Нежность
- 02 дек 2018
После просмотра этой короткометражки у меня возникло большое желание написать рецензию, такое со мной нечасто. Все потому что мне показалась возмутительной завязка истории — сам повод, который заставляет главную героиню ехать в Питер «за приключениями». Как бы так сказать, чтобы без спойлера? Мм, подруга героини, Елены Ивановны, скажем так, мощно оскорбила ту как женщину. Сказала ей то, что говорить никогда никому нельзя, что пишут диванные «мачо» с пивными животами в комментариях женщине в соцсетях, если хотят ее унизить и показаться крутыми. Вот так, взяла подруга и сказала. А у Елены Ивановны, похоже, большие проблемы с личными границами. Потому что вместо того, чтобы отреагировать адекватно, она побежала, точнее, поехала на Сапсане доказывать, что она «не такая». Пошла на достаточно унизительное для себя пари, показывая тем самым, что с ней можно так обращаться. Удивляюсь, как же Елена Ивановна, будучи такой неуверенной в себе, зависимой от «подруги», стала состоявшейся бизнес-леди, как предполагается в фильме. И в поезде показана сцена, в которой она вполне жестко отстаивает свои права, даже стервозно несколько, — значит, умеет же? Почему же подругу не послала сразу? В общем, понимаю, что в сценарии нужна была причина, чтобы сподвигнуть героиню проиллюстрировать идею, но не так же… А может быть, подруга просто решила спровоцировать Елену Ивановну, чтобы «причинить добро»? Да ну, даже если и да, способ выбран дикий какой-то. Думала, обозначить рецензию как отрицательную, но решила сделать все же нейтральной. Потому что позитивные моменты в короткометражке тоже есть. Повествование довольно динамичное, не без юмора. И финальная прогулка героини настолько искренне радостная, что этой радостью даже заражаешься. Пожелаем Елене Ивановне удачи в ее открытиях и в обретении навыков защиты своих границ.
Короткометражный фильм Анны Меликян «Нежность». Название, которое заранее настраивает на романтичный лад с предвкушением чего-то чистого, светлого и трогательного. И что же таится за этим названием? Задушевный голос Константина Хабенского без особых предисловий с использованием нецензурного неологизма сообщает о некой проблеме Елены Ивановны — московской бизнес-вумен, женщины в самом соку с внешностью Виктории Исаковой. И вроде всё при ней: и лицо, и фигура, а вот есть проблема. И вместо того, чтобы послать лучшую подругу, заклеймившую её таким высококультурным термином, Елена Ивановна садится в поезд и мчит в царственный Санкт-Петербург, чтобы доказать своей доброй подруге, что та очень ошибается насчёт её непривлекательности в глазах мужчин. Елена Ивановна могла бы вовсе не уходить с вокзала и где-нибудь в одном из привокзальных кафе найти себе требуемого самца, но нет, она заселяется в «Асторию» и ведёт поиск в музеях и возле памятников архитектуры. Интеллигентная женщина, что тут скажешь. Вообще, мне кажется, режиссёр сама не вполне определилась, чего же хочется, или, как говорится, хочется и колется героине фильма. Что героиня готова себе разрешить, а что нет. Закадровый голос Хабенского постоянно объясняет, что происходит в кадре, что думает и хочет героиня, тем самым наполняя содержанием «картинку», которая сама по себе не очень выразительна. Чёрно-белое изображение здесь не в плюс и не в минус, потому что, по сути, оно ничего не меняет. Зритель ждёт развязки и она происходит. Если бы это был полноценный фильм для взрослых, то отчаявшаяся Елена Ивановна встретила бы, например, какого-нибудь накачанного работягу, меняющего проводку в «Астории». А так, пытаясь балансировать на грани пошлости и искусственного романтизма, сюжет дарит героине персонажа Евгения Цыганова. Не обращая внимания на его нерадостное лицо, Елена Ивановна видит в нём свою последнюю надежду на выполнение пари. Далее без спойлера никак не обойтись, поэтому если вас взяла за душу история милой женщины Елены Ивановны, то смотрите сами. А теперь объясните мне, не ханже и человеку, верящему в большую и чистую любовь, что всё это было? И при чём здесь нежность? И какое отношение ко всему этому имеет возвышенная музыка М. Таривердиева и «Золушка»? Да, и каким будет следующее пари Елены Ивановны?
Зная лёгкость подачи и забавность историй, показанных в фильмах Анны Меликян, был уверен, что в «Нежности» тоже будет нечто подобное. В общем так и получилось: лёгкая незатейливая история поиска не совсем молодой уже героини. Забавно, что сюжет читался, как по написанному. Практически никаких открытий и неожиданных поворотов в процессе просмотра не произошло. Особенно, когда на экране загорелся таймер обратного отсчёта, давая зрителю понять, что на любовные похождения у главной героини время строго лимитировано. Стало понятно, что сложности в поиске её будут преследовать до самых последних минут. Так, собственно, и получилось. Оставалось лишь наблюдать за неудачными попытками найти себе партнёра. Попытки, впрочем, выглядели весьма схематично. И если эпизод с бегом вверх по лестнице на колоннаду выглядел ещё забавно, то дальнейшие неудачи листались на экране, как строчки в меню, не вызывая никаких эмоций. Добавлю, что постоянный закадровый голос, объясняющий зрителю, что перед ним на экране происходит, это всегда проигрыш для режиссуры. Я не спорю, что иногда такой голос очень даже нужен. Как, например в культовых фильмах «Берегись автомобиля» или «Гусарская баллада». Там слова от автора уместны и работают на атмосферу. Здесь же всё выглядело слишком уж навязчиво. Временами начинало казаться, что перед нами не игровой фильм, а аудиокнижка… с картинками. Постоянный закадровый голос, не то что не помогал, а наоборот: мешал актёрам раскрыться, превращая их в схематические иллюстрации. Слов нет, читает Хабенский великолепно. Но, слишком уж много он читает. С этим явный перебор. Добавим к неудачам фильма, обесцвеченную до ч. б картинку. Почеркну, что не чёрно-белое кинематографическое изображение, а именно примитивное обесцвечивание — монохром. Когда с потерей цветовой информации всё становится блёклым и невразумительным. Поскольку работы со светом и с цветовой палитрой (при чёрно-белом исполнении) нет никакого. Получилась заунывная и невзрачная картинка. Не спасли её даже прекрасные виды улиц Питера, очищенные от автотранспорта. Ну и как последний штрих — весьма слабая операторская работа. Дебют Анны Меликян в качестве оператора, увы, оказался провальным. Кадры вышли примитивные, плоские и откровенно-сериальные. Вот это большие минусы данного фильма. Ну а в остальном: лёгкая и незагрузочная история от женщины-режиссёра про немолодую уже женщину и рассчитанная, прежде всего, на женскую аудиторию.
Нежность — лекарство от одиночества, ее все меньше и меньше, как меньше доверия, меньше простых и чистых эмоций. Мы растеряли искренность, забыли как ей пользоваться. Что делать, в цене трезвый расчет и прагматичный взгляд. Люди меняются, меняются приоритеты и ценности. Они торопятся, спешат добиться успеха, все более материального и осязаемого. Это неизбежно. Процесс не остановить. Но никто не мешает высказаться, обратить внимание. И Анна Меликян это делает, иронично, тонко и снайперски точно. С первых минут она погружает нас в атмосферу 60-х, время, один из девизов которого — «С милым и в шалаше — Рай.» Любой, кто хоть раз видел «Берегись автомобиля» не сможет избежать ностальгии и легких романтических покалываний в области сердца. Если бы не контрастный фон с меткими, колкими замечаниями за кадром, возможно, Еленаиванна предстала бы героиней своего времени — обычной деловой женщиной, коих вокруг великое множество. Но ее обаятельная беспомощность в решении, казалось бы, простой задачи — перестать быть одинокой, не может не вызвать улыбку, не может не заставить взглянуть на свою жизнь отстраненно, примерить ситуацию на себя. Почему-то уверен, многие женщины в какие-то моменты увидят на экране себя, если конечно захотят увидеть. 7 из 10
Прекрасная короткометражка, неожиданно получил море удовольствия от просмотра. Фильм снят в стиле шестидесятых: черно-белый, одежда героев, на улицах отсутствуют потоки машин (героиня запросто гуляет про проезжей части). Еще закадровый голос, принадлежащий Константину Хабенскому (он только озвучивал, а не снимался сам) и заключительная песня «Золушка» 1969 года в исполнении юной Людмилы Сенчиной, которая умерла в начале этого года в возрасте 67 лет. Жанр — мелодрама с элементами комедии. По-моему, должно понравиться лучшей половине человечества. Молодая женщина, пожертвовавшая ради работы взаимоотношениями с противоположным полом, спорит с подругой, что сможет в 24 часа познакомиться и переспать с мужчиной. Многие посчитали завязку пошловатой, но фильм-то, в общем, не о сексе, а о том, как сложно и одновременно легко добиться взаимопонимания и любви.
Случайно наткнулась на этот фильм. Решила сразу же посмотреть, короткий метр же. Актёрский состав известен всем: Виктория Исакова, Евгений Цыганов и Константин Хабенский (правда, он звучал лишь за кадром). Начало подразумевало иной ход картины, поэтому я, скорее всего, была готова к чему-то немного жёсткому и остросоциальному. (Кстати, первые кадры мне напомнили «Служебный роман»). Но с каждой минутой просмотра я открывала для себя с другой стороны не только Елену Ивановну (Викторию Исакову), главную героиню, но и происходящее вокруг. Приятная, в стиле советского кинематографа, работа. Ничего лишнего: всё в единой стилистике. Ч/б гамма, музыка (за неё отдельное «Браво!», где-то даже напоминало мелодии Микаэла Таривердиева), магия актёров. Наверное, таких фильмов нам и не хватает. Вроде бы простой, но при этом сильный фильм. А разноплановость Елены Ивановны, точнее её изменения, меня покорили. В начале она хмурая, холодная, железная женщина. И совершенно противоположная в конце: парящая, улыбчивая и любимая. Ещё раз повторюсь, что концовка прекрасна! Знакома с другими работами Анны Меликян, но эта, я думаю, заслуживает особого внимания. 9 из 10