Смерш
- 28 апр 2019
Это очень странный сериал от Олега Фомина. Филь состоит из трех частей по четыре серии и связан в хронологическом порядке сквозными персонажами. Он даже не про контрразведчиков, в нем их можно было назвать хоть фронтовыми разведчиками, хоть дипкурьерами, суть не поменялось бы. Это сверхчеловек в одном лице, его антагонист тоже сверхчеловек, но проигрывающий нашему в главном, и представитель кровавой гэбни, который временами становится на сторону добра. Отношения к реальности происходящее на экране не имеет никакого, от слова совсем. Но начну с хорошего — сериал я начал смотреть со второй части — «Камера смертников» — это лучшая часть, в которой бессмыслица происходящая на экране, хоть как то логически подкреплена сюжетом, сдобрена неплохими поворотами сюжета, и эротическими вставками с моделью журнала для мужчин, которая на удивление неплохо смотрелась в кадре. Собственно эта часть и заставила посмотреть следующую часть — «Умирать, приказа не было». Она послабее, но по своему забавна, а финальная схватка героя и антигероя украсила бы любой боевик класса Б 80—90-х годов. Вновь ум нашего сверхчеловека, вера в идеалы партии и любовь к Родине оказалась сильнее хитросплетений и ков гитлеровского приспешника. Оговорюсь, смотреть можно только забыв про логику и реализм, тогда понравится. И если бы остановился на этом, то смело бы дал положительное заключение о неблестящей, но вполне смотрибельной работе Олега Фомина. Все испортила первая часть этого сериала, она обнажила все недоработки, бессмыслицу и даже убогость отсмотренного фильма, ужас (жаль нет смайлика подходящего). Актеры конечно играют не супер, Макаров Алексей (Волков), чуть лучше остальных, правда Олег Фомин в качестве антигероя совсем неплох, без иронии, но этого все таки маловато. Владислав Котлярский в роли «сухаря — гэбешника» (Семенова) не впечатлил, как и Леонид Громов в роли начальника Волкова и Семенова. Украшением стала Светлана Степанковская, прям таки запала ее Олеся в душу. Могу порекомендовать смотреть со второй части и ждать продолжения приключений Волкова в нелегкой борьбе с героем Фомина. И главное — не относится к фильму слишком критично, иначе не понравится совсем. Дам нейтральную оценку- за старания Фомина и соблазнительную Степанковскую.
Полный текст рецензии адресован тем, кто ещё не смотрел этот фильм и находится в раздумьях по тем или иным причинам. Просто те, кто смотрели, вряд ли в ближайших абзацах прочтут что-то новое — они могут пробежаться глазами по диагонали и сразу переходить к четвёртому абзацу с конца. Сериал действительно представляет собой экранизацию трёх книг: всего 12 серий, на каждую книгу ушло по 4 серии. И в каждой истории противостоят друг другу «добрый гений» от КГБ в исполнении Алексея Макарова и «злой гений» от Абвера в исполнении Олега Фомина (он же режиссёр сериала). Вкратце, без спойлеров описываю свои впечатления от каждой новеллы. 1—4 серии: «Дорога огня» по книге «Взять свой камень». Объективно самая слабая часть. Компьютерная игра! Сейчас давно уже не модно разрабатывать игры по фильмам, а жаль — Олегу Фомину бы попробовать лет на несколько раньше этот сценарий взять и попробовать подогнать его под добротный шутер. Тут тебе и перестрелки, тут тебе и погони, тут тебе и квесты (найди тайник в подземелье), тут тебе и стелс-режим (сбеги из тюрьмы). Шутер по типу «Call of Duty», только управлять будешь Георгием Волковым: начнёшь в поезде, ну и дальше как я уже и сказал — следующие уровни. И по окончании каждого надпись на весь экран «Mission geschafft!». А если вдруг что-то пошло не так — тоже на весь экран «Mission fehlgeschlagen!». «Так тоска же зелёная смотреть на всё это четыре серии!» — скажете вы. А я что, оспариваю? Игры-то такие морально слегка устарели, не говоря уж о фильмах. Но если серьёзно, я поиграл бы в игрушку эту, не пожалел бы времени! Потом объясню, почему, а пока переходим к следующей книжке. 5—8 серии: «Камера смертников» по книге «Камера смертников». Вот здесь за развитием сюжета мне интересно было наблюдать. Военный детектив: командующего фронтом генерала (его играет Николай Козак) обвиняют в коллаборационизме… не буду дальше писать, здесь не место пересказу сюжета. Вместо этого напишу вот что. Пока смотрел «Камеру смертников», задался вопросом: много ли зрителей забросили сериал на первых четырёх сериях? Думаю, дальнейшее развитие событий приятно бы удивило, потому что, хотя экшн со спецэффектами никуда не делся (что поделать, это такой фильм), но по крайней мере он уже больше похож на жанровый боевик, чем на архаичный компьютерный шутер. Конечно, композиция картины осталась прежней — КИНО И НЕМЦЫ — но вы же знали, какой включаете фильм! В общем, вторая история интереснее первой. 9—12 серии: «Умирать приказа не было» по книге «Дорога без следов». Хотя здесь всё те же КИНО И НЕМЦЫ, но даже прослеживаются зачатки межкадровой идеи: что в Абвере, что в КГБ — везде палачи. И только отдельный человек может быть неплохим. Олег Фомин уже поднимал эту тему в «КГБ в смокинге» (кстати, «СМЕРШ» как сериал мне понравился больше — он интереснее). Я не буду анализировать ни сюжет, ни композицию, ни клише, потому что обещал писать в первую очередь для несмотревших фильм. На мой субъективный вкус третья новелла лучше первой, но послабее второй — этим ограничусь. Ну а теперь лично обращаюсь к каждому читающему мою рецензию. В каком случае вам стоит смотреть эту вещь? Всё просто: если хотите расслабиться и в своё удовольствие подеградировать (в хорошем смысле этого слова) под незатейливый шпионский боевичок из серии КИНО И НЕМЦЫ и при этом ещё любите Олега Фомина с Алексеем Макаровым. Без них двоих здесь смотреть было бы вообще не на что. Во всех остальных случаях смело проходите мимо, не тратьте время. А каждый, кто посмотрел этот фильм, пусть поставит запятую по-своему — читай выше. Я просто очень люблю Олега Фомина и только ради него смотрел. И Макарова тоже люблю. Кстати, не пожалел. Поэтому я не стану публиковать оценку, которую выставил фильму, но раскрашу свой отзыв в зелёный цвет, несмотря на в целом нейтральный его характер.
Это, конечно, очень плохо. Даже крепкая актёрская школа Макарова и Котляровского не спасают. Первый, вообще, как похудел, играть стал ощутимо хуже — в глазах постоянная усталость и апатия. От Фомина, в целом, не ждал, конечно, объективности и достоверности, но после его «Легавого 2» надеялся, что совсем в бред не скатится. Увы, я ошибался. И дело даже не в лютой ненависти ко всему советскому, хотя её там столько, что она застит даже здравый смысл и практичность. И не в жуткой неисторичности, хотя она претит даже тому, кто хоть чуть-чуть владеет вопросом. Здесь на алтарь голивудщины принесена элементарная логика и реалистичность — и это самое грустное. Началась война, но сёла мирно живут, а полицаи чувствуют себя полными хозяевами на первый-второй день. Войска, несмотря на то, что в сериале проговорена их невероятная многочисленность, не встречаются в прифронтовой области совсем. И это в первые дни войны? Все, и советские солдаты, и мирное население, и нацисты, и сотрудники НКВД, к слову, первые встретившие захватчиков и оказавшие им героическое сопротивление, ведут себя так, словно война с объединённой Европой им привычна уже. И если у Волкова это можно списать на специфику работы, то по остальным это то, что называют неотыгрышем. Переводя в лексику киноиндустрии — отвратительная работа сценариста и режиссёра. В результате с тоской вспоминаешь Йоганна Вайса и Макса Отто фон Штирлица, которые были героями именно потому, что были обычными людьми, совершившими подвиг. Им сопереживаешь, за них боишься. А что проку бояться за сверх-человека, супермена. Ну и да, Фомин как антисоветчик явно нашёл себя в сыгранном образе. Ему в нём комфортно. 2 из 10
Стёб моего заголовка над легендарной фразой «агента 007» и над нашим сериалом будет понятен тому, кто прочтёт то, что написано ниже. Итак, обо всём по порядку. Всем нам понятно, что сериал «СМЕРШ», круто показанный сплошняком (12 серий) в один воскресный день, 28 апреля 2019 года по каналу РЕН ТВ — лишь первая часть\сезон общего, солидного проекта уважаемой студии «СтарМедиа», РЕН ТВ и телеканала «Звезда» (естественно, тоже получившего права на показ, иначе бы не вложился!). Пока что в сериале рассказывается предыстория становления легендарной советской военной контрразведки «СМЕРШ», с первых дней войны и далее. Следует предположить, что, вероятно, в следующем году нас ожидает 2-й сезон (с не меньшим числом серий), а там, глядишь, и 3-й… Главное — достало бы средств на съёмки. А мы-то подождём этого… как его… сиквела, что ли… По правде сказать, ждать волнительно: дороговат сериал (причём с использованием мосфильмовской военной техники). К примеру, отлично «выстреливший» на ТВ-3 огромный и интересный сериал «Анна-детектив» той же «СтарМедиа» уже 2 года не получает своего эфирного завершения… Ладно, поживём — увидим (или не увидим). Нынешний же наш «СМЕРШ» состоит из трёх частей, по четыре серии на каждую, и каждая из них поставлена по мотивам «квадрологии» (цикл романов» про Антона Волкова» под общим заглавием «Опасен для рейха») известного писателя, работавшего в военно-приключенческом и криминальном жанрах Василия Веденеева (умер в 2008-м году). Подчеркну: по мотивам! Поскольку дальше в действие вступил большой любитель «батально-военно-криминальных» приключений главреж Олег Фомин (В больших скобках замечу: как актёр Фомин и здесь выбрал для себя одну из главных ролей — абверовца Конрада фон Бютцева, врага и соперника главного «положительного героя» Волкова, ну а список его «отрицаловок» в сериалах растёт год от года («Штрафник», 2016, и др., и он всё отлично исполняет, как и здесь!). И всё же и писатель, и создатели сериала в данном случае явно переборщили! Потому что всякие-разные приключения затмили собой главную, Святую тему — Великую Отечественную войну! На мой взгляд, лучшее сочетание военной темы и «военных приключений»- в большом сериале «Военная разведка», который я очень люблю и часто пересматриваю. А из современных сериалов настоящая «окопная правда» — в «Три дня лейтенанта Кравцова.» Здесь же у нас минимум драматургии и минимум Правды о той Войне! Зрители не чувствуют той обстановки, не проникаются Временем, а лишь покорно следят за развитием событий… Поверьте, так нельзя! Что ещё раздражает в нынешнем «СМЕРШ», так это его некая «штампованность». Каждая его часть — готовый сценарный «штамп»! Начинается какая-то интрига, раскручивается, а в ходе неё главный герой Волков обязательно влюбляется в какую-нибудь девушку и укладывает её в постель. Вот почему я и поставил такой заголовок: «бондианой» тут не попахивает, а прото разит!!! Снято, конечно, всё преотлично, особой лажи по первому разу, окромя непонятного самолёта в первой части и немыслимой лётчицы-суперпрофессионала, я пока не заметил. Но вот что резануло: тогда ещё комиссар НКВД и подчинённый Берии Абакумов показан каким-то придурком и дуболомом, что не соответствует действительности: придурок и дуболом не смог бы организовать и успешно (деликатно!!!) руководить СМЕРШ!!! 6 из 10
Герои лихо мочат фрицев направо и налево. У фрицев иногда тоже получается, но реже и поэтому они проигрывают. А еще потому, что обязательно должен иметь место «Хэппи-энд». Главный герой исполняет роль чемпиона восточных единоборств и неотразимого самца, перед которым не может устоять ни одна героиня. Постельные сцены — в духе Голливуда. В общем все, как у них там, на Западе. Фомин видимо решил посоревноваться с голливудцами. Получилось добротно, очень похоже на американское творение, но нам ведь и американское экшены уже изрядно поднадоели. Разве что детям это интересно, которые только недавно приобщились к американской культуре. А так, хотелось бы чего нибудь не квазиамериканского, а чего нибудь нашего, своего. Если про войну, то чтобы была война, а не пародия на нее. И без набивших оскомину упырей-особистов, про которых упорно ничего вспомнить не могут ветераны, ибо ничего такого, что принято теперь считать «всем известно», сплошь и рядом просто не было. А если где-то что-то и было, то слишком в незначительных масштабах и не запомнилось. Если кино про СМЕРШ, то что-нибудь из истории настоящего СМЕРШа, а не рекламу для каскадеров. Вообще фильмы про Сталинский СССР — это должны быть фильмы про настоящих героев, а не про человеков-пауков. Потому что, это было реальное время героев. Отдельно хочется сказать о работе Светланы Степанковской. Режиссер и сама девушка, видимо, все время помнили, что она — супермодель и некогда снималась для журнала «Максим». И тут не подкачала. Молодец, по-прежнему в отличной форме. Хоть сейчас на страницы Плей-боя. Справедливости ради стоит сказать, что из других наших актрис мало, кто годится для этих журналов в возрасте 33 лет. А Степанковская точно годится.
Ну очень похоже на экранизацию видеоигры. И это было бы забавно, если бы это сделали американцы. Но от наших-то ожидаешь хотя бы каких-то реалий. Но… Режет слух слово «офицер», которым постоянно и упорно называют друг друга командиры советской армии в первые дни войны. Немцы, поголовно вооружены мп-40. Особенно порадовала хитроумная ловушка немцев, стрелявших из миномета по зданию. Фразы — Да как ты мог оставить секретные списки с секретными именами секретных сотрудников, звучащие при всех непричастных. Девушка -лётчик, супермен, за считанные минуты справившаяся с управлением самолёта неизвестной конструкции. Но это уже можно отнести к экранизации той самой видеоигры. Где главный герой прыгает в самолет или танк, заводит его за секунду и лихо уезжает… Впечатление от фильма двойственное. С одной стороны лихой боевичок. С другой стороны непростительные для русского фильма о начале Великой Отечественной Войны ляпы.