Чёрные бушлаты
- 23 фев 2018
Обидно, товарищи, за наш сегодняшний «псевдокинопром». Назвать его иначе язык не поворачивается. Почему советские фильмы о войне так глубоко воспринимаются буквально всеми? Они реальны! Даже если история целиком выдумана, у тебя не возникает ощущения, что этого не могло быть. Наоборот-ты понимаешь, что примерно так все и было, так и воевали наши отцы-деды-прадеды. Российское кино, к сожалению, ощущения дает прямо противоположные. Глупость на глупости… И дело даже не в мелочах вроде формы, знаков различия или оружия. Простейшие бытовые ситуации настолько нелепы, что сразу формируют негативное отношение обмана: обещали серьезный фильм про войну, а показывают какую-то нереальную сказку. Что хотел показать режиссер? Любовь на войне, человека, войну за советский север?! Вышло одно большое… ничего. Жаль потерянного времени на просмотр очередного псевдовоенного «шедевра» с громким названием. И зачем было выдумывать, нагромождать идиотию, если реальная история Леонова (по которой якобы снимался фильм), была бы куда интереснее и «остросюжетнее»?! Получается, как в анекдоте: и не в шахматы, а в домино; и не выиграл, а проиграл; и не квартиру, а три рубля! Не фильм о войне, а смутное представление о ней весьма недалекого в этом плане человека. А потом удивляемся «патриотическому воспитанию» молодежи…
… Была (и есть!) такая прекрасная военная песня, написанная в 1942-м году композитором Е. Жарковским и поэтом Н. Букиным — «Прощайте, скалистые горы…» Её помнят и любят не только моряки Северного флота (а исполняют на концертах и флотские оркестры и ансамбли, и «наш наиглавнейший» Ансамбль песни и пляски ВС РФ им. Александрова). Её помнят и любят многие россияне (в том числе и я). А она — практически единственная песня, посвящённая ратному труду моряков-североморцев в годы ВОВ. Поэтому-то я и поставил строку из неё в заголовок своей рецензии. И мне очень хотелось услышать её хотя бы на финальных титрах серий нашего мини-сериала «Чёрные бушлаты». Да, это был бы некоторый «анахронизм» (ведь действие сериала происходит в 41-м году), но, думается, в этом случае он был бы художественно оправдан и придал бы сериалу дополнительную эмоциональность. Жаль, такого не произошло… Ну а теперь собственно о сериале. … Прошу Высочайшего разрешения нашего дорогого КиноПоиска для того, чтобы отметить предыдущую, очень обстоятельную рецензию моего здешнего друга (ну, простите, ну, пожалуйста!!!). А я вот что к ней добавлю — ниже. … В случае нашего мини-сериала меня почему-то серпом по гениталиям не резанула действительно «активизировавшаяся» в 3 и 4 сериях «любовная мелодрама». Видел такого много и хуже, а вот тут — нет! Наверное, потому, что Шла Война, и некогда, извините, было размазывать «сопли по стенам». Кстати, здесь их никто и не размазывает! И вся любовь — жёсткая и порой жестокая! «На войне как на войне.» Говорят, снайперша слишком взбалмошная (и мы потом узнаём, почему). Вот, пусть это говорит тот, кто не знает женщин, особенно тайно или явно влюблённых в нас, толстошкурых мужиков! … О самой войне. Приятно, что сериал основан на реальных событиях и на реальном её Дважды Герое Советского Союза Леонове (то есть это не пресловутый «дас ист фантастиш»). Приятно, что… хоть как-то использовали военно-исторических консультантов: почти всё оружие «правильное» («ППД», а не «ППШ», как в некоторых других сериалах; любопытен ход с применением для снайперских целей противотанкового ружья; правда, такой оптики у нас тогда не было, может, трофейная, хотя вряд ли…). Правдиво хорош здесь командующий Северным флотом адмирал Головко (в некоторых фрагментах сериала его ошибочно именуют Головиным) в исполнении любимого мною Александра Робака — мудрый адмирал, настоящий российский флотоводец, лично возглавивший (возможно, даже «провальный») десант. По большому счёту, это именно он, перед самой войной, почувствовав угрозу, спас и весь Северный флот, и его базы, и сам Мурманск (в сериале рассказывается, как спасали тогда тот самый Рыбачий) и не допустил врага на нашу северную землю. Вечная ему слава и память!!! Вот ещё на что обратите особое внимание: какой страшной ценой давалось нашим диверсионным, флотским группам выполнение заданий (захват нужного «языка», захват вражеских батарей для обеспечения высадки десанта и т. д.). Погибало… большинство, из многих народов нашей страны. В этой связи мне вспомнился прекрасный советский фильм на близкую тему (только там действие было позднее, и на Черном море) — «Берём всё на себя» (1980), который и рекомендую вам посмотреть и где вы увидите несколько сходных с нашим сериалом персонажей (не могу обвинять никого, но всё-таки, похоже, нынешние режиссёры «по-тихому» многое «слямзили» у своих старших, советских коллег!). … В завершении моей писанины — некоторые, традиционные «записки на манжетах». По первому просмотру я их сделал немного. Извольте ознакомиться! Напомню: действие происходило в Мурманске в июне-июле 41-го, в самые тёплые месяцы полярного лета (я там бывал в то время, чуть южнее). А в 1-й серии, в разговоре начальства, у собеседников идёт изо ртов пар… Значит, сцену снимали… гораздо потом! Когда эвакуирующихся детей сажали в грузовик, я, достаточно искушённый киношник, предположил последующие события. Да и любой серьёзный киноман сделал бы то же… Это, простите, никакой не спойлер! Это просто к вопросу о Предсказуемости. Готов на эту тему прочитать лекцию во ВГИК, если, конечно, предложат. Очень жаль, что чудные панорамы севера Кольского полуострова в сериале мало присутствуют: либо снятые сверху, либо коротко, «на натуре». А надо было бы, хоть на минуту («на перебивки») ещё что-то показать — хоть былинку, хоть тундровый мох на камнях, хоть простенькую панораму прибрежных скал и моря, по которому куда-то пыхтит рыболовецкая шхуна или буксир. Как говорится, «мелочь, а приятная!» Увы… И последнее. Бородатый охотник-помор, напросившийся на службу в Северный флот, был бы интересен, ежели бы подобные ему персонажи не присутствовали в огромном числе и в советских («Экипаж машины боевой», 1983, — «Дед»), и в российских фильмах и сериалах. И уж если принят во Флот, то -бороду долой, это тебе не партизанить! А то тут сам командир диверсантов почти весь сериал ходит небритым, в отличие от своих военморов! В Русском флоте испокон веку такое — «не положено!», даже на войне! Это вам не «пехтура», это — Флот!!! 7 из 10
«Прощайте, скалистые горы, на подвиг Отчизна зовёт! Мы вышли в открытое море, в суровый и дальний поход. А волны и стонут, и плачут, и плещут о борт корабля… Растаял в далёком тумане Рыбачий — родимая наша земля». К героической истории России нужно подходить ответственно. Здесь, как в золотом правиле: «семь раз отмерь — один отрежь», то есть семь раз подумай, прежде чем браться за такую «неподъёмную» тему. Мини-сериал «Чёрные бушлаты» состоит из четырёх серий, всего две из которых хоть как-то оправдывают название картины. Остальные две — это «любовная беллетристика» в антураже войны. Не понимаю маниакального желания нынешних режиссёров обязательно ввернуть в военный фильм любовную линию, которая зачастую выглядит совершенно надуманной. Хотя режиссёры и не анонсировали свой труд заставками о том, что он снят на основе реальных событий, но зритель у нас образованный, и знает об истории предмета зачастую больше самих режиссёров. Я не отношу себя к их числу, но не понимаю, почему на съёмки не пригласили историка-консультанта, замечания которого помогли бы картине выглядеть хоть чуточку правдоподобнее. Если же создатели и не собирались этого добиваться, то в жанры нужно было ставить не «военная драма», а — «фантастика», потому как в реальности не могло быть такого, чтобы пленного «языка» вели без «пут», а собственного снайпера конвоировали со связанными руками! Оборона Заполярья — героическая страница нашей истории. Эта страница написана конкретными людьми. В частности бессменным командующим Северным флотом во время Великой Отечественной войны советским флотоводцем Арсением Григорьевичем Головко (в фильме — Головин). Про военно-морскую разведку СССР тоже ничего не нужно выдумывать — достаточно заглянуть в справочник военного историка Вячеслава Михайловича Лурье. Похвально желание создателей картины лично «прикоснуться» к подвигу, но тогда извольте называть имена настоящих героев, а не собирать их «с миру по нитке». Уже в июле 1941 года при разведотделе Северного флота был создан разведывательно-диверсионный отряд численностью около 100 человек. Возглавил его машинист с подводной лодки Виктор Николаевич Леонов (в фильме — старшина Леонтьев). То был отряд молодых, но волевых, смелых людей. Его высаживали в тактический и оперативный тыл вражеских войск мотоботами и торпедными катерами. Отряд совершал налёты на землянки опорных артиллерийских пунктов противника, находившихся на побережье. За годы войны в отдел было приведено 83 «языка». Дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов стал самым известным командиром разведывательных отрядов Северного и Тихоокеанского флотов. Имя этого человека хорошо известно в кругу профессионалов спецслужб. На Западе Леонова называют «корифеем советских морских коммандос», сравнивают только с диверсантом номер один Третьего рейха Отто Скорцени. Именно этот человек сформулировал «Законы фронтового спецназа», главный из которых нерушим — «Нет уз святее товарищества!» В своей книге «Уроки мужества» Леонов писал: «Для старых, повоевавших на своём веку солдат войсковое товарищество — понятие святое и нерушимое… По существу, наш отряд был как одна семья». Именно отряд Леонова осуществил беспримерную по сложности операцию, лёгшую в основу сценария «Чёрных бушлатов». Вот только произошла она не в ноябре 1941-го, а в ноябре 1944 года. Об этом написано во многих книгах, в том числе и в «Уроках мужества»: «Перед началом общего наступления на Севере отряд получил приказ разгромить стратегически важный мощный опорный пункт немцев на мысе Крестовый. Система дотов, две четырехорудийные батареи (88-мм — зенитная и противокатерная, 155-мм — тяжёлая), находившиеся там, перекрывали дорогу десантным катерам наступающего Северного флота. Чтобы выйти им в тыл, надо было преодолеть более 30 километров тяжелейшего пути через скалы, болота и тундру. Две недели отряд тренировался, штурмуя сопку, похожую на ту, где находился немецкий гарнизон. Есть в этой книге ещё один эпизод, который напрямую относится к фильму: «Как-то довольно давно попросили меня проконсультировать автора сценария по действиям моряков-разведчиков в годы войны. Я посмотрел, ошибок хватало. А главное — писатель всех погубил к концу фильма! Я говорю — так не пойдёт, меня же назначили консультантом…' После просмотра картины складывается впечатление, будто её создатели пытались поставить побольше «галочек»: взбалмошная девчонка-снайпер (Александра Тюфтей) — есть, колоритный персонаж слухач-акустик (Азамат Нигманов) — есть, экзотический помор (Игорь Кулачко) — есть, вертлявый зэк (Антон Филипенко) — есть, репрессированный конструктор (Леонид Тимцуник) — есть. И ещё много чего есть, а вот военной драмы нет. Сухопутная война на Кольском полуострове почти не отражалась кинематографом. А ведь именно здесь впервые в Великой Отечественной войне немцы были остановлены осенью 1941 года на дальних подступах к Мурманску, который собирались взять в считанные дни. Линия фронта остановилась на берегах реки Западная Лица, в местах, которые ныне носят название Долина Славы, а в годы войны назывались Долиной Смерти. Нацисты были остановлены здесь благодаря контрудару Полярной дивизии, более чем на половину состоявшей из заключённых. Немцы, в том числе егеря из хвалёной горнострелковой дивизии «Эдельвейс», испытывали ужас во время штыковых атак бойцов этой воинской части. И потому она получила у них название «дикой». Уже 5 сентября 1941 года в Мурманске началось формирование Полярной дивизии народного ополчения. В неё записывались обычные рабочие, портовые грузчики, рыбаки, судоремонтники. Большинство из них не имело военного опыта, а кто-то держал оружие впервые в жизни. Были в дивизии партийные и комсомольские работники. Но больше всего записывалось в Полярную дивизию …политзаключённых и уголовников. Если военнообязанных-рабочих записалось в строй 5715 человек, то заключенных — 7650 человек. Согласно воспоминаниям ветеранов, среди добровольцев из числа заключенных предателей не было. Сражались с врагом они отчаянно, многие погибли в боях. Именно удар Полярной дивизии во фланг наступавшим немецким войскам остановил их наступление на Мурманск. Почему же создатели фильма изобразили «условно освобождённых» такими… малосимпатичными? Зачем вообще понадобились сцены, в которых женщин «использовали по прямому назначению»? Неужели нельзя было написать менее вульгарную и отталкивающую историю взаимоотношений мужчины и женщины? За последнюю серию можно было бы поставить все 8 баллов, если бы это был «абстрактный бой» «абстрактной войны». Но ведь это совсем не так. Ведь тот, кто не знаком с историей обороны Заполярья, — может принять всё показанное «за чистую монету», а кто знаком, — подумает, что ему плюнули в лицо… «Нелёгкой походкой матросской иду я навстречу врагам, а после с победой геройской к скалистым вернусь берегам. Хоть волны и стонут, и плачут, и плещут о борт корабля, но радостно встретит героев Рыбачий — родимая наша земля». («Прощайте, скалистые горы» слова Н. Букин, музыка Е. Жарковский)
Тонкая философия и роковой драматизм, пожалуй, главное достоинство «Чёрных бушлатов». По жанру фильм смело можно отнести к психологическому триллеру, поскольку концовка фильма — из разряда «не было бы счастья, да несчастье помогло», причем почти непоправимое… Согласитесь, не каждый современный фильм о Великой Отечественной войне обладает столь проницательным воздействием на зрителя. Зачастую сейчас всё больше гонятся за спецэффектами, забывая про то, как война меняет человека, выковывает из него новую личность, преображает через жесткий катарсис. Ведь в боях закаляется, прежде всего, душа. У кого-то она ожесточается, делается бесчувственной и черствой, как это и произошло с местной девушкой Марией, решившей убивать ради мести — для неё это личная война. Чего нельзя сказать про ничего не ведающего о трагедии своей подчиненной старшине. Простой деревенский парень с большим сердцем, он сохраняет человечность перед лицом ходящей по пятам смерти и даже влюбляется в эту странную, нелюдимую и агрессивную пацанку. Зрителю постоянно приходится преодолевать щемящее чувство тревоги и неопределенности перед нависшей над разведгруппой опасностью. Сопереживать душевным метаниям старшины, зажатым между воинским долгом и личными чувствами к озлобленной на весь мир Марии. Симпатия старшины к ней перерастает в межличностный конфликт, который периодически выплескивается наружу и мешает общему делу и даже чуть не заканчивается трагедией для всей группы. Суровая природа Русского Севера ещё более усиливает драматургию сюжета, гиперболизирует горечь потерь и тяготы войны, а людей показывает такими, какие они есть — открытыми и честными героями своей земли. Ведь как бы ни заливала Мария свою страсть ненавистью к фашистам, в конце концов, побеждает любовь! Фильм показывает целительную силу любви посреди смертей и разрухи военного времени, раскрывая перед нами ещё одну победу того страшного лихолетья. Торжество созидательной силы над человеконенавистничеством, феномен самопожертвования и всепобеждающую силу духа над обстоятельствами. Главное — это победа над самим собой, а уж она выведет на правильную дорогу, говорят нам «Чёрные бушлаты». 8 из 10