Гостья из будущего
- 25 мар 1985
Самое удивительное, что мои дети, растущие в 2000-е всегда прилипают к экрану, когда фильм показывают по одному из каналов. Конечно при его просмотре возникает куча эмоций, т. к. смотрели его каждое лето на протяжении лет с 84-го по 89-ый (примерно). Улицы у нас во дворах пустели и все бежали смотреть. Для целого поколения, рожденных так с 1970 по 1980 этот фильм стал действительно культовым. Конечно можно много говорить о его техническом несовершенстве. Можно еще и обвинить, что компьютерных эффектов нет. Но ведь в те годы мы всегда смотрели на смысл, на сюжет Слово-то киноляп никто не знал. А, как плакали, когда слышали песню «Прекрасное далеко»? И, когда фильм заканчивался, то тоска накатывала от осознания того, что увидим снова этот фильм, только через год. .. Вот сейчас смотрю в бесчисленный раз на одном из каналов и мне нравится, и дети рядом Тоже наслаждаются 10 из 10 P.S. Миелофон-то у меня
Рискну навлечь на себя гнев многочисленных поклонников фильма — на мой взгляд, даже излишне многочисленных, ибо фильму посвящен целый сайт с доменным именем второго уровня, т. е. платным. Итак, претензии к фильму, которые, на мой взгляд, с головой топят его немногочисленные положительные стороны. 1. Отвратительные комбинированные съемки на уровне… даже не знаю, чего. Уровень не просто низкий, он отрицательный. И это студия Горького, где снимались «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звездам»! Да, конечно, фильм телевизионный, то есть снимался по заказу Гостелерадио, которое никогда не любило разбрасываться «народными» денежками. Но спецы, легендарные горьковские спецы, они-то могли проявить хоть каплю фантазии и сделать хотя бы подобие конфетки из… не скажу, чего. Вот, скажем, Колин полет на флипе над Москвой якобы конца XXI века — как говорится, найдите десять различий с Москвой 1984 года. Я уж не говорю о том, что можно было бы соорудить какой-нибудь примитивный макетик с небоскребами — а сделать простую дорисовку на стекле, что, слабо?! Сами флипы снимались в таких ракурсах, что сразу можно определить: вот в этой сцене флип поставили на грузовик, в другой — подвесили к крану, а в третьей вообще использовали миниатюрную модель с пластилиновым Колей внутри. Ах, компьютеров, говорите, тогда не было? А горьковцы вообще слышали о таких способах комбинированных съемок, как хромакей, «блуждающая маска», да и просто многократная экспозиция? Черт в экранизации гоголевской «Ночи перед Рождеством», снятой на той же студии Горького за 23 года до «Гостьи…», летал и то более убедительно. Фантастический антураж чрезвычайно беден — чего стоит один только кубик Рубика на пульте управления машины времени. А Космозоо?! Зачем было вообще вставлять в сценарий зоопарк без единого инопланетного зверя? (говорящий козел и урчащий резиновый крокодил, с которым возилась Алиса, не в счет). Александра Роу на вас нет! Как будто не снимали на студии Горького за 40 лет до того ни «Василису Прекрасную» с великолепным Змеем Горынычем, ни «Кащея Бессмертного», декорациям которого позавидовал бы в те годы сам Фриц Ланг. 2. Почти все актеры-школьники, включая Наташу Гусеву, играют… нет, они вообще не играют, просто проговаривают текст. На мордашках — ноль эмоций или хотя бы намека на сочувствие своим героям. Пожалуй, только Алексей Фомкин да Илья Наумов действительно ИГРАЮТ, вернее, ЖИВУТ жизнью Коли Герасимова и Фимы Королева. Взрослые актеры, конечно, не им чета, хотя и ничего выдающегося лично я не увидел. Просто все они профессионально делают свою работу, но не больше. А робот Вертер так просто раздражает своим бесконечным «Ха-ха-ха!» и нелепыми ужимками вроде «состязания роботов-гитаристов». Так что поделом ему досталось от Весельчака У и Крыса. Кстати, Михаил Кононов и Вячеслав Невинный — выше всяких похвал! Весельчак У и Крыс, на мой взгляд — лучшие роли этих двух замечательных артистов. Это единственное, что не позволяет мне считать «Гостью…» полным трэшем. 3. Фильм безобразно, непрофессионально, цинично ЗАТЯНУТ. Вспомните: - долгое-предолгое перемещение Коли в будущее; - долгое-предолгое блуждание Коли по Институту времени; - долгое-предолгое блуждание Коли вокруг автобуса; - долгую-предолгую погоню пиратов за Колей, а остальных ребят — за пиратами… Список можно продолжать. Таким образом, пять серий картины при умелом монтаже великолепно превратились бы в три. Но это означало бы меньший бюджет фильма, что, разумеется, не могло устроить его создателей. Зато последние чудесно съездили в Крым, на Ялтинский филиал студии Горького (вспомните, как Коля с помощью автобуса попадает на Черноморское побережье, а также сцену на стадионе — она тоже снималась в Крыму). Резюме. два балла из десяти — и то только благодаря игре Кононова и Невинного. По баллу за каждого.
Спустя годы я задумался снова над этими словами.. И вспомнил, что в детстве меня эта фраза пугала — что же такое в этом далЁке, что в нем такого страшного, что его так жалостливо умоляют не быть жестоким? И именно эта фраза заставляла меня лично облазить в городке почти все подвали чердаки, чтобы найти эту чертову машину времени и узнать — ну почему оно должно быть жестоко ко мне? Что я такого сделал, чтобы оно было прекрасным, но жестоким? Я узнал. Наверное как и каждый. Фильм люблю. За те же что и у меня пионерские галстуки, за те же машины в таком же серванте, за те же кроссовки и зависть к АДИДАСам, за таких же физруков и «англичанок», за те же бутылки и походы за кефиром, за те же книжки, за те же школьные парты и запахи весны перед каникулами, за то, что такая история могла, в принципе, случится с каждым, если бы не была фантастикой… Но и ненавижу фильм — за то что машину времени я так и не нашел…
Не могу без слез слушать первые ноты этой песни… А уж о фильме я вообще молчу… Что-то такое светлое вспоминается, далекое и прекрасное… Не буду дальше ничего писать и так все понятно. Да и слов не могу найти… Но почему-то больно, даже очень больно… Что это, уже никогда больше к нам не вернется… Это — ТО, что дается человеку только однажды — Детство…
Наряду с мультфильмом «Тайна третьей планеты» это наиболее известная советская экранизация про Алису Селезнёву — девочку из будущего, которое теперь уже является утопией. Любимый целым поколением зрителей, этот сериал богат как на плюсы, так и на минусы. Давайте просто признаем, что сравнивать «Гостью из будущего» с западной фантастикой нет смысла. Во-первых, из-за низкого бюджета, во-вторых, из-за намерения режиссёра снять что-то особенное. Пускай машина времени и футуристический институт выглядят очень скромно, но зато они есть. В сравнении с другими фильмами, в которых — будем честны — сюжет не такой уж интересный, «Гостья из будущего» стала почти тем же, чем позднее для нас станут «Секретные материалы». Фантастическое, нежданное приключение, рассказывающее о доброте и объединении детей перед общей угрозой, при этом снабжённое шутками и неплохой актёрской игрой, широко известно и на постсоветском пространстве. Коля Герасимов и его тёзки Садовский и Сулима, Фима Королёв, Альбина, Юлия Грибкова стали теми, в ком основная детская аудитория увидела себя, знакомую и понятную. Космические пираты Крыс и Весельчак У — антагонисты, которые не столько пугают, сколько смешат. Вы вообще задумывались, что, возможно, все выглядят такими забавными, попадая в другую страну?.. Можно долго перечислять плюсы сериала, но давайте-ка лучше посмотрим на то, что принято игнорировать. А упрекнуть есть, за что. В первую очередь это повторяющиеся сцены. Буквально. Есть моменты, которые дословно друг друга копируют. Очевидно, для того, чтобы просто растянуть хронометраж. Такой приём никогда ни у кого не вызывал одобрения, и «Гостья из будущего» не исключение. Ещё одна деталь связана с тем, как многие режиссёры снимали свои фильмы в 1980-е гг: очень тусклые цвета и обилие затемнённых сцен. Несмотря на то, что перед нами детский сериал, он выглядит во многих сценах чересчур мрачным. Чтобы почувствовать это, сравните его с «Приключениями Электроника» — там же всё намного ярче. Но что ещё важнее, так это нелогичность происходящего. Если отсутствие зрелищности этому сериалу простить можно, то вот непродуманные сюжетные арки уже нет. У пиратов есть супер-способности, каждая из которых применяется только один раз за весь сериал. В сюжете, как всем известно, фигурирует миелофон. Как именно он читает мысли — никак не объясняется. И на протяжении всех серий неоднократно случаются события, при которых персонажи ведут себя не в соответствии с инстинктом выживания, а в соответствии с непродуманным сценарием. Иногда таким образом создаётся комичность, но обычно всё подаётся на полном серьёзе. Будущее, в котором впервые появляются Алиса и пираты, на целых три серии выпадает из сюжета, будто его вообще нет. Что там происходило на протяжении нескольких дней — вообще непонятно. Примечательно то, что подобные придирки возникали у меня даже в детстве, когда я впервые увидел «Гостью из будущего» по ТВ. То есть, аргумент «детям всё равно» неправдив. Всё-таки в творчестве важно не расслабляться и всегда помнить, что и про что ты снимаешь. Без этого любое произведение, какой бы радостный в нём ни был подтекст, будет порицаемо, и справедливо. Но всё же «Гостью из будущего» невозможно ругать. Неидеальный, несовершенный, местами нелогичный и во многом наивный, этот сериал оставляет после себя приятное впечатление. Это произведение ушедшей эпохи об ушедших отношениях и устаревшем будущем. Сейчас, к слову, мы живём в переходное время. С каждым днём и каждой минутой 2084-й всё ближе. Интересно будет посмотреть на него собственными глазами! 8 из 10
Сложно будет абстрагироваться от детских впечатлений чтобы написать объективную рецензию. Поэтому и не буду напрягаться. Тем более, что тут среди малолеток и так достаточно любителей раскритиковать «спецэффекты» и сомнительные художественные достоинства фильма. Хоть и сложно с ним не согласиться, но ведь не понимает подрастающее поколение, что кроме этих сиюминутных, постоянно меняющихся ценностей, есть и другие — непреходящие. Нужно понимать, что те фильмы были рассчитаны не на кассовые сборы и тому подобные капиталистические радости. Расчет был простой — максимально отвлечь советскую школоту от терроризма, дискриминации и прочих не толерантных проявлений на время летних каникул. Потому что взрывать карбид и селитру, ущемлять в правах очкариков, притеснять дворовую живность и девчонок тогда умели очень даже здорово. И фильм отлично справился с поставленной партией и народом задачей! Пацаны все поголовно (и я — не исключение) втрескались в Алису Селезневу. По рукам ходили вырезанные из газет и журналов изображения главной героини. Их ценность была так велика, что у детей не было ничего, что можно было бы предложить в обмен на это. Дать погонять на своем велике, показать кладбище голубей, обменять на фотографию Натальи Варлей в купальнике из журнала «Советский экран» — и рядом не валялось. В лучшем случае, можно было, пройдя через все мыслимые унижения и немыслимые хитрости, выпытать у счастливых обладателей источник — чтобы, обливаясь холодным потом, втихаря в библиотеке, под страхом постановки на учет в детском отделении милиции, вырезать черно-белое фото глазастой девчушки из статьи в журнале «Техника молодежи». А теперь, когда у вас есть ее качественная цветная фотография из «этих ваших интернетов», загляните в эти огромные голубые глаза советской! шестиклассницы из 2084 года и все эти высокобюджетные творения даже самой претенциозной и эпичной голивудщины покажутся жалкими судорогами в бестолковых попытках приблизиться к разгадке тайн человечества и мироздания. Как и вырезанное из журнала фото Алисы Селезневой, так и фильм о ней, не имеет достойных эквивалентов и даже среди самых высокохудожественных и впечатляющих творений буржуазного менталитета. Та самая непреходящая ценность «Гостьи и будущего», о которой я упомянул в самом начале, конечно же не художественная (ее нет и в помине ни в режиссуре, ни в актёрской игре) и не духовная (в смысле этого навязанного «патриотами» штампа), и даже не ностальгическая (как многие, наверняка, уже подумали про мою стариковскую болтовню). Она ментальная (да простят мне этот одновременно и замысловатый и заезженный термин). Этот фильм символизирует для меня непостижимую скорость образования ментальной пропасти между мировоззрением человека еще совсем недавнего прошлого и современным Homo sapiens. Причем, я вовсе не собираюсь превозносить тех и обвинять этих. Просто призываю посмотреть этот фильм, осознавая, что именно так тогда люди жили, мыслили и представляли будущее. Если кто-то возразит, что этот фильм — советская агитка для детей, чушь и халтура — я спорить не буду (хоть и не соглашусь). Но напомню о расхожей фразе, что все мы родом из детства. И те, кто снимал фильм, эти взрослые дяди и тети, уверяю вас, что они именно такого будущего хотели бы и для себя, и для своих детей. Просто попробуйте посмотреть на это глазами тех людей. Неужели их будущее настолько глупо и фантастично чтобы не мечтать о нем? А ведь робот Вертер отдал за него свою жизнь в мерцании Си-лучей «пронизывающих мрак близ ворот Тангейзера. Все эти мгновения теперь затеряются во времени, как слёзы в дожде. Время умирать…».
А я помню это Прекрасное Далёко!.. Только оно было не в будущем. Оно было в прошлом. В том, где трава зеленее, деревья выше и воздух чище. И люди более добрые, советские. Картина Павла Арсенова настолько советская (в лучшем смысле этого слова), что передаёт весь антураж моего детства! В ней буквально воздух пропитан всем хорошим. И в этом воздухе витает надежда на прекрасное будущее. Прости нас, Алиса, мы всё… Мы просто уже «всё»… Экранизация повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» рассказывает и показывает удивительные приключения… Коли Герасимова. В этой пятисерийной картине долгожданную Алису Селезнёву пришлось ждать действительно долго. До середины второй серии. Первоисточник от автора я не читал и, в отличие от рукописи, по которой снят м/ф «Тайна третьей планеты», даже не знаком. Даже бегло. Здесь нам история ведает о том, как Фимка Королёв буквально втягивает Колю Герасимова в удивительную для них и потрясающую для нас авантюру… А там… Машина времени (похожая, как по мне, на электронные весы с измерителем роста) переносит нашего героя на сто лет вперёд. В 2084 год. Первым, на кого наткнулся наш герой в будущем, оказался робот Вертер — самое депрессивное и психоделичное существо вселенной. Увидев его, моя четырёхлетняя дочка сказала: «У него причёска как у мамы», — я улыбнулся и засмеялся. На самом деле, Вертер тот ещё уборщик мусора!.. Он себя ещё проявит в конце второй серии. Так что разговоры о том, что Вертер это списанный боевой робот, перестают на время казаться шутейными… Вертер, если вкратце, предлагает Коле флипнуть до космопорта. Вот-вот должна прибыть прославленная Третья космическая экспедиция. Но на деле мы видим ляп: прибывает Первая. Но, уж извините, тащить в будущее не только актёров, но и всю съёмочную команду… вы меня извините… На самом деле, претензия к «Гостье из будущего» у меня одно: первую и вторую серию можно было совместить. Это укоротило бы хронометраж и не повлияло бы на восприятие. Но…имеем, что имеем. Тем более со второй серии пошло так здорово!!! Прям плотнячком так появляются герои «Тайны третьей планеты». Игорь Селезнёв, Весельчак У и Крыс, бывший там Глотом. Видим и КосмоЗоо. И, наконец, — Алису!!! Как же я ждал эту девочку с глубинными глазами. Потрясающей красоты, поистине девочку Будущего!.. Она юзает миелофон. Такой некий советский макгаффин, позволяющий читать мысли фауны. За ним-то как раз и пожаловали космические пираты. Алиса пытается прочесть мысли крокодила Сени, но… история уже очень скоро закрутиться иным чередом… Кстати мне прям по душе пришёлся козёл Наполеон!!! С третьей серии пошло самое то. Самый смак. У меня больше не было вопросов по поводу того: почему же фильм такой культовый и тому подобное… История закручивается так, что вот уже все в 1984-м… Но… как тут описывать, когда картина перевалила за середину… Наташа Гусева оставила нам потрясающее наследие. Жаль, что с карьерой актрисы здорово не продолжила. Но ещё больше жаль, что так оборвалась жизнь Алексея Фомкина — неужто Фимка Королёв в кадре напророчил?.. Также уже оставили наш мир Вячеслав Невинный и Михаил Кононов — Весельчак У и Крыс соответственно — лучшие экранные злодеи эпохи Советского Союза!.. Вообще картина подарила новые лица, которые запомнились и врезались в память чем-то прекрасным, какое-то приятное тепло разливается от всего этого ансамбля!.. Например, до просмотра я знал только Георгия Буркова и Валентину Талызину, а тут сразу целая когорта, целая плеяда и россыпь звёзд!.. А вот Наталью Варлей я не угадал… Этот фильм какой-то максимально Советский в лучшем смысле этого слова! Я будто в прошлом побывал. Не хватило только бочки с квасом!.. Вот оно прекрасное далёко! Только по замыслу должен был настать коммунизм. Увы… 10 из 10
Мой папа посоветовал мне фильм «Гостья из будущего» и я его посмотрел! Теперь пишу рецензию на этот как оказалось, сериал. Поехали! Любовь. Если посмотреть все 5 серий, то никакой любви не заметишь. Только друг Коли говорит что влюбился, но только для того чтобы отмазаться. Злодеи. В этом сериале 2 злодея- крыс и весельчак. Они хитры, беспощадны и для злодеев очень хороши. Крыс особенно мне понравился. А злодейский кефир-тоже бомба. Юмор. Комедия как комедия. есть много советских шуток, интересно. В СССР были лучше шутки, очень смешно. Сюжет. В 1 серии когда Коля попал в здание будущего я чуть не заснул, потому что ну уж это было слишком скучно. Потом, когда он пошёл на улицу будущего, стало намного интереснее. В следующих 4 сериях была просто бомба! Особенно мне понравилась когда появилась подруга Алисы из больницы. Персонаж. Больше всего мне понравилась подруга Алисы из больницы, она крутая и я чуть в неё не влюбился. Другие персонажи тоже хороши, например Коля. Актёрская игра. Актёры хорошо отыгрывают свои роли, только мне не понравилась причёска Натальи Мурашкевич, я не фанат таких причёсок. Музыка. Фрагмент с песней «Прекрасное далёко» доводит до мурашек, и так и так саундтрек Евгения Крылатова очень чудесен. Спецэффекты и визуал. Спецэффекты тут присутствуют только в будущем, когда пираты стреляют из… джедайских бластеров?! И когда они летают на летающей машине. Они тоже прекрасны. Итог. Я когда пил Pepsi и смотрел этот фильм, восхищался. Почему я восхищался? Я люблю фильмы про путешествия во времени, хотя и «Назад в будущее» лучше, но всё равно после «Назад в будущее» этот сериал занимает второе место про путешествия во времени. У «Гостей из будущего» есть только два минуса: 1. Хорошая графика, но ужасная операторская работа двух Сергеев. 2. В 1 серии сюжет не очень интересен. 7 из 10
«Гостья из будущего» — это сериал для другой эпохи, для других людей, иных нравов и воспитания, потому сегодняшнему зрителю ввиду его «опошлизации» и «перестройки» морально-нравственных ориентиров трудно найти в нём что-то близкое. «Гостья» с радостью приютит и согреет человека, рожденного тогда, но для поколения Z сериал не будет также гостеприимен. Произведение — во многом агитация (больше в положительном значении), попытка чуть ли не в каждом кадре и диалоге привить гражданский долг, правильное поведение и социально ориентированные взгляды: сплоченность, честь, ответственность за друзей и окружающих (как по трафарету это обыгрывается, например, когда прохожий смалодушничал и не выдал космических пиратов для помощи в спасении Коли, а также в сцене, где пираты пытаются подкупить последнего, но тщетно). И все же если подходить к разбору сериала, отбросив его идею и несущее тепло, в сухом остатке остается не так и много, а именно шикарная музыка. Настолько удивительная, что заставляет немного ностальгировать по временам, в которых ты даже не жил. Известная каждому песня, как лейтмотив всего сериала о начале пути как человека, так и общества к тому самому прекрасному, что будет дальше. Но в то же время, гостья довольна скучна, за счет неинтересного сюжета, банально выстроенного конфликта, односложных героев и отсутствия атмосферы будущего. Что говорить, декорации и костюмы едва ли переносят тебя на сто лет вперед. И я не заикаюсь о спецэффектах, уже отгремела «Одиссея» Кубрика, которая и сейчас смотрится волшебно. Ридли Скотт уже снял «Чужого» и «Бегущего по лезвию», где будущее совсем не такое радужное. Также символична дата сериала — 1984, к которой и сейчас приковано внимание киноиндустрии. Сериал, как и времена, в которые он снимался, — утопия, относительно того, что в будущем все будут равны, всё будет светло и благополучно. Но только этого никак не может быть. Оттого эта наивность и нарочитое сглаживание всех углов выглядят, по крайней мере сейчас, как что-то очень далёкое, но не такое прекрасное.
Данный сериал наравне с «Приключением Электроника» влился в моё детство, подарив немало положительных эмоций. Взглянув на него сейчас, я не поменял своего отношения к нему, а даже наоборот — рассмотрел многие детали, которые в силу возраста пропускал. Путешествия во времени — всегда интересная история. Основанная на рассказе Кира Булычёва она показывает разность поколений, раскрывает человеческие качества и даёт много эмоций от просмотра. Период советского времени, школьная пора — да это чертовски круто. На фоне данного временного периода нас встречают двое мальчишек, преследующие довольно странную даму. Съёмка и сухой звук вызывают восторг — так легко и непринуждённо сюжет приводит нас к машине времени, спрятанной в хижине. Классическое путешествие во времени представили довольно продолжительно, возможно, чтобы показать важность этого события. Это не DeLorean с Марти и доктором Брауном, это головокружительное перемещение, сопровождаемое палитрой цветов, музыкой и непониманием мальчика Коли того, что с ним происходит. Будущее… 2084 — на момент выхода проекта, а это 1984 год, представление было 100-летнего технического прорыва. Локации и объекты блещут всеми возможными представлениями авторов нового мира: тут и космопорты, и межгалактическое сотрудничество, и роботы. Также интерьер пестрит необычными элементами — много яркого цвета на различных геометрических фигурах в зданиях. Осознание происходящего у героя — вполне очевидная реакция. Умело авторы показали любопытство, воспитанность и удивление. Нам сразу демонстрирует важный объект, который является виновников последующих приключенческих событий и представляют главную героиню — Алису. Девочка по рамкам будущего уже проявляет фантастические способности (которые может развить обычный человек), поэтому интрига пересекает черту между Колей и Алисы, делая вторую зависимой от первого. Возвращение в советское время служит отличным стартом заманчивого приключения. Вот у нас два товарища, действия которых раскрывают быт и жизнь прошлого поколения. Представление школы и дружного класса (не совсем) снова и снова отсылают к «Электронику». Нет одного закрепляющего фактора, привязанного к Алисе, здесь жизнь идёт своим чередом, тем более, кто поверит в рассказ про машину времени. Нас знакомят с коллективом, приписывая и родителей, и учителей. Ты узнаёшь их, составляешь общее представление. Алиса в 80-х. Эта поначалу параллельная нить сюжета смешивает поколения, показывая менталитет советского времени и будущего. Никому неизвестный ребёнок, который знает только то, что в её времени был школьник. Кто он? Откуда? Неизвестно. На дорожках прошлого Алиса попадает в различные ситуации, знакомиться с новыми людьми и шокирует взрослых. При помощи невероятных событий (сила лебедя) героиня оказывается новенькой ученицей в классе Коли, чтобы запустить интригующий и детективный элементы мини-сериала. Вот она. Вот та деталь, которая радует на экране. Пусть в основном детей, играющих школьников, набирали отовсюду, не профессионалов, но они создали прекрасную атмосферу школьной суматохи, передали обычные ученические будни, куда уже позже вписывается главная героиня. Различие поколений, уровня образования и совершенно иной взгляд на мир дарят отличное времяпрепровождение. Таким ярким и милым штрихом зритель наслаждается определённое количество времени, далее эксцентрично следуют основные сюжетные линии, напоминая нам (сквозь пелену блаженства), что основные злодеи — космические пираты — идут по следу Алисы, в целях получить заветный артефакт. В целом, умело поставили интригующий фактор, который и позволил переместиться в прошлое, подарив атмосферу школьной суматохи, и раскрыл героев. Школьные отношения также расставили на «хороших» и «плохих» товарищей, но, так как у нас детский фильм, побеждает дружба. Приключения Алисы более драматичные, более мелодрамные, чем у Сергея Сыроежкина, а финальная драма заставляет сердце дрожать. Хоть ты знаешь, чем должно закончиться это приключение, тебя всё равно пробирает от эмоций. Красивая сказка, отвечающая на вопросы о будущем нашей планеты, милый персонаж, который покорил в своё время моё сердце и интересная второстепенная линия, которая приковывает внимание больше, чем основная. Погоня за миелофоном — это всего лишь главная цель, но этапы её достижения дарят куда больше эмоций.
Обычно на фильмы с большим числом рецензий я своих не пишу. Но просматривая рецензии к «Гостье из будущего», я обращал внимание на типовые претензии некоторых зрителей, и решил написать нечто вроде ответа. Субъективного, конечно. Есть весьма популярное мнение, которое присутствует. кстати. и у авторов положительных рецензий. Если сильно обобщить, то выходит так, что фильмец растянутый, неинтересный по сюжету, декорации у него плохие, перемещение Коли в будущее похоже на анимацию в компьютерном аудиоплеере (не наоборот ли всё-таки?). Но Алиса его вытащила, и благодаря ей он и стал столь популярен. Давайте разберёмся с декорациями будущего с помощью такого примера. Вот играла футбольная команда на не самом лучшем стадионе с деревянными скамейками и не очень то зелёным полем. Эта же самая команда через 20 лет стала играть на стадионе с превосходным искусственным полем с подогревом и установленными вместо скамеек пластиковыми креслами разных цветов. Но первая играла в яркий, комбинационный футбол под руководством грамотного тренера. А вторая играет с самой примитивной тактикой, да и тренеру, ровным счётом, неинтересно. как закончится матч. И где, вы думаете, собирался десяток тысяч болельщиков? С хорошей игрой не самый выдающийся стадион будет казаться вполне нормальным и соразмерным текущей ситуации. Так и здесь. Я не стану отрицать, что декорации в своём масштабе и пафосе уступают лучшим (именно лучшим, а не большинству) зарубежным фильмам того времени. Но советское кино никогда и не ставило задачу поразить визуальными эффектами, это в капиталистической России, говоря об особом пути и духовности, только и делают, что пытаются повторять голливудские взрывы автомобилей и вертолётов. К тому же, если вспомнить любимый мной «Назад в будущее», то там, на мой взгляд тоже не было показано ничего визуально сверхъестественного. И не надо было! А вообще, «Гостью из будущего», иначе, как чудесным фильмом не назовёшь. Смотреть его интересно на всём протяжении. Разумеется, интересна сама идея, заложенная Булычёвым. К слову, не будет лишним сказать, что я родился значительно позже выхода фильма на экран, и руководствуюсь в оценке не пресловутой ностальгией. Но режиссёр сумел настолько продумать каждого без исключения персонажа, что даже удивительно, как ему было не лень всем этим заниматься. Здесь, не говоря уже о главных героях, запоминаются и Коля Садовский, и Электрон Иванович с говорящим козлом, и Алик Борисович с историей про Азовское море, и Марта Эрастовна, которая провожает вместе со всеми Алису в будущее, и «Илья Муромец». А с тем, что музыка Евгения Крылатова — потрясающая, насколько я заметил, не спорит и большинство критиков. Благодаря всему этому флипы, космопорт, автобус-телепорт мне отнюдь не кажутся убогими и корявыми, а даже весьма интересными, хотя бы чисто с технологической точки зрения. Кстати, и какой-то специфически детской «Гостью» не назовёшь. Это вообще общая особенность советской культуры, когда произведения искусства, которые нравились детям, были интересны и взрослым. Кино могло быть добрым, но при этом не тупым. Кто-то из недовольных рецензентов упомянул в положительном ключе американский «Полёт навигатора». Так вот, посмотрев его в 12 лет, я был восхищён, а когда пересмотрел сейчас, было довольно скучно. А здесь скучно не было ни разу. Даже не знаю, о чём думал другой человек, написавший о примитивных диалогах. Кино, в общем, оставило в истории советского кинематографа и всей советской культуры яркий след. Который, помимо всего прочего заставляет людей, не живших в СССР, лучше относится относиться к социалистической идее, что, разумеется. вызывает гнев антисоветчиков. Дескать, всё было не так ярко, как здесь, всё было убого. Я скажу лишь только то, что «Гостья из будущего» не говорит мне о том, что в СССР было так, как там показано. Говорит о том, что в той стране были люди, которым приходили в голову такие замечательные идеи, и эти идеи они могли осуществить! Будь то станок, самолёт, фильм, или миелофон (вместо которого теперь «изобретут» очередную «умную мясорубку»). За что им, настоящим творцам и спасибо! И ещё спасибо Наталье Мурашкевич за отвержение от съёмок в перестроечном мусоре. 10 из 10
Когда «Гостью из будущего» в марте 1985 года нам показали по телевизору, то, целых пять дней дворы пустели и неугомонные дети разбегались по своим квартирным клетушкам, чтобы слетать вместе с Колей Герасимовым на сто лет вперед. Из чего-то похожего в те годы припоминаю опять же чешский детский сериал «Приключения в каникулы» (показывали в июле того же года) — в настоящее время он выглядит чрезвычайно нелепо. Пусть кинематографисты и делали упор на детских взаимоотношениях, трудно было избежать соблазна — поразить зрителей летающей девочкой или Алисой, прыгающей через забор. Алиса меня никогда не интересовала, да и Машина Времени — достояние общественности, которая тут же будет отправлять правительство в турпоездки будущего, тоже не очень. Главное же — это уметь превращаться, как космический пират, в кого угодно. Вот где победа экзистенциализма. А фильм сделала музыка Евгения Крылатова, как и большинство детских фильмов того времени, и девочка Наташа Гусева, в которую понавлюблялось половина Союза. Такая маленькая и такая умная, такая сильная и такая умелая. Когда еще придет понимание, что на экране одно, а в реале совсем иное. В «Гостью из будущего», как я понял, позвали абсолютно всех советских звезд, каковые только имелись. Здесь даже мелкие роли сыграли такие люди как Варлей, Бурков, Талызина. Фильм я смотрел много раз, надоел он мне жутко, а в сети я однажды наткнулся на сайт фанатов этого фильма, которые рыщут по городу, отыскивая достославные места съемок и одеваются в стиле «Весельчак У». После того, как я на этом сайте прошел тест на знание фильма, мне радостно сообщили, что я абсолютный маньяк и мне нужно лечиться. Вот уж не замечал, хотя булычевоманией в детстве болел. Есть ли те, кто это не смотрел? 10 из 10
Шестиклассник Коля Герасимов, проследив вместе с другом Фимой за таинственной незнакомкой, из заброшенного московского дома попадает на машине времени на сто лет вперёд, где втравливается в историю с космическими пиратами, укравшими было у девочки Алисы прибор миелофон. Однако Коля, взяв уникальный аппарат, спасает человечество от гнусных планов галактических преступников. Но скрыться даже в тихом XX веке ему не удаётся — его ищет и Алиса, и пираты… Культовейший сериал советского времени. И убей меня кто угодно, но сейчас очень непросто понять, почему. Впрочем, этот феномен популярности можно попробовать объяснить недокомплектом развлекательных жанров в СССР. И то правда — даже несложный кинотрюк с автобусами (сделанными из фанеры), переносящими с Пушкинской площади одним открытием двери куда-то к морю казался в свое время вершиной искусства спецэффектов. Не говоря уже о полете на флипах. Он и сейчас может показаться поистине фантастическим, а тогда без никем толком не виденных Звездных войн (впрочем, оттуда тоже многое почерпнули) — тем паче. Вся эта электроника тоже завораживала — машина времени, компьютер, перебирающий (очень медленно, впрочем) образцы одежды, посуды и т. п. Но фантастический антураж все же не главное. Булычев (как автор книги и сценария) и Арсенов (режиссёр) ещё и попали в нужное настроение и детское сознание того момента. Космопорт и космозоо, к примеру, воплощали очень модные и популярные представления школьников — например, что с дельфинами можно говорить, а мысли крокодилов как минимум читать. Надо ведь ещё иметь ввиду, что космос — главное достижение и мечта советского общества, где стать космонавтом грезил каждый мальчишка. Бластеры, миелофон, космические пираты вплетались во многом в унылую советскую действительность и, видимо, поэтому оказались близки массам школьников. Так проще было ассоциировать себя с героями. Большое космическое путешествие, Москва-Кассиопея с этим вряд ли справлялись. Надо отдать должное Павлу Арсенову — работа с таким юным актёрским составом не каждому бы удалась (разве что в Электронике было сложнее). Но вот тут надо бы заметить, что советская фантастика стремилась и идеологически правильные вещи до детей донести. Так что даже роботы у нас специфичные (хотя и списанные с других фантастов) — Вертер явно намекает и на романтического героя Гёте и наследует тому же Электронику, который роботом быть не очень хотел, стремясь очеловечиться (в этом случае через влюблённость). Будущее ребятам обещается в духе греческого гармоничного человека — спорт, поэзия, актёрство, наука и т. п. Но, конечно, главная завлекаловка — девочка Алиса. Может быть, лучший кастинг за всю богатую историю советского детского кино. Огромные голубые глаза, улыбка, которая никакой Джулии Робертс не снилась, потому что наивная, открытая и… неземная. И её утверждение, что она самая обычная явно не было принято всерьёз хоть кем-нибудь. В сочетании с детской электронной эстрадой Крылатова это давало даже не фантастический, а волшебный эффект. Увы, преходящий. Советский гуманизм, вера в светлое (коммунистическое) будущее, где полёты в космические дали препятствовались по исключительно научным, а не финансовым соображениям, и даже пираты были не такие уж кровожадные, уже не будет актуален — супергероев там явно не хватает, больше почему-то людей.
Заметил в отрицательных отзывах к этой картине вопрос: «Чем может понравиться фильм современному зрителю, у которого нет пресловутой ностальгии?». Отвечу: атмосферой и прописными истинами, о которых забывают. «Гостья из будущего» — милый, добрый, атмосферный фильм. Впервые я его увидел в детстве, мне понравилось. Вопреки «фи» некоторых, считаю этот мини-сериал очень динамичным. Скука? Ну не знаю. Эта беда меня не коснулась. Советская кинофантастика не всегда успешна. По крайней мере, я знаю некоторые фильмы, которые мне не внушают интереса, не дарят никаких позитивных эмоций. Но «Гостья из будущего» — это хорошее кино, снятое качественно и профессионально. Здесь каждый персонаж яркий и запоминающийся. Здесь потрясающее музыкальное сопровождение. Здесь пираты, погони, интриги и даже расследования. Также немаловажным является то, что в сериале есть по-советски наивные и трогательные сцены, которых так не хватает современному обществу. Вдумайтесь только: целый класс идёт на помощь товарищу. Сейчас это редкость. Увы. А слова песни про «стану чище и добрее, в беде не брошу друга никогда»? В «Гостье из будущего» есть чистый посыл, никак не мешающий развитию сюжета, всё очень тонко и симпатично. Чего также стоят метания Коли? Да, он не сразу признался, что мелафон у него, но его храбрость взяла верх над страхом. Как можно считать подобные фильмы «пустыми», «скучными»? 8 из 10
Как же я люблю этот потрясающий фильм. Помню, как в детстве мы с нетерпением ждали выхода каждой следующей серии, так хотелось узнать о дальнейших приключения Коли Герасимова, Алисы и их одноклассников. Это просто невероятно. До сих пор пересматриваю с удовольствием и не устану пересматривать его снова и снова, впрочем как и многие другие детские фильмы советской эпохи. Всегда такая ностальгия после просмотра, такое наслаждение от фильма, что просто не передать словами. Теперь и дочери своей показываю все советские фильмы нашего детства, она в восторге от них. Этот фильм у меня входит в пятёрку любимых фильмов детства (1-й «Приключения Электроника», 2-й «Гостья из будущего», 3-й «Москва-Кассиопея», 4-й «Остров ржавого генерала», 5-й «Неуловимые мстители» и ещё не мало потрясающих фильмов советской эпохи). Помню как пустел двор перед началом показа очередной серии и как после просмотра все снова выходили во двор и начинались обсуждения всего увиденного. Из чего только мы не делали во дворе машину времени, миелофон, костюмы космических пиратов и потрясающего Вертера. Всегда представлялось, что мы сами участвуем в невероятных приключениях вместе с классом Коли Герасимова. Ведь все пионеры СССР мечтали очутиться в далёком будущем, мечтали спасать человечество и планету от вторжения космических пиратов, а главное очень хотелось вот так же однажды найти машину времени и переместиться в далёкое не только будущее, но и в прошлое (поэтому были облажены и изучены все подвалы и чердаки в городе). А потрясающая, затрагивающая и будоражащая все струны юной детской души песня «Прекрасное далёко», мелодия которой сопровождает весь фильм, до сих пор остаётся самой любимой песней. А как же хотелось хоть чуть-чуть стать похожей на главную героиню фильма Алису Селезнёву, с такой обаятельной улыбкой и потрясающими ямочками на щеках, такой бесстрашной и красивой, чтобы так же все мальчики СССР влюблялись в меня, как они влюблялись в Алису (так же как влюблялись и в Машу Старцеву в исполнении прекрасной Инги Ильм, из сериала «Приключения Петрова и Васечкина», а девочки влюблялись в Электроника и Сыроежкина). Боже, сколько воспоминаний нахлынуло при написании этого отзыва. Ведь это было наше потрясающее, незабываемое, самое лучшее в мире и невозвратимое советское детство. Детство с самыми лучшими в мире фильмами для детей, с самыми лучшими в мире сказками, мультфильмами и детскими передачами. Жаль, что такое больше никогда не повториться. Таких фильмов теперь не снимают, и не снимут уже никогда. Остаётся только снова и снова наслаждаться теми потрясающими фильмами, снятыми в период нашего детства в СССР, показывать их своим детям, внукам, правнукам и всем последующими поколениям. И воспитывать их на этих фильмах Чтобы они знали, что такое настоящая дружба, истинный патриотизм, уважение к старшим, и любовь ко всему окружающему. И фильм «Гостья из будущего» очень чётко помогает это узнать. А целая плеяда потрясающих актёров, просто обрекла этот фильм на всенародную любовь. Вячеслав Невинный и Михаил Кононов (так блистательно создавшие образы космических пиратов), Евгений Герасимов, (исполнивший роль потрясающего робота Вертера), Наталья Варлей (сыгравшая спортивного тренера Марту Эрастовну), Игорь Ясулович (в роли учёного Электрона Ивановича), да всех и не перечислить. А какие замечательные актёры дети, сыгравшие в этом фильме, просто слов не подобрать, чтобы описать как восхитительно они справились со своей задачей. Чего стоят только главные герои фильма Наташа Гусева (исполнившая роль главной героини фильма Алисы Селезнёвой) и Алёша Фомкин (сыгравший Колю Герасимова, с которого собственно и началась вся эта удивительная и невероятная история). Один из лучших детских фильмов, выпущенных в Великой стране Советов, который будет любим ещё не одним поколением юных зрителей, и остающийся бессмертной классикой советского кинематографа. И конечно только высший балл фильму 10 из 10
Про меня фильм сняли В произведениях Кира Булычева фантастика не раз пересекается с реальностью и наоборот, порой кажется, что автор как в воду глядел: Он предугадал появление «Скайпа», достаточно вспомнить эпизод из книги, где отец Алисы обещал провидеофонить Бабе-яге. Конечно, мы люди современные и с Бабами-ягами не созваниваемся, да и в сказки не верим, может и зря, однако про видеофоны, «скайпы», и прочее, автор историй о космической девочке и ее приключениях, предугадывал так точно, как будто обладал собственной машиной времени, которую неоднократно описывал в повести мой де… «День рождения Алисы». А кто были героями? Помимо «Гостьи», Героями были обычные люди, а иногда и инопланетяне, но очень уж очеловеченные, были роботы, добрые, злые, железные и пластиковые, так или иначе олицетворяющие человеческие желания, его волю. Роботы — служащие людям, или наоборот воюющие с ними, одно было неизменным — эти железяки были созданы рукой человека. Фабула в мире Кира Булычева была наполнена миром фантастики и симбиозом старых сказок с легендами, что вызывает интерес, а учитывая то, что в начале повествования про свою дочку рассказывает папа Селезневой, то читательский интерес еще больше гипертрофирован. Экранизация по произведениям Кира Булычева не заставила себя долго ждать, в основном кинокартина охватывала ту линию повествования, когда я… эм Алиса оказалась в прошлом, еще до 21-го века. Тише, Бронтя, ты мне мешаешь. Посмотрев ленту «Гостья из будущего», может возникнуть масса вопросов, как у взрослых, так и у детей. Взрослые будут копаться в научных терминах и законах физики, а дети будут жадно следить за происходящем на экране, удивляясь разворачивающимся событиям; роботы, инопланетяне и прочие существа будут выглядеть для нового поколения забавными и возможно даже нелепыми. У детей возникнут вопросы, а ответы взрослых не будут очень уж вразумительными. Было время, когда они, взрослые, смотрели, просто смотрели интересную фантастическую ленту, не задумываясь ни о чем другом, кроме как о хорошо проведенном времени за просмотром фантастической сказки, где «Девочка с которой ничего не случится» и ее друзья, попадали в удивительные передряги, и не менее удивительными способами выпутывались из этих злоключений. Но удивительные приключения Алисы лишь «обертка», проблемы школьников, дружба, горечь утраты, отношения детей и родителей, тоже не на периферии, и тут уже кинолента выигрывает книге в том, что прочувствовать фильм несколько легче, чем книгу благодаря талантливым актерам, а создатели киноленты умели получать нужные эмоции у зрительских масс. Пример песня: «Прекрасное далеко». И спустя много лет еще остались животрепещущие вопросы, на которые другая героиня, и из другого кинофильма ответила бы: «Будущее не предопределено». Громозека, об этом фильме мы знаем давно, но они еще не видели «Терминатора 2». Спецэффекты «Гостьи из будущего» уже можно считать анахроничными. Сюжет и диалоги просты, а повествование местами тривиальное, по детскому простое, как и цитаты кочующей по планетам «инопланетянки». Местами вообще невозможно скрыть улыбку умиления, или воскликнуть: «Так это наше будущее?», все это уже легкие, не лукавые придирки. По пути книги к экранной вариации, история подверглась изменениям, однако по большей мере сохранила центральный сюжет первоисточника. Проходило время, актеры «Гостьи из будущего» становились известными, создавали семьи, старели, но не раз их можно было встретить на программе «Пусть говорят», где они глядя на кадры студийного экрана, либо молча улыбались, или пускали слезу, а какую слезу, ответ знали лишь сами артисты. Социум не был жесток к «Гостье», пока зарубежные мастера делали свои фильмы, от которых советские кинокритики были не в особом восторге, «Гостья из будущего» гостила у любителей фантастики, да и просто у любых зрителей, как взрослых, так и детей. Но в отличии от некоторых современных и ушлых режиссеров, которые клепают проекты, чтобы парировать американским киноделам, наша русская Супергерла не стремилась ущемить в правах какой либо иностранный фильм. Действительно, я не виновата, что про меня сняли кино, я люблю зарубежную фантастику и все такое, но каюсь, люблю и фильмы про себя. Я преувеличиваю? Так ведь я спасла планету от вируса, хочу себя немного похвалить, аххах. А некоторые до сих пор думают, что я духи на космонавтов брызгала. Советую кстати мультфильм «Тайна третей планеты». Хорошо, еще немного слов и все. Мир очень сильно изменился: Есть среди людей шарлатаны, которые владеют магией, ну, утверждают что владеют, но на самом деле сгибают ложки микро манипуляциями, есть войны, есть много всего плохого. Земля полнится добрыми, и плохими людьми, все очень сложно. Я скучаю по прошлому миру, но знаю, рано или поздно он станет моим настоящим и все будет хорошо. Я в это верю, и среди всех необычных и известных, будет Коля Сулима, простой и обычный шахматист, а также инженер, получивший известность благодаря своим мозгам, и другие, уже повзрослевшие дети. Люди больше не будут мучиться жаждой или городом, честное слово, я даже могу сделать эргономичный анализ, но не буду. А может я многого еще не знаю, может и зря улетела… Во всяком случае в истории останется только главное, детали могут и не сохранится в голове людей. Я Алиса Селезнева, немного сумбурно, но все же высказалась по фильму обо мне. И было у меня много приключений и переживаний, посмотрите сами, чтобы понять все то, через что я прошла, было и грустно, и весело. Ладно, это я уже погружаюсь в дебри философии, о которой мало что смыслю.
Мизерный бюджет, примитивнейшие эффекты, одни и те же декорации для разных сцен… экономия на всём, вплоть до причесок актеров. Простенький сюжет, не выдерживающий даже обдумывания, не говоря уже об логическом анализе… А фильм — все равно шедевр. Почему? ИМХО всё держится «на трех китах». Кит первый. Пропаганда. Жесткая ежедневная, ежечасная, ежеминутная пропаганда, лившаяся из всех источников информации. Вбивавшая в головы советских людей идею о «светлом коммунистическом будущем». И Павел Арсенов ухитрился снять фильм так, что он не стал очередной пропагандистской листовкой, а наоборот — пропаганда договаривает за фильм то, что в силу разных причин недопоказано. Это потом до нас докатились «Звёздые войны» и всё прочее. И появилось с чем сравнивать. А тогда… тогда фантастику не считали за серьезный жанр… ну и финансировали соответственно. Но справедливости ради — Федя Бондарчук сколько «закопал» на свой «Обитаемый остров». И чё? Нормально снял? Так модет не только в бюджете и эффектах дело? Будущее показано уж очень широкими мазками — факт. Но каждый из них — четко» в схеме». И фантазия сама дорисовывает недостающее. Взял Коля пирожное бесплатно — вот он коммунизм, полетал на флипах/флаерах — вот он научно-технический прогресс… ну и т. п. Кит второй. Психология. Психология, как сейчас бы сказали, целевой аудитории. Что дети тогда понимали про коммунизм и «светлое будущее»? Да ничего толком. Только главная мысль — все будут счастливы. Нате. Гораздо интереснее в школе составлять словарь дельфиньего языка, чем зубрить — нате. Здорово побывать в Лондоне (Бомбее, Токио, на Луне…) — нате. (Это сейчас просто себе представить, а тогда, для простого пионера, действительно проще было на Луну полететь). Не надо вставать перед учителем — нате. Школота — порасспросите пап и мам — как часто им доводилось слышать аналог фразы:' Тихо! Я вошла в класс! Я сейчас выйду и зайду снова — чтобы встали как положено!» А как хотелось верить в мечту… Даже полеты на Луну меркли перед отсутсвием необходимости терпеть унижения от учителей (к счастью, отнюдь не всех). Кит третий. Алиса. И то КАК она показана. Это сейчас, включая телевизор или залезая в интернет нарываешься на поток, целый шквал, разного рода красавиц. От просто красавиц, до жесткого порно. А в СССР секса не было. Но была найдена красивая девчёнка. И оч-чень удачно показана — респект оператору. Одни крупные планы чего стоят. Ну кто мог устоять? И все мальчишки поголовно влюбились… В общем чтобы понять и полюбить этот фильм надо было жить в СССР в 80-х.
В своё время я упустила из виду культовый фильм советских школьников начала 80-х годов прошлого века «Гостья из будущего» и вот теперь решила посмотреть, отчего это народ так ностальгирует по тем реалиям, которые отображены в этой кинокартине. И, конечно, сразу поняла: есть о чём вспоминать и грустить. Перед нами предстаёт старая Москва: спокойная, несуетная, светлая, доброжелательная. На дорогах не видно непробиваемых автомобильных пробок, транспорта мало, не бросается в глаза хищная реклама, народ одет просто, но со вкусом, и не очень спешит. Нас окружает мир, которого давно уже нет… И вот шестиклассник Коля Герасимов — самый обычный советский пионер, вдруг находит машину времени и перемещается в будущее, на сто лет вперёд (в 2084 год) — в мир, придуманный знаменитым писателем-фантастом Киром Булычёвым (повесть «Сто лет тому вперёд») и воплощённый в увлекательное кинопроизведение режиссёром Павлом Арсеновым. Будущее предстаёт перед зрителем в весьма привлекательном виде — как идеальное в экологическом отношении место обитания счастливых и добрых людей. Кругом зелёные лужайки, красивые парки, летательные аппараты и автобусы, которые никуда не едут, но привозят людей в нужное место. Люди будущего зациклены на космических путешествиях, что, конечно же, в прошлом веке казалось сказочной, очень привлекательной мечтой, а вот сейчас в нашей стране никому из простых смертных уже и даром не нужных. Однако, про наши компьютеры, сотовые телефоны и Интернет люди из будущего, придуманного Булычёвым, слыхом не слыхали. В Институте времени биоробот Вертер записывает сведения о путешествиях во времени старинным гусиным пером в какую-то амбарную книгу, что, конечно, символично, но вызывает сейчас снисходительную улыбку. Так что технический прогресс за тридцать лет шагнул в такие дали и овладел такими чудесами, которых писатель предвидеть не смог. Но люди будущего сумели построить самое главное: добрый мир, где всем хорошо, где все счастливы и заняты интересным делом, где нет неравенства, несправедливости и нужды. Вот он — коммунизм — неосуществлённая мечта человечества. Но почему-то люди будущего не обеспечили безопасность своего идеального мира, совершенно не подготовились к проведению «антитеррористических мероприятий». На Землю легко и просто, без всяких хлопот, проникают космические пираты Крыс и Весельчак и начинают творить свои чёрные дела, охотиться за чудо-аппаратом миелофоном, который никак не охраняется и находится в руках «девочки из будущего» Алисы Селезнёвой. Надо сказать, что злодеи выглядят совсем не страшными, а довольно забавными, часто попадают в дурацкие ситуации и всё время быстро бегают и ловят то Алису Селезнёву, то Колю Герасимова. Да с их-то сверхспособностями и умением перевоплощаться, с их лазерным оружием можно было за пару дней завоевать и покорить всю Землю. Ан нет. Фантастика эта написана и снята для советских детей, а потому в ней не должно быть ничего по-настоящему злого и жестокого (разве только — ликвидация биоробота, которого очень жалко). И это отсутствие крутого негатива очень хорошо, так как не травмирует детскую психику. А приключения от этого не становятся менее увлекательными. К тому же над уморительными пиратами можно весело посмеяться. Очень умиляет меня, в смысле ностальгии, показ школьного быта ребят 80-х годов. Весёлая атмосфера школьных переменок, доброе общение ребят, шалости и приколы — всё это, действительно, так и было раньше. Это наше незабытое детство постучалось в сердце и поселилось там (на время фильма) светлыми воспоминаниями. Ведь товарищество, взаимовыручка, помощь в трудной ситуации, верная дружба реально присутствовали в жизни пионеров 60-х -80-х годов. Из песни, как говорится, слова не выкинешь. И когда все ребята в едином порыве, бегут на выручку Коли — тогда и понимаешь, что законы дружбы тех лет предполагали только такое поведение — «один за всех и все за одного». Я даже вспомнила вдруг, как в шестом классе наш пионерский отряд — девчонки и мальчишки — при сборе металлолома тащили в школу откуда-то издалека тяжёлый заржавленный остов легковой автомашины — чтобы победить в соревновании! Так здорово было! Коллективизм! От которого не осталось теперь даже следа… А ещё для пионера того времени было абсолютно невозможно стать предателем. Пираты сулили Коле деньги, новую машину «Жигули» — тогдашнюю мечту многих — только за то, чтобы он сказал, где находится миелофон, но предательство ради наживы считалось тогда наивысшим позором. Вот поэтому Коля молчал даже тогда, когда его начали мучить. Крепко сидели в сознании ребят того времени подвиги героев Великой Отечественной войны, стойкость пионеров-героев, несгибаемость Мальчиша-Кибальчиша… А сама гостья из будущего — Алиса, конечно же, абсолютно идеальный ребёнок, наделённый всеми добродетелями и множеством умений, которые пока ещё недоступны ребятам 20 века (иностранные языки, спорт и проч.). Она добрая, отзывчивая, весёлая, обаятельная, лишённая зазнайства, к ней тянутся ребята. И недаром в фильме про Алису говорят, что она «показала рубежи, к которым надо стремиться». Словом, она — человек-мечта, человек-идеал из «прекрасного далёка». И знаменитая песня подчёркивает стремление к этому идеалу того поколения ребят, что родились и жили в последние десятилетия так называемой «эпохи застоя». Не зря же в песне есть такие слова: «Я клянусь, что стану чище и добрее и в беде не брошу друга никогда», или: «А сегодня что для завтра сделал я?». Устремлённость в будущее присутствовала в мечтах многих людей того времени. Однако, в реальной жизни для ребят из фильма предсказание Алисы об их будущем, пожалуй, не сбылось бы. Ведь впереди их ожидали исторические катаклизмы: перестройка, потом «лихие девяностые», которые многим могли сломать жизнь, разрушить планы на будущее. Не все сумели адаптироваться к новым реалиям. Так что «прекрасного далёка» не получилось уже ни для кого… 9 из 10
Это мой самый… Не хочу повторяться, но… это самое доброе и светлое впечатление о детстве. Это один из множества рассказов Кира Булычева о девочке Алисе, который экранизировали и, на мой взгляд, достаточно удачно… Конечно, бронтозавр был заменен на крокодила, «растущие» дома на школьный спутник, а о чудо-мангодыне вобще ни слова не сказано / интересно, а сколько детей в Советском Союзе, в принципе, знали, что такое манго..?/… Но! Не смотря ни на какую критику качества съемки, игры актеров и режиссерских ляпов, я — люблю этот фильм всем сердцем, количество просмотров у меня зашкаливает и измеряется десятками. И, когда в очередной раз, я слышу эту, такую родную и знакомую мелодию, я /тридцатилетняя барышня/ еле сдерживаю слезы и верю… в то, что.. . «однажды, в апреле…» 10 из 10
Фильм, ставший откровением для детей и подростков середины 80-ых, которые тогда еще не были избалованы хорошим отечественным фантастическим кино вообще и детским кино этого жанра в частности. Поэтому когда взрослые в очередной раз спешили на просмотр «Семнадцати мгновений весны» и «Места встречи изменить нельзя», дети бросали все и усаживались перед телевизором, чтобы с замиранием сердца наблюдать за приключением Коли Герасимова и Алисы Селезневой, к слову, ставшей тогда для многих мальчишек «девочкой мечты». У режиссера Павла Арсенова не было опыта предшественников, чтобы использовать его в собственной работе, но он снял действительно очень хорошее кино, практически сведя к нулю занудное морализаторство, которым грешили некоторые детские фильмы в то время (если только это были не сказки), и поставил во главу угла приключенческую составляющую, на забыв напомнить в то же время тактично и ненавязчиво об извечных человеческих ценностях — дружбе, честности, взаимовыручке и многих других. Да, этот фильм с позиций сегодняшних может вызывать снисходительные улыбки, прежде всего в техническом плане — спецэффекты в нем, правду сказать, конечно, не самого высокого уровня. Счет обнаруженных ляпов в этой ленте идет на десятки. Кто-то, возможно, даже найдет неинтересным сюжет, идеи и смысл. Но тем не менее, дети-актеры, которых в «Гостье из будущего» очень много», играют там на зависть многим современным взрослым раскрученным «звездам». Это касается как исполнивших главные роли Алеши Фомкина и Наташи Гусевой, так и все остальных ребят, среди которых, пожалуй, стоит выделить Илюшу Наумова и Марьяну и Ионесян для которых их работы в «Гостье…» стали вообще единственными работами в кино, но зато какими! О взрослом актерском составе и говорить нечего. Одни космические пираты Весельчак и Крыс в исполнении Вячеслава невинного и Михаила Кононова чего стоят! А ведь были еще и Евгений Герасимов (робот Вертер), Игорь Ясулович (Электрон Иванович), Владимир Носик (дедушка Павел), Георгий Бурков (Алик Борисович), Валентина Талызина (Мария Павловна), Наталья Варлей (Марта Эрастовна) и другие достаточно известные актеры, запомнившееся в этой картине даже эпизодами. Еще очень хотелось бы отметить музыку в картине. Композитору Евгению Крылатову снова удался саундтрек к детскому фильму (до этого был, среди прочих, например, фильм «Приключения Электроника»). Многие темы хочется слушать не один раз, Они хорошо подобраны под каждую сцену. Органично вписалась сюда и финальная песня «Прекрасное далеко», мотив которой регулярно звучит и в других сериях. Есть в фильме и смешные сцены, но в меру, поэтому действие не приобретает характер комедии. Одним словом, славный детский фильм, может, и слабый в ряде технических моментов, но зато не скучный, со смыслом, интересным сюжетом и хорошей актерской игрой. А на ляпы обращаешь внимание преимущественно, когда читаешь о них, а не когда смотришь саму картину. Очень неплохой пример для подражания для режиссеров-современников, которые, похоже, вообще в последние годы махнули на отечественное детское кино рукой. А зря! Замечательному же фильму «Гостья из будущего» я ставлю высший балл 10 из 10