Капкан
- 20 сен 2015
«Капкан» сравнивают с «Фортитьюдом» и «Фарго» — и, надо сказать, совершенно зря. Общее у этих трех сериалов — заснеженные пейзажи. Если «Фортитьюд» — это настоящий фильм ужасов, а «Фарго» — постмодернистский сплав криминальной (я бы даже сказал, социально-философской) драмы, «черной» комедии и психологического триллера, то «Капкан» — типичный скандинавский детектив. Который уместнее было бы сравнить с сериалами «Мост» и «Убийство». Впрочем, исландский сериал мне приходится смотреть впервые — до этого из скандинавов попадались все больше шведы и датчане. В «Капкане» вместо современного североевропейского мегаполиса мы видим маленький городок на берегу холодного моря. Городок, на первый взгляд, тихий и уютный, как водится, хранит до поры до времени немало мрачных тайн. И когда в сети местных рыбаков попадает страшная находка — часть расчлененного трупа, местной полиции приходится приложить немало усилий, чтобы раскрыть эти тайны. Среди сильных сторон сериала — атмосфера. Долгие ночи, метель, снега — северная природа добавляет происходящему мрачности. На атмосферность работает и музыка — довольно характерная для скандинавских телефильмов, задумчивая, тревожная. С заставкой даже немного переборщили — там проводятся параллели между видами Исладнии с высоты и увеличенным изображением тканей мертвого тела. Хотя, если вспомнить, что по германо-скандинавским мифам мир сотворен из трупа великана… Еще одно бесспорное достоинство «Капкана» — работа актерской команды. Персонажи колоритные, как и обычно в европейских сериалах, нет лощеных голливудских «модельных» лиц. Герои получились живыми и вызывают сопереживание. Хвалить кого-то конкретного из актеров не буду, все одинаково хороши, вжились в свои роли и выложились на 100%. В проработке образов персонажей есть и заслуга сценаристов, которым удалось выписать яркие характеры и внести в фильм элемент драмы. Недостаток этого сериала — сюжетные дыры. Причем это явно не задел на будущее продолжение — упущены именно МЕЛОЧИ, отсутствие которых не мешает логично завершить сюжет, но способно свести с ума перфекциониста, коих много среди любителей детективов. Например, кто убил литовца? И кто нанес «главной жертве» сезона смертельный удар? Итог: не стоит искать в «Капкане» каких-то философских глубин или мистики. Это обычный добротный скандинавский детектив в экзотичном и в тоже время близком российскому зрителю «северном» антураже. Для любителей жанра — хороший способ скоротать время. 8 из 10
Исландский сериал снят в североевропейском стиле — сдержанно и холодновато. Дело не только в том, что действие фильма разворачивается в феврале, дело, скорее, в том, что исландцы — это не итальянцы. Начинается сериал банально: рыбаки вытаскивают из моря труп. Наживка для ловли зрителя проверенная и нет смысла изобретать изощрённые завязки для запуска сюжета, когда и так клёв отменный. К расследованию подключается весь состав местной полиции — целых три человека. В обычное время для этого городишки на берегу фьорда больше и не требовалось, чем им тут заниматься? Разве что выписать штраф за брошенный в неположенном месте автомобиль. И вот, страшная находка становится причиной целой лавины происшествий. Во-первых, в порту находится паром с тремястами туристов, среди которых может находиться преступник. Во-вторых, на городок обрушивается буря, перекрывая все пути доступа, в результате чего помощь связь с внешним миром становится невозможной. А тут ещё местные капиталисты, в предвкушении солидных барышей, пытаются провернуть аферу по подготовке фьорда и земли близ него для сдачи в аренду китайцам, чтобы те построили порт. Да ещё постоянно всплывает дело семилетней давности. В общем, почти Агата Кристи — замкнутый круг подозреваемых топчется на замкнутом пространстве, Но сходства с Агатой Кристи заканчивается на формальных признаках, сюжетные повороты здесь выстроены иначе. Детективная линия так плотно переплетена с житейскими перипетиями, что однозначно не скажешь, что здесь главнее. Конечно, по жанру это детектив, но и личные истории звучат достаточно громко, хотя уровень громкости в сериале приглушен: действие разворачивается неторопливо, выражение чувств по-северному скуповато, очень много пауз, в которые оператор показывает нам прелести исландской природы. А, несмотря на то, что территория фильма крайне мала, виды нисколько не утомляют. Ни воды фьорда, ни заснеженные горы, ни аккуратные, как будто игрушечные домики — всё в меру, всё радует глаз. Картины Исландии имеют свою прелесть и свою изюминку. Что касается фильма в целом, то я не хочу ни ругать, ни хвалить. Достаточно интересно, но без эмоционального удара.
В тихом омуте, говорят, черти водятся. Но какой чертовщиной может быт наполнена жизнь зажатого скалами исландского поселка, на берег которого выбросило искромсанную пилой мужскую тушку, загадав загадку для следствия, которое на свой страх и риск ведёт начальник местного полицейского участка, пока спецы пережидают пургу, превратившую городок в напрягшийся остров, ожидающий ответа, но пришедший накануне паром сбросил на берег десант страха и опасности, окончательно смешав карты в большой криминальной игре. Под студёным ветром, увязая в снегах и сбиваясь с одной версии на другую, городовой ворошит настоящее и прошлое городских жителей и заезжих гостей, сам попадая в водоворот крутых мер, тогда как дело всё длится, едва выйдя из тумана, снова погружаясь в пелену догадок и туманных предположений, сбивающих с толку и самого следователя, и всех, кто хотел бы предугадать растворённые во многих разговорах причины накапливающихся осложнений, окончательно запутывающих расследование, в круг которого попадает добрая половина сограждан, чьи связи поднимаются айсбергом посреди студёной воды. Всё очень зыбко, неустойчиво и напряжённо. Портит картину только однообразность картинки и монотонность ритма, убаюкивающего вместе с окутывающей посёлок снежной стеной, так что быстро наступает момент утомления от неподдающегося разогреву действия, рассчитанного на усидчивого зрителя, готового вслед за медлительным увальнем — начальником лезть в чужие дела и ворошить былое, убеждаясь и ошибаясь в подозрениях, пробиваться сквозь словесную пургу к ответу, которому мало кто из них будет рад.