На краю
- 01 апр 2019
Пробиваясь сквозь фильмографию белорусского актера Кирилла Дыцевича и почти отравившись мелодраматическим жанром, в котором современные киноделы предпочитают использовать этого актера, случайно набрела на этот фильм и (асанна!) наконец-то увидела что-то более чем стоящее. Мелодрамы, конечно, бывают разные. Но, увы, режиссеры в них, как правило, растирают по бессчетному количеству серий слезы-сопли, запутывают сюжет, нарушая логику и теряя здравый смысл, а главный герой (даже в исполнении красавца Дыцевича) выглядит, мягко говоря, ушибленным на всю голову со своим тупым стремлением к «добру», приносящим обратные плоды. А еще в них много пошлости и, как правило, очень средний каст. Поэтому данный жанр очень сильно не входит в число моих любимых. Поэтому понимаете, фильмография актера давалась нелегко, а «хорошие парни», создания которых требовали от него горе-режиссеры, начали вызывать сомнения и в возможностях самого актера. И вот мини-сериал «На краю», который все расставляет по своим местам и, прежде всего, показательно доказывает — когда за дело берется талантливый режиссер получается вполне удачный продукт. Даже несмотря на жанр. Во всяком случае семь серий из восьми держалась именно такая высокая планка. В конце, старательно выстраивая хеппи-энд, режиссер все-таки скатился с «вершин» подлинного драматизма, до глуповатой вариации сказочного спасения. Но даже здесь было несколько поистине трагических эпизодов (последняя встреча вербовщика-убийцы с Леной, снятая без надрыва и длительных монологов, очень скупыми средствами — великолепна!) и тут немалая заслуга не только режиссера, но и актеров. Очень рада, что Кириллу Дыцевичу довелось поработать в этом проекте — он создал образ, диаметрально иной, чем до сих пор. Как всегда — это главный герой, вокруг которого выстраивается история, раскрываются все остальные герои и развивается динамика действия. Только теперь это о-о-очень плохой парень. Думаю, от выбора актера именно на эту роль зависел успех фильма, его глубинная правда и мера драматизма, поднимающая всю историю на уровень трагедии. Которая, к тому же, происходит прямо сейчас, на наших, если не глазах, то в информационном поле. И если бы авторы не только ограничились историями обманутых им девушек (что делает сериал несколько конъюнктурным и плакатным), а пару серий уделили бы истории самого вербовщика, рассказав, как становятся вот такими «правоверными» — фильм получился бы более глубоким и в художественном смысле поднялся бы до высот трагедии. Ведь исследование зла так же важно, как и воспевание добра. Вспомнилась фраза А. С. Пушкина, которой он описывал дьявола — «ликом черен и прекрасен». Она не шла из головы все время, когда на экране появлялись кадры с героем Дыцевича. И становилось по-настоящему страшно, до содрогания, попасть в лапы такого харизматичного мерзавца. Очень сильная роль — браво Кирилл! У меня больше нет сомнений, что в славянском кинематографе имеется еще один (их по пальцам можно перечесть) очень красивый и талантливый актер! Девочки-терпилы, увы, не дотягивают до такого уровня правды, обретаясь, как рыба в воде, в пределах наивности, глупости, наглости, избалованности своих героинь. Признаюсь, иногда казалось, что все мытарства, выпавшие на их долю, вполне заслуженное наказание за прошлое поведение, которым так удачно воспользовался коварный ваххабит. И в этом смысле сериал стоит показывать почаще по всем каналам ТВ, как «шпаргалку» для подобных дурочек, чтобы знали, как нельзя себя вести, если не хочешь оказаться на краю. Нельзя обойти вниманием и «чету» Евгении Дмитриевой и Николая Фоменко, играющих родителей одной из героинь. Главную скрипку в этом дуэте, конечно, играет Дмитриева, от работ которой всегда самые восторженные впечатления. Здесь она берет на себя противовес в символическом единоборстве с героем Дыцевича. И приятно сознавать, что молодой актер одинаково убедителен в этом единоборстве с маститой актрисой. Хотя в одном кадре они так и не появляются, от борьбы этих двоих за умненькую глупышку Лену-Диляру остается очень сильное и вполне реальное впечатление. Что касается Фоменко, то он тоже не портит общую картину, хотя для меня он совсем не актер, а удачно «примазавшийся» к профессии. Шучу. В общем, редкий случай, когда меня сериал вполне устроил и я наверняка буду к нему возвращаться — это умное, добротное, талантливое телевизионное кино. А за последнюю серию один балл сброшу. 9 из 10
Халифат… Много фильмов кинематограф посвящает этому «миру в мире», жестокому, бездушному и объединенному страшной идеей власти. Ради этой идеи становятся изменниками своей Родины, предателями отеческой мысли и веры в своих прародителей. А всё почему? Есть хорошее выражение, «падешь телом — поднимут, падешь духом — растопчут», получило яркое отражение в этом фильме, в котором три заблудившиеся души, три обиженные судьбы, три женские роли — они сошлись в одном тандеме. И борьба за выживание начинается тогда, когда возрождается дух человека… Хороший актерский состав. Сюжет последовательный и внимание зрителя удерживает на протяжении всего показа. Наш кинематограф верит в то, что придёт то время, когда русский народ наконец-то избавится от этих иллюзий, которые сулят иноземные фанатики. Смотреть рекомендуется. Спасибо за кинофильм. Всем приятного просмотра.
Я так и не смогла решить для себя, сериал это или растянутый по времени художественный фильм. По уровню игры, масштабам идеи и съемок — явно полноценное кино. Мне, как психологу, было заметно, как хорошо отыграли родители Лены. Именно так всё и происходит, когда между супругами разлад. ИМенно так люди разговаривают, ведут себя. Отлично, на 5 баллов. Напрашивается мысль, что Фоменко и Дмитриева знали, что играли. Девочки-героини, Катя и Лена, справились тоже, на мой вкус, просто отлично. Опять же, с точки зрения психолога, образ складывается запросто. Амина подкачала. Ну не разговаривают так люди! Речь свою ТАК не строят в жизни. Конечно, это не значит, что в диалогах должен быть мат -перемат, но всё-таки другие герои получились более натуральными. Возможно, Феруза Рузиева (Амина) не очень ощутила, как живет и дышит замученная мать-одиночка, гонимая всеми, поэтому вложила в роль то, что «должно было бы быть» — много драматизма и трагизм в голосе. Тема — так тут просто слов нет! МОЛОДЦЫ! Куда деваться, мусульмане живут в России. Больше всего порадовал мулла. ПОказано, каким должен быть российский мусульманин — соблюдающий свои традиции, но живущий по новым правилам, которые важнее. Конечно, не обошлось и без романтики. В последних сериях было уже больше похоже на сериал — с налетом неправдоподобного героизма и самоотречения. Ну, всё-таки должна быть сказка! Смотреть было всё равно приятно, даже слезы умиления выступили. В общем, всем спасибо! Порадовали! 10 из 10
Чем меня заинтересовал этот сериал — достаточно злободневная тема, вербовка и обманное заманивание девушек в ряды борцов запрещенного халифата. И первые серии меня не разочаровали — авторы достаточно убедительно показали причины, которые могут толкнуть девушек в ряды террористов. Конечно их заманивают обманом, тут вопросов нет, любое грязное дело с него и начинается, но в сериале реалистично показали почему девушка Лена из благополучной семьи, может сменить веру и уехать в арабскую страну. Антиподом Лены является Катя, у которой мечта о богатстве и удачном замужестве возможность выбраться из провинциальной нищеты, она не исполнена романтизма, она хищно мечтает о лучшем куске, пользуясь своей привлекательностью. В противовес, романтичной Лене и меркантильной Кате, показана Амина — она жертва иного рода, одурманена «высшей справедливостью» непризнанного государства. Но суровая реальность этого «государства» и крах иллюзий сводит их вместе и начинается их долгая дорога назад домой. Это самая сильная часть сериала, до последней серии. А вот поиски и возврат Лены и Кати со стороны родственников смотрятся сильно слабее. Вроде и показывают мужество отца Лены и влюбленного в Катю Олега, готовых к рискованной поездке за девушками, но как то мелко и наигранно смотрится. Вот этот дисбаланс не исчез до конца. Диана Пожарская (Лена), Софи Шуткина (Катя), Феруза Рузиева (Амина) сыграли хорошо, раскрыв своих героинь. Фоменко (папа Лены) и Веревочкин (Олег) смотрелись слабее Дыцевича в роли Руслана, поэтому и становилось понятно, чем привлекал этот антигерой. Я не могу сказать, что сериал плохой, но дисбаланс о котором написал выше, не позволяет поставить положительную отметку — нейтрально, но посмотреть можно.
Судя по всему у нас дана команда сверху деятелям Минкульта на производство социального общественно полезного кино. Первой ласточкой были «Спящие» Быкова. «Балканский рубеж» — как полнометражная, не побоюсь этого слова, кинокартина уровня именно кино, а не телефильма за ужином. Теперь вот отсняли и показывают мини-сериал «На краю». Он рассказывает о наших девушках, которых вербуют в террористки-смертницы. С первого взгляда мне показалось, что нам покажут сериал про тэпэшечек, на которых также распространяется закон о естественном отборе, чтоб не считали себя исключительными и уникальными, как США, но нет, сюжет действительно намного глубже. По сюжету героиня не обычная избалованная жизнью дочка богатых родителей (хотя богатые родители в наличии), а как раз наоборот и этих ара. бесов отнюдь не считает манной небесной. Она, по сюжету, работает переводчицей, студентка, в качестве переводчика привлечена к сделке, а ара. бес-местный прынц сюда дев. ок, «русских наташ», приехал искать, а вовсе не бизнес делать — она так и говорит своим нанимателям, когда те после встречи предлагают ей доплатить за интим с ним, чтоб важная для НИХ сделка не сорвалась: «Вы что, не видите, ему плевать на сделку — он здесь девушек ищет, а вы как сут. енеры!». Кстати, очень хорошо показано поведение вербовщиков (либо манипуляторов-воров): они интересуются, волнуются ли, переживают ли за их «беды» (причем эти беды придумывают, их нет), потом давят на то, что они — «чур. ки» (они себя сами так называют, апеллируя к тому, что все русские так считают) — нормальный человек не будет задумываться о своей национальности и об отношении окружающих к ним; они окружают напускной заботой свою жертву; общаются тихо и «душевно», проявляют «участие». Да, действительно, очень верно показан образ подонка и подлеца-манипулятора. Причем они манипулируют так лишь до тех пор, пока не получат желаемого — не оформят отношения официально или не почувствуют, что жертва в полной их власти. Далее начинается то, что показано с девушкой-чеченкой, которая похоронила мужа-террориста и теперь его (или ее) брат-инвалид, тоже террорист, на нее начинает давить агрессивно-покровительственно. Но самое главное — и это тоже показано — это общее безразличие общества или непонимание в отношении индивида, оказавшейся под таким прессингом: это показано на односельчанках той чеченки — они ее корят, но не думают обратиться к ней, позвать старейшин, чтобы они не обвиняя, не давя, проявили психологический подход, объяснили — без давления, опять же, — девушке, что ею манипулируют. И это характерно и для нас, русских, только мы живем в более насыщенном событиями мегаполисе и потому заняты зарабатыванием на хлеб насущный, зачастую игнорируя или пропуская сквозь пальцы проблемы наших знакомых, друзей или просто соседей (про коллег по работе не говорю — это уже вторжение в личную жизнь чужих людей, но, к примеру, когда замечаешь необычное поведение соседки или соседа по лестничной клетке, то надо хотя бы поинтересоваться, проявить участие, как-никак живете рядом). Так что мой саркастический пассаж про ТэПэшку неуместен, сценаристы действительно хотят показать проблему нашего современного общества, явно выраженную в его атомизации, отходе от коллективизма (в хорошем смысле, а не как это показано в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» или в «Бриллиантовой руке»).
Когда начинала смотреть сериал, то не знала, чего ожидать. Тема интригующая, да и во многих моментах сериал довольно неплох. Есть интересные и неоднозначные моменты, встречаются персонажи, которым действительно хочется сопереживать. Но вербовщик в исполнении Кирилла Дыцевича — очевидный, однобокий злодей, из-за чего становится даже скучно (и он совершенно не меняется, оставаясь карикатурным злом до самого конца). Он злобно смотрит на всех исподлобья, распускает кулаки перед девушкой, которую вроде должен очаровать, каждое его, даже мирное, появление сопровождается гнетущей музыкой. Это смотрится очень нереалистично с учетом того, что в жизни всё вряд ли бы было настолько очевидно. И вся его сюжетная арка завершилась очень нелепо, несмотря на то, что он по факту стоял в центре всего повествования. Впрочем, это не столь важно. Что гораздо важнее — то, какой посыл фильм несет на более глубоком уровне. А вот здесь всё уже не так однозначно. Вроде бы, они уделили минуту экранного времени мулле, который сочувствует родителям девушки. То есть, для галочки показали, что ислам — не значит терроризм. Но проблема в том, что это преподносится скорее как исключение, нежели правило. Все остальные персонажи-мусульмане, включая тех, с которыми Лена работает, показаны исключительно негативно. Особенно меня поразил пассаж, сказанный матерью Лены: государство «хочет, чтобы всё спокойно было, вот и рассказывает сказки про хороший ислам». Создатели сериала устами героини отождествляют опасность радикального ислама с исламом вообще, притом, что ничего не стоило подобного посыла избежать. По режиссерскому велению, априори имеющие неправильную позицию родители оказываются правы, и разворачивается наихудший из возможных сценариев. Что немаловажно для восприятия истории, Лена — арабист, человек, профессионально изучающий культуру Востока. И даже она не смогла разглядеть подвоха. Создатели сериала будто намекают нам, хоть и на подсознательном уровне, что Восток не понять, сколько его не изучай, так что лучше туда и вовсе не соваться. И всё было бы в порядке, если бы нам показали хоть один полноценный положительный пример. Живого, не карикатурного человека, который не просто следует правилам своей религии, но и служит примером того, что ислам осуждает подобные преступления. Но или авторам было лень создавать более осмысленное произведение, или получившаяся в итоге мораль истории их вполне устраивает. Добавим сюда совершенно ненужные для сюжета сравнения большевиков с террористами, и мы получаем потрясающий в своей политизированности продукт. Если вы вдруг прочитали это и подумали, что это я не так всё поняла, то несложно провести более объективный анализ. Например, британский тест Риза, позволяющий определить, насколько стереотипно и отрицательно фильм изображает мусульман. Так вот, персонажи этого сериала собрали все представленные в тесте клише, притом что тест считается проваленным уже при наличии одного! Любая религия, будь то христианство или ислам, несёт в своей основе общие для всех ценности добра и справедливости. Проблема в том, что пока мы не будем пытаться понять людей другой культуры и продолжим рассуждать в духе: «они другие», межнациональные конфликты происходили и будут происходить. И этот сериал, увы, им только способствует, так как утверждает правильность такого мышления. 3 из 10