Покажите мне героя
- 17 авг 2015
- 16 авг 2015
Во времена СССР в советском кинематографе было отдельное, обязательное к финансированию направление - 'фильм на производственную тему'. Каждая киностудия должна была выпустить за год несколько фильмов о работе колхозов, совхозов, заводов, строительстве жилья, метро и Байкало-Амурской магистрали. В таких фильмах обязаны были по разнарядке играть самые залуженные советские актеры, 'народные артисты' СССР и РСФСР. Чаще всего сделанная из-под палки продукция была самого низкого качества, режиссеры ленились, актеры халтурили, зрители не ходили. Самый яркий пример - фильм Андрея Смирнова 'Верой и правдой', о крупно-панельном строительстве в Москве 60-х годов. Фильм напрочь забытый зрителями, однако содержащий фантастический актерский ансамбль: Лев Дуров, Нонна Мордюкова, Евгений Леонов, Леонид Марков, Сергей Шакуров, Александр Калягин, Елена Проклова и др. Фильм о том, как бюрократы боролись друг с другом, строители строили, а жители ждали жилья. Фильм о конкретном моменте в истории конкретного места, не интересной никому кто не жил там в то время. Именно эта местечковость и отличала 'производственные фильмы' не давая им стать выдающимися произведениями искусства. Любой производственный фильм строился на показе работы начальника высокого или среднего звена, его отношениях с начальством, партией, населением, трудовым коллективом и собственной семьей. Лишь изредка среди таких продуктов пропаганды случались удивительные удачи, их можно пересчитать по пальцам, но это фильмы высшего качества: 'Строиться мост' реж. Олег Ефремов, 'Премия' реж. Сергей Микаэлян, 'Прошу слова' реж. Глеб Панфилов. В этих редких бриллиантах советского производственного кино главным была не партия, не трудовой коллектив, а отдельный человек - прораб, секретарь парткома, архитектор и т.д. Отдельный человек, находящейся в системе, но при этом оторванный от нее. Личность в сложных обстоятельствах, гнущая свою линию ради собственного представления о правильном (мосте, доме, городе и т.п.). В американском кинематографе и на телевидении никогда не было партсобраний, худсоветов, плана и лимита на 'кино о работе'. Однако 'производственный фильм' как явление существовал всегда. Самые свежие примеры 'Северная страна', с Шарлиз Терон, 'Мне бы в небо' с Джорджем Клуни, 'В компании мужчин' c Беном Аффлеком, Томи Ли Джонсом и еще целым набором отличных актеров. Но этом в кино, а вот вспомнить сериал, в котором кто-то из серии в серию боролся бы за права шахтеров, увольнял людей или переживал за отечественное крупнотоннажное судостроение трудно. Наверное их и не снимали прежде, ведь удерживать зрителей у экранов долгими месяцами таким материалом нереально. Максимум, что хочет видеть зритель - это прикольный коллектив фриков из 'Офиса' или трудовые будни юристов, рекламщиков, журналистов, телевизионщиков и врачей. Эти специальности не скучные. Есть еще правда целое направление сериалов на политическую тему, где Госсекретарь или мэр Нью-Йорка делают свою нелегкую работу, борясь с партийными лоббистами, спецслужбами и мафией. Но если приглядеться эти сериалы: ' Положение дел', 'Государственный секретарь', 'Босс' - скорее политические детективы. В них лихо закрученный сюжет заменяет реальную скучную действительность чиновничьей жизни, проходящую в нескончаемых пустых совещаниях, выбивании бюджетов и заполнении моря бумаг. А самое крупное произведение политической направленности 'Западное крыло' так и вовсе представляет из себя обычную мыльную оперу на фоне политического антуража. HBO решилось показать зрителям именно производственный фильм о муниципальном политике, который должен построить много домов для бедных. Но построить на земле, где живут представители среднего класса не желающие прихода в их район наркодиллеров и безработных. Главный герой не обладает особой харизмой, супер волей или талантом. Это 'хороший парень' в сложных обстоятельствах. Экранное время каждой серии поделено между показом судов, общественных слушаний, проблем чернокожих малоимущих, преступлений малолетних преступников, совещаний местных политиков и амурных отношений главного героя. То есть по классической советской схеме: начальник - партия - трудовой коллектив - население - семья. И как в советском фильме здесь масса хороших актеров. Джеймс Белуши, очень толстый и пытающийся в который уже раз в своей карьере играть интеллектуальную роль, будучи чистейшим комиком. Вайнона Райдер с очень серьезным, сосредоточенным лицом, которое при этом остается лицом романтической героини, совершенно не вписывающимся в этот антураж. Джон Бернтал, с лицом мафиози, почему то здесь изображающим общественного защитника. Все эти люди хорошие актеры, но в совершенно не подходящем материале, не знающие как с ним справиться, играющие тускло и бледно. В сериале нет 'крутого сюжета', нет замысловатых политических раскладов, нет героев повелевающих миллионами. Это сериал о муниципальных проблемах Америки конца 80-х годов. И если вы не жили тогда в большом городе этой страны, если вам не чего вспомнить о тех временах, если вы не озабочены судьбами чернокожих американцев и несовершенством системы городского управления смотреть этот сериал совершенно не к чему. Это обычная средняя 'производственная драма', а ее высокий рейтинг на IMDb связан лишь с хорошим актерским составом и непривычностью самой тематики в рамках сериала, эффектом новизны. Но для взрослого российского зрителя эта тематика вовсе и не нова. 6 из 10
Известный американский телеканал HBO известен в мире своими сериальными франшизами. Каналу принадлежат такие лейблы как: “Игра престолов”, “Клан Сопрано”, “Прослушка” и многие другие. Однако не каждый знает, что помимо долгоиграющих историй, HBO снимает и мини-сериалы, основанные на реальных событиях. Не так давно, а именно в конце этого лета, телеканал пустил в эфир новый проект — мини-сериал “Покажите мне героя”, основанный на непродолжительном эпизоде из жизни маленького городка Йонкерс, штата Нью-Йорк. История в сериале закручивается вокруг скандала с социальным жильем, который приобрел огромный общественный резонанс в США в конце 80-х. Городской совет Йонкерса не смог принять решение о том, чтобы рядом с элитными кварталами строились дома для нищих. Жители благоустроенных районов начинают бастовать, устраивать стихийные митинги, а в мэрии города разгорается настоящая борьба между сторонниками застройки и теми, кто выступил против проекта. Главный герой сериала Николас Васиско (Оскар Айзек), молодой советник городского управления и бывший полицейский. Николас понимает, что на волне данного скандала он сможет попытаться пробиться на самую вершину Олимпа: победить на выборах и занять должность мэра. Васиско начинает свою кампанию: он призывает людей голосовать за себя, аргументируя это тем, что старая власть изжила себя, и нужно провести основательную чистку кадров. Молодой избранник завоевывает любовь публики, побеждает на выборах и становится самым молодым мэром в истории штата. Но вскоре Ник понимает, что несмотря на высокий пост, добиться порядка и единогласного решения по поводу застройки у него не выходит. Понимая, что так больше не может продолжаться, суд штата выносит решение: городской совет должен утвердить план застройки, иначе каждый день город будут штрафовать на определенную сумму денег, которая будет удваиваться ежедневно. На плечи молодого мэра упала наковальня. Как убедить большинство проголосовать за застройку? Запугивая банкротством города и апеллируя фактами, Ник Васиско смог склонить большинство управленцев к согласию на застройку. Пути назад нет, город принимает план, и стройка социального жилья для бедных слоев населения начинает разворачиваться в элитных кварталах. Мэр Васиско подвергается всеобщему порицанию, в его адрес приходят угрозы, а люди на улицах плюют в лицо своему лидеру. Ник не сломался, он с честью управлял городом весь положенный ему срок. Но что делать после? Политика — смысл жизни главного героя. А что теперь?… Кто будет голосовать за него? Проблема смысла жизни загоняет бывшего мэра в тупик. Да, он поступил правильно: спас город от банкротства и подарил жилье бедным. Но вряд ли те, ради кого он пустил свою жизнь под откос, знают хотя бы его имя. И так, к сожалению, происходит практически всегда. Мы рады получить «лучшее», но многих совершенно не интересует, какими силами и кем это «лучшее» было добыто. Итог. Сериал «Покажите мне героя» — очередной исторический байопик высшей пробы в копилке HBO. За шесть серий я пережил с главным героем многое: был немым свидетелем того, насколько жесток и суров становится мир по отношению к тем, кто пытается сделать его немного лучше. «Покажите мне героя, и я напишу вам трагедию.» Посвящается памяти Николаса Васиско. 10 из 10
'Покажите мне героя' - главный претендент на звание лучшего сериала этого года. Авторы шоу – гениальный Дэвид Саймон, создатель того самого 'величайшего сериала всех времен', и некогда чрезвычайно переоцененный Пол Хаггис. Если вы имеете представление, что такое 'Прослушка', то у меня одно замечание: это так же круто, только в сжатой форме, – бросайте всё и смотрите. Для остальных поясню. Дэвид Саймон – большой любитель многофигурных повествований с несметным количеством персонажей, сюжетных линий и диалогов. Однако обвинить Саймона в избыточности не получается: всё всегда на своем месте, каждое слово имеет значение, а каждый поступок даже второстепенного героя обязательно отразится на общем сюжете. 'Покажите мне героя' не является исключением. Эта квазидокументальная реконструкция событий более 25-летней давности сразу же бросает вас в гущу событий, заваливает терминами, законодательными актами и судебными постановлениями и совершенно не церемонится со зрителем. Потому и влюбляет в себя после первой же главы. И если к сценарным способностям Пола Хаггиса можно предъявить немало претензий (в этот раз он, благо, к тексту не притрагивался), то умения не выпускать из виду множество переплетающихся историй у него не отнять. Поверьте, история этого небольшого города надолго останется в вашей памяти. Немало усилий к этому также приложил один из самых одаренных актёров своего поколения. И это последняя возможность влюбиться в Оскара Айзека, пока в него не влюбился весь мир, ведь в декабре это непременно произойдёт. 10 из 10
Сериал имел успех благодаря новизне темы и актёрскому. Очень сомнительное предположение. Тема, может и новая для американского зрителя, но сама по себе довольно скучная. Актёрский ансамбль... Не самые популярные сейчас Белуши и Райдер. Да ещё в непривычных амплуа. Это всегда риск. Зритель жесток. Не любит когда актёры меняют амплуа. Может, причина в чём-то другом? Не случайно в титрах один из уникальнейших сериальных авторов Девид Саймон. Его 'Прослушка' и 'Убойный отдел- шедевры телевизионного кино. Он, как никто другой, умеет превратить социальную драму в философскую притчу. И 'Покажите мне героя' именно притча. Сложная, непривычная. Сначала даже тяжеловатая для восприятия. Затягивает постепенно, заходя в дома, заглядывая в душу. О том как людей разделяет стена непонимания, нетерпимости. О том, что эту стену можно сломать, если трудится над этим каждый день, не требуя воздаяния. О том, как добрые дела подменяются карьерными устремлениями. Как политика становится самоцелью. Как амбиции губят даже очень хороших людей. О том, как забитые жизнью обыватели становятся гражданами и сами меняют свою жизнь к лучшему. Пусть даже наша российская действительность не похожа на эту американскую 80-ых и 90-ых годов. Но разве это не о нас? Другое дело, что наш кинематограф, задушенный бюрократами и хапугами, не способен сегодня конкурировать с НВО. И это для народа, подарившего миру Толстого, Пушкина, Чехова, и много других талантов- очень даже обидно. Мы заслуживаем большего, чем очередной 'Мент в законе 4' Но это, как говорится, совсем другая история.
Свеженький мини-сериал HBO 'Покажите мне героя' ('Show Me a Hero') сделан лауреатом 'Оскара' Полом Хаггисом. Единственную золотую статуэтку он урвал за 'Столкновение', очень скучный фильм о межрасовых конфликтах в Америке. Хаггис решил снова поиграть на том же поле - и не прогадал, годы идут, а социальные проблемы в США все те же. Сериал стал популярен в США. Ведь они десятилетиями борются за толерантность в обществе. Но общество можно изменить, а людей никогда. Ксенофобия, классовое расслоение и зависть будут всегда. Этот фильм можно также рекомендовать в качестве пособия на тему - чем русские отличаются от американцев. Кто такой американский герой? Он богатый и знаменитый. Кто герой для русских? Только не капиталист, не олигарх, не толстосум и не политик. В Америке нищих презирают и не хотят жить с ними по соседству, справедливо полагая, что где бедность, там и преступность и торговля наркотиками. Нищих считают сбродом, не желающим работать. Обаму критикуют, в основном, за то, что он провел реформу здравоохранения, уровняв в правах всех больных. 'За что мы работали? - вопрошают состоятельные американцы. - Чтобы за наши деньги лечились бедняки?!' Несмотря на звериный капитализм в России, наше общество куда толерантнее и гуманнее американского. У нас наоборот - не любят богатых. К бедным у нас относятся хорошо. А того, кто цедит сквозь губу 'нищеброды', могут и затоптать дружно - линчевать, как некогда в Америке. Пол Хаггис экранизирует политический роман. Автор явно пытался рассказать историю 'героя'. Но героя не получилось. Получился эгоистичный молодой политик, всеми правдами и неправдами рвущийся во власть. Сначала он добивается поста мэра, обещая всем, что в их городе социальное жилье строить не будут. Потом понимает, что если не построит жилье в Вест-Сайде, где живут белые, город обанкротится - суд заваливает мэрию штрафами, и изображает из себя защитника бедных и угнетенных. Потом, когда его сносит буря возмущения горожан, пытается снова добиться поста мэра, но у него ничего не получается, он идет на крайние меры, ссорится со всеми друзьями, подставляет даже жену, и в конце концов теряет смысл жизни. Он - не герой, он слабак, зацикленный на политической карьере. Самое страшное - фильм невообразимо скучный. Напоминает советские картины на производственную тему. Очень похож на 'Председателя' с Михаилом Ульяновым, только 'Председатель' - классное кино, хоть и снято в 1964 году. А 'Покажите мне героя' - тоскливое кино. Да и 'герой' крайне несимпатичная и даже нехаризматичная личность. Оскар Айзек куда лучше смотрелся в роли безумного гения в картине 'Из машины'. Хотя играет старательно. Возможно, он сам ощутил, что в 'герое' есть червоточинка. Но не смог до конца понять его характер Васиско - это ощущение от его несколько фальшивой игры. А вот в картине 'Внутри Льюиса Девиса' братьев Коэн он очень точно создал образ музыканта из Квинса. В общем, Айзеку не повезло с ролью. Роль сложная. Главная заслуга данного фильма, на мой взгляд, то, что в ней показано социальное расслоение американского общества и ненависть белого населения к чернокожим обитателям гетто. Действие разворачивается в 80-х, но тема актуальна до сих пор. 3 из 10
Недавно BBC выпустила список из 100 лучших сериальных проектов 21-го века и в этот список попал политический мини-сериал от HBO 'Покажите мне героя' 2015 г. Особое внимание к этому сериалу не случайно. Ведь 'Покажите мне героя' - редкий проект, который рассказывает не вымышленные страсти и подковерные игры политических деятелей, а ничем не прикрытую правду реальной политической жизни. Зрители легко смогут убедиться, что правда намного суровее и трагичнее увлекательных выдумок сценаристов. 'Покажите мне героя, и я напишу вам трагедию' - это слова Френсиса Скотта Фицджеральда. Они легли в основу биографической истории о Нике Васиско - молодом политике, работавшем в 1980-х года в мэрии небольшого города Йонкерс, штат Нью-Йорк. Обычно все фильмы и сериалы, посвященные политикам либо выставляют их настоящими монстрами, этакими хитроумными существами, способными абсолютно на все ради власти. Либо основаны на реальных событиях, носят пропагандистский характер и восхваляют политиков прошлого за их смелость и решительность. Но протагонист сериала 'Покажите мне героя' не монстр и не благодетель. Он обычный политик. Много лет мэром города был один и тот же человек. Настало время очередных выборов и Нику Васиско предложили выступить оппонентом влиятельного мэра. Главной темой выборов стало социальное жилье - суд постановил, что мэрия должна построить социальное жилье в черте города, чтобы избежать сегрегации. Естественно, никто из коренных жителей города не хочет, чтобы по соседству с ними появлялись многоэтажки с малообеспеченными и полукриминальными жителями. Ник Васиско дает громкое и безосновательное обещание, что социальное жилье не появится в благополучных районах. Не потому что верит в возможность реализации этого обещания, а просто потому что это единственное, что он может противопоставить действующему мэру. И это обещание превращает его в мэра. В 28 лет он стал самым молодым мэром в истории США. Победа! Крупная, неожиданная, радостная победа. Но очень быстро молодой политик понимает, что от предвыборного обещания нужно отказаться и начать строить социальное жилье. Так он оказался в эпицентре сложных политических, экономических и социальных проблем, которые абсолютно не знает как решить. Более того, ему никто не хочет помогать их решать... Ведь никто из помогавших ему ранее коллег всерьез не рассчитывал, что он станет новым мэром. История Ника Васиско печальная и очень короткая. 'Покажите мне героя' доказывает, что политическая карьера - как и сама жизнь, переполнена тяжелыми непоправимыми уроками, плохо поддается контролю и неминуемо кончается смертью. 5 из 10
'Покажите мне героя начинает' развиваться с 1987 года в Йонкерс, штат Нью-Йорк. Город был заказан правительством, что бы построить 200 единиц жилья для малообеспеченных слоев населения. Только есть небольшая оговорка, строить будут не где попало, а рядом с домами обеспеченных людей. Белые жители протестовали против заселения в их районы меньшинств с низким уровнем дохода, в котором многие видели угрозу общества. Очутившись в центре событий, молодой депутат Ник Васиско (Оскар Айзек), решает баллотироваться на пост мэра, выступая против засидевшегося мэра Анжело Мартинелли (Джеймс Белуши). В сериале развиваются не только политические интриги, но и драматические и социальные сюжеты. 'В Доминикане бедность не преступление. Но а здесь... ' Так характеризует свою жизнь одна из женщин с семьей бедного района. Они живут без социально приемлемого количества денег, материальных ценностей, нормальных условий жизни. И так не только у них. Все жители района придерживаются такого образа жизни, закапывая себя все глубже в яму. Так же в сериале можно увидеть и романтические нотки. Взаимоотношения между Ником и его секретаршей, как они пытаются построить отношения в этой политической гонке. Основными темами сериала являются проблемы расизма и сегрегации. Чрезвычайно актуальными являются они в государствах и по сей день. Если представить аналогичную ситуацию в России. Реакция жителей, на постройку в своем районе домов для малообеспеченных, не заставила бы себя долго ждать. Всегда будет существовать социальное не равенство, размером в пропасть. И это не только в Америке конца 80ых годов ХХ века или России в настоящее время. Это везде. Это бесконечный процесс. Сюжет очень увлекательный, или по крайней мере игра актеров делает его таким. Ну да ладно. В сериале сыграли такие известные актеры как Оскар Айзек, с которым известен фильм 'Внутри Льюиса Дэвиса', как всегда не увядающий Джеймс Белуши, Вайнона Райдер, которая стала приятным дополнением для этого сериала, которую мы помним по фильму 'Дракула', а так же Джон Бернтал известный по роли Шейна в 'Ходячих мертвецах'. Это - человеческая история, та, которая заставляет нас сочувствовать всем участникам. 'Покажите мне героя', может показаться не особенно своевременным, из за того что там показан 1987 год, но благодаря обсуждаемым проблемам, они делают шоу актуальным и драматическим одновременно.
Давно откладывал просмотр 'Покажи мне героя' Саймона. Необычный фильм прежде всего интонационно. В нем невероятно сглажены углы и все потенциально конфликтные ситуации разрешаются как-то тихо и спокойно. При том, что картина изначально про неудачника, не особо пафосного, но переживающего. Постоянно возникают ситуации типа пьяный он, его отговаривают садиться за руль, он садится и... ничего не происходит. Доминиканка из-за сложностей с работой отправляет детей в Доминикану, там сожитель претендует на права на сына... - в следующей серии бесконфликтно дети сами к ней приезжают и про сложности на работе более не излагается. Саймон и ранее умел сплести истории жителей городка, а здесь, вероятно, стремился к жизнеподобию и размыванию сюжетности. Шестая серия, в которой бесцветный персонаж делает две плохих вещи, выбивается из предыдущих, но, собственно, без этой драматургии не было бы и всего фильма. Как ни странно, кино подходит под категорию 'душевное' (и в этом смысле совершенно антагонистично 'Прослушке'). Пасторальные достаточно нравы в городке, негритянское гетто очень скромненькое и автор скорее сосредоточен на ксенофобии белых. Наиболее интересной показалась часть сериала, в которой показана форма гражданской самоорганизации горожан, которые принципиально против расселения негритянских семей в районах традиционного проживания белого населения. Много верного показано и относительно трудностей самоорганизации жильцов дома и относительно общего имущества - все таки чрезмерно пасторально, но занятно. На втором плане много известных актеров, которые кадры украсили, но не перестарались. Как-то не следил за судьбой Райдер, которая реально была хорошей красивой актрисой, а сейчас стала черти-кем. Здесь ей дали маленькую роль, такое ощущение, что из жалости и признания былых заслуг. В общем, сериал точно разового просмотра, такой нетрадиционный и очень авторский. Не поклонникам Саймона и его манеры. вероятно. смотреть будет очень скучно. 6 из 10