Крепкая броня
- 06 мая 2020
Очередной быстро скроенный «шедевр». В преддверии великого праздника, создать сей фильм со множеством каких-то безумных сцен надо было постараться. Общая канва или цель фильма зарублена на корню. Зрителя подводят к битве на Курской дуге, показывая подготовку вчерашних старшеклассников в танковом училище в Саратове, до боевых командиров в якобы «ключевой» сцене битвы. Но сколько сколько же неправдоподобных сюжетов, разорванных сцен, искаженной хронологии. От истории «танкистки», которая вместе с мамой скинулась на танк и написала товарищу Сталину (1000% искажения истории — хоть посмотрели бы реальную историю Героя Советского Союза Октябрьской Марии, которая после гибели мужа на свои кровные 50 000 рублей приобрела танк и била фашистов), до каких-то неправдоподобных сцен расстрела своего сослуживца, любовный четырёхугольник (квадратом язык не поворачивается назвать) взаимоотношений фельдшера. И вновь у главных героев маникюр идеальный после обстрелов, сражений, стычек. Странный выбор героя (по видимому грузина) из сериала «Война семей», он так старался изобразить акцент, но увы… получилась пародия… (прослеживается сцена с настоящим Вано Кохабидзе из «В бой идут одни старики», которая вылилась в камеди). Эх… История же замечательная, а исполнение — бррр.
Гремя огнем, сверкая блеском стали, Пойдут машины в яростный поход, Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин, И первый маршал в бой нас поведет! Если подходить к «Крепкой броне» с позиций «Летят журавли»(1957), «Судьба человека»(1959), «Отец солдата»(1965), то камня на камне можно не оставить от нашего современника. В безвыигрышном положении прибывает сериал. Драматургия по самому минимуму. Надрыв души зыбкостью сочувствия к персонажам. Актёрские роли в старании, но без лоска, без изюминки. Характеры показаны, а вот стержни этих самых характеров, из мелких деталей режиссёрского наблюдения состоящие, не раскрыты. Да, люди. Да, война сумраком лихолетья надвигающаяся. Да, трагедия опалившая всех и каждого, но что ж так всё обрывочно, наспех, абы как? И хронометраж времени ведь позволяет без суеты спешки соткать целостное полотно, а нет такового. Нет. Ошибаюсь? Возьмите, к примеру «А зори здесь тихие»(1972) Станислава Ростоцкого. Три часа на рассказ и какова полнота повествования? Девочки — кристаллами душ в нас. На десятилетия, на несколько поколений в прорастании. Мы всё о них знаем. О каждой из них. И с каждой соприкоснулись вглубь личностей погрузившись. Лиза Бричкина? Плач в ужасе гибели. Женька Комелькова — поющая гитара в переборах струн. А Рита Осянина, Галя Четвертак, Соня Гурвич разве «слабее»? А Кирьянова, Васков в демонстрации мощи себя? Три часа! И сколько огня, страсти, жертвенности… В «Крепкой броне» — Вася, Мария, Артём, Дмитрий, Бронштейн, Хрустов, Званцев…, от имён рябит. А где потерялось их содержимое? Это души вообще или так, сгущение плоти? И сопоставлять картины можно в сравнении бесконечно. Здесь курсанты танкового училища, там зелёные зенитчицы в защите Родины. Возрастом, одногодки. Вчерашние школьники. Безусая поросль. А «Старшина»(1979) в наставничестве ученичества разве не был хорош в своё время? Владимир Гостюхин просто сиял в своей роли. А лента, между тем, лишь на 83 минуты экранного времени. Во как! Он и отец родной, он и воспитатель строгий для своих щеглов. Всё успел. Всё нам и «им» дал! Здесь в том же амплуа Виталий Хаев. Но что доброго о нём можно сказать? Чем он запомнился? Заступничеством? Всё? Бедненько… Да-да, бедненько. А «В бой идут одни старики»(1974) разве не имеют точек соприкосновения с «Крепкой бронёй»? Выпускники-лётчики там, выпускники-танкисты здесь. Искромётный юмор, молодая поросль в лицах астеничной молодёжи, жажда боя, любовная лирика, «Смуглянка»… Ох! Ах! Да, уж, было же такое, было! И «вершина айсберга» — Леонид Быков, дирижирующий оркестром… Вновь не сопоставимо. Вновь несравнимо. Вновь различные категории. «Супертяж» против «мухача». Сколько отпущено времени на «былину»? Не поверите, 92 минуты занимает повествование. Всего то! Но ведь обо всём. Обо всех. А сколько там эмоций было? Сколько страсти? Огня? А щемящей боли от потерь эскадрильи? Сравнения, без вариантов, как говорится. Стоит ли дальше соотносить вчерашнее с сегодняшним? Что же мы все потеряли? Когда? Где? Это так режиссура измельчала ныне? Или может быть неопытна, зелена, бесталанна? Скороспелое кино перед нами. Быстрый «тяп-ляп» в раздаче всем и каждому. Век сериалов диктует свои правила и законы. За дневную смену необходимо уложить серию, так что ли? Ну, да, почти. Так что какая может быть высокая эстетика? Какая глубина образов? Некогда разводить репетиционные дубли. Время торопит. Время не ждёт. Завтра новый «тяп-ляп» халтуры на очереди. К этому кино и относиться нужно таким же образом. И мерить его — иным аршином. Без изысков претензии. Да? Да. Именно. Что ж, тогда халтурка удалась. Война — есть. Любовь — есть. Вчерашние курсанты выросли в воинов. Сражаются. Воюют. И мы переживаем за них. Чего же ещё? Всё! ОТЛИЧНОЕ КИНО! Отличное от советских шедевров! 6 из 10
С лирической линией явный перебор. На выходе: шестисерийный водевиль на передовой. Романы конечно крутили, но штабные в тылу, а не простые танкисты, которые каждый день гибли. Героиня (Маша) ведет себя как мать-кукушка. Бросает на малознакомую бабушку новорожденную дочку и торопится на поиски новых приключений. Попутно, на сборном пункте сдает с потрохами своего воздыхателя, благодетеля и спасителя — военврача за ложный диагноз, делающий ее негодной для службы, и подводя его тем самым под расстрельную статью (только чудом тот не пострадал). Могла бы и промолчать, ведь ее и так силком ее на фронт никто не тащил. В общем с такими друзьями как Маша врагов не надо. Вторая дамочка — Наташа, слишком много психует и истерит на почве ревности. Первые ноты практически всех музыкальных композиций оставляют осадок очень знакомых. Ну по мелочи: ребеночек у Маши рождается по виду трехмесячный. Зачем немцам понадобилось тащить с собой, а потом вешать мертвую селянку (девушку Артема) тоже не ясно. Видимо в 43м и них других забот не было. Маша, при каждом повороте сюжета, оказывается в той точке фронта, где служит Василий. Нам дают понять, что других медработников и танкистов в армии не существует. Если бы у создателей было чувство меры, и нормальные консультанты, то уверен, что фильм бы удался, так как литературная основа, в принципе неплохая. Не понимаю. Откуда пошло, что раненых с поля боя вытаскивали вчерашние школьницы. По воспоминаниям фронтовиков этим занимались в основном крепкие мужчины санитары с носилками. Актеры играют неубедительно, диалоги часто перегружены (видно, что ухоженные молодые люди только оторвались от смартфонов). Первые серии нормальные, а потом… может деньги кончились или еще что. В общем на выходе очередное КИНО и НЕМЦЫ.
Было непривычно увидеть молодые лица в главных ролях командиров танков. К сожалению, нас приучили к тому что, например в фильме о реальном подвиге танкистов, в роли 23-летнего командира танка снимается актёр, которому хорошо за 40. Этот фильм — приятное исключение из сложившихся правил. От этого смотрится он даже без компьютерных спецэффектов более реалистично. Молодые актёры — молодцы! Играют очень искренне. Во всяком случае действительно веришь в слёзы молодого танкиста, потерявшего любимую девушку. Чувствуется что актёр не играет, а проживает эпизод. Это дорогого стоит. Конечно, есть и минусы. Любовная линия несколько надумана, но самое весёлое и интересное, что в реальной жизни бывают сюжеты и посложнее. Очень здорово что нет набившей оскомину сюжетной линии со злобными НКВДшниками и тупыми комиссарами. Да, есть особист, который выполняет свою работу, иногда, мягко говоря, перегибая палку, пытаясь наказать не преступившего закон офицера, а оскорбившего его лично, комбата. Помимо молодых актёров и актрис безусловная удача, создавшего образ комбата — Олега Василькова. На мой взгляд, не смотря на несколько смазанную концовку, которую всё же немного спасает саундтрек, написанный бесподобной Александрой Пахмутовой, в целом — фильм удался. Жаль что, по всей видимости финансирование было не очень щедрым, поэтому маловато компьютерной графики. Но лучше без неё, чем с ней, но аляповатой. Поэтому 8 из 10 и спасибо творческому коллективу, работавшему над фильмом. Ждём продолжения
Реклама обещала фильм о Курской дуге. А что получили? Любовные похождения главных персонажей. Санта-Барбара в антураже войны. Любовный треугольник, шитый белыми нитками сюжет. Бойцы живут кто-где хочет. Бабы. Сало и самогон. Приехали на пикник, а не воевать. Без злодеев из НКВД ну ни куда! Захват Тигра списан из фильма Мираж, где также захватили броневик с деньгами. А вся Курская битва — куцая и ненастоящая. Апофеоз этой гадости — мелодраматическая сцена на подбитом танке. Оценка одна — это кошмарное издевательство над правдой, и очередная попытка исказить и оплевать нашу историю, подменив её американскими установками. Вопрос один — когда прекратят лить эти помои с экрана на наши головы?