Бомба
- 09 ноя 2020
Сегодня не является уже большим секретом, что Третий рейх очень далеко продвинулся в создании ядерного оружия и его носителей. Настолько далеко, что то Wunderwaffe, которое поминал всуе бесноватый фюрер в советских фильмах на потеху публике, таки у него было. И именно на сей предмет шёл торг между американцами и немцами весной 1945-го. Заметим, что хотя американцы получили в итоге наработанный оружейный уран, документацию, команду разработчиков и, вполне вероятно, готовые изделия (есть мнение, что взорванная в Хиросиме урановая бомба была немецкого производства, в Нагасаки плутониевая — собственно американской). Но, максимально удаленная от налётов союзной авиации, почти вся нацистская ядерная инфраструктура в итоге оказалась в советской зоне оккупации — начиная с урановых рудников в Силезии и заканчивая обогатительными фабриками. Плюс больше 10 тысяч учёных-ядерщиков и инженеров, оставшихся на востоке и уже в 1945-м вывезенных в СССР. Как и десятки тысяч вагонов с научным и промышленным оборудованием немецкого ядерного проекта. А потом началось нечто невообразимое: бывшие офицеры СС и члены НСДАП (типа фон Арденне) становятся лауреатами Сталинских премий и чуть не Героями Соцтруда, причем в списках удостоившихся высших наград в области ядерной физики, радиохимии, металлургии тяжелых элементов в 1945—55 гг. десятки немецких фамилий. Урановая руда идёт в СССР тоже из Германии, но в сериале этот аспект советской ядерной программы полностью проигнорирован. Извините, но это примерно то же самое, что нахваливать российский автомобиль Lada Vesta, но забыть упомянуть Renault и Nissan, без которых он не появился бы даже в проекте. В общем слабовато и исторически необъективно. При всём уважении к нашему героическому народу в разорённой войной стране поднять с нуля за 4 года атомную тему исключительно на энтузиазме и умыкнутых у американцах фрагментах мозаики было невозможно в принципе, даже с супер-менеджером Берия и супер-учёным Курчатовым. Всё-таки от объективной реальности никуда не денешься — копать лопатой котлован под реактор это здорово, только копать пришлось бы лет 20, а не 4 года. Можно было бы ввести в сценарий немецких учёных, благо это открывало заманчивые сюжетные перспективы: как-никак на немецкий атом трудились узники концлагерей, включая сотни тысяч советских пленных, кое-кто из которых после 1945-го смог вернуться в науку и производство, включая атомный проект. И тут такая встреча — бывший штурмбанфюрер СС из лагеря, а ныне скромный советский учёный из соседнего отдела. Жаль, что тема прошла транзитом.
Сериал получился хорошим. Конечно, не великолепным, но вполне достойным лестных отзывов! Пожалуй, его нельзя рассматривать, как исторически-достоверный, однако, многие показанные события точно соответствуют происходившим в действительности этапам пути создания первой отечественной атомной бомбы. Художественные доработки, выраженные в добавлении вымышленных персонажей и их судеб, нисколько не ухудшили повествование, а наоборот — украсили, привнеся особенный акцент на роли личности в сюжет. В фильме мне понравилось ощущение послевоенной эпохи. Можно оценить 90% сцен на отлично в плане атмосферы, аутентичности окружающего мира и костюмов, а самое важное — настроения и поведения действующих лиц! Актёры к своим образам полностью адаптированы и чисто психологически находятся в комфортной среде. Временной отрезок(вторая половина 40-ых годов 20 века) передан хорошо, как и нерв возникшей проблемы — восстановление военного паритета. Любопытным моментом явилось использование нескольких романтических линий в сюжете. Они создают какую-то интимную драматичную теплоту и немного разгружают суровую, непростую основную тему фильма. Нам — потомкам, видимо, всё же непросто до конца осознать героизм и самоотречение тех, первых учёных-энтузиастов, которые смогли создать оружие невероятной разрушительной силы за очень короткий период! Сложно из нашего сытого, уютного, технологичного времени ощутить тот многоуровневый пресс в купе с дамокловым мечом, угрожающим каждому не справившемуся с возложенной задачей… Это наверное, было страшно. Прежде всего ответственностью перед народом, перед страной, перед будущим, а совсем не из-за боязни собственной смерти. Для достижения цели нужны были жизни… жизни лучших из лучших. И они клали их на алтарь победы, не боясь ни расстрелов, ни радиации. Всё же поразительное время! Время сильных, достойных, умных и чертовски смелых людей! Картина создаёт определённые представления о «сталинском периоде правления», подтверждает созданные стереотипы (Берия, ГУЛАГ, НКВД, безбожие), но не сильно навязывая их. Все не относящиеся к главной теме подробности проходят второстепенным фоном. Меня, по крайней мере, они практически не затронули. И Берия получился, в общем-то, совершенно обычным типичным руководителем, авторитарным, но не самодурствующим. Немного странно, что в фильме ни разу не появилась фигура Сталина… Режиссёр её проигнорировал намеренно. Почему? Вывод после увиденного напрашивается сам собой: нам нужно знать собственную историю достижений! Это первейшая задача для самоидентификации и сохранения самоуважения. И подобные фильмы, хоть и не полностью, но открывают нам героические национальные вехи развития, где гениальные личности, которыми мы можем гордиться, совершают невероятные научные прорывы, не жалея ни себя, ни окружающих, во имя жизни новых поколений! Это ли не повод уделить время сериалу! Это ли не возможность сравнить собственные жизненные цели с высшими гуманистическими целями всего человечества!
С конвейера российской фабрики видеочипсов намедни отгрузили ещё одну партию эрзац-корма для ума. Юбилейный набор. 8 пачек/серий. Про овечье стадо «учёных» и пастуха-манагера Берию. У меня был интерес к теме, вот я и глянул. Мой фильтр «анти-китч» забился сразу, пришлось его отключить. Стоило ли оно того? Скорее нет. Самое яркое — воспоминания реальных участников событий, что появлялись в конце каждой серии. Аура этих великих могикан сделала очертания китча менее чёткими. Но они узнаваемы. И от них мутит. Доходчивость, понимаемая как примитивность. Немудрящие персонажи однозначны, как оловянные солдаты — тактическая задача каждого задана формой отливки и угадывается влёт. Эксцентричный гений-баламут Рубин. Пресный и добропорядочный, очень «советский» физик Муромцев. Неустанно вибрирующая грань «треугольника» — его жена Анна. Простоватый и правильный, как сельский поп, Курчатов. «Слуга царю, отец солдатам» душка-генерал Банников. Несколько прочих фигур «для смеха»… Актёрская игра? Нет, не заметил. А что здесь играть? Не влезают в этот облегчённый формат разве что фигуры Берии и Харитона, но они — второй план. К сожалению, я не в теме и не могу судить о том, в чём именно извращены характеры реальных людей-прототипов. Но я знаю, как НЕ бывает. Не бывает, чтобы во главе деятельной группы стоял серый, невзрачный человек. Потому как он должен верно выбирать людей, а выбор — это функция личности. Не бывает, чтобы «гениальная» личность становилась приблатнённой, потому что это смешно, а умные люди умеют иногда смотреть на себя со стороны. Не бывает, чтобы муж и жена не обсуждали дома своих коллег-сотрудников. Не бывает, чтобы люди жили вне политики. И если сажали за анекдоты, значит такие анекдоты кто-то рассказывал? Ну хотя бы под одеялом, а? Примитивность дожимается назойливой камерой. Изматывает также несущая сигнальную функцию «для тупых» музыкальная подводка сцен. Ритмичные, чтоб не заснули, погружения в лёгкий хохмо-жанр сбивают не только пафос, они сбивают зрителей драмы с толку. Фундаментальное смещение акцентов в отношениях на репродуктивно-лирические моменты — это святое, но надо же и меру знать. Разумеется, наши герои произносят какие-то реплики. Но поскольку персонажи лишены рефлексии (а значит второго плана), то все говорят то, что думают и в диалогах обмениваются лишь словами, а не смыслами. И это фатально для перспектив «вдумчивого» пересмотра — здесь и так всё плавает на поверхности. Безгранично благодарен нашим физикам. Нет, не Берии. По сути через четыре года после войны страна одержала ещё одну Победу, столь же значимую, как и 9 мая. Эти события ещё будут отражены в кино. Ну а попсовая пристрелка со стороны сериальщика Копылова и продюсера Тодоровского, со всей его командой и даже семьёй, не в счёт.
Отличный исторический сюжет, поданный динамично (особенно первые 4 серии) и увлекательно. История в фильме начинается 6 августа 1945 года, когда США сбросили на Хиросиму атомную бомбу. Прекрасно, что вновь появляются сериалы о работе ученых. Сценарий очень удачно, по накалу почти детективно, рассказывает о процессе создания атомной бомбы, заложившей начало всей атомной энергетике нашей страны. Очень понравился образ Берии в исполнении Виталия Коваленко. Цепкий взгляд, талант менеджера, за кадром про его пристрастия (для посвященных). Харизматичны Курчатов и Харитон в исполнении Михаила Хмурова и Андрея Смелова. Евгений Ткачук играл как всегда, на разрыв аорты. Но к созданному им образу возникают вопросы. Может ли лагерь привить гениальному ученому повадки «мелкого базарного урки»? Скорее, может замкнуть ил озлобить. По рисунку роли очевидно, что режиссер вместе с актером задумали показать эволюцию герою, очищение его души через большую любовь. Но хотелось бы, чтобы это было сделано тоньше, филиграннее. Не верится, полфильма не верится, что перед нами ученый, известный в мире и обучавшийся в свое время в Швейцарии. На Кирилла Муромцева (герой Виктора Добронравова) было приятно смотреть на протяжении всего фильма: сильный, порядочный человек, ученый от сохи. Интересной показалась и героиня Аглаи Тарасовой с нелегкой личной драмой. На мой взгляд, акцент на любовном треугольнике во второй половине сериала был не так важен, фильм становится «вязким» от этого. Сценаристы, продюсеры и режиссеры словно испугались, что одной наукой зрителя не зацепишь. Однако на самом деле сам процесс работы, споров ученых, обсуждений был увлекательнее любых мелодраматических ходов. 8 из 10 PS. Кстати, к своему удивлению, обнаружила на Кинопоиске, что в 2013 году был создан сериал с тем же названием, посвященный также созданию бомбы, но акцент в нем сделан на шпионской работе по добыванию информации.
Интересный сюжет, но сериал не взорвался. Но не только обилие, не всегда уместных любовных сцен, испортило сериал. Роль главного героя Рубина (актер Е. Ткачук) не совсем удачна. Видно, что этот актер очень далёк от физики и поэтому неубедителен, особенно его хамское поведение на учёном совете в присутствии большого числа академиков и докторов наук. Это при том, что по сценарию главный герой не имел даже ученой степени. Я не говорю уже об отсутствии особой внутренней культуры, которая присуща ученому физику, а она должна быть очень высокой т. к. по сюжету он учился у самого Нильса Бора! Актер Евгений Ткачук, безусловно, очень талантливый артист для определённых характерных ролей. Поэтому в образе физика Рубина просматриваются уши Мишки-Япончика. Физиогномически артист более всего соответствует образу мужественного и бесстрашного воина, чем ученого. Когда внешний облик актера совпадает с внутренним содержанием исполняемой роли, тогда он убедителен. Например, Абдулла из «Белого солнца пустыни». Однако образы академиков Курчатова и Харитона получились очень убедительные. Великолепная работа оператора, достоверные детали послевоенного быта и масштабные натурные съёмки украсили сериал, но увы не спасли его. Остаётся только сожалеть об упущенных возможностях сделать действительно зрелищный и захватывающий сериал, основанный на реальных событиях, предшествующих созданию атомной бомбы. Надеюсь, что следующая попытка показать захватывающий процесс создания отечественной атомной бомбы будет более удачной.
Сериал «Бомба» — типичная продукция российского сериального цеха, со всеми характерными для нее недостатками, о которых упоминали во многих рецензиях на фильм. Схематичность (местами нарочитая) исторических реалий, хаотичность романтических линий, картонность второстепенных персонажей. Но при этом незамеченными оказались два больших достоинства сериала, выделяющих его на фоне общей массы российских «коллег по жанру». Во-первых — это представитель очень редкого жанра — «научно-производственного романа», причем эта «научность» и «производственность» присутствуют не для галочки. В сериале, пусть и с изрядными упрощениями, показан именно нелинейный процесс научно-инженерного поиска. С характерными сюжетами и проблемами: выбор между более надежным, но менее эффективным решением, и потенциально более эффективным, но непроверенным проектом; проблема точности измерений; технические проблемы, решение одной из которых порождает новые. Во-вторых, в сериале адекватно отражена проблема техники безопасности, правила которой без преувеличений пишутся кровью. Да, порой эти правила приходится осознанно нарушать (и, иногда, платить за это жизнью), но в большинстве случаев нарушения правил техники безопасности произрастают из банальной лени и раздолбайства, плата за которые может быть очень высокой… Но, увы, людям свойственно по наплевательски относиться к себе и фильм, систематически демонстрирующий, что техника безопасности не перестраховщиками придумана, выгодно выделяется на фоне сериалов, герои которых с удалью молодецкой нарушают все мыслимые и немыслимые правила… Так что если выбирать из российских сериаловы, то «Бомба» может быть очень неплохим решением…