Золотая орда
- 12 мар 2018
В современное время в нашей многонациональной стране важно понимать, что все мы равноправны, все едины. И мы должны с уважением относится к представителям всех национальностей, видя в них равных. При этом каждый народ интересуется своей уникальной историей, традициями, культурой, родным языком, его историей. Это также необходимо, чтобы чувствовать родственную связь со своими предками. Сериал «Золотая орда», события которого разворачиваются в далеком 13 веке, работает на два этих правила, поэтому важен сегодня. Да, это время, когда Русь была под игом Золотой Орды. Когда князья Руси ездили в Золотую Орду для получения ярлыка, как права на власть в своем государстве. В сериале нам показаны две цивилизации: православная цивилизация Древней Руси, мусульманская цивилизация Золотой Орды. В древней Руси мы видим первый, один из самых важных образов — образ князя Ярослава, в руках которого власть. Он сильный, волевой как мужчина, как лидер, как князь. Эти качества передал в образе актер Александр Устюгов. В Золотой Орде мы видим главу огромной империи в образе хана Берке. И Рамиль Сабитов передал образ сильного, волевого человека, твердого духом, крепкого, бесстрашного. Человека, который является настоящим лидером империи, который ценит преданность. И здесь становится очевидно, что несмотря на уникальный национальный колорит, уже два этих образа имеют схожие черты, что говорит о единстве идеалов в разных традициях, что должно вести людей к единению, пониманию друг друга. Мы видим Устинью, в образе которой Юлия Пересильд передала определенные черты русской женщины, но не во всех поступках. Когда ее, как жертву, отправляют с порога родного дома в неизвестность, в Орду. Что она найдет там? Непонимание, а может быть достойные условия жизни и настоящую любовь? Тоже самое касается юного художника Николки. Мы видим в сериале культуру и жизнь, обычаи и быт жителей Древней Руси. А также мы видим уникальную культуру, быт и жизнь татаро-монголов в бескрайних азиатских степях, где лошадь — верный друг и товарищ, где красота юрт, мечети. Где столь же прекрасная, как и Устинья, Айжен, в своей молодости, в своей самобытной, уникальной красоте и доброте. И многие женщины. Наконец мистический мотив. Священник преклонных лет в Древней Руси, к мнение которого важно. Жрец в Золотой Орде, а также одна из жен хана Берке, мудрая женщина, связанная с мистикой, может быть древним шаманизмом, может иной верой, но она черпает свои знания из сакрального и мудрого источника, неся мудрость и справедливость. По многим пунктам мы видим единство в культуре и традициях разных народов: людей Древней Руси и людей Золотой Орды: сильное, благородное мужское начало, духовность, доброта, благородство, преданность, лиричность женщины, чувство искренней, настоящей любви между мужчиной и женщиной различных наций, уважению к носителю мистического знания. Опираясь на это, можем сказать, что представители разных народов одинаковы, едины, должны жить в дружбе и взаимопонимании. При этом ценя уникальность своих традиций, своей культуры. Этому учит сериал «Золотая Орда» 8 из 10
Если будет продолжение — пожалуй, потянусь посмотреть. Серий много, можно «втянуться». Серии удобные, в пределах часа, успеваешь продумать интересные места. Все-таки плохо мы знаем русскую историю в современной, кино-игровой, подаче. А тема заявлена названием сериала интересная. За все промахи и недоработки сериал уже «растерзали», не стоит повторяться. Добавлю лишь — кое-где толмачи не помешали(бы). Забавно, но мне понравилась музыкальная тема в начале каждой серии: это же скрипка Ибрагима, только очень медленно! Уровень заявлен честно, не нравится — не смотрите. Но кое-что стоит посмотреть! Будь у меня право определить, каким должен быть слоган сериала — взяла бы что-нибудь из Макиавелли, о власти. По сюжету, события сериала — лет 20—30 спустя после ужасающего разгрома 1237—1242 годов. Киев не упоминается? — нечего там упоминать! Что уж об остальном говорить… А «урусы», похоже, еще не осознали глубины своего падения, и что-то еще пытаются делать, а время им определило еще 300 лет монголо-татарского ига, чужой власти. Какой? Как ей противостоять, как сопротивляться, как с ней сотрудничать, если она (чужая воля и власть) — твоя данность? Это очень хорошие вопросы во все времена, которые, как известно, меняются — и нас меняют. Актеры молодые, учиться им еще и учиться, но есть такие удачи, которые доставляют удовольствие зрителям и помогают скоротать не один вечер. Совершенно замечателен хан Берке (Рамиль Сабитов). Эмоции восточных лиц европейцами плохо читаются, но здесь! «Я приходил к женщинам с плетью и драгоценностями. Им нравилось!». Вот уж «Короля играет свита!» Какие у него бывают страшные глаза! Как жутко он молчит! Как мало значит его власть после смерти… Вообще, все они: Ногай, Тулай, Бахар, Бахтияр-ага, Уш-хатун, Айжан и Наргиз — очень самобытны, индивидуальны, жизненны. Им веришь. Жаль, что фильм не дает им раскрыться в своей частной жизни. Может быть, мы бы увидели истоки их той силы. Помните жизнь и смерть старшей жены хана Берке? Еще впечатляют русские леса. Великий щит, закрывший северо-запад Руси. А вот степь показана всегда глазами русичей. Неприютная она, а ведь бывает и прекрасной. Интересная роль досталась Юлии Пересильд. Не князь Борис от Устиньи отказался — она от него. Сбежала, признаем честно. Поэтому это и надо было играть в сцене ее передачи татарам. Не получилось… А дальше — взлеты и падения, как и положено авантюристке, и полный крах.. . Ничего не значит упущенный платок, некуда ей деваться. А ведь была у нее власть… дома. Князь Ярослав теряет власть, потому что меняет ее на Наргиз. Наргиз в исполнении Аружан Джазильбековой — сама неотразимая молодость. Знали в стане Берке, что делали, когда отобрали ее. Не мытьем, так катаньем… это огромный опыт управления людьми, актриса сумела сыграть то, что Наргиз даже не чувствует, что рушит жизнь того, кто ей всего дороже. «Так отдай мне его!» Не всегда ровно, но справляется с ролью княгини Владимирской Светлана Колпакова. Хороша она в сцене встречи князей с Менгу-Темиром(откуда там может быть 40 тысяч?!)- ее освещает ореол уверенности в любви князя. Ее превращает в старуху предательство Ярослава. Ее «правильность» позволяет ей избежать духовного краха — и дает ей власть и перспективу в жизни. А еще хороша домоправительница! Злая баба — всегда интересно. Линия Настя — Иван — чтобы не скучно… Пусть живут. А вот Николку и Айжан — отправить подальше. И больше ничего такого не придумывать. И чем бы не продолжили — 13 век — это всегда ИГО. 5 из 10
Сериал совместного производства казахских и российских кинематографистов. При просмотре явно заметны реверансы в сторону турецкого колосса «Великолепный век», возможно многие зрители рассчитывали на более жесткий сюжет с баталиями и набегами половцев, однако создатели дают больший крен в сторону мелодрамы, что в принципе не напрягает, да и в целом оставляет вполне не плохие впечатления. Сюжет охватывает две локации — город Владимир, столицу Руси в то время с его великим князем Ярославом и сарай хана Берке в Золотой Орде. Посольство хана приезжает во Владимир с целью пополнить ряды русских рабов, Ярослав ослабленный врагами и междоусобицей соседей вынужден подчиняться, однако кроме рабов посол Менгу Тимир выбирает красавицу Устинью, своевольную жену брата Ярослава. Став заложницей монголов Устинья отбывает в Орду лелея честолюбивые планы и интригуя. Так же с войском Тимира в поисках угнанного мужа отправляется крестьянская девушка Настя, выдавая себя за мужчину. Ярославу же взамен ущерба хан дарит несколько татарских рабынь, одна из которых, Наргиз выводит того из равновесия, ну а вместе с ним и весь его двор. В Орде же правит жестокий хан Берке, злобный и подозрительный, избивающий своих жен и наложниц, и не имеющий наследника, что дает надежду окружающим его военачальникам Менгу Тимиру и Нагаю на скорый переход власти. Берке болен и вскоре умрет, надежду на наследника ему дает новая молодая жена Айжан, ненавидящая своего деспота мужа и влюбившаяся в раба. Главными интриганами становятся чета Устинья и ее супруг Борис, он интригует в ставке князя с целью захвата власти, она соблазняя и подчиняя своей воле Менгу Тимира в Орде. В сериале достаточно сюжетных линий, здесь и запретная любовь князя к молодой татарке, и переодетая мужчиной Настя ставшая лучшим легионером благородного Нагая, и любовь под страхом смерти Айжан и художника… Сериал смотрится легко и довольно захватывающе, не знаю как насчет второго сезона, в конце вроде бы все линии сюжета расплелись и логически завершились, но он вполне возможен. 8 из 10
Скажу сразу — наткнулся на это произведение искусства случайно. Желая посмотреть хоть что-то кроме осточертевших душе ментов, бытовых песочниц и скучных» однокомнатных» сериалов, каких на просторах нашего кинематографа полно. Отдельное спасибо брату, если бы не он, то и я бы прошел мимо этого сериала. И как выяснилось — зря… Много от этой художественной картины я не ждал. Уже приготовился заснуть за экраном, думая, что увижу показуху, раздутый пафос, эдакий кивок в сторону голливудских поделок, но этого, к счастью, не произошло. Сериал оставляет ощущение самодостаточной картины. Авторского видения, упрощенного для нашего русского зрителя. В нем я, как ни странно, почувствовал именно тот старинный русский дух, который, по моему скромному мнению, присутствовал на просторах степи того времени. И пусть историки и критики закидывают этот сериал гневными рецензиями. Мне все равно. Дескать говорили без переводчика, Золотой Орды вообще не было и т. д. На мой взгляд — все это выглядит смешно. Я очень сомневаюсь, что нашему зрителю (беря в расчет рейтинг 12+) пришлись бы по душе бесконечные убийства, изнасилования, разврат, скорый суд и неприглядная» правда», какой они любят размахивать, откровенно поливая этот сериал дерьмом. Хотя, многие из них готовы согласиться, что правды о тех временах и Золотой Орде никто так и не знает. Достоверных сведений нет. У каждого эксперта свое мнение, факты, домыслы… В связи с этим, считаю все вышеуказанные претензии к сериалу недостойными внимания. Советую зрителю самому решить, какой оценки он заслуживает, а не доверять отзывам других людей. Теперь, поговорим более предметно… Мне очень понравился сюжет данной картины: в нем гармонично сочетаются средневековый быт, простые человеческие отношения, вера разных народов, вместе с интригами, заговорами и темна людской души. Ведь, по сути, неважно — монгол ты или русский, или перс, или половец… зло может проникнуть в каждого. И, порой, самый твой близкий кровный родственник может оказаться злейшим врагом. Данный аспект в сериале показан четко, метко, со всей глубиной мысли. Приятно, когда над сюжетом трудятся умные люди. Заметно, как ко многим сценам приложили не только умение, вкупе с мастерством, но и сердце. Диалоги тоже хороши. Здесь не будет глупых односложных фраз, тупого западного юмора(уж простите, не люблю плоские шуточки), вместе с тем, язык сохранил всю утраченную сейчас простоту того времени. Каждый, даже простой крестьянин из массовки сериала точно знает, что ему говорить, как говорить и. т. д. Костюмы тоже понравились. Сериал не выглядит бедно. Напротив, заметно, что создатели не поскупились на мелкие детали, обереги, амулеты, на ненужные на первый взгляд безделушки. Ненужными они кажутся только поначалу. На самом же деле, здесь и просматривается внимание к деталям, помогающее лучше представить зрителю мир, окружавший в то время людей. Игра актеров порадовала. На протяжении всего просмотра я не ловил себя на мысли, что вижу уже знакомые лица, напротив, многие показали себя с новой для меня стороны. Я знаю — у нас много талантливых актеров, незаслуженно замкнутых в рамках сотнях бытовых картин. Хотим мы или нет — все упирается в бюджет. А он тут не сравниться даже с одной серией Игры Престолов. Исходя из этого, можно заключить — деньги потрачены с умом. Не разбазарены! Каждая копеечка имеет свой вес, так сказать. Минусы у сериала, конечно, есть. На мой взгляд — это слабая постановка экшен сцен. Бои на мечах смотрятся неубедительно. (уж простите, мне это особенно бросилось в глаза), казалось бы, опытные воины бросаются вперед, вкладывая всю силу в удар и заваливаясь, точно неуклюжие медведи… Где это видано? Да за одну такую ошибку на реальном поле боя можно было лишиться жизни. Видно, что актеры стараются, но я бы посоветовал нанять более толкового постановщика экшен сцен(ну, или каскадеров побольше загримировал, пусть они радуют глаз воинским искусством) Вот что действительно мне пришлось по вкусу, так это красавицы актрисы. Женщины все как на подбор. Такие разные, однако, все обворожительные. Моя бы воля — я бы половину из них «утопил» с криками:» Ведьма!» Кто смотрел сериал — поймет. Монголы тоже порадовали. Я сам мужчина, но не могу не отметить, как каждого героя буквально облизали гримеры. Все лица светятся, мерцают, тела блестят. Востоные ребята тоже ничего. Особенно запомнился Хан Менгу-Тимир. Тулай тоже харизматичный. Да даже Азар смотрится великолепно. От него так и веет пеленой загадочности, таинственности и мудрости. В общем, картинка на очень достойном уровне. Хан Берке отыграл колоритно. Эдакий бездушный монстр, помешанный на законах и вере, однако сам никогда не соблюдающий их. Грешник страшный. В конце, все равно жалко его стало. История с» русской Мулан» поначалу очень понравилась. Потом, к сожалению, ей уделили совсем немного времени. Очень переживал за ее судьбу. Да и за судьбу ее мужа тоже. Ну, голос Филарета мне на протяжении всего сериала говорил:» Ох, Гарри воды… скорей воды…» Жалко, что у него не было за пазухой бузиной палочки, чтобы разогнать монголов силой заклинания. Эх, что-то размечтался я… Ладно, дальше постараюсь без спойлеров. Да, можно долго возмущаться, что Сарай Берке не город, что людей в массовке мало (не ощущается должная масштабность) особенно, когда слышишь, как герои сериала заявляют о 10000-ой или 40000-ой армии. Но опять же, повторюсь, здесь нет вины режиссера или сценариста, актера. ПРОСТО НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ! И поэтому, я хочу поддержать этот сериал. Пусть мой отзыв капля в море, но, я думаю, он сыграет свою положительную роль. Я предлагаю нашему зрителю дать этой картине шанс, чтобы и дальше иметь возможность наслаждаться красивой сказкой искусно вписанной в историю Древней Руси и татаро-монгольского ига. 9 из 10 P.S сериалу удалось меня удивить.
Вот почему, когда к какому либо правителю прибегает гонец, он должен сидеть на троне или на подушках, если он из Орды. Что у него там на дворце часы приема? Ага с двух до пяти сижу на троне, вдруг гонец прибежит. А гонец торопится, считает часы, а то ведь князь не примет, а это пипец какой удар по клише. Да и вообще сериал забит клише, перешедших с других мыльных опер, должны быть сцены обеда за столом, нате вам, должны быть сцены с тупыми диалогами, получите и распишитесь — сцена где русская девушка объясняет монгольским наложницам как они должны вести себя в стане князя, это шедевр для «Камеди Батл». А еще и у князя и у хана должны быть обязательно завистники и предатели, и желательно из родных, так драматичней. Смесь «Игры престолов» и «Великолепного века» явно не получилось, зато получилась очередная мыльная опера, только о Древней Руси. Замени тут Орду, на какую-нибудь дагестанскую группировку, а князя на руководителя крупного предприятия у которого связи с этой группировкой и готов новый сериал. Так что я даже не досмотрел сезон до конца. Сериал чисто женский, что бы заполнить домохозяйкам досуг при ожидании детей со школы, а мужа с работы. Мужа к просмотру сериала привлекать не стоит, он вам испортит впечатление от просмотра и породит скандал в семье. Но, к плюсу сериала, тут довольно таки добротные декорации и костюмы отвечают требованиям Средневековья. Постройки мне напомнили место в Сергиевом-Посаде, которое называется Гремячий Ключ, там водопад Сергея Радонежского и вокруг деревянные домики, церкви, трапезные. А костюмы достойны участия в фестивале «Времена и Эпохи» в Коломенском парке. Актеров тут тоже подобрали хороших, это и Юлия Персильд и Сергей Пускепалец. Много актеров из Казахстана, Киргизии и т. д. Что в принципе тоже плюс сериалу. Но вот основное действие, конечно не удалось, это вам не Джордж Мартин. 3 из 10
Фильм, конечно, не исторический и рассуждать, что фильм не соответствует историческим событиям, глупо, да и автор об этом информирует, фильм — это фантазии автора. Да и кто знает, что происходило на самом деле в те времена, историю переиначивают, переписывают, переделывают кому как выгодно. А историю Руси 1000-летней и более давности, тем более, переиначили и переписали 1000 раз! Да и сейчас мы являемся свидетелями того, как история переписывается в угоду властвующим. Фильм мне в целом понравился, особенно, актеры, игра актеров, костюмы. Конечно, не хватило зрелищности, массовки. Местами, совсем уж наивно и не правдоподобно. Но это фильм для нас, для женщин, про любовь и интрижки, с красивыми актерами, с хорошей игрой актеров. Особенно отмечу, что удался роль Великого князя (Александр Устюгов) и молодого хана Менге Темир (Санжар Мади). С подбором актера попали в точку! Красивые, великолепные, смотришь и веришь, да, вот такой именно был великий князь, молодой хан! Побольше бы таких фильмов-сказок, чем смотреть криминальные сериалы и наивные сериалы про семейные разборки. Хватает этого по жизни и на первом канале в передачах типа «пусть говорят»
Очень громко о себе заявил сериал «Золотая орда», что это ответ Джорджу Мартину от Рубена Дишдишяна услышали все кто посмотрел трейлер. Естественно, у сериала появилось повышенное внимание, о нем заговорили. Что же в итоге, сериал на поверку оказался ответом на какой-нибудь «Королек, птичка певчая» или «Рабыня Изаура», но ни как ни «Игре престолов». Сюжет о том, как выживали девушки разных народов если их поменять местами. Русскому князю Ярославу преподносят наложниц хана среди которых юная Наргиз ([B]Аружан Джазильбекова) которая нравится князю, к хану же поедет жена князя суздальского Бориса — Устинья (Юлия Персильд). Еще есть любовная история между Айжан (Дина Тасбулатова) женой хана Берке и художника-маляра Николкой (Сергей Соцердотский). В общим и целом выходит, что сериал рассчитан на женскую часть аудитории, да и сценарий написала Ольга Ларионова («Гречанка», «Папа для Софии») — специалист по части мелодрам. Лично для меня переломным моментов отключить просмотр была следующая сцена: к князю Ярославу сидящему на троне подбегает гонец и кричит, «Великий князь, дошло до нас…(пауза)' и тут я понял, что до меня тоже дошло, мужики нас решили подсадить на женский сериал. А эта сцена, как в армии, когда «дед» из сержантов объясняет правила поведения «духам» на женский манер. Это когда русская девушка объясняет подаренным князю наложницам, кто есть кто. Помните сцену из «9 рота» перед отправкой в Афганистан, вот тут то же самое. Как сериал он не раздражает, красиво подобраны костюмы, красивые виды, деревянные постройки могут по красоте своей состязаться с Гремячим Ключем в Сергиевом-Посаде или Витославицами в Великом Новгороде. Но не нужно было создавать излишний пафос вокруг сериала. За ложь 3 из 10
Меня всегда забавляли кинокартины, созданные по принципу «мы-тут-сняли-историческое-кино-но-в-нём-половина-неправда». Новый сериал «Золотая Орда», который закончили показывать на Первом канале, — как раз из таких. Это масштабное псевдоисторическое полотно об интригах русской и ордынской верхушек во времена монголо-татарского ига. Впрочем, «времена» здесь — понятие не просто растяжимое, оно фактически условное. Нет, я не собираюсь критиковать ленту за недостоверность. То, что в кремлёвских патриотических выхлопах нет смысла искать историю, стало понятно ещё лет 10 назад («Александр. Невская битва», 2008). Со временем дела в плане историчности лучше не становились («Ярослав. Тысячу лет назад», «Викинг», «Легенда о Коловрате»), хотя, казалось бы, должен был сыграть роль принцип эволюционности — режиссёры и сценаристы набирались опыта и могли бы уже начать снимать достоверное и при этом интересное кино. Но видимо, не судьба. И вот теперь после всех этих викингов и коловратов мы пришли к «Золотой Орде» — сериалу, каждый эпизод которого предваряется заставкой: мол фильм не историчный, все совпадения случайны… Люди, которым не чужда история, увидят в ленте знакомые имена — ханы Берке, Хулагу, Менгу-Тимур, князья Ярослав, Борис… Но на этом все совпадения и заканчиваются, о чём нас честно предупредили. Сергей Пускепалис (воевода Еремей) в «Вечернем Урганте» сказал: по одним только костюмам временной разброс в сериале составляет около 150 лет. Но в таком случае возникает закономерный вопрос — зачем в де-факто фэнтезийном сериале использовать вполне реальные имена князей, названия городов и обрывки исторических событий? Уж создали бы тогда полностью вымышленный мир (как в той же «Игре престолов») вместо того, чтобы в очередной раз сеять страх и ненависть среди историков. Зато интересна другая закономерность. Насмотревшись последних «исторических» фильмов о Руси, многие предчувствовали, что это будет очередной геройский экшн, где русичи пачками раскидывают монголов, но всё равно проигрывают. Стоит ли говорить, что такой подход вызывал неоднозначную реакцию монголоидных народов России. Чтобы не раскачивать эту лодку, «Золотая Орда» по-новому подходит к национальному вопросу. На этот раз перед нами — прямо-таки гимн политкорректности и межэтническому согласию. Здесь князья и ханы при встрече чуть ли не лобызают друг друга, челядь с равным усердием поёт дифирамбы и своим, и чужим хозяевам, а те, кто судят людей по цвету кожи и разрезу глаз, выставлены неучами и дикарями. Тут есть даже негры! Да-да, негры в средневековой Руси. Ну и наконец, сентиментальная линия сериала закручена вокруг нескольких межнациональных межсословных любовных треугольников, некоторые из которых вызывают добрую такую усмешку. Помимо исторического тут много и других неправдоподобий. Ну не верится в картинку, когда крестьяне работают в чистой новенькой одежде, а воины возвращаются из тяжёлого боя в начищенных, чуть ли не сверкающих доспехах. Декорации явно «переигрывают»: всё слишком пластиково, ярко-кричаще, фальшиво. Хотя и красиво — видно, что художники и декораторы старались. Не хватает масштабности: во второй половине сериала по примелькавшимся конструкциям становится понятно, что для съёмок Владимира и Новгорода построили всего пару теремов и несколько примитивных заборов уровня «Астерикса и Обеликса». Никаких вам белокаменных храмов и мощных детинцев. Великому городу Сарай-Бату повезло ещё меньше: он состоит из одних только юрт и недостроенной мечети (правда, в кадре есть каменные покои хана, но снаружи нам их не показывают). Операторы всеми силами пытались скрыть это с помощью разных ракурсов, но получилось слабо. Так же, как и с массовкой: на общегородском выступлении князя Ярослава народу меньше, чем на принудительных митингах «Единой России». А штурмовать Владимир приезжают едва ли 50 всадников. Или возьмите жалкое подобие битв — такое подходит для любительских роликов, снимаемых клубами исторических реконструкций, но никак не для сериала на федеральном канале. Неужто не смогли найти несколько лишних тысяч рублей на приличную массовку? Игра актёров (кстати, очень неплохих) поначалу соответствует всему остальному духу сериала — невнятно, неправдоподобно, неинтересно. Речи героев настолько не вызывают доверия, что часто хочется смеяться, хотя на экране не комедия. Такое ощущение, что персонажи сами не понимают, куда и зачем они попали. Но справедливости ради: начиная с середины, актёры втянулись в игру, и «Золотая Орда» стала смотрибельнее. Смутил лишь трюк с девушкой, переодевшейся в воина. Эта гиперболическая попытка сценаристов разнообразить сюжет так и осталась для меня непонятым и бессмысленным актом сочинительства. Ну и кстати, о сюжете. Злобный критик во мне готов простить картине почти всё в обмен на достойный сценарий. Рецензии, появившиеся после первых серий, часто сводились к вердикту «досматривать не буду». И это были справедливые отзывы. Почти всю первую половину мы видим на экране мелкую мышиную возню, недостойную кинокартины со столь громким названием. Но всё же вторая половина сериала сгладила негатив. По крайней мере, появилась какая-никакая интрига, герои стали вести себя вольнее, некоторые даже проявили характер. Единственное, чего не хватило — масштабной батальной сцены в финале. Извините, но это мастхэв для подобного сериала. В «Золотой Орде» нам остаётся довольствоваться несколькими мелкими стычками. Разумеется, так получилось, не потому что авторы выступают за мир и против войны — Восточная Европа XIII века изобилует битвами, которые можно было бы инсценировать. Сериалу попросту не хватило бюджета. Чтобы впечатлить современного зрителя, действительно нужно много денег (одна серия «Игры престолов» «стoит», как хорошая полнометражка). Или нереально талантливые люди в съёмочной группе. Но будем справедливы: есть и откровенно положительные моменты. В сериале великолепная музыка, шикарные пейзажи, колоритные воины и, в конце концов, красивые женщины. Хорошо поданный операторами степной антураж — практически визуальный наркотик, можно смотреть и смотреть. Как и на красавиц самых разных национальностей. А послушайте русскую народную песню «Былинка» — это же просто шедевр! С некоторой точки зрения, сериал есть за что посмотреть. Если бы не замутнённое начало, шаткая идеологическая основа и прочие вышеназванные промахи, работа вошла бы в пантеон славы российского кинематографа. В итоге из неплохой идеи при неплохой работе получилось …что-то среднее. Как в художественном, так и в идейном плане. Настолько среднее, что сформировать чёткое мнение о сериале не получается, как ни крути. Поэтому оценка «чуть выше среднего» близка к истине. Вроде и хочется где-то покритиковать, но тут же понимаешь, что люди всё-таки старались. Почему вышло то, что вышло? Думаю, не потому что кто-то в съёмочной группе халтурщик. Или у нас нет талантов. Или авторы пропили бoльшую часть бюджета на корпоративе. Нет. Мы просто ещё не научились. Наш полнометражный кинолокомотив яростно пробивается на международную арену, но вот вагон с сериалами пока где-то отстаёт. Но верю, что мы на правильном пути. И на нём будут свои игры престолов.
Что это было? Фентази? Есть разница между придуманным миром и миром «В Учебнике Истории Мы Осилили Только Оглавление». Хотите откреститься от реальных событий — скажите, что дело было во времена ига в стольном граде Семижлобске Новогодюкинского Княжества. Вроде и древняя Русь, и без претензии на историчность. Зачем называть реальные города и реальных личностей? Что это было по жанру? Сериал с сюжетом, как у «Великолепного века», надо снимать на серий 150+. Тогда выглядит нормальным, что красивые персонажи на фоне красивых декораций переливают из пустого в порожнее. Ничего другого от такого жанра не ждешь. Когда серий всего 16, бесит смотреть, как герои пересказывают друг другу все, что мы только что видели. Трейлер обещал противостояние захватчикам. Обещал моральную делему, выбор между унижением и истреблением. Из 16 серий эта тема заняла в лучшем случае одну. Все остальное — глупейшие любовные трения на уровне соседок на лестничной площадке. Зачем нужны шмотки надцатого века, если атмосферы другой эпохи нет вообще? В сериале четыре не особо связанные сюжетные линии, и три из них… одинаковые. Правитель, рабыня, могущественная соперница. Одна лав хистори (Айжан и русский художник) — просто никакая, не из чего взявшиеся отношения дурочка и пустого места. Вторая (Наргиз и князь) развивается по принципу «пропала, попала в беду, спасена, возвращена обратно — десять раз повторить». В итоге эта свеже окрашенная барышня получает совет идти от монастыря подальше неведомо куда. Короче, стать бомжихой. Все правильно, именно такой совет мог дать в средневековье (!) одинокой женщине глубоко религиозный человек перед смертью. Это две линии бессовестно крадут экранное время. Придуманы, видимо, только за тем, чтоб серий стало 16, а не 2. Есть еще две линии, которые обещал трейлер. И мне очень жалко видеть, что с ними сделали. Жена, переодевшись воином, отправляется в Орду за угнанным в рабство мужем — могла бы быть красивая и пронзительная история. Но и здесь все свели к какой-то чуши. Мол, эта любящая женщина и мать вдруг не может вернуться, потому что должна быть чьим-то там верным нукером. А зрители в этом месте такие — «Чего?!» И собственно главная история. Вернее, она должна быть такой, а уделили ей меньше всего времени. Устинья, которую в первой серии старались показать как неординарную женщину с политическим умом. Начинается многообещающе. К чему это приводит? Ни к чему. Она появляется в каждой серии на пару минут, закатывает истерику на пустом месте, пресмыкается перед ханом и его матерью, секунд 30 раздает политические ЦУ, которые не работают. Всё! Я честно до 16 серии ждала, что же эта героиня сделает особенного. Дождалась: она будет стараться убить младенца. Супер просто! Я понимаю, антигерой тоже может быть интересен и очарователен. Для этого он должен быть пусть и анти, но ГЕРОЕМ. Нам показали хана, который так полюбил эту женщину, что променял ее на армию. К чему эта любовь приводит? Ни к чему. Буквально в следующей серии этот хан уже готов ее отдать, и перемена никак внятно не объясняется, пылким и переменчивым нам его не показывали. Будь ему лет 14, еще можно было бы понять. По сюжету ему 26, что даже в наше время уже не мальчик. Хан (Менгу-Темир) — вообще вишенка на торте потрясающе продуманного сюжета. Очень симпатичный актер. И как он проявляет себя за 16 серий? Правильно, никак. На его место можно было манекен поставить. Нам другие персонажи периодически объясняют, что он умный. Сам он продемонстрировал ровно одно качество — что шагу не может ступить без совета какой-нибудь бабы. Золотую Орду следует поздравить с таким правителем. Плюс еще куча очевидных глупостей, неисторичной даже для сказки чуши, которую не удается не замечать. Сюжет ничем от них не отвлекает. И замужние женщины с непокрытой головой. И 40 тыс войска не могло быть у одного княжества. И художник откуда-то умеет рисовать портреты, как на Старом Арбате, в эпоху, когда на Руси рисовали только иконы. И с наследованием власти что в Орде, что на Руси полная ерунда. Да еще половина актеров лет на 15 старше своих ролей.
Сериал у Первого получился ну очень странным. С одной стороны не пожалели денег на костюм и антураж, с другой — все бабы поголовно бегают в одних исподних рубахах, простоволосыми, а все замужние с одной косой. Хотя каждому школьнику известно, что непокрытой голова могла быть разве что в спальне, наедине с женской прислугой или мужем, и косы у замужней женщины две, а все девки даже самые бедные поверх рубах надевали сарафан. С историей тоже дурная карусель. Да, объявили, что это фэнтези на тему. Но, если фэнтези, то почему нет магии и магических персонажей? Почему Орда вполне себе исторична вплоть до имен жен хана, а что за русские князья изображены даже догадаться нельзя. Вроде бы времена Невского и кое-что из истории совпадает, вплоть до предполагаемого отравления, но с другой все же князь Ярослав, а не Александр… В итоге получилась вообще мелодрама на историческом фоне, причем с феминистским уклоном, что, видимо, объясняется полом автора сценария. Мужчины в сериале все сплошь слабоватые и придурковатые, зато все бабы-огонь и вертят мужьями и сыновьями как хотят. Наверное, была попытка сделать наш Великолепный век, но провалилась. Провалилась из-за отсутствия гаремного контекста (гарем хана так и не вывели, а впихнуть гарем православному князю и вовсе не удалось) и из-за явного пренебрежения реальной историей, освещением проблематики государственного устройства. 5 из 10
Увидев сериал, я удивился, сколь красивая картинка для российского сериала — качество действительно хорошее, к тому же красивые костюмы. Увидев качество и костюмы я стал смотреть сериал с надеждой на лучшее, хоть и с заниженными требованиями, понимая, что сериал российский. Три серии во мне теплилась надежда. На как оказалось зря, на этом положительные стороны сериала закончились. Дальше пошла бросающаяся в глаза малобюджетность сериала, да и просто отсутствие создателей заморачиваться. При желании даже с маленьким бюджетом можно было сделать все более аккуратно, чтоб сериал не выглядел как тусовка 20 человек в двух локациях. Город Владимир в сериале выглядит как маленькая турбаза с деревянными домиками, а Сарай-Берке занимает места меньше, чем музыкальный фестиваль уровня «Рок над Волгой». Можно было сделать так, что-б малобюджетность в некоторых местах скрыть, а в некоторых за малые деньги создать видимость масштабности. Но создатели похоже делали весь сериал по принципу «и тааак сойдет!». Большинство актеров «деревянные», их игра паршивая, эмоции наигранные. Благодаря этому у них не получается даже на мгновение создать атмосферу того времени — поведение и речь персонажей все время стремятся напомнить, что все исторические декорации и тот малый сюжет что есть, существуют в качестве оболочки, основа же сериала отношения, причем глупые и раздражающие. В середине сериала пришло понимание, что и не было задачи хотя бы подобие историчности создать — задача притянуть к экранам ТВ домохозяек «силой любви», бессмысленной и беспощадной. Персонажи действуют глупо, неправдоподобно, наигранно, раздражающе нагло и все для того, чтоб продемонстрировать «силу любви». Во второй половине сериала я покрывался фейспалмом и мечтал, чтоб убили рыжего художника, монгольскую любовницу князя и шлюху хана. Казалось бы это персонажи, на сопереживании к которым пытались сыграть авторы сериала, поставив их отношения во главе сериала. Но нет, их тупость, наглость, действия разрушающие княжество и ханство, уничтожающие репутацию правителей, делающие из них дураков раздражали весь сериал. Если бы так вели себя в реальной жизни люди, то большинство персонажей из сериала давно бы умерли 3 из 10
Первый раз пишу комментарий после просмотра российского кино, в принципе я до этого вообще не писал комментарии. Даже не думал что так затянет меня, ждал его премьеры на Первом канале еще с осени, несколько раз пересмотрел трейлер и удивился размахом актерского состава. Уже друзей подсадил на него. Сюжет, яркие костюмы, военная форма монголов, трюки с конями очень понравились, надеюсь они не пострадали. Думал будет больше боев с мечами, жаль мало, зато сколько хитросплетений и неожиданных поворотов, прямо, как сериал «Белая королева» по количеству серий почти совпадает, мало драк, такая же борьба за престол, неожиданные развития. Еще понравилось, что нет особо выделенных главных героев, которые обычно сразу наскучивают. Талантливые колоритные актеры, хитрый Менгу-Темир и княгиня Устинья нашли друг друга одна сапога пара, преданный воин Ногай (сестренка только из-за него, где его образ в постере, начала смотреть сериал), служанка Матрена (больше всех мне ее было жалко, как с ней обращаются, хорошо сыграла), отважная Анастасия (про нее могли бы так же больше показать в боях, больше раскрыть ее образ), каждому найдется свой кумир, женской половине должно точно понравиться. Некоторые эпизоды очень короткие могли бы продлить, раскрыть больше сюжет. Уже все статьи и ролики прошерстил в интернете про сериал, только очень мало их, интересно читать мнения актеров. Сколько ржал над пародией Урганта про свадьбу с Ярославом. Отличный сериал, пусть даже не совпадает с историческими фактами, где там еще больше запутанно, до наших времен могли сто раз ее переписать. Сопоставлять с историей бессмысленно. Жду не дождусь второго сезона, пока интерес не угас. Помню много шума было про Великолепный век и Игру Престолов, даже на работе коллеги обсуждали, но они меня так и не затянули, несколько раз пробовал смотреть Игру престолов… не выдерживал и получаса, как отключил, видимо, не мое. Надо больше продвигать отечественное кино.
Создатели сериала мудро поступили, что сразу оповестили зрителя о том, что они не собираются придерживаться историчности. В принципе, обрывистость и относительная скудость сведений так и так позволяет разгуляться фантазии, но да ладно уж. Но стоил ли отказ того? К сожалению, нет. Ибо этот сериал — типичнейшая мыльная опера о любви, об отношениях, и местный «исторический» фон так и остаётся декорацией. Хоть меняй век XIII на век XXI или там IV — получите примерно то же «мыло». И на этом можно было бы успокоиться, выкинуть поделку из головы и жить дальше… Но лично мне стало даже как-то обидно, ибо были в сериале неожиданно весомые плюсы. Во-первых, костюмы. С ними реально заморочились, выставив на обозрение кучу нарядов, как на подбор цветастых, интересных, взору приятных. Это касается и доспехов в том числе. Во-вторых, антураж. Если быть точнее, то убранство, предметы быта, которые оживляли кадр. В-третьих, декорации. С оговорками, конечно. Видно, что выстроили несколько деревянных домов, кучу юрт понаставили — для российского сериала уже немало. К сожалению, общих планов практически не завезли, а жаль, спасло бы отчасти положение. Словом, декораторы, костюмеры, художники действительно постарались, выжав все соки из скромного бюджета, да так, что сериал умудряется выглядеть дороже «Викинга» и «Легенды о Коловрате». Понятное дело, что видна экономия, но, повторюсь, для сериала сойдёт. К сожалению, история, разворачивающаяся в этих декорациях, не соответствует их уровню. Слишком большая продолжительность сериала пагубно сказывается на тех же декорациях. Уже отмечаешь, что Новгород представлен буквально двумя внутренними локациями. Владимир ещё туда-сюда, хотя и непонятно, куда Золотые Ворота делись, да соборы каменные, да и очень много снимали едва ли не с одной точки. Сарай-Берке — куча юрт вокруг мечети. Жертвой бюджета стала и масштабность. Про декорации уже сказал. Массовки было достаточно для мирной жизни, но когда протекал бой, в глаза сразу бросалось малое количество участников. Ситуацию усугубляла и постановка, превратившая обоз великой армии в одну телегу с лошадьми, а военные походы — в жалкое подобие похода за пивом и хлебом в магазин. Но центральная проблема сериала — люди… Даже хорошие актёры (Устюгов, Пускепалис, Сабитов) больше вытягивают харизмой, при этом довольно монотонно проговаривая реплики и изредка давая волю чувствам. Создаваемые образы бодро рушатся в следующей сцене, и в результате не возникает ощущения целостности. Великий хан Золотой Орды будет уныло докапываться до своего гарема и наследников, откровенно забив на государственные дела. Ярослав Ярославович будет в одиночку бегать по лесу за своей узкоглазой Джульеттой. И, разумеется, все всё обсуждают со своими вторыми половинками, советуясь исключительно с ними и вываливая все планы как на духу. На хрена вообще нужны советники там всякие — большой вопрос. И тут-то и возникает самая главная проблема — взаимоотношения. Раз любовь правит миром, то персонажи просто обречены: будут втюриваться друг в друга раз и навсегда, ныть и переживать, припоминать обиды в любые моменты. Хотя, чего им там остаётся делать-то, раз проблема с урожайностью решена вечным августом, отменой времён года вообще. Вот и остаётся несчастным выяснять, кто чего куда и зачем, и когда, наконец, можно будет свалить из сериала, получив причитающееся. Последняя серия просто восхитила в этом плане: персонажи бодро и с песней окочуриваются и нестройными рядами вылетают вон с марафонской скоростью. Поведение персонажей же отдаёт современностью. Это касается даже не столько стилистики речей, сколь тем, как они держат себя и общаются с равными и неравными. Знать запросто может вести себя робко и нерешительно и даже заискивающе перед наглой и развязной чернью, прям как интеллигенты, попавшие в колхоз и пытающиеся чем-то там поруководить. Ну, а отдельные персонажи прямо-таки неистово желают убиться, и у зрителя сначала возникает желание прибить их, ибо ну нельзя же быть такими дебилами… а потом это же самое желание возникает, потому, что нельзя быть такими везучими дебилами, которым всё в итоге сходит с рук. В итоге вышла типичная «мылодрама» с неожиданно хорошим визуалом и крайне типичным ленивым сценарием. Интересный антураж с деревянными болванчиками на переднем фоне. И пускай авторы отреклись от историчности — но что-то взамен они предложить просто не смогли. Золотая Орда? Скорей уж латунная лабуда! 3 из 10
Кажется я пропала. Я подсела на сериал «Золотая Орда». Я люблю исторические фильмы (правда этот сериал заявлен как ФЭНТЕЗИ), а вот современный русский кинематограф не очень. Поэтому даже не думала, что он меня зацепит. Просто случайно рекламу по телику увидела и решила глянуть одним глазком. И этот сериал меня приятно удивил. Он чем-то мне напомнил сериал «Великолепный век» (наверное его взяли как основу для подражания), но с уклоном на Древнюю Русь и Орду. Как и сериал «Великолепный век» этот сериал больше ориентирован на женскую аудиторию. Огромную роль в сериале отводят чувствам и отношениям. Много «чисто женских штучек» — хитрости, интриги, склоки и пр. и всё это приправлено романтикой и красивыми поступками сильных мужчин во имя любви и женской красоты (не для мужиков короче, им не понять). Восстановлены исторические интерьеры и использованы красивые костюмы. В сериале также затрагивают политику тех времён со всякими заседаниями совета и сложными решениями. Кровавых сцен не много. Первая серия была не очень. Актеры говорили как-то сухо, будто из под палки. Или зазубрено. Но мне понравился персонаж Мингу-Темир и интересна была его сюжетная линия. Интересно было, что там у них с княгиней будет дальше? Поэтому продолжила смотреть. И уже к концу второй серии актеры начали раскрываться. Исчезло напряжение в их игре и смотреть стало ещё интересней. В отзывах к сериалу на всех платформах подтянулись историяФилы и начали вопить о несоответствии с историей Руси. По-моему лучше к этому сериалу относиться как к событиям происходящим в альтернативной реальности. Тогда и смотреть сразу интересней становится. Смотря этот сериал я стараюсь рассмотреть всё со стороны художника. Стараюсь разглядеть каждую мелочь. Представляю сколько сил ушло на создание украшений для Княгинь или жён хана. Представляю сколько человек трудились над их созданием. Смотрю на резьбу по дереву на стенах и колоннах в тереме Князя. Смотрю на одежду людей, кольчугу, щиты, мечи и прочие детали, которые играют роль фона. Но на деле добавляют жизни этому сериалу. Интересно также было смотреть, как художники этого сериала сделали акцент, на разницу между процветающей на тот момент Ордой и находящейся в сложном положении Руси. Это видно по их костюмам (яркие у ордынцев и «застиранные» у русичей) и небольшим моментам в сценарии (например про апельсины). С нетерпением жду следующие серии. Рекомендуется смотреть всем поклонницам «Великолепного века». Любителям фильмов созданным по историческим фактам, лучше пройти мимо. 8 из 10 Фильму ещё есть куда расти;)
300 лет колонизации татаро-монгольским игом, и никаких монгольских черт, намеков в современных славянских чертах лица? Это ли не чудо? Оставим спорные вопросы, обратим взор на очевидное. Первое, что бросается в глаза — это быт княжеских «палат» и ханских «шатров». На фоне исторических событий, режисер Тимур Алпатов показывает нам свой воображариум, выдержанность ханских наместников и свинство княжеской братии. Конечно не обошлось без демонстрации «воровства» при царском дворе в довольно пошлом виде, сцены насилия, и ни кем-нибудь, а мужиком с княжеским титулом. Эта прокладка как бельмо на глазу. Вроде как описываем официальную историю, а на ее фоне, подсознательно, внедряется образ князей Руси в в пошлой грязной форме — один насильник, второй — малодушный слабак. И тут двойные стандарты… В числе положительных моментов отмечу Рамиля Сабитова, которого невозможно забыть после фильма «Боец». Тут он предстает совершенно в ином образе, уставшего и постаревшего хана Берке. Но одного лишь его явно недостаточно, чтобы смотреть дальше, как быль, обрезанную, перевернутую и запылившуюся за 600 лет, будут поливать грязью современные «талантливые» дарования по заказу первого канала. После третьей серии, все это начинает походить на турецкий Золотой век, только с меньшим лоском и уважением к культуре славян времен Владимира.
Начал смотреть «Золотую орду» — новый сериал 1 канала. Авторы предупреждают, что это не исторический фильм, а фэнтазийная, приключенческая мелодрама, типа «Игры престолов». Герои все вымышленные. Авторы предупреждают, что, не было во Владимире великого князя Ярослава в XIII веке, не было его брата Бориса, воеводы Ермолая и даже золотоордынского хана Берке не было. Мол, все эти образы собирательные, типические для того времени. Однако государство в фильме называется Русь. Пусть, в данном случае, Владимиро-Суздальское княжество, но Русь то не фэнтазийная страна и города там упоминаются русские: Новгород, Суздаль, Тверь, Переславль. Правда, герои называют его здесь на украинский манер — Переяславль. Киев, кстати, политкорректно не упоминается. И правильно, что не упоминается, ибо «мати руских городов» в прошлом столетии, завоевал, раззорил и унизил владимирский же князь Андрей Боголюбский. Однако стольный град Владимир на экране выглядит совсем непрезентабельно. Несколько бревенчатых сооружений: княжеский терем, кухня, церквушка и баня. Ворота острога и частокол тына. Все это в болотистой низине среди густого леса на берегу озера. Несолидно как-то. Конец XIII века — это значит тысяча двухсотые годы, когда собственно на древней Руси и началась татаро-монгольское иго. А почему это в городе Владимире не видно огромных белокаменных храмов XII века, построенных западноевропейскими зодчими. Храмов еще домонгольской эпохи — Успенского и Дмитриевского соборов? Не видно и Золотых ворот, которые составляли часть земляной оборонительной стены древнего Владимира. Художников сериала, видимо, Первый канал не посылал в командировку во Владимир и не поднимались они, задыхаясь от восторга, на крутые холмы над Клязьмой. Экономили продюсеры на всем и потому декорации приблизительны и убоги. Да, бюджет видно ограничивал возможности продюсеров, хотя, как на грех, с первых же эпизодов фильма из уст персонажей так и сыплются числительные — мол, из Владимира в ордынское войско должны угнать 40 000 ратников. Ну не 40 тысяч, а всего-то 10 тысяч, да и те выглядят жалким ручейком, растянувшись по диагонали экрана в нитку. Сбор всех жителей города, когда перед ними выступает великий князь выглядит жалко — максимум полсотни человек. На лицах фактурных и мужественных актеров: Александра Устюгова (князь Ярослав) и Сергея Пускепалиса (воевода Еремей) постоянно какое-то виноватое выражение. Они явно ощущают неловкость от того, что влипли в историю. Одного, женатого, домогается кухонная девка, татарской национальности. Второго, вдового, на этой же девице надобно срочно женить, да князь Ярослав к ней тоже неравнодушен. Брат Ярослава Борис (Артур Иванов), суздальский князь, не просыхая пьет горькую — у него в Орду увели жену (Юлия Пересильд), которая приглянулась ханскому послу Менге Темиру (Санжар Мади). Богатыри — не вы! Одна только нашлась отважная русская женщина (Карина Андоленко), одела доспехи ратника, срезала русую косу и сама отправилась в Орду… Короче, не тонкий ли намёк на нынешнюю ситуацию? Итак, сериал поначалу явно не духоподъемный, не патриотический. Покорно подчиняются русские люди всем прихотям, нехристей татаро-монголов, впрочем, уже не язычников, а мусульман. Мол, раз получил князь ярлык в Орде, то будь верен великому хану. Поначалу так… однако, признаюсь, посмотрел я всего три с половиной серии, дальше смотреть это фэнтези не тянет.
Начала смотреть красочную сказку и не ждала особого сюжета, так как сериалы такого формата обычно делают глаз порадовать. И действительно, как красиво подобраны актеры, но… не «русичи», что ввело в негодование. Присмотритесь, какой красивый племянник хана (к сожалению не могу называть из именами- не запоминаю), а его вторая жена Кехар? И где красота князя Ярослава, главного героя? Хотя я обожаю Пересильд, но если и обменял бы кого- нибудь молодой Татарин на 30 воинов, так точно не ее… Хорошо, так дальше больше: любовные линии. Наглая и глупая чернявка Наргиз превзошла княгиню? То есть русский князь предпочёл девчонку, которая вешалась на него, татарку, которая готова была сразу отдасться? это позор. Дальше больше: в отношении строгих мужей к татаркам намного больше любви, чем отношение русских мужиков. Мне хотя бы очень жаль княжну Радмилу, ведь в отличии от Кехар у Ярослава привелегии в многожёнстве нет, да и Радмила заслуживает своё положение хотя бы своими твёрдыми решениями, в отличии от мужа, и борьбой за любовь. Да и вообще, интересно сериал построен- Иго как- то хорошо расположилось во главе сюжета, а Русь тут как- нибудь рядом постоит… Эх, Тимур Алпатов, ну что же вы так с нами..
Осторожно, в тексте возможны спойлеры. Сериал позиционирует себя как красивая сказка. На данный момент просмотрено 6 серий, но дальше смотреть желания всё меньше и меньше. Снято добротно, красочно, что места, что виды, декорации, костюмы — они радуют. Другое дело, что костюмы, декорации, внешность актёров — не соответствуют своему времени, речевые обороты изобилуют характерным для 21 века сленгом, но кого это волнует, ведь в самом начале сериала было написано, что он исторически недостоверен. Предупредили, чего уж… Теперь мы, по задумке авторов, не обратим внимания на вялого князя, который во времена междоусобиц на Руси и огромной внешней угрозы в виде кочевников — завоевателей, уделяет больше времени дворовым делам, девкам — чернавкам и всячески наматывает сопли на локоть. Девка — чернавка, рабыня, подаренная монголами русскому князю, являющаяся собственностью, дешевле почти любой вещи, имеет в сериале право голоса, право выбора, капризничает и играет в любовь, играет при том плохонько. В это время нас переносят в Орду, в которой русская баба, переодевшись кметом(воином), прячется средь монгол и татарвы, разыскивая там своего полонённого мужа. Скрывается она там недели, если не месяцы. Ну прям Мулан, а заместо дракончика — туповатый, но преданный слуга. Нам не покажут Ярославское княжение во Владимире, Новгороде, Киеве, его усобицу с братьями, войну с литовцами, не покажут войну с татаро — монголами, жестокие и кровопролитные битвы и бедствия, быт 13 века. И ладно с историческим несоответствием, заявлено, что это мелодрама. И ладно бы с частично невнятным сюжетом, который мыльной пьесе был бы простителен, не будь весь сериал неудавшейся пародией на Великолепный Век и Мулан, средь ханских шатров, да русских палат, с актёрами, которые не хотят отыгрывать свои роли. Взялись делать нормально, а сделали как всегда.