Знахарь
- 23 сен 2019
Не сосчитать, сколько раз с тех пор, как состоялась премьера, я возвращалась к этому сериалу. Гениальный хирург, потерявший память, но не потерявший себя. Когда этот фильм сравнивают с польским, который я тоже когда-то смотрела и который нравится, решительно говорю «нет». Это совершенно иная история с иным смыслом, хотя общее у них есть. Но, уважая старый многими любимый фильм, рискну сказать: наш сериал лучше. Глубже. Сильнее. При том, что он не лишен недочетов. Не везде совершенен, да и хронометраж великоват — можно было сократить количество серий. Можно было умерить мелодраматичность, отойти от смакования криминальных подробностей, поменьше бы крови… Но все уже получилось — и получилось замечательно. Недавно один из ведущих актеров сериала Николай Иванов сказал в прямом эфире, что на съемках «Знахаря» царила превосходная атмосфера взаимопонимания и взаимной поддержки. Когда профессионалы занимаются любимым делом и вкладывают душу в свои произведения, они получаются очень хорошими, даже если не шедевры. Еще Н. Иванов упомянул, что это — актерское кино. Сослался на Даниила Страхова, исполнившего в сериале главную роль. Да, актерское. Актеры стали главной движущей силой в этом превосходном фильме. Все, начиная от главных героев и заканчивая эпизодическими ролями. Дети были великолепны. Сама идея сериала хороша невозможно. Это не просто кино о доброте и милосердии, о победе добра над злом и возмездии. Это какой-то очень правильный фильм, не вызывающий своей правильностью отторжения, не приторный, не надуманный. Это какой-то совсем новый, совсем необыкновенный вариант Человека. Может, Человека будущего, когда мы вернем себе человеческий облик? И при этом — такой, которому веришь до последнего взгляда, слова, вздоха. Достоверный, истинный, единственно возможный, без подвоха и подтекста. Всегда нравился актер Даниил Страхов — еще со времен барона Корфа, «Детей Арбата», потом «Исаева». У него вообще много стоящих ролей в кино и театре. Но здесь он превзошел сам себя, если так можно сказать, хотя ему под силу и отрицательные, и положительные роли любого оттенка. Но здесь назвать героя просто положительным мало. Это Идеал. Так передать внутреннюю красоту и благородство, высочайшую духовность без назидания, быть таким естественным и фантастическим одновременно наверно способен только он. Низкий поклон Даниилу за эту невероятную роль. И другие актеры: Юрий Ицков, Валерий Гришко, очаровательная Александра Мареева, прелестная Екатерина Кузнецова, уже упомянутый Н. Иванов (его Стрельников — это просто вынос мозга, браво). Да все были на высоте. Саундтрек к сериалу полностью соответствует грандиозности происходящего на экране — браво композитору Д. Чебанюк. Не фанатик я современных отечественных сериалов, но зарубежные порой и вовсе напрягают. Хочется своё смотреть, только качественное. «Знахарь» меня порадовал во многих отношениях. О готовящемся продолжении… Не разделяю всеобщей радости, не надо бы ничего продолжать, но, раз уже впряглись, то остается пожелать Ярославу Мочалову и его команде не ударить лицом в грязь и если не повторить успех «Знахаря-1», то хотя бы не уронить себя в глазах зрителей, которые, подобно мне, относятся к этому проекту с большим уважением и восторгом. 10 из 10
Когда в очередной раз включаешь телевизор и видишь очередной сериал про врачей, то думаешь, ну вот ещё одна теле-поделка, дабы напихать в неё побольше рекламы и отбить производство, а ты, зритель, смотри, потому что, что ещё смотреть-то, на других каналах возможно ещё хуже поделки. И название «Знахарь», конечно, не про Битву экстрасенсов за Престол первого Айболита на земле драконов, тем не менее возникла мысль, что без белокурой блондинки дело не обойдется, ибо кто ещё может спасти Престол и Героя, если не белокурая бестия по имени Марина (морская)?! И как я удивился, что этот телесериал «Знахарь» оказался таким нетипичным для телесериалов уже просто по картинке! Отличная работа оператора, ничего лишнего не лезет в кадр, и сам кадр очень приятно размыт художественным боке по фону, плюс мягкая цветокоррекция на пост-продакшене, отчего зелень деревьев, стены домов и одежда не лезут в глаза, а воспринимаются органично, да, ярко, но не навязчиво. Приятный монтаж эпизодов с мягким переходом между планами. Вот ведь подумал режиссер о зрителе, перед тем, как показать очередную порцию диалогов героев, уведомить зрителя о смене локации, чтобы диалоги не сливались в кашу в голове смотрящего, — если сцена в больнице, то надо показать здание, окна, если сцена в деревне — снять пейзаж с квадрокоптера на закате, это же красиво, правда, почему в мире телесериального «мыла» так каждый раз опрометчиво режут всю красоту, которую задумывали на стадии сценария. Ведь правда, что цветущие сады всегда важнее того, что под этими цветами говорят герои. Антураж решает. В «Знахаре» при производстве это учли, и на монтаже не вырезали. И отдельный респект за кастинг! Кастинг первостатейный, убедитесь сами! Такой отличный подбор актеров уже редко где увидишь — Даниил Страхов конечно, белокурая Катя Кузнецова, Хельга Филиппова (невролог) словно ворон у неё сидит на плече весь фильм, такая харизма от актрисы идёт, и конечно Николай Иванов (Стрельников) — такая сложная роль — не роль, а судьба, в одной и той же серии, как в жизни, герой принимает и черную и белую сторону в решении проблемы, он в полном раздрае, и ничего поделать не может, и гибель его предрешена ибо и подличает и помогает одновременно, и спасает и душит (образно говоря) — и как это мастерски снято и смонтировано. Как же не скучно смотреть! Вообще актерский ансамбль в «Знахаре» Ярослава Мочалова (режиссера) просто замечательный! Городские (актеры) представлены городскими типажами (татуировки на медперсонале, указания почти от министра, экивоки при диалогах в сторону «смотри мол на погоны»), а деревенские — попроще эмоционально, но живее и органичнее, нет подстав и подкатов, криминал настолько рядом, что с ним здороваешься буквально каждый день, а если не нравится — прочь иди, а если любишь — люби. И как вдруг засияли две роли Юрия Ицкова (дед) — простого знахаря, это ведь он Знахарь и фильм-то про него, про то, как он нашел своего сына и умер по сути за него, и как органично и ненавязчиво это всё снято и подано — простейшими диалогами и сценами, а возникает объем ситуации! И роль Андрея Ташкова (врач сельской больницы), который кстати, читает журнал «Искусство кино» 10 номер и пишет повести, — трудно поверить, что перед нами не сельский врач, простоватый хитрован, а актер, которому так понятен, возможно, знаком его типаж. И тем не менее повествование было бы не полно без музыки, ибо в этом «Знахаре» многое всё-таки решает музыка для сериала. Тему вы наверняка узнаете, это прямо-таки «Начало» К. Нолана и темы Ханса Циммера, хотя для сериала темы обработала и придала своё видение и звучание композитор Диана Чебанюк, но вот эта эпичность и глубина музыкальных планов, эти ретроспекции в прошлое из настоящего и назад, это балансирование на грани жизни и смерти во время операций на мозге, это всё из третьестатейного сценария про зависть и тупость среди коллег в больнице ли, в деревне ли, делает из, чего уж греха таить, бытовухи глубочайшую психологическую драму, которой, возможно, и нет по факту в диалогах и эмоциях персонажей, но эту глубину рисует Его Величество Музыка! А уж кто подсказал так нагрузить в общем-то несложную мелодраму такой эпичностью — так за это продюсерам большое уважение! В целом можно сказать, что перед нами нетипичный образчик очень хорошего «знахарского» производства кино для телевидения и пост-продакшен которого находится на уровне блок-бастеров Голливуда, хотя сделали сами своими руками!
Не смотрела премьеру этой картины на Первом, состоявшуюся в сентябре 2019 года. В тот момент я только узнала об актёре Данииле Страхове и размышляла, с чего начать знакомство с его творчеством. В итоге «Знахарь» стал пятым по счёту после фильмов «Семейный альбом», «Исаев», «Цезарь» и «Леди исчезают в полночь», из которых три первых произвели на меня потрясающее впечатление. На сегодня — за семь месяцев, прошедших с первого просмотра «Знахаря» (а был ещё и второй и, безусловно, будут следующие), — я познакомилась почти со всеми не только кинематографическими, но и театральными (к сожалению, лишь в записи) ролями моего теперь любимого актёра, из которых работу в данном сериале отношу к самым дорогим для себя. «Знахарь» — ни в коем случае не фильм о врачах для меня (медицинская тема мне в принципе не интересна и не симпатична). И не мелодрама. Это, скорее, фильм-притча. И настоящая драма. Великолепная. Всё остальное — условия, в которых происходит развитие сюжета, профессии персонажей, место, время и пр. — служат лишь фоном, лишь создают атмосферу, в которой свершается Чудо: обретение себя Человеком, потерявшим память. Попавшему в беду, оказавшемуся в центре внимания людей, принимающих его за человека, оставившего о себе дурную славу, главному герою приходится принимать на себя всю ненависть и злобу, которую они все эти годы носили в своих сердцах. И происходит это: человек, вовсе не идеальный, а просто обладающий большей осознанностью и более чистый в помыслах своих, чем многие его окружающие, в ситуациях, где другие обижаются и гневаются, испытывают разочарование, желают «восстановить справедливость», «наказать», в конце концов, «отомстить», изначально закрывает своё сердце от всех разрушительных чувств — отказывается обижаться и гневаться, разочаровываться и ненавидеть. Оттого и прощение, кажется, даётся ему легко: он прощает раньше, чем прощения просят, прощает тех, кто не просит и даже не раскаивается. Мне вспомнилась фраза, очень давно впервые услышанная от М. Н. Задорнова: «Ударили по одной щеке — подставь другую, но — НЕ ДАЙ ударить» (его интонация). Не стану пересказывать, как это объясняют мудрые люди, что пишется об этом в мудрых книгах. Как поняла я эти гениальные слова? Не просто не ответить агрессией на агрессию, не просто подставить другую щёку (во времена, к которым относится фраза, она имела свой смысл, связанный с человеческим достоинством и изначальным равенством людей), но и сделать так, чтобы второй удар исключить. Чтобы ударивший, соприкоснувшись с тобой, отказался от намерения продолжать агрессию. Это и происходит в фильме: кажущийся самым нуждающимся в помощи и уязвимым оказывается сильнее всех. Он не просто собирает себя по крупицам, но меняет окружающее: ни один из тех, с кем его столкнула судьба, не сможет уже быть прежним. Для кого-то он остаётся маяком — нравственным ориентиром, а кто-то, не справившись с пожирающей его изнутри злобой, ненавистью, не получив ответа на удар, не в силах вынести любви и благородства со стороны того, кого мечтал уничтожить, убивает себя сам… Сама я не такова: скорее, похожу на того священника из анекдота, который избил обидчика, потому что «щёки закончились». Но благодаря «Знахарю», образ, к которому в самых смелых мечтах я могла лишь стремиться, обрёл для меня очертания конкретного человека. Пусть киногероя, но живого, воплощённого без малейшей фальши, настоящего до последней клеточки. И образ этот, присутствуя где-то в глубине моей души, как маяк, помогает мне на моём пути, как многие другие «маяки». Что же касается темы «врачей»… Для меня это аллегория — человек «в белых одеждах», цвет которых делает заметным каждое пятнышко, отчего для носящего их неприемлемо ничто, способное эти одежды запятнать. Главный герой «Знахаря» мог быть кем угодно по профессии, но именно эта больше всего подошла здесь по смыслу и возможности показать всю силу и красоту человека, обладающего таким уровнем чистоты и осознанности, что, сколько бы зла ему ни причиняли, льют воду на его мельницу — от каждого удара он становится только сильнее и выше. Эта мысль — такая новая для нашего общества, на мой взгляд, но и такая современная, верная, — восхищает меня до глубины души. Да, я, как и многие, смотрела сериал этот из-за Даниила Страхова — со мной единицам из актёров ролями своими удаётся вести такой диалог, какой получается у него. Но и другие исполнили здесь свои роли великолепно: их словно поглотила невероятная атмосфера этой поистине удивительной истории… Николай Иванов, Екатерина Кузнецова, Валерий Гришко, Юрий Ицков, Светлана Смирнова-Марцинкевич … Благодарю всех актёров, режиссёра Ярослава Мочалова, снявшего фильм, пусть не идеальный по форме, но настоящий шедевр по содержанию, современный и своевременный, мне, как зрителю, очень нужный здесь и сейчас. Благодарю за фантастическую работу оператора и композитора, всех, у кого получилось сделать эту картину одной из самых дорогих среди всего, что мне посчастливилось видеть в жизни.