Гражданин начальник
Ну-ну, утихомирься. Работа у нас такая: вы воруете — мы сажаем. Классика допроса Зритель любит детективные фильмы — с давних пор испытывает слабость. Лихие картины регулярно попадали на советский экран, но в силу специфики жанра ажиотаж вызывали нечасто. Суровая романтика сыскного дела, сталкивавшего лбами достойных друг друга следователя и преступника, воспевалась Рязановым не в одиночку. «Дело Румянцева» Хейфица, «Возвращение ‘‘Святого Луки’’» Бобровского, «Дело ‘‘пестрых’’» Досталя — эти ленты обладают крепким мужским обаянием и по-прежнему замечательно смотрятся. Распад Союза с последовавшей перековкой кино под новые предпочтения сказался и на криминальной теме. Стал модным другой взгляд — с бандитской стороны. Народу было интересно, что толкало этих людей на игры с законом? Какими эскападами был насыщен их недолгий век? И чем обычно заканчивалась любовь к красивой жизни, престижным «Мерседесам» и протиранию штанов в казино? Встряхнувшейся стране — подходящих героев, среди которых отыскивались не только крепыши в кожанках. Благодаря детективной литературе, удостоившейся многочисленных экранизаций, список народных героев пополнился зачуханным прокурором. Самая читающая страна полюбила новых писателей, и не в последнюю очередь за легкий, современный язык. Имена Фридриха Незнанского, Андрея Кивинова, Виктора Доценко и Александры Марининой громко звучали в девяностые. Как и Виктора Пронина, чей цикл под сочным заглавием «Банда» лег в основу симпатичного сериала — не имевшего популярности «Бандитского Петербурга», но козырявшего провинциальным шармом. Резонансные сюжеты чаще случались в Москве, Питере и Одессе, до провинции руки сочинителей и кинематографистов доходили редко. Но только в небольшом городе следователь, столкнувшись с преградой в виде непосредственного начальника, имеет шанс заодно напороться на всех официальных и теневых властей. Самоубийственный фокус на счету скромного, деликатного, малозаметного сыскаря Павла Пафнутьева. Потасканный мужичок с мешковатой фигурой производит впечатление недалекого тюфяка из ближайшей мясной лавки, благодаря чему оказывается в эпицентре страстей, спровоцированных громким убийством. Не заинтересованные в правосудии «крестные отцы» города очень кстати вспомнили простачка Пашу. Думали, олух сядет в лужу, не докопается до правды, и все довольны. А что простота — лучше воровства, если под ней скрывается пытливый ум, смекалка и храбрость — влиятельные господа не учли. Подсвеченной героизации прокурорских будней или карикатур на реальных деятелей страны нет в «Гражданине начальнике». Душевный сериал чуть ли не сразу заслужил репутацию немодного, что можно почесть за комплимент. Ведомый больше интуицией, чем протокольной логикой Пафнутьев каждым шагом все сильнее осложняет жизнь преступного сообщества, опутавшего город. Оригинально мыслящий, неподкупный следователь наносит серию чувствительных ударов по чужой наивности, не предполагавшей достойного противника в примитивном увальне. А он и сам не лопух, и группой надежных друзей окружен. Фильм обставлен как противостояние маленького человека с всемогущей системой, но это не стереотипная борьба добра со злом. Милейший Павел Николаевич — вовсе не чистоплюй, и, руководствуясь легендарной репликой Смоктуновского в фильме «Гений», не помышляет чистить сортир в белых перчатках и в говне не испачкаться. При необходимости следователь и сам нарушит закон ради большой цели — посадке очередного «хозяина жизни». Разумеется, в долгом расследовании не обходится без угроз, физического и морального насилия над героем, жертв невинных и горьких слез. Куда деваться — такая у нас жизнь, что правопорядку необходимо иметь на вооружении крепкие кулаки и стойкую волю. Яркий образ прокурора, оставивший на вторых ролях все остальные составляющие картины, был бы невозможен без блистательной игры Юрия Степанова. Чудесный актер театра и кино, настоящий русский мужик в самом здоровом определении нереально хорош в роли Пафнутьева. Под впечатлением от его игры и годы спустя хочется звать Степанова Пашей, Пал Николаичем или гражданином начальником. Целый очерк об артистизме можно написать от такого исполнения — Юрий Константинович был настоящим талантом, но так и окружение не подкачало! Молодой Егор Бероев, отыгравший вынужденного союзника, а после — верного друга и водителя. Всегда великолепный в роли очередного мерзавца — продажного генпрокурора Роман Мадянов. И, конечно, колоритнейший Дмитрий Назаров, воплотивший важного и крайне осведомленного директора гастронома. «Покати-и-и-лось большое колесо, Паша» — снисходительно улыбается он приятелю, намекая на неминуемые новые жертвы. «Да и пусть катится. Разберемся» — следует ироничный ответ, и зритель более не сомневается, что так и произойдет. В этой раскованной, остроумной естественности основа успешности сериала, лишь по стечению обстоятельств не ставшего знаковым. Несмотря на умеренную известность, нельзя сказать, что многосерийной постановке не повезло со временем. Картина вышла на излете бандитской эпохи, но парадоксальным образом с ней не связана в художественном смысле. Пафнутьев сражается с шайкой быдловатых механиков, респектабельными авторитетами, криминальными боссами, и в своем крестовом походе не зависит от текущей обстановки. Это герой непреходящего времени, а сериал — самодостаточное произведение, оттолкнувшееся от первоисточника и зажившее своей жизнью. Продюсеры пытались сделать ее долгой, последовательно затеяв два продолжения. Особых лавров, впрочем, не снискали, и «Гражданин начальник» выделился в единоличный статус. В нем комфортно существует и сейчас, когда Юрия Степанова давно нет. Лучший способ почтить его память — рассказать об отличном сериале, где предательство перекрывается честностью, жестокость — сердечностью, а на распоясавшийся криминал находится управа. Все это настоящее, а зритель, как мы помним, любит детективные фильмы.
Посмотрел первый сезон этого сериала. Раньше никогда не удавалось мне полностью его лицезреть, так, по «ящику» отрывками видел, а теперь вот решил ознакомиться с сериалом подробно. Ну что ж, в целом, мне понравилось. С «Тайнами следствия», конечно, ни в какое сравнение, если брать сериалы о работе прокуратуры, но сам по себе фильм хороший, неглупый, интересный, немного жизненный, хоть и с присутствием стереотипов, но грамотный. Порадовала режиссура, снято очень атмосферно. Сценарий хороший, содержательный, в нём хватает интересных и неглупых мыслей, рассуждений. Также здесь неплохо показана работа прокуратуры. Конечно, не совсем правдоподобно, но зато жизнь наша описывается вполне достоверно. Что особенно порадовало, здесь прокурорский следак не бегает постоянно со стволом, чего в реальной жизни не бывает, а больше работает головой. Также здесь поднимается актуальная проблема как коррупция. А ещё хорошо то, что герои показаны живыми людьми, что положительные, что отрицательные. Игра актёров заслуживает похвалы. Юрий Степанов отлично вжился в роль Пафнутьева. Понравился очень Егор Бероев, хотя этого актёра я и вовсе не приемлю, но здесь он мне пришёлся по душе, смог показать драму своего героя. Единственное, что хочу выделить среди недостатков, — это музыкальное сопровождение, оно очень средненькое, особенно те мелодии, что в титрах звучат, хотя некоторые драматичные нотки мне понравилось. Просто Шелыгин мог бы и получше музыку написать, учитывая, что мгновения спустя он сделал мощный саундтрек к «Бригаде». Сам сюжет интересный. Мысленно делится первый сезон на три блока по пять серий. Первый блок знакомит нас с Пашей, следаком, который внешне как простак выглядит, а на самом деле хваткий и умный. Зацепила история с Андреем, драматичной вышла данная линия. Можно аналоги провести даже с «Ворошиловским стрелком», хотя учитывая, что автор обеих лент Пронин, то удивляться особо не стоит. Понравился поступок Пафнутьева и союз его с Андреем. Второй блок рассказывает уже о борьбе с бандой Байрамова. Мне эти серии больше зацепили, здесь и грустные реалии нашей жизни показаны, и более напряжённой вышла эта история. Отдельно зацепил эпизод, когда Андрей с армии возвращается, а его кроме матери там никто и не ждёт. Третий блок рассказывает уже о борьбе с новой бандой, но лично, на мой взгляд, это блок получился слабее остальных, ибо здесь скатились в мочилово, но грань между реальностью и фантастикой как-то стёрлась. Хотя в целом, история интересная. Отдельно зацепил здесь Владимир Вдовиченков. Одним словом, сериал хороший. Жалею, что раньше полностью его не довелось мне посмотреть. 8 из 10
Сериал «Гражданин начальник» снятый по книгам Виктора Пронина «Банда», можно по праву считать одним из лучших на тему криминальной обстановки и коррупции в провинциальном городе. Это не самый лучший пример с точки зрения наиболее правдиво показанной работы следователя прокуратуры, который выступает здесь главным героем, но здесь очень правильно показанны многие вещи, например, что нельзя полностью искоренить преступность, даже в маленьком городе, пока в высших эшелонах власти сидят такие же преступники как и все остальные, но бороться с этим можно и нужно. Что в этом сериале привлекает с первых минут, так это то, что все персонажи показанные здесь, как в главных, так и во второстепенных, и эпизодических ролях, положительные и отрицательные, предстоют перед нами простыми людьми, со своими слабостями, недостатками и страхами. Каждый из них в правильных пропорциях раскрыт и охарактеризован. Сериал условно можно разделить на три отдельных блока, по пять серий каждый, и в каждой истории разные отрицательные герои, но все так или иначе, в конечном итоге связанные с одними и теми же людьми, сидящими в верхах власти города. Первый блок (серии 1—5) знакомят нас с главными действующими лицами сериала, и рассказывает историю о человеке погнавшимся за лёгкими деньгами и попавшим в криминальную мясорубку. Следующий блок (серии 6—10) уже больше раскрывают тему коррупции, здесь главный герой фильма, получивший повышение по службе после громкого раскрытия занимается более серьёзным делом, следы которого ведут его снова на верхушку власти. Последний блок (серии 11—15) рассказывает о новой банде появившейся в городе и убивающей всех на своём пути, но поиски этой «новой» банды приводит нашего героя к старым знакомым. Сказать по правде эта история, меня лично меньше остальных привлекла, так как она немного надуманная, крови и жести стало больше, а здравого смысла меньше. Ещё одним отличительным качеством этого сериала и наверное одним из главных, является то, что заслужил, а самые высокопоставленные преступники остаются живы и на свободе, всё как в жизни. Говоря об этом фильме как о художественном произведении, надо отметить в первую очередь актёрскую игру, она здесь на высоком уровне, особенно хорош Юрий Степанов (Вечная память) в главной роли следователя Пафнутьева. Музыкальное оформление так же на высоте, Алексей Шелыгин заслуживает высокую оценку за эту работу. А что касается постановки, конечно определённое количество разнообразных ляпов присутствует, но опять-таки каждый в этом проекте играет вдохновенно, это нужно уметь требовать с актёров, а это уже удел режиссёра, плюс драмотургия здесь отменная, что в лишний раз говорит о профессионализме Николая Досталя, постановщика этой картины, тем более если ещё учесть скромность бюджета этого проекта. В целом считаю получился очень достойный продукт, в котором есть и поучительные вещи, и юмор. Продукт который заметно выделяется на фоне современных «звёздных» войн, на подобную тематику. Взвесив все за и против ставлю этому проекту: 8 из 10
Мне всегда было сложно рецензировать сериалы, тем более такого рода, когда огромное число серий и в принципе, идентичные сюжеты, но тем не менее большое количество российских звезд, которые действительно не бесплатно отрабатывают свой хлеб, учитывая конкуренцию и бесчисленные пробы. И всегда, согласитесь, бывает приятно смотреть сериалы не только с монотонной операторской работой, с Дукалисом, Соловцом да Лариным в декорациях по-достоевски мрачно-желтого Петербурга и разными персонажами, которые в разных сериях исполнены одними и теми же актерами. Но перед нами честный, скромный и в какой-то мере застенчиво-храбрый следователь Пафнутьев, который оказывается в центре криминальных разборок, как это завелось в 90-ые, в области, и старается с помощью навыков каратэ и чрезмерной упертости доказать, что не прогнила наша прокуратура и есть честные люди. Тем не менее вышла очередная правительственная, пускай и остроумная, но все же агитка, повествующая о честности должностных лиц, которые, так сказать в случае чего будут нас с вами обвинять. Роман Мадянов, Егор Бероев, Дмитрий Назаров, Владимир Зайцев и сам Владимир Вдовиченков справились со своими ролями, будто они и вовсе не осознавали, что играют в сериале, а просто — от всей души, используя весь свой актерский опыт как в двухчасовой драме для кинотеатральных экранов. Данная рецензия посвящена прекрасному актеру, которого мы сегодня потеряли, Юрию Степанову, который так же мастерски сыграл своего так сказать, антагониста — уголовника по кличке Кабан, в криминально-комедийной истории Алексея Балабанова «Жмурки».