Германия 83
- 09 фев 2015
Этот сериал я решил посмотреть после «Вавилон-Берлин», узнав, что немцы, оказываются, снимают очень стильные сериалы (хотя сравнивать и связывать их не стоит). Что ж, сериал действительно получился стильным — костюмы, детали, приметы времени в виде хипповатой антивоенной молодежи, а дополняют атмосферу вставки настоящих новостей ГДР и ФРГ о взаимных нападках США и СССР. Однако на одной картинке стоящий фильм не снять. Получилось ли это у «Германии 83»? Я бы сказал, что отчасти. Открытым остался вопрос — о чем или о ком этот сериал? Можно сказать, что каждый найдет для себя свою главную тему. Но (при)открытый финал может стать ложным, демонстрирующем отсутствие сути. Это была шпионская драма, где главное — не шпионы? Тогда эта попытка не особо удалась. Ибо генеральной линией все равно остаются шпионские страсти, а интрижки, семейные отношения, жизненные взгляды стали лишь необходимой мишурой вокруг. Или главная идея в том, что «мы все равно один народ и одна страна»? Но — тоже нет. Западные и восточные немцы (даже если смотреть только на гражданских, а не на чекистов и военщину) тут относятся друг к другу скорее как к врагу — без излишней ненависти, но и ощущения чувства несправедливой разделенности друг с другом внутри них не возникает. Главный герой — Мартин/Моритц — тоже оставляет вопросы. Молодой пограничник не хочет ехать разведчиком на запад, больше половины сериала хочет домой, не имеет опыта разведки, кроме нескольких уроков «на ходу» — но все равно добывает важнейшие данные. А иногда вовсе обретает голливудскую везучесть — без усилий крутит романы с нужными девушками, собака на него не лает в магазине хозяина, девочка не сдает родителям в собственной машине! Пару раз, нужно отдать должное, Мартин/Моритц отлично выкручивается из ситуаций, отводя от себя все подозрения. Но, во имя предотвращения ядерной войны — сам же себя и сдает! В самом логове врага! Григорий Остер мог бы с него писать «Вредные шпионские советы». Но все же не хочется только хаять «Германию 83». Работа неплохая. ГДР и Восток не очерняются, ФРГ и Запад не обеляются. Есть попытка понять обе стороны, понятны мотивы действующих лиц с обеих сторон. Для немцев это полезное погружение в свою историю, как сериал на экспорт — под вопросом. Буду смотреть продолжение — «Германия 86». И однозначно лайк — музыке в сериале.
Берлинская стена пала, «коммунистический блок» распался, Советский Союз прекратил своё существование и выигравшей стороной в Холодной войне стал Запад, ныне распространяющий свою модель хозяйствования на весь остальной мир. Историю пишут победители, и теперь мейнстрим кинобизнеса прочно усвоил истину, о том, что в противостоянии двух систем в 20ом веке сталкивались светлые силы Свободы и Прогресса с одной стороны и сторонники ошибочного социального эксперимента — с другой. Именно в таком духе рассматривают Холодную войну подавляющее большинство кинематографистов с обоих берегов Атлантического океана. Но из этого, казалось бы, незыблемого правила остаются исключения. Вдвойне любопытно, когда эти исключения рождаются не в России, ещё имеющей честь охранять память своих предыдущих поколений (в то время как её бывшие союзники уже фактически признали жизни и трудовую деятельность миллионов своих граждан 40ых-80ых годов ненужными для истории), а исходят из такой страны как Германия. Уже одной из первых сцен — сатирической зарисовкой о восточногерманском пограничнике, задержавшем молодых западногерманских перекупщиков книг и отпустившем их восвояси с сочинением Карла Маркса — авторы сериала показали зрителю, что традиционных распределений ролей «хороший-плохой», штампов и ярлыков они будут избегать, и с честью обещанное выполнили. Сквозная сюжетная линия наглядно демонстрирует близость мира к черте, из-за которой уже нет возврата: США планируют провести в Западной Германии ракетные учения, а Советский Союз полагает, что под их прикрытием может быть осуществлено настоящее ядерное нападение, и в этом случае для СССР единственной стратегией, позволяющей спастись, станет упреждающий удар. Разобраться в ситуации и тем самым дать миру шанс на существование судьба поручает юному восточногерманскому солдату, невольно переквалифицировавшемуся в шпионы. Сериал, рассказывающий о взаимной борьбе двух германских разведок, максимально корректен к обеим сторонам конфликта, не скрывает разницы между ФРГ и ГДР, но, при этом, не допускает однобокости. Сами сверхдержавы, чей конфликт и поставил под вопрос судьбу мира, ощущаются в сериале этакими силами стихии, рядом с которыми европейские страны справедливо выглядят карликами. США и СССР изображаются авторами столь же «равноправно», как и две Германии, и Советский Союз, пожалуй, выглядит даже более адекватно, нежели его оппонент. Если СССР идёт на риск и допускает неоднозначные действия исключительно из-за недостатка информации о замысле США, то Штаты же просто идут на принцип и ставят мир на грань катастрофы, обостряя ситуацию без необходимости. Сериал серьёзен и драматичен, но так как происходящие события мы видим и оцениваем глазами юноши, повествование допускает сатирические и ироничные эпизоды, включенные в сюжет очень органично. Там, где герою не хватает шпионского мастерства, на помощь приходит удача, но везёт ему ровно столько, сколько и должно везти юности перед лицом смерти. Следует похвалить и задействованных в сериале актёров: главные роли исполнили молодые киноартисты, но свою работу они выполнили уверенно, а расположившиеся на периферии их более зрелые коллеги при меньшем количестве экранного времени и вовсе мастерски воссоздали своих персонажей. Герои второго плана здесь очень яркие, запоминающиеся и чётко отражающие дух эпохи. Техническая сторона так же не вызывает нареканий: атрибуты 80ых годов честно разложены по своим местам, а документальные кадры кинохроники позволяют проникнуться атмосферой, царившей в мире на последнем витке борьбы сверхдержав. Суммируя вышесказанное, остаётся констатировать, что «Германия 83» — один из лучших иностранных проектов, посвященных Холодной войне. 9 из 10
Решил написать рецензию, еще не досмотрев сериал до конца. Мне вполне хватило впечатлений от первых 3 серий. Что ж, думаю, фильм должен понравится тем, кто интересуется «Холодной войной», историей ГДР и прочим, связанным со всем этим. Сюжет на первый взгляд достаточно банален — шпион из ГДР в сердце своего заклятого «противника» в лице ФРГ и НАТО. Но наш главный герой далеко не Джеймс Бонд, а обычный молодой парень, волей судьбы попавший во всю эту кутерьму политических игр. Поэтому выполняет свою работу он не всегда гладко. Как говорилось в одном замечательном отечественном многосерийном фильме:«Никогда еще не был Штирлиц так близок к провалу». На мой взгляд, буквально каждое задание можно сопровождать этой фразой. Но за всем этим интересно наблюдать. Фильм показывает нам то, как происходит всё на самом деле, где ничего не приукрашено и не преувеличено. Хотя, порой удачливость главного героя заставляет призадуматься, может ли такое быть в жизни. Не могу обойти стороной то, как оформлен сам фильм. Во-первых, это показ контраста между жизнью в ФРГ и ГДР, взяв в качестве примера впечатление главного героя от супермаркета, которого в его стране называют не иначе, как универсам. Мне почему-то приятно видеть в кадре, как по улочкам проезжает то «Москвич», то «Жигули». Наверное, именно это чувство у самих немцев называется «остальгией» — тоской по ГДР. Во-вторых, все саундтреки — это песни, вышедшие в том самом 83-ем году, которые, наверное, действительно звучали на всех радиостанциях того времени. Ну и в-третьих, это цитаты из газет, вырезки из выступлений политиков по телевидению, которые то и дело попадаются нам на глаза. Всё это в совокупности погружает нас в атмосферу времен «Холодной войны», будто бы всё так и было на самом деле в мельчайших подробностях. Что ж, как я уже говорил в начале, фильм точно понравится любителям недалекой истории. Множество любопытных фактов и действий не оставят равнодушным. Для остальных же он может показаться скучным и монотонным, но ведь смысл этой картины не в зрелищности и непобедимости главного героя. Я бы связал его больше с документалистикой. Приятного просмотра!
Честно говоря, я редко смотрю сериалы. Но нельзя не признать, что в последние годы такие корпорации как «Netflix» и «HBO» стали гарантом качества не менее, чем когда-то «Warner Bros.», «20th Century Fox» и «Paramount». Однако, как и в случае с киномагнатами, определенно не хочется замыкаться на продуктах американского кабельного телевидения, благодаря которым начался второй виток «золотой эры» ТВ. В связи с этим посмотрел новый немецкий 8-серийный телефильм «Германия 83» (поддержанный американским «Sundance TV») о котором хочется сказать несколько слов. Сюжет строится вокруг молодого, патриотичного и в целом «правильного» пограничника из Восточной Германии, внедренного (по сути, против его воли) в адъютанты к высшему военному командованию ФРГ накануне размещения американского вооружения в Западной Германии. Исходя из подобной заявки, от фильма можно было ожидать шпионский триллер, с одной стороны, и драму переосмысления (образа жизни, мыслей и собственного места на «правильной стороне») с другой. Отчасти к сожалению, вынужден констатировать, что авторы вполне успешно справились с первой задачей, но довольно поверхностно отнеслись ко второй. Герой действительно оказывается в самой гуще событий, связанных с обострением «гонки вооружений», и практически единолично предотвращает третью мировую войну. При этом удачно подобрана манера поведения свежеиспеченного шпона-неумехи, беспрерывно балансирующего на грани разоблачения и собственных моральных принципов. Вот только нередкую ухмылку вызывает та легкомысленность, с которой герой осуществляет свою шпионскую деятельность и выпутывается из всех передряг, ускользая в самый последний момент (всегда благодаря сторонней помощи) от разоблачения. В качестве мелодраматической составляющей выступает целая плеяда семейных неурядиц — от больной матери и неверной беременной невесты (с повисшим, видимо, до второго сезона, вопросом об отцовстве), до первого столкновения со СПИДом. Причем большинство персонажей, вовлеченных в «шпионские игры», для пущего мелодраматизма еще и связаны семейными узами, что порой кажется даже излишним. Кстати, отдельно вспомнилось, что вопросу нетрадиционной сексуальной ориентации (успокою потенциальных зрителей — не главного героя) в фильме уделено немало внимания, но её представителями почему-то выступают исключительно пацифистски настроенные граждане. Что же касается сюжета переосмысления, то он в фильме так же «облегчен». Само знакомство юноши из коммунистического лагеря с «прелестями» западной цивилизации скорее обозначено, чем осмысленно — вот он с аппетитом поглощает гамбургер, а вот как ребенок радуется walkmen’у и непривычным ритмам «Duran Duran». И только в истории поиска «своей стороны» авторы, к счастью, не выступают с осуждением какого-либо из режимов. Объемно демонстрируя и положительные, и отрицательные их стороны, они приходят к выводу, что правых и виноватых не было. Зато имело место тотальное непонимание и бессмысленная конфронтация, разжигаемая властями в душах рядовых граждан, что мне кажется крайне актуально именно для нашей сегодняшней действительности. В результате попытка создать объемный мир вокруг героя нередко выливается в, пусть и в меру сбалансированное, но поверхностное наложение линий, в результате чего следить за их развитием бесспорно интересно, но сопереживать в полной мере удается с трудом. Хочется добавить, что визуально сериал выполнен на высочайшем уровне, что, бесспорно можно записать в большой плюс (в российской действительности, к сожалению, это можно сказать только об «Оттепели»). Особо хочется выделить работу художников. Конечно же, я не жил в предлагаемую эпоху и мне сложно судить об исторической достоверности, но контрастная атмосфера ГДР и ФРГ 80-х лично меня увлекла и убедила. Не менее удачен и выбор актеров. Здесь все на своем месте и вызывают именно тот однозначный эмоциональный отклик, на который, очевидно, авторы рассчитывали. Особенно это касается исполнителя главной роли, сумевшего своим «щенячьим взглядом» оправдать наивность и несломленную «чистоту» персонажа, не смотря на порой аморальное его поведение. Ну и особую радость лично мне принесло появление великолепного Мераба Нинидзе в роли «посланника Моcквы». В итоге у меня сложилось четкое ощущение, что главный герой, по сути, ни кто иной, как молодой Джеймс Бонд, походя предотвращающий мировую катастрофу и не способный разобраться с обилием девушек вокруг. Посему мне кажется, именно по критериям бондианы стоит оценивать драматические перипетии данного сериала и именно по ним авторы справились с задачей на отлично!
Фильм сюжетно, по проблематике и построению вышел совершенно голливудский и с любовью воссозданный антураж Германии 1983 г. не должен вводить в заблуждение. Ретро -составляющая на высоте, но кого сейчас удивишь этим? Негламурные, потрепанные хмурые немецкие физиономии совершенно лишены глянца, но разве это добавляет правдоподобия рассказанной схематичной истории? Откуда взялась и куда делась азиатская официантка? Гуманные посылы авторов показать идиотизм противостояния холодной войны привели к окарикатуриванию и упрощению основных участников конфликта, а вот с персонажами второго плана все получше. С учетом современных реалий обнадеживает ставка на слабость, невозможность выдержать несгибаемые принципы и цели. Это близко, у нас только на это надеяться и приходится, видимо. Но уж больно центральный паренек получился механистическим, без свойств, лишенным даже и обаяния молодости. Ни циник, ни романтик, не дурак, но и звезд с неба не хватает. Как по мне, невразумительный центральный персонаж очень во вред впечатлению от картины. Ориентировались бы на Ле Карре, но нет: то там под абажуром когой-то соблазнит, то в пепельнице спит. Подрывает доверие использование вхожего в близкий круг к генералу НАТО агента для диверсий, краж и промискуитета. Как-то с нашим Штирлицем руководство обходилось поаккуратней. Уложились в восемь серий, продолжения не предвидится. На раз. Посмотрел-забыл. 6 из 10
В начале восьмидесятых, когда старый мир скрипел по швам, но об этом еще никто не догадывался, США и СССР, две вечно враждующих империи, на полных парах неслись к горячей стадии Холодной войны. Хрупким барьером между коммунистической и капиталистической идеологией стала граница Западной и Восточной Германии. Но конфликт интересов пролегал не только по линии государственных границ, он разделял друзей и разрушал семьи, оставляя когда-то близких людей по разные стороны пропасти идеологических противоречий. Сериал «Германия 83», одно из последних детищ немецкого телевидения, хоть и рассказывает о событиях более чем тридцатилетней давности, однако они словно списаны с сегодняшних выпусков новостей. Именно к 1983 году возмущение Соединенных Штатов вводом советских войск в Афганистан достигло своего предела и стало поводом к развертыванию ядерного арсенала и проведению учений НАТО на территории ФРГ, под самым носом у правительств стран Восточного Блока. И теперь вопрос о том, кто кого, заключался лишь в скорости нажатия на красную кнопку ядерного чемоданчика, к которому алчно тянули руки главы спецслужб по разные стороны Берлинской стены. Ведь это в шпионских фильмах ядерными атаками и уничтожением планеты грозят патологические злодеи и прочие террористы, а в реальном мире хрупкое равновесие висит на тонкой ниточке, которую держат в руках прекрасные с виду люди, правители ядерных держав, мерящиеся достоинствами своих ракетно-зенитных комплексов. И, как это обычно бывает в кино, судьба всего мира оказывается в руках одного человека — двадцатичетырехлетнего служащего пограничной службы Мартина Роха, которому по решению Штази предстоит перевоплотиться в адъютанта генерала бундесвера и поставлять свежую информацию из гнезда мирового империализма прямо к столу ГДРовских товарищей. Впрочем, на этом сходство с классическими шпионскими фильмами заканчивается, и Мартину, а вместе с ним и зрителям, предстоит узнать, что шпион — это не тот, кто ездит на крутых тачках, спит с моделями, замешивает мартини с водкой и вырубает противника щелчком пальца. Сначала впервые попавший на Запад салага справляется с шоком от песен Roxette в супермаркетах и от полок магазинов, ломящихся от жевательной резинки, ароматного кофе и мармеладок Haribo. Затем он привыкает к американским джинсам, бургерам из фастфуда и прочим прелестям западной жизни, попутно постигая ремесло спецагента, а уже неделю спустя вспотевшими от страха руками вскрывает сейф в кабинете министра другого государства. Он внезапно осознает, что шпион — это тот, кто целует красивую девушку, а несколько часов спустя закапывает в лесу ее труп. Это тот, кто становится невольным соучастником террористических актов, выгодных людям в овальных, квадратных и прямоугольных кабинетах; тот, кто месяцами не видит родных, чтобы потом искупить все тяготы профессии одним моментом триумфа, о котором он никому не сможет рассказать. Авторы фильма не дают оценок происходящему, не ищут правых и виноватых, да это и невозможно сделать, не обидев хоть одну из сторон: слишком живы по сей день воспоминания о жизни за Стеной в стране, жители которой всё ещё делят себя на весси и осси («западников» и «восточников»), слишком противоречивы мнения современных немцев о коммунистическом прошлом ГДР. Потому в сериале демонизируется не какая-либо из политических систем, а люди, готовые в погоне за мировой славой превратить Европу в выжженную пустыню, объясняя это потребностями национальной безопасности. Впрочем, слово «демонизируется» слишком эмоционально для этого суховатого и по-немецки сдержанного фильма, герои которого, переживая глубокие личные драмы, держат марку и сохраняют хорошую мину, даже если всё вокруг летит под откос. О немецком происхождении сериала говорит и педантичность в воссоздании атмосферы ранних 80-х, воплощаемой не только в одежде героев, обстановке квартир, автомобилях и репортажах новостей по ТВ, но и в тщательно подобранном саундтреке из песен Tears for Fears, Billy Idol, Udo Lindenberg, Grace Jones, Fischer Z и десятков других исполнителей, чьи хиты гремели в одну из самых отвязных музыкальных эпох. Немало способствует созданию духа времени и картинка, легкой зернистостью и пастельной цветовой гаммой напоминающая произведения киностудии ДЕФА. При этом интересен тот факт, что первыми зрителями сериала стали именно американцы, в то время как до немецких экранов «Германия 83» доберется лишь осенью. Словно таким образом создатели фильма хотели донести до «Большого Брата» мысль о необходимости большей сдержанности в обращении с ядерными игрушками, вроде системы ПРО, снова возводимой у границ России в попытке понервировать восточного соседа, но еще сильнее пугающей маленькую Европу, едва успевшую воспрянуть после череды бесконечных войн прошлого века и вновь оказавшуюся в точке столкновения чужих интересов. Европу, которая хотела бы просто мирно жить, однако постоянно пребывающую пешкой в чужой игре.
Так уж вышло, что большинство фильмов и сериалов, снятых на тему «Холодной войны», показывают крайне субъективную точку зрения на события, происходившие с начала 50-х до 90-х годов XX века. Помимо этого, они переполнены различными клише и стереотипами, которые могут сыграть положительную роль в комедиях, но приведут к несуразице и сплошному негодованию в серьёзных картинах. Собираясь посмотреть сериал «Германия-83», я ждал всего этого, но, к моему превеликому счастью, ожидания не сбылись. Сюжет сериала забрасывает нас в 1983-й год: «Холодная война», ввиду серьёзного геополитического противостояния между Андроповым и Рейганом, грозит перерасти в полномасштабный военный конфликт. Секретные службы двух лагерей ведут скрытную войну, в которую не по своей воле оказывается втянут главный герой — 24-летний офицер Национальной народной армии ГДР Мартин Рох. Прибывая на территории ФРГ, в рядах Бундесвера и НАТО, ему предстоит столкнуться с различными трудностями шпионской жизни, встать перед сложными и противоречивыми вопросами, от которых зависит как его будущее, так и будущее всего мира. От Технической составляющей сериала я остался в полном восторге. Реальные фрагменты новостных агентств того времени, восточногерманские «Трабанты», обстановка кабинетов и простых квартир двух разделённых государств, музыкальные композиции того периода — это лишь немногое из всего того набора средств, которые позволяют зрителю полностью окунуться в атмосферу 80-х годов прошлого столетия. Хочется отметить и неплохую работу актёров, которые держались на достойном уровне весь сериал. Хотя, признаться честно, бывали моменты, когда кто-то переигрывал или наоборот — недоигрывал. В итоге, сериал «Германия 83» является достойной картиной о «Холодной войне», способной привлечь зрителя и особенно тех, кто интересуется историей XX века (как я, например). Этому всячески способствуют историческая достоверность и объективность повествования, которые объясняют нам, что наращивание военного потенциала стран ОВД было отнюдь не из-за слепого желания начать полномасштабную войну. 8 из 10 Достойный немецкий сериал о противоречивом и напряжённом немецком прошлом.
Вот уж от кого, а от немцев я такого откровения не ожидал! Здесь мне понравилось по сути все: -Не тривиальные сюжетные ходы: каждая серия (особенно с 1 по 4ю) своего рода клубок загадок, интриг и шпионских игр, в который погружаешься с головой. По большому счету — каждый эпизод как отдельный фильм. -Фильм не идет на поводу так называемой «остальгии» (тоска по ГДР) и не о том, что коммунизм это плохо, а демократия хорошо. Это история человека оказавшегося между молотом и наковальней. -Помимо глобальных проблем как место простого человека в системе координат двух противоборствующих сторон здесь поднимаются темы отцов и детей (генерал Эдель и его сын), семьи, чести, самопожертвования и фанатизма (отец Мартина). -Актерский состав безусловно силен. Никто не переигрывает и не ударяется в балаган. -Помимо визуальной стороны очень грамотно подобрано музыкальное сопровождение: чувствуется дух эпохи и это дополнительная яркая гамма для общего колорита. И перед нами зрелая, современная шпионская драма с неожиданными поворотами, погонями, оголенными нервами. Такие фильмы гораздо ценнее фильмов про вымышленных суперагентов. 8 из 10 2 бала я снизил за небольшие шероховатости, но, в принципе, этого итак более чем достаточно. И я на 200 процентов уверен, что эту историю купят в США (возможно, и у нас) и адаптируют под себя.
Этот сериал неприменимо понравится людям, которые любят фильмы вроде «Гудбай, Ленин» из-за атмосферы и ощущения после просмотра сродни ностальгии. Причем необязательно было жить в той эпохе, так как эта самая атмосфера дает почувствовать и понять все происходящее в кадре. Сериал рассказывает о молодом немецком солдате из ГДР, которого не по его собственному желанию отправляют шпионом в Западную Германию — в совершенно другой мир с другими ценностями со своими плюсами и минусами. В ходе сериала его шпионская деятельность, которая имеет гигантское значение и влияние на исход ядерного противостояния между СССР и Америкой, переплетается с его личными проблемами: больная мать, беременная подружка в родной Восточной Германии, которая свято верит в идеалы социалистического строя, а также новые отношения в свободной Германии, дружба и собственные сомнения. И всем этим его успешно шантажирует руководство. Deutschland 83 действительно затягивает, с каждой новой серией все интереснее и волнительнее наблюдать за развитием событий. И не зря в Америке этот сериал стали показывать на оригинальном языке(немецком) с английскими субтитрами, так как ощущение погружения в то время и в те ситуации усиливается. Также отличным ходом является вставка исторических интервью и событий, который добавляет реалистичности всему происходящему. Стоит отметить отличную передачу времени от деталей до музыки: действительно кажется, что это 1983 год и что все это было на самом деле, а нам дали подсмотреть. В общем, отличный не американский сериал, который достоин внимания хотя бы за отличную передачу эпохи и железного занавеса с точки зрения стран, которая находились между противостоянием Советского Союза и Штатов. К счастью, по сюжету Deutschland 83 тоже достойный, так что в конечном счете немцам удалось сделать качественный и интересный продукт. Хотя все равно кажется, что сериал более мягко показывает происходящее, ибо если верить истории, то режим и игры разведок были гораздо жестче.