Чёрный пёс
- 03 мар 2019
Меня радует, когда кинематограф оперативно реагирует на происходящие в мире события. Кажется, только недавно отгремели бои в Сирии, русские вот-вот покинули эту пустынную страну. Но уже полгода назад как зритель смог насладиться захватывающими приключениями русского спецназовца Андрея Рубцова, напрямую связанными с недавним сирийским конфликтом. Здесь есть всё: и захватывающий зрелищный боевик с использованием спецэффектов, и увлекательный закрученный детективный сюжет. До последнего оставалось неясным кто же действительно на чьей стороне. Эта интрига — многое значила в фильме. Хватает в киноленте и именитых харизматичных актёров, за поведением которых на экране было приятно наблюдать. Это и Владимир Епифанцев в главной роли, и следователи Павел Харланчук, Карина Разумовская. Жаль, что быстро вывели из сюжета героя Игоря Сигова — очень колоритный его герой, много давший для развития как комедийной составляющей, так и драматической. В основе сценария — одноимённый роман Николая Чергинца, который, кстати, очень трудно разыскать, а также его продолжение. Николай Чергинец — милицейский генерал в отставке, автор более 30 книг о милиционерах и военных. «Чёрный пёс» — совместный кинопроект белорусских и российских мастеров кино. Остросюжетный боевик о борьбе с международным терроризмом примечателен захватывающим и динамичным сюжетом, масштабными съёмками, великолепной игрой актёров. Действие «Чёрного пса» происходит где-то в Сирии и в Москве, но большая часть — в Минске. Сирию, кстати, снимали на микашевичском гранитном карьере в Лунинецком районе. Итак, майор спецназа Андрей Рубцов, выполняя задание по нейтрализации банды террористов, теряет в неравном бою всех боевых товарищей. Чудом выжив, он вынужден провести долгое время в беспамятстве в чужой стране. Вернувшись на родину, Рубцов мстит за гибель друзей, спасает свою семью и помогает устранить главарей международной преступной группировки, которая стремилась поставить мир на грань масштабной гуманитарной катастрофы. Сам автор сценария перед премьерой фильма ещё в марте 2019 г. Николай поделился своими размышлениями: «Я думаю, фильм получился. В нём много эпизодов, которые будут заставлять сопереживать героям. Этот фильм делала та же команда, которая в своё время снимала знаменитый фильм «Снайпер». К тому же, оператор и режиссёр, а также продюсер — безумно талантливые люди». Как признавались каскадёры, каковых в процессе работы над кинолентой привлекалось немало, в фильме почти нет компьютерной графики. Большинство трюков исполнялись профессионалами, а не рисовались на компьютере. Они прыгали с вертолёта, отлетали от машин, кувыркались на фоне многочисленных взрывов… Следил за проектом уже с момента подготовки к съёмкам, поскольку интересуюсь отечественным кино. Насколько помню, на «Беларусьфильме» заявили, что попутно с 4-серийной версией выйдет и полнометражный фильм, однако информации о нём ещё нигде не видел. Жаль, конечно, что у фильма такой небольшой рейтинг. Мне кажется, немалую роль в этом сыграло и то, что телепремьера киноленты прошла на канале НТВ, известном своими «бандитскими сагами». В то время как сам «Чёрный пёс» нужно смотреть несколько иной точки зрения. 9 из 10
Никак не получается вписать этот сериал на лучшие страницы достижений. Даже на скромные страницы просто достижений. После колебаний кажется, что оценка может быть только нейтральной и хуже, а сериал стоит немного разобрать на составляющие, но не профессионально, а чисто по-зрительски. Если смотреть его бегло и кусочками, допустим, во время уборки, готовки или просто поглядывая на экран, пока занят действительно полезными делами, то что-то типа впечатления может получиться. Если внимательно смотреть подряд, получится огорчение. Даже сам «кремень» Епифанцев не спасает, особенно с учётом того, что его герою предстоит за куцый остаток жизни сделать важное дело — свести личные счёты, убрать крота из СИБ, наказать зло, насадить добро и решить проблемы с женой и дочкой. Как бы герои не мастерились в кадре, очень стараясь круто выглядеть, но слишком часто они выглядят убого. Либо отчаянно тупят, хотя по сюжету должны были блистать интеллектом и показать в деле опыт, интуицию и сообразительность. Ну, хитрость хотя бы… О сюжете: есть подозрение, что Николай Чергинец и Андрей Карелин взяли кривое зеркало, приложили к знаменитому фильму «Щит и меч», потом написали свою «адаптацию», только задом наперёд, шиворот навыворот и с точностью до наоборот. Вместо контуженного в финале Вайса/Белова, решавшего в госпитале, среди своих он или среди чужих, в начале «Чёрного пса» контуженный Рубцов, решающий, кто в родном ГБ чужой, а кто свой. Ангелика Бюхер из старого классного фильма превратилась в самочку из СИБ (Карина Разумовская), желавшую затащить в койку всё, что правильно шевелится и может пригодиться по службе. Чтобы зритель разглядел в сериале хоть что-то, московский генерал объясняет белорусским гэбистам, что это не они допрашивали Рубцова, а он их… Даже не досмотрев до конца, зритель должен поверить, что кругом враги, а информационная безопасность превыше всего. Ещё зритель должен поверить, что в Штатах есть деятели типа Бриннера, которые способны крутить мозги ЦРУ и ФБР и ещё целой куче спецслужб, будто средств слежения за оружием и деньгами нет, как во времена Второй мировой, а жулики есть, да ещё и круче, чем бывали в прошлом веке. И сейчас эти прохиндеи как бы неуловимы. В итоге описать достоинства фильма не получается. А недостатков так много, что лучше не писать, а сразу посоветовать Александру Франскевич-Лайе работать только продюсером, но с толковыми помощниками-консультантами по семантике, а Владимир Янковский может переключиться с мини-сериалов на мини-мультики (а вдруг получится?). Все свои скромные баллы сериал заработал за героизм Епифанцева в кадре, за несколько эпизодов и… И это всё. 4 из 10