Ход королевы
- 23 окт 2020
- 23 окт 2020
Уже полгода как не стихает гром зрительских оваций по новой нетленке Нетфликс «Ход Королевы (Ферзевый гамбит)» (2020) с Аней Тейлор-Джой в главной роли. Уж не знаю, то ли имя исполнительницы так напоминает псевдоним порноактрисы, то ли она и правда до краев полна таланта, отчего вызывает особо мощную бурю обсуждения этой сложной и многогранной роли. Ее героиня — Элизабет «Бет» Хармон в самом нежном возрасте стала жертвой истерии собственной матери, оказалась в приюте для девочек, во всей чёрствости и жестокости обстоятельств, сродни истории Джейн Эйр. Вот только в отличии от главной Золушки английского романтизма, Бет научилась ловить кайф от транквилизаторов, которыми щедрое руководство приюта как витаминами кормило послушниц, но и нашла себе наставника по игре в шахматы. Эта игра стала не только отдушиной юной послушницы, но и главным вектором в ее жизни, болью и любовью. По счастливому стечению обстоятельств, уже подростка Бет удочерили. Началась новая жизнь, где открылись перспективы участия и побед во всевозможных шахматных турнирах, но и путь к любимым зелёным таблеткам, которыми ее мачеха залечивала душевные раны. Рыжеволосая бунтарка не смотря на юный возраст щёлкала соперников покруче Щелкунчика, вызывая недоуменные взгляды и аплодисменты новым дебютам. Но когда все таблетки подъедены, а книги о шахматах прочитаны, социопатичная особа открыла для себя усладу в алкоголе, а заодно и применение юному телу. Яркая внешность и острый ум — кто-то готов ради неё даже променять учебу на новую улыбку, лишь бы стать ближе к загадочной красотке. Когда ты лучшая в стране в своём деле, а единственный конкурент — таинственный гроссмейстер из далекого Советского союза, не остаётся ничего, кроме скучного мира взрослых развлечений. Так из высокомерных соперников шахматистка сделала себе друзей «очень близких», что кстати в итоге сыграло ей на руку и решило исход главного противостояния в ее карьере. Неужели этот избитый способ заводить друзей и правда действует? Страннее то, что эта блещущая умом особа не смогла иначе расположить к себе людей. Так игра обретает горизонтальную плоскость, а у зрителя не остаётся сомнений в правильности действий Элизабет Хармон: выиграть любой ценой. Вот только у каждой победы — своя расплата, отдаляющая гениев и уникумов от нормальной жизни. Создатели сериала проработали развитие персонажа по всем канонам сценарного мастерства: все условия для полного сопереживания зрителей за судьбу героини. Отдельная дань вредным привычкам и психическим расстройствам, без которых человечество уже никогда не сможет существовать. И если вы не видите себя в Бет со стороны таланта, то точно найдёте точки соприкосновения во всех проявлениях саморазрушения — от курения до наркомании. Как говорил герой уже ставшего классическим фильма Дэвида Финчера: самосовершенствование — это онанизм, а вот саморазрушение… Что поделать, если от порока до гениальности — один шаг, как от милого личика до роковой женщины. И курит в сторонке «Малена» с героиней Моники Беллучи с ее пафосным методом раздобыть огонёк, ведь давно пришла новая смена экранных див, разрушающих привычные представления о таинственном и прекрасном.
Сериал понравился. Посмотрел фактически за один присест. Естественно можно где-то что-то критиковать касаемо зависимости героини Хармон от таблеток что ей давали в приюте. Однако ведь ее подсадили на них сами работники. Она была лишь ребенком. Ну и как следствие под действием этих препаратов у Элизабет открывались «потолочные шахматы» где она и проделывала все партии и анализировала свои действия в то время как у нее не было доски и фигур под руками. Для меня еще одна положительная сторона это отсутствие в сериале разной пошлости. Сегодня что не посмотри, один разврат. Зачастую даже взрослому человеку не приятно смотреть определенные кадры с излишними подробностями. Тут, в сериале это грамотно показано без лишних подробностей. Так же сторонне, без навязывания, показана тема гомосексуализма. Но это же нетфикс!… Героиню часто становится жалко, ведь когда человек гениален в чем-то и он запирается эмоционально в своем мирке и зачастую одинок, ему сложно строить отношения с другими людьми. Поднимаются разного плана вопросы взаимоотношения между мужчиной и женщиной, женой и мужем. СССР показан тоже «аккуратно» без намёка на «облить» тогдашний режим грязью и раскритиковать все подряд. Наоборот, в сериале не один раз повторялись слова касаемо мощнейшей школы шахмат Советского союза. Лично я получил эмоциональное удовольствие от просмотра сериала «Ход королевы». Смотреть обязательно. Спасибо нетфиксу за сие творение.
Когда в твоем кинобагаже достаточно нетривиальных сюжетов, спецэффектов и прочая, прочая, от каждого следующего фильма ты ждешь нечто большего. Выбор определяется во многом рекомендациями, рецензиями, в коих на сегодняшний день недостатка нет, слава Богу. Но такой диссонанс между фильмом и отзывами! Качество данного сериала во многом определяет собирательность образов всех и вся: главной героини, ее окружения, времени и пространства. Отсюда клишированность образов. Да, именно такой должна быть девочка с такой наследственностью и детским домом за плечами. Да, такой должна быть ее приемная мать, страдающая от безделья и навязанного американским обществом роли безупречной домохозяйки, находящаяся на этапе «переход во все тяжкие». Да, таким должен быть Советский Союз 60 х годов 20 века. В советское время практически в каждом фильме в титрах непременно присутствовал консультант. По эпохе ли восстанавливаемых событий, по нюансам затрагиваемой профессии. Сериал вышел в 2020 году, а такое впечатление, что со времен холодной войны представление авторов не изменилось. Обязательно шапка — ушанка в кадре (спасибо за отсутствие медведей в Москве (хотя зима, могли спать), стальной холодный мрамор, напряженные в ожидании подвоха лица. В измененном масштабе Кремля есть уже что -то фрейдовское. Хотя заметим, что челюсть главного русского в кадре выглядит не так устрашающе по сравнению с той, которую много лет тому назад одолжил своему герою А. Шварценеггер. Да и чудит все больше не КГБ, а ФБР. Отдельно стоит в этой связи сказать о фамилии русского шахматиста — Боргов, как они их собирают, по какому принципу? Возможно авторы сериала изначально не были ориентированы на русскую аудиторию. Все вышеизложенное делает картину фрагментарной, блочной. Более или менее прописанная линия героини (сторителлинг не меньше) позволяет собрать пазл относительно корректно. К «плюсам» сериала несомненно стоит отнести (1) рекламу интеллекта на уровне не «спасем мир», а «спасем себя сами»; (2) красивый фэшн- и музыкальный ряд. О эти обои в тон покрывала и торшеров… У нас что -то подобное можно увидеть только в середине 80-х в Москве (у Сусанны в к/ф «Самая обаятельная и привлекательная» на кухне). 6,8 из 10
Привлекая огромные средства и презентуя проекты с участием маститых специалистов, «Netflix» уверенно становится флагманом вещания, распространившим влияние на весь мир. Увы, обратной стороной плодовитости явилась противоречивость результатов: «конвейерная» работа и необходимость следования в фарватере сиюминутных тенденций затрудняют «творческий» подход к делу и поощряют «ремесленничество». Произошёл ли завещанный Гегелем переход количества в качество, мы рассмотрим на примере новой премьеры — «Ход королевы». Ничто не совершенно, «плюсы»/«минусы» имеются как в каждом аккумуляторе, так и сериале. Начнём мы с недостатков, но не ради смакования просчётов, а для того, чтобы закончить на мажорной ноте. «Ход королевы» этого достоин. Жанр сериала определяется словосочетанием «спортивная драма», и для затравки проясним, хороши ли успехи «Королевы» в «спорте» и сколь они драматичны. Стоит признать, что при обилии шахматных фигур и жонглирований терминами, в битву умов авторы нас не погрузили, ограничив лишь созерцанием пластики передвигающих фигуры рук. Раскрыть «вкус» шахмат было бы возможно через совместный со зрителем разбор простенькой игровой ситуации, но «свободный» хронометраж достался сценам алкогольных возлияний. Уже в дебюте сериал дистанцируется от серьёзности: «нецензурные» крики, обсуждение гениталий нужны ровно для того, для чего Пуаро в «Восточном экспрессе» (2017) вступал в навозную кучу — позиционирования начинающегося шоу лентой для самых широких масс, а не чопорным произведением для просмотра с серьёзным лицом. Амбициозные голливудские специалисты, может, и не считают всех своих зрителей идиотами, но в погоне за охватом упускать эту часть аудитории точно не желают. Замена шахмат на другой соревновательный вид (нарды, «дурака») не повлияла бы на восприятие сериала ни в коей мере и обошлась бы без «швов». Это говорит о том, что интеллектуальность шоу является мнимой, и её иллюзия призвана лишь подбадривать эго зрителя заверением его в способности воспринимать не только «поп-культурные» сюжеты. Отмеченная же гроссмейстерами правильность расстановки фигур заметна лишь при «стоп-кадрах», и организована она для незамысловатой рекламной похвалы через этих гроссмейстеров. Заявление сериала драмой повышает оценочную «планку»: жанр подразумевает наличие значимого конфликта, исследует взаимодействия и развитие центрального персонажа при обязательной реалистичности происходящего. Сценарий «Хода королевы» представляет собой прямолинейный как рельс путь к успеху, трудности которого героиня преодолевает практически без сопротивления. Шахматного конфликта как такового нет, поскольку выбранная манера подачи заведомо отсекает существование шанса оппонента на успех. Нет конфликта и внутриличностного — пагубные пристрастия очаровательной Элизабет и «пороками» то не представляются, что обусловлено архетипом героини: мисс Хармон является типичной «Мэри Сью» — самым умным и способным, положительным независимо от контекста, безальтернативно успешным персонажем только потому что это вот она, и если героиня вдруг ведёт себя неправильно, то, значит, сегодня надо именно так, а победа всё равно будет за нами. Такие герои драматическому произведению не соответствуют. Взаимоотношения главной героини с окружающими представляют собой «метания», но «поиском себя» их засчитать не получится, поскольку результата этого поиска нам не предъявили. Ситуацию усугубляет жестокость авторов сериала к мужской «свите», участники которой варьируются от тех, к кому нельзя относиться серьёзно, до тех, характер которых наблюдать неприятно. Отношения с родной матерью не «выстрелили», хотя воспоминания из прошлого обманчиво сулили интригу, замешанную на кровном родстве. За что опекунша удостоилась ярлыка «хорошей» — непонятно: интерес к пристрастию падчерицы она проявила лишь после осознания возможности монетизации таланта, на содержании жила разгульно, полезными навыками не обладала, правильные советы давала невпопад. Изображение хорошей родительницы, которая ни за что не ругает и разрешает гулять допоздна, отражает разве что мечты старшеклассников. «Посыл» произведения оставляет вопросы: финал уверяет в значимости товарищества, но… из сценария это не вытекает, происходит «само собой» — этакий «рояль в кустах». «Благосклонность» же героини к алкоголю и таблеткам и вовсе сеет в неокрепших умах фатальное мнение о реальности достижения интеллектуального успеха вопреки зависимостям или даже благодаря им. Увы, в реальности они, наоборот, рассеивают внимание и разрушают мозг. Об этом заинтересованное не в вашей выживаемости, а в организации красивых сцен шоу не скажет. Да, при желании, фиксировать «минусы» «Хода королевы» можно со вкусом, но это… впустую убьёт время, поскольку все они настолько обыденны, что их категорическое неприятие заставит вообще отказаться от просмотра каких-либо шоу. Не имея возможности исправить недостатки, обусловленные реалиями индустрии поп-медиа, авторы «Хода» шлифуют типичные голливудские достоинства. Львиная доля успеха достигается харизмой Ани Тейлор-Джой: да, её актёрская компетентность может быть спорной — большую часть времени она отыгрывает надменный «покерфейс», но нельзя отрицать, что взгляд от неё отвести практически невозможно — столь удачно попадание «в роль». Все «технические» аспекты шоу выполнены на высочайшем уровне, что и положено «голливуду». Пока по нашу сторону «Железного Занавеса» творцы десятилетиями спорят относительно собственных «60ых», раскрашивая их в зависимости от своей историко-политической позиции, американцы методично закрепляют «пряничный» образ «града на холме», жители которого даже о жизни на «доллары в неделю» горюют в стерильных особняках. И пусть это сто раз «фантик», идеологически он победоносен, поскольку привлекательным вещам мы склонны верить, и отказаться от них не можем. Даже оставаясь поверхностным, шахматный лейтмотив для кинематографа оригинален, а оригинальность в нынешнюю пору изобилия — продукт, достойный гурманов. И пусть драматическая линия сериала шаблонна, при свежей теме требовать ещё и свежего сюжета — ныне нескромно. Смелостью Netflix частично компенсировал отсутствие таланта: ранее не сыскавшая успеха картина «Жертвуя пешкой» могла похоронить «экранные» перспективы шахмат, но игра получила второй шанс. «Ход королевы» обладает побудительным зарядом: автор этих строк и сам параллельно просмотру решил выяснить «как у нас там по части шахмат» (с облегчением узнал, что всё в порядке) и даже спустя годы попробовал сыграть. Тот же эффект, конечно, снизит у несформированных личностей отторжение «изменяющих сознание» веществ, но… «акулы» кинобизнеса нашим генетическим выживанием не озадачены. Для русскоязычной рецензии не станет предосудительным и прояснить, как в «Ходе королевы» с этими самыми русскими… Позиционирование советского шахматиста финальным противником и округлившиеся глаза соотечественника-вундеркинда при упоминании автокинотеатров приготовили к тому, что мы вновь предстанем средним между туземцами и Дартом Вейдером, но нет! Тоскливо подумалось, что сегодня Запад показал нас лучше, чем мы есть на самом деле. Даже вызывающие недоумение костюмы стюардесс «Аэрофлота» и мальчик, обреченно осведомившийся у элегантной Бет, не желает ли она водки, выглядят скорее иронией над «общепринятым» на западе изображением русских. Уважительное отношение стандартным не станет: чтобы это понять, достаточно сопоставить даты премьеры сериала (23.10.20) и выхода «Netflix» на российский рынок (15.10.20). Но понимание этого не отменяет сериалу «лишнего балла». За «технику» и аллюзию на оригинальность: 8 из 10
У покорившего Netflix «Хода королевы» не так много слабых мест. Если сильно запариться, то можно посетовать на линейный сюжет, приличное количество штампов и довольно стереотипный монтаж. А еще можно разочароваться в кастинге, увидев имена второстепенных героев. Но давайте о плюсах. 1) Шахматы. Ну честно? Шахматы — это скучно. Шахматы — это не по-зумерски. Шахматиста ты уважаешь, но внутренне даже как-то жалеешь. Задумать сериал о шахматах, все равно что выбрать в качестве отпуска Анапу. Красиво, тепло, кому-то даже нравится, но зачем? Но тут сценаристы удивляют. Они делают главным героем именно ферзя и слона. Движение серий зависит от поведения пешек, а любовные линии развиваются так же неуклюже (прямо как в жизни, да?), как ходит по доске конь. Этот сериал состоит из клеток. Он очерчивает жизнь героев эндшпилями и дебютами. А недоверчивого по первым порам зрителя убивает гамбитами и сицилианской защитой. К концу второй серии ими уже стыдно не оперировать. Если из фильма убрать всех и оставить только шахматы, магия не иссякнет. Ведь протагонист останется не тронутым 2) Повестка. Феминистки, сильные женщины, секс, лгбт, расизм — все, как полагается современному кино, на месте. Но вы же не жалуетесь на соль в супе, вас раздражает ее избыток. Авторы не перегибают, а главная героиня оттягивает внимание на себя. Половину сериала ты зависаешь на гипнотических глазах, а вторую следишь за ненавязчивой сексуальностью Ани Тэйлор-Джой. Девушка становится все ярче, все влекущее, все более обнажающей твой давно прошедший пубертат. А, присмотревшись, понимаешь, что меняются не блузки, каблуки и длина волос, а твое восприятие. Тебя заколдовали, в твоей голове жестоко поселились и изменили само представление о сексуальном. Оказывается, у него, как и у эстетики, нет фронтиры. 3) Коммунизм. Москву тут любят. СССР уважают. А коллективизм превозносят. По ту сторону занавеса тепло и уютно. Хоть и темно. Ровно так же, как в детстве в спальне у бабушки. Это уже не редкая история для англо-саксонского кино. «Тру детектив» все три сезона пихал левые идеи, «Пики блайндерс» увидели в лейбористах и троцкистах зверя куда добрее, чем фашизм. Но здесь поражает другое — авторы не отказываются от стереотипов. Они давят ими с самого начала. Советский гроссмейстер мрачен, мечтает мигрировать в нормальную жизнь по ту сторону Атлантики, а еще говорит на жестком мутковском рунглише. Русские — странные, иначе же и быть не может. Однако эта странность оказывается чуть ли не идеальным приютом для тех, кто не вписывается в стандарты. Самая срезающая инаковости система выходит в реальности самой свободной (зачеркнуть), удобной (зачеркнуть), готовой принять всех (оставить). А не в этом ли и был пресловутый коммунистический ad fontes. Сериал точно стоит глянуть. Не обещаю, что он вам понравится. Но точно с вами случатся две вещи. Вы захотите сыграть в шахматы. А еще перед сном вы кинете взгляд на темные своды своей комнаты — вдруг пешка там внезапно сдвинется на е4.
Наверняка вы, также как я, повелись на небывалую распиаренность «Хода королевы» под эгидой «лучший сериал о шахматах», да и вообще «лучший сериал 2020 года». Поэтому первым делом после просмотра этого «шедевра» я полезла читать рецензии, потому что не могла поверить, что у подобного рода сериалов до сих пор могут быть высокие рейтинги. Оказывается, неискушённого зрителя удивить очень легко. Особенно, если он никогда не играл в шахматы. Фабулу сериала можно вкратце описать как «девочка-вундеркинд в мире шахмат девочкой-вундеркиндом быть не хочет, поэтому играет наравне с мужчинами, а самое главное с СОВЕТСКИМИ мужчинами». Чувствуете, пахнет повесточкой? Дело даже не в том, что на протяжении всего сериала красной нитью протягивается тема эмансипации, а в том, что создатели сами акцентируют внимание на половой принадлежности главной героини. Чего только стоит сцена с приходом месячных прямо во время её первого турнира. В данном контексте абсолютно неважно, был игрок женщиной или мужчиной, но, видимо, Нетфликсу виднее, какой рукой эстетичнее переставляются фигуры на шахматной доске. Гораздо интереснее было бы сконцентрироваться на становлении личности главного героя, ведь в сериале показана чуть ли не вся жизнь Элизабет (так зовут гг). И, как оказалось, для развития ошеломляющих способностей достаточно всего лишь принимать седативные успокоительные, которые провоцируют интереснейшие галлюцинации. Как следствие, выработанная ещё в детстве зависимость Элизабет перерастёт в пристрастие к алкоголю, что серьёзно скажется на дальнейшей её судьбе. Да, этому могли поспособствовать случившиеся ранее трагедии в её семье, но когда человек находит выход подобным образом, закрадываются сомнения в его адекватности. И уж тем более в его авторитете как профессионального игрока в шахматы. Поэтому, лейтмотивом в сериале также проносится и тема безумия творческих людей, причём наследственная. Вы удивитесь, но использование клише «творческий-безумный» всё ещё применимо для сериалов подобного рода. Однако конкретно для данной тематики, а именно тематики шахмат, всё выглядит до жути примитивным и высосанным из пальца. Контрпримером может стать фильм «Жертвуя пешкой», который наверняка смотрели люди, знающие Бобби Фишера, известного во всём мире американского гроссмейстера. Там безумие игрока подчёркивается его поведенческими характеристиками, а умение играть — ничто иное, как исключительный аналитический подход, натренированный годами. По сравнению с ним Элизабет Хармон выглядит просто алкоголичкой, которая весь свой потенциал раскрывает только под действием ноотропных таблеток. Да, на протяжении всего сериала она анализирует по книгам и журналам ранее сыгранные шахматные партии, чтобы изучить стратегию соперников, но какое это имеет значение, когда ей для победы достаточно лишь выпить волшебную пилюлю? Это даже звучит несерьёзно. И в связи с этим закрадывается вопрос — что из себя представляет главная героиня без её зависимости? Почему все персонажи будто помешаны на том, чтобы помочь ей, хотя сама она этих людей ни во что не ставит? Почему я должна сопереживать героине, которая напивается до полуобморочного состояния, полностью игнорируя помощь близких людей, буквально стоящих за дверью? Единственный момент, в котором главная героиня хоть как-то выказывает свои эмоции, была минутная вставка с одиноко катящейся слезинкой по щеке. Только и всего. Создателям нужно было как минимум дать понять зрителю, что кроме ослепительной внешности (даже Аня-Тейлор не смогла вытянуть этот опус) и выдающиеся достижения в шахматах, её действительно есть, за что полюбить. А то выходит, что обложка гораздо интереснее книги. По поводу динамичности сцен партий, о которых кричали налево и направо во всех рецензиях, так я и вовсе не знаю, как реагировать. Любому человеку, которому интересны шахматы, не только не уловит ни одного хода игроков из-за ОЧЕНЬ ДИНАМИЧНЫХ ПЕРЕХОДОВ к их лицам, но и не поймёт, как и за счёт чего в принципе Элизабет всех обыгрывает. Ни стратегии, ни наития, будто чистое везение. Да, не стоит забывать, что Нетфликс гнались, прежде всего, за нарядной картинкой, а не осмысленным наполнением, но когда даже картинка не соответствует заявленному «лучшему сериалу про шахматы», то увольте, ради красивого личика это смотреть не имеет смысла. Что мы имеем в сухом, как все игры Хармон с Багровым, остатке. Сериал может понравиться исключительно тем, кто не хочет вдаваться в тонкости такой разноплановой игры, как шахматы, лишь запоминая термины по типу «сицилианская защита» или «атака Лолли», вдруг пригодится. А одиозная главная героиня, которой нет дела ни до чего, кроме алкоголя, понравится многим из тех, кто всерьёз считает, что гениальность не порок, а лишь приятное дополнение к обманчивой внешности.
Рано или поздно, но я прихожу ко всем обсуждаемым новинкам кино и сериалов. Так было с Игрой престолов, так будет и с Пацанами (запланировала начать в ближайшее время). Так и стало с Ходом королевы, который был «на слуху» почти во всех соцсетях и списках лучших сериалов прошлого года. Заинтересовал он меня прежде всего участием Ани Тейлор-Джой (ставшей в 2020м для меня открытием) и, главное, шахматами. А эта игра интригует меня с детства (хоть я так и не научилась в нее играть). Сегодня в праздничный день 8 марта, рассмотрим один из самых интересных сериалов прошедшего года. 1960е годы. Это история сироты Бет Хармон, которая после смерти матери попадает в детский дом, где помимо всего прочего детям выдают транквилизаторы, чтобы делать их послушными. Там же она открывает для себя шахматы и обнаруживает, что игра дается ей очень легко. Днем Бет сбегает с уроков, чтобы играть в шахматы с уборщиком мистером Шейблом, а ночью, приняв накопленные таблетки, играет в шахматы на воображаемой доске на потолке. Проходит время, Бет находит приемную семью и постепенно вступает в мир шахматных турниров, где она достигает невероятных успехов, знакомится, заводит дружбу и близкие отношения с известными игроками-американцами и мечтает победить самых лучших шахматистов в мире — советских гроссмейстеров. Однако вместе с популярностью, возрастает и ее зависимость от алкоголя и таблеток… Книгу Уолтера Тэвиса, которая и легла в основу сериала, я залпом прочла после просмотра сериала. И сразу стоит отметить, как грамотно сюжет был адаптирован для экранизации. Хотя некоторые моменты добавлены намерено (думаю, нас всех удивит книжная встреча с пиратом), но даже эти сцены воспринимаешь, словно они были в оригинальной истории, просто их не описали… А такое удается не каждой адаптации. Теперь о самом сюжете — никогда не думала, что можно настолько захватывающе рассказать о шахматах. Ведь это игра вдумчивая, размеренная, длится не один час и порой не один день. Но здесь мы и узнаем много нового — шахматные термины, названия ходов и комбинаций, разбор партий, что даже захотелось самостоятельно все это изучить — а также, во все глаза смотрим за шахматной партией героев, запоздало вспоминая, что шахматы это тоже вид спорта, а спорт это всегда увлекательно. А если исключить шахматы, то получится роман воспитания, история взросления и формирования личности у молодой девушки с непростой судьбой, преодолевающей всевозможные жизненные препятствия — такие драматические истории меня всегда притягивали. В 2020 году я открыла для себя очень талантливую молодую актрису Аню Тейлор-Джой, увидев ее фильме Эмма., после чего я осталась в полном восторге от ее игры. И здесь, ее талант раскрывается в полной мере. Элизабет Хармон — девушка, которая провела детство с нестабильной матерью, часть юношеских лет в мрачном детском доме, где ее подсадили на таблетки, а часть — в приемной семье, где ей не сразу удалось найти общий язык с новыми родителям. Благодаря всему этому Бет привыкла рассчитывать только на себя и на свои силы, ни у кого не прося помощи. Это уже делает ее интересной героиней. А когда раскрывается ее необыкновенный шахматный талант, то от Бет просто невозможно отвести взгляд. И не только как она растет как шахматистка, обыгрывая одного игрока за другим, но и как она трансформируется из неулыбчивого подростка в очаровательную молодую девушку, которая привлекает внимание каждого. Аня играет просто бесподобно, и когда рассказывает о своей любви к шахматам, и когда изучает шахматную доску своими выразительными карими глазами, как на турнирах, так и на потолке, и даже когда пытается справиться с неудачами, принимая таблетки, выпивая несколько бутылок вино и уходя в загул, и когда готовится к самому важному матчу в своей жизни — с советским гроссмейстером Богровым. Следующий, кто стал для меня своеобразным открытием — это Томас Броди-Сангстер, сыгравший чемпиона США по шахматам Бенни Уоттса, бывший сначала соперником, а затем и наставником Бет. Впервые видела его в подобной роли и была в восторге — в эффектной ковбойской шляпе, кожаном плаще, с ножом на поясе и озорным взглядом, знающий себе цену, притягательный, уверенный в себе, который знает о шахматах все и даже больше. Действительно Король мира шахмат, пока не его пути не возникает Бет. И думаю, что смогу выразить общее мнение — нам всем очень нравятся его волосы… Все актеры были шикарны: Мариэль Хеллер — Альма Уитли, приемная мать Бет, которая постепенно становится для нее настоящей матерью, путешествует с ней на турниры, пытается понять эту сложную игру, поддерживает дочь и дает немало ценных жизненных советов; Гарри Меллинг — Гарри Белтик, талантливый шахматист и чемпион Кентукки, жизнь которого в корне меняется после партии с Бет Хармон; Билл Кэмп — мрачный и неразговорчивый уборщик мистер Шейбл, ставший первым учителем Бет; Джейкоб Форчун-Ллойд — шахматист, затем фотограф Таунс, чьего имени мы так и не узнаем, но точно будем им очарованы; Мозес Инграм — бесцеремонная и острая на язык Джолин, подруга Бет по приюту. В итоге — мы имеем наверное один из лучших мини-сериалов от Нетфликс за все время. Я понимала, что Ход королевы мне скорее всего понравятся, но не ожидала, что он увлечет меня настолько. Уже пересмотрела его раза 3, и перечитала книгу столько же раз. Всерьез задумала о пополнении шахматных знаний. С нетерпением жду новых проектов от актеров. И радуюсь каждой заслуженной победе сериала на всевозможных премиях. 10 из 10 Приятного просмотра! Поздравляю с Международным женским днем!
Через полчаса после просмотра последнего эпизода сериала Ход королевы (Анечка является одной из моих любимых юных актрис — сердешко!) мельком слышу из другой комнаты новости по ТВ. Оказывается, сериал получил аж две премии. Приятно ловить такие тайминги, приятно. К сериалу… Рекламируют его чуточку более круто чем то, какой он есть на самом деле. Во-первых, потому что планку качества новым сериалам давно уже задали всяческие проекты канала HBO и полюбившийся лично мне Фарго. Во-вторых, по сути, это классический фильм-биография, снятый в западном стиле, растянутый на формат сериала. Ну вот, если бы Земекис снимал Форреста Гампа в формате сериала сейчас, то было бы что-то такое, да. Но! Если поначалу сериала тебя ничего не удивляет, и ты такой «Ну, 6 баллов — нормальное кино, не более», то после примерно второй серии ты понимаешь, что всё же сериал достоин семёрочки по шкале кинопоиска и своей лично. И так продолжается до финала… Финал заключительного эпизода и осознание того, сколько же различных событий и людей произошли с героиней за всё это время, заставляет притягивать оценку ещё на один балл. Что там по финалу? Два раза подряд выбивать меня на слёзы радости и гордости раньше было ерундой. Сейчас это сделать всё же сложнее. Да и просто приятно это, когда какое-либо произведение настолько сильно разводит тебя на эмоции. Я конечно ультра-стараюсь без спойлеров, но там такие русские, респекты взаимные, деды, друзья и прочая милота… В общем, последний эпизод вынудил меня поставить сериалу 8 баллов. Скрипя сердце, ведь один эпизод из семи — это не весь сериал. Но он его часть, и часть весьма важная. А теперь коротко по другим темам околоэтогосериальным пробегусь. О сериалах. Последние сериалы, что я смотрел до Хода королевы — это четырёхсерийная телевизионная документалка BBC про искусство эпохи Возрождения (которая, к сожалению, явилась темой очередного моего долгого и неинтересного спора с отцом), ода внутриполитической жизни Британии от Армандо Ианнуччи с субтитрами, третий и четвёртый сезоны киберпанк-аниме Психопаспорт, лучшая или одна из лучших драм в принципе Я знаю, что это правда от HBO и, наконец, необычный и приятный для меня Devs. Были ещё какие-то (Великая, Миниатюрист, Spaced, Спой мне Yesterday, Дорохэдоро), но, в любом случае, в этом году из всего этого списка я смотрел только про маньеристов с Микеланджело и Босхом и вот про шахматы. Мне стало казаться, что формат сериала с менее чем десятью эпизодами стал самой логичной и приятной для всех формой. Зрителю не нужно тратить дни, недели и месяцы (годы? увы) на множество сезонов, а сценаристы и режиссёры вынуждены выкладываться на полную и делать трюфельные файзерские конфеты вместо «рачков». Сериалы последние годы всё чаще доказывают, что размер в их плане имеет значение. О фильмах-биографиях и им подобным. Именно подобные фильмы и напоминает сериал про гениальную шахматистку. И если Форреста Гампа я уже вспоминал (кстати говоря, временами очень похоже отчего-то), то стоит ещё упомянуть что-то вроде Железная леди, Борьба с моей семьёй, Тоня против всех, Ип Ман 1—2, Ветер крепчает, Кокаин… Закроем глаза на женский спорт, на женщин и на то, что это фильмы про то, как все добиваются высот в своей жизни или карьере (и иногда падают с этих высот). Мне нравится, когда фильм следит за всей жизнью главного героя. Это интересно, даже если фильм плохой — показывать Тэтчер как обычную, но сильную женщину, которая вроде тоже человек и — ох, вау! — не такая уж и плохая, это моветон и совершенно одно и то же, что оправдывать кого-то вроде Гитлера. То есть, если человек плохой, то он плохой, а не спорный. Но мнения бывают разные, и потому кто-то даже выдаёт премии такому. Но речь всё же о том, что сделано хорошо (или неплохо) в Железной леди, а именно о том, как нам предлагают следить не за одним-двумя событиями на пике её политического карьеры, а за всей жизнью Мэгги. Этот же приём повествования я наблюдал в Ходе королевы и был очень ему рад. Для мини-сериала это ещё более удобно и приятно, нежели для полнометражного фильма. О Золотом глобусе 2021. Ферзевой гамбит победил сразу в двух номинациях — Лучший мини-сериал и Лучшая актриса в мини-сериале. Примечательно то, что лучшим актёром в мини-сериале стал в этом году Марк Руффало. Согласен со всеми тремя победами в данном случае. Это радостно, когда то, что нравится тебе, получает награды и достойную оценку. Как жаль, что эту случается редко… Я люблю Аню Тейлор-Джой, люблю алкоголь, люблю группу Jefferson Airplane, люблю Америку 60-х, а в детстве любил шахматы. Мне нравится персонаж Томаса Сэнгстера (он не австралиец??) и нравится Гарри Меллинг как актёр. Мне нравится русский в этом сериале. Тут хорошая драма и хорошие повторяющиеся персонажи. Меня позабавила отсылка на Партию чёрных пантер. Не стоит превозносить сериал до небывалых высот, но он один из лучших, что выходили в 2020. Мне понравилось!
Основанный на одноименном романе Уолтера Тевиса «Ход королевы» сама по себе блестяще разыгранная партия, в силах которой максимально приятно отвлечь от поднадоевших экранизаций рьяно педалируемых трендов социальной жизни. Оставаясь на протяжении каждого из семи эпизодов верным своей уникальности, облаченный в элегантный антураж 60-х проект Скотта Фрэнка фокусируется не только на очередной шахматной комбинации, но и на сопутствующему ей пути к величию одинокой девушки-вундеркинда. Главным достоинством шоу является то, что оно действительно о шахматах (погружение в тему продавливает и специальная шахматная терминология, инкрустированная в названия серий). Статичная игра обернулась в олицетворяющее неподдельный накал ощущений содержательное и динамичное столкновение черных и белых фигур, напряжение от которого улетучивается лишь по окончании партии. Наслаждение от созерцания вышедшего в тираж короля усиливается, когда изначально нареченная аутсайдером по признакам пола Бет Хармон посредством регулярных тренировок и чрезвычайной вовлеченности в потенциал 64-клеточной доски раз за разом удается справляться с условными мини-боссами перед кульминационным матчем с сильнейшим оппонентом. Помимо прочего, «Ход королевы», сосредоточившись на красной нити повествования, искусно уклоняется от затяжных остановок как на заштампованных внешних придатках судьбы центрального героя-гения (вроде школьного буллинга и трудного детства с матерью), так и на личных проблемах-клише, связанных с избыточным потреблением медикаментов и алкоголя, а также с общим болезненным положением (именно это в свое время погубило байопик «Жертвуя пешкой» про чемпиона мира по шахматам Бобби Фишера). Отрадно видеть, что сюжет позволяет Бет практически не изменять себе и держаться собственного курса, в котором даже любовной линии отведено скромное место, чего нельзя сказать о колоритнейших персонажах истории. Аня Тейлор-Джой крадет здесь все, что только возможно: с первых появлений в кадре ее очарование, ее обаяние вкупе с кроткой улыбкой ставит дурацкий мат зрительской настороженности. Когда же героиня Тейлор-Джой отпускает себя в танцевальной сцене под хит Shocking Blue — «Venus», в актрису влюбляешься окончательно и бесповоротно. Круг близких друзей Хармон сияет харизмой не меньше: их роли отменно исполняют Моусес Ингрэм, вечно молодой Томас Сэнгстер и худощавый Гарри Меллинг. Наконец, упоминание ведущих артистов было бы неполноценным без покоряющих перформансов Мариэль Хеллер (мачеха Бет) и Билла Кэмпа (уборщик, обучивший героиню игре в шахматы), на образах которых строятся самые трогательные моменты сериала. Визуальное восхищение будут вызывать не только атрибуты времени, грандиозные архитектурные виды и теплая палитра на экране цвета крем-брюле, но также обезоруживающая укладка рыжеволосой Тейлор-Джой с эффектным чувством стиля в одежде (к слову, внешний вид Бет Хармон актриса создавала сама). Музыкальные предложения разнятся от замечательного оригинального саундтрека Карлоса Рафаэля Риверы до золотой классики эстрады 60-х. В конечном счете «Ход королевы» нигде не проходит бесследно: и уж точно ни в едва ли не материализованной остроте финальной партии с советским гроссмейстером Борговым, ни в возникшем желании сыграть в шахматы партейку-другую. Приятного просмотра.
Некоторое время назад, увидев отзыв на этот сериал, я был шокирован, какими лестными словами о нем отзывались, и поэтому решил решил посмотреть «Ход королевы» (в оригинале «The Queen’s Gambit») Скотта Фрэнка. Стоит отметить, что для просмотра не нужно уметь играть в шахматы, они тут не на первом месте, ведь это история о взлетах и падениях, зависимостях и умении концентрироваться на чем-либо прекрасной Элизабет Хармон, которую воплотила американская актриса Аня Тейлор-Джон, чьи глаза у каждого останутся в памяти надолго. Но за героиней становится приятно следить лишь с середины повествования, когда у неё на пути появляются хоть какие-то трудности. Впрочем, всё, что связано со спортом в сериале прекрасно, как и игра второстепенных актеров, которые держат хорошую планку игры и не дают шанса зрителям отвести от них своё внимание. У каждого из них хорошо прописанных лор и характер, кроме Багрова, которого этим обделили, он всего лишь мрачный мужик со стальными яйцами. Впрочем, здесь не обошлось без упоминания серого, полигонального, острого Советского Союза периода холодной войны, где каждый второй не против выпить одну-другую рюмашечку водки. Вымышленная история шахматистки из детского дома идеально уложена в 7 серий, что в наше время очень странно, ведь любая студия прежде всего думает о планах и поэтому растягивает даже маленькую историю на пару сезонов, но в этот раз нэтфликс меня сильно порадовали. Неважно любите вы шахматы или нет, вы обязаны посмотреть этот сериал, в котором есть несколько посылов, что для любого станут полезными и познавательными. Я считаю, что данное произведение найдет отклик в сердцах многих за свой сюжет, посыл и игру актёров, и поэтому рекомендую его к просмотру каждому. 8 из 10
Когда-то давно мне не представляло труда обыграть в школе всех учеников, всех учителей и работников в шахматы. С тех пор прошло уже много времени и доску я забросил. Мини-сериал от Netflix ХодКоролевы снят по роману, однако снят так, что веришь что когда-то эти события имели место быть. 60-е года, США. Потеряв в автомобильной аварии маму, юная Элизабет Хармон попадёт в приют для несовершеннолетних. Необычный приют, в котором детям выдают транквилизаторы каждый день (видимо для того чтобы крепче спали и не шумели). В приюте Бет встречает уборщика, играющего в шахматы в одиночку. 9-летняя Бет максимально быстро изучает правила игры и показывает ошеломляющие результаты. Спустя несколько лет, Элизабет усыновляют в приёмную семью и вскоре она попадает на свой первый шахматный турнир. Девушек не считают серьезным соперником в этом виде спорта и не понимают всерьёз. Но лишь до тех пор пока Бет не начинает выносить соперников одного за другим и приобретает большую известность. И все бы хорошо, но Бет никак не может побороть свою страсть к таблеткам и спиртному, которыми злоупотребляла ее приемная мать. У этого сериала нет слабых ходов. Атмосфера, музыка, игра актёров, вещи — попадание 100% духу того времени. Чудесная пора 60-х годов. Девушки ходят исключительно в платьях и юбках. Мужчины — в костюмах и рубашках. Какой вкус! Какой стиль! На фоне всех фильмов и сериалов где упоминается Россия или СССР хотелось бы отметить данный факт этого произведения. Русских не показывают какими-то злыми уродами, злой нацией, ненавидящей всех вокруг. Да, есть строгость, холодность. Но лишь снаружи. Порадовали сцены, показывающие что в Союзе люди искренне радовались успеху не своего! земляка, а чужой, американской девушки! Я думаю, что авторы учли тот факт, что СССР была самой интеллигентной и читающей нацией. Потому что это действительно так, если человек искренен, то и мы относимся к нему с бОльшим уважением. А конечная сцена и вовсе заставит вас расцвести. После просмотра Вам непременно захочется научиться играть в эту сложную и восхитительную игру. Ну а мне, захотелось пойти в парк Гафури в Уфе и подсесть к какому-нибудь дедушке в беседке в виде шахматных фигур и сказать ему: Сыграем?
… чем-то довольно скучном массовому зрителю настолько захватывающе, произведя фурор в шахматной сфере. Про Ход королевы не говорил только ленивый. На фоне усталости от пандемии короновируса в 2020 этот сериал для многих был, как глоток свежего воздуха. Сериал очаровывает, завораживает и поражает своей простотой, необычной подачей и, конечно, актерской игрой. Шахматы никогда не были массовым спортом, причина этого довольно проста, они очень сложные. И нельзя просто прийти и подвигать фигуры на столе и победить противника. В этой игре нужно думать, а думать все-таки сложнее, чем смотреть кино или сериалы. Шахматные гроссмейстеры невероятные люди, количество дебютов в игре и всевозможных тонкостей сложно недооценить. Ход королевы показал нам, обычным зрителям, что можно любить что-то настолько сложное. Авторы сериала перенесли на экраны шахматную игру в таком виде, что она не кажется скучной. Шахматные партии показаны всегда по-разному, эмоции главных героев настоящие, а борьба за первенство страны или мира достойна уважения. Успех Ход королевы можно приписать нескольким факторам. Первым из них я назову визуальные решения режиссера, монтажера и операторов сериала. Без них магии не произошло бы, и мир увидел бы обычный довольно скучный сериал про шахматы. Визуал Ход королевы великолепен, тут отчетливо виден симбиоз компьютерной графики и картинки, снятой на камеру. А некоторые приемы монтажа позаимствованы у самого Гая Ричи. Картинка сочная и тона очень красивые, где нужно общие планы сменяются близкими, передавая ощущения главных героев. Однако успех не пришел бы к сериалу без грамотного сценария и позиционирования персонажей. С самого начала нам показывают, как бы играя, сцену из будущего (однако вопреки сложившимся стандартам, сцена эта не из финальной серии сериала). Дальше будет больше, мы погрузимся с головой в историю девочки, которая может сотворить невозможное. Сопереживать главной героине несложно, ведь мы полностью видим ее путь становления, и вероятно пусть мы и не понимаем полностью ее гениальности, но как с личность мы всецело с ней, мы ей верим. Сценарий написан очень грамотно, в нем есть минусы, например смешные ухажеры, но это все меркнет в общей картине происходящего. Авторы умело показывают нам не просто какой-то турнир по шахматам, а всю жизнь шахматиста, делая практически документальный срез их существования, с известными художественными допущениями. Третьей составляющей Ход Королевы я назову актеров и костюмы, именно вместе. Вообще антураж прошлого 60-х годов завораживает. Все тогда было гораздо проще, чем сейчас. Совершенно понравились костюмы, они ничем не уступали костюмам Карточного домика. В правильный момент подчеркивали состояние героев, где-то персонаж главной героини в платье, где-то она рассекает в футболке, а в начале вообще ходит в одежде из секонд-хенда. Актерский состав у сериала достаточно скромный, но Аня Тейлор-Джой со своими огромными и выразительными глазами делает всю работу. Это выглядит несложно, но тут заметен огромный потенциал актрисы и, отыгрывая только глазами, она делает свое дело блестяще. В общем целом сериал понравился и оставил после себя ощущение полной эйфории. Захотелось вновь поиграть в шахматы. Однозначно один из лучших сериалов 2020, а для себя я пожалуй назову его лучшим. Советую к просмотру! P.s позабавил момент в сериале, где жесткие русские начинают болеть за американку. А финал между Борговым и Хармон в Москве смотрят и слушают по радио вообще все. Я конечно понимаю, что в СССР шахматы были будто религия, но это чересчур. Ну хоть клюквы много не показали, кроме одного стакана водки.
1. Индивидуалистическая мораль против коллективистской. Несмотря на то, что сценаристы хотели показать во второй половине сериала, и ближе к концу, силу коллективной мысли, которую проповедуют русские (и поэтому они сильны, и поэтому они побеждают), героиня на самом-то деле являлась индивидуалисткой, и весь её выигрышный путь — это борьба с самим собой, с помощью своих же сил, с опорой на свои ценности, с отвержением других людей. Она не общалась с подругами в школе, она ушла с домашней вечеринки, ей это было неинтересно. Это был эксперимент по определению «кто я», завершенный вопросом «зачем я здесь». На вечеринке студентов её присутствие определялось одноразовым бегством от себя (отдушиной и разгрузкой, которую она нашла также и в транквилизаторах ранее. Что ещё больше характеризует её как личность «Я-Я», а не «Я-МЫ/ТЫ». Исключение подтверждает в этом случае правило, ничего так не характеризует «степного волка» как редкие выползки к людям, и контакты с ними, которые на самом деле тебе не очень приятны, которые не являются «твоими». Возможно чтоб сказать себе ещё раз что это не «твоё»). Общение с красавцем-журналистом — её не сильно интересует, она в каком-то роде завлечена им, но он для неё призрак, проходной человек, который изредка мелькает в её судьбе, потому-что в первую очередь хочет этого он. Молодой шахматист играющий с ней в её доме — интересен ей как игрок, он думает что тренирует её, ей же нравится просто играть. И контактирование с ним у Лизы Хармон происходит по принципу «почему бы и нет?». Предложение ночевать от Лизы — всего лишь, сохранение сложившегося (регулярными его посещениями) статуса кво. Она в нём не нуждается. Мать её, к которой она несмотря на всё, относится с симпатией, для неё средство достижения взаимовыгодных целей, как и Лиза для матери. Шахматиста-ковбоя она уважает как сильного игрока, и не более. Контактирование со всеми людьми встречающиеся в сериале для Лизы — это либо неизбежность, либо дело случая, либо некая разгрузка. Фундаментально — они ей не нужны, они не играют роли для неё. Попытка показать в конце сериала коллективную помощь «друзей» — не идет ни в какие рамки, если четко проанализировать кто такая Лиза Хармон, почему она добилась того — чего добилась, что ей в этом помогло, и что её вдохновило. Ответ один — она сама. И все её мнимые переплетения с другими персонажами сериала — это бегство (не в плохом смысле этого слова) от шахмат, отдых от шахмат, но ради шахмат! Транквилизаторы — тоже. И значит ради себя, потому что она и есть «шахматы». 2. Не последний человек Лизе Хармон неинтересен феминизм, коммунизм, христианская мораль, привычный комфорт, общество потребления, патриотизм и американские ценности. Лизе Хармон интересны шахматы. В сериале не показана героиня, ходящая по головам, преследующая свои интересы в ущерб другим, которая выбрасывает свою жизнь ради благ. В сериале показана героиня, которая знает что она хочет, у которой и взгляд и путь соответствуют друг другу, которая является по духу своему -«титаном». Ей (отчасти благодаря ковбою) становятся смешны безалаберность, несерьёзность, халатность американского шахматного мира. В сериале не очень тонко это и показано. Она восхищена как устроен русский шахматный мир. Брутальность, жёсткость, напористость, против хрупкости, мягкотелости, и пассивности. Монументальное здание с фасадом «воинов», внутри играющей романтично-воинственной темнотой. Это не идёт ни в какое сравнение с американскими яркими и светлыми пейзажами. Нация, помешанная на шахматах даёт Лизе о себе знать, поднося бумаги для автографов, суетясь перед ней. Виды стариков-шахматистов поражает её. Она чувствует эту силу, этот фундамент на котором произрастают рыцари шахмат. Лиза Хармон — это фашист (образно говоря) в мире шахмат, сверхчеловек. Сопливая демократичность американского шахматного мира — не для неё. И она это понимает. Она не влезает в политику, и не собирается говорить «я горда что являюсь американкой». На предложение выступить в русском эмигрантском клубе в США против «советов», она отвечает уходом из машины, и последующей игрой со стариками-титанами. Ей смешна мысль о христианской антикоммунистической проповеди, которую ей предлагают спонсоры поездки в атеистическую империю. Она выше всего этого. 3. Отсутствие культурной повестки Лизе неинтересен феминизм, и сценаристы не стали оборачивать сериал в эту тему, и славно. Во всём сериале было только два момента-отсылки. Когда биологическая мать говорит ей, что «мужчины буду ей указывать», и когда репортёр спрашивает её «как ей приходиться быть среди мужчин». Репортёру она отвечает что «никак». Она об этом не думает, её борьба не заключается в том, чтобы изменить этот мир, перестроить его ценности, показать что она «девочка» которая сражается против «мужчин». Или что она винтик, сражающейся с машиной. Это не плохо, и не хорошо (это не оценочное суждение), это факт. Её борьба заключается в доказательстве себе самой её таланта. Она не представляет США и американские ценности, она не представляет христианский мир в борьбе против атеистического, она не представляет женский пол против мужского. Она представляет себя. В каком-то смысле уникальный сериал для ПОП-культуры в целом, и для нетфликс в частности. Здесь показан труд, а не тунеядство. Здесь показана мораль, а не сиюминутные необдуманные действия, здесь нет эгоизма (в плохом смысле этого слова), но есть честное сотрудничество, здесь нет легкомыслия, и есть четко продуманный путь. Это сериал не про подростков которые «убивают» себя, и тянут за собой в «могилу» остальных. Это сериал про подростка который знает кто он, чего он хочет, и этим вызывает уважение. Это сериал не про ПАРАЗИТИЗМ, а про ДОБЛЕСТЬ и ЧЕСТЬ. И в этом его главная заслуга и прелесть. В этом его уникальность для нашего времени (как мне видится).
Нельзя было обойти стороной главный мини-сериал второй половины 2020 года. Можно сказать сразу — смотреть стоит, потому как это пока что «флагман» Нетфликса, сменивший на данном посту закончившуюся летом «Тьму». Визуально сериал прекрасен, несмотря на местами кривую «зеленку». Ракурсы, общая эстетика, выбор цветов и коррекция — все это настолько хорошо, что многие кадры можно забирать себе в рамочку на стену. Саунд-дизайн профессиональный, без экспериментов. Музыкальное сопровождение — есть, сильно не запоминается, разве что сторонние композиции, вроде «Venus», «Along Comes Mary» и «Gymnop?die No. 1». Сюжетно же здесь все довольно просто и сделано по шаблону, обычная история из учебника. Но это не проблема, а точнее не самая большая. Дело в том, что в попытках создать мизантропичную героиню а-ля человек дождя сериал местами доходит до откровенных «мэри сью» моментов. И дело не в том, что героиня на самом деле ранимая — противоречия в герое это хорошо, если сделано как надо. И даже не в том, что таких протагонистов мы видели кучами в нулевых и начале десятых в сериалах — те работы до сих пор любимы многими. Смысл в том, что «мэри-сьюшность» зайдет далеко не каждому. Плохо ли это? Вряд ли. Кажется, что определенной целевой аудитории вполне зайдет. Нельзя же отказывать в существовании «девочковой» сказке, просто потому что «серьезным дядям» такое не нравится. Атмосфера сказки ведь заложена не только в типаже героини и сюжете, но и в эстетике, о которой я говорил выше. Воспринимая все это вместе, мы, на самом деле, получаем достаточно целостную картинку. Далеко не новаторский сюжет может спасти хорошо скроенное повествование — в сериале почти нет каких-то откровенно скучных проседающих моментов. Снижение темпа в середине 6—10 серийных проектов — часто встречающаяся проблема, но здесь удалось ее избежать. Да, с образом СССР там получилось немножко кринжово. Да, история банальная. Да, шахматы показаны как «магия», если ты в них не шаришь. А если шаришь, то их тема может показаться недораскрытой — условно говоря, не чета хакингу и нюансам кибербезопасности в «Мистере Роботе». Но посмотреть все равно советую, хотя бы попробовать заценить.
Я конечно всё могу понять, не сказал бы что я Кино-гурман или какой-то критик, но мне нужно сделать несколько важных заявлений. 1) Это произведение не о шахматах. 2) Сериал кидает персонажей вам в лицо, забирает, потом опять кидает, потом опять забирает. Мотивы поведения главной героини не объяснены, как и мотивы в поведении её родителей. Существует только один тезис в этой ленте — это «тупые мужики». 3) Показанное лечение от зависимостей — сказка. В свою очередь, прототип шахматистки был взят с Роберта Фишера и это является своего родом отсылкой, но по большому счёту это мелочь и не является центром картины. В сериале отсутствует логика. И это самое печальное. Данная картина нам не рассказывает о шахматах, не даёт какого-нибудь глубокого посыла с моральной или психологической точки зрения. Она расскажет только о том, какие все представили мужского пола — отвратительны в этом сериале, слабы и беспомощны. Всё будет оправдано только тем, что она сирота. Отвратительно. 2 из 10
С одной стороны у нас есть прекрасная актёрская игра Ани Тейлор Джой, с другой стороны у нас есть абсолютно несуразный сюжет. На то он и нетфликс, что вывозит одной картинкой. Глупая романтизация наркотических веществ, алкоголя, аморального образа жизни. Наша героиня вся такая гениальная шахматистка, которая без пилюли психует и дёргается. Не любит проигрывать, не признает чужую гениальность — человек с мозгами четырнадцатилетнего подростка. Активное употребление транквилизаторов очень «позитивно» скажется на вашей способности мыслить. Смешайте это дело с алкоголем, и ваш мозг, на удивление, превратится в машину по уничтожению своих оппонентов. Все будут вам хлопать, удивляться вашей уникальности\гениальности, просить автографы, а надо всего лишь сторчаться и спиться. Фантастика. Аня, удивительно вписывается в эту роль. По моему мнению, это один из главных плюсов сериала, чего не скажешь о игре второстепенных персонажей. Антагонист у нас «ЗЛОЙ РУССКИЙ» из страны чудес USSR. Всё по канону. Чуткое руководство Каспарова, также жирный плюс фильма, однако сериал не про шахматы. Посмотреть стоит, но чего-то гениального и великого тут явно нет. Сериал очень сильно переоценён.
Ход королевы — примитивный, гротескный и вредный для ваших знаний сериал. Пожалуй стоит пометить несколько важнейших миазм. Главная героиня употребляет транквилизаторы, при употреблении которых, кто знаком хоть немного с химией, у человека утрачиваются когнитивные способности, оказывая седативный эффект у вас НЕ может быть галлюцинаций. Они наступают лишь после длительного совсем болезненного употребления как вторичная хроническая и побочная зараза. Мозг не способен вести под таким эффектом индукцию, даже тут на такой элементарной вещи режиссер делает ошибку. Ни один наркоман (алкоголь так же является депрессантом) не может стать гениальным шахматистом, а тем более будучи абсолютно безликим и безынтересным. ГГ — флегматичное существо — не более, чем индивид. Ее катарсис и метаморфозы жалки, потому что ей банально не хватает хронометража, из-за этого складывается ощущение чего-то гротескного, поскольку даже ГГ не могут сценаристы уделить время, не говоря про второстепенных. Все любовные линии — примитив, они не раскрыты и показаны откровенно слабо и безэмоционально, персонажи не прописаны. Ни о каком колорите, личном интеллекте, пуще парадигмы у «Королевы» нет. Она употребляет вещества, ее мысли могут вам навредить, ибо просто выносят своей простотой. Хармон, или как ее там обычная маргиналка, которую пытаются инкриминировать в стан Гениальных шахматистов — это плевок в лицо всей интеллигенции и всяко думающим людям. По поводу насыщенности высоких элементов — забудьте. То мысли в открытую говорят про «Сильных» женщин, хотя тут же показывают, что эти же женщины слабые и представляют из себя социальное дно, то псевдо-философические, но очевидно не оригинальные глупые сентенции. Авторам нечего вам сказать, не ждите элитарных подчерков, различных тропов философии и речи. Операторская работа так же хромает, она скучна, ничем не примечательная (за исключением). Сериал безумно грязный, несмотря на некоторые интересные композиции, вся эта эстетика нивелируется пошлыми и животными сценами. Сюжет конъюнктурно-гомогенный, абсолютно одноступенчатый и понятный на детском слаборазвитом уровне. Он тривиален, незамысловат, предсказуем. Иногда с этим сериальчиком происходит инфернальная нарративная вакханалия, когда вместо того, чтобы грамотно и филигранно распределить столь низкий хронометраж, сценаристы решают забить на это и дают нуднейшие рудименты. Многие коммуникации героев сделаны ради коммуникаций героев, все любовные линии сделаны ради любовной линии. Из них ничего не следует, никакого интересного гештальта, никакой страсти, никакой фабулы, лейтмотива. К чему все это ?Потому что режиссура это явно не то призвание создателей. Диалоги сырые, наполнены антимонией. Опять же сценарий безудержно спешит локомотивом в никуда, вместо ярких и выдающихся героев нам дают аморфный шлак у которого нет мыслей (учтите — это так показывают премьер-лигу интеллектуальных шахматистов!). Этот сериал не обладает суверенитетом, он ординарен, по таким лекалам штампуются тонны мерзкой дилетантской смеси. Заключая свой силлогизм, обязательно стоит сказать — в Ходе королевы нет ничего выше среднего, кроме игры ГГ, однако опять же не раскрыли, добавьте рамки абсурда связанного с абсолютно сюрреалистическим бредом в виде Гениальных маргиналов и получите слабую конвейерную работу для детей.
Это было великолепно. Волнение смешивалось с напряжением, сердце стучало, ноги дрожали, а по телу шли мурашки. Кто бы подумал, что сериал про шахматы можно так хорошо снять? Срежиссировано так грамотно, что даже полному профану захочется научиться играть. Кто-то скажет — «наискучнейший спорт», а я им посоветую этот сериал и подожду пару деньков, спустя которые они напишут о своей ошибке. Композиционные и операторские решения, применённые в сериале — достойны отдельного разбора. Сериал напичкан кинематографическими приёмами, смотря на которые, ты сразу ловишь себя на мысли, как же хорошо и незаметно это сделали. «Ход Королевы» — идеальный сериал, чтобы полюбить кино. Именно из-за него я принял решение писать про кино, которое мне нравится. Первый эпизод показывает нам главную героиню, Элизабет Хармон, в юности, когда она ещё не была знакома с шахматами. Холодные тона, ощущение безысходности и депрессии — это идеальное описание первой серии. Но юная Бет находит клочок света в яме тьмы, отправляясь в подсобку, она встречает там сторожа, играющего в интересную и не понятную на первый взгляд игру. Сторож сидел в одиночестве, разыгрывая партии с самим собой, оттачивая собственное мастерство и, похоже, не надеясь встретить спарринг-партнера. Бет заинтересовалась тем, над чем так долго думает сторож. Спустя время, она уже рассчитывала, как будет его побеждать, а уже в 10 лет стала играть невероятно хорошо для своего возраста. Время идёт, Бет взрослеет, а её мастерство становится всё большим и большим, переставая соотноситься с её возрастом. Бет уничтожает своих соперников, а снято это настолько душещипательно, настолько напряжённо, что чувствуется, словно ты стоишь за её спиной и всей душой болеешь за её победу. Обворожительная Аня Тейлор-Джой в главной роли радует нас действительно достойным раскрытием персонажа и её виденьем на него. В сериале очень любят крупные планы, особенно крупные планы Ани Тейлор-Джой. В диалогах, партиях и в сценах мыслительных процессов оператор обожает наводить объектив на наших героев. В итоге мы получили сотни потрясающих композиций и фотографически-идеальных крупных планов актрис и актёров. Перфекционист во мне ликовал, когда смотрел этот сериал. Симметрия здесь — часто основа всей красоты кадра, а крупные планы сняты столь хорошо, что моя рука лежала на PrtScr на протяжении каждого эпизода. Серьёзно, у меня настолько много скринов, что я даже выложу их в отдельном посте, чтобы и вы насладились эстетикой 60-х в сериале про шахматистку. Персонажи в сериале не идеальные личности, со своими изъянами и бесами внутри. Этим он и захватывает — это не просто сериал про гениальную шахматистку, а сериал про личность. Личность гения, которая борется с зависимостью и старается поддерживать ментальное здоровье. В персонажей веришь, они выглядят, говорят и ведут себя как настоящие люди. В этом, несомненно, заслуга актёров и автора книги Уолтера Тевиса. Несмотря на то, что некоторые сюжетные ходы легко угадываются, персонажи здесь отличные, прописанные и такие, с которыми хотелось бы и самому встретиться в реальной жизни. Сериал выполнен в тёплых тонах, очень часто в кадре встречаются оранжевые и красные цвета, как в освещении, так и в декорациях. Даже главная героиня обладает рыжими волосами. Картинка в сериале складывается уютная, уникальная и притягательная. Смотря сериал, я очень часто ловил себя на мысли, что на струнах моей души играет потрясающий саундтрек Карлоса Рафаэля Ривьеры. Он действительно, словно британский чай в дополнение к любимой еде придавал красок нужным моментам и добавлял ещё больше драмы в сценах драматических. Саундтрек для меня стал одним из лучших, что я когда-либо слышал в сериалах, в Спотифае альбом сериала был прослушан мною бесчисленное количество раз, под него особенно хорошо играть шахматные партии, воображая себя гроссмейстером. Музыка очень важна и Нетфликс с ней не прогадали в этом сериале. Я определённо и без всяких сомнений советую этот мини-сериал каждому. Даже тем, кто с шахматами ещё не перешёл на ты, этот сериал вполне может прийтись по вкусу. А уж тем, кто в шахматах хотя-бы немного разбирается, будет вдвое приятнее смотреть сериал, ощущая всё напряжение. Этот сериал — живой туториал, как нужно снимать что-либо про шахматы. Консультировал известный и великий шахматист, 13-й чемпион мира — Гарри Каспаров. Снобы, впрочем, будут ругать сериал, ссылаясь на эпизод с Москвой, мол, клюква, недостоверно и прочая дребедень. Но давайте мы не будем их слушать, а просто насладимся очень качественным сериалом, которые определённо заслуживает своего внимания.
Несмотря на то, что первый месяц нового года уже практически подошел к концу, мы все еще продолжаем переживать и осмыслять события года ушедшего. И сериальный бум на стриминговых платформах дает нам для этого большой простор. Откровенно говоря, мало кто мог предположить, что одним из главных событий 2020-го станет сериал о шахматах! Какие шахматы в наше время? Какой еще шахматный вундеркинд в эпоху тиктокеров? Оказывается, и о самом интеллектуальном виде спорта по-прежнему есть что сказать. Правда, здесь еще приплели феминизм и прочие вопросы актуальной повестки, но в данном случае это как раз сути не меняет: «Ход королевы» словно бы выше всех этих контекстов. Что же делает этот мини-сериал если и не шедевром, но настоящим событием? Во-первых, это, конечно, сама идея, рассказанная через историю о девочке-сироте, нашедшей себя благодаря шахматам. Сериал снят по одноименному роману Уолтера Тэвиса, который вышел в 1983 году. Кстати, название «Queen’s Gambit» дословно переводится как «Ферзевый гамбит» и в оригинале очевидна игра слов, связанная с сюжетом, которая в русском переводе утрачивается. Ретро обстановка (1950-е годы), на мой взгляд, лишь подчеркивает непопулярность шахмат что тогда, что сейчас. И все же сценаристам и режиссеру Скотту Фрэнку удалось удержать внимание и интерес зрителя не только историей в духе self-made [wo]man, сколько именно тайной той игра, о которой говорят в «Ходе королевы» очень много. Все герои сериала бесконечно рассуждают о теории игры, разыгрывают знаменитые шахматные партии, изучают противника. И это не просто антураж фильма — это его суть, его философия. Конечно, и ничего не понимая в шахматах, смотреть будет интересно, но, наверное, чем глубже познания в этой области, тем ощутимее и интереснее смысл и подтексты фильма. Возвращаясь к ретро контексту «Хода королевы» нельзя не сказать, что стилизация под эпоху тоже стало важным условием успеха сериала: начиная от обоев и мебели, заканчивая платьями и безупречными стрелками Элизабет Хармон — за всем этим можно следить бесконечно. И у блестящей работы команды художников и стилистов есть еще один аспект: это попытка показать советскую атмосферу. Получилась такая тема: «Оттепель: взгляд с Запада». И надо сказать, что тенденция, заданная еще в «Чернобыле», — отнестись ко всему советскому с максимальной эмпатией, избежать «клюквы» и штампов — это в «Ходе королевы» продолжено и реализовано замечательным образом. В самом деле, в какой еще стране американскую шахматистку после очередной игры встречали бы толпы поклонников, ласково зовущие ее на свой манер Лизой? Вообще одним из путей развития шахматной темы в сериале является разница в отношении к игре в США и в Союзе. И для главной героини одним из главных уроков становится отношение ее основного оппонента Василия Багрова не только к игре, но и к сопернику, и, в еще большей степени, к собственному проигрышу. А за сцену с аллеей шахматистов, подсмотренную, кажется, в «Москва слезам не верит», моя отдельная зрительская благодарность создателям «Хода королевы». Наконец, сложно себе представить этот сериал с кем-то другим в роли Элизабет Хармон: Аня Тейлор-Джой виртуозно реализует на экране весь спектр чувств и мыслей героини. И ее сосредоточенное размышление над партией, и внешне невыраженная любовь к приемной матери, и ее асоциальность, и невысказанное раздражение — все это актрисе удается воплотить в полной мере при минимальных внешних проявлениях. Вообще, Аня Тейлор-Джой второй раз за год впечатляет нас: в апреле 2020 года состоялся цифровой релиз парадоксальной «Эммы.» с ней в главной роли, а уже в октябре того же года — «Хода королевы». И оба раза выстрелы были безошибочными — в самое яблочко. «Ход королевы» относится к тем сериалам, говорить о которых приятно — хочется смаковать подробности и находить в этих обсуждениях новые нюансы. И для фильма, который требует такого сосредоточенного всматривания и вдумывания, это вполне естественно.
«Ход Королевы» — плохой сериал, получивший столько восторженных отзывов и одобрение критиков только по причине полного отсутствия конкуренции из-за кризиса 20 года, но обо всем по порядку, 1. Плоский и примитивный сюжет. Бедная сиротка девочка, случайным образом узнавшая о шахматах, быстро обучается этой игре, становится сверх-разумом и обыгрывает всех. Даже до уровня спортивной драмы не дотягивает (не хватает тяжелых препятствий на пути к успеху, ряда поражений, психологического давления на героя, долгого и тяжелого пути к победе). 2. Пафос. Он в этом сериале сочится изо всех щелей. Каждый, даже примитивный, диалог настолько наигран, что кажется, что герои обсуждают не шахматы, а мировые проблемы. Сами же матчи смотреть невозможно, герои безумно эмоционально думают и передвигают фигуры, дерзко и бессмысленно кидаются профессиональными терминами, а на игру двух человек собирается больше зрителей, чем болельщиков на футбольный матч. Если у кого-то это и вызывает желание скорее записываться в секцию шахмат и покупать доску, то у меня это вызывает лишь рвотный рефлекс. 3. Пустые герои. Тут не только второстепенные, но и главный герои абсолютно пусты и неинтересны. Они никак не развиваются на протяжении всей истории. Жизнь каждого из них примитивна и скучна, а 90% всех разговоров ведется исключительно о шахматах. 4. Растянутый хронометраж. Все происходящее в сериале можно было сократить до 2х часового фильма. выкинув добрую половину всех сцен, картина бы не потеряла бы, ровным счетом, ничего. Во всех диалогах очень много воды и затяжных пауз. Непонятно, зачем добавлена сюжетная ветка с магическим действием транквилизаторов, которая никак не развивается и никуда не ведет. Все серии (за исключением первой) максимально одинаковы. 5. Странные ценности. Главная героиня — лицемерная эгоистка, склонная к любой зависимости (от таблеток, от алкоголя, от секса, от спорта). Она без всяких усилий добивается всего, не потерпев ни одной крупной неудачи. Развитие персонажа не происходит от слова совсем. такими нас и учит быть этот сериал. Не могу сказать, что сериал плох во всем, нет, однозначно нет. Подборка актеров, их игра, декорации, костюмы, работа операторов были великолепны. Атмосфера создавалась невероятная. Но этого и не могло не быть в сериале от нетфликс. А ведь мы с вами смотрим кино и сериалы не только, чтобы посмотреть на красивую картинку, ведь так же? Или нет…