Джонатан Стрендж и мистер Норрелл
- 17 мая 2015
Вы когда-нибудь представляли себе, какой облик могло бы принять ваше любимое стихотворение? Кем бы предстало — мужчиной или женщиной, какого вида и манер? Это я под впечатлением от «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» — о возрождении английской магии после трехсотлетней её утраты. Название скромненькое, не говорящее ни о чём (а на самом деле — обо всём, но я этого не написала, а вы этого не читали), поэтому в 2015 году — времени выпуска — как-то мимо него прошла. А тут в поисках односезонников просматривала обзоры за несколько минувших дет, увидела трейлер, нашла фильм — и прошедшая неделя запомнилась ожиданием вечеров, чтобы погрузиться в очередную часовую серию… После «Поттерианы» и других фэнтези-экранизаций нас уже трудно удивить спецэффектами, но в этом сериале они создают атмосферу и передают замысел авторов — а в целом картина для любителей остро-психологических конфликтов и интриг, для тех, кто готов, дыша через раз и закусив губу, следить за глубокими страстями и мелкими страстишками — пусть и кипешат все в мире, параллельном нашему, в эпоху наполеоновских войн, на земле старой доброй Англии, в её сдержанных интерьерах и суровых пейзажах. Книгу, экранизацией которой «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» является, не читала пока, но всю дорогу восхищалась и удивительно точным подбором актеров, и работой их всех — как на первом, так и на втором планах. При этом, проходных персонажей в истории нет — каждый вносит свой необходимый вклад, чтобы предсказание, прозвучавшее в начале истории, оказалось… а вот пророчеством или предупреждением — не скажу, это надо видеть и слышать самолично. 10 из 10
Когда я начал смотреть этот сериал, я подумал, что смотрю какую-то ещё не прочитанную мной экранизацию Чарльза Диккенса. Смесь иронии и утонченности коя присутствует у многих зарубежных классиков золотого века давали прекрасную атмосферу. Каково же было мое удивление, что роман написала современная писательница. Явно вдохновляясь своими предками, Сюзанна Кларк, писала роман Джонатан Стрэндж и Мистер и Норрел около 10 лет. Создатели сериала бережно перенесли действие и героев на экран ТВ и в итоге мы получили замечательную сказку для взрослых. Действие происходит в альтернативной Британии 19 века в период Наполеоновских войн. Два главных героя с несколько необычными способностями принимают активное участие в политической жизни своей страны, и это приводит к непредсказуемым последствиям. Ведь все знают, магия непредсказуемая штука. Берти Карвелл отлично вжился в образ новичка и мечтателя Стренджа. Им движет мечта и он в погоне за ней он не осознает последствий своих поступков. В отличие от него Норрелл (Эдди Марсан) прекрасно осознает опасность магии, но сам подвержен внутренним демонам. Действие сериала насыщенно проработанными персонажами и сюжетом, отчего он смотрится на одном дыхании. Главные герои живут вместе с зрителем им веришь и сопереживаешь. После конца сезона остаётся приятное послевкусие с слегка печальным оттенком — у истории явный намек на продолжение, но последние слухи о работе писательницы над романом были в 2007 году, и судя по всему мы вряд ли его прочтем. У Сюзанны Кларк синдром хронической усталости и она говорила в интервью, что работа продолжается очень медленно. Но даже ни смотря на это у нас есть прекрасный образец и доказательство того что современная британская фэнтези литература живее всех живых. Настоятельно рекомендую вам провести пару вечеров с чаем и печеньем экранов с этим отличным атмосферным сериалом.
Есть что-то особенное в британских учительницах, мечтающих о магии посреди болот, мокрого камня и бесконечной сырости; пока одна из них создавала параллельную историю своей страны, знакомя премьер-министров и директорами одной школы, другая переписывала уже свершившееся — «Джонатан Стрендж и мистер Норрел» кокетничает с персоналиями вроде Георга III и Байрона, живописует милые сердцу брита унылые пасторали и поет оду магии, разлитой в воздухе страны, ее литературе, географии, монархии, во всем, над чем парит Юнион Джек. Помимо увлекательнейшего сюжета с тончайшими поворотами событий и десятками персонажей различной степени социальной важности, волшебниками-учеными, волшебниками-самоучками и волшебниками просто по праву рождения на Альбионе, Кларк написала трактат о роскоши быть британцем, родиться и жить среди занудства и сумасшествия, традиционного и бунтарского, языческого и глубоко христианского. Марианская впадина отсылок, аллюзий и подражаний превратила историю отношений двух магов-противоположностей в ювелирной красоты литературную работу — увы, практически неэкранизируемую. Беда пришла, откуда не ждали: эстетствующий педант экранизаций BBC с треском провалил адаптацию, представив крайне слабую, откровенно немощную работу с постыдным сценарием, спорными визуальными решениями и крайне неоднозначным хронометражем в 420 минут для кирпича почти в тысячу страниц при необъяснимом тайм-менеджменте эпизодов: учитывая огромное количество событий и персонажей, целый час отдан на завязку с едва ли не побуквенным изложением текста Кларк, чтобы затем в хаотическом порядке нагромоздить лица, места и даты, непоследовательные, несвязанные, нелогичные, и добротным актерам, многие из которых почти фотографически похожи на своих книжных альтер-эго, оставалось лишь страшно пучить глаза и многозначительно молчать в кадре. Создатели мини-сериала очевидно хотели добиться концентрированной выдержки первоисточника, максимально избавив его от раздувающих хронометраж деталей, но именно здесь и таится краеугольный камень упомянутой уже неэкранизируемости: как нельзя разделить воду на атомы вкусовыми рецепторами, так и в романе Кларк не представляется возможным определить, какая сюжетная линия отвечает за юмор, а какая за драму — книга прыгает туда-сюда, скачет взад-вперед, через английский север на португальский юг, мимо королевских покоев, армейских лагерей, вонючих лачуг и потусторонних дворцов фей, и ни одна локация со своими обитателями не должна быть опущена, ибо она и есть тот атом, каждая из них, что только в сочетании друг с другом создают столь освежающий вкус и живительную для жанра энергию. Уберите якобы неважные диалоги и мизансцены — и перед вами предстанет гордиев узел отношений и мотиваций; разбейте повествование на подробные сезоны — и история, знакомиться с которой нужно залпом, превратится в достаточно механическое изложение событий, ирония которых станет ясна только в следующем сезоне, которого, как обычно, ждать целый год, за который подтексты и намеки позабудутся. Конечно, как на земле британской не перевелись еще волшебники, так и среди киношной братии наверняка притаился кудесник, способный резать не кромсая, сокращать не уменьшая, излагать не теряя — вот уж действительно магия. 4 из 10
Ох, это была чудесная неделя, проведённая с ожившими героями любимой книги! Конечно, передать весь масштаб шедевра Сюзанны Кларк цели не было — да и такой замах мог бы не окупиться. Поэтому режиссёр выбрал самые интересные моменты, вполне логично связав их. Персонажи вышли чудо как хороши! Мистер Норелл мне сначала не понравился — я представляла его совсем иначе, но потом, через этот вкрадчивый голос, через эти мысли вроде как о всеобщем благе, он снова стал тем Нореллом, который в книге сразу показывает, что он за человек. Джонатан Стрендж… Хотя нет, не так. Их с Арабеллой история — это что-то! Я восхищаюсь характером этой женщины — сильной, умной, верной своей принципам — и при этом избегшей греха гордыни. Стренджу есть, за что боготворить её…«Ты — причина всех моих поступков» — в этой фразе для меня заключается вся сущность любви… Ещё один женский персонаж, вызвавший у меня бурное одобрение — это Флора. Замечательный друг, она — отличный помощник для своего учителя. Леди Поул тоже хорошая и смелая, но, на мой взгляд, не совсем удачно выбрана актриса: ну не похожа она на измождённую женщину, никак! А вообще, эта история — то исключение, когда мне нравятся женские персонажи (а в этом случае — все женские персонажи). Конечно, Чалдермас. Уголовник с манерами джентльмена. Или джентльмен с замашками уголовника. Прекрасный, харизматичный герой! Ещё бы побольше перенесли в фильм его ехидных замечаний — было бы вообще прекрасно. А я, тем временем, посмотрю, в каких ещё фильмах снимался этот актёр. Про героев можно писать долго — и злодеи очень яркие, и исторические личности заслуживают внимания, но довольно об этом. Отмечу ещё один важный момент. Один из центральных персонажей — Король-Ворон, магический правитель Британии. Весь сериал — это история о нём. О его магии, о его королевстве, об отношении к нему. В книге автор прекрасно создала мифологию о нём — настолько, что было грустно узнавать, что этот волшебный мир английской магии — выдумка. Я настоятельно рекомендую всем ознакомиться с самим произведением — вы влюбитесь в Короля-Ворона, честно. Вообще, этот сериал — красивый, атмосферный, затягивающий — это замечательный повод провалиться на несколько дней в потрясающий мир Сюзанны Кларк.
Первое, что цепляет — картинка. Прекрасные виды Британии, темные тона, создающие гнетущую атмосферу и, как следствие, напряжение, летающее в воздухе. Казалось бы, на все это нужны большие деньги. Ан нет, как оказалось, качественную картинку можно сделать и без кучи денег и безумных спецэффектов. Далее — прекрасные актеры. Прекрасные во всех смыслах. Во-первых, играют они все просто блистательно. Я для себя открыла новые имена, и теперь хочу посмотреть другие работы этих актеров. И это касается не только исполнителей главных ролей — Берти Карвела и Эдди Марсана, но и актеров второго и далее планов: Марк Уоррен, Энцо Чиленти, Эдвард Хогг, Шарлотта Райли и мн. др. На самом деле, блистательно сыграли ВСЕ! Каждому актеру удалось показать неповторимого персонажа, индивидуальность — со своей историей, своим характером, которому веришь и испытываешь эмоции — сочувствие, симпатию, отвращение т. д., палитра эмоций необычайна широка. И, главное, их персонажам ВЕРИШЬ! Такое бывает крайне редко, когда нет проходных героев, которых через пять минут уже и не вспомнишь. Ну, и как девочка и любительница британцев, не могу не отметить, что практически все актеры — такие британцы-британцы, смотреть на них — одно удовольствие. Еще один плюс — здесь всего хватает, нет ничего лишнего и нет недосказанностей. Здесь есть магия, но она невычурная, однако при этом заставляет смотреть на нее с восхищением. Здесь нет бессмысленных диалогов и пафосных речей, все четко и по делу. При этом присутствуют диалоги в стиле XIX в., и слушать их — одно удовольствие. Советую сериал всем, кто верит в сказку, магию, волшебство, любит Британию и психологию отношений между людьми. Включите сериал и закружитесь в его танце.
Прекрасная экранизация современной классики, очередной успешный проект ВВС. Без сиротства, с тщательным кастингом. Понятно, что в силу зрелищности военную линию усугубили, а кое-что осталось за бортом, но в целом адекватно. Магия в ходе рукопашного боя, конечно, впечатлила. Любопытно, дождемся ли мы чего-то на фоне Второй мировой войны при снятии сценок в духе «Спасения рядового Райна». Уровень новых планок этот сериал уж точно создает. Для меня самым большим достоинством сериала является работа Марсана, который очень оживил романного персонажа(навроде как Высоцкий Жеглова). Актер, играющий преимущественно роли второго плана, здесь вполне развернулся, и его манера игры изумительна. Для меня — он актер номер один этого сериала, но фоне которого добротная работа гримасничающего Карвела представляется все же стандартной. Миленькая Шарлотта Райли как всегда приятна. Сериал как бы оборвался на полуслове, но ждать второго сезона очень преждевременно — Кларк вторую книгу пишет давно и невесть когда завершит, а статус ее таков, что без романной основы снимать второй сезон никто не решится. Разве что серии на три сварганят приставку по мотивам рассказов. Вызывает зависть умение англичан осваивать как литературно так и визуально наследие золотого века Новой истории. Увы, у нас богатейший золотой век не освоен ни беллетристикой (при обилии всякого рода и качества биографий). Не только нет экранизаций классических романов Окуджавы и Тынянова (хотя 1814 снят сильно с использованием диалогов и мотивов «Пушкина»), но и романов мало выходит при всей богатстве фактуры 1801—1853 гг. Отчего бы не использовать проверенные сюжетные конструкции на богатом материале? Вот у Кларк получилась чудная вариация на тему: Моцарт и Сальери отбросили вражду и бьются рука об руку против (условно) Вагнера. Занятно, забавно и хорошо сделано. 7 из 10
Сериал основан на шикарной стилизации британской писательницы Сюзанны Кларк. Перед нами предстает альтернативна Британия 19 века. Все, показанное в «Джонатане Стрендже…», кажется настолько реальным, что, очнувшись от просмотра «взахлеб» всех серий, вообще не понимаешь, куда все делось, и почему дороги строят по-прежнему долго и нудно, а не наколдовывают экспромтом. Игра актером в хороше смысле поражает. Так раздражает порой мистер Норрелл своей хомячьей повадкой и вечно оскорбленным лицом! На Ютьюбе посмотрела запись шоу с участием Берти Карвела и Эдди Марсан и была шокирована разительным отличием актера и сыгранного им персонажа. Вот это действительно талант и мастерство, настолько харизматичному мужчине превратиться в забитого и затаившего на весь мир обиду Норрелла! Очень органично выглядит и весь каст: это лица, запечатленные на картинах 19 века, в зарисовках, в набросках. Из женской части актерского состава особенно хочется выделить Элис Энглерт, воплотившую на экране зачарованную миссис Поул. Она действительно очень хороша и заслуживает похвалы. Играть медленно сходящую с ума молодую девушку, которая тем не менее, оказывается гораздо более здравомыслящей, чем все окружающие ее нормальные люди, нелегко. Это персонаж, который демонстрирует несколько эмоциональных «уровней», и каждый из них отлично удался Элис Энглерт. Отдельное спасибо команде сериала за то, что он не перенасыщен спецэффектами. Все сделано настолько в меру, остается не ощущения сказки, а четкое чувство реальности происходящего. Это единственный сериал, которому хочется поставить максимальную оценку. Говорят, что собираются снимать 2 сезон, который уже не будет опираться на сюжет романа (потому что роман закончился на первом сезоне, а продолжение автор писать не собирается). Надеюсь, что по уровню он будет хотя бы приближен к первому сезону, потому что превзойти его будет если не невозможно, то очень и очень сложно. 10 из 10
«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» — английский многосерийный фильм в жанре фэнтези и альтернативной истории. «Какая скукотища», — скажете вы. И будете отчасти правы: первые серии элегантно решены драматургически, но вряд ли заставят трепетать вас от волнения. Однако, как хорошей прозе нужно дать время, чтобы разогнаться, так и этот сериал в определенный момент берёт вас за шкирку, бросает в гущу событий, заставляет плакать, смеяться, любить Англию и верить, что когда-то магия там действительно существовала. Поэтому посмотрите семь глав этой увлекательной истории, впустите в свою комнату немного магии, познакомьтесь с Королем-Вороном, и, кто знает, может именно вам удастся заглянуть по ту сторону дождя. 9 из 10
Джонатан Стрендж и мистер Норрел наверно самый шикарный фэнтезийный сериал из вышедших на экраны. Но как раз фэнтези в нём мало, мы видим нашу реальность в которую по немного вмешивается непостижимое. И проводниками этих таинственных сил и являются оба главных героя. Герои непохожи друг на друга, более того их отношение к самой магии принципиально отличается, да и по бытовым вопросам они ладят далеко не всегда. Но даже когда видишь их вражду, понимаешь, что это не противостояние не на жизнь, а на смерть, а скорее потасовка двух старых друзей. Главный антагонист и вовсе принадлежит к иному миру. Эльф конечно злодей, но не тот злодей который собирает армии и идёт покорять мир, скорее он ловкий манипулятор заставляющий людей совершать поступки выгодные именно ему. Собственно он скорее выступает, как некая злокозненная природная сила, чем самостоятельная личность. Очень понравилось мне изображение магии в фильме. Волшебство, это чудо, можно сказать таинство и я по настоящему рад, что его не низвели до роли заменителя артиллерии. Даже на войне Стрендж старается изменить саму окружающую реальность и создать благоприятную ситуацию для своих союзников, а не пытается лично уничтожить как можно больше противников. Единственный недостаток сериала, это его бюджетность. И если костюмы с декорациями смотрятся достойно, то сцены применения магии выглядят посредственно. Но их не так много, чтобы по настоящему испортить впечатление. 8 из 10
«Джонатан Стрэндж и Мистер Норрэл» это экранизация одноименной книги написанной Сюзанн Кларк и опубликованной в 2004 году. Произведение, к сожалению, осталось практически незамеченным в России (на фоне пика поттеромании) однако в Соединенных штатах успех книги был столь высок, что в том же году компания New Line Cinema приобретает права на ее экранизацию и даже находят сценариста- им стал Кристофер Хэмптон, известный нам по таким работам как «Искупление» и «Опасный метод. К сожалению, работа над сериалом вскоре была остановлена. Спустя девять долгих лет книга получила второй шанс — теперь уже британский канал BBC One приступил к съемкам сериала, который увидел свет в 2015 году. Следует отметить, что называть получившийся шедевр сериалом в традиционном понимании этого слова нельзя, это полноценный художественный фильм. Весь снятый материал был разбит на 7 серий, что позволило сценаристам не урезать сюжет книги до 2,5—3 часов попутно выкидывая все «лишнее», что так часто сопутствует экранизации литературных произведений. Возможно именно из-за этого, некоторым зрителям может показаться, что в некоторых моментах история сильно «провисает», или проще говоря идет слишком медленное развитие сюжета. Эту же претензию в свое время получил и роман: «сюжет во многих местах движется со скрипом, а темп затянут» (газета «The Guardian»). Действие сериала происходит в альтернативной Англии XIX века, в период наполеоновских войн, когда от магии не осталось уже ничего, кроме шарлатанов в желтых шатрах, да общества волшебников, таковыми не являющимися и упивающихся собственной значимостью. Именно в этот момент, появляются два чародея: консервативный и самовлюбленный книжный червь Гильберт Норрел и дерзкий, любознательный новичок Джонатан Стрендж, которые настолько разные во всем (в том числе и в отношении к магии), что непонятно, как их пути могут сойтись. Однако, как это обычно и бывает, ничто не объединяет людей лучше, чем общий враг. Самое интересное в этом сериале, пожалуй, не главный злодей и загадочный Король-ворон, а два волшебника и их противостояние, которое начинается с расхождения во мнениях, а затем перерастает в настоящую борьбу, где каждый считает, что правда на его стороне. Упертый и консервативный Мистер Норрел, отгородившийся от мира своими книгами и предпочитающий практической магии- теоритическую и неудержимый, бросающийся в омут с головой, и препарирующий саму ткань магии- Джонатан Стрендж. Актеры Эдди Марсан и Берти Карвел замечательно справились с ролями и показали отличное противостояние магов старой и новой школы. Немного сыроватым показался главный враг волшебников- лесной эльф- «джентльмен с волосами, как пух», его поступки в большинстве своем никак не обосновываются, из-за чего выглядит он как злодей из старых комиксов, который просто должен олицетворять абсолютное зло. Король-ворон, остался загадкой, хотя кажется, что так оно и должно быть. Стоит ли говорить, что визуальная часть сериала выше всяких похвал? Темные, неприветливые улочки Старой Англии, наполненные вековой пылью уютные книжные лавки и великолепная библиотека Мистера Норрела с древними фолиантами, Венеция с ее масками и загадками за каждым поворотом. Так же стоит отметить великолепную работу художников и костюмеров, которая позволила столь близко отразить дух того времени. Все вышеперечисленные достоинства и делают эту историю лучшей из сказок, когда-либо выходящих на экраны. Поверьте, это просто нужно увидеть самому. А начинать знакомство с книги или фильма- решать уже Вам.
Практически идеальная экранизация замечательного романа Сюзанны Кларк. Создателям сериала удалось перенести сюжет на телеэкраны почти без потерь — лишь сократив несколько эпизодов. Конечно, характерные для тяжеловесной, стилизованной под XIX век прозы пространные отступления и вставные рассказы о чудесах, а также не менее пространные «цитаты» и отсылки к вымышленным источникам сохранить не удалось — но у кино свои способы передать атмосферу старины. Альтернативная Англия начала XIX века. Когда-то она была страной магов, где правил Король-Ворон, могущественный чародей. Но магия давно утрачена, остались только мифы и теории. И вот неожиданно в Англии появляются сразу два чародея — сначала пожилой мистер Норрел, который овладел магическим искусством, годами ведя отшельнический образ жизни и изучая редкие древние тома из своей гигантской коллекции магических книг; а потом и Джонатан Стрендж — молодой дворянин, неожиданно обнаруживший, что обладает огромной, стихийной магической силой. Что дальше — лучше посмотреть (или прочитать) самостоятельно. Оно того стоит. Особенно если вам нравится старинная английская литература (применительно к книге) или исторические драмы с мистикой и готично-декадентской атмосферой (применительно к сериалу). Ну, и конечно, если вам близка английская мифология — здесь много творчески переработанных мифологических мотивов: эльфы, волшебные похищения и подмены, заклятия и проклятия. Актеры подобраны идеально — особенно отмечу Энцо Чиленти в роли Чилдермаса (ассистента Норрела) и Берти Карвела в роли Джонатана Стренджа. Ну, и, конечно, Марк Уоррен сыграл немного гротескного, но пугающего эльфа. Помимо замечательной актерской игры сериал может похвастаться неплохими спецэффектами, Холодная, синеватая цветовая гамма создает мистическое ощущение соприкосновения с какой-то пугающей, может быть, загробной тайной, чем-то призрачным. Ну и смысл книги передан верно: дилемма, выбор между осторожностью и смелостью, консерватизмом и прогрессивностью. Что важнее — искусственно ограничить магию, чтобы она приносила минимум пользы, но и вреда никому не принесла, или же главное — открывать новые горизонты, невзирая на риск и трудности? Однозначного ответа не ждите. Итог: идеальная экранизация уникальной книги. Вот у кого бы поучиться создателям модной «Игры престолов» — не упрощать, не перевирать, не считать зрителей тупыми и неспособными запомнить похожие имена, не «объединять» персонажей первоисточника. А ведь и те могли когда-то, в первом сезоне! Кстати, немного пугает, что на КиноПоиске «Джонатан Стрендж и мистер Норрел» обозначен как сериал не закончившийся. Сюжет романа-то сценаристы исчерпали… Остается только надеяться, что если и продолжение и будет, то оно не скатится в ересь и будет достойно первоисточника. Хотя — это очень сложная задача… 10 из 10
Действие «Джонатана Стренджа и мистера Норрела» происходит преимущественно в Англии георгианской эпохи, в период наполеоновских войн. История начинается с заседания учёного общества йоркских волшебников… Да, конечно же, это не совсем та Англия, которую мы знаем по книгам Диккенса. Это альтернативный мир, очень похожий на наш, где когда-то жила-была магия, и всё пространство было пропитано ею, а потом она вдруг исчезла в неизвестном направлении, испарилась, словно её и вовсе никогда не было. Единственное, что о ней напоминает — это то самое общество теоретиков-волшебников, а скорее даже — историков магии, потому что никогда они не сотворили ни одного заклинания, даже книг по этой теме особо не читали. Так что, за исключением туманного магического прошлого, в тот момент, когда начинает разворачиваться сюжет — это самая обыкновенная Англия, с королём, Кабинетом министров, флотом, армией и привычным джентльменским набором. Та и не та одновременно. И, разумеется, не было бы никакого минисериала (а прежде него никакой книги — ибо «Джонатан Стрендж и мистер Норрел» — это экранизация бестселлера Сюзанны Кларк), если бы в данный период не случился ряд событий, который привёл альтернативную Англию к её магическим корням, возродив волшебство. Романтичный, байронического типа Стрендж и книжный червь Норрел — абсолютные противоположности друг другу и по характеру, и по воспитанию, и даже по внешности. Ничто, казалось бы, не могло объединить этих двух волшебников-самоучек. Начитанный, углублённый, осторожный, консервативный отшельник Норрел, который всего лишь раз не сумеет твёрдо сказать «нет», когда это следовало сделать, и таким образом станет инициатором нарастающей лавины катастрофических событий. Маленький, плюгавенький, тихонький, самовлюблённый, тщеславный. А с другой стороны — не имеющий никаких знаний, спонтанный, талантливый, стремительный, безбашенный, бескорыстный и влюблённый красавец Стрендж. Оба волшебника самодостаточны, но при этом представляют собой как будто бы альтер эго друг друга. Они слишком разные, чтобы их сравнивать: как горячее и синее, как острое и бесшумное. Но волей-неволей, словно мул и трепетная лань, они оказываются впряжены в одну упряжку и вынуждены будут искать общее решение навалившихся на них и Англию проблем. Фильм, как и книга, поднимает проблемы взаимоотношений неординарных личностей с обществом и друг с другом, влияния их на мировые события, предопределённости, культурных и социальных ценностей, культурологические и этические аспекты. В общем, там много есть чего, о чём можно порассуждать. Книга Сюзанны Кларк сама по себе очень необычна, но это дебютная работа писательницы, поэтому местами роман сыроват, подзатянут, скомкан. Сериал, который вначале просто иллюстрирует книгу, к концу становится более ярким и интересным, чем сам первоисточник. Последние две серии так и вовсе насыщены драматизмом и философией. Второстепенные персонажи, такие как Чилдермас, Секундус или сэр Уолтер — получились гораздо живее книжных, хотя и в рамках канона, что, конечно, выигрышно для просмотра. Одна из лучших фэнтезийных историй нашего времени, посмотреть, конечно же, стоит. И с книгой хорошо бы ознакомиться. При этом, думаю, без особой разницы в каком порядке начинать это знакомство.
Всем нам хотя бы изредка надобно вспоминать о том, что «и» — союз соединительный. Стрендж и Норрелл — суть противоположности, которые при всех обстоятельствах сходятся, они все те же «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень», если говорить пушкинским языком. Параллель с Моцартом и Сальери также прозрачна: эти композиторы, равно как и наши волшебники противополагаются как талант и разум. Да, талант Джонатана вызывает одновременно чувство зависти и восхищения в мистере Норрелле, точь-в-точь как талант Моцарта в рассудочном Сальери. Сериал представляет саму Англию XIX века полем битвы противоположностей, на котором встречаются практик и теоретик, талант и разум, друг и враг, новая магия и старая магия. Все без исключения персонажи заставляют шестеренки этого мирка вертеться: мерзкий и загадочный Винкулюс, коварный эльф с пушком, справедливый Чилдермас, чисто диккенсовский Дролайт и многие другие. Мистер Норрелл, а в равной степени и Эдди Марсан, сыгравший его, представляется существом, вненаходимым по отношению к нашему с вами миру. Он словно бы по волшебству спустился в свое аббатство из какой-нибудь сказочной дали. Внешне персонаж этот такой хрупкий и боязливый, что хочется обнять и не отпускать, а на деле не такой уж невинный, да и камень за пазухой у него имеется к тому же. Смыслообразующая встреча со Стренджем разрешается первой за все экранное время улыбкой, обнажающей зубы Норрелла. Эта встреча будто бы сказала твердое «нет» одиночеству Гильберта в огромном мире магии и явила зрителю один из самых чудных моментов сериала. А как нежно относится к книгам этот волшебник, всякий раз он передает их в руки Стренджа с таким трепетом, который не всякая мать испытывает, передавая младенца в руки другого. Они одновременно две крайности и два дополняющих друг друга элемента, так друзья или враги наши герои? Как и у всякого фэнтезийного мира, у этого имеется собственная история, впечатляющая не лишенной готического духа романтикой, имеется и проводник между двумя мирами — злостный эльф. Особенно поразительны балы, которые он дает в «Утраченной надежде». Диковинные леди и джентльмены в не менее диковинном танцевальном зале пляшут вокруг огромного дерева, навевающего мысли об архетипе мирового древа. Все эти люди как бы находятся за пределами мироздания, кружась вокруг него, они выпадают из трехчленной системы «небо-земля-преисподняя», все эти размышления несказанно усиливают воздействие сериала. Требую незамедлительного выхода на экраны второго сезона! 9 из 10
Весьма странно, что я ни сном ни духом не ведал о существовании этого отличного сериала (похоже, тут не обошлось без магической завесы). И, судя по количеству рецензий, не только я был унесен «Играми престолов», а значит пришло время популяризировать магию! Самое начало повествования настраивает на довольно игривый лад: антураж и персонажи живо вызывают ассоциации с мирами Терри Пратчетта — признанного мастера легкой, но отнюдь не глупой, фэнтези. И, хотя доля гротеска и сатиры будет присутствовать на всем протяжении сериала, но уже буквально со второй серии история резко ныряет в мрачные глубины, которые так манили другого классика — Эдгара По. К сожалению, как раз глубины истории немного и не хватает. Виной тому — однозначный злодей, который, хоть и не лишён шарма, но все же блекнет на фоне более многогранных личностей. Да и с мотивацией у него несколько туго (по крайней мере, я бы на его месте придумал себе развлечения поинтереснее). В общем, по форме мы имеем классическую сказку со злобным репликоном — признанным фольклорным злодеем, который несколько теряется на фоне современных трендов, когда сталкиваются не черное с белым, а оранжевое с пурпурным. Сюда же отнесем и слабо детализированный потусторонний мир, который, по ощущениям, больше похож на весьма компактную декорацию. Зато в качестве компенсации нам выдают интересную линию со столкновением двух очень разных волшебников, при активном участии их весьма незаурядных слуг. Вкупе с отличными кастингом, актерской игрой и нетривиальным сеттингом получаем интересный сериал, да ещё и с заделом на продолжение.
Поначалу я воротил нос, прочитав описание. Ну вот, думал, еще одна сказочка для взрослых. Стоит ли ее смотреть? Надо сказать, что я не фанат всяких вымышленных фэнтезийных историй и соответствующих сериалов вроде «Однажды в сказке» и «Гримм». Меня даже некоторая фантастика не впечатляет, всякие там «Спирали» и «Темные дети» — это решительно не мое. Но тут я буквально залип сразу же. Виной всему, безусловно, увлекательнейший сюжет. И море уникальной авторской фантазии, тонкой, насыщенной деталями, очень литературной. Мини-сериал (а я уверен, что продолжения не будет) «Джонатан Стрендж и Мистер Норрел» снят по одноименному роману Сюзанны Кларк. Это ее единственная книга. Писалась с 1994 по 2004 год. В издательство перфекционистка Кларк отправила книгу, когда поняла, что больше не может, хотя полагала, что работу не закончила. Писала кусками, совсем, как я, потом сводила их воедино. Любой писатель подтвердит, что это куда тяжелее, чем работать линейно. Потому что надо весь роман держать в голове сразу. А оперативка переполняется — мозги не выдерживают. Так и живешь все время с забитой оперативкой. Что-то выкидываешь, что-то дописываешь. Шлифуешь и переписываешь текст до бесконечности, пока полностью не свихнешься, и не поймешь, что роман ты ненавидишь. Несколько издательств, как водится, книгу отклонили. Зато одно из них так уверовало в успех, что запустило мощную рекламную кампанию, да еще помогло с переводом книги на 7 языков еще до ее выхода, и тираж установило в 250000 экземпляров — беспрецедентный случай для 2004 года. Пожалуй, только Роулинг могла бы поспорить стартовым тиражом с Сюзанной Кларк. За книгу Кларк получила самую престижную фантастическую премию «Хьюго», но, как и следовало ожидать, надорвалась. И продолжение писать не стала. Вообще, перестала писать. Так что я утверждаю — его не будет. В этом сериале один сезон. Картина сделана очень качественно. И дорого. Здесь и волшебство, показанное на высшем уровне, и батальные сцены, и с большой любовью оформленные антуражи библиотек и других миров, где оказываются чародеи, следуя по дорогам короля-ворона. Подача материала настолько интересна, что просто невозможно оторваться. Те, кто поначалу кажутся главными героями, постепенно смещаются на периферию сюжета. А тот, кто, казалось, ничем не выделяется, внезапно становится не только главным героем фильма, но и самым могущественным человеком в Англии в эпоху наполеоновских войн. Он участвует в сражении в качестве принятого в войска армейского мага, получает прозвище Мерлин и старается всеми силами удовлетворить военное начальство, вечно недовольное, что колдун делает так мало для победы. Его, к примеру, просят убрать лес, а он начинает договариваться с деревьями. Замечательно, очень достоверно, показаны характеры чародеев. Эдаких Моцарта и Сальери в мире английской магии. Один, Мистер Норрел, тщательно десятилетиями штудирует книги, чтобы добиться успеха. Другому же все дается по наитию. Зловещие персонажи тоже выдержаны в лучших традициях фэнтези высшей пробы. Потусторонний эльф с серебристыми волосами, являющийся, чтобы оживлять мертвых, и не желающий уходить обратно, на редкость отрицательно обаятелен. По идее, у создателей были все шансы составить конкуренцию «Играм престолов». Но зачем? Сериал хорош сам по себе. Атмосферный, насыщенный подлинным волшебством, он представляет собой очень качественную сказку для взрослых. Одну из лучших за всю историю кинематографа, я полагаю. 9 из 10
Наполеоновские войны и магия — сочетание, что и говорить, многообещающее. И про книги Сюзанны Кларк, которые легли в основу нового сериала, я слышал много хорошего. И хотя «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» не может похвастать блестящим актерским составом или звездным режиссером, он выгодно отличается оригинальностью, атмосферой и неподражаемой, чисто британской интонацией, умело балансируя на грани между изящной комедией и абсурдистским фарсом. В первую очередь, стоит похвалить необычный дуэт главных героев. Джонатан Стрендж в исполнении малоизвестного Берти Карвела — юный, легкомысленный повеса, который неожиданно для себя становится волшебником. Мистера Норрелла — единственного настоящего волшебника георгианской Англии — отлично сыграл Эдди Марсан, чьей единственной запоминающейся ролью до этого был инспектор Лестрейд из «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Поначалу сериал кажется бенефисом Марсана, но постепенно Карвел берет свое. Цепляет и задумка — все-таки с магией у британцев соверешенно особые отношения, пожалуй, только они умеют элегантно и органично вплетать ее в реальный мир. От «Стренджа и Норрелла» можно было ожидать пафоса в духе откровенно неудачного, на мой взгляд, «Камелота». К счастью, повествование о двух волшебниках получилось скорее ироническим, и время от времени выстреливающий британский юмор придает сериалу особый шарм. Чем-то это близко к легендарному «Доктору Кто» — на уровне интонаций. Вряд ли «Стрендж и Норрелл» — дорогой сериал, но англичане умеют делать красиво и недорого. Я не специалист, но улицы Лондона и его высший свет выглядят чрезвычайно убедительно, кадры почти передают то время, вплоть до текстур. Спецэффектов совсем немного, но они к месту. В общем, я совсем не удивился, прочитав, что режиссер раньше работал над «Доктором Кто» и «Шерлоком». Короче говоря, у британцев вновь получилось сделать очаровательный сериал о магии и истории. Таких историй немало, но еще одна, тем более хорошая, никогда не помешает.
Нигде не слышал про данный сериал, ни разу не видел рекламы, а просто случайно набрёл на него. Меня сразу же приманил этот грозный и одновременно элегантный мужчина с седыми сверх-густыми бровями. Он мне напомнил Джима Кэрри в фильме «Лемони Сникет: 33 несчастья» и я почему-то решил, что это именно Джонатан Стрендж, но я оказался не прав, что как кажется, к лучшему. Хочу отметить, что человек, написавший книгу — женщина, но само произведение в себе не имеет какого-то типичного для нашего времени «бабизма» и пунктика насчёт очень важных отношений между героями различных полов. Один опытный маг мистер Норрел, проводивший многие годы в затворничестве, отдавая полностью себе знаниям будет «соперничать» с другим, молодым, но намного более способным Джонатаном Стренджем. Помимо этого, из-за мистера Норрела на «поле боя» выходит тот самый седовласый грозный мужчина, который оказывается чем-то вроде феи (как говорится в самом сериале), являясь намного более сильным магом, чем оба главных героя, имея при этом собственные мотивы. Этот фей что-то вроде дьявола и исполнителя желаний. Ну, что сказать… Первые пять минут я был приятно удивлён атмосферой сериала, присматриваясь к хорошей актёрской игре, не отвлекающей от повествования ни на секунду. Реалистичные и одновременно идеально вписывающиеся декорации приятно сочетаются с отличной операторской работой, позволяющей увидеть некоторые моменты с интересных ракурсов. Мне, как человеку мало знакомому с Англией тех времён, да и их «магическим» фольклором сериал показался очень интересным. Повествование является сплетением реализма с элементами приличной комичности, который не позволит унывать при просмотре. Давно мы, по крайне мере я, не видели такую простую, но всё ещё не привычную магию. Никаких огненных шаров и ударов молнии, взрывающих туши врагов я не увидел. Этот сериал нам показывает, что и без глупого пафоса и неадекватных персонажей — сериал может быть столь захватывающим. Хотя ничего легендарного и культового в нём нет, но писательница заявила, что напишет сиквел, а пока что: 8 из 10