Эти глаза напротив
- 08 фев 2016
Впервые посмотрел сериал о якобы биографических мотивах жизни певца, которого практически не показывали по телевидению. Сразу хочу сказать, что фильм основан на фактах, зачастую непроверенных и документально не обоснованных. Возьмём хотя бы Лапина, который считал Валерия евреем. Или Гаджикасимова, который поссорился с коллегой из-за нежелания делить деньги. В общем, много всего снято такого, что на самом деле не происходило. Но не это главное: создатели фильма пошли намного дальше. Они показали Одессу, её быт, красивых девушек. Показали то, что ради любви можно сделать что угодно. Тут видна вся сущность советского государства и в плюсах, и в минусах. Сквозь интриги и предательства, любовь и разлуки, ненависть и страсть мы увидели жизнь. Для чего и как нужно жить в своё время. И нам есть чему поучиться. Семья Тухмановых — отдельный положительный персонаж, показанный хоть чуть-чуть, но не несущий в себе заряда негатива. Все остальные люди — алчные проходимцы, для которых Ободзинский был только источником дохода. и этим всё сказано. Певца сгубили деньги, а не алкоголь. Ему было всего 55. Но через свою жизнь он пронёс любовь к людям и хотел, чтобы благодаря его голосу кому-то стало лучше. Единственный сериал, который мне понравился полностью ОТ и ДО. Спасибо создателям за высокую философию и красивую историю человеческих отношений. 10 из 10
В последние годы наши киношные деятели искусств прямо очень полюбили всевозможные биографии советских артистов, спортсменов, военных. Вот как раз я наикнулась на сериал «Эти глаза напротив» про известного в свое время певца Валерия Ободзинского. Признаюсь, раньше этого имени не слышала, но песни некоторые знаю. А вот теперь и про исполнителя посмотрела. Потом и почитала. Жалко ли мне этого певца? Да нет, наверное, ведь у него было главное, что может быть у артиста — любовь и признание публики. Сказать, что его загубили травлей, я бы тоже не сказала, он ведь тоже по жизни ангелом не был. Очень достойное исполнение актерской группы. Конечно же, Алексей Барабаш, теперь при имени Ободзинского буду представлять именно его, сыграно правдоподобно и искренне. Хороша и Евгения Брик в роли жены Ободзинского, настоящая красавица с характером и терпением ради любимого. Но любому терпению приходит конец рано или поздно. И просто шикарен Кирилл Сафонов в роли злопамятного недруга артиста. У Сафонова настоящая энершетика антигероя, он просто создан играть таких скользких личностей. Буду ли я пересматривать этот сериал? Вряд ли. Но спасибо, что откпыли для меня имя этого замечательного певца. Не знаю, будут ли достойные современные артисты, о которых со временем захотят снять фильм…
Признаюсь честно, до просмотра сериала даже не подозревала о том, что есть такой певец — Валерий Ободзинский. Конечно, я раньше слышала песни «Восточная», «Эти глаза напротив», но, в общем-то, не озадачивалась тем, кто их исполняет. Начав смотреть сериал, я полезла в сеть посмотреть «кто есть мистер Ободзинский». Не могу сказать, что меня история его жизни поразила до глубины души, но вот голос — это да, такая потрясающая чистота и глубина. Приятно порадовало то, что в сериале не просто перепели его песни, а использовали реальные записи его голоса, оцифрованные и адаптированные к современности. Сюжет: история жизни певца, его становление, борьба с идеологическими препонами его творчеству, всенародная любовь и яростная ненависть чиновников. Пробегусь по основным персонажам. Валерий Ободзинский — Алексей Барабаш, неплохо, даже хорошо. Наверное, даже достоверно, а главное — хочется верить, что он действительно так талантлив и свое признание, свою тяжкую ношу получил не просто так. Нелли Ободзинская — Евгения Брик, наверное, немного недооцененная мной актриса. Но в роли жены Ободзинского получилась очень органичной. Вот лично мне кажется, что очень много всего, что произошло в жизни певца нехорошего, лежит и на совести супруги (по крайней мере, такое впечатление у меня сложилось при просмотре). Анатолий Зарубин — Кирилл Сафонов, в молодости музыкант, которому Ободзинский дважды перешел дорогу — сначала занял его место в оркестре, а позже увел любимую девушку и женился на ней. Враг номер один Ободзинского, олицетворение всех чиновников, уничтожавших его всю жизнь, смешивавших с грязью. Личные счеты очень удачно наложились на общественные. Зарубин — отрицательный персонаж, но весь какой-то мелкий, гаденький такой, Сафонов просто замечательно его сыграл. Для меня самая сильная сцена во всем фильме — момент, когда Ободзинский приходит к нему с разборками и вдруг узнает в парторге, всю жизнь вставляющем ему палки в колеса, того самого Толика с круизного лайнера, которому он сломал очки, защищая девушку. И взрослый мужик Зарубин, сломавший не одну жизнь, в момент превращается в того самого испуганного Толика. И дальше ко всем его поступкам примешивается стыд перед самим собой за этот страх. Вообще актерский состав подобран очень хорошо даже на второстепенные персонажи. Порадовало и то, с каким вниманием подошли создатели к деталям — костюмы, бытовые мелочи соответствуют эпохе. Конечно, если разглядывать фильм как биографию под микроскопом, то даже такому неискушенному зрителю, как я, будут заметны некоторые неточности. Но в общем и целом картина вполне на уровне. Момент восстания из пепла звезды Ободзинского просто трогателен и печален одновременно. К просмотру рекомендую всем любителям жанра «биографическое кино» и прочим поклонником хорошей советской музыки.
Когда я повзрослел настолько, чтобы ориентироваться в эстраде, Ободзинский, Райкин и «The Beatles» вошли в мой мир практически одновременно. Вернее, в нем появилось больше имен, голосов и мелодий, но теперь вспоминаются эти и еще несколько. Я не сравниваю таланты, а фиксирую биографический факт. И благодаря фильму «голос с пластинки» (а Ободзинский был главным образом именно таким голосом) всколыхнул пласт воспоминаний. За это создателям фильма спасибо. Здесь комплименты, к сожалению, заканчиваются. На мой взгляд, художественность первых серий постепенно опустилась до фрагментарной иллюстративности последних. Допускаю, что дело не столько в ленте, сколько во мне: 50—60-е годы романтизированы современным кинопотоком, а у меня по возрастным причинам отсутствует личный опыт, на базе которого можно провести независимую экспертизу. Но в 80-е и 90-е гг. я уже был вполне взрослым и могу сказать: «Не верю», когда верить нечему. Мелькнули титры «1987 год». Или померещилось? Ведь в самом фильме утверждается, что события относятся к 1983 году. Но ни в 1987, ни в 1983 году в высоких кабинетах не мог висеть портрет Черненко: в 1987 году уже не мог, в 1983 году еще не мог. Конечно, молодые зрители, если такие были, ничего не заметили, они вряд ли знают, как выглядел Черненко и кто это такой. Но молодые зрители вряд ли знают и Ободзинского. Суть не в том, чтобы уличить в очередном «киноляпе». Их коллекция велика и постоянно пополняется. Суть в другом. Если фильм снят с уважением и интересом (не буду говорить: «С любовью») к этому уникальному певцу, откуда такая небрежность в обращении с фактографическим материалом? Казалось бы, мелкий диссонанс, но во мне такие вещи рождают ощущение некой недопрочувствованности и фальши, распространяющееся на фильм в целом. Не могу отделаться от подозрения (возможно, ошибочного), что история Ободзинского оказалась не целью, а средством производства «медиапродукта». Заканчиваю выражением благодарности к сетевым ресурсам — за то, что их доступность (и бесплатность, в отличие от услуг консультантов) лишает возможности достойно оправдаться за мелкий непрофессионализм. Но и создателей фильма не хочу обижать. Просто лучше бы им исходить из того, что есть еще разница между «художественной правдой» и работой спустя рукава. В фильме, по-моему, есть проблески первого и ложка дегтя второго. И все же спасибо. 5 из 10
Сериал сделан как под копирку с других биографических сериалов: талантливый главный герой и завистник-соперник из партийно-чиновничьей системы или КГБ. И невольно приходишь к выводу: кому не давали ходу — о тех мы в принципе не знаем, они не прославились. Если человека знала вся страна и были толпы поклонников — его никак нельзя считать жертвой режима. А у нас на ТВ и народные артисты любят поплакаться, какие они были униженные и оскорблённые, хотя как-то умудрились получить и звания, и госпремии. В этом сериале напридумывали довольно много фактов, а уж всепроникающий злодей Зарубин — вообще персонаж ходульный. На концерте Ободзинского я была школьницей году в 1984-м: пошли, естественно, по инициативе мамы. Обычный концерт, необыкновенных впечатлений не произвёл. Своеобразный голос; внешне пе-вец смотрелся обыкновенно: седой, далеко не красавец. Зрителям всё пытаются внушить, что с эстрады Ободзинский ушёл под гнётом советской системы и личных врагов-завистников, а в действительности просто сменилась эпоха: наступила перестройка, хлынула западная музыка (поп и рок), а советская эстрада начала под неё подстраиваться. Он прекратил концерты в 1986/87 году, когда уже и другие советские певцы — Магомаев, Хиль, Лещенко, Кобзон — не были кумирами молодёжи. То же и сейчас: 15—20-летние в большинстве своём не слушают тех, кого слушало моё поколение 40-летних. Так будет всегда: для каждого поколения свои певцы. Сериал трудно порекомендовать к обязательному просмотру поклонникам (особенно поклонницам) Валерия Ободзинского: их может разочаровать исполнение его песен другим человеком (а многие хотели бы послушать настоящий голос Ободзинского), внесение в биографический фильм придуманных фактов, персонажей и т. д., неподходящие костюмы, интерьеры. В то же время некторых поклонниц сериал порадует как ещё одно напоминание о любимом певце.