Апокалипсис: Первая мировая война
- 18 мар 2014
Очень интересный и повествовательный сериал получился у создателей. Наткнувшись когда-то в интернете на первую серию, я с удовольствием и, практически, на одном дыхании просмотрел первые три серии, которые заставили меня проникнуться в суть происходящего. Авторам удалось передать душе трепещущую атмосферу тех страшных времён, когда великие империи мира начали рушиться, а общество стало раскалываться в своих политических взглядах. Война — это инструмент для решения бизнес вопросов, для улучшения боеспособности государств, но и нещадное уничтожение простого населения, часть которого гибло на фронтах, как военнослужащие, присягнувшие на верность своей родине, а вторая часть — гражданские, которые не раз становились заложниками разборок противоборствующих сторон. Многие народы были вовлечены в действо, которое должно было продлиться не долго, скоротечно, согласно уверениям политиков и генералов, однако война порождала страх и безумие! Мало осталось тех, кто помнит годы первой мировой войны, время идёт вперед стирая память о происходящем, но благодаря таким познавательным многосерийным фильмам, мы хоть отчасти будем помнить и не забывать о подвигах и величии наших предков и о тех ужасах, которые им довелось пережить.
«Из тюрьмы выходят живыми, с войны не возвращаются. Все остальное — слова.» Л.-Ф. Селин Война. Яснее всего значение этого слова понимают погибшие солдаты, к (не)счастью для живых, не способные поведать о своем ужасном опыте. Война — суть событие, ситуация вполне неописуемая и непознаваемая. Переживший ее никогда и ни при каких условиях не будет прежним. Но как хотя бы в минимальной степени почувствовать и понять для себя этот жестокий феномен существования вновь и вновь повторяющийся в истории? Увы, сегодня мы видим слишком много тщетных и неудачных попыток. С одной стороны, война преломляется сквозь призму художественного восприятия, результатом чего выходят продукты совершенно противоположной степени качества — в одном случае это великая реалистическая трагедия, в другом грубый китч и почти насмешка. С иной стороны сам феномен войны тонет в океане фактологических данных, бесчисленного множества теорий и интерпретаций, также уводящих зрителя от реального положения вещей, только в противоположном направлении. Есть много гениальных фильмов и книг о войне во всех жанрах, еще более обширно поле просто хороших произведений, базирующихся в своей области, но совсем не много проектов, пытающихся расширить саму форму подачи материала и вслед за известным канадским философом Маклюэном показать, что смысл сообщения напрямую зависит от формы его подачи. К счастью для всех русских людей почти за десятилетие до выхода эпохального проекта французских мувимейкеров на ниве гипердокументального кино блестяще потрудился наш арт-хаусный режиссер Сергей Лозница (ремарка, документальный проект Ромма «Обыкновенный фашизм» нечто совсем другое, вспомните хотя бы голос режиссера за кадром). В 2005 году на экраны вышел его проект, целиком состоящий из раскрашенных и отретушированных кадров кинохроники осажденного фашистами Ленинграда. Занятно, что Лозница сумел избежать некоторых проблем, на которые натолкнулись французы и в итоге представил на суд публики шокирующе гиперреальное документальное кино, в своем минимализме кричащее о яростном отвержении любого трагипафоса, идеологической интерпретации, о пренебрежении к историческим цифрам и фактам. Объектом рассмотрения «Блокады» было всего одно бесконечно важное, многозначное, но очень трудное для понимания слово…жизнь. Сохранять жизнь в воронке смерти и ада — как описать и воочию увидеть этот парадокс? Сполна описать всю картину этого абсурдного положения, впервые в истории человечества возникшего во времена первой мировой войны, помогли бесчисленные километры отснятой кинохроники, бесстрастно документирующей все происходящее и обнажающей оборотную сторону настоящей бойни. Посмотрев этот фильм можно еще раз убедиться в том, что мероприятия подобные первой мировой имеют совсем мало общего с трагическим пафосом, великими деяниями или блестящими сражениями. Не будет ошибкой констатировать, что все это, если когда-то и было, то осталось в прошлом вместе с атавистическими методами ведения сражений. Теперь война есть безграничная грязь (в фильме вы увидите бескрайние грязевые поля, в которых солдаты жили годами), бесконечное ожидание собственной смерти, абсолютная беспринципность, безрассудность и бессердечие правителей, а также горы трупов и все более и более изощренные и жестокие методы убийства ближнего. Но это только одна сторона, которой война обращается к народу, а ведь есть и другая… Фильм то и дело прибегает к приемам парраллельного монтажа, играя на эффекте резкого контраста. Сперва авторы во всей нищете демонстрируют жизнь простого солдата на фронте, погибающего от пуль, грызунов, холеры или истощения, и сразу после следуют кадры с другого конца жизни — встречи правящих верхушек, остающихся совершенно холодными и безучастными к судьбам миллионов, ведущих какие-то запутанные интриги по разделу власти и территорий. Временная удаленность, аутентичность и отличное качества съемки не могут не захватить дух при виде статных, навсегда канувших в прошлое королей, царей, кронпринцев, генералов и маршалов, некогда чистейших и благороднейших кровей, таящих за своими мундирами и безукоризненными униформами истинную бездну жестокости, боящихся неотвратимого восстания масс и утраты власти. В их запечатленных лицах и глазах можно прочесть больше, чем написано во всей массе исторической литературы — роковое понимание скорого конца своего владычества, отчаянную жажду пнуть ногой колесо истории, хоть ценой жизни всего человечества. Уникальность фильма как минимум заключена в документом запечатлении последних, по-настоящему больших лиц мировой политики прошлого, навсегда канувшей в лету. Сложно сказать выиграл бы фильм, остановившись (или скорее поднявшись) на ступени искусно и с пониманием смонтированной кинохроники, бросающей вызов условности и обнажающей саму кошмарную суть события под названием «первая мировая войны». Возможно, спасовав перед столь сложной миссией, или преследуя иные цели, связанные с форматом вещания и ориентацией на познавательный характер, авторы решили придерживаться четкой структуры повествования. Для наглядности вводится политическая карта мира, на которой изображаются передвижение войск и захваченные территории, в самом сжатом и кратком виде резюмируется основная политическая и военная установка тех или иных государственных деятелей, в максимально общем плане описывается мотивировка и намерения государств в общем контексте изменения расстановки сил. К сожалению, на мой взгляд, это очень полезное и познавательное, но все-таки крайне спорное решение не улучшает фильм в целом. Факты, преподносимые создателями, могут заинтересовать только людей почти совсем незнакомых с историей (к сожалению, таких большинство). В основном это довольно распространенные данные, упорядоченные далеко не в самых стройный и органичный лад. Возникает подозрение, что авторы так и не смогли решить в каком направлении им двигаться — то ли до самого минимума сжимать энциклопедический материал, пытаясь обнажить нерв фильма в кинохронике, то ли расширять историю, преподнося зрителю углубленную мотивацию, хронологию и событийность, в связи с чем, естественно, возрастет общая длительность и сложность проекта с точки зрения восприятия. Конечно, нельзя обвинять создателей в том, что они поступили разумно и прагматично, аккуратно подрезав самые шокирующие кадры, ограничившись общедоступными сведеньями, грамотно распределив время и т. д. Безуловно, en masse проект сильный, профессиональный и потрясающий во всех отношениях. Единственное, чего ему не хватает — небольшой степени нонконформизма, пренебрежения к форме, чистоты художественного помысла, столь характерных для фильма Лозницы. Пожалуй, разница двух этих фильмов во многом характеризует разницу даже в менталитетах. Возможно, именно из-за этой внутренней свободы и какого-то художественного чутья наш народ так и остался непобедимым. В итоге, можно рекомендовать фильм как обязательный для тех, кто не знает или не помнит имени императора немецкой империи, вдруг решившего завоевать мир, однако также он будет небезынтересен тем, кто просто хочет полюбопытствовать как выглядит четырехчасовой фильм из одной сплошной кинохроники. Создателям удалось нащупать ритм повествования, «обыкновенной» жизни «театра» военных действий, столь чуждой и непонятной современному, пресыщенному жизнью, индивиду. Ни ложного пафоса, ни манерной интеллектуальности, ни страсти к фальшивым эффектам картина не несет и в помине. А сегодня такие ленты на вес золота.
Очень хорошо, когда студии создают документальные фильмы, рассказывающие нам об исторических событиях, личностях и т. д., особенно, когда это такие забытые в обществе периоды, вроде Первой мировой войны. Но на одной только идее фильма о забытой людьми истории выехать нельзя, нужна грамотная, правдивая, интересная для зрителя реализация, что и стало камнем преткновения для National Geographic. Ну да обо всем по порядку: Историчность Столь известная и популярная организация, как National Geographic решила позволить себе умолчать некоторые исторические факты, а другие наоборот преувеличить или же вовсе выдумать, например: история о, якобы желавшем сохранить мир, кайзере Вильгельме II, которую нам рассказали в начале фильма (в действительности же кайзер Вильгельм II был главным эскалатором конфликта). Также огорчает то, как создатели фильма не желают поминать, не раз выручавшую своих союзников по Антанте, Российскую империю добрым словом, но при этом не упускают возможности рассказать ничем не подкрепленные сказки про «угнетение людей царизмом и церковью». Подача Фильм сделан на основе восстановленных в цвете архивных киноматериалов, что делает фильм довольно скучным. В отличии от аналогичных фильмов других компаний, вроде российской Star Media здесь редко можно встретить справки об отдельных исторических личностях, отсутствует рассказ о сопутствующих войне вещах, вроде подробных справок о технике Первой мировой войны и сцен, снятых специально для фильма с участием реальных актеров. При этом, даже без перечисленных выше приёмов, можно было сделать интересную для зрителя подачу, если бы не огромное количество «воды» в самом рассказе. Конкретных исторических фактов минимум и, как было сказано выше, многие из них сомнительны. Хронометраж Создатели фильма преподносили его, как рассказ обо всей Первой мировой войне, но при этом зачем то загнали себя в рамки только пяти серий, которых для расскрытия истории всей войны крайне мало. Ранее упомянутой Star Media потребовалось восемь серий, чтобы рассказать об истории по большей части только одного восточного фронта, в то время как National Geographic рассказали «обо всей» войне за пять серий. Из-за этого рассказ, который и так сильно заполнен «водой» становится еще более обобщённым и неинформативным. Итог Для изучения такого важного, но, к сожалению, забытого многими события, как Первая мировая война, я бы не стал рекомендовать этот фильм. Если вы хотите освежить свою память об этой войне, лучше посмотрите, ранее упомянутый, отечественный фильм или же изучите её при помощи мемуаров современников, статей и т. п. 5 из 10
Буквально за несколько лет Изабель Кларк переизобрела, или, во всяком случае, показательно освежила целый поджанр военного документального кино. Это уже не просто разрозненные кадры случайной хроники, собранные под мерный бас закадрового голоса, но целостное поэтапное повествование. В меру своей увлеченности темой двух Мировых войн, я посмотрел десятки документальных проектов, и вместе с этим, с увлечением отнесся к выходу новой части цикла «Апокалипсис». Первое же достоинство, на которое я обратил внимание — манера подачи материала. Создатели проекта акцентировано работают со зрительскими эмоциями, хотя нас и главных участников разделяет без малого целое столетие. Приведу такое сравнение — каждая серия напоминает больше интересную общепознавательную статью, чем просто констатирование рассказчиком происходящего на экране. И хотя, я уверен, перебирать такими редкими кадрами Первой Мировой не приходилось, складывается впечатление, что материал подгонялся под сценарий, а не наоборот. Я почти уверен, что большинство людей не видели цифровой хроники Второй Мировой, не говоря уже о ее кровавой предшественнице за четверть столетия до этого. Конечно, говоря о представленной в этом фильме хронике, мы имеем дело с так называемой колоризацией, то есть приданием черно-белой пленке отдельных оттенков. Тем не менее, эти, казалось бы, неполноценные цветные кадры, учитывая историческую ценность отснятого материала, производят сильное впечатление. Поначалу у неподготовленного зрителя может складываться ощущение карикатуры, но оно временное. Действительно, движения людей и техники в кадре местами кажутся рванными, но это с лихвой компенсируется осознанием дат съемки. Большое уважение военным корреспондентам и журналистам, солдатам, благодаря небезразличию и самоотверженности которых мы сегодня имеем редкую хронику. Могу только представить, какой фронт работ был запланирован и проделан для восстановления оригинальных кинопленок. Работы госпожи Кларк всегда отличались редким материалом и в данном конкретном случае, утверждение оправданно, как никогда. Подбор видеохроники не ограничился лишь ужасами окопной войны на Западе. Здесь представлены все основные этапы войны, в том числе самые значимые сражения, редкие кадры межгосударственной дипломатии высших кругов, кадры революций и протестов, простого солдатского и гражданского быта. Отдельно стоит отметить более старые записи, предшествовавшие самой Первой Мировой, также отреставрированные. Так сразу и не вспомнишь, где можно их найти в таком же качественном изложении. Закадровый голос рассказчика неустанно вводит зрителя в курс дела и, как я уже сказал, это напоминает чтение интереснейшей статьи или книги. Приводятся также мемуары отдельных участников тех давних событий, также цитаты прессы и пропагандистских фильмов. Такие проекты, представляющие собой, по сути, апогей документального исследования на отдельную тему, представляют важнейший исторический интерес. Уже нет в живых ни одного участника Первой Мировой, предаются забвению вещи и рушатся постройки — немые свидетели тех событий. Только теперь мы можем оперировать оцифрованными данными, которые уже сами стали частью нашего с вами наследия. Даже если вы не увлекаетесь представленной темой, этот пятисерийный проект может послужить мощным стимулом для самообразования. Я имею ввиду мотивацию, выходящую за рамки конкретной темы Великой Войны (именно так ее называли до разрушительного последователя в 1940-х). Мне кажется, очень немногие, даже скептически настроенные к историческим мемуарам люди, откажут себе в интересе ознакомиться с фильмом. 9 из 10
Каждый кадр этой документальной работы, дороже любых денег. Многие из операторов этих хроник переносили невероятные трудности и рисковали собственной жизнью. Благодаря им, молодежь сейчас может наглядно увидеть к чему приводит наступательная война. Никакой пользы и славы она не принесет солдату, вступившему с оружием на чужую землю. Что «военный романтизм», это преступная юношеская глупость, которая приводит к очень большим бедам и людским страданиям. В каждом из войск есть многие кто мог бы стать хорошим, настоящим другом не взирая на нацию и культурную принадлежность. Но вместо дружбы, по велению своего правителя они идут убивать и грабить друг друга. От наступательной войны давно пора отказаться. К сожалению не все страны могут себе этого позволить. Из-за глупости мужчин и юношей, согласных разорять чужие дома, с внушенной идеей, что этим они защищают свой собственный. Правители всегда будут пользоваться людьми в своих целях. Надеюсь история научит будущие поколения, не повторять ошибок своих предков. 10 из 10