Спрут
- 11 мар 1984
Данный фильм посмотрел только что. Хотя, естественно, много о нём слышал. В какой-то момент мне стало интересно ознакомиться с картиной о которой много в своё время говорили и которая имеет не мало высоких оценок пользователей. Честно говоря, несколько разочарован. Ожидал большего. Лента не вызывает раздражения, но сказать, что она мне понравилась я не могу. Разве что некоторые моменты. А в целом, по моему скромному мнению, слабовато. Кинофильм во многом наивный. На это можно закрыть глаза, если бы спасала блистательная игра актёров. Но её, на мой взгляд, в кинокартине нет. Актёры либо недоигрывают, либо переигрывают. И больше всех, на мой личный взгляд, переигрывает главный герой данного сериала комиссар Коррадо Каттани. Он слишком эмоциональный, слишком несдержанный, слишком истеричный. В его игре лично я вижу явный перебор, неестественность, гипертрофированность и поэтому не всегда ему верю, отдавая при этом себе отчёт в том, он очень хороший человек и его есть за что уважать. Также считаю лишним то, что слишком много времени уделяется разборкам между ним и его женой. Ни к чему так детально останавливаться на их отношениях. Зритель может от этого устать, тем более, что они не особо интересные. Там всё достаточно примитивно и банально, и в итоге сериал про мафию превращается в ненужные сцены на кухне и скучную бытовуху. Ещё в киноленте есть забавный персонаж. Ведущий программы с интересными усами. Они не аушевские конечно, но обращают на себя внимание. И сам этот человек лично у меня время от времени вызывает во время просмотра улыбку. Надеюсь, что вторая часть лучше. Я её пока не смотрел. 5 из 10
Захотелось поговорить о легендарном сериале «Спрут», который просто произвёл тогда эффект разорвавшейся бомбы и до сих пор смотрится с удовольствием. В этом сериале есть 10 сезонов, но поговорю о первом (и лучшем) сезоне, снятого Дамиано Дамиани. Без дураков, но именно этот режиссёр уловил суть произведения и попал просто в точку. Это настоящее кино, многогранное, живое и эмоциональное. Здесь чётко сценарий отточен по всем пунктам, каждый жест выверен, все моменты конкретные, и сам драматизм на высочайшем уровне. Именно смотря первую часть, испытываешь бурю эмоций. А актёрская игра просто потрясает. Учитывая ещё пронзительные мелодии Риц Ортолани, то получаем настоящий шедевр. При всём огромном уважении к творчеству Эннио Морриконе, но его мелодии, прозвучавшие в следующих сезонах, мне меньше нравятся. Впрочем, и сами следующие сезоны уступают первому эталонному. Но об этом не сейчас. Мне кажется, именно музыка Ортолани соответствует наиболее и создаёт великолепную атмосферу. Она просто поражает до глубины души. Отдельно хочется отметить игру актёров, все сыграли на все сто. Но Микеле Плачидо в роли Коррадо Каттани — это что-то совсем выдающееся. Такой драматический образ на экране. Ведь по сути его борьба с мафией равна борьбе с ветряными мельницами или плаванию против течения реки. Сколько потерь, сколько близких людей сложили голову из-за чудовища и дьявола под названием Спрут, это действительно настоящий дракон, головы которого поедают до тла. Безумно жаль было людей (перечислять их не буду во избежании спойлерства), так нелепо погибших. Но сериал даёт надежду, что пока есть такие люди как Каттани и ему подобные, то наш мир ещё окончательно в хаос не превратится. Отдельно хочется отметить финальную сцену, когда после всего герой возвращается к своей дочке Паоле, потрясающе трогательный эпизод. Кроме всего прочего, сериал заставляет задуматься, в нём немало глубоких и философских размышлений, и много личного. Подводя итог, хочу сказать, что перед нами чистейший шедевр, классика жанра и просто образец настоящего искусства. Смотрите, люди, размышляйте и делайте выводы. 10 из 10
Если позволите, то за все шесть сезонов, я не скажу, но хочу просто поделиться рядом мыслей и ощущений от популярного в своё время итальянского сериала про мафию. Сразу скажу, что это кино я не пересматривал и руководствуюсь целиком и полностью воспоминаниями около двадцатилетней давности. Что же они мне говорят ? Такое кино не забывается. Можно позабыть детали, некоторые диалоги, но в целом ты помнишь образ комиссара Коррадо Каттани, ты помнишь злодеев адвоката Терразини и Тано Карриди и не забываешь о бескомпромиссной борьбе полицейского с силами зла. Ты также подпадаешь под магнетической действие голоса Александра Белявского и это дорогого стоит! Первое, что приходит в голову в связи с этой картиной Дамиано Дамиани — это безупречный кастинг. Стопроцентное попадание в цель не только с фигурой комиссара, но и с преступным элементом. Семья комиссара в лице жены и дочери также смотрится на высоком уровне. Может быть Николь Жаме и Карриди Нардулли исполнившие роли супруги и дочери не снискали в дальнейшем профессиональной карьерной славы, но в этом фильме они молодцы. Хотел бы отметить Флоринду Болкан, которая всё пыталась соблазнить комиссара. Ух и до чего же темпераментная женщина и красивая между прочим. Это что касается образов и персонажей. Теперь пару слов о сценарии. Трудно сказать, какое впечатление произвёл бы на меня сюжет и сценарий сейчас, но тогда двадцать лет назад я не увидел каких-то нестыковок и разночтений. Не было у меня вопросов почему это так, а это вот так. Всё достаточно грамотно выстроено маэстро Дамиани, за что ему респект! Чем подкупает этот фильм, так это тем, что в нем мало пальбы, хотя совсем без неё в криминальном фильме конечно не обойтись. Подкупает психологическая битва Каттани и мафии. Да, он всё про них знает, может быть не сразу, но чутье и полицейский опыт его не подводят. Другое дело, что доказательств на руках у него раз, два и обчёлся. Тем более, что режиссёр очень хорошо показал продажность и коррумпированность системы на примере этих самых банкиров, адвокатов и прочей нечести. Разве может оставить равнодушной игра того же Франсуа Перье с его мыльно-рыбьими глазками ? Или прилизанный монстр Тано (Ремо Джироне) ? А каков Санта Чирена (Анджело Инфанти) ? И конечно сам комиссар в исполнении Микеле Плачидо. Он ещё снялся в целой галерее картин, он ещё выступил и как режиссёр нескольких фильмов и возможно ещё что-то сыграет и снимет, но эта роль принесла ему заслуженную славу по крайней мере в нашей стране точно. Поэтому за приятные воспоминания я с лёгкой руки ставлю десятку! 10 из 10
«Что бы посмотреть такое интересное, полезное и… продолжительное на новогодне-рождественские праздники?»- подумал я и вдруг вспомнил о культовом сериале «Спрут», который не видел почти 30 лет (то есть с момента его показа по советскому ТВ). Вот оно, то самое! Сижу, смотрю, впечатляюсь, оцениваю и… несколько пересматриваю своё прошлое, «молодое» впечатление к этому (действительно!) суперсериалу. … На этой странице есть несколько достаточно серьёзных и глубоких рецензий на «Спрут-1» и последующие части (хотя я несколько удивлён: правилами Кинопоиска вроде бы запрещено одновременно рецензировать сиквелы-приквелы!). Не стану их повторять и солидаризироваться с тем, что в них написано (лучшим я поставил заслуженные «лайки»). А поговорить хочется именно о том, что в предыдущих рецензиях не отразилось или прошло мимолётно. Надеюсь, именно этим моя писанина и будет вам интересна. … По большому счёту, первый «Спрут» являет собой ничто иное как типичную «мыльную оперу» («мыло») с примесью (именно так, поскольку основная, главенствующая идея — борьба со страшным Спрутом, то есть мафией только-только начинала выкристаллизовываться!) криминальной драмы. Тогда, в начале перестройки, мы, «советские телезрители», ещё и понятия не имели о таком жанре и только позже узрели «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбару» и т. д. А тут такие итальянские откровения! За семейно-любовными делами комиссара и его жены (романы, интриги, ссоры) чуть было не потерялась только что наметившаяся линия, упирающаяся в чрево чёрного чудовища- Спрута (сам образ как нельзя удачен и философичен). И только похищение дочери комиссара Паолы и жесткие требования её освобождения возвращают его, закружившегося и запутавшего в своих чувствах, к какой-то реальности, наконец, к его работе, предназначению. Дочь вызволили, но радости от этого ни у кого нет. Вроде бы и мелкие «обидчики» за надругательство над ней поплатились жизнями. Но разве это выход из сложившейся ситуации? А о поисках его речь как раз пойдёт в «Спруте-2», на страницу которого мы и переместимся. Что бы там ни говорили, но режиссёр «Спрута-1» (6 серий) Дамиано Дамиани здесь создал не драму, а телевизионное, коммерческое «мыло». В том же русле сработал и главный сценарист Эннио Де Кончини (даже не он, а его «литературные рабы», все-таки указанные в титрах), и весьма посредственный композитор Риц Ортолани, от музыки которого в последующих «Спрутах» ничего не осталось… Но даже при таком раскладе сериал имел успех, и немалый. Потому и получил достойное (и лучшее) продолжение, которое и стало самым крутым. Что ж, спасибо за начало, и -арривидерчи! 7 из 10
Как бывает в жизни — все оттуда, не имеет смысла говорить о достоинствах этой постановки, не передать. Скажу за себя — когда смотришь этот сериал — будто превращаешься в воспаленный нерв который ощущает боль, прикосновение, чувствуешь любую вибрацию в пространстве. Бросает то в холод, то в жар — но в нем мало моментов радости, это не тот фильм, где добро побеждает зло — все в жизни имеет цену. Скорее это о равновесии, балансе сил, ведь каждому дорога жизнь — и ее так просто никто не уступит. Победа дается взамен потерь. В общем, полный набор — для школы жизни. Приспосабливаетесь выживать среди хищников.
Это очень правильный фильм, это замечательный фильм о том, что нужно в проигранной войне сопротивляться до конца, о том, как это делать, о том, что из всего этого рано или поздно выйдет. «В проигранной войне сопротивляйся до конца». Не уставай повторять эту фразу из почти забытой песни классика советского подполья Егора Летова. Повторять. И сопротивляться. Что такое история полицейского комиссара из полицейского же сериала (sic! — полицейского сериала, разительно пошлый жанр), что такое эта история, как не великолепный пример такой проигранной войны. Что такое Спрут, La Piovra, как не торжествующий и алчный мир, тянущий к тебе свои скользкие щупальца — чувствуешь ли ты их на своем одиноком горле? Неравная борьба комиссара полиции с мафией как метафора всякой достойной и обреченной борьбы. Именно так, всякая достойная борьба обречена раз и навсегда согласно основному закону мироздания, закону, существующему лишь для того, чтобы его оспаривать. Достойна, и потому обречена, обречена, и потому достойна. Хорошо это или плохо — быть обреченным? Вопрос в принципе поставлен неверно, это знает тот, кто обречен. В «Спруте», в первых четырех его частях, точнее, в первых двух, замечательно то, что к этому знанию пришли авторы сценария «политического детектива». Который, конечно, на самом деле больше, чем детектив, больше, чем сериал, который, несмотря на все сериальные несуразицы, требует обобщения на гораздо более высоких уровнях. Лучше всего пафос фильма раскрывается в речах женщин и злодеев, что, как известно, в большинстве случаев одно и то же. «Вы считаете, что способны изменить наш образ жизни, — говорит комиссару адвокат Терразини, бесподобный типаж негодяя (его гениально сыграл знаменитый Франсуа Перье), которого создателям фильма в третьей части почему-то понадобилось поменять на негодяев более лубочных и топорных, обставив замену самым неправдоподобным образом. — Хотите нарушить равновесие, благодаря которому существует наше общество… Как же вы наивны! Не стройте иллюзий. Это как игра в китайские шкатулки: открываешь одну, а там еще одна… Все одинаковые, и все разные… Потому что цель у всех одна — выжить». Характерны слова толстого Эспинозы, обращенные в четвертой части «Спрута» к комиссару Каттани: «Комиссар, я вовсе не проиграл. И знаете почему? Потому что те, кто управляет и решает — они со мной… Потому что все заодно. Весь мир… Мы — те, кто приказывает. Те, кто стоит над всем. В конечном счете, и над теми законами со всеми их статьями, которые вы так рьяно защищаете. Крупные финансисты, крупные преступники, государственные чиновники — все вместе. Это власть». Каков полицейский сериал? Хорошо сказано! Сам Карл Маркс был бы доволен четкостью и образностью формулировки. Впрочем, третья и четвертая части сериала существенно уступают первым двум, это уже просто неплохие детективные сериалы со всеми огрехами жанра, местами из-за фальшивости их невозможно смотреть. Сказалась, видимо, растущая популярность, и авторы, по железным законам рынка, должны были разбавить пафос фильма сентиментальностью и суперменничаньем. Потом они поступили еще хуже: проект нужно было завершить, но коммерческий успех и любовь народная сделали свое дело: после четвертого «Спрута» было снято еще шесть сериалов, вплоть до десятого. Я пытался смотреть один из них и пришел в горькое недоумение. Роль вершителей правосудия исполняли учительского вида женщина, похожая на селедку, изрядно подпортившая своим присутствием уже четвертый «Спрут», и неизвестный мне доселе актер с удивительно толстым картофельным носом, занимавшим пол-лица… Первые две части бесспорно великолепны. Какие типажи, какая игра, какой замечательный подбор актеров! Есть сцены вообще безупречные. Таков приход адвоката Терразини в тюрьму к комиссару Каттани, когда каждая складка на лице адвоката играет иронически и триумфально, а комиссар, наоборот, безмолвно каменеет лицом. Или финальный, во второй части, уже упоминавшийся их разговор. С каким видом, словно по навозу ступая, идет Терразини на встречу с комиссаром и как встречает его Каттани, торжественно дымя папироской! Отдельного упоминания заслуживает музыка к фильму, написанная Эннио Морриконе. Эти композиции — одни из лучших, слышанных мною вообще. Играющая в титрах, самая известная, La Morale, где звук сначала как толчки сердца приговоренного к смертной казни, а потом как кровь, переливчато циркулирующая то ли по большому, то ли по малому кругу его кровообращения, а то и уже вытекающая, струясь, из дымящейся раны. Финальная, непревзойденная La Morale Dell’Immorale, в которой монотонная и безжалостная работа машины фатума заглушается вдруг героическим сверхчеловеческим порывом, то усиливающимся, то затихающим и резко обрывающимся как бы на полуслове; и снова звук мотора этой машины, но будто бы и этот звук слышится приглушенно, как если бы машина могла пожелать отдать дань уважения своему самому бескомпромиссному, только что погибшему врагу; но вот уже ее мотор вновь набирает обороты: та-да-да-да-да-да-да… Всякая полицейщина есть ревностное служение Системе. Чем помимо всего прочего замечателен «Спрут», так это тем, что главный герой, комиссар полиции, белая ворона, является вовсе не послушным слугой, но бескомпромиссным врагом Системы, даже тогда, когда он этого не осознает. «Мы с вами просто приговорены к честности», — говорит во второй части еще мятущемуся комиссару мудрый полковник Ферретти, который всего через несколько дней после разговора будет приговорен уже не только к честности, но и к смерти. Приговоренный к честности теряет все: семью, друзей, соратников, дом… Любовь и предательство шествуют по его жизни рука об руку, одинаково опасные и разрушительные. В начале второй части сериала Каттани, изможденный, приезжает на Сицилию, где началась его борьба с мафией, с тем, чтобы забрать пожитки и уехать навсегда, но его бросают в тюрьму, мордуют в камере, пропускают через очередные круги ада, — и вот он снова на тропе войны, и вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди… Приговоренный к честности обречен на войну, как мир обречен на Вечное Возвращение. «Все вокруг героя обращается в трагедию», — сказал пророк Вечного Возвращения Ницше, ведавший толк в героях. Трагедия неизбежна, как неизбежна война. Но что движет комиссаром, что заставляет его, подобно бульдозеру Химейера, двигать дальше и дальше? Что придает ему храбрости и сил, кроме ярости и отчаяния? Вот он идет стремительно и мешковато по пустынной улице, больше похожей на кладбище, комиссар Каттани, хмурый большеголовый бутуз, сжимая в кармане бесполезный пистолет, набычившись и наклонив голову вперед, словно желая забодать кого-нибудь. Одинокая и упорная злая воля, объявившая войну всему миру. Наперекор всему, всем и вся. Всех и вся навсегда потерявшая. Какой отличный и цельный образ! Как нельзя кстати юноше, обдумывающему житье, решающему, делать бы жизнь с кого…
Сериал, приковавший к голубым экранам телевизоров «Рубин» 90 % жителей исчезнувшей империи. Непобедимый комиссар Коррадо Каттани, борющийся с коррупционерами, продажными журналистами и прочей мафиозной стаей, становится секс-символом перестройки СССР. Теплая Сицилия, улыбчивые физиономии и вкрадчивые голоса, протягивающие плотный конверт. Соблазн велик. Как удержаться? Как не замараться по уши в грязи, а руки не испачкать кровью. Ответ только в «Спруте» — ОСТАВАЙСЯ САМИМ СОБОЙ, ПУСТЬ МИР ПРОГИБАЕТСЯ ПОД ТЕБЯ. Музыка Эннио Морриконе проходит лейтмотивом по судьбе героев. Неподражаемый адвокат Терразини (Франсуа Перье) переставляет фигуры в этой нелегкой шахматной партии, кровь льется рекой. Наркотики, проституция, аферы и махинации. «Спрут» стал предвестником наших 90-х, быть может, даже многие учились, смотря сериал. А в целом смотрите! СПРУТ — ЭТО НЕ СЕРИАЛ! СПРУТ — ЭТО МНОГОСЕРИЙНЫЙ ХОРОШИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ! Поклонникам cosa nostra посвящается! 10 из 10