Путешественники
- 19 авг 2019
- 17 окт 2016
В будущем случилась планетарная экологическая катастрофа, которая вкупе с глобальной термоядерной войной уничтожила почти всё живое на планете. Озоновый слой вот-вот рухнет, и остатки цивилизации спалят смертоносные лучи космической радиации. В таких чудовищных условиях люди будущего построили автономные колонии-купола, в которых укрылись остатки выживших. За сотни лет изоляции наука значительно продвинулась вперёд (все силы были брошены на это), и учёным удалось найти способ перемещать сознание человека назад во времени. Поскольку тело не могло перенестись во времени, приходилось замещать сознание ещё живых людей 21 века. При этом сознание живого носителя — человека из 21 века — стиралось насовсем. Из-за этических соображений (чтобы не выглядеть убийцами) было придумано правило: переносить сознание только в человека, который через несколько секунд должен был умереть. Время смерти узнавал ИИ, анализируя всю прессу, сеть интернет, а также другие источники информации прошлого. Вообще, всем процессом переноса сознания во времени заведует Искусственный Интеллект, который устанавливает для путешественников некоторые правила, а также просчитывает вероятности успеха их операций, координирует действия разных групп путешественников и т. д. Например, существует правило, что разным группам запрещено контактировать между собой, также запрещено выходить за рамки своей миссии (исключение — если вашу временную линию «забраковал» ИИ, он вас буквально списал, больше не давая никаких поручений). Вообще, понятие времени в сериале очень специфично: путешественников отправляют в прошлое, они пытаются изменить какой-то момент истории, если им это не удаётся — их временную линию бракуют и отправляют новых путешественников в тот же самый момент, в очередной попытке изменить ход истории. То есть, понимание времени в сериале — не линейное. А если предполагалось изменение истории в рамках теории мультивселенной (бесконечного количества похожих друг на друга параллельных миров), тогда непонятно, почему будущее, из которого посылали путешественников, оставалось статичным. То есть, каждый изменённый путешественниками момент истории в прошлом менял также и будущее, создавая бессчётное количество вариантов будущего, из которого отправляли людей в прошлое. Была одна серия, посвящённая одной спецоперации, которую ИИ повторял сотни раз, посылая всё новых и новых путешественников, в попытке добиться желаемого результата. Причём, каждый провал этой операции означал бы, что ИИ не был бы создан в будущем и некому было бы посылать путешественников в прошлое исправлять ход этой миссии. В общем, проблема временных парадоксов, в отличие от сериала «12 обезьян» в этом сериале не объясняется совсем. Несмотря на это, сериал обладает своей особенной аутентичной атмосферой, и актёрский состав вкупе со сценаристами сумели добиться эффекта, что зритель реально воспринимает героев как путешественников во времени. Кстати, люди из будущего ведут себя по другому: они более серьёзные, грустные и моральные, чем обитатели 21 века. Суровая жизнь в колониях-куполах научила их ценить каждое мгновение и поступать по совести. Это отлично обыграно в сериале. Зачастую поступать по совести и по велению сердца идёт в разрез с целями миссий, которые выдаёт бесчувственный ИИ. Проблема в том, что ИИ при желании может в одно мгновение стереть любого путешественника, также как может стереть и сознание любого человека из 21 века. Подобные жёсткие рамки и тотальный контроль машины пришёлся по душе далеко не всем путешественникам: некоторые пытались «затеряться» в 21 веке, чтобы пожить для себя в прекрасном мире прошлого, а некоторые даже пытались бороться с ИИ, ведь одной из его задач было — выявление таких «дезертиров» с целью их устранения. После выполнения своей миссии путешественнику разрешалось жить как все обычные люди, однако большинство из них погибало на заданиях. А кого-то могли вселить в тело героинового наркомана или старушки, которой оставалось жить пару месяцев. Выполнил миссию — скрипач не нужен. ИИ не особо церемонился и относился к путешественникам как к расходному материалу. В сериале показана история одной группы путешественников, которым дают важные задания по предотвращению разных терактов, по предотвращению гибели всевозможных людей, которых ИИ посчитал значимыми для мира будущего. Проблема в том, что никто не знает, какое именно событие нужно изменить, чтобы климатической катастрофы и ядерной войны не случилось. Особая категория путешественников — «историки». Им зашивают в сознание максимум информации о будущем (например, какие лотерейные билеты на следующей неделе выигрышные, какие акции возрастут в цене и т. п.) с целью обеспечения групп путешественников любым количеством денег и иных необходимых для успешного выполнения миссий ресурсов. Сериал «Путешественники» показывает, как люди героически жертвуют собой ради великой общей цели. В то время как другие предпочитают жить для себя, наплевав на всех окружающих. А кто-то считает, что ИИ занимается пустым делом, перемалывая жизни людей из будущего (которых и так осталось не много), в мясорубке возможностей изменить ход истории, который по их мнению предрешён. 10 из 10
Я обожаю научно-фантастические сериалы про путешествия назад во времени, но при этом научная фантастика мне нравится только как сеттинг, а не основная тема. Основной темой для меня всегда являются любовь, дружба, человечность. Чего уж греха таить, для меня показатель хорошего сериала или фильма — это пустил ли я слезу хотя бы под конец. Здесь я её пустил не единожды, и в этой рецензии я хочу уделить больше внимания именно драматической составляющей и атмосфере сериала, нежели продуманности оного с «научной» стороны. Существует не так много качественных произведений, где мастерски сочетались бы вышеупомянутые элементы, но в «Путешественниках» это сочетание достигает своего апогея. Есть сериалы, в которых персонажи мне просто неприятны («Вне времени», «12 обезьян»), и я терплю их ради сюжета; есть те, где мое отношение к ним нейтрально («Континуум», «Киллджойс»); есть и такие, где я просто могу сказать, что герои мне нравятся («Тёмная материя», «Радиоволна»). А в героев сериала «Путешественники» я просто влюбился. Персонажи здесь настолько хорошие, что просто невозможно не сопереживать им на протяжении всего сериала, и именно это в наибольшей степени заставило меня посмотреть все три сезона за три дня. Эти люди прибыли из будущего достаточно необычным способом, захватив тела тех, кто вот-вот должен был умереть, чтобы спасти мир от самого себя. Некоторым из них пришлось играть роль перед близкими тех людей, чью жизнь они забрали себе. Но что удивительно, они сыграли эту роль не хуже, а может быть даже лучше своих «оригиналов». Кое-кто из путешественников проникся искренними чувствами к их близким и подарил им такие моменты, которых иначе бы просто и не было. С другой стороны, в связи с опасной природой их деятельности они также поставили жизни родных под угрозу. Подается это всё невероятно драматично, и сердце порой разрывается от гаммы эмоций, когда с одной стороны ты радуешься за героев, а с другой жалеешь людей, которые не понимают, почему их близкие так изменились, а те не могут им рассказать. Ещё одним огромным плюсом для меня является саундтрек сериала. Это лёгкая, ненавязчивая музыка, обволакивающая атмосферой футуризма. Пожалуй, музыка создаёт не менее половины атмосферы сериала, и благодаря ней он смотрится ещё интереснее и чувственнее. Ты слушаешь эти мелодии и безо всяких слов проникаешься атмосферой неопределенного будущего и ускользающего настоящего. На ум приходят видеоигры Mirror’s Edge и Deus Ex, а ещё фильм «Жажда Скорости», которые я до этого считал эталонами по части футуристического саундтрека. Но «Путешественники» своей музыкой берут за душу в ещё большей степени. Я рекомендую этот сериал абсолютно всем любителям такого сочетания, как драма/научная фантастика, которые не придираются к научной стороне вопроса, а ценят именно эмоциональную составляющую и атмосферу. Впрочем, даже если посмотреть на сериал с научной стороны, путешествия во времени информации выглядят значительно убедительнее, нежели материи. Сериал я смотрел марафоном, не отрываясь. Ни одна серия мне не показалась скучной или хуже других.
Итак, все началось с того, что в наш мир пришел 001-й. Замысел Директора загадочен и совершенно непонятен: действительно, на кой посылать путешественника в одно из зданий-близнецов торгового центра за считанные минуты до всем известных трагических событий? А чтобы понять замысел цифрового Творца, сядьте и посмотрите сериал. И проникнитесь историями каждого из героев, и поймите их, и сопереживайте… Проживите жизнь с каждым из путешественников, и вы станете лучше, добрее, гуманнее, нравственнее. И поставьте себя на место любого из них. И сравните себя, смогли бы вы сами оказаться на их месте, и что бы совершили тогда? ЕЩЕ НИКОГДА ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ НЕ БЫЛ ТАК ГУМАНЕН. ЕЩЕ НИКОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ БЫЛ ВСЕМОГУЩ. Только ты можешь для себя понять, на чью сторону встать. А еще говорят, что искусство не воспитывает. Это смотря какое искусство. Это смотря какие произведения. Бред Райт — гений новой формации, выдающийся драматург, гуманист, писатель. Он уже давно нашел способ делать людей лучше, и если вы до сих пор не присоединились к его когорте, смотрите его сериалы и подключайтесь к борьбе добра со злом. Вперед, соратники. Мы должны победить. Так предначертано. Выверено и проверено. И Директор будет бороться до последнего. До самого последнего ЧЕЛОВЕКА. Особенно хочу отметить седьмую серию второго сезона. Она уникальна, ее можно смотреть отдельно от всего, как предпоследнюю серию сериала «Звездные врата. Атлантида». И если кому-то покажется сериал скучным, не унывайте, вы сполна будете вознаграждены в финале. Наберитесь терпения и смотрите до конца. Не пожалеете. 10 из 10
Очередное издание из многочисленных сериалов и фильмов, где основная идея заключается в перемещении людей во времени, из будущего в прошлое. Идея перемещения сознания в другого носителя тоже далеко не нова, но не избита. Некоторые из авторов сериала отметились в известной экранизации «Звездные врата», что должно привлечь дополнительную публику. Я смотрела сериал в два захода, первый сезон в 2016 году, что не оставило большого желания в то время ждать продолжения. Узнав о завершении третьего сезона, решила начать сначала, с пересмотра первого сезона. В целом сериал выглядит лучше и достаточно завершенным, несмотря на то, что хитрые канадские авторы оставили себе лазейку, чтобы начать все заново. Итак, команда спасателей человечества перемещается в 21 век, поскольку там у них, в будущем, совсем плохо и осталось только ждать конца. Ха, если вы оптимист, то просто обязаны досмотреть до конца и понять, на что может рассчитывать человечество, пытаясь выторговать себе еще один шанс. Все остальные и так знают, насколько велики шансы начать жизнь заново. К концу первого сезона создатели явно не знали, как держать зрителя в тонусе, хотя начало сериала привлекает сразу с первой серии. Неплох конец второго сезона, ну а третий вообще подтянул качество. Основной вердикт — смотреть, абсолютно жизнеспособен. На мой взгляд, авторы, не наделив героев излишними сверх способностями и сверх возможностями, сделали их очень человечными. Все было гармонично и реалистично. Слабость человека как вида выходила на первый план, никто не знал как нужно жить, и неважно кто тобой руководит — бог или искусственный интеллект. Артисты, играющие команду путешественников, были на высоте, каждый идеально изобразил непохожих друг на друга людей. Меня немного раздражала Леа Кейрнс со своим аватарским лицом, ей явно не предоставили достойной роли. По той же причине, как мне показалось, переигрывала мной очень любимая Дженнифер Спенс. При просмотре картин на подобную тему мне всегда хочется, чтобы сценаристы предложили волшебный выход из создавшейся ситуации и поэтому вариант, когда все умирают или начинают жить долго и счастливо удовлетворяет меня больше, чем та бесконечная неопределенность и вечные попытки спасти мир, как в «Путешественниках». 7 из 10 на мой взгляд, немного заниженная оценка, но я тем не менее остановлюсь на ней. И надеюсь, создатели не станут продолжать серию, хотя соблазн довольно велик.
Прошлое — это фундамент будущего! Все подобные темы возврата в прошлое, зачем они нужны? Логично, что для того, чтобы жить в светлом и приятном будущем, в мифическом раю… Религии учат верить, что рай возможен лишь при исполнении воли божьей и его законов, эдакого единого центра, который осведомлён обо всём и чью волю и план непоколебимо стоит воплощать. Ведь отдельные люди и группировки эгоистичны, не видят целостной картины и не осознают, как их действия проявляются в будущем. Поэтому существование Творца в религии обосновано и разумно. В целом сериал именно об этом, но показывает эту идею с научной точки зрения. Но какие аналогии можно провести с религиями? В виде Творца выступает квантовый супер-компьютер, способный отслеживать все возможные временные линии и прогнозировать исход почти всех действий, проявляющихся в этих линиях. С помощью технологий способный оцифровывать сознание людей и направлять их в любые временные линии (в сериале показана одна), но с определенными условиями, лишь перед смертью носителя, зная его координаты во времени и пространстве. То есть в сериале можно провести прямые аналогии, пересекающиеся с религиозными идеями: Творец = Квантовый компьютер; Законы Творца = Протоколы для точного исполнения плана квантового компьютера; Душа = Сознание; Реинкарнация душ = Загрузка сознания в биологический носитель; План Творца = План квантового компьютера; Мессии = Исполнители плана квантового компьютера; Противоборцы = Отступники от плана квантового компьютера, продвигающие свой личный план, разумеется ради всеобщего блага… Предатели = Они такие же, куда же без них; … Сериал наводит на мысль, Творец — это старичок на облаке либо что-то мифическое, либо интеллектуальное творение? Может быть информация о Творце — это всего лишь наше возможное будущее, при котором технология достигнет настолько высоко-интеллектуального уровня, что будет невозможно отличить сказку от были? Этот сериал точно заставит задуматься над этим философским вопросом. В целом сериал стоит посмотреть, снят качественно. Актёры и их роли подобраны хорошо. Поведение героев частично искажено из-за биологической предрасположенности носителя, что разумно. Сюжет цепляет с самого начала и не выходит за рамки разумности — магии нет, лишь наука! И что самое главное поведение главных героев учит ответственности, состраданию, минимизации возможных повреждений/последствий, показывает как маленькое действие может кардинально изменить будущее, как недостающая память может изменить поведение личности… Жаль, что он недооценён массовым сообществом. 10 из 10
В далеком будущем на Земле произошла некая катастрофа, в результате которой человечество было обречено на вымирание. Сериал начинается с того, что мы видим как сознание умирающих, при различных трагических обстоятельствах, будь то домашнее насилие, ограбление или спортивное ранение, замещают личности людей из будущего. При этом, сами тела этих людей — остаются прежними, но их физические, умственные навыки существенно меняются, под воздействием развитости новых личностей. Герои обмениваются средствами вживленной связи между собой, занимают свои места в 21 веке, — нашем настоящем, и идут на борьбу за выживание и спасение человечества на Земле. Сериал воплотил мою давнюю мысль о том, что если путешествия во времени и будут когда-нибудь возможны, то логичнее и реальнее будет переносить, не тело и материальные объекты — целиком, а наше человеческое нематериальное сознание (!) Никогда особо не могла представить машины времени, применительно к нашей реальности, переносящие материальные объекты, тела во времени. Конечно, согласно имеющимся последним научным трудам такое и невозможно вовсе, разве что гипотетически. Но я бы скорее поняла и поверила в способность (конечно, открытие возможно в будущем), только нашего сознания переноситься через время в пространстве. Так, что, приятно, что сериал все же, пусть и невольно, но дает пищу для размышлений и составлению научных гипотез. Считаю это еще одним плюсом, что все не сводится к мелодраме и пропаганде (последнее присутствует во всех зарубежных сериалах, скрыто, но имеет место быть и лично мне неприятно). По своему замыслу и завязке сериал очень похож на, не так уж давно завершившийся, успешный сериал: «Континуум». Удивительно, но даже актер из Континуума (сын Алекса из будущего) перешел в этот сериал в неоднозначной роли полицейского-игромана. Затравка неплохая. Особые спецэффекты излишни и компенсируются отличным продуманным сценарием, что для меня является большим плюсом. Актеры, сыгравшие главных героев — красивы, молоды, сексуальны и различны по типажу. Никто не вызывает отталкивающего впечатления, даже бывший наркоман. Хотя его пирсинг в носу я бы убрала… Ну, может привыкну со временем. Люблю и ценю научно-фантастические сериалы, эта тема — моя. Потому не смогла пройти мимо нового канадского шоу канала Netflix. Тема путешествий во времени, апокалиптичного будущего особенно популярна в последние годы. Примечательно и то, что к сериалу «Путешественники» причастны создатели другого известного сериала — «Звездные врата». Чего я жду от нового сериала? Динамики, побольше научной составляющей, раскрытию мира будущего, побольше острых социальных тем (как в настоящем, так и в будущем), еще больше запутанностей и логичного завершения. Не знаю, будет ли продолжение и «выстрелит» ли сам проект, шоу, но буду на это надеяться. 9 из 10
Открыв для себя однажды прелесть канадского телевидения, сложно остановиться. «Путешественники» стали еще одной звездой в плеяде талантливых, увлекательных sci-fi сериалов наряду с «Гранью», «Темным дитя», «Сотней» и «Континуумом». Сюжет о путешествиях во времени хоть и избит, но здесь создатели выехали, сумев подать его больше не с приключенческой, а с человеческой стороны. Группа «путешественников» прибывает в XXI век, перезаписав свое сознание поверх других людей и таким образом заполучив «в нагрузку» к чужому телу еще и чужие проблемы, взаимоотношения, любовь и прочее. Справиться со всем этим, под шумок пытаясь спасти человечество от грядущей катастрофы — задача не из лёгких. Примечательным для меня стало то, что в этом сериале симпатичны абсолютно все герои. В группе из пяти человек не оказалось никого, кто был бы непримечателен или неинтересен. При том, что формальное лидерство принадлежит агенту ФБР Гранту Макларену (в исполнении звезды «Предчувствия» и «Уилл и Грейс» Эрика Маккормака), остальные члены его команды не менее яркие: очаровательная доктор Марси, боевая и решительная Карли, ну и «динамическое дуо» Тревора и Филипа — наблюдать за каждым крайне интересно. Эти двое почему-то стали мне особенно близки. «Историк» Филип, чье сознание поселилось в теле героинового наркомана, несёт на себе бремя всеобъемлющего знания о всех важных событиях, начиная с XXI века и на несколько столетий вперёд. Немудрено, что оставаться беспристрастным наблюдателем у парня получается не всегда. Персонаж Тревора примечателен хотя бы тем, что по сюжету в тело 17-летнего школьника поместили сознание древнего старика, который «старше, чем мы все вместе взятые», как говорит в одном из первых эпизодов Карли. Молодой актер Джаред Абрахамсон (ранее известный лишь скромными эпизодическими ролями) отлично справился со своей ролью, блестяще раскрывшись в образе мудрого, рассудительного товарища. Остальные тоже весьма неплохи. Половину времени просто смотришь за их жизненными неурядицами, переживая не столько за то, спасут они мир или не спасут, а за то, как им удастся вывернуться из очередной бытовой и отношенческой коллизии. У Макларена, например, появилась жена, которая знает его как облупленного, и от которой просто так не отмахнешься, чего уж там. В общем, к просмотру сериала я больше советую подходить как к хорошей драме. Фантастический сюжет — лишь канва, на которой сценаристы рассказывают, что на самом деле значит быть человеком. Будь до в двадцать-первом веке, в двадцать-пятом или в тридцатом. 8 из 10
Какую цену мы готовы заплатить ради светлого будущего? Чем готовы мы поступиться и на какие жертвы пойти чтобы оно наступило? Своеобразный ответ на этот вопрос ставится в сериале Путешественники. За аксиому берется утверждение, что люди настоящего 21-го века не способны самостоятельно решить надвигающиеся катастрофические проблемы. С этим утверждением очень хочется согласиться, потому что жалкие попытки политиков создать видимость процесса, тонут в объективной реальности подхода через создание череды во всем виноватых врагов… В наступившем «светлом» будущем, (примерно в 22-м веке) жизнь на поверхности планеты стала невозможной, остатки человечества после глобального конфликта всех против всех создали убежища под землей, покрытые куполами, через которые иногда пробивается луч солнца. Зато доступны многие «блага» технократической цивилизации — такие как сверхпроводимость, квантовые компьютеры, искусственный интеллект и перенос сознания человека сквозь пространство и время. Стало ли им от этого лучше жить, как видим совсем наоборот… Чтобы предотвратить наступившую катастрофу люди будущего решают изменить прошлое, для этого они отправляю в тела людей которые через мгновение должны умереть в 21-м веке сознание специально подготовленных агентов-волонтеров. Сознание вновь прибывших стирает личность человека из его тела и полностью заменяет его личностью прибывшего агента, со всеми его знаниями и опытом. Внешне он остается точно таким же, но внутренне это совершенно другая личность. Цель — изменить прошлое ради светлого будущего. Сериал предлагает два подхода для достижения этой цели — точечное изменение (подруливание) событий которые выбирает искусственный интеллект по имени Директор и метод глобальных поворотов который предлагает оппозиционная Директору организация управляемая людьми. Главные интриги сериала — можно ли встроить в чужое тело другое сознание и остаться незамеченным. Возможно ли изменить будущее изменяя прошлое. Тем кто ищет спецэффекты, это не про этот сериал, бюджет на них не выделялся. Но это как мне кажется ему и не нужно, здесь люди будущего представлены не какими-то нереальными суперменами со сверхспособностями а реальными людьми, которых встречаешь на каждом шагу. И от этого им веришь гораздо больше. Самая сильная сторона сериала это драма характеров, харизматичные личности не шаблонных героев, которые раскрываются и эволюционируют буквально до последней минуты последнего эпизода третьего сезона. Им не получится не сопереживать, в них не получится не влюбиться! Причем драматическая составляющая растет от сезона к сезону. Из минусов хотелось бы отметить некоторые логические нестыковки, особенно много вопросов у меня порождает 7-й эпизод второго сезона, который бы я вообще исключил из просмотра, без всякого вреда для сюжета. При желании его можно посмотреть после последнего эпизода сериала. Ну и на последок — почему же рецензия нейтральная? Поначалу хотел ее сделать положительной, но смущает тот факт что роль социальной структуры общества никак не влияет на будущее с точки зрения авторов. Либо они не понимают ее роли, либо сознательно смещают акценты. Но при всем при этом сериал достоин потраченного на него времени. Приятного просмотра!
Канадские сериалы цепляют своей строгостью и редким юмором. С точки зрения операторской работы они не теплые, а по сюжету не очень позитивные. Но определенно одни из лучших. «Путешественники» — это представитель канадского семейства. Захватывает молниеносно. Непонятный отсчет времени, писк, крик и вдруг человек, который, вроде, должен был умереть, продолжает жить. Но уже другой жизнью, имея высшую цель во благо человечества. Картины про перемещения во времени всегда были одними из самых интересных. Хотя бы потому, что заставляют задуматься — а можно ли на самом деле что-то изменить в лучшую сторону или получится только навлечь еще большую беду? К тому же через плюс-минус 50—100 лет временные технологии могут стать реальностью (как и суперумные человекоподобные роботы, так что подумайте прежде чем грубить Алисе). Каждый персонаж в «Путешественниках» максимально самодостаточен. За исключением, разве что, Карли (Неста Купер). Ее как-то не раскрыли, по сути, оставив одну после неудавшихся отношений из прошлого/будущего. Лучшими героями, на мой взгляд, являются Тревор (Джаред Абрахамсон) и Филипп (Рейли Долмэн). Возможно, в меру обаятельности и сюжетной линии. Приятно видеть и знакомых актеров. Я, например, была рада Дженнифер Спенс, которая в «Континууме» играла кокетливую Бетти, а в «Путешественниках» она — прямолинейная Грейс. Сюжетные повороты в сериале довольно непредсказуемы. Отдельным пунктом хочется отметить дружбу персонажей. Все они — сильная команда. У них есть цель, и они идут к ней. На первый взгляд, их сложно назвать друзьями, да и к новой жизни они адаптируются сравнительно неплохо, не считая пары моментов, так сказать. Но со временем члены команды предсказуемо сближаются, и у всех складываются очень трепетные человеческие отношения. Что важно, создатели не перебарщивают с любовными линиями. Это, кстати, можно назвать особенностью многих канадских сериалов. Многих, но не всех, конечно. В «Зове крови» понятно, что без этого никуда, а в «Хэйвене» классический раздражающий любовный треугольник. Но в том же «Континууме» все очень аккуратно, без лишних соплей, как и в больше части «Грани». Ну и самое важное — сериал логично закончили. Всего три сезона по 10—12 серий. Конечно, не хочется расставаться с друзьями так скоро, но зачастую, продолжая, создатели уже «высасывают приключения из пальца». Так было в «Зове крови», кстати. И завершенности там так и не случилось, а вот в «Путешественниках» она есть. Досматриваешь последнюю серию и понимаешь — конец, на продолжение можно не рассчитывать. Очень адекватная, кстати, концовка, без интриг и выдумок. 10 из 10