Трюкач
- 31 мар 2015
Непонятен статус фильма «Трюкач»: что это – историческая драма советского времени или боевик, полностью вылепленный фантазией сценаристов? Несмотря на претензии сериала на реальность, к сожалению все персонажи (Сан-Саныч Богатырев, Олег Фомин, Сева, Марина) полностью вымышлены, их черты даже не прослеживаются в исторических персонах эпохи 70-х – 80-х годов, за исключением одного героя: Сергея Заборского (Антон Хабаров), прототипом которого является Евгений Урбанский. Он погиб 5 ноября 1965 года на съёмках фильма 'Директор' режиссера Алексея Салтыкова. Съёмочная площадка была в сорока километрах от Бухары. В тот роковой день снимали проезд автоколонны грузовиков по пескам пустыни Кара-Кум., который выполняла группа из 19 автогонщиков под руководством мастера спорта СССР Ефима Слепого и организатора трюков, мастер спорта СССР по фехтованию Владимира Балона. Согласно сценарию легковая машина с открытым верхом должна была промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить её. Наиболее сложный кадр в этой сцене — прыжок автомобиля с одного из холмов. Опасного в этом не было ничего, но Урбанскому предложили, чтобы снимался его дублёр, спортсмен Юрий Каменцев. Евгений подошёл к кинокамере, посмотрел в глазок и сказал, что получится отличный крупный план, и он его ни за что не уступит. При выполнении трюка легковушка перевернулась. Автогонщик Юрий Марков, сидевший за рулем, сумел сгруппироваться, что его спасло, Урбанский не выжил после полученных травм. Следствие Мосфильма о несчастном случае на производстве виновных не нашло. Расследование кражи у Евгения Урбанского его гонорара в 800 рублей за все съёмки накануне из его номера гостиницы вообще не проводили. В милицию дело не передавали. После этого случая Госкино ввело строжайшее распоряжение - актерам в трюках не участвовать. Трагедия в пустыне Каракум открыла дорогу в кино профессии каскадера. Из воспоминаний Ларисы Лужиной об Урбанском: «Высоченный мужчина с широкими плечами, огромной головой и красивым лицом - с крупными губами, зубами, глазами. А сильный какой! А еще он был очень честным, откровенным, добрым, открытым. Такие большие и добрые мужчины в душе остаются детьми, их очень легко ранить, обидеть. Женю могла выбить из равновесия любая несправедливость, даже если лично его она не касалась». Никого не напоминает? Конечно, Сан-Саныча. Не зря даже фамилия у него – Богатырев. Личность талантливого народного актера в сценарии урезана до эпизодической роли, а его яркие черты характера «переданы» оставшемуся в тени истории неизвестному каскадеру… Не нашлось в анналах советской истории и случая с горящим автомобилем, летящим через разведенный мост… Кто это был? Кто из реально существовавших людей мог быть прототипом Богатырева? Юрий Марков? Юрий Каменцев? Ефим Слепой? Их имена в списках каскадеров после этой трагедии не встречаются. Владимир Балон? Судя по его воспоминаниям: «Осенью 1965 года мы с ним (Урбанским) начали сниматься в фильме Алексея Салтыкова «Директор». Жили в Бухаре. Я должен был играть французского гонщика, участвующего в автопробеге Москва - Каракумы - Москва. Полдня снимались, ночами под бутылочку резались в преферанс», - его скорее можно отождествить с ролью Севы. А кто был прототипом «лучшего постановщика трюков' на Мосфильме Олега Фомина? В конце 60-х на Мосфильме консультантом по трюковым съёмкам стал милицейский полковник в отставке Аркадий Михайлович Блинков. На Ленфильме - тренер по самбо Александр Массарский. Николай Ващилин, с 1964 по 1996 год каскадёр и постановщик трюков киностудии Ленфильм, член Союза кинематографистов России, мастер спорта по самбо, в своей книге 'Мы умирали по воле режиссеров. Откровения каскадера' дает резкую критику Массарского: «Он плохо представлял себе травмоопасность при выполнении трюков, так как сам их не выполнял, а о здоровье других мало заботился. Ответственность он ни за что не нес. Было странно, что он не жалеет ни себя, ни других, выполняя опасные и не эффектные действия». В свою очередь, в своей книге «За кадром и в кадре» Массарский подробно рассказывает о работе в кино, где каждая съёмка под его руководством — это несчастный случай с ожогами, переломами и удушениями каскадёров. Это при том, что на каждой студии и в Госкино СССР существовали отделы по технике безопасности, обязанные не допускать к съёмкам таких «организаторов», как Массарский. В 1971 году Николай Ващилин, мастер спорта по самбо, каскадёр с семилетнем опытом работы в кино, открыл студию каскадёров при Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Подготовка велась по принципу подготовки пятиборцев и включала занятия бегом по пересечённой местности, прыжками, плаваньем, стрельбой, акробатикой, дзюдо, карате, боксом, фехтованием, верховой ездой и вольтижировкой, работой с огнём, работой с транспортными средствами, высотные падения. Для студентов такая программа четырёхгодичного и двухразового в неделю тренинга позволяла развить физические качества и особенно ловкость и способность к импровизации. Так была организована профессия каскадёра в СССР в 1970-е и 1980-е годы. Николай Ващилин был приглашён на стажировку в Национальную консерваторию драматического искусства в Париже. Но в 1980 Андрон Кончаловский, близкий друг Ващилина, остается в Америке, и тень этого события, а также конфликт с Александром Массарским и другими, поставили крест на поездке во Францию и заставили его прекратить работу в ЛГИТМиКе, с тех пор такого курса не существует. Так может, Николай Ващилин был прообразом Олега Фомина? Профессия каскадёра так и не нашла своего законного статуса в стране развитого социализма и великого кино. Новая эра началась в 1992 году с организации Ассоциации каскадёров России под президентским началом Александра Иншакова, друга Вячеслава Иванькова (Япончик), Никиты Михалкова, Отара Квантришвили и других авторитетных людей Новой России. Но в последних 4 сериях, повествующих об этом периоде России, эти события тоже не нашли отражения. Это скорее не рецензия, а небольшое историческое расследование, не увенчавшееся успехом... Значит, сценарий - не историческая драма, а псевдоисторическая? А жаль… Фильм о самом актере Евгении Урбанском был бы более жизненным... Искусство — съемка трюковая, та трюковая, роковая, где выжимают полный газ. От нас - поэтов и актеров - оно, как Молох, ждет повторов - все совершенней каждый раз! И все смертельней каждый раз! Так ты упал в пустыне, Женька, как победитель, а не жертва. И так же вдаль-наискосок тянулись руки к совершенству - к недостижимому блаженству, хватая пальцами песок... (Евгений Евтушенко) 5 из 10