Война Фойла
- 27 окт 2002
«Война Фойла» очень напоминает «Инспектора Джорджа Джентли», только время другое. А люди всё те же. Молодёжь, вернувшаяся с фронта в «Войне Фойла», в «Джентли» окажется повзрослевшей на 20 лет. Те, кто воевал и работал на победу в первой половине 40-х, в начале 60-х будут восстанавливать страну. Бережная кропотливая детальная реставрация прошлого — самое ценное в обоих сериалах. Мы знаем войну по воспоминаниям близких, рассказам очевидцев, по мемуарам, по книгам и фильмам, созданным у нас. Но и союзников она коснулась, не так глубоко, не так жестоко, но и у них погибали солдаты, женщины стояли у станка, продукты выдавались по карточкам, люди умирали во время бомбёжек, а правосудие вершилось по законам военного времени. И они боялись за жизнь своих близких, молились, писали письма, ждали. С презрением относились к союзникам-американцам, которые широким жестом дарили пятьдесят судов, настолько раздолбанных, что на них нельзя было выйти из порта. Но всё-таки этот жест ценили, потому что он обозначал, кто на чьей стороне. И да, в то время, когда Германия ещё не напала на Советский Союз, Англии пришлось нелегко — англичане чувствовали себя очень одинокими, уязвимыми и слабыми перед лицом фашизма. К 22 июня 1941-го многие из них уже чувствовали усталость от войны. Первые три сезона проходят перед этой датой — в 40-м и начале 41-го. И да, это самые интересные три сезона, хотя и два следующих хороши. Я бы вообще закончила сериал, как и планировали, после финальной сцены пятого сезона. Именно до этого момента был продуманно и точно воссоздан военный быт Англии, настроения людей, их чаяния, их тревоги. Но недовольство зрителей привело к тому, что были сняты ещё три, без которых вполне можно было обойтись — они вышли ни рыба ни мясо — и уже не детективы, как первые пять, а шпионские триллеры. Короче, первые сезоны очень интересно посмотреть даже не столько, как детективы, сколько как военно-историческую реконструкцию ИХ глазами. Кристофер Фойл — образ вполне узнаваемый. Он во многом похож на Джорджа Джентли — тоже пожилой, за 50, интеллигентный и запредельно честный инспектор полиции. Скромный, старающийся не выделяться. Может, он маленько невзрачней, и харизмы в нём поменьше, но всё равно вполне симпатичный человек, который всегда подтянут и аккуратно одет (строгий костюм, белая рубашка), немногословен, неконтролируем. В своих поступках он руководствуется исключительно законами. Законами страны, военного времени и собственной совести. А эти законы не очень сочетаются с прагматическими целями, которые направлены на выживание страны, с нуждами внутренней и внешней политики, к которым то и дело апеллируют различные органы, пытаясь склонить Фойла нарушить закон. Это время, когда правосудие спит. И работа в полиции в этот период полностью противоречит натуре инспектора. По этой же причине, мне не очень понравились последние три сезона — там Фойл работает в разведке, а это место уж больно безнравственное и совсем не для совестливых. Он просто не мог в силу черт своего характера согласиться на такую работу. И всё-таки сценаристы выбрали детективный и шпионский сюжеты, преступность в военное время никуда не девалась, несмотря на суровость порядков, были и мародёры, и воры, и дезертиры, и спекулянты, и саботажники, и предатели, и нацисты, и глупые мальчишки, втянутые в криминальные структуры, и матёрые организаторы преступных группировок, прекрасно понимающие последствия своих преступлений. И самое мерзкое — продажные бизнесмены. После «Войны Фойла» фраза: «Это просто бизнес», — надолго впечатается в память. Понятно, во всяком случае, почему у них были сильные коммунистические веяния после войны. Острая социальная разница между классами, а также между полами, приводила к недовольству, к обнищанию. «И за это мы воевали?» — вопрос, который задавали себе вернувшиеся с войны англичане, которые не могли найти работу или другие средства к существованию. Каждая из 28 серий представляет собой полуторачасовый полнометражный фильм со своей фабулой. Но в целом сериал имеет и сквозной сюжет, через который проходит судьба самого Фойла, и его верного водителя — Сэм («Это коротко от «Саманта»), и его сына — лётчика Эндрю, и некоторых других персонажей. Сериал хорош, но всё же понравился несколько меньше, чем «Инспектор Джордж Джентли». Однако, в нём, действительно, много интересного, так что рекомендую попробовать его посмотреть. 8 из 10
Сериал отличный. В нём всё очень подлинное. Обычно второстепенные прсонажи детективных сериалов эдакие джинны из бутылки: всё могут, всё знают, любую инфу предоставят через час, максимум к утру. А здесь всё честно: деревенская девочка с грацией слонёнка, сержант по-человечески а не сверхчеловечески сметливый. И тем удивительней видеть, какой была война для Англии. Та война, которая оставляла наших женщин зимой с парой ребятишек в чистом поле возле сожжённой деревни, лишала английских невест сахарной глазури на свадебном торте. «Война — это ад, нам предоставляют всего шесть минут на телефонный разговор с родными»… Они смогли мужественно и стойко пережить сокращение горячего питания до трёх раз в неделю. Это конечно, сложно смотреть без улыбки тем, чьи родственники пережили Ленинград. Лишний раз убеждаешься, что у всех свои проблемы: у кого-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие. Но сериал действительно замечательный! И сюжеты, и характеры, и игра актёров, притом всех актёров, а не только главной троицы, и работа художника по костюмам, всё сделано с большим знанием дела и любовью. Как персонажи фильма делают всё от них зависящее для общего дела победы в войне, так и создатели сериала каждый на своём месте сделал всё, чтобы правдиво передать английскую жизнь, английский характер и английскую историю. 10 из 10
В заголовке я написал слово «кухня» с большой буквы, да ещё присобачил к ней звёздочку… Зачем? А всё просто. Дело в том, что фамилия актёра Майкла Китчена, исполнителя главной роли в нашем сериале, с английского переводится именно как «кухня». И полицейскую, следственную «кухню» своего героя, старшего инспектора (суперинтенданта- чёрт голову сломит в этих иностранных должностях!) он нам представил очень достойно и интересно, хотя большинство секретов приготовления своих «блюд» он, как и подобает проницательному и мудрому сыщику со времён Шерлока Холмса, держал в своей голове, в тайне даже от самых близких людей, тем более от нас, зрителей! Никаких размышлений, версий он вслух почти не высказывал, сообщал только факты или почти подтверждённые догадки. Вот такой вот совершенно не похожий на своих литературных и киношных коллег провинциальный полицейский, собиравшийся идти на вторую для себя и всего человечества мировую войну (с явной мечтой оказаться в военной британской разведке; кстати, в конце сериала его, почти пенсионера, туда таки притянут чуть ли не за уши, каким образом- узнаете из 8-го сезона!). Хочется сказать большое спасибо вдохновителю, сценаристу и, по большому счёту, главному создателю «Войны Фойла» Энтони Хоровицу за разработку такого нестандартного образа полицейской ищейки! Чтобы понять его «кухню», зрителям приходится изрядно пошевелить мозгами. Зато, наконец-то раскрыв секрет приготовления очередного «дела», мы получаем поистине гурманское наслаждение (вспомнился знаменитый Ниро Вульф). Далее- коротко, конспективно. … Просто бесподобен образ Сэм (сокращение от имени Саманта), военнослужащей вспомогательных войск, которую Фойл пристроил к себе «водилой» (хотя потом выяснилось, что он сам отлично водит машину) и негласной помощницей в расследованиях, в том числе послевоенных (уже в разведке МИ-5) по принципу «куда иголка, туда и нитка». Очаровательная девушка, редкий по нынешним временам тип классического сангвиника, терпеливого, трудолюбивого, неприхотливого, имеющего своим девизом «переживём трудности и заживём лучше!» Своим оптимизмом она заражает всех (особенно в трудные минуты) и тем оказывает им неоценимую поддержку (я, седой дядька, реально влюбился в Сэм- спасибо актрисе Ханисакл Уикс, которую, правда, не заметил ни в «Пуаро Агаты Кристи», ни в «Чисто английских убийствах»). Лучше всего она смотрится именно в военной форме, а не в платьях- такое впечатление, что это её эксклюзивный наряд (да с лихой фуражечкой, покруче дамской шляпки!) «от Кардена». В сериале у неё было четыре романа, один с американским воякой. Но мы не узнаем, что стало с тремя из её возлюбленных- как ножом отрезано!- и как ей было всё это… Огромный минус драматургии, из-за чего хотел снять балл с оценки, да пожалел безответно любимую Сэм… … Внимательные зрители и критики наверняка заметили, что первые две-три серии «Войны Фойла» затянуты и скучноваты, поскольку выполнены в стиле традиционных английских детективных сериалов ближайшей современности типа «Мисс Марпл», «Пуаро Агаты Кристи», «Чисто английские убийства». Но, к чести создателей сериала, они быстро смекнули, что здесь действие происходит не в тихой-спокойной английской «глубинке» в мирное время, а в период жестокой войны, когда Великобритания стояла на пороге краха и поражения… И темпоритм действия сразу ускорился и стал… увлекательным! Во многом по этой причине не стоит ставить математический знак равенства между «Войной Фойла» и вышеназванными сериалами; лучше поставьте знак конгруэнтности (кто забыл- тот же знак, только изогнутый): те же «Мидсамерские убийства» («Чисто английские убийства» на нашем ТВ)- качественная, но голимая попса, снятая по штампам-лекалам, чего не скажешь о нашем сериале, где ничего не повторяется. … Сперва я натурально взбесился, когда в одной из серий союзники стали праздновать безоговорочную капитуляцию Германии (то есть Победу!) после выступления Черчилля по радио (на весь мир!)… 8 мая! «Опять происки Запада!». Но потом, кое-что просмотрев, в том числе в Википедии, убедился: факт вроде бы имел место быть! Оказалось, что капитуляцию Германии приняли-подписали (в Реймсе) от Германии Йодль и приемник Гитлера гросс-адмирал Дёниц и представители союзников, включая некого советского генерала Суслопарова. Однако тов. Сталин был возмущён этой процедурой и настоял на том, чтобы она повторилась в Берлине, на территории, занятой основной страной-победительницей фашизма. Что и было сделано на следующий день в берлинском пригороде Карлхорст. Первый акт капитуляции стали считать «предварительным», а последующий- его «ратификацией», хотя Черчилль и Трумэн выразили своё «фе». Вот потому День Победы в Европе празднуют 8 мая, а у нас 9-го… … В одной из «послевоенных» серий англичане капитально дают «по зубам» американским расистам из близкой военной базы, где просто издевались над чернокожими сослуживцами-солдатами. Британия, у которой невесть сколько было колоний по всему миру, особенно в Африке, глазами жителей городка Гастингс (реальный город, исторический, ныне скучный как бы курорт) была поражена притеснениями американских «ниггеров»! Сначала последовало робкое напоминание «У нас нет расовой сегрегации», а в конце, глядя на всю эту расистскую грязь, представительница страны с почти 300-летней европейской демократией Сэм произнесла примерно следующее (с горечью и надеждой): «Наверное, эта страна вскоре станет лучше…» Вот где задуматься: только что бравые американцы, белые и чёрные, бок о бок сражались с фашизмом, уничтожавшим евреев, славян, цыган, да и негров, если такие оказались бы поблизости- всё одно, «неполноценная раса». А тут, оборотив взгляд на своих «блэков», белые штатовцы (Боже мой, какие тупые, жлобовские, злобные рожи мы видим на экране!) оказались ничем не хуже своих недавних противников. Увы, им никто об этом не сказал… И эта страна, ставшая, может, лишь чуть лучше с той поры, теперь учит весь мир, как жить.. А это особо. «Война Фойла»- едва ли не единственный фильм (сериал), в котором остро, болево показано, что на начало Второй мировой войны Великобритания осталась без союзников (Франция вскоре была покорена гитлеровцами), потерпела ряд поражений «на суше» и опасалась вторжения фашистов под ежедневными их бомбёжками, уносящими сотни жизней мирных людей. Подумалось, что если бы Гитлер не обратил свой воспалённый взор на СССР и не напал бы на него, Англии пришлось бы очень плохо… Но беда сближает народ! И в сериале это отлично показано: все, кто мог, встали на защиту своего Отечества, внося свой посильный вклад в дело Победы и искренне гордясь этим! И это нам, россиянам, так близко и понятно! 8 из 10
Как разнообразить классику знаменитых сыщиков? Англичане по-прежнему оказались консервативно плодотворны. Конкретно — автор и сценарист Энтони Хоровиц, он же — соавтор киноверсии о Пуаро. Англия, 1940-й год, пол-Европы охвачено огнём войны. 11 историй из 17-ти посвящены периоду «их» войны (до нашего 22 июня 1941), на краю Ла-Манша, в городишке с очень знакомым буквами — Гастингс. Англия вступила во 2-ю мировую войну через два дня после начала — 3 сентября 1939 г. С военными буднями инспектора полиции Кристофера Фойла мы знакомимся в мае 1940-го. Начало совпадает со временем, когда У. Черчилль стал премьер-министром. (Портрет на стене в кабинете главного героя имеется.) В те майские дни в НКВД страны советов уже решили расстрелять 4000 пленных польских офицеров… Подобный экскурс — неспроста. Фильмы лучше понимаются, если знаешь чуть больше фактов, чем положено зрителю по сюжету. Если одного из героев после Кембриджа забрали в Блетчли, то только знатоки «Энигмы» и одноимённого фильма Майкла Эптеда могут оценить судьбу владельца частной гостиницы. На таком историческом фоне, начиная с ежедневных бомбардировок английских городов, жители острова не перестали воровать, «косить» от армии, наживаться на войне и заниматься «привычным» занятием — убивать. Бытовое и не очень бытовое лишение жизни — все сплошь английские: в дешёвой квартирке или в именитом замке, в мужских галстуках или в перманенте женских причёсок, из-за вселенских идеалов или личной неприязни, за очень большие деньги и не очень, пулей какого-то калибра или капроновыми чулками. Другие герои сериала — героические солдаты, бывшие пленные, пожарные, ополченцы, водители… У многих из них был свой Дюнкерк и свой Эль-Аламейн, а у детей — свой сбор макулатуры. Все они вносили свой вклад в общую победу, теряя родных и друзей. В ресторан ходили «на чай с булочкой», выпивали свою пинту пива после работы. На велосипедах крепили плетёные корзинки, а банка рыбных консервов была причиной для подозрений: по талонам такое не дают… Повод для знакомства со всем этим — невысокий человек в неизменной шляпе, белоснежной рубашке при строгом костюме-тройке и без револьвера. Начальник, умница и просто Джентльмен в возрасте «за пятьдесят». Отец молодого лётчика. Жена умерла. У него — приглушены эмоции, негромкий голос без намёка на приказы и почти вкрадчивая походка при полном контроле расследований преступлений. Решительный и прямой взгляд, мягкого по сути человека, который как гвоздём прибивает: — Вы арестованы за убийство… Решение почти всех финальных сцен разоблачения авторы заимствовали из знакомой практики Эркюля Пуаро — собрать всех участников события и доказательно объявить правду. Но в военное время это надо делать по-быстрому, чтобы успеть на следующий вызов. Фойл — не только талантливый сыщик. В его характере есть крепкий стержень — преданность Закону. Вряд ли кто вспомнит, чтобы в нашем военном кино начальник угро из небольшого городка мог потребовать от столичного генерала подать в отставку за оскорбление закона. Актёр Майкл Китчен запомнился мне ещё со времён оскароносного фильма «Из Африки», где обратил на себя внимание своим аристократизмом, а также лёгким налётом иронии во всех вопросах жизни. Например, хозяину дома, в котором явно ему не рады, он говорит: — Не провожайте меня… Всего один секрет открою: за все серии Фойл ударил убегающего преступника всего один раз и… ему это даже понравилось. Вот такой он — офицер полиции 1-го класса, довольствующийся тем, что хоть немного очищает землю от грязи. Отдельное откровение — актёрская работа Эндрю Скотта. Намеренно не называю порядковый N истории, где он сыграл главную из «второстепенных» ролей. К ней нужно прийти постепенно, чтобы понять, что этому гениальному актёру удалось не то, чтобы абсолютно правдиво сыграть противоречивый персонаж, но — абсолютно до боли прожить историю, от которой даже у меня — «мурашки по телу бегали». Э. Скотт — с завораживающим и глубоким взором мудреца не по годам, мелькнувший у Спилберга в «Спасении рядового Райана», на мой взгляд, недооценённый талант в большом кино. Во второй половине сериала вспомнили и о нас — «русском фронте». Есть отдельная серия — «Русский дом» — факт о многих тысячах судеб пленных советских солдат. Единственное, что в этом плане нужно сказать — кино-русские в английском кино настолько же схематичны до карикатурности, как и кино-европейцы в наших фильмах. Дело даже не в ломаном языке, а в некой «ходульности» привычек и поведения. Очень достойной оцениваю в фильмах авторскую позицию: несмотря на ежедневные преступления внешне добропорядочных граждан и мракобесие вежливых бюрократов, нация сохранила массовый патриотизм в очередях за продуктами, в учениях по гр. обороне, в ежедневном ношении противогаза (чуть ли не на танцы). Во всех сериях есть противопоставления: от понятного нам «добить врага в собственном логове», до «странных» для нас рассуждений о том, что незачем было до основания бомбить Дрезден. Английским немцам и евреям-англичанам также досталось — они повсеместно подвергались осуждению и нападкам. Для меня конца сериала не произошло. В 5-й серии — «Пятьдесят кораблей» — Фойл пообещал изобличённому им преступнику довести дело до решётки для него. Сложность правосудия определялась связями убийцы в высоких сферах Уайтхолла и запутанной политической ситуацией. Поэтому подсознательно ждёшь последней серии. Если Фойл сказал, то он обязательно своего добьётся. Это знали не только полицейские комиссары, но и сотрудники спецслужб. Если вы склонны к впечатлениям от английских интерьеров, добротных костюмов и непременных фраз: боюсь, сэр, что — да; боюсь, что — нет, сэр, — то наберитесь терпения к долгой битве в тылу. Кроме лихо закрученных убийств, Вам будет обеспечена ещё и постоянная улыбка удивительно светлого персонажа — личного шофёра Фойла по имени Сэм. По её собственному определению, ставшим настоящим кино-мемом, — «Это — коротко от «Саманта». Художнику и операторам фильма, как и уютной ауре в английских картинах — твёрдая 10-ка. Однако, нет правил для оценки 17-ти «полных метров», но это второй (после «Рима») западный сериал, который мной был просмотрен взахлёб в новогодние каникулы, а сейчас захотелось пересмотреть отдельные истории «Войны Фойла». При наличии главного сценариста и нескольких режиссёров, впору говорить о добротной и увлекающей школе английского сериала.
«Война Фойла» в одном моменте неожиданно перекликается с советской классикой. В центре повествования — сотрудник правоохранительных органов, которого не пускают на войну и который вместо этого всеми силами пытается бороться с врагами страны в тылу. «Война Фойла» — очень интересный и реалистичный взгляд на Великобританию 1940—46 годов. Очень серый взгляд, стоит признать — фокус в первых сезонах на то, как война вскрывает в людях худшее. Последних — то, что национальной безопасностью часто занимаются худшие. В сериале очень много привязки к реальным историческим событиям и фактам. Каждая серия поднимает какие-то проблемы той эпохи, часть из которых хорошо понятна и нам. Детективная составляющая очень интересная. Это действительно захватывающее зрелище, где зрителю стоит быть крайне внимательным к деталям, и тогда есть шанс — всего только шанс — успеть мыслью за главным героем. А еще сериал очень понравится любителям авиации. Иногда в кадре больше самолетов тех лет, чем полицейских. Актерская игра на высоте. Полуторачасовые серии не ощущаются затянутыми — режиссура и операторская работа отличные. P.S. В роли южного английского городка Гастингс — южный английский городок Гастингс. В роли дома, где живут Фойлы — настоящий жилой дом в Гастингсе. Мелочи, а приятно.