Неоконченный бой
- 05 окт 2020
- 26 окт 2005
Раз цвет моей рецензии зеленый, понятно, что фильм мне понравился. Самое ценное в фильме — реальные интервью-воспоминания женщин, прошедших войну. Каждая серия заканчивается небольшим рассказом. Сам фильм — история послевоенной жизни девушки-разведчицы. Некоторым людям сложно возвращаться к мирной жизни, т. к. во время войны более четкое деление на хорошо и плохо, свой и враг, черное и белое, есть общая цель — победить врага. А в мирной жизни люди обособляются друг от друга, личная жизнь выходит на первый план. И привыкнуть к этому сложно, особенно, если рядом нет родных и близких, нет друзей. Героиня фильма, Тоня, как раз из таких людей, не нелюдимая, но не очень общительная, с одной стороны недоверчивая, с другой наивная, прямолинейная, иногда грубая и жесткая, но добрая и легко идущая на сближение с человеком, которому нужна помощь. За то время, что мы смотрим фильм у Антонины были неоднократные и приобретения, и потери. Что мне понравилось, авторы не показали рядом с ней откровенных сволочей, обычные люди с плюсами и минусами. Все события такие жизненные, что веришь, веришь, веришь и сопереживаешь каждую секунду. А когда в конце серии слышишь голоса фронтовичек, рассказывающих свои истории, пытаешься представить, как же можно было это пережить и не перестать уметь любить, заботиться о тех, кто рядом, радоваться солнцу и морю, дыхание перехватывает. Я не могу высказать претензии по игре ни одному артисту, сыгравшему в этом фильме. Все были потрясающими. Особенно скажу о двух эпизодических персонажах: Люба (Хельга Филиппова) и мл. лейтенант-инвалид (Вячеслав Чепурченко). На столько правдоподобно для меня сыграли, что я про судьбы этих персонажей думала даже больше, чем о главной героине. 10 из 10
Фильм «Неопалимая Купина» (по 1ТВ к Дню Победы) — это большая редкость, когда создатели картины превзошли знаменитого писателя Б. Васильева. Удачной находкой явились документальные рассказы участниц войны. В одном из них санинструктор приоткрывает смысл фильма: «…мы все радовались окончанию войны и нашей Победе, но вместе с тем стало страшно — ведь мы ничего не умели, уйдя со школьной скамьи на войну…». Для вчерашних героев-победителей испытавших все ужасы и тяготы войны, вхождение в мирную жизнь оказалось не менее трудным и тяжелым, особенно для женщин. За последние лет пятьдесят в кино эта тема нигде так правдиво и трагично не звучит. Это уникальный фильм о послевоенном времени. Фильм настолько правдиво и до мелочей передает атмосферу, быт, взаимоотношения послевоенных лет, что погружает в «…мой милый берег детства, где звучит аккордеон… вместе с эхом прошедшей войны…». Просто невероятно, как удалось молодым создателям фильма, самим не бывшим в тех годах, так точно все изобразить — общежитие, коммуналка, банные дни по очереди для мужчин и женщин, дровяные печи, инвалиды без рук и ног в военных гимнастерках, знакомый из детства трамвай, моя мама шьющая платье соседке, и даже кран с кипятком на станции.. Великолепно подобранный актерский состав. А в главной роли Клавдия Коршунова — блестящая находка, так естественна и органична она в роли Антонины. Великолепная игра всех актеров. Хотя правильнее будет сказать -на экране воплощение реальной жизни, в которую погружаешься с первых кадров и с нетерпением ждешь продолжения. Тяготы войны и послевоенных лет, чувства Родины, долга, совестливости, бескорыстной взаимопомощи с чистыми чувствами любви в этом фильме относят память к знаменитым работам Григория Чухрая, Льва Кулиджанова и самого Бориса Васильева — ставших любимыми с юношеских лет. Фильм — продолжение, казалось бы навечно потерянных духовных традиций.
Современные фильмы о Великой Отечественной войне, как правило, не вызывают восторженных отзывов. В них уже нет того духа, который был свойственен советскому военному кино, когда были еще свежие воспоминания и оставались живы ветераны войны. Сейчас военное кино технологично и динамично, но в нем нет этой изюминки. Тем не менее, среди современных фильмов о войне бывают и достойные. И вот, на моя взгляд, «Неоконченный бой» является одним из таких фильмов, который заслуживает внимания. Фильм поднимает, как мне кажется, множество важных тем. Главная тема — женщина на войне. ХХ век стал переломной эпохой в культурной истории женщин. Женщины стали социализироваться, что сразу же сказалось на их привычном образе жизни. Социализация это заключалась не только в том, что женщина вышла на работу и стала меньше заниматься семьей. Одним из следствий это социализации стало то, что, например, в России некоторые женщины впервые отправились на фронт, причем не только в качестве санитарок, но и в качестве солдат, которые не выходили замуж и рожали детей, а воевали с оружием в руках. Далеко не все женщины такое испытание выдерживали — одни становились неуравновешенными, другие сходили с ума и никогда не могли выйти замуж. Многие, как и мужчины, погибали в бою. Часть выживших женщин навсегда утрачивало женственность, потому что война заставляла их убивать, а это в корне меняет психику человека. Но вот старший лейтенант Антонина Иваньшина испытание войной успешно прошла. Война ее сделала сильной, стойкой, смекалистой, чуткой к чужому горю и на первый взгляд безэмоциональной. Спокойствие, которое она демонстрирует в фильме, как раз хорошо об этом свидетельствует. В то же самое время недостаток любви из-за постоянного напряжения и готовности ринуться в бой сделал ее открытой к любому проявлению внимания к ней со стороны мужчин, что ее в конечном итоге и подвело. Но стоит мужчинам хоть малейшее проявить к ней внимание и заботу, как она тут же открывается ему. При этом женственность Антонина на войне не утратила. Она стала неравнодушной к несправедливости, начала защищать и заступаться за слабых. В некоторых ситуациях она проявляла готовность к самопожертвованию. В этом, на мой взгляд, ее образ даже несколько христианизирован, несмотря на то, что она не считала себя верующим человеком. Трагедия Антонины заключается в том, что она так и не смогла реализовать себя в мирной жизни. Все это хорошо передает потрясающая игра актрисы Клавдии Коршуновой. Фильм, на мой взгляд, заслуживает бОльшего рейтинга, чем тот, который имеется на текущий момент. Настоятельно рекомендую к просмотру. 10 из 10
Фильмы, превращающие тебя в одно сплошное сердце, — большая редкость сегодня, как мне кажется. Давным-давно, в детстве, таких картин, посвящённых теме Великой Отечественной войны, от которых текли по щекам немые слёзы, было много. Среди современных (насколько я могу судить, крайне редко наблюдая рекламу киноновинок и ещё реже знакомясь с ними самими) подобных и вовсе не наблюдается. Нет, надрыва, крови, шума, спецэффектов и т. п. хватает (и это в конце концов может-таки выжать из зрителя слезу), а вот чтобы неброско, тихо на экране, а тебе воздуха не хватает от боли или от радости… Для меня восьмисерийный сериал «Неоконченный бой», снятый по мотивам повестей «Неопалимая купина» и «Встречный бой» Б. Васильева, оказался именно таким. На самом же деле, сложно писать о кинопроизведениях человеку, который почти не смотрит кино. Когда-то давно — лет двадцать назад — у меня появилась апатия к этому виду искусства, и только что-то особенное время от времени заставляло меня обращать внимание на экран. И не узнала бы я об этом фильме, если бы в течение года не находилась под воздействием актёрского обаяния ставшего для меня подлинным Открытием Даниила Страхова, в чьей биографии среди множества уже знакомых мне киноисторий данная затерялась… Несколько лет готовый к встрече со зрителями сериал «пролежал на полке», и вот в октябре этого года состоялась его скромная премьера… Даже безгранично восхищаясь любимым актёром и смотря с удовольствием все его работы, в которых он чаще всего превосходит мои высокие ожидания, справедливости ради скажу, что далеко не всё в его фильмографии заслуживает одних только похвал. Немало случаев, когда актёр и фильм оказываются сами по себе: проникаясь совершенством его исполнения, одновременно досадуешь то на нелепость сценария, то на недостаточно качественную режиссуру, то обнаруживаешь ещё какие-то недостатки, мешающие тебе раствориться в предложенной истории и испытывать ничем не омрачаемую радость. И каково моё изумление, что в картине, которую столько лет не удостаивали вниманием, которую и показали-то потихоньку, между делом (в то время как она достойна украсить эфир центрального ТВ в самый главный для нашей страны майский праздник), нашла я образец безупречной режиссёрской и актёрской работы, почти гениальный сценарий, тонко и мастерски объединивший в себя мотивы двух литературных произведений, но при этом уникальный, бережное музыкальное оформление, внимательное отношение к деталям, позволившее сотворить на экране атмосферу послевоенного времени, узнаваемую теми (сужу по своей маме), чьего детства оно коснулось. Откровением стала для меня игра актрисы Клавдии Коршуновой. Образ молодой женщины, прошедшей всё пекло войны в разведке, раненой физически и душевно, хрупкой и одновременно сильной и несгибаемой, с железным характером — о ней писать можно бесконечно, настолько многогранна и богата духовно её героиня, — получился у неё великолепно. Живая, настоящая, полюбившаяся с первых кадров… И в то же время меня, видевшей актрису всего в одной ещё небольшой роли, не покидает ощущение, что она, такая милая и женственная, несмотря на угловатость и жёсткость своего персонажа, способна быть не менее органичной в роли и мягкой, нежной девушки, и роковой красавицы — настолько внутренне гибкой показалась она мне. Дуэт Клавдии Коршуновой и Даниила Страхова даже спустя неделю после просмотра, когда должны бы утихнуть первые восторги, считаю я одним из самых гармоничных, самых идеальных, какие приходилось мне видеть в кино. Иначе, как священнодействием, не могу назвать воплощённое ими в паре — несравненной красоты историю любви, перед которой многое внешне красивое — с балами и яхтами, роскошными букетами и золотыми кольцами, свадьбами и путешествиями — неминуемо меркнет, как свет крошечной звёздочки становится незаметным рядом с солнцем. Это не опишешь никакими словами — это видеть нужно. Как невозможно пересказать словами песню. Правда. За одну только нежность и чувственность, чистоту и пронзительность, трагичность для одной и горькое счастье — для другого, исполненные так талантливо и с такой любовью, благодарю актёров и создателей картины. Намеренно не остановлюсь отдельно на персонаже Даниила: во-первых, мне трудно будет вместить все чувства свои в рамки рецензии, во-вторых, хочется успеть поблагодарить и других актёров. Фильм настолько хорош, что каждый на своём месте — Мастер (без поправок на «современное поколение»). Все персонажи — не из моего времени, они жили давно, когда меня не было на свете. Хельга Филиппова, Вячеслав Чепурченко, Алексей Кравченко — браво, это гениальная игра, я этого не забуду. Понравились и другие актёры — все были на своих местах, все были хороши и убедительны, ни на миг не давая вспомнить, что всего лишь смотрю кино… Низкий поклон режиссёру Д. Тюрину, сценаристу Е. Долгопят, оператору Р. Герасименкову, композиторам Д. Толстову и Е. Файфману и всем причастным к созданию этого глубоко трогающего душу произведения. И пусть как можно больше зрителей испытают такое же счастье от знакомства с ним, какое выпало мне. 10 из 10