильме 2014 года), способны вызвать искреннее возмущение у всех верующих, читавших Библию, а вот возвращение отправленного голубя сначала без всего, а потом с листочком, показали, как оно и было написано в Библии - хотя бы что-то оставили без изменения. На самом деле, претензий к подобному сюжету может возникнуть масса, причём местами некачественная компьютерная графика, изображающая извержение вулкана и падающие языки пламени, которые выглядят неестественно, так что невооружённым глазом заметно, что стихии нарисованы, - это лишь верхушка айсберга. Самое возмутительное (хотя, скорее, единственное - за остальное я не держу зла на этот фильм) - это приписание сумасшествия, неадекватного поведения или смены характера с праведного на греховный, известным святым. Похожее мы совсем недавно видели в российском комедийном фэнтэзи на основе былин и сказок 'Последний богатырь', где богатырей 'перевели на тёмную сторону силы', а всю нечисть сделали положительными героями, но и в этом фильме можно найти больше позитива, чем негатива, особенно по части юмора, кроме того, отличные спецэффекты. Моя оценка 'Ноеву Ковчегу' высока, несмотря на откровенный бред с сумасшествием Ноя и превращением Лота в грешника, потому что всё остальное, включая диалоги и оригинальный сдвоенный сюжет, наполненный интересными ситуациями, и совмещающий жизненные пути Ноя и Лота, мне понравилось. Но, если вы против вольностей в кино относительно литературы и истории, то лучше не смотрите - ничего, кроме возмущения, такое кино у вас не вызовет. Если это не принципиально - один раз посмотреть можно, всё-таки про Ноя не так много фильмов снято, и, возможно, правдивой экранизацией истории об этом человеке, было только немое кино 1928 года (его я как раз планирую посмотреть). 8 из 10
Просмотр этой картины навевает странные впечатления: вроде бы сюжет её основывается на Ветхом завете, вроде бы она является чем-то вроде религиозной пропаганды, несёт миссионерскую функцию, если хотите, но выглядит как жалкая пародия. Короче, просмотр её должен навевать зрителю христианские ценности. Однако, библейский сюжет практически вывернут наизнанку. Вначале фильма нам пытаются дать объяснения происходящему - говорят прямо и откровенно, что делается это для придания ему дополнительного драматизма. Авторы, видимо, считают себя вправе редактировать Библию, дописывать её, менять хронологию событий. Не так далеки те времена, когда их за такое творчество непременно ждало бы общение с дяденьками-инквизиторами. Похоже, что кто-то просто не знал, как растянуть куцый по своему содержанию сюжет на три часа телевизионного времени. Поэтому прилепили сюда прицепом Соддом с Гоморрой, какого-то непонятного торговца, пиратов, дополнили конструкцию ковчега техническими деталями, которых в Библии не было (к примеру, лишили его руля - в Библии, правда, нигде не описано это устройство, но по смыслу можно понять, что руль всё-таки был). Верхом же кощунства можно считать тот факт, что Лот из праведника превратился в бандита. Лучше бы сняли что-то в два раза покороче, но вменяемое. Неприятно видеть великих актёров в откровенно позорном трэше, основанном на Библии, но только из-за их стараний 5 из 10
Сразу хотелось бы отметить, что мини-сериал «Ноев ковчег» при всех своих достоинствах и недостатках - типичный продукт своего времени. Справедливости ради, 1990-е было прекрасным временем для телеиндустрии, а затраты на создание телефильмов и телесериалов ещё и покрывались продажей соответствующей продукции на видеокассетах. Если так попытаться проанализировать за что в те годы брались телевизионщики, то получается, что практически за всё подряд. Тут вам и сказки, и мифы Древней Греции, и сказания о Короле Артуре, и исторические сюжеты на тему Античности. Ко многим таким проектам приложил руку небезызвестный Роберт Холми старший. И именно он вновь выступил исполнительным продюсером проекта «Ноев ковчег» 1999 года, невзирая на наличие похожего фильма из цикла «Библейские сказания» своих коллег. В отличие от картины 1994 года, здесь же получилось совершенное другое кино. Теперь же в новой версии мы видим историю Ноя и его семьи не через пересказ событий от лица старого бедуина. И компьютерная графика (к которой имеются вопросы, если смотреть фильм сегодня) для 1999 года весьма неплоха. Да и что касается актёрского состава, то здесь на ведущих ролях собрались неплохие голливудские артисты: Джон Войт («Полуночный ковбой»), Мэри Стинберген («Назад в будущее-3»), Ф. Мюррэй Абрахам («Амадей»). Несмотря на драматизм происходящего, особо острые моменты, связанные с насилием, отсутствуют, что делает данный мини-сериал пригодным для просмотра с детьми. Что сделало эту версию, несомненно лучше предыдущих. Однако, не стоит закрывать глаза на минусы, которые здесь так же присутствуют. К сожалению, уместить в почти 3 часа саму библейскую историю о Всемирном Потопе и Ное с его ковчегом, не представилось возможным. И именно поэтому сюда ввели ещё и сюжетную линию с Содомом и Гоморрой - городами, погрязшими в грехах (за что Господь и покарал их население). Ну а раз взяли в фильм Ф. Мюррэй Абрахама (буквально создавшего имя на отрицательных ролях), то нет смысла удивляться тому, что его Лот в данной интерпретации скорее антагонист, нежели союзник Ноя. Так что, несмотря на анахронизм, в рамках драматургии обе сюжетные линии нормально смотрелись вместе (по крайней мере, до момента становления Лота пиратом). Забегая вперёд, не могу не упомянуть и блокбастер «Ной» 2014 года. Пусть в нём компьютерная графика и не так бросалась в глаза (я говорю о животных и о сценах с потопом) и сюжет сконцентрирован на Ное, а не Содоме и Гоморре, всё равно своей мрачностью и неадекватностью Ноя в исполнении Рассела Кроу, блокбастер Аронофски уступает мини-сериалу 1999 года. Хотя и не плох сам по себе. 7 из 10