Чума
- 12 янв 2018
Начну с заключения к этой рецензии: сериал очень понравился, просто шапку долой перед режиссерами и всей остальной командой фильма. А теперь поясню свое восхищение. Во-первых, ни одного сваливания в голливудские стандарты, все до мелочей — оригинальная Испания и самобытность режиссерского подхода к материалу. Во-вторых, прекрасная игра актеров — ни одного ряженого, все — живые люди, которым реально сопереживаешь. Диалоги лаконичные, но емкие, высказывания героев — только по существу, никакой «воды» и пустой болтовни. В-третьих, глубокое проникновение в исторический материал и умелое, сказал бы даже, талантливое обращение с ним. Эпоха настолько яркими и сочными мазками отображена, что кажется ожившими картинами. Чума тут такая, что «чумовее» не бывает. И это тоже один из несомненных плюсов картины. В-четвертых, несмотря на «клубничную» проституточную тематику, фильм почти целомудренный, так как на изображении физиологических моментов не сделано ни одного похабного акцента, как это стало повальным вообще везде и всюду. В-пятых, позабытые нами моральные ценности здесь на первом месте, они напоминают о себе и поражают наше обывательское воображение: богатые люди помогают бедным ПО ЗОВУ СЕРДЦА, мужчины проявляют благородство по отношению к женщине, а во всей грязи и мерзости нищеты произрастают вдруг прекрасные цветы добра и бескорыстия. Сериал не для офисного планктона, не для кухонных домохозяек и не для блогеров. Он для настоящих зрителей — ищущих, требовательных и имеющих определенный уровень интеллекта и восприятия. Я бы его как учебный материал и образец показывал нашим «знающим в режиссуру». Спасибо, испанцы, порадовали!
Очень выдержанный, продуманный и во всех отношениях проработанный фильм. На вкус не современный винный напиток, а настоявшееся старое вино. Исторический фильм без доли американизма, что редко в наше время. Хорошо показаны материальный мир и физиологичность средневековья. Нет ощущения, что это снято в 21 веке. Роскошные дворцы с многочисленными трудоемкими деталями вызывают восхищение. Трущобы вызывают искреннюю брезгливость и довольство своим благополучным миром. Очень натуралистичные средневековые улицы, переходящие в лес; несовременные жилища разных видов, от дворцов до гротов в пещерах; мастерски включенные в сюжет интерьеры. Раскрывающие смысл вещей. Полное погружение в эпоху. Если б экран передавал запах, вы бы задохнулись от грязной одежды, помойного гнилья и животных испражнений. Все некиношное, тягучее и вонючее. И между животным выживанием среди всего этого время от времени проявляется высоко человеческое, вечное. Часто очень хороши сами образы. Дети голодные и агрессивные, как крысы. Крысы, загнанные в угол, как люди. Для своего времени очень высокая технологичность мастерской живописи. Бубонная антисанитария мясной лавки. Увлекает нетривиальная детективная линия, задающая не по-средневековому острый сюжет. В фильме приятно находиться и приятно ждать новую серию. Грязь и бедность дана особенно широкими мазками. Обильно показаны разнообразные способы выживать, неблизкие нам сегодня. Чувствуется несовременное отношение к выживанию и умиранию. Далеко не в каждом историческом фильме такие увлекательные и разнообразные аттракционы. Единственное на мой взгляд несоответствие, которое меня вырывало из фильма, — довольно современное критичное отношение к вере и святой инквизиции у многих героев. Должна быть подана бочка полная до краев дегтя сомнений, суеверий, слепой веры и нелепых предубеждений, и серебренная ложечка меда здравомыслия и критичной оценки. А главный герой очень морально трезв, словно режиссер из будущего. Несмотря на 500 лет, отделяющие ход сюжета от современного мира, занимательна схожесть с ситуацией с короновирусом. Замалчивание, поиски решения, смерть. Это не серийная видео продукция, это высоко художественный фильм.
XVII век, Испания, время наивысшего могущества и начало падения Испанской империи. Корабли везут золото и серебро из Нового Света, единственный порт имеющий право принимать корабли и торговать с Америкой — Севилья, город мавританской культуры и испанского духа. И вот в этом городе развиваются события сериала, когда в город пришла эпидемия чумы на улицах города появились странные трупы именитых горожан убитых необычным образом. Разобраться в произошедшем поручается скрывающемуся от инквизиции вольнодумцу. На пути к правде ему придется преодолеть преграды и истина не доставит удовлетворения, но такова суровая правда жизни. Очень атмосферный и реалистичный сериал, в котором будут показаны особенности испанского быта и нравов той поры. Из 21 века очень сложно судить о том времени, но зритель увидит и дома свиданий и дворцы, узнает об особенностях торговли с Новым светом и управлением мануфактурой, сможет воочию увидеть аутодафе и чумные ямы. Сквозь века донесется голос реформистов того времени, который заглушается государством и можно будет провести параллели с днем сегодняшним в части догматов веры и государственных устоев. На экране будут живые люди, а не манекены в костюмах соответствующей эпохи, герои сериала живут на экране, а не попадают в надуманные ситуации, они чувствуют и испытывают сомнения, противоречивы и верят в лучшее, имеют слабости и далеко не идеальны. Время Великих географических открытий сделало Испанию великой, а людей маленькими и грядущий крах империи и амбиций отчетливо стучится в двери, и на примерах героев можно увидеть это. Создатели, на мой взгляд, максимально точно подошли к показу быта, когда умываться и принимать ванну было уделом обеспеченных людей, а остальные выглядели не очень презентабельно. Гримеры и художники по костюмам потрудились на славу, если показывают низы общества, то от прически, цвета кожи до одежды все будет соответствовать социальной группе — не будет причесок, чистых лиц и целой одежды. У представителей обеспеченных слоев одежда будет чистая, но практичная и неброская, парадные туалеты будут оставлены для торжественных случаев и картин, волосы прибраны, но прически также практичны. Первые три серии будут изобиловать эротическими эпизодами, но видимо это требовалось для погружения в реалии эпохи, вино и доступные женщины, как основной символ эпохи, для того, чтобы зритель не отвернулся от просмотра после кадров с жертвами бубонной чумы и грязи городов. Повторюсь, авторы умудрились передать натуралистично реалии времени, но не любованием или смакование грязи, трупов, пьянства или разврата, а как необходимых элементов повествования. И наверное им это удалось, т. к. с какого то момента проникаешься происходящим на экране и погружаешься в водоворот событий воспринимая увиденное, как часть той жизни. Тут — то становится пьянства и секса минимально, т. к. основное внимание привлекает результат расследования. Я получил удовольствие от просмотра сериала, поэтому могу смело рекомендовать к просмотру любителям исторических фильмов, как фильм без наносного пафоса, но со смыслом, приличной актерской игрой и атмосферой Испании начала XVII века.
1597 год, Севилья, которая в связи с открытием Нового Света, стала претендовать на звание нового Рима. Средневековье, инквизиция, католический мир, в котором уже дал свои всходы протестантизм. Роскошные особняки богатых, убогие лачуги нищих. Грязь, невежество, предательство, немотивированная жестокость. Вспышка бубонной чумы, которую из политических и финансовых соображений власти города пытаются скрыть. Именно в это время в Севилью против своего желания, но повинуясь долгу чести, возвращается разыскиваемый инквизицией за печать и распространение запрещённой литературы бывший военный Матео (Пабло Молинеро). Он должен спасти из города пятнадцатилетнего подростка Валерио (Серджо Кастелланос) — бастарда, незаконнорожденного сына своего погибшего друга. Но прежде чем Матео сумеет исполнить свой долг, он попадёт в лапы инквизиции, и ценой за освобождение и прекращение преследования, ему будет назначено раскрытие совершаемых в Севилье жестоких преступлений. Шикарный и очень стильный исторический сериал про средневековье, исполненный в туманно-сепийных мрачных тонах, которому не хватает проработанности сюжета в целом и персонажей в частности. Создатели сериала настолько погрузились в создание атмосферы тёмного, страшного, скученного и смрадного средневековья, что не сумели позаботиться о динамике и развитии героев. К актёрам никаких претензий, они играют хорошо и их персонажи фактурны, но они статичны, к примеру, Молинеро в течение 6 серий изображает только одну эмоцию: мировую скорбь в сочетании с лихорадочным мыслительным процессом. От сериала веет безупречно воспроизведёнными тоской и безысходностью. Где-то «Чума» напоминает «Имя Розы», где-то «Хроники Франкенштейна», и операторская работа на соответствующем уровне, к сожалению, харизма не та. Тем не менее, это хорошая работа испанского кинематографа, которую многие отмечают в связи с её блестящим воспроизведением исторической достоверности. 7,5 из 10
Исключительно качественная и исключительно депрессивная вещь. Нет, никто тут не пытается искусственно пугать зрителя, натужно высасывать из пальца интриги, гнать бессмысленную чернуху, как в «Игре престолов» и «Викингах». Даже наоборот — все, чего можно было не показывать, не показали. Все, что можно было оставить за кадром, оставили за кадром. И «все умерли» — тоже нет. Тем не менее, история оставляет зрителя полностью опустошенным. Сюжет порадовал многогранностью и логикой. Это вполне прагматичный сюжет здорового человека, а не пародия курильщика на политику и криминал. В нем несколько линий. Сюжет не летит со скоростью света, но никто его не затягивал искусственно на тысячу сезонов, поэтому храпеть, готовить, красить ногти и чатиться за просмотром здесь не получится (обычно получается). Чтобы хорошенько понять сюжет, нужно быть, как в анекдоте, небрезгливым и внимательным. Герои — вовсе не нагромождение больных извращенцев, что в 2018-м году просто чудо для натуралистичного исторического сериала. Это живые противоречивые люди, адекватные, не вызывающие отвращения, при этом мастерство создателей сериала и актеров в том, что эти люди, с одной стороны, похожи на нас, а, с другой, несут на себе печать эпохи. Они более черствые. Они в большей степени фаталисты, чем мы. Они готовы пойти на ужасный риск ради вещей, которые для многих из нас сегодня — просто ничто. С другой стороны, большинство их мотивов ни капли не утратило актуальности. И их представления о добре и зле — тоже, в значительной степени. Визуально сериал сделан очень качественно. Отдельные 5+ директору по кастингу и гримерам. У актеров прекрасные лица, очень красивые, осмысленные, соответствующие характерам, и, что уж совсем редкость на голубых экранах — не с пустыми глазами. Но, кроме того, что у актеров породистые лица — они еще и блестяще загримированы. Просто как с картин той эпохи сошли. Такая узнаваемая мода, черты, настолько хорошая художественная реконструкция, что просто диву даешься. Любители истории должны быть в восторге. Мне потребовалась неделя, чтобы прийти в себя после просмотра. И вообще — я еще не уверена, что пришла. Думаю, я вернусь к этому сериалу и позже посмотрю его еще раз, как бы паршиво на душе мне ни было после этого. Добавлю, что сериал решительно рекомендуется к просмотру поклонникам «Капитана Алатристе» с Вигго Мортенсеном, 2006 года. Кто не смотрел — рекомендую смотреть в комплекте. Разница во времени действия — всего лет 40 (Алатристе жил позже). Эти фильмы близки по духу, эпохе, месту действия, содержательному и визуальному исполнению. Разве что в «Алатристе» нет острого детективного сюжета, а в «Чуме» он есть, но общего много. Глубина, красота, дух эпохи и депрессия. 10 из 10
Анализ этого сериала — чрезвычайно интересная задача. Тот факт, что проделана грандиозная работа, не вызывает сомнений. Это большой и мощный проект, над которым долго и вдумчиво работали самые различные специалисты, в том числе историки. На мой взгляд, есть и минусы. О плюсах (здесь, разумеется, не все): 1) Прекрасная интеграция исторических реалий в сюжет. История не идет фоном, она активно участвует в сюжете. Герои принимают решения исходя из мировоззрений того времени. 2) Историческая достоверность. Поступки и реакции героев адекватны своему времени. Не возникает ощущения фальши. Скорее всего, сценарист и режиссер долго размышляли над тем, стоит ли смягчать сюжет, приукрашивать его в угоду публике. В итоге они приняли непростое решение ничего не декорировать. 3) Костюмы, антураж, меблировка, свет. Без комментариев — великолепная работа. 4) Портрет всего общества. Авторы сериала поставил себе задачу не только рассказать интересную детективную историю, но и рассказать о судьбе героев из разных слоев общества — тут и дворяне, и торговцы, простые работяги, еретики, священники, проститутки, нищие, преступники. Действие происходит повсюду — мы видим дворцы, торговые палаты, больницу, бордели, фабрику, улицы, церковь, то есть охвачен практически весь город. О минусах (все субъективно, только мой взгляд) 1) Слишком объемный сюжет для 6 серий первого сезона. События развиваются быстро, иногда не успеваешь в темноте узнать действующих лиц и понять, что происходит на экране. 2) Многовато действующих лиц для этого количества серий. Иногда не успеваешь отличить одного седобородого старца от другого, приходится проматывать, затрудняет восприятие. 3) Раскрытие персонажей. В рамках отведенного экранного времени авторы сделали всё, что могли. Однако чувствуется, что деталей можно было добавить, воспоминания углубить. Например, про Терезу мы знаем, что она художница, дворянка, вдова, и ее не устраивает положение женщин в современном ей обществе. По сути этого достаточно для сюжета, но некоторые вопросы можно было раскрыть подробнее: какие отношения у нее были с мужем, любила ли она его вообще, что она чувствует к Матео и тп. 4) Однообразие характеров. Сложилось впечатление, что характеры особо не прорабатывали. Например, у трех главных героев (у главного героя Матео, художницы Терезы и беспризорника Валерио) один и тот же характер. Социальный статус и образ жизни у них разные, а характер один — суровый, хмурый, молчаливый, интровертный, с нотками депрессии. Актерская игра поэтому тоже смотрится однообразно. Качественно, достоверно, но однообразно. 5) Однообразная музыка. Весь сериал играет одна и та же мелодия. Серьезно. Впрочем, она подходит под атмосферу. 8 из 10