Инквизитор
- 01 авг 2018
- 21 апр 2014
Недавно я с большим удовольствием посмотрел отечественный сериал «Инквизитор» (2014). Несмотря на то, что это все-таки сериал, а сериал, как известно, это фильм в большей степени «для всех», впечатления от просмотра остались самые хорошие. Не хотелось отрываться от просмотра, а для меня это желание — самое главное мерило оценки просмотренных сериалов. Начнем с сюжета. Он достаточно лихо закручен и оставляет неразрешенными вопросы до конца последней серии, как это и положено быть в хорошем детективе. Впрочем, я бы не назвал этот сериал чисто детективным, скорее «Инквизитор» — смесь боевика и детектива, изрядно приправленного мистикой, с легким налетом любовной составляющей. Так или иначе, но сериал этот вызывает интерес с самого начала и, благодаря наслоению нескольких сюжетных линий, поддерживает интригу, как я уже сказал, до самого окончания фильма. Завязка сюжета — череда убийств людей в маленьком симпатичном городке где-то недалеко от Питера. Каждое убийство сопровождается оставленным на месте смерти изречением на латыни, и заблаговременно присланным будущей жертве венком. Что это и кто этот убийца — религиозный маньяк, народный мститель или еще кто-то, прозванный в народе Инквизитором? Подозрение падает то на одного, то на другого жителя города, и от этой чехарды фильм только выигрывает, причудливо выписывая сюжет картины. Надо сказать, что режиссера сериала Юрия Мороза новичком в кино не назовешь, скорее наоборот. Достаточно вспомнить его предыдущие фильмы — сериалы «Каменская», «Апостол», «Подземелье ведьм», «братья Карамазовы» — каждый из этих фильмов хорош сам по себе, но «Инквизитор» мне понравился значительно больше. Чем же он так хорош, этот «Инквизитор»? Во-первых, как я уже сказал, интересный сценарий, отличная работа оператора, хорошее место съемки и костюмы. Про сюжет я уже рассказал, а вот про остальное кратко добавлю. Место съемки изумительное — правдиво передает атмосферу маленького города у западной границы. Съемки, кстати, проходили в Выборге, который в фильме «сыграл роль» провинциального Мельберга. Наличие полуразрушенного замка придает картине дополнительный шарм загадочности и мистики. Отличные яркие костюмы дополняют сочетание удачных факторов успеха картины. Здесь, пожалуй, только одно замечание — сестра главной героини Варя каждый день ходит с утра до вечера в какой-то балетной пачке. То ли одеть больше нечего, то ли это так и задумано — показать ее «со своими тараканами в голове». Во-вторых, яркая игра артистов, удачно подобранных по своему амплуа. Несомненно, это в первую очередь — Виктория Исакова в главной роли, Александр Лыков с его «Интэрэсно чукчи пляшут», да и все остальные тоже на высоте. И Вержбицкий, и Голубев, и Лавриненко, и Коршунова и все-все-все! Единственное исключение и маленький такой минус — роль Никиты Тезина, пытающегося изобразить финского юношу. Ну, пусть не совсем финского, но с корнями оттуда. И вот, у него, иногда он есть — этот финский акцент, то его нет, а то есть или нет в одном разговоре вместе. Впрочем, если не придираться по мелочам, то неплохо. В самом деле, не снимать же для большей достоверности в каждом фильме про финнов Вилле Хаапасало? И, в-третьих, в действие отлично вписалась музыка. За все время просмотра фильма я ни разу не поймал себя на мысли, что она раздражает или мешает восприятию происходящего. Скорее, наоборот — помогает. Впрочем, так оно и должно быть в идеале. Резюмируя все вышеперечисленное, хочу добавить, что несмотря на то, что «Инквизитор» — сериал аж о 12 сериях, нет ощущения вымученности и затянутости действа, и после каждой серии хочется «продолжения банкета». Редкий случай, когда я ставлю высокую оценку сериалу. 9 из 10
На каждую карающую силу найдется еще более мощная карающая сила. По сути для меня самым драйвовым фильмом Юрия Мороза так и осталось полу картонное «Подземелье ведьм». Режиссер этот вообще в конце восьмидесятых говорил в интервью, что пришел в кино с намерением снимать именно фантастику. Однако сделанное на излете Советского Союза «Подземелье ведьм» стало ей по сути лебединой песней. После развала СССР помышлять о том, чтобы снять нечто подобное «Подземелью» с масштабными декорациями и эффектами, было уже невозможно. Режиссер переключился на детективы, сначала сняв стильный и завораживающий «Черный квадрат», а после восьмилетнего молчания начал снимать первый сезон сериала «Каменская», где по сути детектив сливался с триллером, а иногда и с откровенным хоррором, пример — «Седьмая жертва». Но всё равно всё это детективы, а вот недавний «Инквизитор», с успехом прошедший по нескольким каналам, удачно сочетает в себе почти все жанровые элементы; тут и детектив, и триллер, и хоррор. Причем если говорить о финальном выверте сюжета, можно сказать, что он невероятно удачен и оригинален для подобного рода сценариев. История о том, как некий мститель отправляет на тот свет зажравшихся и заворовавшихся сильных мира сего, делает несколько неожиданных кульбитов, показывая, что тот, на кого бы мы уж совсем не подумали — оказывается не совсем тем, ну или наоборот. Подобные выверты никак не приводят к путанице, нет, здесь всё выверено, всё расставлено по местам, в соответствии с требуемыми законами жанра, и в итоге финал бьет просто обухом по голове. Подобная расстановка акцентов очень редкая гостья сейчас в телеформате, к сожалению. Мощными мазками выписан здесь мир сильных богатых, не ставящих обычный мир не во что, но перед лицом карающего убийцы, аппарат власти и влияния уже не имеет никакого значения. Он все равно рано или поздно придет, от него не спрячешься, не откупишься банковскими счетами. В обход полиции и власти он придет, он покарает, инквизитор не знает жалости и слез, одно слово, он — Инквизитор. Но Юрий Мороз не был бы собой, а для меня синоним его имени и фамилии — всегда эталон качественного кино, если бы делал все прямолинейно. Его фильм показывает, что даже карающая подонков сила далеко сама не так безупречна, как кажется. Но детективная интрига выстроена настолько отлично, что всё становится ясно зрителю лишь на последнем аккорде фильма. Режиссер еще с далеких времен научился держать зрителя в напряжении до последнего момента. И пусть хоррор в творчестве Мороза никогда не доминировал, он всегда умел и делал страшные вещи на грани. Есть ряд неплохих хоррор-эпизодов в сериале о монашке Пелагее, в сериале о Каменской одна из новелл и вовсе почти совсем хоррор, элементы хоррора присутствуют в фантастическом боевике «Подземелье ведьм». А в «Инквизиторе» впервые он использовал законы хоррора на полную, смешав все компоненты вместе в ядерный жанровый коктейль. Но кроме этой неплохой жанровой составляющей (не сказать, что совсем безупречной но очень стильной), режиссер делает фильм с глубоким смыслом о весьма хрупком равновесии мира, которое одинаково зыбко и для сильных мира сего, и для простых людей. Практически Мороз показывает спятивший от безумия страха город. Но если брать глубже, то нам демонстрируют в рамках одного города целый срез нашей жизни с компонентами, присущими ей; безумием, ужасающим страхом, предательством, и иногда, что горько, торжеством смерти над жизнью. Однако зло, таящееся под маской благодетели и ускользнувшее от правосудия, всё равно в финале получит заслуженное возмездие. Однако концовка дает нам понять; над любым инквизитором, как бы всесилен он не был, стоит ещё более могущественная сила, за которой, как правило, последнее слово. Но последнее ли? Нет ли там дальше ещё более скрытой и неведомой силы? Вот от чего страшно, говорят нам авторы фильма.