Небесный суд
- 02 окт 2011
«У Вселенной нет ни середины, ни краёв — реальность условна» Джим Джармуш, к/ф «Предел контроля» Где-то во внемирье, между тревожной голубизной неба и стальной синевой моря, есть старый-старый форт — временное пристанище для ушедших из жизни, где Высший Суд определяет им первый (и, скорее всего, последний) маршрут в жизни после жизни — в Сектор Покоя или в Сектор Раздумий. Все (почти) участники процесса тем или иным способом (порой весьма комично) покинули белый свет и были призваны определять степень виновности и меру наказания вновь прибывающим. Но при всей своей строгости и суровости законов «тот свет» невероятно дружелюбен, забавен и по-житейски мудр. В условном мире, скрупулёзно созданном командой во главе с Алёной Званцовой, видно как сильно за века изменились (и в то же время не изменились) люди. Но главное, что режиссёр одновременно предлагает иначе посмотреть на взаимоотношения между духовным и телесным, сохранив при этом корни, что тянутся из античности и средневековья. Привычные постулаты иронично, но прочно запечатаны современной толерантностью, словно тугим коконом — ведь чтобы не травмировать души, даже сами названия «Ад» и «Рай» здесь произносить не принято. Но интересно то, что при множественных отсылках к античности и упоминании известных литературных текстов, Сектор Раздумий и Сектор Покоя существуют где-то там, за морем, за кадром. А здесь и сейчас, где Небесная канцелярия встречает только что освободившиеся души, атмосфера отдалённо напоминает кафкианскую. Дружелюбная секретарша прямо в холле на лестницах объясняет правила только что прибывшим, дополняя свой рассказ отрывком-иллюстрацией из «Гамлета» Лоуренса Оливье на полупрозрачном призрачном экране, по лёгкому взмаху руки появляющимся из воздуха. Властительница снов, печальная красавца Морфея, всегда в ярких эффектных нарядах и неизменно с сигаретой, тлеющей в длинном мундштуке, миллионы раз прокручивает на раритетном кинопроекторе сны и будни живых для «потусторонних» адвокатов и прокуроров когда требуются дополнительные факты из земной жизни их подопечных. Каждая мелкая деталь подчёркивает ирреальность или помогает расширить восприятие происходящего без проговаривания персонажами. Это и оформление бара с многослойно наклеенными на стены лицами давно и недавно ушедших выдающихся людей всех времён и народов, и малюсенькая круглая комната с одной кроватью, окружённая множеством фактурных тяжёлых дверей, где можно, например, войти в одну, а чтобы выйти потребуется найти единственно верную. Стильные аллюзии к Джармушу с его излюбленными кодами «кофе и сигареты» или монтажные серджиолеоновские порталы-переходы от одного мира к другому, где в одном из вариантов «глаз» кинопроэктора превращается в почтовую чернильницу. Здесь очень тонкое обращение с цветом. В пространство кадра Алёны Званцовой настойчиво проникают бледные сине-зелёные тени. Они мягко ложатся на лица, одежду, предметы, да и сам воздух условно ирреального мира кажется застывшим, неподвижным, утратившим непрерывность спектра всех цветов. Потому по-особенному светлым и тёплым выглядит мир живых, куда иногда приходится по долгу службы наведываться служителям Небесного суда. Синева потусторонней жизни слегка разбавляется точечным включением ало-вишнёвых цветовых пятен в интерьере или деталях одежды, что контрастируют с сепией или изумительно бело-золотистым в записях о живых. Свет кинопроектора оживляет зал для просмотра, наполняет его движением частиц в светящемся потоке. Некоторые эпизоды в кинозале не просто эстетичны — они глубоки по своему историко-культурному контексту: органично сплетаются модерн и ретро, отчётливо прослеживается эстетика начала XX-го века, когда кино только зародилось и все последующие его периоды, включая моду и образы кинодив. Эти эпизоды вполне могли бы стать самостоятельным высказыванием, подобно историям в киноальманахе «У каждого своё кино». Под слоем визуальной авторской эстетики и лёгкого чёрного юмора (что само по себе редкость) непринуждённо и мастерски разыгрываются интермедии с серьёзным философским подтекстом. Одно то, что путь после смерти определяется по последнему деянию, даёт возможность «сыграть бесчисленное множество партий в шахматы с одними и теми же фигурами». Но проблема такого проекта в том, что способ рассказать историю должен меняться, ибо, когда всё сводится к некоему шаблону, неумолимо ускользает магия кино. Алёна Званцова придумала замечательно грустный твист — в конце сезона у прокурора Андрея восстанавливается цветное зрение. Потому в «Небесный суд. Продолжение» два мира стали почти неразличимы. К тому же они условно сливаются по действию — то, что казалось невероятно притягательным и необычным (например, мифология семейства Аморэ и забавно-ужасающие истории с их участием), внезапно стало не способно переиграть само себя из более ранней версии. Сливаются краски, палитра цветов создаёт тягостное ощущение будней, как тот самый повторяющийся день сурка, и начинаешь тосковать по иронично прекрасному инфернально-мистическому первому сезону, ведь уже давно известно, что цвет иллюзии — идеально синий.
Когда я впервые наткнулся на этот мини-сериал, я подумал, что увижу сейчас что-то интересное и нереально увлекательное. Однако интерес к сериалу довольно быстро перерос в гнев и ненависть к тем, кто это сотворил… Если это — их видение Страшного Суда — то мне их жалко. С чего сценаристы возомнили, что Страшный суд на самом деле выглядит как земной, но отличается разве что формулировками приговора и этим неестественным оттенком лиц всех, кто на нём находится? Почему они решили, что любой грех можно оспорить, превратив грех во благое дело? Разве Господь не в курсе того, что люди делают осознано, а что делают нечаянно или по ошибке? Святотатство чистой воды. Почему люди в загробном мире делают почти всё то же самое, что и в жизни? Разве после смерти они не лишаются необходимости спать, есть и пить? Абсолютно все персонажи в фильме — какие-то фрики с очень средней актерской игрой. Единственный, кто вызвал у меня хоть какие-то эмоции — Веня, которого сыграл Пореченков. Жалко было видеть, как несчастный случай вырывает из жизни и без того парализованного человека. Политкорректность в данном сериале просто зашкаливает. «Мы не говорим ад и рай, мы говорим сектор такой-то». Разве обозначение секторов не будет пугать грешников так же, как и стандартные названия? И почему у Небесного Суда нет своей видеотеки? Разве это не облегчит работу над каждым случаем? Увиденным остался недоволен. Американский суд с русским колоритом как-то не вяжется. Да и сам концепт — спорный до изнеможения. 2 из 10
Отделить «белое» от «черного» сложного в нашем мире, а уж в мире нематериальном это сделать куда сложнее. А как ты прожил свою земную жизнь? Кому ты сделал плохо? Или же, наоборот, хорошо? Представая перед небесным судом, все твои земные поступки, а в особенности последний судят строгий (но симпатичный) прокурор Андрей в роли Хабенского и суд присяжных. А после их вердикта уже отправляют в сектор покоя(райские кущи) или в сектор раздумий(который очень напоминает структуру ада из «Божественной Комедии» Данте). С улыбкой смотрела на клан Аморе, члены семейства которого стреляют в людей, чтобы в их сердцах зародилось светлое и взаимное чувство. Затронула история пресвитера Преториуса, который всю свою жизнь существовал по законам Божьим и пытался привить этот пример своим прихожанам. И вроде бы все решено… Вот уже открыта ему дорога в рай, то есть в сектор покоя, но не тут-то было! Преториус узнает в старшине присяжных заседателей святого Клауса. Хоть сначала пресвитер рад увидеть в очую святого, но потом обвиняет его в бездествии в ответ на них с прихожанами молитвы. И что в итоге — 1 круг ада.
Интересный мини-сериал. Хотя сама идея на грани сатирической комедии с элементами драмы. Вроде бы поднята тема эдакой фантастики на фоне судебной системы, основной лейтмотив картины- драма переходящих душ, страдающих в секторах раздумий от своих последних действий, но в то же время некоторые элементы комедии, будь то подпольные шоколадки, реинкарнации в «подотчетные» тела, амурные дела, или же сам фарс судебного процесса- всё это не даёт отнести сериал к какому либо одному жанру. Можно сказать что сериал- одна большая мешанина жанров на тему «жизнь после смерти», в которой не стоит искать какого то особого смысла или глобальной идеи- нужно просто смотреть игру актёров, которые тут играют очень даже на уровне. Да и в целом в сериале очень много философских мыслей, хотя бы ради них он заслуживает просмотра.
Удивительно вдруг обнаружить среди «российских сериалов» (что само по себе уже почти диагноз) такой неожиданно яркий, задорный и остроумный. Авторам удалось создать целый мир — мир «небесной канцелярии» — вполне оригинально, в меру логично и достаточно изобретательно. Конечно же, этот мир не столько похож на загробное судилище — он больше напоминает обычную жизнь, но тем и интереснее! Огромна заслуга исполнителей главных ролей: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ингебога Дапкунайте — чудесное трио, которому вполне соответствует и весь остальной каст. Порадовали авторы, решительно вводящие новых персонажей и новые сюжетные линии во 2 сезоне, хотя, казалось бы, ещё далеко не все ресурсы были исчерпаны в 1-ом. 2-ой сезон — бенефис Игоря Гордина: такой первоклассный отрицательный герой — неприступно-холодный, язвительно-высокомерный, лощёный фат — просто ненавидишь его почти все 4 серии, браво! Надеюсь, будет третий сезон! 9 из 10
Задумка у этого сериала, интересная, тема в нём затронута серьёзная и важная. Что может быть сложнее и в то же время увлекательнее истории о жизни и смерти, добре и зле, аде и рае, о страшном суде, об ответственности за наши поступки? Актёрский ансамбль подобран, на мой взгляд, удачно. Страстный Константин Хабенский в роли прокурора небесной канцелярии Андрея и циничный Михаил Пореченков (его противник и друг, адвокат Вениамин), а также утончённо-загадочная Ингеборга Дапкунайте (Морфея, властительница снов, по совместительству киномеханик) и обаятельная Анна Михалкова (невольная убийца адвоката), как и другие исполнители, очень колоритны. Но сам сюжет местами можно и нужно было бы улучшить, проработать сценарий тщательнее. Что касается подсудимого Никиты, то его образ недостаточно ярок — ни злодей, ни положительный герой; ни рыба, ни мясо. Хочется побольше экспрессии, чтобы раздуть конфликт до схватки или дуэли двух соперников. Понимаю, такие актёры как Даль, Куравлёв, Абдулов, Миронов рождаются не каждое десятилетие. А Гошу Куценко, знакомого по комедиям, трудно представить себе в роли героя драмы. Но на такую роль можно пригласить, например, более бюджетного, но не менее эмоционального Цыганова. Разбор полётов. Отмечу положительный момент — деяния людей на процессе анализируются с точки зрения их истинной мотивации и последствий для других личностей. Вообще-то, хорошо, когда режиссёр и сценарист — разные лица, потому что необходимы диалог и критическое обсуждение сценария, это помогает его отшлифовать. Точка зрения авторов на духовные вопросы не всегда правильная, сильно отдаёт политкорректностью по отношению к разным религиям и атеизму, столь свойственной в последние годы Голливуду. Не помешало бы взять консультанта по вопросам христианства. По жанру фильм напоминает гибрид судебного процесса с мелодрамой, сюжетом воспитания и искупления, причём с элементами фарса. Во-первых, на страшном суде всё решают не как в христианской традиции — Бог, ангелы и святые, а такие же грешные люди, как и мы. Более того, — отнюдь не беспристрастные существа (герой Хабенского, ревнующий Никиту к жене). Так, например, Андрей уговаривает Аморе на лжесвидетельство, и это сходит им обоим с рук. И прокурор, и адвокат — не всевидящие и справедливые существа, а небесные чиновники, вынужденные пользоваться вполне человеческими методами дознания, если не считать вызова живых свидетелей в процессе сна. Само понятие и участие Бога в фильме не ощущается, и я, наверное, не ошибусь, если предположу, что сценарист не христианин. Неслучайно, что герои именно так говорят про рай и ад: «мы тут не используем подобных понятий». Есть лишь «сектор покоя» и «сектор раздумий». Но кто сказал, что в раю не будет раздумий, а только один покой? Очень спорно. Во-вторых, один из представителей христианской церкви в фильме, пускай даже католической, выставлен в смешном и неприглядном виде, и в результате праведной жизни почему-то отправлен в первый круг сектора раздумий. И за что — за загрязнение окружающей среды посредством конфет во время утопления! Нет бы — ограничиться просто наказанием в виде Дарвиновской премии. В-третьих, фраза о том, что от любви ко всему человечеству тебя может разорвать, как кошку, слишком цинична для ответственного сотрудника небесной канцелярии, которому доверяют участвовать в суде над душами умерших людей. Да и христианству она противоречит. Ни у Серафима Саровского, ни у Сергия Радонежского, ни у Франциска Ассизского не могло быть подобных проблем, потому что, когда раздаешь себя другим, ты исполняешь своё истинное предназначение, живёшь полной жизнью, и потом получаешь взамен свыше. Напротив, это эгоистов распирает от себялюбия. В-четвёртых, Вениамин в земной жизни, судя по причине своей смерти, не отличался особой святостью. Непонятно, почему после его гибели студенты поклоняются рядовому грешнику, как святому, и прокурор наделён даром творить чудеса. В-пятых, уроки по борьбе с гордыней проводит учитель явно не христианской веры, а вовсе даже восточной; позы его учащихся больше напоминают йогу. В то же время в восточных религиях нет отрицания гордыни, скорее даже наоборот, люди восходят к Богу, правда, например в буддизме, отрешаясь от страстей. Но подсудимый на уроке ведёт себя очень даже гневно и гордо, осуждает прокурора. Непонятно, причём тут восточные религии, если тема фильма — страшный суд, чисто христианское понятие. Наверное, кто-то из создателей фильма исповедует восточные культы, или просто не очень отличает одни религии от других. В-шестых, в фильме нет чёткой грани между добром и злом. Судьбу человека вершат шаткие весы правосудия, осуществляемого грешными людьми. И прокурор, и адвокат действуют не всегда добрыми и честными методами; отстаивая, в том числе, свои личные интересы. Ни один из них не является чистым воплощением света или тьмы. Правда, этим грешит и другой известный современный фильм — «Ночной дозор». Идея с прокатом тел, конечно, хороша для фарса, но для серьёзного фильма на тему страшного суда не тянет. Сами тела выглядят забавно и иногда напоминают булгаковских персонажей, эпизод с печатью смотрится очень по-советски, в духе Мастера. Сцену воскрешения мертвеца можно было обыграть посмешнее. Мне понравилось несколько шуток. Например, фраза Морфеи о мужчинах и романтике, а также выбранная для весточки птичка. Хорошо, правда, что это не пингвин и не страус, пингвин был бы смешнее. В фильме я заметила аллюзии на «Мастера и Маргариту», «Премию Дарвина», «Привидение», возможно, на «Седьмую печать» и «Битлджус». В целом сюжет захватывающий, мне удалось посмотреть все серии на одном дыхании. Но сериал кажется незаконченным, хочется более яркого и неожиданного финала. Да, адвокат Вениамин мирится со своей невольной убийцей, а после объяснения с женой мир прокурора снова играет красками; преступника наказывают, несмотря на раскаяние. Но непонятно, отпускает ли Андрей жену к сопернику, что происходит с Никитой — его воскрешали только на восемь часов, а он успевает съездить в другой город и обратно, а ещё явиться невесте и провести там ночь. Что будет с несчастной вдовою, когда второй её любимый умрёт ещё раз? Об этом история умалчивает. Продукты на борщ рискуют испортиться или быть досрочно съеденными в небесной канцелярии, если, конечно, медсестра не окончит свою жизнь преждевременно. В целом, сериал «Небесный суд» понравился. Приятно отметить появление ещё одной попытки осмысления сложных тем в отечественном кинематографе, хотя и в лёгкой форме. Его можно поставить в один ряд с современными достаточно умными и глубокими фильмами «Любовь. РУ», «Питер.FM», «Третье желание», «Я остаюсь» (сценарист последнего — та же Алёна Званцова). Остаётся заметить следующее: человек в ответе за все свои поступки, но всё-таки очень хочется верить, что настоящий страшный суд будет справедливее и снисходительнее описанного в этом сериале.
С чем у нас в первую очередь ассоциируется фраза «загробная жизнь»? С раем и адом? Однако в данном сериале не употребляются термины Рай и Ад, вместо этого, говорят о Секторе Покоя и Секторе Раздумий. «Небесный суд» неумолим и неотвратим. Умершему вынесут обвинение, основываясь на его последнем грехе. Почему последнем? Да потому что любой поступок человека — есть отражение его души и характера. А значит, если подсудимый солгал, то его будут судить за всю ложь, которую он произнес в течение своей жизни. Несмотря на отдельные впечатлительные натуры, которые увидели в сериале искажение христианских представлений, создатели «Небесного суда» сделали все, чтобы абстрагироваться от конкретных религий, и построили прелюбопытнейшую конструкцию, позволяющую задавать острые вопросы. Ведь адвокат и прокурор, судья и присяжные — это все еще люди, только уже умершие в нашем мире. И у каждого остались привязанности, незавершенные дела и больные темы, о которых не хочется вспоминать. Не хочется, но в безвременьи больше ничего не остается, кроме как вновь и вновь возвращаться в прошлое и бессильно следить за теми, кто тебе дорог. За теми, кому не успел сказать важные слова. Вспоминать о собственных ошибках, которые уже невозможно исправить. Видеть, как оскорблял, и не иметь возможности загладить свою вину. Главные роли в сериале играют Хабенский и Пореченков, интеллигентый и чуть высокомерный прокурор соревнуется с немного легкомысленным и отчаянным адвокатом. Надо отдать должное, актеры не просто играют — они живут своими ролями, создавая яркие и убедительные образы. Видимо, после коммерческих проектов и масштабных кинолент им захотелось поработать от души, не ради славы или гонорара. В любом случае, результат оказался на удивление приятным. Среди актеров второго плана я бы выделил Дапкунайте, которая безупречно сыграла повелительницу сновидений, Морфею, обитающую в просмотровом зале среди катушек с записями наших снов. Забавным получилось и братство Аморе, стрелков, поражающих человеческие сердца. Аналогии выстроены четко к сицилийским «семьям» с их галантностью и жесткостью. Что касается зрительного ряда, то здесь создатели рискнули поэкспериментировать. На кадрах из небесного мира хорошо видно, как погашены почти все краски, за исключением одной-двух ярких деталей, на которых сделан ацент. Синевато-серая гамма с красными и оранжевыми вкраплениями действует исподволь, закладывая четкое разграничение между мирами живых и мертвых, а также добавляя ощущение мистической ирреалистичности. Удачно выбранные декорации для Здания Суда гармонично сочетаются с необычной палитрой. Честно говоря, минимум спецэффектов и максимум работы с цветом и декором, как выяснилось, творят чудеса. Костюмы, лаконичные украшения, немного эклектики и вуаля, ты уже веришь, что это происходит, где угодно, но только не на Земле. И все-таки вернемся к душам, ведь именно они становятся главными героями сериала. Тела можно поменять, ведь это всего лишь скафандры, а вот, чтобы изменилась душа, надо приложить немалые усилия. Первые две серии и последние две образуют своеобразные новеллы, в которых адвокату и прокурору придется искать единственно возможный выход. Вопреки моим ожиданиям, создатели не стали делать строго пафосную ленту, щедро добавив гротеска, абсурда и драматичности. Но посмеявшись над нелепой смертью и смешным обвинением, зрители тут же оказываются перед неприятными вопросами, на которые нет однозначных ответов. Как отличить ханжество и трусость от простоты и осторожности? Какова ответственность человека за давно забытые поступки, которые сломали кому-то жизнь? Ответственность за обманутую девушку или за жизнь товарища, которую ты навсегда испортил подлым обманом. За гордыню, которая ослепляла в критические мгновения. За ложь и за ревность, за обиду и ненависть. Вспоминается притча, что легче вернуть на прежние места — один огромный валун или множество мелких камушков? Валун тяжел, но он один. А вот камушки мы даже не замечаем, пока в один отнюдь не прекрасный момент не окажется, что уже поздно искать и исправлять. Суд начался, адвокат и прокурор вступили в борьбу, изящно жонглируя аргументами, аналогиями и притчами. И теперь уже от их таланта и мнения присяжных зависит, в какой сектор и на какую ступень отправится подсудимый, еще недавно живший полноценной жизнью и не задумывавшийся о правильности своих поступков. Итог: оригинальные мистико-философские новеллы о душе, жизни и смерти. 9 из 10
Всё моё детство, при каждом удобном случае, в силу того, что я как часть своей семьи, — являюсь приверженцем христианской веры и толкования мироустройства; родители напоминали мне, что после смерти человека будет некий Небесный Суд, на котором будет разбираться вся жизнь каждого отдельно взятого человека для определения дальнейшей судьбы его бессмертной души. Все добрые и не очень поступки в сознательной жизни каждого человека. Я, в общем-то, до сих пор придерживаюсь этой гипотезы, но с более субъективными, отличающимися от автора данного творения, представлениями о том необратимом и обязательном для всех действе. И тут я случайно нахожу в интернете данный проект, с весьма любопытным и однозначным названием. Ведь как говорится: «Ценнейшее в жизни качество — вечно юное любопытство». Начал смотреть с большим интересом и первая серия очень понравилась и заинтересовала. Дальше оказалось хуже. После просмотра сложилось неоднозначное мнение, и поэтому серый цвет рецензии (как и само повествование в большинстве времени просмотра). Начну с положительного в мини-сериале. Сама попытка приоткрыть завесу тайн данного вечного вопроса с субъективной трактовкой, при уверенности в различной реакции зрителя,- уже заслуживает уважения. Если честно, я не могу припомнить прецедентов данного проекта даже в Голливуде. Вторым положительным составляющим здесь нужно выделить талантливейшую актёрскую игру почти всех актёров. В особенности, конечно же, двух главных героев. В таланте Хабенского я и не сомневался, он не раз его демонстрировал, и в данном проекте смог раскрыть своего обычного и, в тоже время, сложного персонажа. А вот игрой Пореченкова я был приятно удивлён. Столько харизмы в его персонаже и так реалистично продемонстрировано. Они просто спелись. Их диалоги смотрятся очень зрелищно. Прения сторон с убедительнейшими доводами и умозаключениями (хоть и иногда абсурдными). Удивляет только одно, как такой любопытный по тематике проект обошёлся без участия Безрукова. Третьим плюсом я бы назвал некий мудрый посыл фильма (сериала), выражающийся в основной идее повествования, а также в поступках и высказываниях (цитатах) её действующих лиц (те же цитаты из Евангелия). Плавно перейду к недостаткам (конечно же по моему мнению). Главным минусом повествования является ложь, во всех своих проявлениях. Наверное создатели хотели сакцентировать внимание зрителя на человеческих недостатках, но выбрали они не тот инструмент. Ни один человек не хотел бы знать, что после смерти его ожидает подобный земному судебный процесс, но не с участием высших (Божественных) сил, а с теми же обычными людьми (не ведшими сами, к тому же, смиренный образ жизни), умершими, но получившими некую работу на том свете — судить себе подобных. Это выглядит как-то глупо. На этом и построено всё повествование фильма. Здесь наглядно показывается, что люди всегда и везде остаются людьми. На таком суде должны заглядывать в самую глубину человеческой души, а здесь некоторые подсудимые даже хитрить умудряются на скамье сидя. Души представителей некой небесной судебной власти не лишились черт характера земной жизни. Они всё вокруг обустроили так же, как и на земле (хоть и иллюзорно): бары, рестораны, пиво, кофе, сигареты и т. д. Эти правоведы не боятся использовать служебное положение в личных целях, врать как бы во благо, драться между собой, договариваться ради общего интереса и многое другое. Та же идея контрабанды на небесах, от которой у них некое похмелье, прокат тел, связь со студентами через зачётную книжку, осуждение человека по последнему его поступку, названия статей (напр.: нарушение сбалансированной диеты) и много других неудачных идей. Не понравился образ семьи сводников Аморэ — как некой мафиозной структуры с самоуверенными персонажами. Главным посылом создателей (скорее всего атеистов) является идея отсутствия во вселенной настоящей справедливости и правды (это наглядно продемонстрировано в решении суда отправить праведника в сектор раздумий). Всё ограничено человеческим сознанием и не выходит за его рамки. Но люди, на самом деле, потому и верят в Высшие Силы, что не доверяют человеческому разуму. Ради справедливости хоть когда-нибудь. И не надо их лишать этой веры. Переходя от посыла проекта к его качеству, нужно отметить отлично подобранный саундтрек фильма и остальное музыкальное составляющее. Основная мелодия очень точно и убедительно передаёт, с одной стороны, — масштабность и серьёзность действа; с другой стороны, — некую игривость (наигранность и человечность) происходящего. Также нужно отметить красочность картины. Серый мир суда с некоторыми яркими вкраплениями (красный галстук, носки в полоску и др.) и пёстрый солнечный мир на Земле. Из интересных идей фильма можно выделить: допрос свидетелей во время их сна; записка человека самому себе, после возвращения с того света; использование вместо понятий ад и рай — сектор раздумий и сектор покоя; и некоторые другие. По традиции несколько запомнившихся фраз: «Каждый поступок человека — это отражение его личности. От каждого, даже от самого маленького, — как круги по воде, расходятся последствия. И каждый может стать последним.»; «Нет ничего опаснее лжи — корня всех в мире предательств и убийств.»; «Затрат на копейку, а почёта на рубль.»; «Во всей этой вашей любви ранен в сердце бывает только один, другой продаётся: за деньги, еду, воду… в 99,9%.» и др. Итог: фильм достоин внимания. При всех своих недостатках и недочётах, он достаточно поучительный и зрелищный. Ваше мнение о фильме будет зависеть от того, с какого ракурса его рассматривать. Не нужно воспринимать это как правду в последней инстанции. Надо смотреть через призму иронии (что и демонстрируют создатели в процессе повествования), не смотря на важность темы. Ведь данный фильм — это просто субъективное виденье (толкование писания) отдельно взятого человека и наглядная демонстрация его представления о данной извечной и любопытнейшей теме, не более того. Я бы отнёс данный продукт к категории: «любопытный». Конечно же, всё вышесказанное — моё субъективное мнение. P.S.: «Сталкиваясь со смертью и темнотой, мы страшимся лишь неизвестности и не более того !» (Джоан Роулинг). P.S.2: «В этой жизни нет секретов. Есть только скрытая правда !» (сериал «Декстер»). 7 из 10
В кои-то веки незамыленная история: действие происходит в загробном мире, а именно в здании небесного суда и помещениях, к нему прилегающих. Сюжет настолько необычен и, не побоюсь этого слова, уникален, что поначалу вызывает даже некие опасения — а не наломают ли создатели дров нелогических, а не заиграются ли в фантасмагорию в ущерб здравому смыслу? Но после просмотра есть понимание того, что ребята справились на отлично! Множество философских аллегорий и прямых сносок по поводу человека, его естества, его поступков и их последствий. Несколько сюжетных линий очень грамотно вплетены в общую канву и вполне логично, а главное красиво финализированы. Семейство Аморе — просто гениальная находка! Продуманы куча нюансов и атрибутов небесного мира, множество отсылок к нашим житейским комплексам и привычкам, которые даже там не выковырять из наших бренных душ. Очень интересные или весёлые объяснение некоторых, не имеющих однозначного диагноза или единой причины, чувств и психологических терзаний человека (сны, любовь, везение студентов на экзаменах). Шедевральные диалоги, сопровождавшие течение сюжета, еще больше добавили лоска этому, если можно так назвать сериал, «идеально сидящему костюму», кстати главные герои в таких и проживают свои роли (если можно использовать слово проживать для загробного мира… или как выражались тамошние юристы: «мы не используем этот термин»). Многие фразы — готовые цитаты. А какой замечательный юмор сквозит буквально во всём! Это же просто неописуемое удовольствие — смеяться над тонким разговорным юмором или весело наблюдать за хорошо срежессированной нелепой ситуацией (особенно в сценах с выдачей тел для путешествия в мир живых). Актёрский состав в условиях отличного проекта самого по себе возможно даже был бы не столь принципиален, но как же здорово в итоге подобран и наделён ролями. По-моему скромному мнению в Небесном суде Михаил Пореченков сыграл свою лучшую роль. Я наслаждался его ироничным и одновременно высокопрофессиональным адвокатом, которому к тому же не чужды обычные человеческие чувства и желания. Константин Хабенский, Ингеборга Допкунайте, Анна Михалкова никогда в принципе ниже определённого уровня игры не опускались. В данном случае им также удались прекрасные живые (правда в буквальном смысле это определение можно отнести лишь к персонажу Михалковой) персонажи. Множество второстепенных героев также были на удивление гармонично сыграны весьма известной актёрской командой. Шикарное музыкальное сопровождение настолько гармонично сопровождало и дополняло действие, что тем самым обратило на себя особое внимание при просмотре, что, по-моему, является показателем уровня саундтрека. Да, конечно можно засесть досконально за сопоставление слов, действий и условий, в которых существовали герои в течении 4 серий, найти несостыковки и ляпы, увидеть нелогичности в, на минуточку, полностью придуманной обстановке, но, как по мне, здесь это совершенно ни к чему. Кино крайне аллегоричное, наполненное скрытыми смыслами и посылами, намеками и кивками в сторону очевидного и настолько простого, что мы в своей земной жизни можем запросто не замечать. Похоже уже в этом году будет продолжение, жду с нетерпением. 10 из 10
Неожиданно помещение обычного земного суда, перемешанного с судом нашей совести в обитель небесную. Неожиданны интерьеры неземной обители с обедненным цветом, его игрой и смыслами, допотопной техникой архивации снов. Неожиданно интересны глубиной диалоги прокурора и адвоката, неожиданно великолепна игра актеров. Не ожидал подхода к смерти с черно-глянцевым юмором, позволяющем присмотреться к ней поближе, по соседски, задуматься. Не ожидал, что героиня Михалковой при наличии диплома (!) все-таки обнаружит у себя (на Земле) зачетку. Простите меня женщины-сценаристы и режиссеры, но самой большой и приятной неожиданностью было то, что такой неординарный сценарий был написан и с блеском реализован Женщиной — это чрезвычайная редкость в нашем кинематографе! Ожидаемо боязно за продолжение сериала, если оно неожиданно приключится. 8 из 10
Весьма занятная визуализация размышлений автора картины на тему «жизнь после жизни». Немного недосказанная, в чем-то не всегда понятная, и, что главное, странным образом, оборванная, хотя идею можно было развивать на несколько сезонов. Последним «Небесный суд» мне напомнил чудесный, опять же сериал, «Остров Фантазий». А если серьезно и от души, то мне кажется, что каждый здравомыслящий человек, чьи изыскания простираются дальше телесных наслаждений, задумывается над вопросом: «а что потом?». Вот откуда во многих просыпается религиозность. Страх… Страх, что придется расплачиваться за ежедневные грехи. Но мы, собственно, о фильме. Два друга, как ни странно (впрочем, дела происходят не в нашем мире, а там-то возможно все), один прокурор, другой — адвокат. Оба блестящие профессионалы. Основная линия, которая красной чертой идет через все повествование и все процессы, — любовь. Вот чем мне понравился данный фильм, так это нестандартными сценарными подходами. Историй любви две, как и главных героев. У одного она была, и он должен отпустить, перебороть себя, глупую, вязкую ревность. Второму не было отпущено при жизни, но дурак-Амур неудачно пошутил… Остальные истории — это судебные процессы. Все, как в нашей жизни. Ну, разве что исключая возможность коррупции. А так… И большая несправедливость, и малая, и у присяжных свои грехи… Знаете, после просмотра захотелось долго молчать и думать. Ну, такой вот внутренний диалог с самим собой провести. Актеры хороши. Мне показалось, что для Хабенского это был какой-то особый проект, и очень особая роль. Пожалуй, еще скажу, что Хабенский везде молодец, здесь — тоже. Как-то читала интервью с Пореченковым. Поняла, что он ну совсем не тот персонаж, которого мы привыкли видеть на экране. Весьма проницательный, рациональный человек. В роли адвоката он превосходен. Будто душу здесь отвел после всех боевиков и прочих мутных проектов. Дапкунайте — вот это женщина! Роскошная! Яркая! Загадочная! Кстати, алое платье, как у нее, висит в моем шкафу. Да, было куплено в 2010 году в одном известном сетевом магазине. А я-то думала, что в кино все костюмы шьются на заказ. Анна Михалкова, которой я обычно пренебрегаю, тут вполне себе ничего сыграла. Интересное наблюдение: Пореченков и Михалкова в третий раз здесь играли пару. После «Связи» было «Без мужчин», теперь вот «Небесный суд». Фильм плох своей постановкой. Мама дважды за просмотр успела заснуть. Временами и меня в сон тянуло, чего греха таить. Много пауз. Время тянется. Проекты с похожими настроениями у Ренаты Литвиновой. Всячески ее здесь не хватало. Думаю, Ингеборга, при всем моем глубоком уважении к ней, сыграла в «Небесном суде» именно роль Литвиновой. Так вот, у Ренаты все эти «затянутости» носят эстетический, художественный характер. Она даже молчит как-то по-особенному в камеру. Здесь же возникает пустота, которую автору не удалось заткнуть. Поймите меня правильно, все хорошо — истории, смысловая нагрузка… Но вот режиссерский подход вялый. Смотреть рекомендую, если вы созрели для тяжелых мыслей о бренности бытия. Четыре серии легко поместятся в холодный осенний вечер и оставят после себя приятное послевкусия умного кино. 8 из 10 ЗЫ. У «Кинопоиска» есть прекрасная кнопка «если вам понравилось, не пропустите…», где мы видим похожие фильмы. А я бы посоветовала для развития темы книгу Анны Борисовой «Там…».
Согласно названию сериала я ожидал увидеть ничто религиозное. Но увидел, что небесный суд мало чем отличается от земного зала суда. Тут есть адвокаты и присяжные, прокуроры и обвинители, свидетели и сами обвиняемые. Обвиняемых судят и приговаривают либо к сектору покоя (это, стало быть, рай) либо сектору раздумий (это то же что и ад, но без сковородок). Покойников судят покойники, так что непредвзятость в некотором роде соблюдается. Адвокат и прокурор — вот главные действующие персонажи в лицах Константина Хабенского и Михаила Пореченкова. Их роли отражают характер повседневной жизни, т. е. я хочу сказать, что смотреть на их игру интересно, они не переигрывают, хотя и не выкладываются по полной программе. Другие актёры заслуживают, что бы о них написали по целому абзацу, но я ограничусь лишь оценкой их таланта в целом: ничего выдающегося, как «хорошо» снялись так мы их и запомним. Скажу несколько слов о самом «Здании суда». С первых минут просмотра мы можем насладиться помещением «Небесного суда», а именно: необитаемыми развалинами форта «Император Александр I», куда почивших доставляют гребцы на старенькой лодочке. Бывает, всего ожидаешь — но такого! В основном события происходят в зале суда, кинотеатре сновидений, комнате ожидания и ещё в некоторых помещениях. Так же будут планы каменного пирса и внутреннего дворика. Сценарий первых двух серий заключается в следующем: на суд попадает человек, который умер, провалившись в канализационный люк. Этот человек простой за исключением одной детали — он соблазнил жену прокурора, который незадолго до этого скончался. Нетрудно догадаться, что наш герой попадает на суд к этому самому прокурору, который незамедлительно выдвинет обвинение. Может показаться странным, что судить начинают исходя из последнего поступка, который совершил почивший человек, но это только в начале. Вторая и четвёртая серии в основном посвящены терзаниям Адвоката, который умер по халатности зубного врача (хотя я не уверен на сто процентов). Четвёртая серия оказалась самой позитивной по сравнению с предыдущими; источником позитива был некий «святой», который попал на тот свет с обвинением в загрязнении воды в озере, хотя он всего лишь хотел пройти по её поверхности, поддерживая своё тело силой веры. Ну и, конечно же, будут интересные высказывания. Кстати о морали. Я полагаю, что одного просмотра будет недостаточно, что бы проникнуться смыслом происходящего. Некоторые моменты на первый взгляд могут показаться нелогичными, и только в следующей серии, возможно, сообразить для чего было то или это. Не исключено что сюжет намеренно вводит зрителя в заблуждение, что бы создать иллюзию «умного» повествования. О ляпах и не состыковках. Разумеется, я задал себе вопрос: а отчего так мало покойников попадает на суд к «прокурору первой степени»? Каждую минуту на Земле умирает несколько десятков человек, это же какая должна быть очередь перед воротами судилища?! Объяснения могут быть самые разные, и одно из них: просто наши герои рассматривают дела умерших Ленинградской области. В остальном придраться есть к чему, но вспомним о том, что фильм снимал не американский режиссёр, а Елена Званцова, и сняла она незамысловато, просто, почти без спецэффектов. Идея того что нас будут судить по последнему поступку возможно покажется необоснованной, но позволю заметить что нам наверняка неизвестно как оно там будет на самом деле, и будет ли вообще. Если быть совсем критичным, то следует обратить внимание на то, что некие люди даже «там» на тот свет контрабандой доставляют спиртное, и другие продукты — видите ли, «их» продукты всего лишь иллюзия. Тут иногда прибегают к коррупции, например для того, что бы оправдать обвиняемого дабы он смог вернутся в земной мир (восстать в морге) для того что бы начать жизнь с начала. То есть на первый взгляд, налицо «ничего святого нет», а искренне верующим людям может показаться, что фильм высмеивает их веру. Да, не исключаю этой возможности, но позволю заметить, что бывают картины и «похуже». «Небесный суд» можно смотреть с детьми, постельных сцен и сцен насилия я не заметил, если не считать намёков на секс и многократных повторений этого самого слова. Другое дело — чего тут интересного будет для детей? Возвращаясь к первым двум сериям, хочу предупредить вот о чём; как вы смотрите на то, что в случае смерти вашу жену осчастливит ваш друг? Воот! Камень преткновения. По логике вы не имеете права с того света влиять на счастье (или напротив) вашей жены, но с другой стороны… а кто его знает что лучше для вас и вашей вдовы? А вдруг вы по милости жены или родственника (не дай Бог «ттт» конечно) попадёте «туда»? Главное что бы через фильм не провоцировались события. Узнал, что в 2014 году выйдет продолжение этого сериала, и режиссёром «Небесного суда 2» останется Елена Званцова. Что придумают на этот раз, одному богу известно, Но если честно — тема «сисек» уже раскрыта, с того подозреваю что продолжение ничего кроме развлечения не предложит. А там ещё американцы подтянутся со своей интерпретацией сценария. Но загадывать не будем, в крайнем случае, чего мы теряем? Время? Деньги? В любом случае посмотрим-с.
Обычное судебное заседание. Председательствующий судья в мантии, присяжные заседатели с серьезными лицами, любопытствующая публика на скамьях. Серьезный, неспешный, угрюмый прокурор в исполнении Константина Хабенского уверенно поддерживает обвинение. Ироничный, находчивый, добродушный адвокат в исполнении Михаила Пореченкова твердо держит линию защиты. На скамье подсудимых — обычные люди, попавшиеся в руки закона, растерянные, суетливые, испуганные. Казалось бы — неоригинальный сюжетец для очередного милицейского сериала, ан нет! Восприятие данной словесной конструкции совершенно меняется, стоит только упомянуть, что вышеозначенное судебное заседание происходит… на том свете. Прокурор и адвокат сами давно покойники, а подсудимые ни кто иные, как свежепреставленные грешники, коих судят по последнему совершенному ими поступку с целью выяснить, какой участи они заслуживают больше — Сектора Раздумий или Сектора Покоя, проще говоря — ада или рая. Авторы картины затронули тему весьма и весьма широкую, глубокую и неоднозначную — жизнь после смерти. Какая она? И есть ли вообще там, за чертой хоть что-то? А если есть, то похоже ли то существование на земное? Лучше оно или хуже? Что такое рай, а что есть ад? До сих пор люди не нашли однозначного ответа ни на один из этих вопросов и вряд ли найдут их в ближайшие столетия. Может быть, не найдут никогда. Однако незнание только способствует развитию фантазии, а фантазия, как известно — двигатель прогресса. Отсюда вывод — любая выдумка имеет право на существование, ибо в ней чисто теоретически может быть доля правды. Кто знает, кого и в каких обстоятельствах мы повстречаем на том свете, быть может там и впрямь проходят так похожие на наши, земные, судебные заседания… «Каждый день, разбирая чужие грехи, вспоминаешь свои». Сценарист и режиссер Алена Званцова создала удивительный, своеобразный мир «по ту сторону». Здесь все видится в сине-зеленых болотных тонах, здесь продукты не имеют вкуса, здесь вне закона существует контрабанда «настоящего», от которого как от наркотика пьянеют, здесь имеется прокат «тел» для неотложных нужд, здесь все как будто бы реальное, но в то же время чуточку не такое, как на земле. Этот мир сюрреалистичен и ловко выдуман, так уверенно поставлен и так достоверно сочинен с точностью до мелочей, что никаких сомнений относительно его действительного существования не возникает. Небесного прокурора Андрея в отточено верном исполнении Константина Хабенского мы застаем застрявшим между двух миров: он пока не может окончательно смириться со своей смертью, видит в окружающем лишь тьму и муть. На земле его держит любовь и чувство вины по отношению к жене (уже вдове) в исполнении Даниэлы Стоянович, он мучается ревностью из-за ее нового возлюбленного, которого играет Никита Зверев. Он пытается, старается найти выход, злиться на то, что без него жизнь на земле продолжается. В конечном итоге, Андрей находит успокоение, излечивается и начинает свою новую, цветную жизнь с маленького хулиганства, которое в его случае приравнивается практически к культурному бунту. Небесный адвокат Вениамин, чрезвычайно запоминающийся образ которого воплотил Михаил Пореченков, лучший друг и опасный противник Андрея, тоже имеет за душой нерешенную проблему на земле, но существование на том свете для него так же привычно и органично, как и земное. На вид неопасный тюфячок, в работе он превращается в хитрого, остроглазого паучка с подвижными пальцами и торчащими волосами. Он хитер и двулик, и эта его пройдошливая двуликость, заложенная в авантюрном характере, легко помогает ему вполне комфортно обитать одновременно по обе стороны смерти. Два отличных актера — Хабенский и Пореченков — отыграли роли превосходно, в своих стилях, на должном для их статуса уровне. Было заметно, что им двоим вместе работать комфортно, их дружба, перешедшая из жизни, смотрелась органично, а их переглядки, подколы, их сосуществование рядом в кадре только подбавляло убедительности всему сюжету. Дружбу сыграть можно, особенно если ты хороший актер, но настоящую дружбу двух хороших актеров даже играть не надо, ее и так видно. Стоит отметить, что все актеры, занятые в данной картине — исключительно убедительны, милы и трогательны. Да-да, именно трогательны. Вспомните, когда в последний раз вы говорили или хотя бы думали подобное о кино? А здесь — все жизненно, все из настоящего, все понятно и близко и оттого трогательно. Ингеборга Дапкунайте с присущим ей холодным аристократизмом и умнейшим женским достоинством сыграла то ли богиню, то ли фею, то ли эксперта по человеческим снам — Морфею. У нее тоже есть своя история. Морфея так же печальна и грустна, как и все вынужденные обитатели того света. Даниэла Стоянович, Евгения Добровольская, Анна Михалкова воплотили на экране образы очень разных и по-своему несчастных женщин. Дмитрий Марьянов прекрасно справился с ролью «тела». Все, все без исключения, в том числе и актеры эпизодических ролей справились с ролями прекрасно! Большое складывается из малого, и хорошего кино не бывает, если хоть один актер сфальшивит. Семья Аморе, смотритель «тел», небесные «подсудимые» — о каждом персонаже можно сказать отдельно и этот рассказ займет не одну страницу. Но лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать, а потому советую просто посмотреть «Небесный суд». Редкое по настрою кино, одновременно печально ироничное, грустно смешное, рассказанное смело и не нагло, бережно и ненавязчиво, не дающее прямых нравоучений, но заставляющее на секунду остановиться и подумать: «А что, если этот поступок будет последним в моей жизни? Куда меня за него сошлют — в рай или в ад?». «Небесный суд» насыщен деталями и аллегориями, только читай, да разгадывай: здесь даже цвет галстука и узор носков возведены в ранг «говорящих мелочей», которые расскажут гораздо больше, чем вульгарно и в лицо преподнесенный «хэппи энд». «Небесный суд» — это здоровый юмор на опасную и непростую тему «жизни после смерти», его создатели с лихим детским озорством мешает в одну кучу представления о воздаянии за грехи, мифы о стрелах Амура и земную суровую реальность, получая на выходе совсем не пошлое кино, которое интересно смотреть. 7 из 10
Загробный мир. Прокурор Андрей (Хабенский) и адвокат Вениамин (Пореченков) под неусыпным оком судьи (Орлов) проводят заседания, на которых решается судьба вновь прибывших, а именно куда они отправятся: в сектор покоя или в сектор раздумий (рай и ад, соответственно). Обвинение выносится, исходя из последнего деяния умершего, будь то безобидная ложь, подаяние нищему, или же неловкая шутка. Андрей и Вениамин прекрасно понимают всю сложность и двусмысленность каждого своего дела, однако, продолжают работать на благо Небесного Суда. Я был очень удивлён, когда совсем недавно случайно наткнулся на эту картину в сети. Казалось бы, режиссёр Алёна Званцева, которая в своё время написала сценарий к очень хорошему фильму «Я остаюсь», актёры, чьё мастерство практически никем не подвергается сомнению, задумка интересная, а всё равно фильм почему-то прошёл мимо российского зрителя практически незамеченным. Судя по всему, «Небесный суд» сначала был показан по украинскому телевидению, а затем год спустя вышел в РФ прямиком на DVD. И всё. А ведь картина-то очень неплохая. Полная аллегорий, метафор, вопросов и ответов. Фильм условно делится на две истории. Первая показалась мне посильнее: она про человека, который сделал предложение вдове Андрея а затем умер, попав на суд именно на его участок. Вторая история чуть более размытая, в ней рассматривается жизнь адвоката Вениамина, его смерть, а также история грешника, который из страха перед адом встал на путь праведный. Обе истории действительно очень неглупые и многогранные, позволяющие трактовать события то так, то эдак. Очень понравился стиль, в котором снят загробный мир. Тусклые краски, причудливые помещения, просмотровая для сновидений, различные забавные и интересные мелочи, типа контрабандных продуктов из земной жизни и маленьких птичек-посланников, которых могут отправить умершие своим любимым. Актёрская игра тоже на уровне. Хабенский, в какой бы ерунде не снимался, всё-таки очень сильный актёр. А здесь ещё и роль по его возможностям, так что Константин смог развернуться по полной программе. Пореченков тоже был очень хорош. Дапкунайте постаралась и воплотила на экране Морфею, повелительницу снов. Одним словом, я действительно сожалею, что «Небесный суд» прошёл мимо российского зрителя. Это очень качественный и интересный продукт, который наверняка способен вызвать множество споров и обсуждений — а ведь это самое главное. Советую. 8 из 10
Если ты великий праведник и всю жизнь делал только добро всему миру, но в последний день своего земного пребывания накормил детишек вредными чипсами, то ты вполне можешь попасть в ад. Уж прости, жиры и углеводы это тебе не шутка! Ну, а если ты любишь убивать людишек, тебе нравится воровать вещи, это ничего страшного, покорми перед своей смертью песика, и ты с немалой долей вероятности попадешь в рай. Вот такие жуткие выводы можно сделать после просмотра «Небесного суда». Ладно, допустим, мы приняли систему этого суда, как должное: нас будут судить по последнему деянию нашему. Но тут же начинаются нестыковки в сериале: одного человека судят, как ранее и заявлялось, по его последнему в жизни поступку, но другого, почему-то, начинают тыкать лицом во все его совершенные грехи. Потом, правда, бывает произнесена фраза: «Протестую! Как данные грехи связаны с последним поступком подсудимого?» и кто-то отвечает на этот вопрос… Пытается ответить. Но связи либо вообще нет, либо она очень уж косвенная. Но надо признать, что в конечном итоге, приговор выносится именно по статье обвинения, т. е. если последним деянием человека была лож, его могут осудить только за лож, даже если она была произнесена за пять лет до смерти или полжизни назад. Еще раз хочу подчеркнуть, что я принял концепцию сериала, как догму, т. е. я не буду затрагивать темы, касаемые «небесной юриспруденции» — на небе людей защищают, обвиняют, судят те же люди, и точка. Этот сериал — это мир придуманный сценаристом-режиссером, и я не имею права ругать его за то, что он не такой, как бы мне хотелось. Переду непосредственно к банальному распределению частичек сериала на плюсы и минусы. Минусы: - Странные, порой абсурдные аргументы обвинения и защиты для подсудимых. Если уж людей на небесах обвиняет прокурор, то пусть делает это адекватно, а не так, что не поймешь, нужно серьезно воспринимать услышанное, смеяться над этим, или, может, плакать… Но под конец сериала, все-таки привыкнув к, откровенно говоря, глупым статьям, просто уже становится интересно, как из пустого места, выстроится аргументированное обвинение. - Заявленный жанр картины — драма. Но эта драма постоянно граничит с комедией. Я совершенно не против юмора, но мне очень не нравятся юмор черный. К моему сожалению, именно такой поджанр представлен в сериале. К примеру, нам предлагают посмеяться над упавшим в люк человеком, над «забавными» диалогами юристов, в тот момент, когда решается судьба человека, или над Гитлером, который идет на прием к «гневоаналитику», или над священником, который сообщает, что так хорошо играл в церковном спектакле люцифера, что двое из пожилых зрителей от переизбытка эмоций скончались… Такой юмор, по-моему, должен присутствовать только на телеканале, в названии которого имеется две буквы «Т» и одна «Н». - Циничность в поступках практически всех персонажей; почти все люди в сериале, слегка (а некоторые абсолютно) неадекватны. (Интересно, это режиссерское виденье современного мира? Не ответив на этот вопрос, я отнес данный пункт и не в плюсы, и не в минусы). По разным мелочам можно придираться еще очень и очень много, так что переду к плюсам. Плюсы: - Самостоятельность картины, а не давящее на самомнение русского кинематографа, банальное слизывание западного сценария. - Хорошая игра актеров. - В общем и целом, сериал интересно смотреть. - Несколько своеобразно, но все-таки картина пытается объяснить, что за существо такое человек, и чем оно наполнено. - Присутствует ряд интересных, и иногда мудрых высказываний, которые можно растащить на цитаты. - Идея сериала может нравиться, а может не нравиться, но нельзя отрицать, что она оригинальна. Подводя итог: На протяжении всего сериала, с жизнями людей играются различные «обитатели» небесного суда, они могут посмеяться над смертью, могут довести до самоубийства, могут подстроить все так, что человек попадет в ад… Они могут все! От этого рождается ощущение, что человеческая жизнь стоит грош, а мне бы не хотелось, чтоб после просмотра сериала, оставалось такое ощущение. Страшно представить, в какую пропасть пессимизма с пиками бессмысленности упало человечество, если среднестатистический зритель будет находить в этой картине неплохую долю положительных эмоций и глубокий смысл. А может вообще, все минусы, мною перечисленные, это не минусы, а крик души режиссера: ответ на озлобленность, пошлость и глупость общества? Образный показ жизненной несправедливости? И «Небесный суд» это отражение проблем всего человечества? Если бы это было так, то вряд ли это заметил бы только я… Так что, думаю, минусы остались минусами. К сожалению, восемьдесят процентов людей, которые наткнутся на мою рецензию, прочтут только заголовок, посмотрят на оценку и обратят внимание на цвет рецензии, но, не смотря на это, я должен еще раз сказать, что в «Небесном суде» есть много хороших моментов, и картина достойна внимания зрителя. Исходя из всего вышесказанного, я окрашиваю рецензию в красный, но ставлю достаточно высокую, для такого типа рецензий оценку: 6 из 10 Спасибо за внимание, приятного просмотра.
Интересная фантазия. Нечто подобное мне посчастливилось прочесть в «Моих посмертных приключениях» Юлии Вознесенской. Тоже суд, тоже грехи и тоже всё очень-очень придирчиво. Судьи видят насквозь, знают все твои грязные и чистые мысли, грязные и чистые поступки, ничего не утаишь. И от этого зависит твоё загробное будущее. Смотря такие фильмы и читая такие притчи невольно приходишь к выводу о том, что того самого греха в нашей жизни — не просто вагон, а несколько составов. И даже хочется на секунду начать жить иначе. В этом я вижу самую главную цель этого кино — дать возможность задуматься о прожитом. О том, как выстроил свою жизнь, что сделал, о чём думал. Это всё с одной стороны, полезно, с другой стороны — отвратительно и априори бесперспективно. В пубертатный период меня, молодого подростка, возбуждала и волновала чуть ли не всё женское население школы, включая учителей и уборщиц. За все те прелюбодеяния, творившиеся в моей голове, я уже не имею шанса угодить в «сектор покоя», говоря терминологией фильма. А ведь после завершения пубертатного периода прошло вон сколько времени, а мысли-то, мысли! не денешь никуда. А мысли о прелюбодеянии это тоже грех. И учёные говорят, что мужчина каждые 30 секунд думает о прелюбодеянии. А женщина ещё грешнее, ибо кто вводит мужчину в мысли о прелюбодеянии? Она, красавица. Все мы небезгрешны. И это я не рассматривал такой грех, как уныние. А что вводит меня в этот грех — новые фильмы Стивена Сигала и школьники в интернете. Это всё грустно. «Сектор раздумий» на барабане! И даже в фильме говорится, мол, в «сектор покоя» могут попасть люди вроде Махатмы Ганди или кто там ещё. А обычным людям уготовлено место другое, которое, наверное, страшнее и хуже, чем 37-е место в плацкартном вагоне. Так какие перспективы у 99% населения? Нерадужные. Вот такая несправедливость. А сам фильм действительно интересный, завораживает. Он хорошо продуман. Продуманы все эти судебные прения сторон, когда и обвинителю, и защитнику почти всегда есть что сказать. Причём сказать красиво, иногда запутанно, но, в целом, без вреда для логики. Актёрская игра порадовала, комичные моменты присутствуют. Что-то может показаться спорным, как, например, небесный закон, по которому если совершил убийство и сразу помолился, дескать, раскаялся, то можешь обратно на землю отправить до следующего раза. Если это закон, который применяется всегда, то, стало быть, преступники, молящиеся после преступлений и сразу умирающие — сразу не умирают. Закономерно даётся вторая жизнь. Такая вот петрушка. Ещё бы сохранения давались и коды на всё оружие. В общем, этот фильм — это такая местами спорная религиозная фантазия, которая даёт много пищи для размышлений. Я не очень люблю всю вот эту религию, но посмотреть было интересно. 8 из 10
Не помню, была ли вообще данная тематика «небесного суда» раскрыта в фильмах ранее, но тема стара. Человек умирает и попадает в загробный мир, а там уже устоявшаяся бюрократическая система, только вот в суде предъявляются обвинения не за все поступки в жизни, а только за те, что произошли перед смертью. Представьте, мужчина сказал прохожему, что у него нет сигарет (а они были), а через несколько секунд проваливается в канализацию из-за незакрепленного люка и умирает, свернув себе шею, вот вам и обвинение — ложь. Глупо, подумаете вы, но обвинитель будет искать как ложь действовала на него и на других людей на протяжении всей жизни. Тут к делу подключаются прокурор и адвокат, которые когда-то так же были людьми. Рай называется «сектор покоя», а ад — «сектор раздумья». Суд, который находится посередине между этими двумя пунктами, можно вообще назвать местом мук. Люди (уже умершие), которые находятся на службе, несчастны, кто-то ушел, оставив любимого в мире живых, кто-то страдает из-за неразделенной любви, кого-то мучают и земные грехи. Очень цепляет история монаха, показанная в заключительной серии, он умер и попал в этот суд, ему предъявили «формальное» обвинение. Во время заседания он узнает, что один из присяжных является святым, которому он когда-то слал свои молитвы, конечно, сначала он обрадовался, но потом он задал один простой вопрос: «Почему вы не слушали наши молитвы? Почему вы никому не помогли?» В итоге он получает обвинительный приговор и приговаривается к отправке в сектор раздумья. Везде бывают осечки, даже в том мире «белое от черного» отличить тяжело. Очень трогательна показана история любви между «небесным» адвокатом Вениамином и девушкой, по вине которой он умер (случайно). Вообще любовь показана в новом свете — проделкой членов семьи Аморе (некой мафии того мира). Они производят свой выстрел в сердце человека, так и рождается любовь, но вот одна загвоздка, чтобы любовь была взаимной стрелять надо одновременно из двух револьверов, а это умеет не каждый: «Во всей этой вашей любви, раненый в сердце бывает только один, другой продается за деньги, еду, заботу…' Что-то в этом есть, не стоит рассматривать картину с каких-то религиозных аспектов, так, любой фильм подобной тематики будет плох, а это… просто довольно хорошая история.
Чтобы сразу снять лишние вопросы, скажу, что в данный момент времени я в Бога не верю. Не знаю, как будет в будущем, не могу загадывать, но сейчас вот так. И мини-сериал этот я начал смотреть не потому, что мне был очень интересен еще один взгляд на то, как может быть устроена загробная жизнь. Нет, я шел, что называется, на актеров — Хабенского и Пореченкова. В итоге, актеры эти мне понравились, как это обычно бывает, но еще больше понравился сам сериал… - Венечка, я прожил пустую жизнь. И сдох, как кукла. В игрушечном снаряжении, на кукольном боевом поле. Тебе не кажется, что поздно меня спасать? Я далек от мысли о том, что Там именно так все устроено, хотя бы потому что в никакое Там не верю, но сама идея мне очень понравилась. Суд. Прокурор. Адвокат. Присяжные заседатели и человек со всеми своими грехами. Наверное, это не самый Страшный Суд, который можно придумать… Этот суд скорее отсылает нас к столь популярным в последнее время телепередачам на судебную тему. В этом Небесном суде тоже есть место личному, интригам, подтасовке, притягиванию за уши и манипулированию фактами; здесь тоже есть разные судьи. Только цена проигранного суда тут несоизмеримо выше — вечный приговор для бессмертной души (в которую я, кстати, верю). Примерно треть первой серии в голове крутилась такая мыслишка: не вытягивают, не докручивают — в Голливуде бы покруче сделали. Потом все это отпало. И у нас дотянули, и у нас докрутили. И стало очень убедительно и интересно. - Знаешь, все вот это: загар, мышцы, уши… Все это фигня. Скафандр, за которым прячется настоящее. И какая горькая ирония: те, кто судят или оправдывают людей (прокуроры и адвокаты) в каждом деле видят напоминание своих грехов — это их «сектор раздумий», это их вечный крест. Хорошая история о метаниях человеческой сути (души), о невозможности что-то исправить, что-то начать сначала. Заставляет задуматься о делах наших… - Во сне человек искренен. И волнует его то, что волнует на самом деле, а не то, что он пытается показать. Хочется похвалить не только актеров, к которым вообще никаких претензий быть не может (и мой любимый Хабенский, и Пореченков, и Дапкунайте, и Марьянов в роли тела и прочие актеры — все очень интересны и убедительны) но и создателей фильма. Интересна сама идея, интересны также разного рода находки: цветовая гамма Небесного суда, наименования Ада и Рая, возможность перемотать жизнь, как пленку, возможность присниться кому-то из живущих людей. - Даже в этом черно-белом мире люди не всегда могут отличить белое от черного. Очень жаль, что за полтора года с момента выхода первых четырех серий так и не появилось новых эпизодов. Боюсь, что уже может и не появиться. А это жаль, потому что есть богатая пища для продолжения, есть за что зацепиться, что раскрутить; есть много интересных дел, которые можно было бы рассмотреть; есть почва для того, чтобы показать оба сектора — покоя и раздумий. Будем ждать… 10 из 10
Фильм нельзя назвать шедевром. Но тем не менее в категорию «посмотрите, не пожалеете» он явно входит. Хорошая актерская игра, особенно дуэт Хабенский — Пореченков. Реверансы речей Адвоката и Прокурора просто таки захватывающие. Интересная игра стереотипами и ассоциациями относительно загробной жизни. А еще просто жизненные, душевные моменты, близкие каждому. Сюжетная линия выстроена симметрично: первые две серии рассказывают о жизни Прокурора (следует отметить, очень трогательная история любви),а 3 и 4 сконцентрированы на Адвокате. Плюс в каждой серии рассматривается дело кого-то из недавно умерших. К великому счастью, серий всего 4, а то любим мы наснимать бесконечную историю из одной хорошей задумки. Хотя вполне возможно что продолжение будет… Общее впечатление — абсолютно положительное. Немного философских размышлений, немного иронии и драмы. Легкий и приятный к просмотру. И что самое главное, не пустой. 8 из 10
О чём: Андрей и Венедикт (Хабенский, Пореченков) вечные оппоненты, они прокурор и адвокат Небесного суда. Да-да, именно того Страшного суда, о котором говорится в христианской мифологии. Души по окончании земного существования их тел обязаны нести ответ за нарушения заповедей. Вся ирония в том, что приговор выносится по последнему деянию. Перевели старушку через дорогу, а потом попали под машину — добро пожаловать в Сектор Покоя. Отравили соседскую кошку и, плохо смыв яд, отправились вслед за полосатой — по вам плачет Сектор Раздумий. Но нет только чёрного и только белого, как нет терминов Ад, Рай, Бог, Дьявол в этом странном месте. И ежедневно прокурор пытается найти отрицательные мотивы в последнем деянии подсудимого, а адвокат положительные. Присяжные голосуют, судья выносит вердикт, секретарь строчит на пишущей машинке, и никакие деньги-шменьги здесь не помогут, ведь это самый честный и беспристрастный суд в мире… хотя как сказать. Мнение: Тема загробной жизни и Страшного суда всегда была для меня особенно притягательной. Мировой кинематограф имеет на своём счету не одну подобную интерпретацию. Особенно меня смотивировало к просмотру то, что настоящая интерпретация отечественная (теплится всё-таки слабая надежда на успешное развитие русской фантастики), автором её является Алёна Званцова («Я остаюсь» оставило приятное послевкусие), а центральные роли исполняют кинолюбимцы Константин Хабенский и Михаил Пореченков, чья игра всегда достойная и вкусная. Дабы не томить души читающих рецензию выражу своё немедленное почтение «Небесному суду» и аргументирую это рядом неоспоримых достоинств кинокартины. Стильная визуализация. Это первое, на что обращаешь внимание в настоящем фильме. «Небесный суд» не создаёт яркий фэнтезийный мир а-ля Голливудские экшны, загробная ирреальность Алёны Званцовой скупа и буднична: ангелы (или кто они там) в чёрных классических костюмах, здание суда напоминает госбиблиотеку; никаких нимбов, ореолов, божественного света, парящих предметов; всё примитивно, протокольно и несколько суховато. Цветовая гамма серо-синяя, сумеречная, все остальные цвета (даже белый) приглушены или вообще отсутствуют и только кричащими пятнами разбросан красный (красный галстук адвоката Венедикта, красное платье и вязанье Морфеи, помада секретарши, кровать в комнате подсудимых, даже шахматы не привычно чёрно-белые, а красно-белые). Так создаётся совершено неожиданный абсурдный мир, в котором хаотичным образом собраны предметы из мира реального: огромная плазма у секретаря и ветхий киноапарат, вручную заводимый хрупкой Морфеей; бармен разливает за стойкой молоко, стены обклеены вырезками из земных газет. Поклонники стильного кино смогут по достоинству оценить художественную сторону картины и получить желаемую долю эстетического удовлетворения от визуального плана фильма. Идея. Наряду с внешней привлекательностью киноработы восхищает её смысловое наполнение. «Небесный суд» прежде всего глубоко философская драма, действие которой развивается в ирреальном мире, но поднимаемые проблемы на столько жизненны, что к середине фильма усомниться в реальности Небесного суда невозможно. Атмосфера судебного процесса заставляет зрителя находиться в постоянном противоречии, позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, откопать по крупицам её глубинные смыслы, мотивы. Каждый, наверняка, сумеет выделить здесь определённый лейтмотив, сверхидею. Лично я глубоко задумалась над тем, что любой, пусть самый незначительный проступок, за который мы день-другой покраснеем перед совестью да заглушим суматохой будничных проблем, так вот этот проступок несёт за собой огромный шлейф последствий, порой куда более масштабных и разрушительных. И если по земным законам мы не несём юридической ответственности за то, что когда-то не выслушали друга в трудную минуту или не подали нищему кусок хлеба, то у Небесного суда совершенно иной кодекс. Актёрское мастерство. В фильме, где нельзя было прикрыться за пёстрой картинкой, пышным нарядом, роем пуль и чадом от взрывов, требовалось просто-напросто голое актёрское мастерство. Центральные фигуры Константина Хабенского и Михаила Пореченкова, по совместительству прокурора Андрея и адвоката Вениамина влюбили и заставляли только восхищаться. Их образы, такие непохожие, так органично дополняющие друг друга, стали визитной карточкой «Небесного суда». Сдержанный, несколько суховатый, интеллектуальный, гордый, саркастичный Андрей отправляет души в Ад… прошу прощения, в Сектор Раздумий. Шумный, игривый, обаятельный, ироничный Вениамин препровожает праведников в Рай… премного извиняюсь, в Сектор Покоя. Отмечаю, что короткая характеристика персонажей является лишь первым впечатлением, которое производят прокурор и адвокат. На протяжении картины герои раскрываются, зритель узнаёт подробности их земной жизни (первые две серии посвящены Андрею, третья и четвёртая — Вениамину), с каждой минутой они всё больше очеловечиваются, в них наблюдается всё меньше легковесного комизма и иронии, всё больше драматизма и глубины. Вскользь (ибо разразглагольствовалась) отмечу совершенно потрясающий образ воздушно-внеземной Морфеи в исполнении Индеборги Дапкунайте. Её акцент пришёлся как нельзя кстати! Совершенно неожиданного простачка-хвастуна Антонио Аморе, прекрасно обыгранного Олегом Мазуровым. Препротивного праведника Савву Мефодьевича (Сергей Барковский). Наивную, женственную, смешную стоматолога Люция Аркадьевну Анны Михалковой. Очень зацепила игра Яны Сексте, из которой вышла такая неожиданно яркая секретарша (это далеко не главная роль!), что хочется только порукоплескать её актёрскому мастерству. Органично в рамках своей героини Вероники смотрелась Даниэла Стоянович, тихая, нежная, любящая. Никита Зверев явно проигрывал остальным актёрам, поэтому его серенький никакушечный Никита Лазарев, новый спутник вдовы прокурора, не мог составить достойной конкуренции ни киношному Андрею, ни реальному Хабенскому, так что долю драматизма фильм на Звереве потерял. Любовного треугольника не вышло, выбор был очевиден, но… не стану спамить, друзья, смотрите и получайте удовольствие! Резюмируя, отмечу, что писать рецензию было очень нелегко, поскольку хотелось и проанализировать, и похвалить, и заинтересовать, и повосхищаться, причём сделать это оригинально и содержательно, ведь именно таким стал для меня «Небесный суд». Смотрите несколько раз и делайте выводы. К слову, если вы не верите в Бога, то в здании суда не употребляют этого термина. За стильную визуализацию, глубокую проблематику, актёрское мастерство, блестящую образность и мощное интеллектуальное послевкусие 10 из 10