Дживс и Вустер
- 01 дек 1993
- 22 апр 1990
Я всегда считала, что произведения Пэлема Грэнвилла Вудхауса — это образец истинного чопорного Британского юмора. В книгах Вудхауса создается именно английская атмосфера, которую очень трудно объяснить, и, скорее всего, очень сложно воссоздать. Отчасти, именно по причине того, что авторам этого сериала удалось очень точно передать атмосферу произведений Вудхауса, я очень высоко ценю этот сериал. Размеренная жизнь английского аристократа может показаться несколько скучной, но её скучный однообразный ход для Берти Вудстера постоянно срывается в череду событий, которая для истинного английского джентльмена покажется настоящим кошмаром. Тем более что умом Берти не блещет и к самостоятельной жизни не приспособлен. Но зато, у него служит великолепный Дживс, находчивость и смекалка которого не раз спасает своего хозяина от очередной неприятной ситуации. Вот и вся завязка. В главных ролях Стивен Фрай и Хью Лори — знаменитый дуэт из великолепного «Шоу Фрая и Лори». В данном сериале они выступают не как комики, а как настоящие актёры. Причем справились они со своей задачей просто на отлично. В их исполнении Берти и Дживс получились настолько настоящими, настолько живыми и настолько британскими, что кого-то ещё в образе этих героев представить уже очень сложно. И теперь существует культовое произведение Пэлема Грэнвилла Вудхауса, существуют культовый актёрский дуэт Фрая и Лори, и существует культовый сериал как образец истинного британского юмора. Что хочется отметить отдельно, что зачастую фильмы и сериалы по литературным произведениям зачастую сильно проигрывают оригиналу. Но это не тот случай. Сериал «Дживс и Вустер» рекомендуется к просмотру всем, и тем, кто про П. Г. Вудхауса и никогда не слышал, и тем, кто зачитывается его произведениями. Сериал нисколько не противоречит оригинальным произведениям, а даже наоборот, искусно дополняет его. Вполне возможно, что данный сериал придётся по вкусу не всем. Есть же люди, которые не понимают английского юмора. Тем не менее, большинство зрителей оценят этот сериал. Ведь он уже не просто сериал, а образец одного из лучших комедийных сериалов. «Дживс и Вустер» — сериал тёплый, добрый, по-английски неспешный, но при этом весёлый. «Дживс и Вустер» — это памятник последним английским аристократам. «Дживс и Вустер» — это образец истинного английского юмора, это серия литературных произведений, которая стала классикой английской литературы, а теперь, это ещё и замечательный и уже культовый сериал.
Пожалуй, все согласятся с выражением о том, что хорошо везде, где нас нет: и работники плантаций какао-бобов на обжитом серфингистами и дайверами обласканном солнцем Бали, и живущие в крохотных каморках планировки прошлого века центра самого большого яблока Нью-Йорка приехавшие покорять мегаполис юные романтики, и особенно представители аристократических семей Англии — у всех свои проблемы, пусть и не всегда очевидные на первый взгляд. Поэтому, если собственные проблемы кажутся совершенно невыносимыми, то самое время переместить свое внимание на чужие: может, и решение своих придет совершенно неожиданно… Берти Вустер — наследник богатого аристократического рода, представитель той самой «золотой молодежи», ярко прожигающей свою жизнь. Собственно, в этой связи он и предстает в не до конца трезвом виде и во вчерашнем фраке с осыпающейся бутоньеркой и потерявшим свежесть воротничком перед судом за учиненные беспорядки накануне университетских соревнований по гребле, в частности, за кражу у полицейского при исполнении его шлема и последующее бегство с места преступления. Суд признает его виновным и наказывает выплатой штрафа в размере пяти фунтов. Борясь из последних сил с похмельем, молодой человек возвращается в свои апартаменты, чтобы наконец уместить на ложе собственное полубездыханное тело. Именно в столь непростое для главного героя время ему предстоит встреча, полностью перевернувшая его жизнь, когда некто настойчиво будет звонить в дверь. За дверью оказывается одетый с иголочки и полностью довольный собой и миром Дживс, которого прислало агенство на вакансию личного слуги. С молчаливого согласия хозяина Дживс тут же приступает к своим непосредственным обязанностям и первым делом готовит тонизирующий коктейль, который незамедлительно действует самым благотворным образом на Берти так, что он наконец-то обретает дар речи. С этого самого момента Берти оказывается в самых надежных руках и под самым чутким присмотром верного слуги, который не только не позволит совершить ему опрометчивые поступки, но и убережет от пагубного влияния не очень далеких друзей и постоянно жаждущих женить племянника слишком деятельных тетушек… Весьма неоднозначные и затруднительные ситуации, к которым оказываются причастны жизнелюбивый аристократ и его верный слуга, поражают просто одним даже фактом своего возникновения: одного героя не могут никак пристроить в надежные женины руки, другой влюбляется в девушку с гораздо более низким достатком и без многочисленной родословной, восходящей чуть ли не к королевской семье, третьему нужно помочь в излечении разбитого сердца, четвертому, наоборот, завоевать сердце характерной особы, и почему-то все время требуется прибегать ко лжи, но это всего лишь меньшая из зол, потому что обязательно нужно что-то украсть, подменить, спрятать, поджечь, подставить другого и далее по списку, не забыв также замести следы и вовремя скрыться с мест преступления. Примечательно, что авторство большинства этих «гениальных» идей принадлежит как раз-таки родным и знакомым Берти Вустера, а ведь все они представители высшего света, оказывающиеся на поверку ни чуть не лучше своих собственных вечно понукаемых слуг, которые делятся между собой сплетнями о хозяевах или подворовывают на кухне. В такой ситуации остается только восхищаться неиссякаемым оптимизмом и жизнелюбием Берти, безропотно идущего на все возможные унижения и преступления официальных законов и просто чести ради своих близких, которых уже к концу первого сезона хочется просто размозжить о стенку дабы они уже дали ему пожить своей собственной жизнью, а также просто ангельским спокойствием и живой импровизацией Дживса, способного уладить, кажется, даже конец света, если вдруг тот помешает камердинеру исполнять свои служебные обязанности, не говоря уже об испорченном наряде или творческом кризисе художника. Все это, конечно, прекрасно, забавно, от души приправлено тонким английским юмором, построенном на парадоксах и многозначительном умолчании, а за Хью Лори в компании Стивена Фрая можно, кажется, наблюдать бесконечно, настолько они органичны, исполняя свои роли, и естественны рядом друг с другом: они чем-то напоминают семейную пару, которая знает своего партнера слишком давно, что позволяет им особые вольности в шутках и взаимных подколах — чего только стоит борьба Дживса против растительности на лице своего хозяина. Однако даже безукоризненный юмор и неиссякаемое обаяние главных героев, ради которых и продолжаешь смотреть одну серию за другой, ловя каждое слово, не спасают от плачевной ситуации, когда следить за весьма однотипными и очень похожими друг на друга до степени смешения приключениями Берти и его верного слуги постепенно становится все более утомительно от сезона к сезону. Не способствует улучшению впечатления и отсутствие как такового сквозного сюжета, который мог бы подогревать интерес зрителей, удерживая их внимание за происходящим на экране, потому что в целом один сезон сериала отличить от другого представляется совершенно невозможным за исключением редких серий с флешбеками, настолько они кажутся буквально списанными друг с друга, и сначала действительно забавляя, а затем угнетая все больше и больше. Другим ключевым недостатком данной работы является постоянная, от сезона к сезону или даже внутри одного, смена актеров второго плана: друзей и однокашников, а также бесконечная череда тетушек, которых и так много, а тут еще и запомнить лицо даже одной совершенно невозможно. Поэтому данный сериал можно смотреть с какого угодно конца и вообще с любой серии: на шутках, которые и несут в себе всю мощь произведения, это никак не скажется, а больше тут ничего и нет. Рекомендуется: для совершенствования аристократических манер поведения в обществе. Опасно: в случае сомнений относительно сохранности качества юмора во времени и при перемещении из одной страны в другую. 7 из 10
Признаюсь честно, поначалу этот британский комедийный сериал поставил меня в тупик, так как первые серии показались полной галиматьёй. Главный герой Берти, типичный представитель английской «золотой молодёжи» двадцатых годов прошлого века, выставлен полным идиотом, при этом остальные персонажи, зная это и постоянно ругая его, с завидным упорством продолжали наступать на грабли — просить Вустера о каком-то одолжении, обращаться к нему за помощью в решении разнообразных проблем, ожидаемо получая в результате не их решение, а кучу новых трудностей и неприятностей, рождённых буквально на пустом месте этим «скромно» называющим себя «гениальным» умом. Однако со временем становится понятно, что в сериале в принципе нет нормальных, адекватных людей, кроме, пожалуй, слуги Берти — Дживса, который просто вынужден совершать нелогичные и вызывающие поступки, поставленный перед необходимостью по долгу службы участвовать в глупых авантюрах своего хозяина, в результате выручая не только самого Вустера, но и распутывая весь намотавшийся за серию клубок проблем. А проблемы эти довольно-таки стандартны: для Берти одна из них — это не позволить женить себя на какой-либо аристократке, только и мечтающей выгодно выскочить замуж до того, как превратится в старую деву. Для этого наша «сладкая парочка» — Дживс и Вустер — или дискредитируют Берти в глазах потенциальной невесты или её родственников, или подыскивают другого кандидата в мужья, или мирят девушку с бывшей любовью. Вторая проблема — не допустить лишить себя денежного довольствия и расположения своих богатых и влиятельных тётушек, постоянно дающих своему племяннику в добровольно-принудительном тоне какие-либо наказы и задачи. Большинство других поручений Берти исходят от его друзей и приятелей по клубу «Трутни»,таких же лоботрясов, как и он сам, имеющих сходные с ним проблемы с докучливыми девушками и назойливыми родственниками. Перед нами показан верхний срез общества — отпрыски знатной аристократии со своими родственниками, друзьями, знакомыми — тот самый английский высший свет, на который ориентировался весь мир, брал с него пример для подражания, заимствовал образцы порядков и устоев, правил поведения в обществе. И кого мы видим в реальности? — абсолютных бездельников, полных дураков, карикатурных недотёп, беспринципных авантюристов, гнусных обманщиков, циничных шантажистов, бессовестных воров, наглых нарушителей закона, алчных дельцов, расчётливых и неискренних людей, жонглирующих понятием любви. То есть тот парадный мир аристократии, которым она так кичится, оказывается в результате верхушкой айсберга, маской на карнавале, а главная суть этого класса общества от большинства тщательно скрывается и утаивается. В результате сопереживать героям сериала принципиально не хочется — никого из них не жалко, никто из них не вызывает в нас симпатии, потому что мир, в котором они живут — это сплошная ложь и обман, грязные интриги и заговоры, праздное безделье и поиск развлечений, в том числе нелегальных. Поэтому главная цель истинного английского джентльмена или леди — это, несмотря на всё совершённое, в итоге сохранить лицо. Этому умению, собственно, и посвящён сериал. Кажущееся разнообразие сюжетов в реальности не является таким уж богатым, ибо в подавляющем большинстве эпизодов Берти путём шантажа заставляют что-либо украсть с непредсказуемыми для него последствиями. Зачастую история крутится вокруг создания нужного впечатления о человеке, для чего нередко приходится выдавать себя или своего друга за иную особу. Несмотря на то, что нигде не работающий и ведущий праздный образ жизни Вустер — совершеннейший растяпа, которому абсолютно невозможно ничего доверить или поручить, каждая серия благодаря исключительно уму и организаторскому таланту Дживса все равно заканчивается для Берти хорошо. Эрудированный (как в общем, так и в житейском плане),разносторонний, общительный, обходительный, воспитанный, стильный Дживс — это, образно говоря, ангел-хранитель своего хозяина, фактически представляющий собой большего джентльмена, чем все мужские персонажи сериала вместе взятые. Более того, Дживс по сути является для зрителя тем собирательным образом истинного англичанина, которого мы себе обычно представляем. И чем больше мы это осознаём, тем абсурднее и вызывающее кажутся нам многие противоречащие этому имиджу поступки: пособничество в воровстве, намеренный обман, интриги и как кульминация всего — удар сзади палкой полицейского по голове. На этом противоречии в том числе и создаётся эффект комичности происходящего на экране. Театр абсурда — примерно так можно охарактеризовать любой из эпизодов комедийного сериала, однако с чрезвычайным буйством фантазии авторы порой явно перегибают палку, из-за чего смотреть сериал становится откровенно скучно и неинтересно, а нарочитая тупость Берти только раздражает, а не веселит. Однако юмор здесь держится не только на всеобщем абсурде происходящего на экране, но и на специфичных диалогах персонажей, построенных на взаимном обмене колкостями и двусмысленных намёках, высмеивании, уничижении и приземлении всего и вся — никто и ничто в сериале не останется «чистеньким»,положительным, хорошим. Создатели сериала прошлись по всем:«золотая молодёжь» того времени — безмозглые мажоры, за которых всё делают слуги, даже думают (само собой Берти, ушибленный на голову обжора Таппи со своими полоумными идеями, помешанный на тритонах инфантильный Гасси, примитивные развлечения изнывающих от безделья членов клуба «Трутни»). Девушки на выданье — сплошь шантажистки и вымогательницы, сполна пользующиеся плюсами своего положения (подлая Стиффи, властная Флоренс,«драматическая актриса» Мадлен Бассет). Старая аристократия — не более чем денежные мешки и носители титулов для своих наследников, ни капли не уважающих своих спонсоров («Я — восьмой герцог Биккерстед!» — «Ребята, нас надули! Нам нужен первый герцог либо никакой!»;тётя Делия, ставшая поневоле лицом рекламного плаката «истинно английского супа»). Даже сама ценность имущества знати поставлена под сомнение, как, например, нелегально вывезенный африканский тотем, поддельные жемчужные ожерелья взамен заложенным в ломбард, картины, вызывающие несварение в желудке. Фашисты, коммунисты, консерваторы, лейбористы — над всеми от души посмеются с одинаковым презрением (забавно чавкающий и хлюпающий при приёме пищи сэр Родерик Споуд, лидер организации «Чёрные шорты»,идейно выступающий за всё английское против всего иностранного и выдвигающий идею «складного» моста через Ла-Манш; «товарищи»,с удовольствием уплетающие ветчину за обе щеки в шикарных апартаментах, с грустью вздыхая при этом о тяжёлой судьбе голодных пролетариев). Ну и наконец цветы жизни: все без исключения дети в сериале мерзкие, противные, гадкие и вызывающие одно лишь отвращение. Надо признать, актёрский состав несомненно радует зрителя — абсолютно все без исключения персонажи яркие, запоминающиеся, однако именно поэтому его частичная, но при этом заметная смена от сезона к сезону так негативно влияет на восприятие. Ты уже привык к одному артисту, определённо ассоциируешь с ним героя сериала, а тут вдруг появляется не пойми кто — и нужно ломать себя, привыкая к новым Мадлен, Гасси, Бинго и прочим. К слову, было приятным удивлением узнать в доме Бассетов замок Хайклер, который являлся главным местом съёмок другого популярного английского сериала «Аббатство Даунтон». Не могу также не упомянуть музыку и заставку к сериалу, которую не хочется проматывать. В целом сериал оставляет хоть и приятное, но двойственное впечатление. Всеобщая идиотия происходящего, раскрывающего другой, приземлённый взгляд на аристократию и её жизнь, забавные диалоги и запоминающиеся персонажи с одной стороны, а с другой — повторяющиеся из эпизода в эпизод сюжеты, накрученные порой настолько невообразимо, что напоминают скорее гипертрофированные байки, больше раздражающие, чем развлекающие. В любом случае похвально, как автор этих историй от души и с огоньком посмеялся над высшим светом, этой элитой вырожденцев: напыщенными лордами, властными тётушками, безмозглыми мажорами, меркантильными девицами, их бытом, времяпрепровождением, их мнимой моралью и принципами, которыми они моментально готовы поступиться только ради того, чтобы сохранить своё лицо. И не беда, что помогают им в этом стоящие ниже по положению в обществе гораздо более сообразительные слуги, ведь главное кредо их хозяев заключено во фразе, сказанной в произведении Александра Островского: «Пословица-то говорит, что «дуракам счастье». Ну, вот нам счастье и вышло. За умом не гонись, лишь бы счастье было. С деньгами-то мы и без ума проживем.»
Хороший сериал для приятного, не слишком волнующего времяпрепровождения. Можно смотреть в любой компании, не боясь кого-то задеть, а также в любое время суток, в том числе и перед сном. Юмор несколько постный, а набор сюжетных ходов слишком мал для 23 серий. В основном комические ситуации сводятся к тому, что Вустер уклоняется от свадьбы с очередной молодой аристократкой, властная тётушка (и все кому не лень) им командуют, и в какой-то момент он должен украсть какой-нибудь предмет в доме, где гостит. Часто с использованием приставной лестницы. Но выразительные актёры не дадут вам заскучать, а зелёные английские газоны и красивые интерьеры настроят на доброжелательный лад. 7 из 10
П. Г. Вудхауз написал огромное количество произведений, посвящённых Берти Вустеру и его камердинеру Реджинальду Дживсу. И ни одно из них я пока не прочла, так что знакомство с сериалом началось с лёгкого изумления, ибо я почему-то (совершенно непонятно, почему) представляла в роли аристократа Стивена Фрая, а в роли расторопного слуги — Хью Лори. С одной стороны, всё как раз наоборот. А с другой — что-то в этом есть, так как сложно понять, кто из этих двоих на самом деле верховодит, а кто подчиняется. Но об этом ниже. Сериал действительно смешной и очень живой. Он буквально пестрит остроумными словесными перепалками (думаю, перекочевавшими в большинстве из первоисточника) и довольно потешными мизансценами, которые сами по себе иногда банальны, но блистают и сверкают благодаря актёрской игре. Здесь воссоздаётся атмосфера начала прошлого века, звучат модные песенки того времени, персонажи могут служить пособием по довоенной английской моде. Все настолько реалистично и гармонично, что годы создания этого мини-шедевра с трудом укладываются в голове. Каждый сезон по-своему хорош, хотя события третьего нашли в моей душе наибольший отклик. Удивительнее всего то, что в продолжение четырёх сезонов недостатки сериала становятся слишком очевидны, но нисколько не портят общее впечатление и как будто даже являются частью всеобщего происходящего на экране безумия. Конечно, наблюдается некая повторяемость — жизнь Берти Вустера состоит сплошь из побегов от женитьбы и выполнений всевозможных поручений, среди которых не последнее место занимают кражи. Но всякий раз разнообразие методов, применяемых Дживсом для вызволения Берти, а также те самые курьёзные мизансцены, великолепные даже в своей предсказуемости, в конечном счёте придавали каждому эпизоду своё неповторимое лицо. Кроме этого, немного нервировала перемена внешности вустеровских тётушек, девушек и некоторых друзей. Но всему этому я не придавала особого значения, поскольку центральный тандем успешно вывозил на себе всю эту пёструю компанию. Только ленивый не говорил, как идеально Дживс и Вустер дополняют друг друга. Один — воспитанный, элегантный, эрудированный, преданный, остроумный и… можно продолжать очень долго, второй — наивный, жизнерадостный, добродушный, простодушный и совершенно беспомощный в быту. Первым восхищаешься, второй умиляет. Для меня приятным открытием было видеть Хью Лори в роли такого милого и забавного шалопая. Вустера называют бездельником и даже эгоистом. Я не согласна с этим в корне. Кое-что он всё-таки умеет: как минимум играть в дартц, плавать и играть на пианино. А главное, он всегда ужасно занят, потому что вечно пытается выпутывать из беды своих друзей. С какой бы бредовой просьбой они ни обратились, Берти Вустер всегда соглашается им помогать. Правда, можно упрекнуть его в том, что своими побегами он разбивает сердца многочисленным наречённым, но реакция наречённых, тут же начинающих деятельно искать Вустеру замену, не позволяет такое предположить. А мог бы Берти серьёзно привязаться к кому-то? Может быть, и смог бы, если бы ему попалась хоть одна нормальная девушка. По своей незлобивой натуре Берти быстро подпадает под влияние Дживса, и к концу сериала они ведут себя скорее как друзья, чем как хозяин и подчинённый. Дживс начинает смелее высмеивать причуды Вустера, высказывать своё мнение более открыто, а Вустер признаёт интеллектуальное превосходство Дживса и позволяет подтрунивать над собой. Потому что он точно знает: именно Дживс, и никто другой, вытащит его из любой неприятной передряги. Преданность Дживса не подлежит сомнению. Просчитывая события на несколько шагов вперёд, он следует за хозяином даже тогда, когда его об этом не просят, без раздумий прыгает вслед за ним за борт. Во всех его безобидных колкостях сквозит теплота, и ирония у него не бывает высокомерной или надменной. Правда, иногда для восстановления всеобщего мира он прибегает к довольно жестоким по отношению к Берти мерам. И, что было бы мучительно для более сообразительного и самостоятельного человека, редко объясняет хозяину истинные мотивы вносимых им предложений. Это какой-то Фантомас в смокинге. Тем трогательнее видеть, что и Дживса можно иной раз озадачить и вывести из строя — лучше всего для этого подходят галстук с подковками, сломанный душ и новость, что можно до обеда ходить в пижаме, а после обеда надевать сверху свитер. Сложно сказать, что заставляет Дживса довольствоваться местом камердинера. Мне кажется, здесь не столько материальная заинтересованность, сколько сочетание ряда обстоятельств: относительная свобода, обширные возможности для самореализации и тренировки мозгов плюс перфекционизм, не позволяющий отказаться от своей «миссии» по спасению. Возможно, имеет место некоторое самоутверждение за счёт слабого Вустера и удовлетворение от осознания своего превосходства над ним, но всё это перекрывается по-настоящему дружелюбным отношением к Берти и снисходительным оправдыванием всех его недостатков. Словом, только эти двое (не считая собак и кенгуру) вызывают у меня искреннюю симпатию — должно быть, это и естественно, поскольку дуэт «Фрай-Лори» уже сложился к тому времени, в их совместной игре есть эмоциональная спаянность, настрой друг на друга и, позволю себе стилистически неуместное слово, драйв. Все остальные персонажи сериала исполняют либо комические, либо откровенно раздражающие партии. С виду все они крайне энергичны, но, по сути, мало чем отличаются от Вустера. Неспособные решать свои дела без помощи Берти (то бишь Дживса), они демонстрируют не только инфантилизм, но и порядочную наглость, а также поразительное омертвение души, влюбляясь без разбора, меняя партнёров как перчатки и постоянно принуждая Берти к каким-то подвигам, за которые потом его же положено проклинать. Постепенно один за другим они разбираются со своей личной жизнью и уходят в сумерки, а не успевшие уйти вынуждены отдуваться за всех. Концовка сериала сначала показалась мне слишком жёсткой, но я быстро примирилась с ней. Никто особо не пострадал, зато досталось всем по заслугам — за меркантильность и равнодушие, за чёрствость и эгоизм, за грубость и чванство. А ещё Хью Лори зажигательно пляшет здесь и вдохновенно поёт ультрасовременные песенки. Как передать всю прелесть и непосредственность этого сериала словами, не касаясь многочисленных деталей и сюжетных поворотов? Боюсь, невозможно. Есть только один выход — предоставить это Дживсу.
Я очень люблю этот сериал. Прекрасный юмор, актеры, музыка… впрочем обо всем по порядку. Начну с того, что скажу, что я не читал Вудхауза, но благодаря этому сериал я с удовольствием прочитаю о приключениях Дживса и Вустера. Теперь подробнее о плюсах сериала: 1) Юмор: Каждая серия насыщена хорошим английским юмором. Самое интересное наверное то, что шутки ненавязчивые. И позволяют полностью проникнуться в ироничный мир сериала. Очень интересно смотреть на то, с какой любовью и добротой высмеиваются аристократы и порой их нелепые выходки. В общем шикарный юмор, которого сейчас не хватает. 2) Актеры: Хью Лори и Стивен Фрай просто замечательный дуэт. Их потрясающая актерская игра заставляет зрителя погрузиться в замечательный мир юмора и поверить в происходящие. 3) Музыка: Превосходный саундтрек сопровождает каждую серию. Но в сериале звучал ни только саундтрек, но и отличная игра на фортепиано и пение Хью Лори. И про это нельзя забывать, хотя забыть такое невозможно, уж слишком хорошо он играет. 4) Атмосфера: Весь сериал пронизан духом старой Англии, давая возможность зрителю окунуться в этот чудесный мир. Также особое внимание нужно уделить одежде. Ведь в каждой серии мы видим элегантные костюмы Вустера, подобранные Дживсом. Сколько внимания уделяется их спором насчет разнообразных шляп. К тому же на этих спорах об одежде строится немалая часть юмора в этой картине. Конечно же хвалить сериал можно до бесконечности, но порой проскальзывает малейшее сомнение, ведь некоторые серии кажутся однообразными в сюжетном плане. Ведь каждая серия построена на том, что у Вустера есть риск жениться на какой-то странной или даже чокнутой девушке или поручение какой-либо тетушки. Хотя несмотря на однообразность серии остаются смешными и интересными. Итог: Замечательная картина с прекрасным и добрым юмором, талантливыми актерами и теплой атмосферой Англии. 10 из 10
«Как тебе удалось стать таким умным? Должно быть, ты каждый день ешь рыбу?.. Ты ведь ешь много рыбы, Дживз?» Пелем Гренвилл Вудхауз *** Умный и хитрый слуга Дживз (Стивен Фрай) раз за разом приходит на помощь своему не блещущему умом богатому хозяину Вустеру (Хью Лори), попадающему в забавные ситуации. Сериал со стажем, начала 1990-х годов, но его первооснова — проза Вудхауза — настолько прочная, что я регулярно пересматриваю несколько серий каждые 3—4 года. Однако груз времени давит даже на качественные фильмы, и, надеясь, что рано или поздно найдется поклонник Вудхауза, который захочет снять новый фильм, хотел бы высказать два соображения, которые могут помочь сделать следующую экранизацию «Дживза и Вустера» еще более ироничной и смешной. Во-первых, новый фильм необходимо озвучивать по переводу на русский язык М. И. Гилинского. Он блестяще передал юмор и дух Вудхауза. И, во-вторых, несколько слов о характерах героев. Вустер — настоящий друг, отличный товарищ, не жадный богач, всегда готовый одолжить «пятерку» малознакомому человеку, испытывающему жгучую потребность сделать ставку на «верную» лошадь на скачках. Вустер живет, отдыхая в поместьях родственников-аристократов, обедая с друзьями в шикарных лондонских и нью-йоркских ресторанах, посещая мюзик-холлы и театры, играя на скачках. Но для нормального человека этого не достаточно, в дополнении к праздному времяпровождению должно быть какое-то хобби, страсть. Одни неработающие богачи коллекционируют автомобили и яхты, другие собирают произведения искусства, третьи занимаются благотворительностью. Вустер специализируется на попадании в затруднительные смешные положения. Дживз — человек, пробивающийся из низов, и он совершенно справедливо гордится своим умом, знаниями, смекалкой и начитанностью. Он полезен и незаменим, способен распутать самый сложный клубок проблем своего хозяина, но ему явно не хватает самоиронии, он неуклонно и безоглядно следует тем постулатам, которые утверждает английский консерватизм. Подчиненное положение внешне вполне устраивает Дживза, но внутренне это неравенство не дает ему покоя. Его он пытается преодолеть, советуя Вустеру, что одевать, на каких курортах отдыхать, на ком не жениться. Иногда он очень суров с Вустером и одним взглядом или движением брови может показать свое категорическое осуждение, холодность. Он обсуждает недостатки своего хозяина с его друзьями и с другими слугами. Он жестко ограничивает внутреннюю свободу самовыражения Вустера, который регулярно пытается разнообразить свой костюм неуместными, с точки зрения Дживза, шикарными шелковыми рубашками, дивным кушаком или голубой альпийской шляпой с розовым пером. Но на самом деле Вустер — отражение Вудхауза — намеренно попадает в смешные ситуации, надевает нелепые и вызывающие смех наряды, не замечает расставленных очередной претенденткой брачных сетей. Этим он развлекается, а заодно предоставляет Дживзу возможность проявить свои лучшие качества, с гордостью прийти на помощь и создать задел на тот случай, если Дживз сам попадет в смешную ситуацию — чтобы он смог, как Вустер, улыбнувшись, признать преимущество более умного и сообразительного. В основе поступков Дживза — не только долг, но и корысть, понятное стремление обмена своих лучших качеств на звонкую монету, а Вустер, хоть и весьма кстати имея в кармане полновесный валютный запас, бросается на помощь друзьям по зову сердца и тем самым исподволь преподает Дживзу урок щедрости и терпимости. В необъявленном матче по ментальному гольфу Дживз неизменно одерживает и празднует над Вустером победу, не замечая гандикапа, предоставленного ему его человеколюбивым хозяином. На самом же деле, Вустер крепок и уверен в себе и выходит из всех испытаний, не растеряв веры в людей и отточив и без того безупречное чувство юмора: «Он погнался за мной с хлыстом как раз в ту минуту, когда я больше всего на свете хотел одиночества и покоя, и преследовал меня больше мили по пересеченной местности». Только уверенный в себе человек способен посмеяться над собой. Именно в этом — та лакмусовая бумажка, которая отличает Вустера от Дживза: все дело в том, что Вустер — джентльмен, а Дживз — нет. Джентльмен всегда готов прийти на помощь без всяких условий. Джентльмен никогда не воспользуется своим преимуществом, чтобы получить выгоду за счет другого. И, наконец, джентльмен всегда готов посмеяться над самим собой. По Вудхаузу, Дживз — король, регулярно потешающийся над своим шутом Вустером, а Вустер — шут, не оставляющий попыток превратить своего короля в джентльмена. И на этом можно пробовать выстроить фильм. Если актер-Дживз в конце концов проникнется духом гандикапа, а на роль Вустера удастся найти настоящего джентльмена, иронии и юмора в фильме станет еще больше. И, чуть не забыл, главное. Чтобы фильм получился умным и легким, как проза Вудхауза, режиссеру показано съедать за обедом много-много рыбы. 9 из 10
Замечательный сериал! Отличный комедийный фильм! Смотрящий не получит такой дозы хохота как при просмотре привычных ситкомов. Ну так это и не ситком, это совершенно другой уровень. Отсутствие пошлости, грязи делает фильм также отличным выбором для семейного просмотра. Колорит Англии того времени, английские манеры завораживают. Второстепенные герои отлично играют свои роли, дополняя прекрасный дуэт Фрая и Лори. Ну а об этой паре много хорошего можно сказать. Наверное, не найти более запоминающейся тандема на телевидении. Думаю, справедливо будет сказать, что для тех, кто знаком с их совместным творчеством, большое удовольствие в очередной раз увидеть актеров вместе. И этот сериал укрепляет это мнение. Каждый отлично вживается в роль — и Дживс, и Вустер очаровывают зрителя. Один своей удивленной мимикой, игрой на фортепиано, другой своими манерами, сообразительностью. Все кусочки складываются прекрасный сериал, просмотр которого доставляет истинное удовольствие.
Шедевральные Стивен Фрай и Хью Лори дополняют друг друга и создают неповторимый образ. Сериал с истинно английским юмором, чопорностью и изыском. Вустер — эгоцентричный, инфантильный, без каких-либо рамок приличия и ленивый. Его вечные неординарные выдумки и подколы поднимают настроение на ура. Посмотрев сериал после «Хауса», Вустер воспринимался мной, как молодая версия уже циничного и хмурого в старости Грега. Ведь по сюжету Хаус в молодости и до травмы был достаточно жизнерадостным. Дживс — идеальный представитель истинно английского высшего общества. Он был своеобразной сдерживающей силой для Вустера. Изысканные манеры, тотальная невозмутимость и вышколенность, Дживс полная противоположность Берти. Смотреть обязательно, желательно в оригинале.
С одной стороны, данный сериал- это действительно качественное произведение, выдержанный в лучших традициях отменного британского юмора. Стандарт, который не знает старения и за давностью лет обретает второе дыхание. Но с другой… посмотрев пару сезонов понимаешь, что по сути своей, под видом ироничной комедии сокрыто нечто большее. Все же этот сериал обладает вторым дном, месседжем между строк, который придает всей истории во истину драматические оттенки. В первую очередь «Дживс и Вустер»- это история о незримой эксплуатации личности в интересах истеблишмента. Мой выводы основываться на следующем… Возможно, Вустер и не отличается сообразительным умом, однако он искренен и по своему благороден. Единственный его существенный недостаток заключен лишь в том, что он позволят другим людям собой помыкать. Даже тогда, когда достаточно было бы сказать свое решительное «нет». Он никогда не был источником проблем, а вот все его окружение по отношении к нему и прежде всего к самим себе- вполне. Вустер спокойно живет своей жизнью и никому не мешает. Он не навязывает свое общество посторонним людям, он ни на что не претендует и единственная глобальная цель его жизни- это праведный гедонизм. Он четко различает линии дозволенного и недозволенного и никогда целенаправленно не станет делать подлость другим людям ради своей корысти. Но обязательной найдётся родственник или знакомый, который прямо или косвенно наставит его на сомнительные путь ради того, что бы Вустер разрешил их проблемы. Этакий аристократический принцип «с больной головы на здоровую». При чем как правило, проблемы эти будут сугубо амурные, так как в те далекие времена аристократия отличалась во истину пугающим легкомыслием и внушаемостью. Заурядная влюбленность — это уже повод для брака. И это единственное постоянство в этом мире, где партнеров меняют с периодичностью в несколько серий. Целый сезон я с одной, но в следующей серии- я с другой. И обязательно именно Вустер, который уже много раз до этого доказал всю свою ненадежность в сомнительных делах просто обязан будет чужие проблемы разрешать без видимой для себя выгоды. Обязательно весь постыдный удар от ситуации на себя возьмет именно он и обязательно кто ни будь непременно снизойдет до обидного упрека в его адрес, обязательно весь профит от дела получит не он- в лучшем случае Вустеру достанутся жалкие крошки. И так каждый раз. Из серии в серию Вустер становиться эксплуатационным заложником своего окружения. Даже его камердинер в завуалированном ключе обязательно подчеркнет свое умственное и моральное превосходство над своим господином, контролируя жизнь Вустера как свою собственность. Это только на первый взгляд кажется, что в этом тандеме Дживс выступает как мудрый советчик- но именно он та самая теневая фигура, которая для достижения конкретных целей в первую очередь эксплуатирует Дживсом, не разрешая последнему даже распоряжаться выбором головного убора. Задумываясь над этим, смеяться уже не хочется. Становиться во истину жалко за судьбу Вустера, который даже и не замечает, насколько он безвольная жертва обстоятельств. Но в целом, не вдаваясь в столь подробные рассуждения могу резюмировать, что сериал за прошедшее время ни сколько не устарел и в виду отсутствия хоть какой либо пошлости- может восприниматься глотком свежего воздуха для тех, кто сегодня от ее переизбытка устал. Юмор достаточно тонкий, выдержанный, да и ирония на тему аристократии и социума того времени вполне актуальна для сегодняшнего времени. К просмотру- строго рекомендую. 8 из 10
Знаете ли вы, чем английский юмор отличается от табуретки? Табуретке, чтобы устойчиво стоять на земле, нужно минимум три ножки, тогда как английский юмор вполне успешно существует всего на двух точках опоры: understatement и overaction. Understatement буквально: недостаточно сильное высказывание. Что-то вроде: стоят два джентльмена и смотрят, как ураганом уносит дом. И один из них, тоном светской беседы произносит: «Сегодня сильный ветер, не правда ли?» Это прием скорее литературный, образец более интеллигентного, если хотите, аристократического юмора. Overaction, чрезмерное действие, не совсем термин, скорее попытка описать другой тип английского юмора — театральный, а после и кинематографический. Это уличные представления, в которых Панч поколачивает дубинкой нерасторопного полицейского-бобби, или мюзик-холлы, где молодой Чарли Чаплин изображает пьяницу, передвигаясь исключительно кувырком или спиной вперед, задевая все и всех, попадающихся на пути. Английский до мозга костей сериал «Дживс и Вустер», поистине гениальная мешанина из рассказов и романов признанного шутника Пелама Гренвилла Вудхауза, чудесным образом сочетает в себе два этих типа юмора. Его заглавные герои -бестолковый и расфокусированный аристократ в n-ном поколении Берти Вустер и его всезнающий и непоколебимый слуга Дживс — буквально воплощают принципы чрезмерности действия и недостаточности высказываний. Легкомысленный, мало приспособленный к жизни Берти очарователен в своем инфантилизме — в силу совершенно нечеловеческих добродушия и незлобливости. Он всегда готов прийти на помощь друзьям, каждый день сталкивающимся с матримониальными трудностями: половина хочет сочетаться узами брака, но, в силу различных обстоятельств, не может, а другая половина — может, но уже, в силу каких-то других обстоятельств, раздумала в этот самый брак вступать. С похвальной периодичностью жениться (или не жениться), хочет и сам старина Бертрам, в разное время обрученный со всеми девушками Лондона — но и тут, конечно же, все не так просто. Якобы легендарный ум Вустеров, if any, генерирует потрясающий план действий — как будто бы очень логичный и теоретически беспроигрышный. Естественно, ни одна из гениальных тактических схем ни разу не сработала так, как предполагалось, и ситуация «после» катастрофичностью многократно превосходит ситуацию «до». В итоге существование Берти напоминает бесконечный стипль-чез, когда нужно все время от кого-то убегать, а на пути — то яма, то канава, то забор, то озеро. То комната в загородном доме, из которой нужно умыкнуть столовое серебро/ жемчужное ожерелье/ чек на крупную сумму/ рукопись скандальных мемуаров — нужное подчеркнуть. То чья-нибудь тетушка, а тетушки, как всем известно, бич прогрессивного человечества. И быть бы бедняге Бертраму битым и женатым, когда бы не верный Дживс. В противовес гиперактивному Вустеру и его слегка сумасшедшим друзьям, постоянно попадающим в идиотские ситуации, Дживс принципиально невозмутим и нарочито безмятежен: «Я заметил, как дрогнули два волоска на его левой брови, что означало крайнюю степень удивления». Сдержано укоряя Берти за пристрастие к нелепым головным уборам/ пиджакам/ усам, всегда — хоть на пляже, хоть в постели — одетый в благовоспитанный костюм-тройку, Дживс припечатывает господина неумолимым: «Indeed, sir», — выражающим при необходимости всю гамму эмоций от тотального неодобрения до полного согласия. Сохранив дух уморительно смешных произведений Вудхауза, сценарист Клайв Экстон и трио режиссеров сотворили что-то совсем уж невообразимое, то, что сами англичане называют hilarious — и это лучшее определение настоящей английской комедии. Ставший уже классикой юмора дуэт Хью Лори и Стивена Фрая словно сошел со страниц оригинальных рассказов, чтобы довести зрителей до колик взрывоопасным сочетанием эксцентричности и бесстрастности. Беспощадная в своей стремительности комедия положений, дополненная крайне образным и метафоричным стилем мыслевыражения Берти Вустера, подчеркнуто безмятежным выражением лица Дживса и множеством дурацких, но вполне аутентичных песен (без которых Хью Лори жить не может) — если это нельзя назвать эталоном английского юмора, то я уж и не знаю, что можно. Indeed, sir!
«Дживс И Вустер» — сериал о похождениях незадачливого, но крайне обаятельного Лондонского денди Берти Вустера и его слуги, Дживса. Берти и его друзья постоянно вляпываются в разной степени нелепости истории — и тогда наступает время Дживса. Мудрый слуга, носящий шляпы 14 размера, поглощающий тонны рыбы и, кажется, знающий все обо всем, неизменно приходит на выручку попавшим в беду аристократам. И неважно, требуется ли от Дживса способ отправить в гости, севшего накануне в тюрьму, за ловлю тритонов в фонтане, друга Берти, или спасти своего молодого хозяина от нежелательной помолвки — камердинер всегда найдет решение. Идиллию в их взаимоотношениях нарушают лишь редкие чудачества Берти, вроде покупки тромбона, или соломенной шляпы — мелочи, не дающие покоя строгому и утонченному вкусу Дживса. Культовые герои Британии, Дживс и Вустер перекочевали на телеэкран со страниц романов и рассказов Пелема Грэнвилла Вудхауса, человека знакового для литературы 20 века. Творчество Вудхауса, легкое и ироничное, полное традиционного английского шарма и такого же традиционного юмора, идеально легло в формат телевизионного сериала. Полностью передавая дух Англии 30-хх, «Дживс и Вустер» является примером идеальной экранизации, пусть и не такой серьезной, но, все-таки, уже классической прозы. Во многом, это стало возможно, благодаря великолепному актерскому кастингу. Именно в «Дживсе и Вустере» на полную раскрылся талант потрясающего английского актера Хью Лори, о котором, благодаря роли в «Докторе Хаусе» спустя 20 лет узнает весь мир. Не имея ничего общего с мрачным Хаусом, Берти — само воплощение искреннего добродушия и непосредственности. Сыгравший же вкрадчивого и интеллигентного Дживса, большой друг Лори, Стивен Фрай, также выглядит на экране блестяще. Пусть, таких громких ролей, как у Лори, у Фрая в карьере не было, его Дживс навсегда останется в памяти зрителей сериала. Тоже самое можно сказать и об остальном актерском составе. Чего только стоит карикатурный диктатор Родерик Споуд, через чей пародийный образ, Вудхаус насмехался всем ясно над кем. Сериал, как и книга, и в целом полон тонкой и абсолютно беззлобной иронии над типичными представителями Британской аристократии, их образом жизни и привычками. Пусть ситуации, в которых оказываются герои, порой начинают напоминать друг друга, яркие и великолепно прописанные персонажи, сводят чувство дежавю на нет. Благодаря телеканалу «Россия», а, позже, «Культуре», с сериалом познакомился и русский зритель, причем знакомство прошло как нельзя лучше. Добродушные и обаятельные герои «Дживса и Вустера» пришлись по душе всему миру, и Россия исключением не стала — сериал можно найти и посмотреть до сих пор, что не может не радовать.
Моё знакомство с сериалом «Дживс и Вустер» произошло 15 лет назад, когда добрые, но легкомысленные родители, включив мультфильм, оставили малолетнего ребенка наедине с телевизором. Конечно же я, воспользовавшись моментом, стала переключать каналы в поисках более «захватывающего» зрелища. С чего вдруг я остановилась на этом фильме, до сих пор остаётся неясным, но спустя годы, оценивая свои ощущения, могу предположить, что меня увлекла классическая английская атмосфера: мужчины в костюмах, женщины в шляпках и длинных платьях, огромные дома и, безусловно, «привкус» аристократичности во всём происходящем. Но детские привязанности непостоянны, поэтому «Дживс и Вустер» был благополучно забыт. Про этот сериал я вспомнила спустя 10 лет, наткнувшись в телепрограмме на знакомое название. И затянуло. Первое время даже титры вызывали во мне бурю эмоций, сопоставимую с чувствами, возникающими во время просмотра «Спокойной ночи, малыши» в детстве. А сейчас с полной уверенностью могу утверждать, что лекарства от болезни «Дживс и Вустер» не существует. Ежегодно пересматриваю все 4 сезона. Я уже «подсадила» на сериал всю свою семью и несколько знакомых, и на этом останавливаться не собираюсь, поэтому и пишу рецензию. Большая заслуга принадлежит, конечно же, первоисточнику — циклу остроумных романов и рассказов Пелама Гренвилла Вудхауса о молодом аристократе Берти Вустере и его камердинере Дживсе. Интеллигентный и одновременно теплый юмор мягко обволакивает читателя. Сериал имеет тот же эффект. Также «вудхаусовская» атмосфера не позволяет выделить ярких отрицательных героев: даже лидер фашисткой организации Родерик Споуд или вспыльчивый любитель правопорядка Дарси Чизрайт вполне милые и симпатичные персонажи:) - «С этими усиками я выгляжу как идиот» — сказал я. «Без этих усиков ты выглядишь как идиот» — сказала она. Думается, если бы не появилась столь удачная экранизация и если бы её не показали в нашей стране, то в России о существовании писателя Вудхауса знал бы достаточно ограниченный круг лиц. Музыка Энн Дадли — опять же аристократичная, но одновременно легкая и игривая — идеально подходит к сериалу. Да и сам «товарищ Вустер» довольно таки неплохо играет на фортепиано и поёт. Хотя, пожалуй, в сериале мало персонажей, которые раз да не спели бы. Но особенно хочется отметить Гасси с «Ever so goosey»:) - How do you feel when you marry your ideal? Ever so goosey goosey goosey goooseeey! Плеяда талантливых режиссеров заслуживает отдельного внимания. Среди них присутствует небезызвестный Саймон Лэнгтон, снявший классическую экранизацию романа «Гордость и предубеждение», поэтому за съёмку прекрасных английских ландшафтов беспокоиться не приходится. Но с чем точно «попали в яблочко», так это с подбором актёров. Абсолютно все играют правдоподобно. Благовоспитанные глуповатые девушки, жаждущие поскорее выйти замуж, молодые прожигатели жизни — завсегдатаи клуба «Трутни», тётушки с неоспоримым авторитетом и их неглупые слуги, обсуждающие своих хозяев в клубе «Ганимед». Иногда даже кажется, что ты смотришь документальный фильм о жизни английских аристократов начала XX века. Да, не во всех сезонах определенных персонажей играют одни и те же актеры, но это не портит общей картины. Хотя Мэйдлин в исполнении Элизабет Мортон вне конкуренции. - Берти, ты сказал цветочкам «Доброе утро»? Но «вишенкой на торте» несомненно является давно сложившийся дуэт Стивена Фрая и Хью Лори. Вообще, эти люди — кладезь талантов, расписывать которые не хватит рецензии. А то, что они не боятся быть смешными, было ранее доказано в «Шоу Фрая и Лори». Красноречивее всех слов пластичное лицо Хью Лори и умные проницательные глаза Стивена Фрая. Гениальные артисты, игру которых описать невозможно — это надо видеть. И наслаждаться. Идеальный сериал, без недостатков. А для любителей классического английского юмора «Дживс и Вустер» — просто сокровище. В общем, если вы хотите раскрасить свои серые будни яркими красками, «Дживс и Вустер» вам в помощь. 10 из 10
Вудхаус — мой любимый писатель с самого детства. Для меня его книги воплощение, прежде всего, тонкого настоящего чувства юмора. Вудхауз — для гурманов: когда его читаешь, смакуешь каждое предложение, потому что каждое предложение- это настоящая интеллектуальная игра слов высшей пробы, безупречного вкуса и писательского таланта. Я считаю, что снимать фильм по Вудхаузу и играть в нем возможно только талантам уровня самого Вудхауза, потому что это именно тот случай, когда книга всегда будет интереснее, чем фильм… И тем не менее, сериал получился не менее интересным, и в нем удалось передать все тонкости умного юмора Вудхауза, гротесковую уморительность его персонажей. Этот сериал и игра всех без исключения актеров тянут на твердую 10. На мой взгляд, это лучшая комедийная роль Хью Лори, и уж конечно уровень сериала на порядок выше более раскрученного коммерческого «Доктора Хауза» просто потому, что это классика, которую можно перечитывать и пересматривать сотни раз в любом возрасте. 10 из 10 без всяких натяжек
Известно, что Хью Лори и Стивена Фрая связывает прочная и долгоиграющая настоящая дружба, плодами которой стали многие телевизионные проекты и фильмы, дарящие качественный юмор и способствующие хорошему настроению. Сериал «Дживс и Вустер» является одним из лучших детищ этой парочки, а одновременно чуть ли не самым показательным с точки зрения характеристики их совместного творчества. И тут как раз кстати были многочисленные произведения английского комедиографа П. Г. Вудхауза с изображением атмосферной Великобритании 1920-х и его харизматичными персонажами, коих удалось с блеском воплотить Фраю и Лори. Что касается самих Фрая и Лори, то истории их взаимоотношений остается лишь удивляться и поражаться тому, как однажды сошлись карты, сведя двух людей в единый творческий союз. И хорошо, что оба учились в свое время в Кембридже, ведь иначе знакомства не состоялось, а мир не смог увидеть вроде бы двух абсолютно разных людей во многих проектах. Если говорить о похождениях Дживса и Вустера, то посмотрев хоть одну серию однажды, зритель уже не сможет воспринимать заглавных персонажей иначе, чем с лицами и отточенными приемами Хью и Стивена, на их месте других людей быть никак не может. А в механизме английского юмора, кому как не им слаженно действовать со всей системой, сотканной из некоей элегантности и периодически возникающих парадоксальных ситуаций, трансформирующихся у одних персонажей в привычную чопорность, а у других в стабильную и приятную дурость поступков, вызывающих неподдельный смех. Один (Берти Вустер) — богатый молодой парень, наследник, и что называется прожигающий свою жизнь по полной программе человек. Но главное даже не в этом, а в том, что у него имеется удивительная способность вляпываться в различного рода нежелательные ситуации, после которых довольно тяжело восстановить свою уже изрядно подпорченную репутацию. И самое интересное, что в такие происшествия, если и захочешь, то с трудом сможешь ввязаться, но у Берти это словно раз плюнуть. Другой же (Реджинальд Дживс) — высокий, воспитанный, начитанный, статный мужчина, нанятый в качестве слуги для Берти. Самое точное определение по поводу Вустера сложилось у любой из его тетушек, а именно — он большой ребенок, которому действительно нужна была настоящая опека. А для этих целей не нашлось никого лучше, чем Дживс, он каждый раз и играл роль на протяжении всего 4-сезонного действа того самого спасательного круга, личной палочки-выручалочки молодого бездельника. Благо, что у героя Стивена Фрая запас идей и мыслей неиссякаем, а в предоставленной должности и вовсе равных ему не найдется. И из серии в серию, изо дня в день Берти в исполнении Хью Лори за счет своих многочисленных знакомых и родственников попадает в истории, которые складываются из различных поручений, просьб, прошений о помощи. Вустер же с видом умника делает все по накатанной дорожке своих желаний и «гениальных» идей, а затем в качестве козыря в игру вступает Дживс, зачастую являясь тем самым «серым кардиналом», и главное, что никто и никогда на него не подумает. И все это развивается под действия исключительных талантов, продуманных до мелочей персонажей и заводную музыку.
Еще весной вытаскивала себя из болота повседневности этим знакомым мне с 90-х британским комедийным сериалом. А сейчас третье прочтение, вернее просмотр, как лекарство от осеннего сплина. «The Inimitable…» Старая, старая Англия… Аристократичный Лондон начала ХХ века. Неподражаемые Дживс и Вустер. Казалось бы, все так незатейливо. Но!… Просто так BAFTA TV Awards не присуждается. «The Hero`s Reward» или «The Heroes Reward»? Да, случай из серии «казнить нельзя помиловать — запятую поставьте сами». Только в английском вместо запятой переносим апостроф. Итак, что же все-таки мы имеем? Как в каноническом романе П. Г. Вудхауза «Награда находит героя» или мое видение телеверсии «Награда находит героев»? Будет ли находчивый и эрудированный, безупречный в вопросах стиля камердинер Реджинальд Дживс столь достоин восхищения, если его безукоризненность не будет оттенять вполне объяснимая лень, природный дух авантюризма и понятно почему добавленная в данный коктейль жажда действий Берти Вустера?/ ну не подходит ему полное имя Бертрам!/ «Right Ho!» & «Thank you» Комедия положений стара, как мир. По сути она и есть мир, в котором мы живем. И… как бы ни навевал скуку осенний пейзаж за окном, еще молодые, но уже гениально осознающие сиюминутность ускользающего мгновения Стивен Фрай и Хью Лори дарят в каждом из четырех сезонов что-то потрясающе необыкновенное. После чего хочется сказать: «Спасибо! Я снова в порядке! Встречай меня, жизнь!» Сами понимаете, других вариантов нет, 10 из 10
«Дживс и Вустер» — яркий пример истинно английского юмора. Многие говорят, что английский юмор сложен для понимания, однако подобные фильмы свидетельствуют об обратном. Несмотря на то, что сериал прост по своей структуре, сюжеты всех серий практически повторяют друг друга, а исполнители некоторых героев меняются с течением лет — «Дживс и Вустер» смотрится на одном дыхании, а интерес к двум главным героям не угасает. Берти Вустер — прожигатель жизни. Он далеко не семь пядей во лбу, постоянно попадает в какие-нибудь передряги из-за своих многочисленных тетушек, самая грозная из которых тетя Агата. Еще он категорически не хочет жениться, тем более на тех представительницах противоположного пола, которые вращаются в его обществе. Бедняга Берти и вовсе пропал бы если бы у него не было верного Дживса. Дживс — настоящий британский интеллектуал. Он идеальный дворецкий, кроме того неизменно вежлив со своим не слишком-то смышленным хозяином. Дживс — само воплощение истинного аристократизма. Он вызволяет Берти из всевозможных передряг, а также всех его многочисленных знакомых. Весь сериал держится на искрометной игре Стивена Фрая и Хью Лори. Они — идеальное воплощение своих персонажей. Лори бесподобно играет тупицу Вустера, пугая зрителя словами «мозг Вустера начал работать». Действительно, звучит как угроза. Фрай, казалось бы играет вторую скрипку, однако в подавляющем большинстве историй решающую роль играет именно Дживс. «Дживс и Вустер» — идеальный сериал. Главные роли играют потрясающие актеры, сценарий написан по мотивам известнейшего П. Г. Вудхауса. Именно эти два фактора делают «Дживса и Вустера» шедевром. И пусть не все ценят и понимают английский юмор, мне он очень по душе. Классика. 10 из 10 Спасибо за внимание!
Лондон 20-х годов прошлого века. В России прошла революция, в Америке люди страдают от сухого закона, и только английская аристократия, не заботясь не о чем, выпивает послеобеденный бокал мартини, не зная чем занять себя во второй половине дня и заодно на всю оставшуюся обеспеченную жизнь. Молодые, богатые, красивые, одетые с иголочки и не к чему не стремящиеся, кроме душевных утех. Такова аристократическая молодежь, не знающая горя и нужды. Но не вся. Молодой Бертрам Вустер в исполнении мр. Лори, не пытается найти себе дело, он хочет наоборот — избежать его любой ценой. Но обо всем по порядку. Сериал начинает свою историю в здании суда, где Бертрама (или Берти, как его все называют) штрафуют за очередное мелкое хулиганство, которое ему и его ровесникам (как по возрасту, так и по статусу) кажется невинной забавой. Сломленный горем и бодуном (и то, и другое в его жизни, судя по всему, не впервые), Берти отправляется домой, как вдруг на пороге его квартиры появляется Дживс в исполнении мр. Фрая. С его появлением, грусть и похмелье сразу исчезают, и все, кажется, начинает вставать на круги своя. Но старых богатых тетушек и лондонских приятелей никто еще не убирал в сторону. Все постоянно что-то хотят от бедняги: устроить помолвку, расстроить помолвку, украсть что-то, найти кого-то и так далее, и тому подобное. И все эти «просьбы», которые Берти выполняет в основном не по своему желанию, растут как снежный ком, и если бы не его умный камердинер Дживс, истории принимали бы совершенно другой оборот. Дуэт мр. Фрая и мр. Лори — один из ярчайших дуэтов в истории британского телевидения. Абсолютно не похожие, они прекрасно дополняют друг друга и великолепно справились со своими ролями. Мр. Лори играет не глупость Вустера, если бы Вустер был глуп он женился бы в первой серии и на этом бы и порешали. Он играет лень и обыденность аристократической жизни, неприспособленность человека к трудностям и, естественно чудаковатую манеру поведения. А мр. Фрай играет по настоящему умного человека, который редко когда даст волю эмоциям и только по тонким ироническим ноткам в его речи можно понять то, что он думает на самом деле. Остальные исполнители хорошо дополняют эту пару талантов. Конечно, слегка раздражает смена актеров в некоторых сезонах. Тетя Агата, Гасси Финкноттл, Бинго Литтл, Мэдэлин Бассет и еще несколько персонажей меняли своих исполнителей по различным причинам. Это конечно скверно, но замены не повлияли на качество сериала, так как он зиждиться на незаменимых мр. Фрае и мр. Лори. За исключением хорошей актерской игры и талантливой режиссуре (не смотря на то что каждый сезон менялся режиссер, сериал не потерял своего стиля), хочется отметить костюмы и натуру, на которых происходили съемки. Когда видишь девушку в красивом платье с модной короткой стрижкой и множеством украшений рядом с мужчиной, одетым в черный смокинг, блестящим запонками на рукавах и все это на фоне огромного загородного поместья — невольно погружаешься в это время и в эту атмосферу глупых приключений, думая что все британцы делятся только на глупых аристократов и их умных слуг. 10 из 10
Пожалуй, сразу следует сказать, что Пэлем Грэнвил Вудхауз таки удивительный писатель. Одна случайная книга и я в свое время с запоем погрузился в мир Берти Вустера и его камердинера Дживса. Мир уже очень давно утерянной Англии и показной наивности некоторых отдельных классов тогдашнего общества. И только после небольшой груды прочитанных книг валявшихся достаточно большой кучей в одном из углов я узнал о существовании сериала по мотивам вышеупомянутого цикла. «Какая приятная неожиданность» — скорее всего подумал я, запуская торрент. Стивен Фрай и Хью Лори и их знаменитое «Шоу Фрая и Лори»… Никогда бы не подумал, что такие едкие сатирики способны влезть в шкуры наивного аристократа -бездаря и верного и изобретательного слуги. У них это получилось. Да так хорошо, что все предыдущие до их дуэта экранизации стали для меня совсем неинтересны. Полностью неприспособленный к жизни Берти постоянно влипает в разнообразные переделки. Самый большой кошмар этого человека — его строгая тетя Агата. Да и остальная многочисленная родня, и знакомые видят в нем дурачка способного сбить с полицейского смешную шляпу или тысячу и один раз сбежать от собственной женитьбы. Режиссер (в основном Фердинанд Фэйрфакс) сумел совершенно точно показать каждую малозначительную деталь целого собрания романов. Да, он смешивает несколько историй в бурлящем от различных эмоций котле одного единственного эпизода. Обычно так не делают, но режиссеры этого сериала поступили верно. Намного интереснее, особенно если вы читали сами книги. В придачу ко всем приключениям Берти ко всякой истории также прилагается незабываемый Дживс. Рассудительный камердинер способный за несколько минут остановить любую катастрофу учиненную его хозяином. Сюрпризы, конечно, случаются и с ним, но не так уж и часто. Он защищает Берти и дает ему возможность почувствовать на шкуре собственные ошибки. Такой вот сериал. Это не вышеупомянутое «Шоу Фрая и Лори» или совсем недавний «Доктор Хаус». «Дживс и Вустер» это сериал совсем иного класса. Уверен, что и через 50 лет, когда при наличии определенного везения (или отсутствия оного) все зубы рецензента и большинства читателей просто выпадут, этот сериал будет пользоваться таким же спросом. Это живая классика и ничего с этим не поделать. Это и вправду хороший сериал, состоящий из четырех полновесных сезонов и скорее всего он придётся вам по вкусу.
Да, это прекрасно. И как досадно, что я до сих пор не смотрела его. И как замечательно, что я не смотрела его до сих пор! Совершенно изумительное удовольствие — столь же выверенное, как манеры английских аристократов, столь же искусно приготовленное, как кушанья Дживса, столь же, кажется, бесконечное, как состояние Берти Вустера. Очень, оказывается, приятно под чашечку горячего чая и шелест ранне-осенней листвы за окном наблюдать за жизнью людей, самой большой проблемой которых становится… неожиданная для них самих женитьба. И проблему эту они начинают столь активно решать, что… впрочем, смотрите лучше сами. Тонкий юмор. Не в том смысле, что не для всех, а в том, что исключительно тактичный и не скабрезный — и тем самый особенно ценный. Хью Лори, талантище, за чьей мимикой не устаешь наблюдать.. Стивен Фрай, чье произношение давно признано эталонным… Кажется, это удовольствие не должно заканчиваться.