Человек ниоткуда
- 15 янв 2001
- 28 авг 1995
При всем текущем многообразии современных сериалов, у тех людей, чьи детство и молодость прошли под знаком 90-х, возникает желание увидеть сериал старой доброй киношколы тех времен. «Человек ниоткуда». Это не классический вариант сериала на 5—6 (бывает и 11, как у «Секретных материалов») сезонов. Здесь перед нами сериал с единственным сезоном на 25 серий, эдакий «затянувшийся фильм», который именно как фильм и воспринимается и впечатление полнометражного фильма оставляет. Оригинальная задумка: главный герой Томас Вейл, талантливый фотограф, в один прекрасный день обнаруживает, что потерял все. Но не как бизнесмен, потерявший состояние — Томас оказывается лишен личности. Точнее, он-то себя помнит, но вот ни знакомые, ни друзья, ни собственная жена его не узнают. Фотовыставки закрыты, документов нет — он будто не существовал и вычеркнут из Истории. Мистика стремительно приближается к зрителю. Фантастика, параллельные измерения? Однако сам главный герой абсолютно уверен в том, что он не сошел с ума и не погрузился в параллельную Вселенную теории струн. Томас объявлен в розыск — ищеек спускает полиция, но, что более странно, его разыскивает и более высокопоставленная ФБР. Начиная собственное расследование, Вейл по крупицам восстанавливает картину происходящего, собирает детали, нюансы, доказательства, подтверждающие, что он — Томас Вейл. Он пускается в странствия по стране, однако перед ним неотступно следует шлейф смерти — ближайшие родственники, друзья либо таинственным образом исчезают, либо погибают… Отличная актерская игра, динамика погонь, перестрелки, великолепный саундтрек — отличительные черты боевиков 90-х присутствуют в «Человеке ниоткуда» в полной мере. Лихо закрученный сюжет, стиль мистического триллера-боевика, отличная игра актеров не оставят равнодушными к «Человеку ниоткуда». Сериал не успевает скатиться к «жвачке», держит в напряжении и приводит к настоящему катарсису в концовке. «Человек ниоткуда», получивший статус культового в середине 90-х и выходивший в нашей стране на видеокассетах, имеет крепкий рейтинг 7,4 на «Кинопоиске» и 8,4 на «IMDB» (правда, при количестве выставивших оценку 1473 пользователей), но сейчас, к сожалению, подзабытый. В России существует лишь дублированный перевод канала «СТС», который не дает насладиться оригинальными репликами актеров.
Сидя в просторах интернета, после просмотра единственного сезона «Реки», я заинтересовался проектами, в которых принимал участие Брюс Гринвуд. Прекрасный актер, за которым было интересно наблюдать в роли свихнувшегося на волшебстве путешественника, заставил меня просмотреть сериал, который уже давно лежал в списках, рекомендуемых к просмотру. Интересное описание сюжета чем-то схожее с «Событием», но если в последнем эту тему о стирании жизни раскрыли в первых сериях, то здесь она присутствует на протяжении всего сезона. Возможно некоторые даже ассоциативно вспомнят фильм прошлого века «Сеть», но с запоминающейся главной героиней в лице Сандры Буллок, чью жизнь стирают и придают шантажу. Том Вэйл — успешный человек, у которого много друзей, много гостей посещают его выставки, представляющие его профессионально выполненные работы. На его фотографии каждый день приходят посмотреть, но однажды произошло нечто ужасное… Том отлучился в туалет, и время, которое он там провел, обернулось против него. Кто-то стер всю его жизнь, всю его замечательную жизнь: женщины были от него без ума, мужчины ему завидовали. После открытия двери, он направляется за свой столик, но его уже нету, администратор, которого он знал, не признает его постоянным гостем. Ошарашенный такими событиями он вызывает такси и едет домой, но жена уверяет, что его не знает, и у нее есть муж. Под угрозой выстрела он с ненавистью покидает частную территорию и едет на такси в свою мастерскую, где проводятся выставки. Пытаясь абстрагироваться от реальности, он звонит своим лучшим друзьям в надежде найти ответы, но, увы. Его глаз пал на пропавшую фотографию из его коллекции, и с этого момента он будет надеяться, что все это из-за одной фотографии. Уезжая дальше от странных вещей, он натыкается на мальчика-телепата, который на платном сеансе верно подтверждает его нынешнее существование. И после длительных попыток поговорить с мальчиком, он с ним говорит, и понимает, что не все так просто, что это действительно какой-то эксперимент или заговор. Вторая по рейтингу лучших встреч — это встреча с девушкой, у которой стерли память. Встретился он с ней не случайно, под видом некоего доктора Беллами. Благодаря этому он узнает больше о «промывании мозгов» и подопытных из ниоткуда. Вот здесь начинают появляться сценарные недоработки, а точнее пробелы в плане сюжетной лини главного героя. Нам не рассказывают, как у него появилось желание, представиться доктором или почему не заметили ложное лицо. Это еще ладно. Дальше больше и глубже. Затем его вылавливают неизвестные люди, требующие негатив, и проводят над ним опыты. Ему пытаются представить новую реальность: женщину, которую он любит больше жизни, но проблески памяти заставляют усомниться в некой специально настроенной на нем иллюзии. По ходу действия он будет работать продавцом в магазине, который выявляет из негатива фотографии, в школе, в пиццерии разносчиком, но как он туда устраивается тоже не ясно, ведь он пустое место в переносном смысле, потому что все его документы не действительны, а кредитки вовсе не работают. Но чем дальше Том убегает от плохих людей, тем больше находит тех, кто может помочь ему в его проблемах, и тех, кто с ним похож. Такое ощущение у меня присутствует, что сюжет каждой серии придумывали отдельно, даже до создания всего сезона, возможно, даже просто брали всевозможные идеи и искры и перемещали в сюжетную линию этого сериала. Потому что он вновь обретает потерянное, а его все еще тянет к ответам на свои вопросы. Проникая в военные базы, он наблюдает за экспериментами и выясняет кое-что про НЛО, что также не уместно в концепциях затронутого жанра. Не смотря на год создания сериала, мне понравилась монтажная и операторская работа. Ничего лишнего в кадре, как это обычно бывает наоборот в фильмах тех годов, плавный переход сцен с затемнением мне всегда по нраву. Ой, как же я был рад! Музыка не привлекает и не заставляет сердце биться чаще, дабы внедрить эдакую энергетику психологического триллера. К сожалению, актерская игра Брюса Гринвуда мне не понравилась. Прекрасный актер, но это не его тематика воплощения, хотя к этому, может быть причастны режиссеры, которых очень много. Много наставников, много и расхождений с изначально запланированного образа. Остальных актеров даже не буду рассматривать здесь, так как у всех плановые роли. Играют по плану, ничем не выделяются, что также свойственно для сериалов того времени. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что «Человек ниоткуда» может не понравится новому поколению, выращенному на совершенно других сериалах, зато старое поколение отметит этот сериал положительной оценкой, ведь в нем собрано лучшее из 90-ых. Я приверженец первого, и поэтому он у меня особых эмоций не вызвал, разве что уверил меня смотреть до конца. Сценарные пробелы, нулевые ответы вас будут раздражать. Но согласитесь… идеи стоящие! Правда использованные не по назначению, а по ходу сюжета этого сериала. P.S. Начало конца, точнее наоборот. 5 из 10